За дело Ленина, 1980, № 100

ОРГАН СЕВЕРНОГО РАЙКОМА КПСС И РАЙОННОГО СОВЕТА НАРОДНЫХ Д Е П У Т А Т О В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ Выходит по вторникам, четвергам и субботам. .Ъ_ Пролетарии всех стран, соединяйтесь! x i * g / m Газета основана 20 июля 1935 года № 10 0 ( 5 0 7 2 ) Ч Е Т В Е Р Г 4 СЕНТЯБРЯ j 1 9 8 0 г о д а Ц е н а 2 к о п . Н А У Д А Р Н О Й В А Х Т Е — ТРУЖ ЕНИКИ ПОЛЕЙ И Ф Е РМ УСЛОВИЯ СОРЕВНОВАНИЯ АВ ТО ТРАНСПОРТНИКОВ Исполкомом Новосибирского областного Совета народных депутатов и президиумом областного совета профсоюзов разработаны условия социалистического соревнования коллективов автотране- »*11Иных предприятий, принимающих участие в уборке и вывозке зерна и другой сельскохозяйственной продукции урожая завершающего года десятой пятилетки. Утверждены четыре переходящих Красных знамени и четыре денежные премии по тысячи рублей каждая, которые присуждаются автотранспортным подразделениям, занявшим классные места в этом соревновании. Присуждение классных мест прово-* дится облисполкомом и обл- совпрофом по итогам работы за декаду. Победителями в социалистическом соревновании признаются коллективы автотранспортных предприя1- тий, добившиеся наивысшей выработки на- списочную автотонну грузоподъемности автомобилей и прицепов, выделенных для перевозки сельскохозяйственной продукции, наивысгаего коэффициента использования автопарка, наибольшей экономии горючего. ^Главнейшим условием для 'П р и су ж д ен и я классных мест является безусловное соблюдение автомобилистами высокой трудовой дисциплины, обеспечение безаварийной ра боты. Коллективы автотранспортных подразделений, получившие денежные премии, расходуют их для поощрения водителей, инженерно-технических работников и других производственников, добившихся наиболее высоких показателей. Материалы по выполнению условий соревнования автотранспортными предприятиями, автоколоннами и Ч^га^угими автотранспортными по дразделениями согласовывают ся с райисполкомами и пред-"" ставляются на рассмотрение вышестоящим транспортным организациям. Западно-Сибир ское территориальное транспортное управление обобщает их и представляет сведения в облисполком для определения победителей. Утверждены условия присвоения передовым водителям автотранспортных предприятий звания «Отличник автомобильных перевозок сельскохозяйственных продуктов уро жая 1 9 8 0 года». Это почетное звание присваивается с одновременным вручением По четной грамоты исполкома областного Совета народных депутатов водителям, добившимся наиболее высоких показателей при перевозке зер па и других сельскохозяйственных продуктов. Материалы о результатах работы передовых водителей направляются Iруководителями автотранспортных предприятий и местными комитетами профсоюзов в адрес своих вышестоящих организаций, руково дители которых представляют их для рассмотрения в облисполком. По условиям соревнования предусмотрено присвоение звания «Герой жатвы» и «Мастер уборки урожая». Звание «Герой жатвы» присваивается шоферам, выполнившим за период уборки урожая не, менее двух норм, а при ра-* боте двух водителей на одном автомобиле — не менее полутора норм, обеспечившим! сохранность автомобилей, без опасность движения, экономию горючего и смазочных материалов. Передовикам, удо стоенным такого звания, вру чаются дипломы и памятные знаки «Герой жатвы». Шофер, завоевавший это звание пятый Год подряд, награждается Почетной грамотой облисполкома и облсовпрофа и ценным подарком, ему предоставляет ся право на приобретение лег кового автомобиля вне очереди- Звание «Мастер уборки урожая» присваивается шоферам. выполнившим за пери од уборки урожая не менее полутора норм, а при работе двух шоферов на одном автомобиле — не менее 1,2 нор мы1 Водителю, добившемуся; таких результатов, вручается диплом и нагрудный знак «Мастер уборки урожая». Шо фер, завоевавший это звание пять лет подряд, награждает ся Почетной грамотой облисполкома и облсовпрофа, ему предоставляется право на при обретение вне очереди тяжелого мотоцикла. Вести с полей и ф е р м Заготовка кормов В к о л х о з а х района п р о д о л ж а ­ етс я з а г о т о в к а сена . Его з а с к и р ­ д о в а н о 107200 центнеров, что с о с т а в л я е т 67,8 процента к п л а ­ ну. Успешно идет накопление к о р ­ мов в ко л х о з е «П а м я т ь Л ен и на » . З д е с ь план ир у е тся иметь 23700 цен тнеров сена , в с к и р д а х уже поставлено более 19,5 тысячи. М е х а н и з а т о ры к о л х о з а в е д у т з а к л а д к у с е н а ж а . 9670 центнеров этого к о рм а припасено к б у д у ­ щей зимовке ск ота . П р о д о л ж а е т с я уборка силосных. 500 г ек таров пашни з а н и ­ м а ла к у к у р у з а . Б о л ь ш а я часть ее посевов у ж е у б р ан а . И д ет косовица подсолнечника. 56450 центнеров зеленой массы у л о ж е ­ но в бурты и траншеи. П о мере о св о б ож д ен ия полей от зе рновых с уч а с т к а ца у ч а с ­ то к передвигаются зв енья по метке соломы. Ее з а п л а н и р о в а н о з а с к и р д о в а т ь 19400 центнеров. Пока же убрано 5520. Озимый клин района сос тавил 7202 г е к т а р а , что на 232 г е к т а ­ ра больше п лан а . Колхоз «П а м я т ь Ленина» расширил посевы ржи на 200 гек таров . А. Ш А Р А П И Н С К И Й . Г О Д О В О Й выполнен Ж и в о т н о в о ды к о л х о з а « Б о р ь ­ ба з а мир» добились з а м е ч а т е л ь ­ ного успеха: досрочно выполнен государственный план п р о д а ж и м олока . Н а приемные пункты отп р авл ен о более 4700 ц ен тне ­ ров про дукции. Во г л а в е с о р е в ­ нования д о я р о к иду т м а стер а машинного доения Е. А. К о р е ц ­ к а я , В. Я. Л о м о в а , А. Е. П а - нькова . А. А Р К А Д Ь Е В . В тр уд о в ом ритме П р о д о л ж а ю т с я полевые р а б о ­ ты в колхозе « З а в е т ы И льича» . Н а тр етье се н т я бр я 410 г е к т а ­ ро в рж и убрано здесь прямым к ом байнированием . 83 г е к т а р а пшеницы скошено на с в а л , из них 33 — обмолочено. Общий н ам о л о т зе рновых с о с т а в л я е т 2439 цен тнеров. Скошено 300 г е к т а р о в п о д с о л ­ нечника и 40 г е к т а р о в о д н о л е т ­ них т р а в . П р о д о л ж а е т с я сев озимых, под которыми з а н я т о у ж е 720 г е к ­ т а р о в . П о итогам социалистического с о р е вн о в ан ия впереди идет з в е ­ но к ом байн ер а М. В. П е т у х о в а . В его состав в х о д я т К. Д . С еред а и В. М. Григорьев. Их н а м о ­ лот сос тавил 838 центнеров. А. Т Р И Ф О Н О В . У Б О Р К А Х Л Е Б О В К О Л Х О З А М И С Е В Е Р Н О Г О Р А Й О Н А Н А 1 С Е Н Т Я Б Р Я 1 9 8 0 Г О Д А К о л х о зы Всех з е р н о вы х о з и м ы х и я р о в ы х у б о р о ч н а я | с ж а т о п л о щ а д ь с к о ш е н о г а 1 г а % о б м о л о ч е н о г а н а м о л о ч е н о ц ен т . н а м о л о т с 1 г а П а м я т ь Лен и на 6580 1783 27,1 1200 11957 1 0 0 им. XXII с ъ е з д а КПСС 3378 738 21,9 670 3354 5,0 Восход 1508 544 36,1 424 1929 4,55 Н о в а я жи зн ь 1300 40 3,1 40 500 12 5 З а в е т ы Ильича 1991 493 24,8 443 2439 5,50 им. М Горького 1970 592 30,1 592 6542 11,1 П у т ь к коммунизму 1894 337 17,8 270 3090 11,4 Б о р ь ба з а мир 1790 240 13,4 210 1161 5 5 V I I с ъ е з д Советов 1228 158 12,9 150 679 4 5 им. К. М ар к са 1655 657 39,7 560 5826 10,4 И т о г о 2 1 1 3 4 5 5 8 2 26, 4 4 5 5 9 3 7 4 7 7 8.2 Б ы л о н а 3 . 0 9 . 7 9 г. 6 7 3 3 5 8 8 6 9 0 4 9 1 15, 4 ' I l i l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l i l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l f r I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I H I I I I I i l t l l l l l l l l l l f l l l l l l l l l l ПРАЗДНИЧНЫМ ДЕНЬ П ра здничный день. Не т а к уж р едок он сейчас в нашей жизни. З д е с ь и яркий от обилия елоч ­ ных украшений Новый год, многолюдный П е рвомай , и т о р ­ жественный Д ен ь П о б е д ы . . . К а ж д ы й из них по -сво ем у р а д о ­ стен, п о -с в о ем у ж е л а н е н . К а ж ­ дый н а д о л г о оста ется в памяти. Сегодняшний день, день н а ч а л а нового учебного го д а , т а к ж е относится к празд ничным. С самого утр а п отян улис ь сюд а мальчики и девочки, с т а р а т е ­ льно п р и н а р я ж ен н ы е р а д и этого д ня . Б о л ьш и нс тво из них у ж е не первый р а з встречаю т в этих стена х новый учебный год . Но есть и т а к и е , д л я которых этот ден ь с тане т п ам я тны м на всю ж и зн ь . Притихшие с т о я т они, с ж и м а я в р у к а х букеты цветов, с т о я т первоклассники Северной средней школы. С приветств енным с ловом к присутств ующим о б р а т и л а с ь Т аи ­ сия М и хай ловн а С а з о н о в а , ди ­ рек тор школы : — Д о р о г и е р е б я т а , родители и учителя . Р а з р еш и т е п раздни к первого зв о нк а считать открыты м. Т о ржеств енны е звуки Гимна Сов етского Союза заполнили насту пившую тишину. — Посмотрите, к а к а я б о льш а я и д р у ж н а я семья с о б р а л а с ь здесь, под сводами з а л а , — п р о д о л ж и ­ ла Таи си я М ихайловна, — 380 наших учащихся в период к а н и ­ кул отлично отдохнули и н а б р а ­ лись сил на летней о з д о р о в и т е л ь ­ ной п лощадке, 60 лучших учеников посетили ленинские места, сотни б ла го да р но с тей на ре бят, не привыкших сидеть с л о ж а р у ­ ки, получено от руководителей х озяй ств и предприятий рай он а . До р о гие малыши, с с е г о д н яш ­ него д н я вы — первоклассники. Очень бы хотелось видеть вас настоящими г р а ж д а н а м и нашей Родины. О т всей души ж е лаю , чтобы вы учились только на «че_ тре» и «пять» и были в сегд а и во всем примером. По традиции деся т и к л а с с н и ки вручили вступающим в светлый мир знаний ма льчик ам и д е в о ч ­ кам памя тны е п ода рки — У к а ж д о г о в ж и зн и б ы в а ­ ет свой единственный, самый прекра сный пр азд ни к , — о б р а ­ т и л ась к р е б я т а м их б у д у щ а я уч ите льница Н а т а л и я Э д у а р д о в ­ на Немченко. — С егодня он н а ­ ступил и д л я вас, чтобы о с т а т ь ­ ся в памяти н а в с е г д а . . . О т имени учащихся д е с я ты х к л ас со в к м а лыш ам о б р а т и л а с ь М а р и н а К а ртов ен ко : — . . .В ы б удете учиться первый год, мы — последний. Д л я вас ш к о л ь н а я ж и з н ь еще т о л ь к о - то л ьк о н а ч и н а е т п р и о т к р ы в а т ь свои тайны, д л я нас он а г о т о в и т у ж е прощальный вечер . Мы х о ­ тим вам д а т ь наш общий совет: см ело идите в м анящ и й н еи зв е с ­ тностью светлый мир знаний , п р о я в л я й т е м а к сим ум у си д ч и в о ­ сти и настойчивости , б у д ь т е честными, дисци п лин и рованны м и , пред ельн о вним а тельны м и на у р о ­ к а х . Не о г о р ча й т е св оих учител ей . . . Тепло п о з д р а в и л и у ч ащ и х с я с н ач ал ом учебного года В. И Л у к ь я н ч у к , первый с е к р е т а р ь р а й к о м а В Л К С М , С. Г ридина, с е к р е т а р ь ш к о ль н о го ком итета ком с ом о л а , Л Щ е р б а к о в а , пред ­ с е д а т е л ь с о в ета д р уж и ны . Новый, 1980-81 учебный год н а ч а л с я . А. ш и ш к и н .

2 l l l i l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l h ЗА ДЕЛО Л Е Н И Н А » i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i H i i i i i t i i i i i № 1 0 0 ( 5 0 7 2 ) 4 4 с е н т я б р я 1 9 8 0 г о д а В к ану н нового учебного го д а в районном Д о м е к у л ь ­ туры с о с тоялось районное с о ­ вещание учителей. С д о к л ад ом об и тогах минувшего учебного го д а и п редстоящих з а д а ­ ч ах на 1980— 1981 учебный го д выступила з а в е д у ю щ а я районным отделом н а родного о б р а з о в а н и я Л. П. Юревич, В обсужд ен и и д о к л а д а приняли участи е: з а в у ч Н о в о - Троицкой сре дней школы Р. А. Яковлева, п рокурор р ай о н а A. П. Левак, директор Ч у в а - шинской восьмилетней школы 3 . Н, Голубева, райвоенком B. П, Левчук, д ире ктор Г р а ж - дан це вс кой восьмилетней ш к о ­ лы М, Д . Кузнецова, заву ч Би ази н ск о й средней школы Р. И. Ликаровская, п р еп о д а ­ в а т е л ь физики Северной с р е д ­ ней школы 3 . П. Сазонова, з а в е д у ю щ а я яс л и - с а д о м № 2 Г. А, Чаплыгина, п р е п о д а в а ­ т е л ь физвоспитания Северной средней школы Н. М,- Литвинов, з а в е д у ю щ а я библиотекой Северной средней школы Г. М. Смелова, первый с е к р ета р ь р ай к о м а В Л К С М В. И. Л у - кьянчук. В р а б о т е со в ещ ан ия прин я л а участи е с е к р е т а р ь р а й ­ ком а партии В. Т, Боровская. Н и ж е мы публикуем и зло ­ жение д о к л а д а и некоторые выступления участников с о ­ вещ ани я . В 1979-80 учебном году п е д а ­ гогические коллек тивы школ р а й ­ он а п р о д о л ж а л и п о с л е д о в а т е л ь ­ ную р а б о т у по выполнению р е ­ шений XXV с ъ е з д а КПСС и пос т ано в л ен и я Ц К КПСС и С овета Министров С СС Р «О д а л ь н е й ­ шем сов ерш ен ствовани и обучения, восп итани я учащ и хся о б щ е о б р а ­ з о в а т е л ь н ы х школ и подготовки их к тр у д у » , в котором^ у к а з ы в а ­ ется : «Считать главной за д а ч ей о б щ е о б р а з о в а т е л ь н ы х школ посл е д о в а т е л ь н о е претворение в ж и з н ь решений XXV с ъ е з д а КПСС и полож ений новой К онс титу ­ ции С С С Р о р азви тии всеобщего среднего о б р а з о в а н и я , д а л ь ­ нейшем сов ерш енствовании у чеб ­ н о -в о сп ита тел ь но го процесса с тем, чтобы обеспечить п о д г о т о в ­ к у в сесторонне р а з в и т о г о с т р о и ­ т е л я коммунистического о бщества». Фо рм и р о в ан ие молодого по к о ­ ления — строителей коммунизма , у б еж д ен н ы х - i f " б еспредельно пред ан ны х Р о ди н е — в сегда было и б у д е т главной целью советской системы просвещения. С большой силой она освещена в новом п о ­ становлен и и Ц е н т р а л ь н о г о К ом и ­ тета партии «О дальнейшем улучшении идеологической, поли ­ т и к о -в о сп и тател ь н о й работы» . П е р е д нами, уч ителями, с т а ­ вится з а д а ч а д о би ть ся ор г ан и ­ ческ ого е д и нс тв а учебного и в о спита тел ьно го процессов, фо рм и ­ р о в ан и я у уч ащ и хся научного миро во з зр ен ия , высоких м о р а л ь ­ но-полити ческих качеств, т р у д о ­ любия , на н еобходимос ть в сем ер ­ но крепить с в я з ь семьи, школы и общественности . В е д е т с я п о с т о ян н а я р а б о т а по со хранению кон ти нг ента у ч ащ и х ­ ся 1—8 кл а с с о в . П рактически из этих к л а с с о в отсе ва нет уж е на п р о т яж е н и и р я д а лет. Н е д о п у с ­ СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС тили отсева в этом учебном год у и из 9— 10 классов. Осущес твление обязательного; среднего о б р а зо в ан и я молодежи требует дальнейших усилий в улучшении быта учащихся в пришкольных интернатах , обеспечении бесперебойного п одвоз а у ч а ­ щихся к школам, организации питания, в работе групп продлен ­ ного д ня . Многие эти вопросы решены и не вызы вают тревоги у педагогических ко ллективов. Но есть и нед остатки. Еще не все учащиеся, н уж д ающ и ес я в и нтер ­ нате, могут в нем жи т ь . В С ев ер ­ ной средней школе интернат н а ­ ходится в ветхом состоянии, переполнен. Зд ес ь нет никаких удобств д ля учащихся . В группах продленного дня н а х о д я т с я лишь 768 учащихся , что ниже п лан а . Р а б о т а групп з ачас тую сводитс я лишь к выполнению домаш них з а д ан и й . Они р аспо л аг аю тся в помещениях, где нет игровых и спальных комнат. Не используютс я школьные спортивные з алы , учебные кабинеты, мастерские. В и нтернатах школ и групп продленного д н я р а б о т а е т н ем а ­ ло воспита телей , которые стали д етям чутким, тр ебовательным , и в то ж е время добрым другом, советчиком, нас тавником. Таковы М. Е. К ов а л е в а , У. К. Маркович, 3 . П. Груенко, Т. В. Мамонова, Е. С. Копытова, Н. М. Панина, Л. Л . Профорук и другие. Во многих шк ола х горячему питанию учащихся уд е л я е тс я д о ­ статочное внимание. В Северной, Останинской, Остяцкой, Ф ед о ­ ровской, Коб. Кордонов ской, Среднеичинской, Бергульский ш к о ­ л ах все учащиес я получаю т г о р я ­ чее питание. Но в р яд е школ д ля этого не созд аны усл овия. Укр епляется м а те р и а л ьн а я б а з а школ. Н а урока х используютс я проигрыватели, киноаппараты , м а ­ гнитофоны, грампластинки, диа" фильмы и прочее. Обеспечены школы наглядными пособиями, |имеются. (Обширные библиотеки., Обучение учащихся ведется по кабинетной системе. Кабинеты физики, химии, истории и о с т а л ь ­ ных предметов оборудов аны всем необходимым. О коло д вух тысяч учеников в районе, и 98,1 процента из них зан имаю тс я в одну смену. П е д а ­ гогический коллектив района — 210 человек. Треть я часть из них имеет высшее образование . 140 учителей получили среднее специальное об р а зо в ан и е . 18 чело ­ век учатся в пединститутах з а ­ очно, " В районе т р у д я т с я д в а з а с л у ­ женных учите ля Р С Ф С Р — А. П. Г л ам а зди н и Е , П. Путин, ' 27 отличников н а родного просвещения. Многие учителя отмечены зн ак ом «Ударник социалистического соревнования» , Почетными грам о т ам и Министерства просвещения ССС Р и Р С Ф С Р . О. Е. Глущен ко и А, А, Усть янчик — орденоносцы. Учащиеся п о к азы в аю т прочные з н ан ия основ наук: 790 школьников за кончили учебный год на «4» и «5» , что с о с т а в л я е т 40 п р о ­ цен то в от числа всех обучающих ­ ся в шк олах района. Учителя Останинской, Чувашинской, Г р а - жданцевской восьмилетии* школ на п ротяжении последних лет р а ­ ботают без второгодников, д оби ­ в аются высокой успеваемости учащихся . З д е с ь хорошо п о с т а в ­ лен а вне клас сная р а б о т а , р а б о ­ та пионерских дружин. С овременная шк ола п р е д ъ я в ­ л я е т к учителю более жесткие тр ебования , чем они были несколько лет н а з а д . Учитель д о л ­ ж ен не т ольк о учить детей, но и сам постоянно повышать свои знания , о чем в свое время го ­ ворил К. Д . Ушинский: «Учитель ж и в е т до тех пор, пока он учится К а к тольк о он пер естал учить ся, в н е м ' ' у м и р а е т учитель». Повышаю тс я т р еб о в ан ия и к уроку . От него требуют полноты, эффекти вности, требуется чтобы он вызывал интерес у к а ж д о г о ученика к изу чаемому предмету. Так овы уроки у Г. В, М о кроус о ­ вой, Н. Т. Ильиных, У. П. Гридиной, М. Н. Петровой, Н. А. Л егачевой и других. Учителя русского язы к а и л и ­ тера туры по-особому чувствуют себя ответственными з а н р а в с т ­ венное воспитание г р а ж д а н . З а ­ с л у ж и в а е т внимания опыт учителей Р, И. Л и к ар о в ск о й , Л . Н . , Николаевой, Р. М. Васильевой, 3 . Н, Овсянко, Н. Ф. Власенко, А. Т. Махныткиной, 3 . Н. Г олу ­ бевой. Д о стато ч н о опытный и сильный д л я успешного решения з а д а ч обучения и воспитания у ч а ­ щихся коллектив сл овесников Северной средней школы. Более высокий уровень м а т е ­ матической подготовки о б н а р у ­ жили учащиес я Северной, О с т а - нннской, Бергульской, Г р а ж д а н - цевской, Ч увашинской школ. Но основным н едостатком в м а т е м а ­ тической подготовке , к а к и в прошлые годы, оста ется ф о р м а ­ лизм знаний, механический х а р а к ­ тер усвоения м а тер и ал а , слабое математическое мышление. Н и з ­ кий теоретический и методический уровень отд ел ьных уроков об ъ я с н я е т с я слабой п роф ессион альной подготовкой учителей м а ­ тематики . По итогам 1979-80-го учебного' года 99,6 процента учащихся пок а з а л и хорошие зн ан ия физики. Прочные з н ан ия по этому п р ед ­ мету п о к а з а л и учащиес я С ев ер ­ ной, Биазинской средних, Ф ед о ­ ровской и Г р аж д ан ц е в с к о й восьмилетних школ. Н е дос татком ж е я в л я е т с я то, что уроки физики не всегда свя зы в аю тс я с жизн ью, недоста то чно используютс я р а з н о ­ образны е формы самостоя тельны х работ, учителя редко примен яю т технические сре дс тва обучения. Все это приводит к пассивности р е б я т на уроке. Высоким педагогическим м а с ­ терством , единством обучения и воспитания отличаются уроки истории у А. П. Г л а м а з д и н а , Е. П. Путина, К. В. П у д о в а , Р. А. Яковлевой, А. М. Юдина , 3 В Голубцовой, Г. Л . Савиной, Н .П . Миронова. Они умело выделяю т и подчеркив аю т те исторические ф ак ты, ко то рые играю т первостепенную роль в воспитании к ом ­ мунистической убежденности у ч а ­ щихся . Они умело и творчески ув я зы в аю т со д е рж ан и е п рограм ­ много м а тер и ал а с принципиальными положениями, данными в тр у д а х В. И. Ленина', партийных д окументах, в решениях XXV с ъ е з д а КПСС. Многие учителя географии правильно понимают в оспитательное значение предмета. Уроки В Л . К ов а л е в а , Т. Н. Крюшки- ной, В Е. Шуршевой, М. И Курцевой, Т. В. З а в а ль н ик о во й отличаются высокой парти йностью. Учителя химии и биологии Т Г. Б р а т о в а , Ф. П. Миронова, Л . И. Воробьева, Е. Д . К о лм ако в а , прививая интерес к своему пред ­ мету, г о то в я т учащихся к т р у д о ­ вой деятельности.. Влюбленность в свое дело, работоспособность, целеуст ремленность, творческий п о и с к ‘наиболее эффекти вных приемов и методов обучения — т а ­ ковы хара ктерны е черты этих педагогов. З а последние годы повысился уровень материально-т ехнической базы по физическому воспитанию в школах района. Б ольшин ­ ство школ имеют гимнастические з а л ы , необходимый спортивный инвентарь и о борудов ание . Многие учителя понимают з ад ач и физического воспитания уч ащ и х ­ ся, уделяют большое внимание воспитанию коммунистической морали, формируют, р азв и в аю т д в и ­ гательные умения и навыки, гот о в я т школьников к выполнению комплек са ГТО. А. Ф. Ятис, Н. М. Л и т в я к о в , В. Н . Васильев , Г. Д. Маляревич, Н . В. Корнеев и д ругие учите ля физкультуры р а ­ б о таю т творчески, настойчиво, со в ерш енствую т свое мастерство, посл ед о в ател ьно воспиты ваю т у школьников нравственные к а ч е ­ с т в а : о рганизованность , волю, дисциплинированность. Учебный процесс по начальной военной подготовке в средних школах района п ланируется , о р ­ ганизуется и проводится в со о т ­ ветствии с программой и положением о нач ал ьной военной подготовке молодежи . Все преп о да в а тел и этого предмета про ­ шли курсы усовершенствования . З а н я т и я п р о во д я т с я при соблюдении воинских уставов . В оенру ­ ки с тр ем ятс я воспитать у ш к оль ­ ников сознательное отношение к овладению основ военного дела, в о о р уж и т ь их зн аниями и п р а к ­ тическими навык ами , необходи ­ мыми д ля выполнения свящ ен но ­ го долга — защиты Родины. Умело орг ан и зу ет учебный процесс военрук. Северной средней школы В. Л , Юрьев. З а н я т и я с учащимися он проводит на д олж ном идейно-теоретическом и организационно -м етодическом уро вне. С таран и ем В, Л . Юрьева, при участии старшек лассников , в кабинете о б о р у д о в ан э ле к тр и ­ фи цированный м а к е т - с х ем а д ля сов ерш енствования практических н авыков и с а м о к о н т р о л я . По рез у л ь т а т а м район ного с м о т р а - конкурса нач ал ьной военной п од ­ готовки шк ола н еоднок ратн о з а ­ ним ал а первое место. Улучшилось ка чество п я ти дн евных полевых занятий с юношами. Высоким педагогическим ма стерством, единством обучения и воспитания отличаютс я уроки учителей иностранных языков Г. В. Цнплаковой и Г. А. Кочерешко. Они умело осущ ествляют индивидуализацию обучения, широко пользуютс я дифференцированны ­ ми з ад ан и ям и , через большую внеклассную раб о ту прибивают интерес школьников к предмету. О бязанн ость всех пед агогов — повышать эффективность уроков, добиваться, чтобы каждый из них обеспечивал глубокие й про - 4nVe зн ания школьников, в ы р а ­ б а ты в а л практические уменья и навыки, форм и р о в ал коммунистические черты личности. И с к у сство учителя и состоит именно в том, чтобы для к а ж д о г о урока или д а ж е д ля к а ж д о го его э т а ­ па о т о б р а т ь методы и приемы работы , позволяющие решатч^Хг- зн авательные , воспитательные и дидак тические за д а ч и . В а ж н о поднять личную ответственность к а ж д о г о учителя за конечные резу л ь таты его ра боты — обучение и воспитание школьников. «Ш кола д о лж н а приучать чело ­ века раб о т а т ь , — писал А. В. Лу н ача р ски й , — з а к л а д ы в а т ь определенные правильные ме то ­ ды п одхода ко всей той тайне, какой я в л я е т с я мир». Говоря о всеобщем о б я з а т е л ь ­ ном • среднем^ образовании, мы д олж ны помнить, что на п редпри ­ ятиях, в ко л х о з а ^ еще т р у д я т с я люди, которые не имеют ср е дн е ­ го о б р а з о в ан и я . Получить его помогаю т учебно-консульта ционные пункты при Биазинской с р е д ней, Чувашинской восьмилетней де других школ. П р а в д а , так , к а к р а б о та е т УК.П Б и азы и села Чуваши , в район е немного Сер ьезные положите льные с д в и ­ ги произошли в трудовом об у чении учащихся 9 — 10 классов, В минувшем учебном году по д го ­ товлен о 35 трак торис тов и 30 шоферов. Обучение ав то д ел у и р а ­ боте на тр ак то р е ведется в со о т ­ ветствии с программой. В Биазинской средней школе 16 девушек прошли практику м по животноводству , в Северной школе девушки успешно о б у ч а ­ ются технологии шитья. Трудовом у воспитанию, с л у ж а т и уроки столярного дела, к о т о ­ рые вед утся в мастерских р я д а школ района. Воспитание трудовых навык ов в Биазинской всп омог ательной шк оле -инте рна те ст оит на первом месте. Учащимися о б р а б а т ы в а е т ­ ся около 8 гек таров земли. Они полностью обеспечивают себя ово щами, ка ртофелем . Зв ено по ж и ­ вотноводству вы р ащ и в а ет 23 свиньи, 30 овец. К а ж д о е лето д л я н уж д школы з а г о т а в л и в а е т ­ ся 400 центнеров сена. Дети прои з в о д я т посильный ремонт з д а ­ ний школы и инте рната . Подобные производств енные бригады д олж ны быть созданы при к а ж д о й средней школе. Э т о ­ го треб ует сама >кнзнь, З а д а ч и , возложенные на с о в е т ­ скую школу, высоко о тв етств ен ­ ны: ведь от того, к а к мы воспитаем молодое поколение, з а в и ­ сит будущее страны . Они н а с т о ­ льк о велики, что мы не имеем п р а в а плохо раб о тать . О т в е т с т в е н н о с т ь з а ф о рм и р о -i в ание нового ч е л о в е к а — д о с ­ тойного стр о и т е л я к оммунизма , п р е ж д е всего л о ж и т с я на к л а с ­ сных ру к о в о д ите л ей , в о сп и т а т е л ь ­ н а я д е я т е л ьн о с т ь к о торы х с л о ж ­ на и м н о го гр ан на . Это — р а б о ­ т а с учащ ими ся , род ите л ям и , о б ­ щественностью и тесный к о н т а к т с учите лями , р аб о тающ им и с клас сом . В прошлом учебном году я была к лассным р у к о в о д и т е л е ^ в 8 «б», где з а н и м а л о с ь 37 уч еников. Я не один р а з посетила уроки учителей - предметников. Вместе с ними мы изу чали инд и в и д у а л ь н ы е особенности у ч а ­ щихся , их х а р а к т е р ы , исп ользу я это в и нте р еса х д е л а . В клас се есть д е в о ч к а с д еф е к т о м речи, и о т в е ч а т ь устно у доски она постоянно о т к а з ы в а л а с ь . П о э т о ­ му опрос с ней п роводили пи ­ сьменно. П е р е д сос тавлен ием плана . в о - О взаимоотношениях учитеял 3 . Пj САЗОНОВА, преподаватель физики Северной спитательнои работы п ровож у анке тиров ан и е д ля выяснения и учета инте ресов учащихся . В р е ­ з у л ь т а т е со зд аю тс я необходимые условия д л я правильной и р ац и ­ ональной воспита тельной работы с целью осуществления индивид у а л ьн о г о п одхода . С т а т ь хорошим ^кла ссным р у ­ ководите лем можно при условии упорной раб о ты н ад собой и д обросовестного, любовного о т ­ ношения к св оему д е л у . Только т о гд а в п ам я ти школьников остаю тс я тр у д о вы е д е л а , у в л е к а ­ тельные походы, экскурсии, ш к о ­ льные вечера, яркие д о к л а д ы и горячие диспуты . По о т зы в а м учащихся в нашем клас се наиболее удач но прошли походы по родному краю, беседы на тему «Поговорим д р у г о друге» и о к у л ь ту р е поведения. Т а к ие классные часы помогают и зж и в а т ь недостатки в х а р а к т е ­ ре, з а с т а в л я ю т прис лушив а тьс я к мнению других, вы р а б а т ы в а ю т критическое отношение к себе и ок р уж аю щ и м . Б ольш ое в н и м а ­ ние уделяю личным бесе дам с учащимися . В них м ож но к о с ­ нуться самого сокровенного. Д е й ­ ственность от таких бесед б ессп орн о в ел и ка . Многие ученики после окончания школы не поры ­ в аю т с в я з ь со школой: пишут письм а, д е л я т с я ра д о с т я м и , печа л ям и . Письма своих выпускников зач и ты в а е м в к л а с с а х и в и д ­ но, что р е б я т а очень серьезно и учащихся средней школы воспринимают советы ст арших то в ар ищ ей . Классный р у ковод ите ль — это о б р а з ец т р у д а . И когда р ебята ув л е к аю т с я общеп олезным т р у ­ дом, клас сный р у ковод ите ль помо г ае т им вып олн ять намеченную р а б о ту . К л ассном у руководителю необходим педагогический та к т , внешн я я и в ну тр енн я я ку л ь ту р а . Р а з д р а ж и т е л ь н о с т ь , н евниматель ­ ность воспита теля чаще всего приводит к ухудшению в з а и м о ­ отношений с учащимися , потере а в т о р и т е т а , к онфликтам . Р е б я т а м моего к л ас са не ч у ж ­ д о чувство д о л г а и о тв етств ен ­ ности, Они с охотой от к л и кн у ­ лись н ап и с а т ь д о к л а д ы о профессиях . В резу л ь т а т е мы получили богатый ма тери ал д л я оф о р м л е ­ ния к а бинета по п р оф о р иент ации. С большим ж е ла ни ем они участвов али в работе кр асных следопытов Отыскали могилу пионера Вани К а з ан ц е в а , з а м у ­ ченного к у л а к ам и . Еж е г о д н о е з ­ дим в о з л а г а т ь венки на могилы сыновей Астафия Федосе ев а, Мак сима и Михаила , замученных колчаковцами в 1920 году Перед, жителями У сть -У р гу л ьки ’ и З а б о евки выступали с концертами. Отношение клас сн ого р у к о в о ­ дите ля к ученику д о лж н о быть оснйвано на глубок ом у в аж ени и и доверии. Наилучшие условия д ля в о спитателя создаю тс я там , где он п рид ерж ив ае тся «золотого» п р а ­ вила: как можно больше т р е б о ­ вания к ребенку и к а к мож но больше у в аж ени я к нему.

4 сентября 1 9 8 0 года * № Ю О ( 5 0 7 2 ) u i i i i i i i i i l i i i l i i i i i i l i i l l l l i l i i i l l l i i i l ЗА ДЕЛО Л Е Н И Н А » I l l l l l l l i l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l i U l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l 3 П о д г о т о в к а д е т е й к ш к о л е Г. А, ЧАПЛЫГИНА, заведующая ясли.садом № 2 Дошкольное воспитание я в ­ л яе тся частью и начальной ступенью общей системы н а ­ родного о б р азо в ан ия , призв анного в тесном со д р уж е ств е с родителями обеспечить к ом ­ мунистическое воспитание д е ­ тей и подготовить их к школе. Поступление в школу, это переломный момент в жизн и де тей. Меняютс я условия д е я т е ­ льности, р ежим . Учение — большой труд , требующий от ребенка определенных усилий, умс твенного н ап р яж ени я . С п р а ­ вится ли с ними ребенок? Это в первую очередь во л н у ­ ет педколлекти в дошкольных учреждений, педагогическую р о д с т в е н н о с т ь и родителей. т ^ к г р а м м а детского с а д а пр ед у см а тр ив ае т во всех гр у п ­ пах физическое, умственное, тр удовое , нравственное и эстетическое воспитание к а ж д о ­ го ребенка . З а л о г успеха в учебном труде — здоровь е детей, з а ­ бота о котором- одна из основных з а д а ч детск ого с а д а . Способствует ей создание б л а ­ гоприятных гигиенических условий, четко определенный реж им д ня , полноценное питание, з ан я т и е фи зкультурой, еж е д н е в н а я утрен н яя гимнастика, подвижные игры, пребы ванне детей на свеж ем в о з ­ духе. С раннего д етства у д е ­ л я е т с я большое внимание во ­ спитанию личной гигиены, с а - я^Ш^служивания. В этом направлении у нас есть положите льный опыт. Хо чется отметить воспитателя старшей группы В, Е. Шейнину и" няню В. Т. Сметанину. Они приучают детей к п о р я д ­ ку, к б ер еж ном у отношению к вещам, цветам, игрушкам. Успех обучения в шк оле з а ­ висит и от ур овня умственной подготовки. С пер еходом из младших групп в ст аршие дети постоянно з ак р еп л яю т зн ания , навыки и уж е в подготовительной группе умеют ан ал и зи р о ва ть , обобщ ать , выр а б а т ы в а т ь устойчивость внимания, са ми определяю т т е м а ­ тику и сюж ет игры, р а с п р е ­ деляю т роли, подбираю т нужный ма териал , выполняют разл ичные поручения: д е ж у р ­ ство по столовой и на з а н я ­ тиях. Есть в детском с а д у и свой земельный участок, где мы с а ж а е м овощщ цветы. Д е ­ ти вмес те с воспита телями з ан им аю тс я их прополкой и поливкой. В к а ж д о й группе есть уголки природы. Особенно богатый уголок в старшей группе воспита теля В, Е. Шейниной. В в о зр асте 5—7 лет дети имеют з а п а с Т н а н и й об о к р у ­ ж ающ ем мире, о Родине, о В. И . Ленине , о жизн и людей разны х национ альностей , об их тр уде. Умеют ан а л и зи р о ­ в а т ь работы и ответы д р у г д р у г а . Большое внимание уде л я е т с я и р азвитию связной речи ребенка , ее выразительности, формируетс я п р авил ь ­ ное речевое дыхание, любовь к книге, к художес тв енным произв ед ениям. При подготовке и обучении грамот е с т а в я т с я следующие з а д а ч и : научить детей с о с т а в ­ л я т ь п ред лож ен ия из 3—4 с л о в , , вы д е л я т ь ударные сл о ­ ва, р а з д е л я т ь слова на слоги и т. д. Н а з ан я т и я х математики дети учатся прямому и о б р а т ­ ному счету в пределах д е с я т ­ ка, реш аю т простейшие з а д а ­ чи, з н а к о м я т с я с формами и величиной, ориентируютс я в пространстве, во времени. Все это о сущ ествляется в процессе основных видов д е я ­ тельности, зан я т и я х , труде , играх, в повседневной жи зн и . Воспита тели учат детей рисов ать , лепить из пластилина, о п ределять сходство и р а з л и ­ чие предметов, видеть б о г а т с ­ тво цветов и форм. П ло х о то, что в детском с а ­ ду нет сп ортивного з а л а , где бы можно было проводить з а н я т и я . П о д го т о в к а детей к школе о с ущ еств л яе тся постоянно, систематически во всех в о з р а ­ стных группах детского с а д а . В совершен ствовании этой раС боты б о льш а я роль пр ин ад л еж и т связи воспитателей с т а р ­ ших групп и учителей н а ч а л ь пых классов, которые, посещая з а н я т и я , в последствии обмениваются мнениями, п о ж е л а ­ ниями, решают совместно, н ад чем предстоит больше р а б о ­ т а т ь . Учащиеся Северной сред ней школы явл яю тс я шефами нашего детск ого с а д а . Н ам бы хотелось, чтобы с в я з ь коллек тив а детск ого с а ­ д а и школы постоянно креп ­ ла, были взаимные посещения, методические о б ъ ед и нения, род ительские собрания, которы е помогут воспитателю п р о ан а л и зи р о в а т ь свой труд, а учителям лучше п о зна к ом и ­ ться с будущими учениками. В О ЕНН О -П А ТРИ О ТИЧ ЕС КО Е ВОСПИТАНИЕ В, П. Левчук, райвоенком Главную роль в военно -пат риотическом воспитании молодежи зан и м аю т школы, ком ­ сомол и т руд овы е коллек тивы. Из нашего р айона в основном н ап р а в л я ем в войска г р а м о т ­ ное, физически зд оровое , морально устойчивое молодое поколение. По итогам см о т р а - конкурса по начальной военной подгото вки к лассные места среди средних школ з а н я ­ ли соответственно Северная , Б и а з и н с к а я , Н о в о -Т р о и ц к а я . В Северной школе р аб о та по п одготовке молодежи к с л уж б е в армии в едется более целенаправленно , чем в в дру гих . З д е с ь имеется хо р о ­ шо о б орудов анный класс во ­ енно -т ехнической подготовки , музей, уголок боевой и грудо- •люй славы . З а м е с т и т е л ь д ир е к то р а по в оенно -патриотическ ому воспи танию В. Л . Юрьев с любовью и очень серьезно относится к своим о б я з ан н о с т я м . Он постоянно ищет новые пути и методы в совершенствовании вопросов военно-патриотического воспитания . В д ругих ж е шк о ла х до сих пор не достроены и не за р е г и с т р и р о в ан ы стрелковые, тиры. Н е позаботились воен ­ руки и о получении о р у ж и я . П л ан и р о вани е работы по военно -патриотическ ому воспи танию необходимо у в я з ы в а т ь с работой пионерских и к ом со ­ мольских о рганизаций . В процессе обучения больше прово дить мероприятий по иде о ло ­ гической и политико -м ассовой работе. С л аб о на сегодняшний день п р о во д и тся р а б о т а по о тб о р у к а н д и д а т о в в военные училища, в том числе и с у в о ­ ровские. Р у к о в о д и т е л я м предприятий и кол х о зо в н ужно более внимательно отн оси ться и к о ф о р ­ млению х а р а к т е р и с т и к на призы вников. У к а з а т ь в них не только где и сколько он з а р а ­ б о тал , а ка кие моральные и трудовы е ка че ств а отличают человека, к а к о в о его п о в е д е ­ ние в быту, чем инте ресуется будущий с о л д а т . Не н уж н о з а б ы в а т ь о том, что х а р а к т е ­ ристика д а е т призывнику пер ­ вую путевку в жизнь. Успешно р еш ать вопросы военно-патриотического воспи тан и я — знач ит прежде всего всемерно , повышать уровен ь идейной з а к а л к и молодежи, воспитыв ать у нее бесп редель ­ ную любовь к своей Отчизне, готовность в любой момент с т а т ь на ее з ащ иту . П р и у ч а т ь к т р у д у 3 . Н. ГОЛУБЕВА, директор Чувашинской восьмилетней школы Глубоко в д уш у к а ж д о г о учит е л я з ап а л и сл о в а Генерального с е к р е т а р я Ц К КПСС, П р е д с е д а ­ теля П ре зид и ум а Верховного Совета ССС Р т о в . Л . И Б р е ж ­ нева, обращенные к учащейся м олодежи : «Учитесь, 'чтобы зн ать , учитесь, чтобы уметь, учитесь, чтобы творить и бороться*. В этих простых и доступных . д ля к а ж д о г о из нас с л о в ах — ленинс к а я программа деятельности педагогических и ученических к о л ­ лективов на современном этапе. Неоценимую усл угу в выпол ­ нении этого д е в и з а о к а зыв ал и и о к а ж у т произведения Л еон и да Ильича Б р е ж н е в а «М а л а я зем ля» , «Возр ождение», «Целина» . Они приобщают наших детей к нел егком у времени ста ршего поколения, воспитывают в д е т я х чув ­ ство гордости з а славную историю наших отцов и дедов, помогаю т опред елить цен у жизн и, ц е ­ ну т р у д а . Вот почему учителя нашей школы М. Н, П е тр о в а , М. И . Курцева , Г. Л . С авин а и другие на урока х чтения, г е о г р а ­ фии, истории широко исмользу- ют^ героические страницы и «М алой земли», и «Целины», и «В о з ­ р ож ден и я» . Во внеклассной р а ­ боте книги Л . И. Б р еж н е в а играю т первостепенную роль: беседы, утренники у ч а т детей б е р е ж ­ н ому отношению к хлебу, умению р ас тить хлеб и вместе а ним р а с ­ ти са мому . Хлеб — мерило всех ценностей. Уроки муж е с тв а , к о н ­ ференции, вечера встречи с в е т е ­ ран ам и Великой Оте чественной войны успешно прошли в нашей школе. Конечно, коллектив учителей, к а к и в прошедшем учебном году, нынче п р о до лж и т использо вание произведений Л . И. Б р еж н е в а в ц елях воспитания подра стающ его поколения на трудовых и героических примерах людей ста ршего поколения . Эта р а б о т а способствует улучшению постановке всего учеоно-в ос питательного процесса. И з 84 учащихся Чув ашинс кой восьми ­ летней школы 34 хорошиста . Практическую помощь в п о с т а ­ новке учебной раб о ты о к а з ы в а л учком школы во гл а в е с ученицей 7 класса Любой Киргизо вой. Р е б я т а провели очень много полезных и интересных дел : р а з ­ вернули тимуров ское д виж ени е , о к а зы в а л и шефскую помощь д е т ­ скому са ду , работали в кол х о з е на посадке и о б работке к а р т о ­ феля, занимались сбором б е р е зо ­ вых почек, кото рых было сд ан о около 8 ки лограммов. Под руководством учителей школы б о льш а я вне клас сная р а ­ бота была проведена к 1!0 -й го довщине со д н я рождения В. И. Ленина , к 35-й годовщине со дня Победы п ар о д а над ф аш и с т ­ ской Германией. В к а ж д о м к л а с ­ се прошли пионерские сборы, утренники, в пионерской д р у ж и ­ не, прошла Л ен и нс кая ь е д е л я . Много си л и ста раний пришлось п р ил ож и ть опытным педагог ам М. И. Курцевой, В. С. Яковлевой, Г. А. Д ед к о в о й и молодым то ­ в арищам Л . В. М а к а р о в о й , Н В. Корнеевой, чтобы з а в о е в а т ь о д ­ но из первых мест в районном смотре детской х у д ож е с т в е н н о й самодеятельности . С ловом б л а ­ годарности хочется о тме тить р у к о ­ водителя к р у ж к а и з о б р а з и т е л ь ­ ного искусства Н . Е. С теп ан ову : д в а ж д ы шк ола в см отре д е т с к о ­ го творчества з а в о е в ы в а л а призо вые места . Она учит детей в и ­ д еть красивое в природе, в бы ­ ту, пр ио бщ а ет их к миру прекрасного. Н аходчивость и с т а р а ­ ние было приложено учите лями школы во время подгото вки см о т р а -к о н к у р с а политической песни. Но к а к и в д ругих ш к о ­ лах , у н ас есть много нереш енных проблем . Не решен вопрос с горяч им питанием. Вина здесь и то рговых работник ов. Д о сих пор нет о б орудов ан и я д л я с т о л о ­ вой. З а д а ч а учителя — с ф о рм и р о ­ вать у к а ж д о г о ш к ольн ик а к о м ­ мунистическое отношение к т р у ­ ду, привить трудолюбие, прочные тр у д о вы е навыки, готовность тр у д ить ся гам, где б о льш е всего нужны молодые руки, открыть , р а з в и т ь и утв ердить в молодом чел овеке его т р у д о во е призв ание. БЫ ТЬ ВО ВСЁМ ПРИМЕРОМ В. И. Лукьянчук — первый секретарь райкома ВЛКСМ Новый учебный год в ш к о ла х страны н ачинается в о б стан о вк е всеобщего тр у д о во го и полити ­ ч е с к о г о п о д ъ ем а советского н а ­ рода , вы зв анного решением июньского (1980 г .) . Пленума Ц К КПСС о созыве 23 ф е в р а л я 1981 г о д а XXVI с ъ е з д а КПСС . К омитетам ком сомола, со в етам пионерских д р у ж и н совместно о пед аго г ам и в а ж н о с первых учебных дней р а зв е р н у т ь в ученических к о л л е к т и в а х ак тив н ую р а б о т у н ав стречу этому з н а м е н а ­ тельному событию. Н а д о д о б и ­ в ать ся з аи н тер ес о в анн о го изучения учащимися истории К о м м у ­ нистической пар ти и, Л енинс кого ком сомола . Широко и сп ользов ать в этих ц е л ях систему и дейно - политическОго воспита ния , л е к ц и ­ онную п р о па г ан ду , политическую информацию . Особое место д о л ­ жны з а н я т ь встречи пионеров и шк ольников с в е те р а на м и партии, д ел е г а т а м и партийных к о н ф е р е н ­ ций и с ъ е з д о в , передовик ами и н о ва то р ам и п р о и зв о д с т в а . 2 - г о о к т я б р я с. г. исполня ет ся 60 л е т со дня высту пления В. И. Л ен и н а на 114 с ъ е з д е FiyCM. Речь « З а д а ч и союзов молодежи» был а и о с та ется важн ейш им теоретическим д о к у ­ ментом м а р к си з м а -л ен и н и з м а о роли мо.лодежи в строительств е нового о б щ е с т в а , п рограммой коммунистического воспитания подр а стающ их поколений. В аж н о , чтобы все комсомольцы, с т а р ш е ­ кл ассники хорошо зн ал и эту историческую речь в о ж д я , г л у ­ боко осо знали су ть ленинской программы коммунистического воспитания м о л о д еж и , гл а в н о г о н а к а з а молодым пок олениям «учиться коммунизму». Комсомольск ие и пионерские о рганизации п р и з в ан ы вы с т у п а т ь активными п омощниками п а р т и й ­ ных о р ганизаций , пед аго ги чес ки х ко л л ек тиво в в борьбе з а г л у б о ­ кие, прочные зн ан ия у ч ащ и х с я . В новом учебном г о д у д а л ь ­ нейшее р а з в и т и е д о л ж н о п о л у ­ чить дви ж е н и е «Ни о д н о г о о т ­ стающего рядом» , с о р е в н о в ан и е з а п р ав о быть н а г р а ж д е н н ы м значком Ц К В Л К С М « З а о тл и ч ­ ную учебу». Д о л г комщТетов ком сомола, со в ето в д р у ж и в — добить ся , чтобы в каждой? ш к о ­ ле действовали- посты в сео б у ч а , группы в з аимопомощи , а с с и с т е н ­ тов и к о н су л ь тан то в , к р у ж к и «Учись учиться !», р е г у л я р н о п р о ­ водились общес твенные см о т р ы знаний, олимпиады,- конкурсы. С лед ует усилить внимание к научно _ техническому творчеству и се ль скохозяйственному опытн ичеству школьников, широко в ов ­ л ек а ть учащихся в к р у ж к и и ф а к у л ь т а т и в ы . Сегодня неп рем енно в к а ж д о й школьной о р г ан и ­ зации д о лж ны дей с тв о в а ть политические клубы, л е к т о р с кц е 1 группы и группы п о ли ти нф о рм аторов, где необходимо в ы р а б а ­ тывать у молодежи с юных лет подходить с классовых позиций к оценке сл ожных яв лений со ­ временности. В воспита тельной р а б о те нет мелочей. От неряшливости в о д ежд е , п о д р а ж а н и я б у р ж у а з ­ ной моде, з ап ад ным с т а н д а р т а м поведени я, аполитичности, прен ебрежительного отношения к т р у д у дис танция подчас и не т а ­ к а я у ж большая, если молодой человек вы п а д а е т и з-под влия ния к оллек тив а . _ Д ойти до к а ж д о г о — это з н а ­ чит среди всего прочего уберечь к а ж д о г о подростка от чуж д о го влияния, в оврем я з ам ети ть и принципиально оценить любые отклонения от принципов нашей морали, помочь мо лодому человеку понять себя , р а з о б р а т ь с я в своем внутреннем мире, воспиты вать у учащихся у в аж е н и е к старшим, непримиримое отношение к равнодушию, эгоизму, беспринципности. В прошлом го д у был проведен р я д районных мероприятий: слет пионерских д р уж и н , т и м у ­ ровских ком анд, конкурс рисунка на а с ф ал ь те и другие . Многие из них стали тр ад иционными . Мы с удовольствием о тме чаем раб о ту Бергульской , Би ази н ско й ш к о лы -и н тер н ата , Останинской, Б о л ьш е-К ули ков ской , Н о в о -Т р о и ц кой, Ф едоровской , Коб. К о р д о - новской шк ол по а к т и в н ом у участию их в районных меропри ­ ятиях, и н а д еетс я , что до бры е традиции этих школ б у д у т прод о лж ены д а л ьш е . Все э то з д о ­ рово. Только в о т бед а — не все еще р у к о в о д ит е л и школ и р а б о т ­ ники р ай он о о тн о сятс я с полной отв етственностью к ним На с л е ­ ты п р и е зж аю т 3—4 школы. П р и ­ чем п р и е зж аю т из д ал ьн и х школ, а те, что н а х о д я т с я р яд о м , под боком — нет. Свою н е я в к у о б ъ ­ ясняю т • от сутствием т р а н с п о р т а , непогодой и т. д. На Д е н ь пионерии 19 мая п р и е з ж а е т Б е р г у - л ь с к ая школа, Б и а з и н с к а я не м о ­ ж е т прислать х о т я бы 3 -х деле г атов . П и о н е р в о ж а т а я о б ви н я е т д ир е к т о р а , то т в свою очередь еще ко го - то , но от э то го не лег че р е б я т а м . П осмотрели бы вы на ли ц а ребятишек, их г л а з а , и поняли б, наверное, н аск о ль к о в а ж н о д л я них, н а с к о ль к о н у ж н о д ля них принимать уч астие в см о тр ах худож ес твенной с а м о д е ­ ятельности , ту р с л е т а х , р о зы гры ­ шах « Золотой шайбы» и т.—д Мы понимаем, что условия ж и з ­ ни в нашем районе т я ж е л ы е И се го дн я мы м ож ем най ти т ы с я ­ чи причин, чтобы не принять у ч а ­ стие в том или ином м е р о п р и я ­ тии Но время не простит н ам за то, что наши мальчиш ки с е ­ год ня не гоняют мяч, не и гр аю т в хоккей , не бегаю т на л ы ж а х , не тан ц ую т на школьных в ечерах С егодня мы стоим перед ф а к ­ том, что р яд р е б я т успешно с о ­ четающих учебу с общ ес твенн ой работой практи чески не мо гу т быть посланы в пионерские л а ­ геря союзного з н а ч ен и я . И это п олучается то л ьк о потому , что некоторы е ру к о во д ите л и ш к о л не могут о перативно решить воп рос: кто ж е поедет? Пионеры принимаю т уч астие в с у б б о т н и ­ ках: собираю т м а к у л а т у р у , м е т а л ­ лолом, но все н а п р а с н о : м а к у л а ­ т у р а гниет, р ж а в е ю т тонны ж е ­ ле з а . Д е с я т к и р а з з а го д к о л х о з ­ ные машины и д у т в г о р о д з а г рузом . Т а к почему м ы ’ у п у с к а ­ ем т а к у ю в о з м о ж н о с т ь и ж д е м по д в а го д а машины о т з а г о т ­ конторы. Р а б о т а е т в Северной средней школе с т а р ш а я п ионер ­ в о ж а т а я Т а м а р а Д е д к о в а Она ж е с е к р е т а р ь первичной к о м с о ­ мольской ор г ан и з ац и и . По в з н о ­ сам не о т ч и ты в а л а с ь н еск олько месяцев , ком сомоль ски е с о б р а ­ ния не проводились. Мы были вын уж д ены п р игл асить Т а м а р у на бюро р ай к ом а к ом сом о л а Но он а не сочла н ужным прийти на него. В Ч е б а к о в с к о й восьмилетней ш к о ле р а б о т а ю т две молодые учительницы — Л ю б а Б р а - щенко и Н а д я Фулавкина,- к о т о ­ рые о т к а зы в а ю т с я ходить на к о м ­ со м ольские с о б р ан и я . Д у м а е т с я , что т а к и е ф ак ты не бу ду т к р а ­ си ть лицо наших школ. Я еще р а з повто ряюсь , что о т нашего поведения, внешнего вида, о тн о ­ шения к различным ме роприятиям очень и очень многое з а в и ­ сит. Ни одна мелочь не у с к о л ь ­ зн ет от внима тельных детских г л а з . Мелочей в работе не д о л ж ­ но быть .

RkJQdWJsaXNoZXIy