2 HIUIfllllHIMIIIMMillHMIlHHIMIMlilMHHfllliHfHMtti llHti illiH —— ---------- Они сраж ались з а Родину Никогда не должна повториться Три дц ат ь пять лет прош ло с те х пор, когда от раз рывов бомб и снарядов на земле руш ились города, погибали тысячи людей- Эти тревожные дни и ночи сохранила память те х , кто пережил суровые годы. Явственно, к а к будто это было вчера , вспоминаюI T я ВСтеранам рукопашные П О И . j i f f а т а к и н оборона, гос ш тали , смерз Ч. 1оварищей, верная па 1 В фрон {(оная д р у ж б а . . - ком па В февра ле 19 12 года, раД о Петр К узьмич Блохин, в п о но •ть еле своих одногодков, был че< тв у. призван в ряды Советской Армии, и сразу ж е его направили в Белоцерковские военно - пехотное училище, которое в то время размещалось в г . Асино Томской области. Спу стя шесть месяцев в звании младшего лейтенант а , Пе тр К узьм и ч был от командирован в распоряжение главного командования- Здесь, в Москве, получил направление п 3 4 - ю армию Северо- Западного фронта и был н а з на чен командиром взвода ПВО и комендантом 4 1 - й отдельной лыжной бригады. С боями освобождая Родин у , ело взвод прошел по К а ли н и н с к о й области. Отдельные лыжные бригады занимались л и кв и да ц и е й о к р уж е н н о й 1 6 - о й армии прот и в н и к а . У п о р . 'м е бои под Демъянском значительно поубавили состав бригад. М н о ги х однополчан не досчитались тогда и в 4 1 - й бригаде- И з - з а малой численности ее расформировали и передали в рас поряжение 2 3 - й гв ардейской дивизии, где Петр К узьм и ч был назначен командиром пулеметного взвода. Это было в сентябре 1 9 4 3 года, а п ноябре П. К . Блохин стал коммунистом. Он поступил т а к , к а к поступали на войне ты сячи советс к и х солдат- В самые трудные для Родины дни, в с ту - свото вер11 декабре этого же года принял командование пулеметной ротой, с которой прошел до Прибалтики. I I . К . Блохин имеет боевые награды, фронтовые ранения, последнее из которых, третье, послужило причиной демобили зации . В госпитале Кирово- к а н а , в палате, переполненной стонами раненых, которые в беспамятстве с к р и к а ми « У р а » , «За Родину», «Вперед» продолжали свой незаконченный бой, он тоже сжимал зубы от собственной нестерпимой боли, которой казалось не будет конца.. И даже была т а к а я слабость— хотел избавиться от нее: « Л у чше без н о г и » . Однако, об этом н и кто и слушать не хотел. Х и р у р г убеждал: «Срос- тстся нерв и будите вы, молодой человек, через год на своей ноге». Т а к оно и случилось- Вернулся домой на костылях, а спус тя несколько месяцев з а был и о них. Петр К узьмич Блохин прошел славный боевой и т р у довой путь. Имеет правитель ственные награды и другие поощрения- И всегда считает, что война — страшная, несправедливая жестокость , которая никогд а не должна повториться. На снимке 1 9 4 4 года — П . К- Блохин. Ф р он то в ая ф о т о г р аф и я С н и м к у этому без малого сорок лет. Сделан он на ст а н ц и и К а п у с т и н Яр Ст а ли н гр адской области, а з а печатлен на нем — командир орудия Григорий Иванов. Свой боевой путь Григорий Ни колаевич начал 2 3 ав гу с т а 1 9 1 2 года в Ст али н гр а де, а закончил за Одером — в 13 километрах от Берлина в марте 1 9 1 5 года. Всю т я ж е с ть войны вынес он на своих плечах . Сквозь пекло боев прошел о т в а ж ный воин, не раз был ранен, но после го спиталя снова возвращался в строй, бил -фаш и с тс ки х захв атчико в . Т я ж е лая к о н т у зи я помешала солдату добить врага в самом его логове. Отгремели бон, давно з а жили рапы, и сейчас, Григорий Николаевич Иванов трудится на мирном фронте, у к р е п л яя могущество Родины, которую он защ ищ а л в грозные годы войны. На снимне: Г. И. Иванов (с н им о к 1 9 4 2 года) - ДЕЛО Л Е Н И Н А » «ШИ1Н11ШМ1111ЖШП|ШШ1Ц 2 4 мая 1 9 8 0 года ф № 6 2 ( 5 0 3 4 ) ----------------- - Из опыта работы учителя —----- ,.. ------ — В центре деревни Веселой с т о ит здание школы, с садом н пришкольным участком. Входишь в нее и ср а зу чувствуешь, что здесь р а б о та е т человек, по-насто- ящ е ч у увлеченный своим делом: везде порядок, иде альная чистота,. Вот уже 10 лет после о к о н ч а ния Бо лотшшского пед агогического училища Галина Васильевна Мокроусова трудитс я в Веселовской школе, которая находится в 35 километра х от районного центра. Р а б о т а в малокомплектной школе это ежедневный творческий поиск новых форм работы. З а н и маться приходится с трем я к л а с сами одновременно. В последние 5 лет при полной успеваемости, 60 процентов школьников учатся только на «4» и «5». Успех Г а л и ны Васильевны в обучении и в о спитании детей зав иси т от о р г а низации этого процесса, методики проведения урока , умело подо б ранного ма тер и ал а , эффективного использов ания рабочего времени. Тщательная подготовка к уроку, правильное определение его з а д а ч , с учетом конкретного м а тер и ал а и уровня подготовки к а ж д о г о к ласса, обеспечивают осознанные зн ания и прочные навыки уч ащимся. Планируя проведение з а нятий с к лассам и, педагог п р е ж де всего обдумыв ает, к а к лучше орган и зова ть работу в первые минуты, чтобы и збеж ать потери в р емени. Галина Васильевна большое внимание у д ел яе т плану, в к о т о ром о т р аж ен а не только последо вательность изучения ма тер и ал а , но содержится точный расчет в р емени по этап ам урока. Она точно определяет время, необходимое для зан ятий в к аждом клас се при ее непосредственном участии. В ажное место отв одится с а м о с тоятельной работе учащихся , д л и тельность которой зависит от т и на изучаемого предмета, от к о л и чества часов, отведенных для д а н ной темы, от того наск олько у спешно сп равлялись дети с з а д а ниями. П р а ви л ьн о е ' распределение времени ур ока является в ажным резервом совершен ствования учебного процесса. На объяснение и закрепление нового м а т е р и а л а выдел яется l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l i l l l l l l l l l l l Творческий поиск . I I I ! ! II НИ НИ I i l l Mi l l ПИ И III |||| III II ti l l 18—20 минут. Обычно в начале урока , к а ж д о м у ученику д ля с а мостоятельной работы даетс я к о н верт с карточк ами , в котором н а ходится з а д ан и е и поряд ок его выполнения (к арточка подобран а с учетом индивидуальных способностей уч еника) . Р а б о т а по ка рточк ам в у с л о виях малокомплектной школы необычайно полезна, гак как п омогае т учительнице в организации самостоятельной и и нд и ви д у ал ь ной работе школьников, способствует своевременной проверке степени усвоения материала. Галина В асильевна уроки с т р о ит так , чтобы каж д ом у / кл ассу уд елить д о лж н о е внимание, провести необходимую р а б о т у с учебником, пополнить и за крепить зн ан ия детей. Большое значение придае тся подведению итогов проделанной на уроке раб о те , на что о т в о дитс я 3 М И Н У Т Ы . Галина Васильевна учит ш к оль ников точному выражению мысли, кратким, но емким ответам . С к аж ды м занятием они успешно продвигаются в своем познании ок ружающей жизни, учатся д о б ы вать знания собственным трудом. Галина Васильевна ста раетс я о б ъ единить уроки по принципу одно- предметности, что способствует лучшей организации с а м о с т о я т е льной работы. Это д а е т в о з м о ж ность своевременно д а в а т ь необходимые пояснения, выделя ть несколько минут д ля совместного повторения ранее изученного м а териала. В школе д л я к а ж д о г о к л а с с » имеются необходимые н а г л я д н ы е пособия, они систематизированы. Кроме печатных наглядных пособий, оформлен и дидактический материал, составленный учительницей. Повышению качества знаний учащихся помог ае т раб ота с перфокартами п перфопапками, к о то рые используются при изучении* и закреплении учебного м а т е р и а ла, при проверке знаний учащих ся. По русскому я зы к у и м а т е м а тике применяются различные виды перфопапок. Т а к а я работа п о могает усвоению материала всеми учениками, привлек ает к работе весь класс. Галина Васильевна восп иты в ает детей на примере жизни и д е я тельности В. И. Ленина , н а ' р е волюционных, боевых и тр удовых традициях советского народа. В ходе учебного процесса ш д агог зн аком ит учащихся с р е ш Я ннямн XXV съ е зд а КПСС, с хо* дом выполнения пятнлетнего п л а на, с п оказ а телям и ра боты р а й о на, колхоза , передовиков п роиз водства. Г. З А Й Ц Е В А , инспектор районо. Школьная жизнь Д е т с к о е ^ т в о р ч е с т в о 17 съ езд ВЛКСМ призв ал комсомольские организации с т р а ны улучшить воспитание ш к о л ь ников во внеучебное время: «Участ в о в а т ь в укреплении м а т е р и а л ь ной базы внешкольных у ч р е ж д е ний особенно п сельской ме стности, помогать в создании к р у ж к о в юных техников». * В школах района р аб о таю т к р у жки начального технического мод елирования «Умелые руки». В Бе- ргульской и Чебаковской восьмилетних шк олах , например, у ч ащ и еся з анимаю тс я выпиливанием и выжиганием. Очень хорошо п о ста влена эта работа в Биазннской школе -интернате . Кружки , «Умелые руки», где р ебята р аб о таю т с б у магой, мягкой игрушкой есть во всех школах района. В Чувашин- ской восьмилетней школе р а б о т а ет к р уж о к юных художников. При районном Доме пионеров постоянно действуют к р уж ки д е т ского технического творчества. З а нимается в них 79 человек. Д в а года р а б о та е т при Доме пионеров фотокруж ок . Сейчас его л аб о р а т о р и я оснащена всем необходимым оборудованием. Есть четыре ф о т о а п п а р а т а , три ф о т о у в е личителя. глянцева гель, ф о т о вспышка. В ф о т о к р уж к е з анимаю тс я 19 человек. Лучшие кр уж к о вцы В и тя Арыков, Сергей Бы к о в , Вова Юдин и другие. В этом учебном году д ля л е тописи районной пионерской о р ганизации кр уж к о вцы сделали фотоснимки смотра детс кой х у д о же ственной самодеяте льности , к о н курса политической песни, в ы с т а в ки детск ого творчества и слета тимуровцев. Р е б я т а приняли у ч а стие в об ластном фотоконкурс е, который проходил п марте этого года. Фотографии Саши Б а л а ш о ва на конкурс е отмечены д ип ло мами. В н астоящее время р е б я та готовят фотоснимки для выст а в ки , посвященной Дню з а щ и ты детей. Они снимают свои к л а с сные меропри ятия, воскресники, пионерские сборы. Лучшие их ф о тографии б у ду т экспонироваться во время ав густов ск ого с о в ещ а ния учителей. К р у ж о к выж иг ани я р а б о та е т первый год. З а к у п л е н о 14 электро- выжигателей. П р а в д а , постоянно испытываетс я н едостаток фанеры, а ж елающих зан и м а т ь с я очень много. Сейчас в к р уж к е 28 человек. Р е б я т а тща тельн о о б р а б а ты в а ю т фонеру, выпиливают, выж игаю т и л аки рую т свои поделки. Они сделали хорошие подарки д ля с в о их пап и мам к 23 ф ев р ал я и 8-му ма рта . Их руками оформляется стенд к Дню защиты детей. С т а р ательно р а б о т аю т в к р у ж к е В и тя Андреев, С л а в а П е тр ак о в , Виталик Циплаков. В к р уж к е вя з ан и я з анимаю тся 12 человек. Девочки в я ж у т к о ф точки, жилетки , рукавички, с л е дочки, сумочки. Хорошо освоили технику в я з а н и я Марина Фирсов а, Света Пнчурнна, Марина И с а кова. В к р уж к е «Умелые руки» сведи лучших мож но н а з в а т ь Римму К ругликову, Валю Хмелеву, Г а лю Ходннскую, Олю Яковлеву. Л. К О В Г А Н , директо р Д о м а • пионеров. 1 Дом Ульяновых О б с та но в к а начала прошлого пека в о ссо зд ан а в новой э к с п о зиции, открытой в Астр ах ан ск ом доме-музее семьи Ульяновых. П р е дс тав лены учебники, д н е в ники, с е р е б р ян а я медаль ги м н а зиста Ильи У льянова — первая з а полувековое существование Астраханской мужской г и м н а зии. Среди э кспонатов — прошение о зачислении отца В. И. Л е нина на бесплатное обучение в К а з ан ск ий университет. П р о ш е ние не было уд овл етворено. Многочисленные материалы р а с с к а зы в а ю т о деятельности Ильи Николаевича на ниве нар одного просвещения. п. подол я КО. Газета выступила что сделан о? Н а в о д и т с я п о р я д о к В нашей газете 1 9 а п реля т е кущ е г о года была опубликована з а метка А. Моисеевсно- го «За красоту села», где автор говорит о беспорядке в бл агоустройстве села Биазы, вносит свои к о н к р е т ные предложения. Редакция получила о т в е ^ от председателя Виазипского сельского Совета А. А- Т р е нева, в нем сообщается: « Ф а к ты, изложенные в письме, подтвердились. В апреле прошла сессия с повесткой дня: « 0 состоянии и мерах по у л у ч ш е нию благоустройства сел Биа- зинекого сельского Совета», где обсуждались и вопросы, помянутые в письме тов- Мо- нсеевского. Исполком сел ьского Совета разработал план мероприятий, в котором, в ч а с т ности, говорится: запретить с т о я н к у машин и другой т е х н и к и у квар тир механизаторов; обязать руководителей н Я г а н из ац и й , предприятий колхоза в срок до 2 0 мая принять необходимые меры но очист ке производственных территорий и участков от з агрязнений . По веем кри ти ч е с ким замечаниям, высказанным на сессии, были при няты к о н к р е т ные реш ения»-
RkJQdWJsaXNoZXIy