ОРГАН СЕВЕРНОГО РАЙКОМА КПСС И РАЙОННОГО СОВЕТА Н АРОДНЫ Х ДЕПУТАТОВ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ Вы х о ди т по вторникам, четвергам и с у б б о т а м ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН , СОЕДИНЯЙТЕСЬ! Г о д и з д а н и я 4 6 - й № 120 (4936) С У Б Б О Т А 6 О К Т Я Б Р Я 1 9 7 9 года Цена 3 коп. Сердечное поздравление Районный комитет партии и исполком районного Совета народных депутатов сердечно поздравляют учителей, воспитателей дошкольных учреждений, всех работников народного образования района с замечательным праздником — Днем - учителя. Героизм учителя, скромный и будничный, проявляется в повседневном, кропотливом труде, в постоянном горении, в умении отдать весь жар своего сердца детям. Нелегко д а ется ему успех: ценой труда, терпения, раздумий, радостей и огорчений. Но путь учителя прекрасен. Успехи советской школы предопределены неустанной з а б о той Коммунистической партии и Советского государства о совершенствовании качества и эффективности обучения и воспитания. Педагогические коллективы района в союзе с общественностью немало сделали для выполнения решений XXV съ е з да КПСС, последующих постановлений партии и правительства о народном образовании. Ширится патриотическое движение «От творчески работающего учителя —к творчески работающему коллективу», живет и действует почин волгоградцев, подхваченный многими педагогическими коллективами района, «Каждому уроку — отличную подготовку, современные методы, высокое качество». Учитель продолжает себя в учениках. Результаты' его труда — в судьбах учеников. Дорогие товарищи! В этот торжественный день районный комитет КПСС, исполком районного Совета народных д еп у татов желают вам доброго здоровья, новых успехов в вашем благородном труде, большого личного счастья! **» РАЙКОМ КПСС РАЙИСПОЛКОМ С трудовой победой Председателю колхоза «Борьба за мир» С. Г. БУЗЮРГИНУ Секретарю партийной организации М. С. СОРОКИНУ Председателю сельского• Совета И. Г. ГЛАМАЗДИНУ Председателю профкома, И. И. ЛАВРОВУ Секретарю комсомольской организации Г. Д . ПРОХОРОВОЙ Специалистам, комбайнерам, шоферам, дояркам, телятницам, скотникам, всем труженикам хозяйства. Дорогие товарищи! Северный райком КПСС, исполком р ай со в ета сердечно п о з д р а в л я ю т всех тр у ж е н и к о в кол х о з а «Б о р ь б а з а мир» с зам е ч а т е л ь н о й победой — за вершением уборки у р о ж а я , выполнением планов и социалистически х о б я з а т е л ь с т в по п р о д а ж е г о с у д а р с т в у п р о д у к т о в ж и в о т н о водства . С нач ал а года на приемные пункты вашим хозяй ством о т п равлено 4972 центнера молока, 1428 цен тнеров мяса. По п р о д а ж е хлеба г о с у д а р с т в у х о зяй с т в о выполнило д в а н а роднохозяйственных плана. Ваши успехи достигнуты б л а г о д а р я ц(ироко р а з в е р н у в ш е муся со циалистическому соревнованию, м а ссо в ом у п р о я в л е нию с а м о о т в е рж е н н о го т р у д а р аб отн ик ов полей и ферм, большой политической и о р г ан и з ато р ск о й р а б о те партийной', профсоюзной и комсомольской организаций. Мы от души б л а г о д а р им пер едовик ов социалистичес кого соре вн ов ан ия : ком ба й н е р о в — В. П. Бузюргина , Н. В. К о р о стелева, Е. Б. В еселова ; д о я р о к — Т. А. Чигареву , Е. А. Кортцкую , А. М. Г л а м а з д и н у , Г. А. Максимову; скотников 1. А. Панов а , И. В. К ивишева и всех механизаторов, шоферов, раоотников ж и в о т н о в о д с т в а за их добросовестным труд.^ Р ай к о м КПСС и исполком рай с о в е та вы р а ж а ю т твердую у веренность *в том, что работники по ле во дс тва и ж и в о т н о водс тва , все т р уж е н и ки к о л х о з а б у д у т и впредь с честью выполнять поставленные перед н и м и ' з а д а ч и , еще шире р а з вернет соревнование з а выполнение п лан о в деся той п я т и л е т ки. Ж е л а е м вам, д о р ш и е т о в ар ищ и , крепк ого з д о р о в ь я л и ч ного счас тья , дальнейших т р у д о вы х успехов. РАЙКОМ КПСС РАЙИСПОЛКОМ ЗЕРНО СВЕРХ ПЛАНА Н О В О С И Б И Р С К . В области идет д е к а дн и к по усилению темпов уборки н х л е б о з а г о товок. М ех ани з ато ры е ж е дневно о бм о л ач ив аю т хлеба с 90 тысяч г ек тар о в , а на з а г о товите льны е пункты з а сутки поступает 30 тысяч тонн з е р на. Д е с я т к и х о зяй ств у ж е вы полнили первую з ап о в е д ь п е ред г о с у д а р с т вом и п родаю т хлеб в счет повышенных о б я зате льс тв. З е м л ед ел ьцы ко л х о з а «Сибирь» Т ат а р с к о г о р ай о н а решили з а с ы п а т ь в з а к р о м а Р о дины 15 тысяч тонн зе рна. -~)то 1,3 5>5 тысячи больше го дового з а д а н и я . 800 тонн св е р х п л ан о в о го х л е б а п о с т у пило на за го т о в и т е л ь ны й пункт из со вх о з а «К расн огри - венскин» Д о во л ен ск о го , 500 — из к о л х о з а « П а м я т ь Л е н и на» Северного рай она. Хороший у р о ж а й д а л а нынче н овосибирская нива. При быстрых тем па х уборки это г а р а н т и я того, что з е м л е дельцы успешно с п р а в я т с я с выполнением своих о б я з а тельств — п р о д а д у т не менее 1.600 тысяч тонн зе рна. • В. ЗАРЕЧНЫЙ. Д О ( П о ч Рассмотрев итоги социалистического соревнования кол - ' хозов района на уборке урожая и продаже хлеба государству но состоянию на 2 октября 19 79 года, бюро райкома КПСС, исполком районного Совета народных депутатов и президиум райкома профсоюза работников сельского хо зяйс т в а постановили: Первое место присудить нолхозу «Память Л е н и н а » (председатель правления А. М. Ч у р к и н , секретарь п а р т ко му Р>. 11. Жоров, председатель сельсовета И. А. Гриц, председатель профкома Г. И. Кайгородов, секретарь комсомольской ор ганизации В. Спиридонов, главный агроном В. М. Шрейдер), убравшему и обмолотившему 9 8 ,4 процента зерновых и 1 0 0 процентов силосных к у л ь т у р ; выполнившему план продажи зерна государс тву с учетом задания на 117 процентов. Оставить в колхозе «Память Ленина» переходящее Красное знамя райкома партии, райисполкома и райкома профсоюза работников сельского хозяйства, врученное ему по итогам работы на 18 сентября 1 9 7 9 года. Второе место присудить нолхозу «Борьба за мир» (председатель правления С. Г . Б у зюр ги н , секретарь парторганизации М. С. Сорокин, председатель сельского Совета И. Г. Гламаздин, председатель профкома И. И. Лавров, се к ретарь комсомольской ор ганизации Г. Прохорова, главный агроном Н. М. Б у н ь к о в ) , убравшему и обмолотившему 1 0 0 процентов зерновых и 1 0 0 процентов силосных к у л ь т у р ; выполнившему план продажи зерна государс тву с учетом задания на 1 3 3 , 8 процента. Третье место присудить нолхозу имени М. Горького (председатель правления А. Н. Савчиц, секретарь парторганизации Г. Е. Аленский, председатель сельского Совета Г. Н. Хрущев, председатель профкома В. М. Максимов, секретарь комсомольской ор ганизации Н. Вдовина, главный агроном Н. А. Панарин), убравшему и обмолотившему 1 0 0 процентов зерновых и силосных к у л ь т у р ; вып олн и в шему план продажи зерна государс тву с учетом задания на 1 1 2 , 3 процента. НЕ С Н И Ж А Ю Т ТЕМПОВ К А Ё Т А Л и д е р а м и с о р е вн о в ан и я ж и в о т новодов в к о л х о з е имени XXI I с ъ е з д а КПСС по п р а в у я в л я ю т ся д о яр ки и ск отники Сев ерной фермы. В прошлом го д у они н а доили от к а ж д о й коровы по 2571 к и л о гр ам м у м олока , з а н я в второе место в районном с о р е в новании. И в этом году к о л л е к тив д о б и в а е т с я высоких п о к а з а телей. З а д е в я т ь м есяцев надои молока на корову по ферме с о ставили 2200 ки лограммов. Д о я р к а Ека т е р и н а Ильинична Приемников а в о з г л а в л я е т с о ц и а лис тическое со ревнование ж и в о т н оводов этой фермы. С нач ал а года он а получила от к а ж д о й коровы своей группы по 2549 к и л о гр ам м о в м олока . Неплохо п о т р у д и л а с ь Л. П. Василь ев а . Н а них р а в н яю т с я остальные . И. ИВАНКОВИЧ. Итоги пятидневки По итогам социалистического со р е вн о в ан ия з а очередную п я т и д н е в к у в к о л х о з е « Б о р ь б а з а мир» первое место п р и с уж д ен о ком байн ер у В л а д и м и р у П е т р о вичу Бузю рги ну , н ам о л о ти вш ем у 5339 центнеров з ер н а . - . * В торое место з ан и м а е т Н и к о лай Васильевич Коростелев. Его р е з у л ь т а т — 4774 центне ра н а молоченного з е р н а нового у р о ж а я . Высокие темпы р а б о т на уборке з ер н о вых у м е х а н и з а т о р а Ев гения Б о р и с о в и ча Весе лова . Он в ы д а л из б у н к е р а своего к ом байн а 4406 центнеров зерна . Оп ера тивн о т р у д и т с я на о т в озке х л е б а от к ом байн ов ш о фер Н и к о л ай Р я ж и н . м . СОРОКИН . ------ 1?------------ :---- М О Л О К О - Г О С У Д А Р С Т В У Т р и дц а т о го се н т я бр я к о лхозы р ай о н а выполнили тв ердый п ла н по п р о д а ж е м о л о к а го су д ар с тву . Х озя й с т в а м и отп р авл ен о 112749 центнеров этой продукции. Успешно сп р ави л ис ь с п л а н о выми з а д а н и я м и т р уж ени ки к о л хозов имени М. Горького, «Путь к коммунизму», «7-й с ъ е з д С о в е тов», « Б о р ь б а з а мир», «Восход», « П а м я т ь Ленина». Сейчас в е д е т с я с в е р х п л а н о в а я п р о д а ж а м о л о к а го су д ар с тву . В л у ч ши х у с л о в и я х В колхозе «Заветы Ильича» с наступлением прохладной погоды дойное стадо на ночь стали загонять в к о р о в н и к и . Перевод скота в помещения имеет свои положительные стороны. Прежде всего, после вечерней дойки живо тные получают подк о р м ку . Довольны и доярки : доить коров можно в тепле, а не на летней площадке. Кроме того, своевременный перевод ж и в о т н ы х р помещения способствует повышению проду к ти в нос ти . Т. КОРНЕЕВА. Н а п о л я х П о в о л ж ь я З е м л е д е л ь ц ы Саратовской области зан яты на подготовке полей к севу. Озимый клин нынче р асш и р яе т с я , посевы колосовых з а й мут 1,5 миллиона гектаров. дут мощные «Кировцы». Фото Ю. Набатова (Фотохроника ТА(
2 Ш 11111111111111ш 11111111111111111M111111111i 11п ■I I I 1111111Пи11111111111111 «ЗА ДЕЛО Л Е Н И Н А » i l l l i i i i i l i i i l i l i l l l i l l l l l l i i l l i i i l l i l l i i r 6 октября 1 9 7 9 года ❖ № 1 2 0 ( 4 9 3 6 ) 7 О К Т Я Б Р Я - Д Е Н Ь К О Н С Т И Т У Ц И И С С С Р « Д а з д р а в с т в у е т со зд анный волей пародов д о ж н и к а В. С ачков а . И з д а т е л ь с т в о «Плак ат» . единый, могучий Советский Союз!» П л а к а т хуФотохроника ТАСС Гуманизм социалистической д е м о к р а т и и Д в а года, п р ож и ты е нашей стр ано й после п р и н я т и я новой Конститу ции, убедительно п р о дем о н стр и р о ва ли всему миру, что идеи, п р о в о з г л а шенные О к тябрем , з а в е ты в е лик ого Л ен и н а успеш но п ретв о р яю тся в ж и зн ь . Основной З а к о н С траны Советов ярко о т р а ж а е т дальн ейш и й расцв ет социалистической дем о к р ати и , т о р ж е с т в о ее ленинских принципов. Д е м о к р а т и з м нашего общ ест в а полно и гл у бо к о вопло щ а е т с я во всех сф е р ах соцнф В о б с уж д ен и и п роекта К онституции С СС Р приняли уч асти е свыше 140 млн. ч е л о в е к — б о л е е четырех п я тых в зр о с л о г о населения с т р а ны. В вы с туплени ях и письмах с о д е р ж а л о с ь около 400 тыс. п р е д лож ен и й . С учетом этих п р е д л о ж ен и й были внесены и з м ен ен и я в ПО с т а тей п р о ек та Конституции и д о б а в л е н а одна н о в а я с т а тья . ф В 1936 г. рабочий кл ас с с о с т а в л я л лишь 31,8 процен т а населения , колхозники и к о о п е р и р о в ан ны е кус тари — 48,3, с л у ж а щ и е — 13,9 проально-политической, экономи ческой и культурной жизни. Одно из его важнейших проявлений — последовательное и неуклонное р азви тие прав советского человека, обеспечение подлинной свободы л ич ности. В условиях зрелого со циа лизма д л я этого созд аны благоприятны е возм ожности, ко то рые успешно р е а л и з у ю т ся. По сравнению с К онститу цией 1936 года в новом О сновном З а к о н е представлены более широки е п р а в а и свобо ды г р а ж д а н и н а , у к а з ан ы веф а к т ы цента; заметной была доля крестьян-единоличников и некоопериров анных к устарей — 5,5 процента . ф Ныне в е д у щ а я си ла н а шего общес тва — рабочий класс — с т а л преобладающим и численно: его д о ля в населении с о с т а в л я е т 61,6 процента ; д а ж е в с е ль ск о х о зяй ст венном п роизвод ств е он выд в игается на главные роли, ф В 1939 г. лишь 8,4 процента раб очих имели высшее и среднее (полное и неполное) об р а зо в ан и е , в 1977 г . — у ж е 73,2 процента. сомые г а р а н т и и их осущ ествления. Д ал ьн ейш е е развитие, н ап ример, получило право на труд. Оно дополнено правом на выбор профессии, ро д а з а нятий и раб о ты в соотв етс т вии с призванием, способностями, профессиональной п о д готовкой н образов анием гр а ж д а н и н а , а т а к ж е с учетом общественных потребностей. Человек имеет право на . бесплатное профессиональное обучение, повышение к в а л и фикации. У нас свыше 6 миллионов рабочих и с л у ж а щих еж его д но приобретают новые профессии. Б о л е е 25 миллионов человек з а счет ср едств го су д ар с тв а п о вы ш ают свою к в алификацию . Н ы не в стране дей ствуют свыше 150 тысяч о б щ е о б р а з о в а т е л ь ных школ п 6.457 профессионально-технических училищ, 4,3 тысячи техникумов и 860 вузов. * Расш ирилис ь и многие д р у гие социально-экономические нрав а , а некоторы е из них впервые приобрели к о н сти ту ционную гар антию. Если р а н ь ше мы не. имели возм ожности з ап и с а т ь в Основном З а к о н е право г р а ж д а н и н а на жилище, то теперь наша Конститу ция одной из первых в мире з а к репила его в своем тексте. Е ж е го дн о око ло 11 миллионов советских г р а ж д а н улучшают ж илищ ны е усл овия, большинство п олучает о тдельны е квар тиры. Всего ж е з а годы Советской власти построено почти 3,2 м и л л иа р да к в ад р атны х метров ж и л ь я , причем около половины — только з а последние три пятилетки . А в зять квартирную плату . Она с а м а я н изк ая в мире и о с т а е т с я неизменной с 1928 года — вот у ж е более полувека. К а к а я капи тал и сти че ск а я стр а н а д а е т лю дям та кую привилегию? Н и к а к а я ! С к а жем, в Н ью -Й орк е к а ж д ы й пятый- г о р ож а ни н ж и в е т в н еблагоустроенном доме. При этом в разви тых к а п и т а л и с т и ческих с т р а н а х семья р а б о ч е го р ас х о ду е т ' на п ла т у за жилье от 20 д о 30 процентов своего б ю дж ета . У нас ж е —■ нс более 3 процентов. Р асш ирение прав и свобод наших г р а ж д а н , укр епление их экономических, политических и п равовых г а р а н т и й со всей н аглядностью о т р а ж а ю т реальнос ть и подлинный г у м а низм социалистической д е м о к ратии, ее неоспоримые прей.-. Э с то нс к ая ССР . Новый современный лечебный центр о т к ры л с я в о п о р н о - п о к а з а т е л ьн ом рыболов ецком колхозе имени С. М. К ир о в а . В медицинский комплекс входя т поликли ника, больница на 60 мест, сана торий . С анаторные путевки р ы б а к а м б у д у т в ы д а в а т ь с я к а к д л я ст ационарного, та к и д л я а м б у л а т о р н о г о лечения. Ц ентр з д о р о в ь я возведен на с р е д с т в а ко л х о з а . Е. П ро к о пено к и В. К рнвокоры тов п р о х о д я т курс лечения в сана то р ии . Фото Ю. В енделина, А. Р у х а д з е (Фотохроника ТАСС) Цифрьа и муществ а перед фальшивой и урезанной демок ратией б у р ж у а з н о г о общества , где усил ив а ется эксп луатац и я человека человеком. «На к а ж д ом шагу,— писал В. И. Ленин,— в самом демок ратическом б у рж у азн ом государстве встречают угнетенные массы вопиющее противоречие м е ж д у формальным равенством, кото рое «демок ратия» к а п и т а листов п ровозглаш ает , и т ы сячами фактических огр ан и чений и ухищрений, д е л а ю щих пролетариев «наемными рабами» (Полы. собр. соч. т. 37, стр. 255). О каких п рав ах и свободах м ож ет идти речь, если более 30 миллионов американцев , по официальным данным, не имеют прожиточного минимума, а свыше 6 миллионов б е з р а ботных США еж едне вно оби вают пороги б ирж т р у д а в н а д е ж д е получить хоть к а кую-нибудь работу? Только социалистический строй, провозгласив п р а в а чел о в ек а , н а д еж н о г а р анти р у ет их осуществление. К аж ды й г р аж д а н и н получает реальную возможность св ободно пользо в а т ь с я как своими со ц и а л ь ными правами, та к и правом у ч аство в ать в политической деяте льности, в управлении гос ударством , делами к о л л е к ти ва и общества в целом. Вот факты. Более 2 миллионов д еп у т а т о в и 30 миллионов ак тивистов Советов р е шают в ажнейшие вопросы жи зн и страны, п р о х о дя т ш к о л у государственного у п р а в ления. Свыше 9,5 миллиона народных контролеров помогают п роверять выполнение з ак о но в , решений партии и правительства . С оциально-п олитическая а к тивность советски х людей я р ко п р о я в л я етс я в д е я т е л ьн о сти общес твенных о р г а н и з а ций, объединяющих почти все в зрослое население страны, в выступлениях тр у д ящ и х ся на со браниях и в печати, в п р ед лож ениях и критических з а мечаниях в а д р е с г о с у д а р с т венных органов, в н а к а з а х избирателей и многих дру гих формах социалистическо го д е мок ратизма, народного во леи зъя влен и я . Вместе с тем права сов ет ских людей неотделимы от обязанностей, свобода —• от граж данс кой ответственности , личные интересы — от общественных. «Демократично для нас то— говорил тов арищ Л. И. Б р е ж нев - что служит интересам парода, интересам коммунистического строите льств а. Все, что противоречит этим интересам, мы от вергаем и никто пс, убедит нас в том, что это неправильный подход». Единство прав и о б я з ан н о стей один из важнейших принципов социалистической демократии. Он обусловлен самой природой нашего- о б щества, законом чкизни к о то рого является з а б о т а всех о благе к а ж д о го и з а б о т а к а ж дого о благе всех. Советские люди понимают, что их права и свободы гар антируются прочностью нашего общественно-политического строя, робтом экономики н увеличением народного б о гатств а, о р ганизованностью и сплоченностью общества. Р азум е ется , материальные б ла г а с неба не падают, они со зд аются трудом к а ж д о го человека. От его стараний, в к л а д а в к о л лективный труд, в дело к ом мунистического строительства, за ви си т процветание страны. Отсюда вытекает высокая о т ветственность г р а ж д а н перед обществом и государством, необходимость доброс ове стно го выполнения тех о б я з ан н о стей, которые во зл аг аю тся на них Основным З а кон ом с т р а ны. Коммунистическая партия всемерно з аб о ти тся о том, чтобы лозунг марксистоВ-ле- нинцев — «Нет прав без о б я занностей , нет обязанностей без прав» — ос т а в а л с я и впредь одним из важных принципов жизни и д е я т е л ь ности социалистического об щества. Наша Конституция все прочнее и гл у бж е у т в е р ж д а е т социалистическую д е мократию, н аглядно п о казы вает, ка ков а он а в жизни, в чем ее суть. Р е а л ь н о е осуществление нрав и свобод ’ со* ветских людей с л у ж и т примером самой справедливой и самой гуманной организации общес тва. Ю. ВОЛКОВА. К а н д и д а т исторических наук. Краснодарский край. Д в а с половиной года исполнилось с е стр ам -б ли зн ец ам Люде , Рите , Л ен е и Наташе. Их род ители Л и я и Алексей Вед ерниковы р аб о таю т ме хан иза торам и в колхозе «П о б е д а » Брю хов ецкого района. После р о ж д ен и я близнецов д л я у х о д а за ними были з а к реплены м едицинск ая сестра и няня. Сейчас девочки посещают колхозны е ясли, с у д о во л ь с т вием играют со сверстниками. С особым вниманием с л у ш а ют музыку , л ю б я т ск азки . Медики считают, что развитие близн ецов п роходи т нормально, и они ничем не отличаются от своих сверстников. На снимке: Л . А. Ведерниковй'’ с дочками -б лизнецами. Фото Е. Ш улепов а (Фотохроника ТАСС)
б октября 1 9 7 9 года ♦ № 1 2 0 ( 4 9 3 6 ) l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l i i l l l i l i l i n i i «ЗА ДЕЛО Л Е Н И Н А » « i l l l l l l i l l l l l l l l l M i l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l i l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l U 3 С Е Я Т Ь Р А З У М Н О Е , Д О Б Р О Е , В Е Высокий ДОЛГ п ед а г о г а Все успехи, дости гнутые нашей страной — резу л ь т а т с а м о о т в е р ж е н н о ю т р у д а р абочего - к л а с са, колхозного кре сть янств а , народной инте лли генции. Этот учебный год мы начинаем под з н а ком новой Конституции СССР , за к о но д а т е л ьн о зак репившей огромные до стиж ен и я партии, С о ветского г о су д ар с тв а , народа. Всеобщее о б я з а тельное среднее о б р а з о в ан и е — одно из таких достижений. Р а з в и в а т ь н с ов ерш ен ствова ть с р е д ний всеобуч —- г л а в н а я з а д а ч а школы и учителя. 1 ^ д а ч а нелегкая и т р е б ую щ а я комплексного п одхода к ее решению. П р е ж д е всего — повышения к а че ств а учебно-воспитательного процесса и улучшения подготовки юношес тва к т р у д у в народном хозяйстве. Н а это ориентирует д е ка бр ь ск о е (1977 г.) постановление Ц К КП СС и Совета Министров СССР. П олтора года прошло после принятия п о с т а новления. Отд ел народного о б р а з о в ан и я , п е д а г о гические коллективы школ рай она под р у к о в о д ством партийных, советски х о рганов провели значительную р а б о т у по идейно-политическому воспитанию педагогических к а др о в , улучшению их производственных, жилищно-бы говых у с л о вий, совершенствованию форм, ме тодов воспитан и я и обучения уч ащихся , укреплению учебно- м а тери альн ой базы школ, сн абжению их о б о р у довани ем , техническими, средствами , наглядными noc<g^MH, учебниками. В во д я т с я в строй новые школьные зд ан ия , детские сады, большинство школ переш ли на ка бинетную систему. В шк ола х район а р а б о т а е т более 200 учителей и воспитателей, то есть один учитель п ри ходится на 16 учащихся. Одно это с в и д е т е л ь с т вует о том , что обеспечение сельской школы учительскими к а д р а м и ныне перестало быть проблемой. И з года в год в о з р а с т а е т приток молодых учителей в школы района. Только в этом году педагогический коллектив пополнился д е в я т н а д цатью молодыми сп ециалистами. И о т р а д н о то, что они выпускники наших школ. Мы рады т а ко м у пополнению и искренне ж е ла ем им высо ко нести зв ан ие советского учителя , ст а т ь н а ст оящими ма стерам и своего дела. Значительную роль в повышении к в ал иф и к ац и и учителей, развитии общественной активности и отв е т с т в е н ности з а р е зу л ь т а ты т р у д а сы грала атте стация . Сове ршенствует ся по д го то вк а и перепод готовк а пед агогических к а д р о в при институте у с о в е р шенс твов ан и я учителей. Все это положительно с к а з ы в а е т с я на р е з у л ь т а ты уч еб но -во спи тате ль ного процесса. Успеваемость по р ай он у в п р о шедшем учебном го д у со с тавил а 99,8 процента Школы района практически решили проблему л ик видации вто рогодничества. Вместе с тем имеется еще немало недостатков в учебно-воспитате льном процессе, в п о д г о т о в ке к а д р о в и повышении их квалификации, в использо вании материальной базы. В районе п р о д о л ж а е т о с т а в а т ь с я еще низким качественный по о б р азо в ан ию со став учителей, б о льш а я т е кучес ть к а дров . Е ж е го дн о из р ай о н а у е з ж а е т от 8 до 10 специалистов. Треб ует дал ьнейших усилий всех педагогических ко л л ек тиво в решение элемен тарных, но в т о ' ж е в р ем я принципиальных вопросов: улучшение быта учащихся в пришкольных инте рна тах , обеспечение бесперебойного подвоЗ(Г*\ч ащихся к школе, о р г а н и з а ция ^ J f c w e r o питания. Е щ е ^ а л е к о не все резе рвы использованы в совершенствовании учебно -воспитательного проП л а к а т х у д о ж н и к а М. Л у к ь я н о в а . И з д а т е л ь ство «П лак ат» . Фотохроника ТАСС цесса. Один из них — во зр о сш а я осн ащ енность школ учебным о борудов ан и ем и техническими средствами обучения. К а к п о к а зы в аю т проверки , в р яд е школ р ай о н а технические сре дс тва о б у чения и д ругие учебно -на глядны е пособия используются на урока х неполностью и не в сегда методически грамотно. Следует многое сде л а т ь д л я дальнейшего р а зв и т и я творческой ак тивности учителей в п о исках наиболее рациона льных форм, методов и приемов учебно-воспитательной работы на у р о ке. В аж н о поднять личную ответственность к а ж дого учителя з а конечные р езу л ь таты его р а б о ты — обучение и воспитание школьников. Не о тв еч ает возр осшим тр еб о в ан иям о б щ е с т венного п р о изв о д ств а нынеш няя постановка т рудового обучения, воспитания и профессиональной ориентации учащихся . Необходимо обеспечить систематическую информацию о п р о фессиях, п отребнос тях местного про изво д ств а в к а д р а х , о путях приобретения специальностей. Июльский Пленум Ц К КПСС утв ердил н а у ч но-обоснованную комплексную п р о гр амм у д а л ь нейшего р а з в и т и я се льского х о зяй с т в а . В в ы полнении этой п рограммы и у к а з ан ий , с о д е р ж ащ и х ся в д о к л а д е т о в а р и щ а Л. И. Б р е ж н е в а на Пленуме, с ущ еств ен н ая роль п р и н а д л еж и т сельской школе, учительству. Ч е р е з шк олу п р о ходит все молодое поколение се ла . От п о ли т и ческой зр ел ости , идейной уб еж д ен н о с т и юношеств а, нрав ственных качеств, о б р азо в ан но с ти , ку льту ры, готовности к т р у д у в родном к о л х о зе во многом з а в и с я т да л ьн ей ш и е успехи с е л ь ского хо зяй ств а . Е, БАГРОВ, с е к р е т а р ь рай к ом а КПСС. ПРИХОДЯТ В КЛАС УЧИТЕЛЯ... в первое воскресенье о к т я б р я отмечается Д ень учителя. Более пяти лет р а б о т а е т в нашей школе Л ю дм и л а Аристок- лиевна Н и ко л ае ва , справедливый и отзывчивый педагог. Как интересно п роходя т у нее уроки русского язы к а , л и т е р а т у ры и истории СССР! Всегда у ч а ствует весь класс, а сама учительница — словно д ир иж е р послушного ей о р ке стра , к а к в е д у щая в пьесе. Л. А. Ни ко л ае во й уд а е тс я р асшевелить д а ж е самых н е а к тивных учеников. И все это, к а ж ется, у нее получается легко и просто. Но т р у д учителя совсем нелегок. К аж д ы й ур ок тр еб у ет от него определенной подготовки , физических и д уховных сил.' Й в то ж е время к а ж д ы й урок с о с т а в л я е т большую р ад о сть учителю. Велика роль учителя в воспитании человека, в со здании его лучших черт х а р а к т е р а . Й в этом отношении примером м ож ет с л уж и т ь з ас луж ен ны й учитель Р С Ф С Р Евгений П а вл о вич П у тин. Сорок с лишним лет н а з а д начал он свой первый урок. Г о ды Великой Оте честв енной в о й ны, ^ восстановление н ародного х о зяй ств а в сорок овы е — п я т и деся ты е годы нал ожи л и свой о т печаток на се рдц е учителя . И Зажигает тот, П ри р о д а своим р а зн о о б р а зи ем и красочностью п р ивл ек ает д е тей и д а р и т им много р а д о с т ных переживаний. Впечатления , полученные в д етств е от о б щ е ний с нею, зап ом и н аю тся на всю жизнь и- часто влияю т на о тн о шение человека к природе. Чтобы дети любили ее, мало одних наблюдений. — Д л я того,— пишет В. Г. Белинский,— над о одушевить д ля них весь мир и всю п р ир о ду, з а с т а в и т ь говорить языком любви и жизн и и полевую б ы линку., и ж у р ч ащ и й ручей, и т и хо воющий ветер. Ж и з н ь - р о д н о г о села — это б о гатейший источник пополнения знаний о т р у д е взрослых. Вот поэтому, 28 се н т я бр я , и п р о во д и л а с ь конференция работников дошкольных уч реждений. О с н о в ная тема ее: т р у д — к а к одно из средств нравственного воспи тания. Воспитатели района п о сетили детск ий с а д в Северном. Они побывали в группе Н. В. Кре стьяновой, в ко торой было проведено тематическое з ан я т и е «Беседа о т руде взрослых» . ‘ В средней группе, у во сп ита тел я поэтому, видимо, он нер ед ко вы ступ ае т пер ед шк ольник ами не т ольк о к а к учитель, но и к а к фронтовик . Большую воспита те льную, о р ган и з ато р ск ую р оль и гр ает п ио нерск ая о р г ан и з ац и я школы. И в этом з а с л у г а ста рш ей п ионервож а т о й Р. В. М ам ако во й . Н а а в густов ском совещ ании учителей вновь отме чались ее зас л у ги в ор г ан и з ац ии пионерской работы . Н емало у нас хороших учителей. Среди них мы н азы в а ем своих бывших выпуск ников, н а п ример, Р . И. Л и к а р о в с к у ю и К. В. Якимову. Отличные з н а ния получают ученики на их ур оках. У к а ж д о г о из н ас есть свой первый учитель. Д л я кого-то это с т ане т Анфиса П а в л о в н а Семе- ва, п р еп о д а в а т е л ь нач альных классов Б и а зи н с к о й средней ш к о л ы . Много лет о т д ан о - д е л у н а родного просвещения В. И. И в а новым, В. Г. Борисовым , Г. Н. Груенко , Н. В. Останиной . К дню учите ля восьмиклассник Миша Белый с ф о т о г р а ф и р о в а л д л я а л ь б о м а учителей з а р а б о той. К п р а з д н и к у с т а р ш е к л а с сники подготовили фотоальбом , лю бители х у д ож ес твенн о й с а м о деяте льн ости — празд ничный концерт. Т. ОБРЕЗАНОВА, селькор. с. Биаза. кто сам горит Н. Ф. Соколик, с о с т о я л с я у т р ен ник развл еч ен ий « З о л о т а я осень». З д е с ь д ети п о зн а к ом и лись с теми, кто в ы р ащ и в а е т и у б и р а е т хлеб, Среди восп ита телей детских у ч р ежд ен и й нашего се ла есть немало н асто ящ и х педагогов, кто д а р и т р е б я т а м теп ло души с в о ей, з н ан и я , Огонь их сердец з а ж и г а е т других. Это Н а д е ж д а Фоминична Соколик, Н а д е ж д а В л а д им и р о в н а К р е с т ь ян о в а , Г а лина Андреевна З е л е н с к а я , В а л ентина Е горовна Шейнина и многие другие. Д у ш е в н а я щедрость, любовь к д е т ям — вот главны е черты этих людей. Они постоянно п о д готовлены к з ан я т и я м , п р о в о д я т их у в л ек ат ел ьн о , с воеобразно , в сегда с ж е лани ем помогаю т другим. 7 о к т я б р я , в Д е н ь учителя , хочется п о з д р а ви т ь всех р а б о т ников детских д ошкольных у ч реж дени й с этим п р азд ни к ом и п о ж е л а т ь творческих успехов в ра боте, счас тья. И. САВАСТЕЕВА, методист я с л и - с а д а № 1. ПРИЗВАНИЕ Знания н ачинаю тся с б у к в а р я , с учебника по ко т о р о м у учатся и к о с м о навты и тр ак то р ис ты . Просто п о д х о дит день и из букв с к л а д ы в а ю т с я с л о ва, сл ова сбегаются во ф р азы , а т ам легко и до книг д о б р а т ь с я . Это в о б щих чертах . Если ж е го во р ить к о н кре тно о тех кто начинал пости г ать гр ам м а т и к у Анны А л ек сан д р о вны Д /с т ь - янчик, то есть среди них и ученые, и рабочие, и служ ащ и е , в общем все, кто н уж ен н ар о д ном у хозяйству . — Н а чи на л а я р а б о т а т ь в Г р а ж д а н - цево ,— вспоминает А. А. У сть янчик .— Ученики — переростки, п о ж а л у й , с меня ростом кое-кто был. Я перед н и . ми так ой беспомощной по чу в с тв о в а л а , смутилась, и не знаю, к а к прошел п е р вый . урок—хорошо ли, плохо ли. И потом меня о д о л е в а л о волнение пер ед к а ж д ы м приходом к детям . В о л н у юсь я и сейчас. ’ Только , в ероятно , з а годы н аучилась ск рыв ать , не в ы к а з ы в а т ь д етям это чувство. Ее первые ученики д а в н о стали взр ослыми, в их семьях выросло не по о д н ом у школьнику, а д ля нее, учителя , они по -п режнему Вася, Н а д я , М а ша... В ася — это Василий Ильич Д рагам , ныне п ред сед ате ль колхоза «Восход», член рай к ом а партии, отмеченный Р о диной з а успехи в разв итии се ль ск о х о з яй ств енн о го производств а п р а в и т е л ь ственной наград ой. Н а д я — Н а д е ж д а Теренть евна З а р у бина. Тогда, много лет н а з а д , Н а д я Алейникова училас ь у нее читать и писать, а теперь — известный в р а й о не финансист, управляющий Г о с б ан ком. М аш а — М ари я М ак симовна Ф е д о рова. Р а з в е тогда, в начале п я т и д е с я тых годов, кто п ред пола га л , что она. М аш а М ельников а, получит высший орден страны — орд ен Л ен и на , что ее п ортрет буде т на одной из эксп озиций м у з е я боевой и трудовой славы. М у зей — в школе. Сюда постоянно з а х о д я т ученики и вид ят фотограф ию ж е н щины средних лет, лицо ко торой в ы д а е т гл а в н о е в х а р а к т е р е — т р у д о л ю бие. П о -п р еж нем у она одна нз лучших д о я р о к колхоза . Д л я Анны Алек сандровны к а ж д ы й урок — труд. Но в ч ереде будней, словно яркие зв езд очки , вры в аю т с я праздники . Н е к о то ры е вошли в т р а д и цию. Один из них у ж е в ко то рый р а з о тк ры в а е т новый учебный год. З о в у т они его — ученики и уч ите ля — « П р а здником «Б у к в а р я » . Анна А л е к с ан д р о вн а сч итает, что д л я нормальной р а б о ты учителя , д л я у с пешной учебы шк ольников п р е ж д е в с е го нео б х о дим а т е сна я с в я з ь с р о д и т е лями. И зд е с ь у нее т о ж е сл ожи л и сь свои т радиции . Н апример , о б я з а т е л ь н о е зн а к о м с т в о с папами и м ам ам и перед н ач ал ом учебного го д а . Собрание р о дителей п роходи т в последних числах а в гу ста . А потом т а к и е встречи п р о х о д я т р е гу л яр н о . Р о д и т е л и с т а н о в я т с я хо рошими помощниками учителю, а он, в свою очер ед ь , добрым советчиком во всех с л о ж н о с т я х , к о то ры е в стр еч аю т ся на пути школьника. Нелегок, но почетен т р у д народного учителя . Анна А л е к с ан д о р вн а хорошо з н а е т это: орден Тр у д о во го Красного З н ам ени — б л а г о д а р н о с т ь Родины з а все д оброе , что д а л а о н а своим ученикам. А. ШАРАПИНСКИЙ.
RkJQdWJsaXNoZXIy