За дело Ленина, 1979, № 104

7 ОРГАН СЕВЕРНОГО РАЙКОМА КПСС И РАЙОННОГО СОВЕТА НАРОДНЫ Х ДЕПУТАТОВ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ Выходит по вторникам, четвергам и субботам Год издания 45-й № 1 0 4 ( 4 9 2 0 ) СУББОТА 1 С ЕН ТЯБ РЯ 1979 год* Цена Я коп. Выдающееся дос т иже ние социалистического общественного строя Вести работы на п о л я х в любую погоду лакат худож ника С. Кононова. Издательство «Плакат» . Ф о т о х р о н и к а Т А С С 1 снтября — праздник знаний : в учебную аудиторию Страны Советов входит ка ж д ы й третий гражданин . За этой цифрой — огромные социальные завоевания нашего строя, закрепленные )в К о н с т и т у ц и и СССР,: Исторический оптимизм советского народа, созидающего прекрасное будущее. Тяга к знаниям, к повышению профессионального мастерства, обогащению духовной к у л ь т у р ы — характерная черта советского образа ж и з н и . В СССР существует и совершенствуется еди ная система народного образования, котора: ^обеспечивает) рб щеобр а:гователыну ю, рро|фесси- онально-ггехническую, социальную (среднюю и в ы сш ую ) п о д го тов ку граждан, с л у ж и т формированию коммунистического мировоззрения советских людей. Гарантированное К о н с т и т у ­ цией СССР право граждан на образована обеспечивается бесплатностью всех видов обра зования, широким развитием заочного и вечернего обучения, предоставлением государственны х стипендий и льгот учащимся и студентам, созданием условий для самообразования, рядом др у гих мер. В нашей стране завершен переход ко всеобщему обязательному среднему образованию молодежи, зафиксированому Основным Законом к а к обязательная конс т и т у ц и о н на я норма. Это выдающееся достижение соци алистического общественного строя. Принятое в декабре 1 9 7 7 г . постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения, * воспита ния у ч ащ и х с я общеобразовательных школ и подготовки их к тр у д у » , направлено на н е у к ­ лонное укрепление связи школы с жизнью , обучения — с потребностями народного хозяйства. Намечена широкая программа ул учш ен ия , согласно запросам те хни че ско го прогресса, учебно-воспитательной деятельности профтехшколы — к у з н и ц ы квалифицированных рабочих кадров. Совершенствуются все звенья работы высшей школы , готовящей специалистов к а к ти вн ом у участию в ра з ви ти и производите льных сил социализма. Глубокая и целеустремленная учеба советс к и х людей в политшколах и семинарах, в народных университетах и школах к омму н ис ти ­ ческого труда с л у ж и т их еще более, тесному идейному сплочению, является мощным стим у ­ лом к ударному тр уду миллионов. Всестороннее развитие народного образования, задачи комплексного в оспитания детей и молодежи, органи ческого единства учебного и воспитательного процессов, формирования у у ч ащ и х с я на учного мировоззрения, в ы с о к и х морально-политических качеств , трудолюбия — предмет пристального внимания Коммунистической партии и Советского государства. С большой силой они под чер кнуты и к о н к р е т и ­ зированы в новом постановлении ЦК КПСС «О дальнейшем у л у ч ш е н и и -идеологической, политико -в о спи та тел ьной работы» (апрель 1 9 7 9 г . ) . Вступая в 1 9 7 9 / 8 0 учебны й год, педаго ги ­ ческие коллективы , па рти йные , советские, комсомольские организации, чья многогранная деятельность получила новый импульс в М еж ­ дународный год- ребенка, стремятся повы сить качество обучения и воспитания поколения, способного нести дальше эстафету к о м м у н и ­ стического созидания. Он и с т а л и к С т а в р о п о л ь с к и й кр а й . Недавно в то ржественной обстайовке в члены колхоза «Россия» Новоалександровского района была пр инята г р у п - в ы п у с к н и к о в Г р и г о р о п о л и с с к о 4 средней ■ R f e -олы. В этой школе 25 лет назад зародилось движение уч е н и ч е с ки х производственных бригад, которое приняло всесоюзный характер . Многие во с п и та н н и ки бригады стали передовыми людьми, высокообразованными специалистами. На снимке : в ы п у с к н и к и средней школы (слева направо) Николай Маслаков, Галина К у л ь - г у т и н а и Сергей Иванов приняты в колхозную семыоь. Ф о т о Н . Т а р у с о в а ( Ф о т о х р о н и к а Т А С С ) В р ай ком е КПСС, и с п о л к о м е р а й с о в е т а и р а й ко м е п роф сою за Бюро Северного р ай к о м а КПСС, исполком районного Совета народных депутатов и президиум райкома профсоюза работников сельского хоз я йств а ра ссмотрели итоги со ­ циалистического соревнования колхозов на уборке у р о ж а я и продаже хл еб а государс тву по состоянию на 28 авгус та 1979 года и постановили: Первое место присудить колхозу имени К. Маркса (председатель п р а в л е н и я М. Ф. Старков, с е к р е т а р ь парторганизации Д. В. Белов, председател ь сельского Совета Л. А. Глущенко, -председатель профкома и главный агроном М. Е. Голубцов, с е к ­ р етар ь комсомольской ор га ­ низации М. Аниброев), у б р а в ­ шему и обмолотившему 15,5 процента зерновых ' и 4 7 , 9 процента силосных кул ьтур , выполнившему план продажи хлеба го сударству , с учетом зад ан ия , на 4 3 , 8 процента. Оставить в кол хо зе им. К. Маркса переходящ ее К р а с ­ ное з н а м я райкома партии, райисп олкома и р ай ком а профсоюза работников сельского хозяйства , врученное по итогам работы на 21 августа 1 979 года. Поднять в честь него ф л а г Трудовой Славы. Второе место присудить колхозу («Память Ленина», у б р а вш ем у , и обмолотившему 23 ,7 процента зерновых и • 3 6 , 5 процента силосных к у л ь ­ тур, выполнившему план про ­ дажи хл еб а государству, с учетом задан ия , на 4 1 , 9 процента. Третье место присудить колхозу «Восход», убравшему и обмолотившему 2 0 , 3 процента зерновых и 4 4 , 4 процента силосных кул ь ту р , вы ­ полнившему план продажи хлеба государству, с учетом зад ан ия , на 4 5 , 3 процента. П О - У Д А Р Н О М У Бергуль (по телефону). Днем выс О'Кой выработки стало 2 7 авг у с та для механизаторов кол х о ­ за им. К . Маркса. Работая на уборке силоса, они только в одной бригаде скосили и залож и л и на силос 5 7 0 тонн подсолнечника. Комбайнами управляли большие мастера своего дела — Иван Елисеевич Савастеев- и Михаил Ивольевич Савастеев. На трамбовке и св олакивании зеленой массы были заняты Вести из к о л х о з а Решением правление колхоза, партийного бюро и профсоюзного комитета первое место на уборке силоса присуждено механизатору Ивану Тимофеевичу Д у динскому . Комбайном « Б и х - хрь» он на косил 1 3 0 0 тонн зеленой массы. Передовому механи за тору в р у ч е ны переходящий К р а с ны й вымпел и денежная премия. * * * По-ударному тр удятся на заготовке кормов водители, к о - мандирйванные сюда из Новосибирска. Шоферы К и з и л о в д Васин, Т о к ­ маков и Бельтн иков об с л уж и ­ вают на своих автомобилях с и ­ лосоуборочные комбайны. Они обеспечивают бесперебойную работу те х н и ки . . * * * Началось складирование соломы. У ж е заскирдовано около двух с половиной ты с яч ц ен тнеров, тр а кт о р и с ты Владимир Ф и л и п ­ пович Аверьянов и Василий Геннадьевич Иванов. У к л а д ч и ­ ками работали 10. М. Суворов, М. М. Трофимов и В. П. О к у - нев. Водители здесь все из города. Это А. М. Краснов, Б. В. Коло- банов, В. К . Комиссаров, И. П. Гл ущенко. В этот день они п е ­ ревезли по 1 3 0 — 1 5 0 тонн и з ­ мельченного по дсолнечника . Д . Б Е Л О В . „Б о р ьба за м и р “ Первенство в этом виде работ принадлежит механиза тору Н и ­ колаю Сте пановичу С у р к о в у . Его результат — 9 2 0 ц е н тн е ­ ров соломы. * * * Двадцать восьмое ав густа стало особым днем для комбайнеров Владимира Петровича Бузюргина и Николая Васильевича Коростелева: на эту дату на счету каждого из н и х стало по 1 0 0 0 центнеров намолоченного зерна нового ур ожая. Руководители хозяйства и то ­ в арищ и по работе тепло п о ­ здравили передовых хлеборобов, пожелали им дальнейших у с п е ­ хов в труде. |Водущим с оци алистич е ско го соревнования в р у ч е ны денежные премии и переходящие вымпелы. На и х комбайнах появились пя ти к о н е ч н ы е звезды, которые загораются на машинах л у ч ш и х комбайнеров после каж д ой т ы ­ сячи намолоченного зерца.

2 4i 11111111i Шi 11Ш1 ■11111111111И1111111111j 111i 111М11111i111111111IIIП «ЗА ДЕЛО ЛЕНИНА» iiiiiiiin iiM iiiiiiiiiiiiiiiiiiiiim 1 сентября 1079 года^ ф № 104 (4920) БЕ СС М Е РТ Е Н В Л Ю ТР УД У Ч Высокая миссия советской школы Изложение доклада заведующей районо Л. Г1. Юревич ..... . В полном соответствии с линией, н а м е че н н ой XXVI съ е з д о м КПСС, в конце 1 9 7 7 года было принято постановление «О д а л ь н е й ­ шем совершенствовании обучения, воспитания у ч а ­ щ и х с я о бщ е о б р а з о в а т е л ь ­ ных школ и подготовки их и ТРУДУ»- В нем у к а з ы в а ­ лось : «Считать главной з а ­ дач ей о бщ еобр азов ател ьной ш ко л ы последов ательное п р е тв ор ение в жи зн ь р е ш е ­ ний XXV с ъ е з д а КПСС и положен ий новой Конституци и СС С Р о р азви ти и всеобщего обяза тель н о го о б р а з о в ан и я , дал ь н ейш е м совершен ствован ии учебно- воспитательного процесса с тем , чтобы обеспечить подг о т овку все сторонне р а з в и ­ того с т р о и т е л я коммунистического общ ества» . Ф о р ­ мирование молодого покол ен и я все гда было и будет главной, це лью советской школы, что еще р а з подч еркнуто в постановлении ЦК КПСС «О д альнейшем у л учш ен и и идеологической, по л и ти к е - воспитательной р або ты » . Д о к л а д ч и к говорит о з н а ­ ч ении ш колы , уч и т ел ь с т в а в воспитании у школьников идейной з а к а л к и , активной ж и зн енн ой позиции, непримиримого отношения к проя в л е н и я м м ещ анс тв а , б у р ­ ж у а з н о й идеологии. О стан а в л и в а я с ь на успехах, достигнутых педагогическими к о л л ек т и в ам и по осущ е с тв ­ лению з а к о н а о среднем всеобуче, Л. П- Юревич п о д ч ер к и в а е т , что в мин увшем году все выпускники восьмых к л а с со в продолж а л и обучение в общеобраз о в а т е л ь н ы х ш кол ах , т ех ­ н и кум ах , ПТУ со средним о б р а з о в ан и ем , в вечерних ш колах . О сущ е с т вл ен и е всеобщего об я з а те л ь н о г о среднего обр а з о в а н и я н а с ел е , говорит док л ад ч и к , т р е б у е т д а л ь ­ нейшего у л у чш е н и я быта у ч ащ и х с я ® приш кол ь ны х и н т ер н а т ах ; ор ганизации г о р я ч е г о п и тани я , работы г р у п п продленного дня и р еш е н и я р я д а других при н ­ ц и п и ал ь н ы х вопросов. В ин ­ т е р н а т а х п р ож и в а е т более 3 8 0 у ч ащ и х с я . Мест в инт е р н а т а х н е х в а т а е т , они п е р еп о л н е ны , не во всех с о з д ан ы н а д л е ж а щ и е у сл о ­ ви я д л я ж и з н и и учебы школьников. Б ольш о е зна чен и е в у ч е ­ б н о -во с питател ь ном проц ессе отводится груп пам продленного дня. З д е с ь р аб о ­ тают з а м е ч а т е л ь н ы е воспит а т е л и М. . Е. К ов ал е в а , У. К. Маркович, 3 . П. Г ру- ен ко , Т. В. Мамонова, Н. М.Панина, А. П. С ем енов а, Е. С. Копытова , Е. Е. К сен оф онт ов а и немало других . В последние годы зн а ч и ­ т е л ь н о у к р е п и л а с ь м а т е ­ р и а л ь н а я б а з а ш кол , о су ­ щ е с т в л е н в ■ основном пер ех о д на кабинетную си ­ с т е м у обучения, шире с т а ­ ли п р и м е н я т ь с я т ех н и ч е ­ ски е ср е д с т в а , что по зво ­ л я е т вести уроки более эффективно и добиваться лучшего освоения учебного материала . Б оле е 2 1 0 0 учащихся начнут новый учебный год, более 2 0 0 учителей будут вести их обучение, среди них 6 3 — с высшим и н е ­ законченным высшим образованием . Остальные имеют среднее сп ец и ал ь ­ ное. Но требования к учи ­ телю постоянно растут, и сейчас ставитс я * задача, чтобы каждый пр е п о д а в а ­ т ел ь 4 - 1 0 классов имел закон чен ное .высшее пе да -1 гогическое образование. До сих пор мы не можем обеспечить вы сокок в алиф и ­ цированными к адрами вос ьмил етни е школы. Т а 4 например , в Чебаковской школе только двое из восьми учителей закончили пединституты и один учи ­ тся заочно. В Б о л ьш е -К у - 'л иков ской школе только директор имеет высшее обр азование . Положительный пример д л я всех по к а зы ­ вае т коллектив Чув аш ин - сЦой восьмилетней школы: ' там из шести препод авателей четверо уч а т с я заочно. В этом н е м а л а я з а с л у г а ди р ек т ор а школы 3. Н. Голубевой. Д а л е е д окл ад чи к н а з ы ­ вае т имена з а сл уж ен н ы х учителей республики Е. П. Путина и А. П. Г л ам а зд и - на, старшего у ч ител я Н. Т. Ильиных, А. А. Устьянник, на гражденную орденом Трудового Красного З н а ­ мени. Многие у ч и т ел я о т ­ мечены знаком «Ударник социалистического соревнов ан ия »„ Почетными г р а м о ­ тами Министерства просвещени я Р С Ф С Р и СССР, г р ам о тами областных и районных отделов народного образования . Из года в год повышается качество усп еваемости учащ ихся . Теперь уже 4 1 , 8 процента учеников шйол района учатся на «хорошо» и «отлично». Лучших р е ­ зул ь та тов добились Б и а - з и н ск а я с р е д н я я и О ета- нинская во сьмил етн яя ш колы. К тому ж е в Б и а з и н - ской ср едн ей ш коле хорошо п о с та в л е н а - п и о н ер с к а я и ком сом ол ь ск а я работа. С овр ем енна я ш кол ьн а я жи зн ь сл ож н а и богата и н ­ тересными и р а з н о о б р а з н ы ­ ми формами внеклассной и классной работы, работы с учени ками и их р одителями. З д е с ь и з а н я т и я ф а ­ к ул ьта ти вов, и экскурсии, и читател ьские\ (ко нф е р ен ­ ции, и многое другое. Подчеркивая р о л ь у ч и ­ телей начальных классов, Л. П. Юревич отмечает уроки Г. В. Мокроусовой, Н. Т. Ильиных, У. Г1. Гридиной, А. А. Устьянчик, Р. II. Никулиной. Четкость, ясность целей и зад ач и з у ­ чения темы, п о следов атель ­ ность и логичность из л о ­ ж ен ия м а т е р и а л а ,— вот те х ар ак т ер н ы е черты, которые отличают уроки этих учителей. Их пе дагогический опыт ждет своего обобщения и распространения . Но далеко не все потенциальные возможности совершенствования учебно- воспитательного процесса, зал ож ен ны е в новых программах , исчерпаны и р е а ­ лизуются учител я м и. Б о л е е того, переход на обучение по новым программам привел к тому, что р я д учителей н а ч а л и ных классов ч резм ерно увл еклись формированием т е ­ оретических понятий и н е ­ достаточно внимания ст али у д е л я т ь выработке навы.^ ков грамотного письма, беглому, осо знанному, вы ­ р а з и т е л ь н о м у чтению, у л у ­ чшению к а л л и г р аф и и письма, развитию речи школьников, решению задач , приобретению необходимых арифметических вычислит ел ьных навыков. Учи теля русского я з ы к а и л и т ер а т у ры по-особому чувствуют себя о тв е тс тв ен ­ ными з а нравственное воспитание будущих граждан . Примером могут ст а т ь у ро ­ ки Т. М. Сазоновой, Л. Н. Николаевой, 3. Н. Голубевой, Г. Д. Багровой, Р . И. Л и каровской , Т. М. Коноваловой, А. Т. Махнытки - ной, Т. И. Гришиной, Л. И. Шуршевой , Л. Н. Ляхнович , А. Е. Новиковой, Р. М. Васильевой. Их ученики овладевают ум ень ­ ем читать и ан ализиров а ть худож еств ен ны е п р о и з в е д е ­ ния в единстве формы и сод ерж а н и я . Много внимания у д е л я е т с я изучению партийно - п р а ви т ел ь с т в ен ­ н ы х документов, п о с та н ов ­ лений ЦК КПСС о л и т е р а ­ т у р е и искусстве, м а т е р и а ­ лов XXV с ъ е з д а КПСС, б ессмертного ленинского наследия , произведений Л. И. Б р е ж н е в а «М ал ая з е м л я » , «В о зрож д ен и е» , «Ц елина» . Но в то ж е в р ем я докл адчи к отмечает и ряд сущ еств ен ны х не доста тков в преподавании л и т е р а т у ­ ры и, особенно, русского я з ы к а . А н а л и з годовых контрол ь ны х работ, посещенных уроков, экзаменов говорит о том, что у ч ител я м а т е м а ­ тики дали прочные и г л у ­ бокие знания по курсу: общая у спеваемость со с т а ­ вила 9 9 , 9 процента. Возросло число отличников и хорошистов по ал гебре и геометри и. Высокой каче> ственной успеваемости в минувшем учебном году добились: Н. А. Смык, В. В. Литвинова, Н. И. Р адькова , Т. С. Мизева, К. В. Бузюргина , Л. Г. Карписонова, К. В. Яки ­ мова. Но вместе с тем общий уровень подготовки учащихся по р я ду р а з д е ­ лов курса математики ос тается еще низким. Д а л е е докладчик о с т а ­ н а вливается на работе учи ­ телей физики, отмеча я успехи в преподавании этого предме та у уч ителей 3. II. Б агуто , Н. Н. Лукомской, 3 . II. Сазоновой, С. О. ' Петровой. На высоком идейно-политическом уровне проход дят уроки истории у з а ­ служенных учи т е л е й Р С Ф С Р А. П. Гл ам а зди на и Е. П. Путина, а т акж е у Р . Н. Яковлевой, А. М. Юдина, 3. В. Голубцовой, П. Ф. Тимкина , Г. П. С а ­ виной. Они успешно выд еляют те истори ческие ф а к ­ ты р а зви ти я советского общества , ко торые играют пе рвостепенную роль в воспитании комм|унистиче1 ской убежденности у ч а ­ щихся . Б о л ьш а я и ц е л е н а п р а в ­ л ен н а я р або та вел ас ь в школ ах по изучению книг Л. И. Б р е ж н е в а «М ал ая з е м л я » , «Во зрожд ен ие» и «Ц елина» . К а ж д а я из книг р а с с м а т р и в а л а с ь с позиций воспитания школьников на ратном и трудовом подвиге советских людей в годы Великой Отечественной войны и последующего восстановления народного х о з я й с т в а с т р ан ы . Широко и с п ол ь зу е тс я у ч ител ями и местный м атериал. В учебном процессе не м ене е важное место отводится и таким предметам,: к ак биология, химия, гео-* г р аф и я , фи зи че ск а я подготовка. В районе есть п е д а ­ гоги, у которых эти уроки с о д ерж а те л ь ны , отвечают современным требованиям. К ним можно отнести В. Л. Ковалев а , В. Е. Ш урш еву , Т. Н. Крюшки- ну, М. И. Б у р ц е в у , Л. В Лихушину. Л. И. Воробьеву, Ф. П. Миронову, Т. Г. Врагову, А. Ф. Ятис, Н. М. Литвинова, Г. Д. М ал яр е - вича, В. Н. Васильева. На снимке: участников конференции приветствуют школьники Зн ан и я , полученные в школе, становятся прочной основой марксистко-ленинского мировоззрения, советского патриотизма и пролетарского интернационал и зм а у школьников. Гл ав ­ ная зад ач а нашей ш ко л ы— претворить эти знания в орудие мор ал ьного совер ­ шенствования, соединить их с высокой нравственностью. Немаловажным фактором , определяющим успех, я в л я ­ ется воспитание у молодежи ответственного отно , шения к учению. Тот, кто не пройдет ч е р е з трудности преодоления незнания, кто не посидит над зам ы с ­ ловатой задачей, глубоко не зад у м а е т с я над общественным явлением, не проя вит упорства, орган изованности и настойчивости в понимании закон омерностей общественных и природных процессов, — не может стать образованным человеком. Говоря о среднем всеобуче, мы должны помнить, говорит докладчиц, что на предприятиях , в колхозах трудится еще немало молодежи, не имеющей Ю— 11-летнего образова- • ния. Поэтому-то важное место в решении проблемы принадлежит учебно-консультативному пункту. С л е ­ дует отметить п ол ож и те ль ­ ную работу Биазинского , Ново-Троицкого, Чувашин- ского, Среднеичинского, Б ергульского УКП, учебно- консультативного пункта при Северной вечерней школе. Р а с т е т р ол ь трудового обучения, воспитания и профессиональной ориентации. Зам е тн ы е сдвиги в этом произошли в 9 — 10 кл а с с а х . Обучение с е л ь ­ скохозяйственным проф е ссиям идет в трех средних школах , в Северной — преподается автод е л о . Опытническая дея те ль н о с т ь школьников приобретает широкий р а зм а х . Еже годные выстав ки р е зу л ь т а то в т руд а юнатов доказывают важность этой работы. Учащиеся шефствуют над молочнотоварными фермами колхозов. В колхозе «П а ­ м ять Ленина» год от года крепнет с в я з ь со средней Вёрх-Красноярской школой. Выпускники школ района приобретают с ел ь ско х о зя й ­ ственны е профессии в С е ­ верном СПТУ-21. З а к а н ч и в а я свое выступление, докл адчи к говорит о значении школьного са- мооуправления для р а з в и ­ тия инициативы, активно-s сти учеников, воспитания у них чувства о тветственности. Школа, подчеркивает з а ­ ведующая рай оно Л. П. Юревич, организация идео ­ логическая. Воспитывая в учениках основы м ар к си ­ стко-ленинского м и рово ззр е ­ ния, педагоги сами уч атся. На теоретически х семи нарах , проходящих во всех учительских коллективах, . з ан ят и я проходят органи-j „ зованно, при большой ак - тивонсти сл уш ател ей . Многие из них я вл яю тся ч л е ­ нами общества« Знание»,', ведут большую пропагандистскую работу. Коммунистическая па ртия и Советское правительство 'с о з д а л и все усл ови я д л я обучения и воспитания подрастающего поколения. З а ­ д а ч а советской школы — опра вд ать возложенную на нее высокую миссию.

3 1 с е н т я б р я 1 9 7 9 года ф № 1 0 4 ( 4 9 2 0 ) п н .................... и 1 ш ш и н и 11 и и « З А Д Е Л О Л Е Н И Н А » i i i l i u i ш и У ч и т е л я д е л я т с я о п ы т о и , с о в е т у ю т , к р и т и к у ю т У Ч И Т Ь С Я , Ч Т О Б Ы З Н А Т Ь 3. Н . Г О Л У Б Е В А , д и р е к т о р Ч у в а ш и н с к о й в о с ь м и л е т н е й ш к о ­ л ы Силы, энергия, опыт педаг о г о в Чувашинской школы в прошлом учебном году были направлены на то, чтобы школьники успешно овладевали глубокими знаниями основ наук и получали необходимые умения и навыки для работы в народном хозяй ­ стве. На протяжении десяти последних лет школа работает без второгодников. В 1 977 -78 учебном году было 36 хорошистов, что составляло 37 процентов к общему числу учащихся , а ч ер е з год этот пок а з а т е л ь увеличился до 42 процентов. Это р е з у л ь т а т то- что учительский коллектив пр и л ож и л немало сил и с т а ­ раний, творчества к положительному решению своей основной задачи. У нас трудится немало опытных педагогов. Боле е 25 лет неразрывно с вя зан а со) школой учитель географии, биологии и химии М. И. Б у р ­ цева. Немалый стаж работы у Г. Л. Савиной, В. С. Яковлевой, у воспитателя 1 ин тер ­ ната Е.Е. Ксенофонтовой^ ( Тридцать один год отдала школе учительница на чал ь ­ ных классов М. Н. Петрова. Главное в ев )работе — продуманн ая система, в которой все направлен о на развитие у детей интереса к знаниям, творческого воображения, мы- - шления. Она мастерски владеет передовыми методами обучения, уроки строит в соответствии с требованиями программы. Дети, прошедшие обучение, у Miv IH. Петровой,( обретают всестороннее р а зви ­ тие. Половина всех учащихся у нее успевают только на «четыре» и «пять». З аб о т л и ­ вая , чутка я, она окружае т вниманием каждого ребен ка , не снижая в то же время требовательности к ним. Уроки М. И. Б урцевой отличаются четкой подачей материала , оснащены необходим мыми нагкядными пособиями. Она широМо и умело использует м а т ер и а лы XXV с ъ ­ е зд а БПСС, книги Л. И Б р еж н е в а «Целина» и «Возрождение» , воспитывая у детей чувство гордости з а с л а в ­ ное прошлое и настоящее н а ­ шего народа. Учитель истории Г. Л. Савина использует все 'п е р е д о ­ вые методы обучения. На з а ­ нятиях, проводимых ею, у учащихся формируется способность реальной оценки действительности. Широко применяют перфо ­ карты, си гнал ьные карточ(Ки, детское лото при работе с детьми учителя Г. А. Дедкова и В. С. Яковл ева. Это помогает быстрее установить тесный контакт с ребятами, вы ­ ясняет пробелы в их знаниях, облегчает восприятие информации. Много внимания у д ел яе т коллектив нашей школы воспитанию учащихся на боевых и трудовых традициях нашего народа. В классах проводились политические беседы, конкурсы рисунков, встречи с ветеранами войны. Активно пропагандируются м атериалы Бонституции С С С Р , . съездов БПСС. ВсЯ| учебно-воспитательная работа нашего коллектива педагогов в новом учебном г о ­ ду будет проходить под зна ком реализации исторического постановления Ц Б БПСС «О дальнейшем улучшении идео ­ логической, политико-воспитател ьной работы». И мы все хорошо понимаем и будем ис пользовать в жизни слова Л. И. Б р еж н е в а , сказанны е им во Всесоюзном пионерском лагер е «Артек»: — Все начинается с дет ства. И начало всему — у ч е ­ ба, овладение знаниями, к у л ь ­ турой. Вот почему мы, люди старшего поколения, ваши дру зь я , говорим: учитесь, чтобы знать, учитесь, чтобы уметь , учитесь, чтобы творить и бороться з а то, что близко вашему сердцу и вашей д у ш е / Уроки чтения и «« воспитательный п р о ц е с с г. В . М О К Р О У С О В А , у ч и т е л ь ­ н и ц а В е с е л о в с к о й ( н а ч а л ь н о й ш к о л ы Т В О Р Ч Е С К И Й п о д х о д К Р А Б О Т Е Л . А . Н И К О Л А Е В А , о р г а н и з а ­ то р в н е к л а с с н о й и в н е ш к о л ь н о й ра б о ты Б и а з и н с к о й средней ш к о л ы lllllliiil!1 Нет у школы более важной К . В. Я ш м о в о й ш к о ль ники задачи, чем формирование у учатся выделять главное, рабо- у ч ащ и хся коммунистического тать самостоятельно, у н и х вы - ^ н ф о в о з з р е н и я . .преданности делу рабатывется умение гтреодоле- нартии. Осуществляя единство вать трудности, обучения и воспитания , наши Преподаватели р усско го я зы ка лучшие учителя добиваются то - и литературы и спол ьзую т воз- го, что ка ж д ы й их у р о к явля- можности уроков, совместно с ется воспитывающим идейную классными р у к о в о д и т е л я м ве- убежденность, вы с о кую нрав- дут внеурочные заня тия. В ственность, чувство гражданок о- старших классах проводя тся бе- го долга. Они стремятся обес- седы о советской литературе иечить в своей работе ом- п и ш у т с я сочинения на та ки е , п л е кс н ы й подход, уделяя се- например, темы к а к «Настоящее рьезное внимание не только счастье — быть н у ж н ы м лю- обучению, но и воспитанию. дям», «Мой современник — На у р о к а х истории и общеу человек труда» , с твоведенияу заслуженного у ч и - Участие в Ленинском зачетеля РСФСР Е. П. П у т и н а веет- те — реальный пу т ь приобщения да создается творческая атмос- учащихся) :,н рбщественно-поли- фера, вырабатывается г л у б о к и й тическим знаниям, средство у с - ’пвтерес к познанию ра зличных воения ими основных политиче- явлений ж и з н и . Он не о грани - с к и х идей .Его цель наш педа- чивается формированием отдель- готи че ски й коллектив видит в ны х исторических по нятий , и с - том, чтобы помочь каждому пользует много дополнительного старшекласснику наметить проматериала, те х н и ч е с к и х средств, грамму идейного и нравственно- Развивает у ребят н а в ы к и са- го роста, воспитать себя все- мообразования, рациональной сторонне развитым человеком, организции труда, ведет в н е - убежденным коммунистом-ленин- класоную работу. цем. На ур о к а х математики у Многие старшеклассники не только сами учатся, но и у ч а т д ру гих . Они в ы с ту п аю т в ка ч е ­ стве консультантов, лаборантов, проводят беседы из цикла «У ч и с ь у ч и т ь с я » . Старшекласс н и к и являются лекторами и политинформаторами. Почти третьей части в ы п у с к н и к о в выдано удостоверение «Юный; лектор». Ежегодно во всех комсомольс к и х классах проводятся Лен ин ­ ские у р о к и . Это целый ком ­ плекс дел кол л е к ти в н ы х и индивидуальных, кл а с с ны х и внеклассны х , учебных и внеучеб- ны х . 'Это пример творческого подхода учителей и классны х руководителей к воспитательной работе. Здесь подводятся и тоги работы по изучению произведений В. И. Ленина, комсомольцы определяют для себя линию общественного поведения и п р а к ­ ти ческого участия в осуществлении Л е н и н с ки х заветов. Достичь успеха невозможно без объединения уси лий у ч и т е - лей-предметников и классны х руководителей. Связь эта постоянна. Например, планируя работу по нравственному воспи ­ танию, учитываем специфику того или иного предмета. Правда, связь эта не всегда еще бывает результативна . Это один из недостатков, над устранением которого . ко л л е к ти ву школы предстоит работать в этом году. Готовясь к 1 1 0 - й годовщине со дня рождения В. И. Ленина, мы планируем осуществить целый учебно-воспитательн ьт й комплекс. Цель, котор ую мы ставим при этом,— добиться того, чтобы обучение было воспи ты вающим, а воспитание обучающим. I I Формирование личности ребенка начинается в младших классах, поэтому очень важно на учить его те х ни ке чтения, на учить работать с на учн о - щознавательной и художественной литературой .обеспечить полноценное восприятие х у д о ­ жественного произведения. Нельзя переоценить во спи та ­ тельную силу образа В. И. Ленина. Из рассказа Пияясова «Обыкновенные вар е ж ки » дети узнают, что Ленин был добрым, .скромным, простым и внимательным человеком. Эти черты вождя они отмечают в воспоминаниях Г. К р ж и ж а н о в с ко г о , в рассказах Алексеева. Рассказ Е. Пермяка «Надежный человек» у ч и т ш к о л ь ­ ников быть внимательным дру г к др у г у , умешаю придти к то ­ варищу на помощь, если он о ка ­ зался в беде. Важ но, чтобы дети к а к бы сами приш ли к н у ж ­ ному выводу: человек человек у — друг. Важ но увязать q ж и зн ью класса, коллектива. Тогда все .станет понятней, все останется в сердцах детворы. В кур се ч тен ия можно в ы ­ делить к р у г знаний, которые являются центральными для формирования мировоззрения и нравст венного в о с пи тан ия . Т а ­ ковыми, например, могут быть знания о Родине. В уч ебни ка х 1 — 3 классов они представлены разнопланово: т у т и символика Советского Союза, и ж и з н ь и дела советского народа, и освоение космоса, и дружба. детей союзных р е сп ублик , и природа Родины... Очень важно, чтобы младшие ш к о л ь н и к и хорошо осознали общественно - по лити в е с к у ю значимость трудам взрослых. Именно на это ( делается упор пр и работе над те кстами сти х о ­ творений , рассказов, с к а з о к , Важное место в в о спитании младших ш ко л ь н и к о в занимает сила примера родителей. Здесь просто необходимо в с я к и й раз, к а к предстанет возможность, ссылаться на местный материал, подключая к своему рассказ у рассказы детей о матери-доярке или отце-трактористе. Д е т с к и й с а д и ш к о л а Л ,Д . Г А Р У Ц К А Я , з а в е д у щ а я д е т с к и м садом Сложилась хорошая связь детс к и х садов с Северной ш к о ­ лой. Достаточно сказать, что учителя на чальны х классов Т. Ф. Гусева, А. А. У с т ь я н ч и к , У. П. Гридина, Н. Т. И л ь и ны х и другие встречаются с дошк о л ь ни кам и задолго до начала) учебного года, посещают заня-i тия, пра здн ики , у тр е н и ки , обсуждают их. Интересы детского сада, ш к о ­ лы и семьи тесно переплетаются в вопросах нравственного в о с пи ­ тания. Взаимосвязь и взаимопомощь — основа нашей общей деятельности. На родительских собраниях, конференциях существенное з на ­ чение имеет тематика докладов, бесед. Каждое из н и х на прав ­ лено на по д готов ку детей к школе, воспитание у н и х ч у в ­ ства коллективизма, отношений между' воси|итанниками. детсада и д ру гими ш кол ь ни кам и , между нашими в ы п у с к н и к а м и и у ч и т е ­ лями. 1 Детсад строит свою работу главным образом на непосредс твенны х представлениях детег предметах и явлениях о к р у ­ жающего мира. Кроме специально ор ганизуемых зан я ти й ш математике, родному я з ы к у изобретательной деятельности наблюдений, для ра сш иренш кру гозора детей многое дают п р о г у л к и . 1 Программа детского сада пре дусматривает ознакомление детей с о к р уж ающ ей природой трудом односельчан, явлениями общественной ж и з н и , i Ш кола и детсад неразделимы хотя бы потому, что ребят: ста рших г р у п п и гр ают «в ш ко л у » , часто интересуются тем что ждет и х там, стремятся на у ч и т ь с я писать и читать . Объе динение у с и л и й работников до ш к о л ь ны х у чреждений и школы пр и непосредственной помощи семьи, может успешно решить задачу под го тов ки малыша i новому этапу ж и з н и .

RkJQdWJsaXNoZXIy