За дело Ленина, 1979, № 42

ОРГАН СЕВЕРНОГО РАЙКОМА КПСС И РАЙОННОГО СОВЕТА НАРОДНЫ Х ДЕПУТАТОВ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ Выходит по вторникам, чет вергам и с у б б о т а м П Р О Л Е Т А Р И И В С Е Х Год издания 44-й № 42 (4858) СУББОТА 7 А П Р Е Л Я 1979 года Ц е н а 2 коп . В Центральном Комитете КПСС и Совете Министров СССР Центральный Комитет КП С С и Совет Министров С С С Р приняли постановление «О дополнительных мерах по обес печению уборки у рожая , заготовок сельскохозяй ственных продуктов и кормов в 1 9 7 9 году и успешного проведения зимовки скота в период 1 9 7 9 — 8 0 года». Ц К К П С С и Совет М инист ров СС С Р о бя за ли Ц К ком партий и Советы Мини стр ов союзных рес п уб лик , соответ стиующие министерства и ведомства, краевые, о б л а с т ­ ь ю и районные комитеты партии, Советы М инистров ав тономных р е с п у б л и к и и сп о л комы м естных Советов народ ных деп утатов, местны е с е л ь ск о х озяйственные органы, р у к ов од и т е л е й к о л х о з о в , совхо зов и з а готови тел ьных орга низаций обес п ечи ть своевре м енн у ю п о д г от о в к у к о л х о зо в , сов хо з ов и за го тови тел ьных организаций к у б о р к е у р о жая, заго товкам с е л ь с к о х о з я й ственных пр о ду к т ов и кормов в 1979 году, а т а к ж е у сл еш но е п р о в ед ен и е зимовки ско та в п е ри о д 1979— 80 года. « П о с т а н о в л е н и е м п р е д у с м о т р?но, в частности, о б ес п е чить п о л н у ю сохр анн о сть всех по севов зерновых к у л ь т у р и исп о ль зовани е и х т о л ь к о по п ря м ом у назначению, о с о б енн о по севов о зимы х к у л ь т у р и к у к у р у з ы ; разрабо тать и о с ущ е с т в и т ь конкретны е ме ры п о у с и л е н и ю темпов ре монта у б о р о ч н о й техники, а т а к ж е транспортных средств; со здать к н а ч а л у у б о р к и у р о жая в организациях Г ос ком с е л ь х о з т е х н и к и СССР, в к о л х о з а х и с о в хо за х в н ео бх о ди мых к о ли ч е с т в ах обменный фонд у з л ов , агр егатов и запас ных частей, приня ть меры к с в о ев р ем е нн ом у р е м о н т у жи вотноводческих помещений, ко рм о цех о в , ск ладские. гДо1ме пюний, с и л ос ных и сенажных зд т н и л ищ , с уш и л ьн ы х пунк тсв и о бор уд ования этих со о р уж е н и й ; ра зра бо та ть и о с у щсствитъ мероприятия по о б е с п ечению производст ва зерна, .п одс олн ечника , хлопка-сырца,, j l ^ . x a p H o f i свеклы, л ьн а -д о л г ун а, картоф еля , овощ ей и кор L йюв вы сок ого качества и пре ' дотвращению п о те р ь этой продукции при у б о р к е и пе рг в озк е . П р е д л о ж е н о о бе с п е ч и т ь ши р с к о е внедрение в к о л х о з а х и с о в х о за х п е р е до вы х м ето дов и спо льзования тех ники, к о м п л е к с н о й организации у б о рочных ра б о т по о п ы т у Ипа т овс к ого района С та в р оп ол ь с к о ш края. Р ек омендован о у т о чн и т ь с у ч е т о м скл ады вающ и хся у е л о вий задания п о заго товке кормов д л я б о л е е п о лн о г о о бес п еч ени я ими скота в пе риод зимовки 1979— 80 года, обратив о с о б о е внимание на организацию вы полнения и п ер е вып о лн е ни я в к аж д ом х о зяй с тв е планов заготовки кормов, а т а к ж е на и с п о л ь з о ванне всех рез ер в ов д л я А ° п о лн и т е л ь н о г о накоп ления и р ационально го и с п о ль зо в ани я в хозяй с тв а х ко рм о вы х ре су р сов. Ц К Компартий и Советам Мини стр ов с ою зн ы х р е с п у б лик, краевым, о б л а с т н ы м и районным к о м и тетам партии, Советам М и ни стр о в автоном ных р е с п у б л и к и и сп о лк ом ам м е с т н ы х Советов народных депутатов , профсоюзным и к о м с о м о л ь с к и м органам пред л о ж е н о своевременно раэвер н у т ь м ассов о-п о ли тич е ск ую работу , направленную на у с п еш ное проведение у б о р к и у р о ж а я 1979 года и подготов ки к зимовке скота. О б е с п е чи ть правильную расстановку и организацию работы ком мунистов, депутатов м естны х Советов, п р оф сою зн о г о и к о м с о м о л ь с к о г о актива, на родных к о н т р о л е р о в на ре шающих участках производ ства. Организациям, о сущ еств л яю щим стр ои тельн о -м он тажны е работы в совхо зах и к о л х о зах, п о р у ч е н о приня ть н е о б х о д имы е м е р ы к ус к ор ению стр ои тельства и вводу в дей ствие пр е д у с м от р е н н ы х пла ном на 1979 год животновод вески х помеще ний и кормоце хов, обес п ечив сдачу их в эк сплуатацию не п о зд н е е нояб ря 1979 года. П р е д л о ж е н о расширить работы п о ремон т у и т е х н и ч е с к о м у о б с л у ж и ванию ж иво тн оводче ск ой т е х ники и машин д л я п ер е ра бо т ки и при готовле ния ко рм о в в к о л х о з а х и со вхозах. Реко мендовано о сущ естви ть в 1979 г о д у в ы п олн ени е намеч енных мероприя тий п о во с с т а н с в л е нию ликвидированных и орга низации новых живо тноводче ских ферм в к о л х о з а х , совхо зах. Д л я в оди тел ей автомобилей, трактористов - маши нистов и д р у г и х м е х а ­ низаторов рек ом енд ован о у с тановить меры м о р а л ь н с г о и матери альн о го п о ощ р е н и я за выполнение и и е р е в ы п о лн е ние заданий на у б о р к е и пе рево зках сел ь с к о хо зяй с т в е н ной продукции. В п остановлении Ц К К П С С и Совета М инистров С С С Р оп р е д е л е н ы и д р у г и е к он к р е т ные меры по своевременной подготовке и организованно м у проведению у б о р к и у р о жая, за го товок с е л ь с к о х о з я й ственных проду ктов и кормов в 1979 г о д у и у с п еш н о м у про ведению зимовки окота в Не риод 1979— 80 года. ' Ц е н тр ал ь н ы й Ко м и т е т К П С С и С ов ет Министров СС С Р Еыразили ув е р енн о сть в тем, чт о партийные, совет ские, сел ьскохо зяй ственны е , пр оф сою зны е и к о м с о м о л ь ские организации, к о л х о з ы и совхозы, промыш ле нны е и транспортные организации, р у к св о д ств уя с ь решениями ию л ь ского и н о я б р ь с к о г о (1978 г.) П л е н у м о в Ц К КП СС , прило жат все си лы к у с п еш н о м у выполнению задач по д ал ь н е йш ем у развитию с е л ь с к о г о хозяйства и примут меры к тому , ч тобы о б ес п ечи ть сво е в р ем енн о е пр ов ед ени е у б о р ки у р о ж а я б е з потерь, зато тов к у н ео бх о д и м о г о к о ли ч е с т ва кормов, выполнение и п е рев ьгполнение планов прода ж и г о с у да р с тв у зерна и д р у гих с е л ьск о хо зяй ств енны х п р одук тов в 1979 г о д у и у с п еш н о е проведение зимовки скота в пери од 1979— 80 года, К В А Р Т А Л Ь Н Ы Й — Д О С Р О Ч Н О ! Закончился первый квартал четвертого года десятой пятилет ни. Для Северного райпо он явился очередным этапом в ус ■пешком выполнении плановых заданий 1979 года. За три месяца текущего года фактический розничный товаро оборот в целом по райпо составил 2700 тысяч рублей, или 101,8 процента к основному плану. В состав райпо входят семь торговых предприятий. Все они, за исключением Чувашинского, с плановыми заданиями справи лмсь. Особенно хочется отметить высокие достижения Биазинско го и Верх-Красноярского торго вых предприятий, Северного про мышшенпно, обеспечивших вы полнение плана товарооборота более чем на 103 ■процента. Директора этих предприятий опытные руководители, с большим производственным стажем; И. Е. Дергачев, Я. Д. Дъячук, Л. С. Пудова. Внесли свой вклад в общее де ло и коллективы общественного питания, перекрыв задание почти на восемь процентов. Дальнейшее развитие торгов ли, повышение уровня обслужи вания населения — вот основ ные задачи, на решение которых направлены все усилия торговых работников. Т. Л И Т В Я Н 0 В А , ■эконоимст райпо. Объем реализации продукции за первый квартал составил по хлебокомбинату 209 тысяч рублей. Этона двадцать восемь тысяч больше плана. ' За этот период произведено 585 тонн хлебобулочных изде лий при квартальном задании 540, изготовлено сверх плана 37,5 центнера колбасных изде лий. Н. К О Н Ы Ш Е В А , экономист хлебокомбината Успешно справился с производ ственным планом коллектив Северной ПМК «Мелиоводстрой», объем работ за первый квартал равен 148 тысячам рублей, что составляет 109,6 процента к установленному заданию. Работы, выполняемые нашим /предприятием,— самые разнюоб разные: осушение земель, кор чевжа, срезка кочек, внесение органических удобрений, жилищ ное строительство и некоторые другие. За минувший квартал ПМК занималось поверхностным улуч шением земель в колхозах «Восход» и «7-й съезд Советов». Вывезено органических удобре ний в колхозах «Новая жизнь» 2478 тонн, им. М. Горького — 11708 тонн. Выполнено заданий по куль- туртехнике на 45,6 тысячи рублей. На двадцать четыре про цента перекрыт план по осуше нию болот. П. Б Л О Х И Н А , экономист ПМК. ЗамечателЬнЬш труЖеник Высоких показателей в труде добивается электросварщик колхо за «Память Ленина» Георгий Иванович Ажпибисов. Ему любая работа но плечу — и сварка небольших деталей, и наложение прочных швов, как, например, на раму автомобиля. — Постоянно к нему обращаются,— говорит нормировщик А. П. Данченко. — И он все заварит, залатает, и снова можно продолжить работу. Нашим Георгием Ивановичем можно гордить ся, замечательный он труженик. На снимне: Г. И. Ажгибисов. Фото Б. Королева. О тех, к то на правом фланге Л У Ч Ш А Я Т Е Л Я Т Н И Ц А Всю свою трудовую жизнь посвятила Анисья Яковлевна Иванова работе в животновод стве. Раньше она жила в де ревне Планотоновке, потом переехала в Бергуль и пошла работать на ферму телятницей. Сейчас у нее в группе со рок телят до шестимесячного возраста. Анисья Яковлевна добивается отличных резуль татов. За март этого года среднесуточный привес одного животного, составил 1190 граммов. Этот показатель — лучший по колхозу им. Кар ла Маркса, и первый — по району. Но А. Я. Иванова не толь ко хорошая работница. Это верная наставница, свой бо гатый опыт она непрестанно передает молодым. Те, кто работает недавно, уверены, что всегда в трудную минуту можно обратиться к Ани сье Яковлевне за советом и помощью. А ее ученицы в ответ на заботу и доброту платят ей уважением и любовью. Т . К О Р Н Е Е В А .

2 i i i l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l i l i i l i i i i i i i i i i M I l l l i i i i i i i i i i n i i i i i i i i i i i i i i i i i « З Д ДЕЛО Л Е Н И Н А » J l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l M I I U I I I I I M I l l 7 а п р е л я 1 9 7 9 г ода ф № 4 2 ( 4 6 5 8 ) АКТИВИЗАЦИЯ СЛУШАТЕЛЕЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ УЧЁБЫ — Доходит ь д о к аж д о го ч е л о в е к а (И з доклада Партийная пропаганда освеща ет собы тия и явления обществен ной жизни объек тивно, дает ре а л ь н у ю картину д ей ствительно е ти, н е приукрашивая и не иска жая ист инное п о л о ж е н и е вещей, и столковывая их с кл а ссо вы х по зиций. Гла вн о е в д ея тел ьн ости пропа гандистов со стои т в том, ч тобы у б е д и т е л ь н о раскрывать верность и ж и з н енн о сть маркси с тск о -л енин ек о го уч ения, п о ли та ки КП СС , всемирно историче с к о е д о с т и ж е н и е СССР на путя х по стр ое ния развитого социалис тич еск о г о общества. К П С С н е у к л о н н о воплощает в своей д е я т е л ь н о с т и л енин ск о е у ч е н и е о н е о б х о д и м о с т и п о с л е д о в а т е л ьн о й неп римиримой борь бы против в сех идейных врагов марксизма. Н а ступ а тел ьны й ха рактер нашей позиции в этой б о р ь б е о п р е д е л я е т с я тем, что на ст о р он е со циалистических стран, к о м м уни стич ес ки х ид еа лов вели кая правда историческ о го разви тая, Задача со стои т в том, что б ы с д е л а т ь е е понятной и д ох од чивой д л я со тен и м и ллионов людей. Партийная пропаганда подчи нена уд о в л е т в о р е н и ю д уховны х запросов советских лю дей , зада чам реализации предначертаний партии, е е политики. Непремен ным у с л о в и е м ус п еш н о го о сущ е ствления этой по литики яв ляет ся н е т о л ь к о е е правильность, но и то, ч тобы самые широкие мае сы на со бс тве нном пример е у б е д и л и с ь в этой правильности: « У л е н и н с к о й партии,— говори л то варищ Л . И. Брежнев,— слово не расходится с д е ло м . К у р с на п о б е д у социалистической рево люции, к у р с на социализм, к у р с на ст р о и т ель ст в о коммунизма — таково с л о в о партии, выражен н о е в ее про граммах. П о б е д а Ок тября, т о р ж е с т в о социализма, у с п еш н о е дви ж е н и е п о п ути ком м уни с тич е ск о го завтра — таково д е л о партии, д е л о в сего наро д а » . Большинство л ю д е й выносит свои у б е ж д е н и я из жизни. Пр о паганда м о ж е т быть у б е д и т е л ь ной, правильно о тр аж ать д ейст вительно сть , е с л и она опирается на опыт масс. « Ж и т ь в гущ е, знать настроения. Знать все. П о нимать массу . У м е т ь подойти. З авоевать е е а б с о л ю т н о е дове р и е » , — о б этом л ен и н с к о м заве т е призван помнить каждый пар тайный пропагандист. Т а ким об ра з ом д е й ств енн о сть пропаганды, е е эффек тивность обеспечивает ся лишь при у м е л о м применении г ла вны х принципов — научно сти, партийности, связи с ж и ­ знью. И м енн о такой п о д х о д с л у ж и т м о гу ч и м ср едством у б е ж д е ния масс в историческ ой правоте и н е п о б е дим о сти идей и д ела ком м уни зм а . Р у к ов о д с т в у я с ь принципиальны ми ленин скими п оложениями , реш ениями X X V с ъ е зд а КПСС, наша партия, е е Центр альный К о м и т е т д е л а ю т все д л я упр оч е ния связи теории с практикой, партийной пропаганды с жизнью народа. Важность т а к о г о п одхо д а к пропагандист ской работе п о дч ер ки в а ет ся в по становлении Ц К К П С С « О задачах партийной у ч е б ы в свете решений X X V с ъ е зда К П С С » . Ра бота пропаган диета т р е б у е т много знаний, сил и времени , п одлинн ог о призна ни я и л ю б в и к п о р у ч е н н о м у д е л у . Н е п р е м е н н ы м требованием к пр оп а ганд и сту я в л я е т с я г л у б о к о е зн ани е им св о ег о основного предмета, темы к а ж д о г о о тд е л ь н о го вы ступления . Т е о р е т и ч е с к а я п о д г о т о в л е н н о с т ь пропагандиста — ведущий объ е к т и вн ы й п о к а з а т е л ь ег о ква лификации. Д р у г о й н е м ен е е в аж н ой стор он ой я в л я е тс я м е т о д и ч е с к о е мастер ство . Важной ча стью и д е й н о - т е о р е т и ч е с к ой под г о т о в ки пропагандистов является е г о информированность о вопро с а х в н у тр е нн ей и внешней п о ли т и х и -партии, о задачах, решав м ы х м ест н о й партийной организа секретаря райкома партии В. Т. цией, о п о л ож е н и и д е л на ме стах. Это п о зво лит е м у организо вать и з уч ени е теории в органи ческом единстве, в тесной связи с практикой коммунистичес кого строительства внешнеполитичес кой д е я тел ьн о стью партии. Одна |из о соб енно стей работы пропа гандиста та, что он имеет д е л о со взрослой аудиторией, с лю д ь ми, к оторы е повседневно живут активной, трудовой и обществен но-политической жизнью. Творческ ое отношение к де л у , высокое сознание долга быть идейными наставниками своих сл уш ателей , активными провод никами политики партии харак терны д л я таких наших пропа гандистов, как А л е к с е й М е р курьевич Юдин, А н а т о л и й П авл о вич Гламаздин, Руфина А л е к с е и дровна Яковлева, Тит Пименович Савастеев, Дина Никаноровна Лаптева, Геннадий Серге евич С о ловьев, Виктор Валентинович Л е тецкий, Ф и липп Гаврилович Са зонов, Трифон Васильевич Шиш кин и другие. Пропагандиста народ у в аж а ет за г л у б о к и е знания, живость ума, за хор ош е е понимание жиз ни, за н еподдельный интер ес к лю дям и ум е н и е работать с ни ми. Пропагандист всегда до лж е н занимать активную позицию, на стрйчиво и терпеливо помогать сл уш ат е л ям правил ьно разобрать ся во в сех вопросах. К т о бы л на занятиях у А л е к с е я М е р к у р ь евича Юдина, тот отмечает преж д е всего связь теории с практи кой, х о р о ш е е знание материала. Его владение методикой препода вания д ае т е м у во зможно сть на высоком идейно-тео рет ичес ком ур овне проводить занятия. Он у м е л о руководит дискусси ей , вы сл уш ае т каж д ог о с л уш ат е л я и потом подводит ч е р т у их спо рам: тактично скажет к т о прав, к т о еще с л а б о р аз обр ал ся в дан ном вопросе и в чем его ошиб ка. Где бы ни работал пропаган диет: на предприятии, стройке, в к о л х о з е , он т о л ь к о тогда эф фективно организует у ч е б у с л у шателей, когда с п о со б ств у ет по вышению их творческой активно сти, в реш ении социально-эк о номических задач, развитии соци алистического соревнования, вое питанию комм уни стичес к ого о т ношения к т р у д у и социалиста ческ ой собственности, распрост ранению п ередовых форм и при емов работы. Помогая с л уш ате л я м овладевать знаниями, А н а т о лий Павл ович Гламаздин одно временно возд ей ствует на форми рование высокой сознательности, организованности, дисциплины, воспитывает в с л уш а т е л я х идей ные и м оральны е качества стро и т е л е й коммунизма. А н а т о л и й Павлович х ор ош о знает своих сл уш ател ей , и с п о л ь з у е т на заня тиях индивидуальный подход , у м е л о руководит у ч е б о й слуш а тел ей . У него все готовят прак тические задания. Если вопрос касается всего хозяйства, высту пит пр ед сед а тель к о л х о за Ф е д ор Егорович Дребенцов, е сли техни БОРОВСКОЙ) ки— механик Иван Федорович Косс. Опыт л у чш и х пропагандистов уб е д и т е л ь н о показывает, как можно много сделать д л я того, чтобы помочь г л у б ж е осознать конкретны е задачи коммуниста веск ого строительства, научить анализировать свой т р у д и дея т е л ьн о сть коллек тива, принимать активное участие в совершенст вовании производства. Всегда ин тер ес н о работают с л уш атели на занятиях у Дикы Никаноровны Лаптевой . В том, что они доб р о совестно готовятся к у ч е б е — это ее заслуга. Требовательная к себе, она очен ь много отдает времени общественной работе. Правильное построение заня тий пред пола гает применение разнообразных методичес ких при емов и средств, с помощью кото рых обеспечивало сь бы д о с т иж е ние творческой активности и са м о ст оя те ль н о го мышления слуша телей, их внимание. « С ам ы й чув ствительный б ар ом е т р » ,— так называл М. И. Калинин аудито рию. Ч то бы л ектор у , пропаганди сту, по литинформатору добиться успеха, надо пр еж де всего нау читься овладевать вниманием л ю дей,- Развитие внимания, интере са, сознательного отношения к пропагандистским выступ лениям , к политическим занятиям — од но из ус л о в и й у с п еха в работе пропагандиста т е ор етич еск о г о се минара Руфины А лександр овны Яковлевой. Важнейшим у с л о в и ем пропа гандистского мастерства Филипп Гаврилович считает д о с т у п н о е и интересное и з л ож е н и е материа ла. Он продумывает к аж д о е за нятие, к а ж д о е индивидуальное практическое задание сл уш ате лям, каки е наглядные пособия б у д е т испо льзовать на занятии, какие эл ементы заинтересован ности он б у д е т применять: или чтение интересной выдержки из произведения, или исп ользование на занятиях в о бя за тел ьн ом по рядке географической карты. Активными читателями партий ной библиотеки стали сл уш атели Северной ср едней школы. Э г о у ж е .говорит о том, что они мно го ра ботают сам о стоя те льн о над политической литературой , доб р о со вестно готовятся к заня таям, Наш век по праву называют не т о л ь к о веком ра сщепления атома и освоения космоса, н о и веком «информационного взры ва». Ст р е м и те ль н о е возрастание по тока информации пр евращает е е в -.один и з мощных факто ров воздействия - на сознание л ю дей. У с к о р е н н о е повышение тем пов научно -техническо го прогр ес са значительно оказывает опре д е л е н н о е влияние на изменение ус л о ви й ид е о л о ги ч е с к о г о проти воборства д в у х миров. Он о от крывает все б о л ь ш е возм ожно стей д л я п еренесения э то го про тивоборства на территорию про тивника, создает у с л о в и я д л я иде о л о ги ч е с к о го проникновения в каждый дом, в к а ж д ую семью. Т ел евидение, радио, газеты, ж у р налы, кино оказывают ощутимое влияние на формирование комму нист ической морали и общ ест венно го мнения, сп о собствую т повышению идейной у б е ж д е н н о сти и поли тическ ой грамотности, общ ей к у л ь т у р ы трудящихся. Все это нак\адывает на р а б о т у иде о ло гич е ски х кадров ещ е б о л ь шую ответственность. Обращение Г ен ер ал ьн ого сек ретаря Ц К К П С С Л . И. Бреж нева непосредственно к и д е о л о гическим кадрам свидетельству е т о б их огромной р о ли в д е л е совершенствования стиля, форм и методов и д ео л о гич ес к ой дея тельности . Ставится задача бо л е е ц еле направ ленно руководить д е л о м коммуни стичес кого воспи тания, создавать все во зможно е ти д л я тесной увязки идейновоспитательной работы с конк ретными задачами хозяйственно г о и к у л ь т у р н о г о строительства. 23 марта 1979 года в райкоме КПСС состоялась мето дическая конференция пропагандистов. С докладом высту пила секретарь райкома КПСС В. Т. Боровская. Центральный Комитет в постановлении «О задачах пар тийной учебы в свете решений XXV -съезда КПСС» обра щает особое внимание на глубокое усвоение основюиолагаю щих принципов марксизма-ленинизма как единого интерна ционального учения, исторического опыат КПС , творческого вклада в теорию, который содержится в решениях послед них съездов КПСС, Пленумов Центрального Комитета пар пии, выступлениях Генерального секретаря ЦК КПССтова рища Л. И. Брежнева и других руководителей партии, в документах международного коммунистического движения; на изучение теории и политики партии в их органическом единстве, в тесной связи с практикой коммунистического строительства, международной деятельности КПСС, идеоло гичеовой борьбы; па превращение приобретаемых знаний в активную жизненную позицию ладей, руководство к дей стнюи в решении актуальных проблем развития общества. Методом практических заданий Д. Н. Л А П Т Е В А — пропагандист, зав. Остяцкой библиотек ой В партийных и государс твен ных документах обобщена бога тая практика ко ммунистического строительства в нашей стране, сконцентрирована ее к о лл е к ти в ная мысль, намечены грандиоз ные планы ко ммунистического строительства на десятую и пос л еду ющ и е пятилетки. Как б о е в у ю прогр амму дея тельности, дальнейшего повыше ния качества и эффективности идеол о гичес кой работы восприня 1ли лекторы, пропагандисты, п о ли т информаторы, агитаторы советы и указания Л . И. Брежнева, выс казанные им во время поездки по Сибири и Д а л ь н е м у Востоку, в его речи на X V I I I съ е з д е ВЛКСМ , где он подчеркивал: «З д е с ь осо б енно нетерпимы пр оявления б е з д ушности и формализма. Пора всем работникам идеоло гичес ко го фронта покончить с неизжи той ещ е к о е -г де практикой меха нимеского, б е здуш н о го повторе ния прописных истин, со сл ов е с ной трескотней. Пора сделать правил ом — говорить с .людьми простым и доходчивым языком, писать, вкладывая в каж д ую фразу живую мы сль и чувства. Это т о ж е вопрос качества и эф фективноста, причем на таком важном у ч а стк е ст роительства коммунизма, как воспитание но вого чел ов е ка ». Наверное, каждый пропаган диет н е раз задумывался над тем, как л у ч ш е организовать у ч е б у , п о лн е е донести изучав мый материал д о сл уш ателей . На мой взгляд, одно из надеж ных средств в д остижении та кой цели — исп ользование в проце ссе у ч е бы метода практи ческих заданий. При из уч ении тем у ч е б н о г о плана мы о б с уж д а е м со слуш а телями выполнение ими самостоятельных работ. При этом стараемся раскрыть, исходя из ко нкретных ус л о в и й ко лх о за , те или иные задачи, по лож ения . Х о ч у подчеркнуть, что зада ния сл уш ат ё л и выполняют о хо т но. Это во многом объ ясн я ет ся тем, что их темы связаны с производством. Та ка я работа по могает товарищам о п р ед ели ть це л ес о о б р а зн о с ть того и ли иного мероприятия. В кружке , которым я р ук ово жу, 20 сл уш ател ей , в основном коммунисты, а п о профессии ме ханизаторы, животноводы, р ук о водители среднего звена. Давая им задания, всегда учитываю об щ еоб ра з ов ател ьн ую по дготовку, стаж работы, к р у го з ор и интере сы людей. Вот, к пример у, как пр ош л о занятие по тем е «Экономиче ская система С С С Р » . Форма занятия обычная: лекция, само стодтель ная работа с л уш ател ей , с о б е с е дование. При э то м всегда стара юсь провести политинформацию. Готовят е е сами слуш атели. Т е мы информации самые различ ные: о международной жизни, по вопросам экономики страны, района, к о лхо за . Затем даю с л у шателям практические задания. Например, ветработнику М . В. Бу зю рш н ой б ы л о п о р у ч ен о рас сказать о том, как ведется б ор ь ба за экономию и б ер еж л и в о с т ь в нашем к о л х о з е и внести-.жэед л ож е н и я по у л учш ению э т с -v ра боты. С л уш а те л ь взяла лишь две ст ороны вопроса: расход г орю ч е ­ смазочных материалов и строи тел ьс тв о весовой д л я взвешива ния скота. Выяснилось, что у ч е т ра сх од а ГСМ шоферами ведея|Ш{ правильно, учитывается и эконо мия и перерасход, заправляются автомашины т о л ь к о из б е н з о к о лонок. А вот заправка тракторов производится по-старинке: ведра ми, вручную. Конечно , правиль ного учета здесь н е наведешь, а перерасход горючего и смазоч ных обя зательно будет. Вывод М. В. Бузюргиной: н уж н а авто колонка для заправки тракторов, а б ух галтерии к о л х о за навести строгий порядок в у ч е те расходо вания ГСМ. П о с л е занятий этот вопрос о бсуж д ал ся на правлении к о л х Ь з а . ' 1 Второй пример — страительст во весовой. Строительство е е на чали давно. Вкопано четыре столба, прибито н е с к о л ь к о д о сок, покрыли крышу шифером. Наряд составил прораб Н. И. Поздняков на 400 р у бл ей . П е р е п лата — большая. Все это прош л о чере з бух гал те рию , не отм е чено и в акте ревизии. И по этому вопросу М. В. Бузюргина внесла д е л ь н о е пр едлож е ние. Таким образом, считаю, что по лю бо й теоретической тем е при изучении курса « К о н с т и т у Ция развитого соци али зм а» м ож но подобрать д л я с л уш ат е л я практическое задание.

№ 4 2 ( 4 6 5 8 ) 7 апреля 1 9 7 9 года и ....... ........... .......... .. ......... « 3 А ДЕЛО Л Е Н И Н А » i i m i i i i i i i i i i m i i i i i i i i i i i i i n i i i i i i i h i i i i i i..... l l l l l l l . l l l l l l l i n i i l i i l i l i i l ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОПАГАНДИСТСКОЙ РАБОТЫ Образность и наглядность в политучебе Повышение активности Р. А . Я К О В Л Е В А — р у к ов о д и те л ь т е ор етич еск о г о семинара, преподаватель Н ово-Тр оицкой средней школы л о д е ж и основам наук, к о тор о е бы со здавало прочный общеобра зовательный фундамент д л я про ф ессиональной подготовки. У чи те л ь с к и й к о лл е к ти в нашей шк олы небольшой , да и учащих ся немного. Все у ч и т е л я поняли главное — у чи ть д етей н уж н о на ур оке . Применяя творчески различны е методы обучения, пе д а г о ш добиваются хор ош е й у с п е ваемости учащихся. Р а б о т у шк олы о пр ед еляю т учи тел я. М н о г о времени и энер гии отдает обу ч ению и воспита нию ребят слуш ательница те о р е тического семинара, преподава т е л ь химии и б и о л о ш и Л . И. Воробьева. П е рв оо ч ер едн о й зада чей она ставит тщ а тел ьн ую под г отовк у к урокам. За п ерв о е по л угоди е она д о б и л а с ь 100-про центной успеваемости, половина е е уче ников имеют прочные зна ния по предметам. Ее д об р ы е на чинания вовлекают весь у ч и т е л ь ский к о л л е к ти в в поиски нового. Высоких р е з у л ь т а т о в п о у с п е ваемости добиваются Л . Н. Л я х нович и Л . И. Шуршева. Творче ски работает математик Т. А . Вербицкая. Правильно понимает задачи всестороннего развития личности наш преподаватель ф и з к у л ь т ур ы А . И. Лещинский, у р оки ко тор о г о всегда ж д у т с не терпением. С у ч е б н о й работой те с н о свя зана и вн еклассная работа. Вот зде сь -то о соб енно ощутима связь занятий в системе п о ли т просвещения с идейной направ л енн о с тью и поли тическ ой вы д ерж а нн о стью всех внекласс ных мероприятий. Привить л ю б о в ь к тр уду , ува ж е н и е к лю д я м труда — вот за дача, к о т о р у ю решают педагоги на у р о к а х и во внеклассной рабо те, на праздниках х л е б о р о б а , на тематических вечерах. Нынешний год о б ъ я в л е н м е ж дуи ародны м годом р еб енка .1, Это заставило наш к о л л е к т и в заново п ер е см о т р е ть планы работы с детьми. Занятия в теор етич еск ом семи наре оказывают б о л ь ш о е влия ние и на общ ественн ую актив но сть сл уш ат е л е й . А к т и вн ы е ч л е ны общества «З н а н и е » . Л . Н. Ляхнович , М . Е. Ковалева, Л. И. Воробьева, П. В. Виноградова. И х лекц ии отличаю тся научностью и в то ж е время доступностью излож ения . С расш ирением социалистичес к ой демократии все б о л е е широ к о е ра спространение п о лу ч аю т различные формы уч астия трудя щихся в управлении проиэводст вом, в общ ественных организа циях. Высоко ~ оцене на д е я т е л ь н о ст ь Т. А . Вербицкой и Л . Н. Л я х н о в и ч в ж енсовете. Этот пример ещ е раз показы вает, к а к в ли я ет п о ли т и ч е с к о е образование на труд , на общ ест венную д е я т е л ь н о с т ь с л уш ате лей. В у с л о в и я х социализма общ ест венно-п олитическая активность трудящ и хся о б у с л о в л е н а самой природой нового строя, являет ся одной из важнейших черт строителя коммунизма. С и л а партийной пропаганды всегда заклю ч алась в единстве слова и дела , идеи и действия. С о времен первых пропаганди стских кру гов пропагандист вы ступ ал пер е д рабочими не т о л ь ко как просв етител ь, но и как организатор. Задача соединения п о литическ ой пропаганды с об щес твенно-политической д е я т е л ь ностыо и теперь остается одной из важнейших наших задач. Ре чь идет о такой черте ли ч , кости, которая проявляется в .Л ш с т в и я х , поступках, хар ак тери зующ и х е е как гражданина, ч л е на к о лл ек тива . Ч е л о в е к трудит ся п р еж д е всег о п отому, что б е з этого н ев о зм ож н о е г о существо вание. Н о ч е л ов е к не т о л ь к о ра ботник. О н гражданиИ, ч л е н к о л лектива. Это приводит ег о к вы полнению ряда политических, к у л ь т у р н ы х или иных функций. Именн о они и со ставляют содер жание общественной д е я т е л ь н о сти чел ове ка , когд а на первый план выступают д у х ов н ы е сти мулы, идейно-нравственные по б уж д е н и я человека . Ка к о е влияние оказывает, по ли ту ч еба на д е л а и п о ступки л ю дей? П р е ж д е всего занятия в те о р е тическом семинаре оказывают сер ье зн о е влияние на сознание с у пателей, спо собствую т их идейному росту, повышению про иэводственной активности, позво л яют осознать значение своег о труда в решении грандиозных за дач к оммунистического воспита J h w. Конечно, ' связь зде сь не РрГоль прямая и очевидная, да и проявляется она порой б о л е е и л и м е н е е заметно ч ер е з какой- то п р о м еж у то к времени, но в существовании е е сомневаться не приходится. Интересы н аучно-технического процесса настойчиво т р е б у ю т ор ганизации такого о бу ч е н и я мо Ф. Г. СА ЗОН ОВ — пропагандист У советского народа нет сегод н я б о л е е важной задачи, чем у с пешное претворени е в жизнь исторических решений X X V съезда КП СС . Новый прилив творческих с и л и тр уд овой ак тивности вы звало у трудящ ихся страны Обращение Ц К К П С С ко всем избирателям , гражданам СССР, с т р ем л ен и е советских л ю д ей сдел ать бол ьш е , л учш е , ка чественнее. Всесторонне и д е о л о гически обес п ечи ть достиж е ния этих р е з у л ь т а т о в призваны все многообразные формы п о ли тич е ской работы на местах. Значи т ел ьн а я р о л ь в этом принадле жит сре дствам образност и и наг лядности в п о ли тич еск ом само образовании , о б л а даю щ е й заме на тельной с п о со бн о стью прико вывать внимание яр кос тью и д о ходчивостью своих форм к важ нейшим задачам к о ммунистичес к о го строительства. Н а глядны е средства н е т о л ь к о оживляю т занятия, но и с п о собств ую т бо л е е г л у б о к о м у и п р о ч н ом у ус воению и з у ч а ем о го «материала. Большой выбо р наглядных посо бий п о зв о л я е т обога тить заня тия, с д ел ать их х о р о ш о запоми нающимися, производящими си л ь но е воздействие на сл уш ат е л е й . И з у ч а я со с л уш а т е л я м и м еж к о л х о з н о й П М К К о нституцию развитого социализма, м ы рас см о тр ели во с ь м ую г л а в у « С о в е ты народных де п у т а т ов — п о ли тическая основа С С С Р » . Д л я это г о и с п о л ь з о в ал и п лак ат: « С и с т е ма органов госу дарс тве нной вла сти С о в е т с к о г о С о ю з а » . Х о р ош и м средством на глядно сти с л у ж а т м ел овы е ч е р т еж и на классн ой доск е, к о т ор ы е д о п о л няют и у т о ч н яю т заранее подго товленны е схемы, карты и д р у г а е нагл ядные по собия. В о тли чии о т ни х они о б ла даю т опре д е л е н н ой динамичностью, разви вается, у с л о ж н я е тс я , совершен ст в у е т с я на г ла з а х у сл уш ат е л е й , спо собствуя активизации и х мы с ли, г л у б о к о м у и пр о чн ом у у с в о е нию темы. П о л ь з у я с ь таблицами, важно н е т о л ь к о назвать число, но, ко г да тр еб уется , сопоставить дан ные. В х о д е рассказа п о яв ляю т ся на д о с к е изображ ения назы ваемых чисел , к а ж д о е из них привл екает и фиксирует на с е б е внимание аудитории. Таб лиц а п о зв о л я е т обо гати ть д о п о лн и т е л ь ными сведениями рассказ. С е рией цифр м о ж н о выразить раз мах работ в д еся той пятилетке, тем пы развития экономики в ц е л о м и о тд е л ь н ы х о тр ас ля х про мыш ленности и с е л ь с к о г о х о зяй ства. Б о л ьш о е эм о ци о н а льн о е воздей ствие имеет карикатура. М о ж н о , например, проводить собе сед ов а ни е о сущн о сти империализма с р а з бо р о м г аз е т н о го са тирического рисунка. Выбор на глядных пособий, ка чество и м е т о д и х показа во мно г ом зависит о т п одготовле нн ости сл уш ат е л е й , и х возраста. С л уш а т е л и пр е к л о н н о г о возраста обыч но б о л е е б л а г о ж е л а т е л ь н о вое принимают спокойную , н ето р оп л и в у ю демонстрацию таких наг ляд н ы х пособий, к оторы е, давая м а тери а л д л я размышления, не перенапрягают зрение. Н у ж н о п о стоя нн о п о л ь з ов а т ь с я газетным и ж у р н а л ь н ы м мате ри а л о м — выписывать, выре зать, отмечать: при и з у ч е н и и то г о и л и ино го вопроса в се м о ж е т пригодиться. Н е к о т о р ы е п о с о б и я пропа гандист м о ж е т приготовить сам, н о г ораздо л у чш е , ко гд а к э т о м у п ри общ аю тся и с л уш а т е ли : они г л у б ж е усваиваю т мате риал, активнее вы ступают на за нятиях. И с п о ль з о в ани е наглядных по со бий вместе с д р угим и форма ми п о ли т и ч е с к о г о об у ч ен и я спо с о б с тв у е т г л у б о к о м у и вс е с то р о н н е м у и з у ч е н и ю предмета. По личному творческому плану Н а снимке: участники методичес кой конференции. А . П. Г Л А М А З Д И Н Большинство пропагандистов партийного просвещ ения строит свою у ч е б у на основе личных творческих планов, к о т о р ы е оп р е д е л яю т степень участия про пагандистов в решении идейно во спи тател ьных и хозяйственных задач, стоящ их п е р е д труд овым ко лл ек тивом . Тв орческий п л ан в к лю чает в себя гри раздела . В первом — пропагандист пла н и р у ет мероприятия п о повыше нию св оего т е о р е т и ч е с к о г о ур ов ня, овладение научными основа ми п о ли т и ч е с к о г о просвещения, совершен ствование л е к т о р с к о г о мастерства, овладени е конкрет ными мет одами и приема ми о бу чения в соответствии со вторым разделом. Здесь предусматривается п о се щение районных и о б л а с т н ы х се минаров пропагандистов и ак тивное у ч а сти е в м етодич ес ки х и научно-практических конфер ен циях, п о сещ ен и е о ткрытых заня тий у пропагандистов, самостоя пропагандист шк олы о сн ов марксизма-л енинизма к о л х о з а «7-й с ъ е з д С о в е т о в » д у а л ь н а я работа со сл уш ате ; ми, предусматриваю тся м е р о п { ятия п о оказанию им п о м ощ и п о д г о то в к е вы ступлений , о б у н и е с л у ш а т е л е й м е т о д и к е сан с т о я т е л ьн о й работы, примен ени т е х н и ч е с к и х средств пропаганд и н алядны х по собий , В т р е т ь ем р а з д е л е лично: тв ор ч еск о го плана намечаютс мероприятия, н а правле нные в повышение общ еств екн о -п о ли т ч еск ой активности с л у ш а т е л е ! и х о бщ е о бр а з о в а те л ь н о го к у л ь т у р н о г о уровня . В этом ж р а з д е л е предусматриваются м роприятия п о оказанию помощ сл уш ат е л ям в разрабо тк е личны со циалистических о бя зател ьств . С у т ь работы пропагандиста п л и ч н о м у т в ор ч еск о м у п л а н у за лю ч ае тс я в том, ч тобы разв вать индивидуальные о соб енн сти каж д ог о с л уш ател я , пом гать д обиваться ещ е б о л ь ш и х у п е х о в в тр у д о в ой и общ естве н ой д е я т е л ь н о с т и и д у х о в н о росте. т е л ь н о е и з у ч е н и е произведений к лассик ов марксизма-л енинизма и т. д. Второй р а з д е л — повышение эффективности у ч е б н о г о п р о ц е с са. В нем о п р е д е л я е т с я индиви Р е комендации районной конференции пропагандистов Районная методическая конфе ренция р е к о м е н д у е т пропаганди стам, и д е о л о г и ч е с к о м у активу в своей практической р а б оте д оби ваться, ч тобы политическ ая и экономическая у ч е ба стала еще б о л е е действенным средством идейного, т р у д о в о г о и нравствен но го воспитания трудящихся, спо собствовала ук р е п л е н и ю у с л уш а т е л е й осо знанного чувства общ ественн о го долга, активной жизненной позиции, непЩшири мости к о всему, что пр отиворе чит соци али стич еск ом у о б р а з у жизни, выполнению планов и со циалистических обя зател ьств каждым с л уш ател ем . Пропагандистам с л е д у е т пом нить, что активность с л уш а т е л е й зависит п р е ж д е всего о т ур овн я знаний м а рк систско-ленинск ой те ории, вн утр е нн ей и внешней по литики партии, у м е н и я и с п о л ь зовать эти знания в св оей прак тической деятел ьн ости . Каждый пропагандист д о л жен: — организовать свой т р у д на основе личн о г о творческо го пла на, который активизирует д ея тел ьн о с т ь пропагандистов в ре шении хозяйственных и воспита те л ьн ы х задач, стоящих пер е д ко ллек тивом ; — б о л е е с ер ьё зн о работать над повышением сво его идейно- т е ор етич еск о г о уровня ; т~ б о л ь ш е внимания у д е л я т ь самообразованию сл уш ат е л е й , как о сновному м е т о д у овладе ния р ево люционной теорией ; — увязывать теорию с прак тическими д е ла м и сл уш ат е л е й ; — овладевать с п о собн о стью превр ащать теорию в р у к ов о д ст во к действию, воспитывать у с л у ш а т е л е й п о т р е б н о с т ь акг1 участвовать в т р у д о в о й и ст венной д е я т е л ь н о с т и ; применя ть а ктивные ф) о бу ч ения , т е х н и ч е с к и е сре; пропаганды, н а гляд н ы е пос< Пр опа гандисты в сех фор^ стемы партийного и к омсо ск о го образования д о л ж н ы боко , яр к о и д ох од ч и в о п гандировать вопросы марк ско -л енин ской теории, разъяс вн утреннюю и внеш нюю по к у КП СС . Занятия д о л ж н ы давать такой м о р а льн о -п си х о ческ ий климат, при ко тор о м дьщ с л у ш а т е л ь ч етк о о с о з свое м е с т о в общ ем строю и тает своей обя занно стью т а ть организованно, д о б р о с о но, с максимал ьн ой п р о д у н о стью , п о л н о й о тдачей tbi ских сил.

RkJQdWJsaXNoZXIy