ОРГАН СЕВЕРНОГО РАЙКОМА КПСС И РАЙОННОГО СОВЕТА НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ Выходит по вторникам, четвергам и су бб о т ам . ПР О ЛЕ Т А РИ И ВСЕХ СТРДЦ, СОЕДИНЯЙТЕСЬ! Год издания 44-й № 25 (4841) СРЕДА 28 ФЕВРАЛЯ 1979 года Цена 2 коп. Рассмотрев итоги выполнения у с л о в и й со циалистического соревнования в п олеводстве, б ю р о С е в ерн о го райкома КП СС , и с п о лк о м районного Совета народных депутатов, презид и ум райкома профсоюза работников с е л ь с к о г о х о з я й ства постановили: Второе м есто в со циалистическом соревновании среди трактор истов -машинистов при су ди ть Д рю чи н у В. М . — тр ак тор и сту к о л х о з а им. X X I I съ езда КП СС , выработавшем у 2419 гектаров у с л о в н о й пахо ты при х о р о ш е м качестве работы; Т р е ть е м есто при су ди ть Ф и л и п ч у к у А . П. — трактористу к о л х о з а им. X X I I съезда КП СС , выработавш ему 1900 г е к таров у с л о в н о й пахо ты при х о р о ш е м к ачестве работы. П о итогам со циалистическо го соревнования среди к о м байнеров перво го места реш ен о н е присуждать. Второе м есто прису дить К р е с т ья н о в у И. Г. — комбайнер у к о л х о за « П у т ь к к о м м у н и з м у » , н ам ол о тивш ем у 5004 ц ентнера зерна; Т р е т ь е мес то прису дить з в е н у Г ер лица А . Е. из к о л х о з а «П а м я т ь Л е н и н а » , н ам ол о тивш ем у 18616 цент неров зерна , и ли п о 4654 центнера на комбайн. Комбайнер ов и трактор истов-машинистов, добившихся вы со ких п о ка за т е л е й в т р уд е , нагр адить Почетны ми грамотами райкома партии, райисполкома и райкома профсоюза р а ботников с е л ь с к о г о хозяйства. В райкоме К П С С и исполкоме р а йс ов е т а За экономию и бережливость Бюро райкома К П С С и и с п о лк о м районного Совета н а родных д еп ута тов отмечают, ч то на бол ьш и н с т в е п р е д п ри ятий, в к о л х о з а х и организа циях района проводится о п р е д е л е н н а я работа, н апр авле н ная на эффек тивное и с п о л ь зование топ ливн о - э н е р ге т и ческих р ес ур сов , внедрение п ер е довых т е х н о л о г и ч е с к и х проце ссов, соверш енствование учета . Так, в районном о б ъ е динении « С е л ь х о з т е х н и к а » в р е з у л ь т а т е замены ламп н а каливания на ртутны е с в е тильники, п ер е обор уд ов а ни я эл ехтрокютлов на ав т ом а т и ческий! р еж и м работы, х о р о шо организ ованно го д е й с т в е н ного соревнования ц ехов за экономию с б е р е г л и в 1978 г о д у 82 тысячи киловатт-часов элек тр о эн ер гии и 545 г и гак а лорий тепла. Значительно сни зились потери г о р ю ч е смазочных материалов с вво д ом в эк сплуатацию а в т о транспортных гаражей. Во в сех к о л х о з а х у с та н о в ле ны заправочные колонки, о тп у с к автобен зина производится строго по единым талонам. Во .многих ж и в о т н ов о дч е с ки х п о м ещ е ни я х произведена рек он стру кц и я оборудования. В н о чн о е время применяется т о л ь к о д е ж у р н о е освещ ение, д л я у л и ч н о г о освещ ения у с танавливаются р тутны е с в е тильники с п у л ь т о м у п р а в л е ния. Вместе с т ем им ею тся с е р ье зн ы е н едостатки в и с п о ль з овании тв ерд ог о топлива и г орю ч е - см а з о ч н ы х м а т е р и алов. П о с т уп аю щ и й каменный у г о л ь н е взвешивается, не созданы н а д л еж а щ и е у с л о в и я д л я ег о хранения . В о т д е л ь ных х о з я й с т в а х заправка трак тор ов производится р у ч ными насосами, а за бор д и з е л ь н о г о масла ведрами. В к о л х о з е «Н о в а я ж и з н ь » е м ко сти под г о рю ч е -см а зо чн ы е ма тери а лы открыты, з а г р я з нены. Это б есх о зяй с тв е н н ое о тноше ние приводит к б о л ь шим потерям. Бюро райкома К П С С и и с п о л к о м районного Совета н а родных д еп ута тов п о стан о в ляю т ; О б я з а ть р у к о в о д и т е л е й предприятий, к о л х о з о в и о р ганизаций н е з а м е д ли т е л ь н о о с ущ е с т в и т ь мероприятия п о у с тр ан е нию п о те р ь топливно - энер гетичес ки х ре сурсов, м а к си м а л ьн о м у испо ль зованию имеющ и хс я резервов и в о з м ож н о с те й п о э к о н о м н ом у расходованию энергии. И с п о лк ом ам с е л ь с к и х С о ветов, р у к о в о д и те л я м п р е д приятий, организаций и с т р о ек, правлениям к о л х о з о в у с тановить строгий к о н т р о л ь за вы полнением данного п о с т а новления. С е в е р н о м у участку"' К у й б ы ш е в ск о го эн ер гопред приятия (р у к о в о д и т е л ь Е. Е. Гофман) обес п ечи ть своевременный з а во з у г л я , э к о н о м н о е р а с х о д о вание топлива, у с и л и т ь к о н т р о л ь за расходовани ем э н е р гии каж дым п о т р е б и т е л е м в соответствии с у с т а н о в л е н ными лимитами и в задан ны х р а змерах е е экономии. К о м и т е т у народного к о н т р о л я у с и л и т ь п р о в е р к у за рациональным исп о ль зовани ем т оп ливн о - энер гетичес ких р е с у р с о в в народном х о з я й с т ве района, систематически проводить массовы е п р о в е р ки, р еш и т е л ь н о прес екать б есх о зяй с тв е н н о ст ь , стррго спрашивать с к о нкр етны х виновников за д оп ущ енны й п е р е р а с х о д топлива, э л е к т р о энергии, г орю ч е - смазочных материалов. В полете космический корабль „ С о ю з - 3 2 “ В соответствии с программой исследования космического пространства 25 февраля 1979 года в Советском Союзе осуществлен запуск космического корабля «Союз-32». Космический корабль пилотирует экипаж в составе командира корабля подполковника Л я хова Владимира Афанасьевича и бортинженера летчика-космонавта СССР Рюмина Валерия Викторовича. Программой полета корабля «Союз-32» предусматривается стыковка со станцией «Са- лют-6». В связи с тем, что станция находится в космическом полете около полутора лет, экипажу корабля предстоит провести дополнительную оценку возможности дальнейшего функционирования систем и аппаратуры станции при работе в пилотируемом режиме. Самочувствие товарищей Ляхова и Рюмина хорошее. Бортовые системы космического корабля «Союз-32» работают нормально. Экипаж приступил к выполнению программы полета. ( Т А С С ) М о лд а в с к а я СС Р . В обстан ов к е б о л ь ш о г о п о ли т и ч е с к о г о п о д ъ ем а готовятся к пред стоящ им выборам в Верховный С о в е т СС С Р т р у женик и городов и с е л р е с п у б ли к и . С о громным и н т ер ес ом и В о одушевлением тр у д ящ и е с я и з у ч а ю т О б ращ ен и е Ц К К П С С к о всем избирателям, гражданам СССР. Одним и з агитационных центров в п о с е л к е Стаовчены К р и у л я н - ск о го района с т а л к л у б м о л о д ы х и з бир ател ей . Л у ч ш и е пр оп а га н дисты и агитаторы проводят б о л ь ш у ю м а с с о в о -п о л и ти ч е с к у ю р а б о т у , ор га ни з ую т лекц ии и беседы , встречи ветеранов т р уд а с м о л о д е ж ью . На снимке: агитаторы народны е де п у т а ты Ставченского п о с е л ко в о г о С овета К р и у л я н с к о г о района В. Ф . Ч и б о т а р у и В. Г. Ч о б а н у . Суточные надои м о л о к а на к о р о в у 27 ф евраля 1979 г. (в к и л о г рамм а х ) К о л х о з ы 1979 г. 1978 г, 8,6 6,9 6,1 5,0 5,9 6,1 5,7 4,2 5,7 6,0 5,6 7,3 5,6 4,9 5,4 4,6 4,3 5,2 3,7 4,6 5,7 5,6 м о л о к а выше О с о б е н - им. М . Г о р ьк о г о Заветы Ильича 7-й с ъ е з д Советов Бо рьба за мир П ам я ть Л ен и н а им. X X I I съ езда К П С С П у т ь к к о м м у н и з м у им. К. Маркса Во сход Н овая жи зн ь П о ра й он у С р е д н е с у т о ч н ы е надои на к о р о в у п о дн я ли сь п р о ш л о г о д н е г о уровня , но з а м е т е н э т о т р о с т в им. М . Г ор ьк ог о. Н е п л о х и х р е з у л ь т а т о в по надоям д о б и л и с ь и в к о л х о з а х «Б о р ь б а за м и р » , « З а в е ты И л ь и ч а » . В э ти х х о з я й ствах см о гли о б е с п е ч и т ь н е о б х о д имы е у с л о в и я и найти д о п о л н и т е л ь н ы е р е з е р вы д л я по вышения продуктивнос ти животных. к о л х о з е РУКИ ПРОЧЬ О Т ВЬЕТНАМА! « Д а т ь о тпор ки тайским а г р е с с о р а м » — п о д таким д е ви зом п р о ш е л митинг в м е ж к о л х о з н о й П М К . С гневом и во зм ущ е н и ем о с у д и л и п о л и т и к у правительства К Н Р вы ступающие : п р е д с е д а т е л ь М П М К А . Ф . Кашкарев, мастер Л . Т. .Литвинов, главный и н ж е н ер В. И. Шишкин, з а м е с т и т е л ь секретаря партийной организации А . С. Григорьев. — Д о л г о прикр ыв ал ос ь китайс к о е р у к ов о д с т в о марксистскими л оз ун г ам и , к о т о р ы м давно и з м е нило, д о л г о вынашивало свои п р е д а т е л ь с к и е планы. Т е п е р ь о тк р ы л о с ь ег о п о д л и н н о е лицо . Н ап адени е ки та й ски х войск на со циалистический Вьетнам вы з в а ло б у р ю п р о теста в с е х ч е с т ных лю дей . О т имени бригады каменщиков я т р е б у ю н е м е д л е н н о г о прекращения в с е х б о е вых дей ствий на территории Вьетнама,— с к а за л бригадир п е р е д о в о г о к о л л е к т и в а пр е д п р и я тия Н и к о л а й Бело гуров . — М ы с о б р а л и с ь д л я того, ч тобы выразить свой п р о тест захватнической п о ли т и к е китайски х пр авящих к р у го в ,— сказала, открывая митинг в С е в е р ной сре дней ш к о л е сек р етар ь партийной организации, п р е п о д а ватель О. Р. Семенова. — Все ч е с т н ы е ' л ю д и з е м л и т р е б у ю т н е м е д л е н н о г о вывода войск с т е р ритории Вьетнама, мира д л я ег о м н о го стр адал ьн ого народа. — С г л у б о к и м в о зм у щ е н и ем у з н а л и мы, что 17 ф евраля к и тайские захватчики наруш и ли границу Вьетнама. Т а м сейчас опять п р о лив а ется кровь, в зры ваются бомбы, п о ги б а ю т мирны е ж и тели . И д е т война, н о н ам в е рится, что н а р о д Вьетнама п о б еди т ,— ск азала д е с я т и к л а с с н и ца Л ю д а Безденежных. С р еди вы ступающих б ы л и в е тераны Великой О течественной , войны В. Л . Ю р ь е в и К. В. П у дов. О н и у в е р е н ы в том, что свобода, за ■к о т о р у ю д о л г о е время б о р о л с я и б ор е тс я в ь е т намский народ, б у д е т завоевана и сейчас. От имени всей к о м с о м о л ь с к о й организации ш к о л ы е е секретарь Наташа Зеле нин а внесла п р е д л о ж е н и е : о тчи с ли ть в фонд С о циалистической Р е с п у б л и к и В ь е т нам день ги, зарабо танны е к о м с о мольцами на л е т н е й т р у д о в ой практике. П р е д л о ж е н и е б ы л о г орячо по ддержано. С гневом осуждаем Все м ы знаем, к ак ой ценой д о с т а л с я мир в ь е т н ам с к о м у н а роду, к о торы й п о с л е тридцатил е т н е й войны п р и с т у п и л к с т р о и т е л ь с т в у социализма. Н о вот 17 ф евраля г е р о и ч е с кий вьетнамский народ ста л ж ер твой новой а гр ессии: к и т а й ские войска, д о сих п о р с о с р е доточившие в по граничных р а й » онах сто ты сячн ую армию, в т ор г л и с ь в п р е д е л ы независимого со циалистическо го госу дарства. М н е , как у ч а с т н и к у и и н в а ли д у Великой О т е ч е с т в е н н о й в о й ны, х о р о ш о известно, ч т о т а к о е война. Она н е с е т г о р е м а т е рям, вдовам и сиротам. П о э т о м у я, к а к и все с о в е т с к и е люди , т р е б у ю н е м е д л е н н о г о п р е к р а щ е ния б о е в ы х дей ствий и вывода войск с терри тории с о ц и а л и с т и ч е с к о г о Вьетнама! С. Д И К А Л О В , у ч а с т н и к В е лик о й ; О т е ч е с т в е н н о й войны. Присоединяем свой голос Н ап адени е ки т а й ски х войск на соци али стический Вьетнам о к о н ч а т е л ь н о р а з о б л а ч и л о р е а к ц и о н н ую п о л и т и к у а гр ессор ов , и е щ е раз по к а за л о, ч т о китай ски е ш о винисты никогда н е б ы л и з а щитниками п р о л е т а р с к о г о и н тернационализма, мирового к о м м ун и с ти ч е с к о г о движения . Н о правящие к р у г и Пекина, видимо, забы ли , что борю щ и й с я за с в о б о д у и независимо сть народ всегда п о б еж д а е т . Это т год Организацией О б ъ е д ин енных Наций о б ъ я в л е н М е ж д ун ар одны м г о д о м р е б е н к а и н е л ь з я доп у ст и ть , ч т о б ы в ь е т намские д е т и о ст ав а ли сь с и р о тами, ч т обы они страдали о т б о м б е ж е к , о б с т р е л о в , о т х и м и ч е с к о г о ор уж и я , к о т о р о е п р и м е няют ки т а й с к и е захватчики. П о э т о м у к г о л о с а м протеста, з в у чащим на митингах, мы п р и с о е диняем и авои го л о с а . Мы , шк ольники , т р е б у е м : — Р у к и п р о ч ь о т с о ц и а л и с т и ч е с к о г о Вьетнама! И р а МАЛЯРЕВИЧ , у ч е н и ц а 9 к ла сса , ч л е н В Л К С М .
2 iii iiiiii ililit llii iiiit iiiif iiiii iiiiii iiiiii iiiiii itii iiiiii iiiiii iimiiiii iii «ЗА Д Е Л О Л Е Н И Н А » l l l l l l i l l l l l l f i l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l i n i 28 февраля 1979 года ф N° 25 (4841) Партийная жизнь : политическое образование В. И. Л Е Н И Н неоднократно подчеркивал, что с а м о с т о я те л ь ная работа — н а и б о л е е д е я т ел ьны й , осмы с ленны й тв ор ч е с кий п р о ц е с с овладения знаниями. « Б е з и звестно го с ам о стоят е л ь н о г о г руда ,— п одчеркивал В. И. Л е н и н ,— ни в одном с е р ь е зн о м в опр ос е истины н е найти, и к т о б ои т с я т р уд а ,, то т сам с е бя лиш а ет во зможности найти и с т и н у » . Л е н и н с к а я оценка р о л и и зн а чения с а м о с т о я те л ь н о й работы в о в л а д е н и и научными знаниями л е ж и т в осн ов е решений К П С С о партийной пропа ганде, об о р ганизации партийного о бр а зо в а ния. Б о л ьш ую р о л ь в активизации с а м о с т оя те л ь н о й р а б о т ы с л у ш а т е л е й играет м е т о д у ч е б н ы х и практически х заданий. Э то д е й ственный м етод связи теории с ж и зн ью . Его смы сл в том, ч т о бы привить с л уш а т е л я м навыки а нализа и оценки т е х и л и иных фактов, явл ений, п р о ц е ссо в о б щ ественной жизни с позиции тео ри и на учн о го коммунизма, ум е н и я д е л а т ь о бо бщ е н и я и выводы, вырабатывать практичес- с ки е рекомендации, участвовать в их о сущ еств л ении . В практике р а боты нашего т е о р е т и ч е с к о г о семинара при Н о в о -Т р о и ц к о й ср едней ш к ол е уч е б н ы м и домашними заданиями яв л яю т с я п одготовка и написан и е реф ерато в, раскрывающих т у и ли и н ую ч асть тео рии. Так, п о т е м е « В е л и к и й О к т я б р ь и современны й р е во люционный п р о ц е с с » с л уш а т е л и п о л у ч и л и у ч е б н ы е задания — приготовить рефераты: П. В. Виноградова — « О б щ и е за к он о м ерн о сти социа л и с т и ч е с к о й р ево люции и социа- \ист ического с т р о и т е л ь с т в а » ; М . Е. К овале ва — « В о зн и к н ов е ние и развитие мировой с и с т е м ы с о ц и а л и з м а » ; Т. В. Ш у р ы г и на — « Н о в ы й этап в развитии м е ж д у н а р о д н о г о ра б оч е г о дви ж е н и я » . П р и под г отов к е д анны х р е ф ератов с л у ш а т е л и д о л ж н ы б ы л и и с п о л ь з о в а т ь первоисточники произведения В. И. Ленина , д о кумен ты партии и правительства. С од ерж а ни е рефератов у б е д и т е л ь н о доказало- ум е ни е д а н ных товарищей само стоя те льно о смыс лить ц е л ь из уч ения п е р в о источника, выделить в пр о и зв е дении, партийном д ок у м е н т е тот аспект, который н еп о ср ед ств ен н о связан с из учаемой темой. Д ругой вид у ч е бн ы х заданий — подготовка политинформаций. С л уш а те л ь , полу чивший такое задание, д о л ж е н с у м еть р а з о б раться в многообразии т ек ущ ей информации, выбрать самые а к т у а л ьн ы е вопросы и у м е л о преподнести их. С таким заданием ус п еш н о справились Л . Н. Ляхнович , А . Л . Зверева, М. Е. Ковалева. В отличие о т учебных зада ний, в том чи сл е и индивидуальных, выполнение которых обо гащ ает л ю д е й т е о р е т и ч е с к и ми знаниями, практические з а дания направлены на то, чтобы с л уш а т е л и учи л и с ь применять эти знания на д е л е , вырабатывали устойчивы е навыки социали с т и ч е с к о го подхода к оценке социальных явлений, тв ор ч е с к о г о участия в решении проблем, к о т о р ы е выдвигает практика к о м м уни стич ес к о г о с г р ои те льст - ва. Образе ц применения этого метода в пропагандистской д е я т е л ьн о с т и п о к а за л В. И. Ленин . •Следовательно, л ю б о е у ч е б н о е задание м о ж е т быть пр евращено в практическое. Например, написа ние реферата —- у ч е б н о е за дание, однако вы ступ л ени е на б аз е этого исследования на т е о ре тической конференции, с д о к л адом в своем к о л л е к ти в е или статьей н а страницах печати с конструктивными предтожениями превращает {заботу, в ы п олн ен н ую с у ч е бн о й целью , в п р а к тическо е задание. У с л о в н о м о ж н о выделить н е с к о л ь к о видов заданий: 1. Задания, рассчитанные на воспитание у с л уш а т е л е й у м е ния увязывать вопросы теории с конкретными задачами, к о т о рые реш ает коллек тив . Так, при и зучении темы « Р а з витой социализм и нравствен н о с т ь » с л уш а т е л и п о л у ч и ли практическое задание — и с с л е дование состоя ния в о спи тател ь ной р аботы в к о лл ек тив е . Н е посредственно на занятии с л у шател ьница Т. А . Вербицкая выступила с подготовленным и с сл едованием — комплексный подход к воспитанию. 2. Прак тические задания, р а с считанные на выработку у с л у шателей умения правильно, с марксистско - ленин ски х п о зи ций оценивать факты, явления м еждународной жизни. Так, при изучении этой ж е темы с л уш ат е л и Л . И. Ш уршева и Г. А . К о ч ер еш к о показа ли правильное понимание вопроса о д у х о в н о м кризисе б у р ж у а з н о го общества. 3. Вовлечение сл уш ат е л е й в массовую агитационно - пр оп а гандистскую работу. С л уш а т е ли нашего семинара все являются лек тор ами о б щ е с т ва « З н а н и е » и агитаторами. Они активно включаются в агитациФОРМЫ ПРИОБЩЕНИЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ Д о р о г а к Л е н и н у Н е з а бы в а ем ы ч е ты р е дня, п р о веденны е в ст олице. Н о о с о б е н н о н е и з г л а д и м о е в п еч а т ле ни е о с т а л о с ь от п о с ещ е н и я самого с в е т л о г о места н ашей Родины— М а в з о л е я Владимира И л ьи ч а Л енин а . Н е с к о н ч а е м л ю д с к о й п оток на К р а с н о й площади . И д у т с т у д е н ты, дети, в о е н н о с л у ж а щ и е , у б е л е н н ы е сед иной ветераны г р а ж дан с к ой войны. В одной к о л о н н е р у с с к и й и у з б е к , н е г р и у к р а и нец, п о л я к и француз. .. В одной к о л о н н е те, к о м у б е с к о н е ч н о д о р о г о имя в ож дя п е р в о г о в м ир е с о ц и а л и с т и ч е с к о г о г о с у дарства, п о с т р о е н н о г о ради сча стья с о т е н м и л л и о н о в ранее б е с к р о в н ы х и о б е з д о л е н н ы х л ю дей. Д о р о г а к И л ьи ч у . . . Она у к а ж д о г о своя, у к а ж д о г о по- с в о е м у в о лн у ю щ а и т р евожн а : вед ь т ы идешь к ч е л о в е к у , к о т о р о м у обя зан с в о ей жизнью, ты идеш ь к с а м о м у р о д н о м у w б л и з к о м у ср еди в с е х жи в ущ и х н а з е м л е . П о л т о р а часа д о М авзол ея .. . Н е слыш н о разговоров , шуток , смеха. К а ж д ы й с л о в н о п о г р у ж е н в себя, с л о в н о о б д у м ы в а е т в с я кий ж и зн е н н ы й п о с т уп о к , к а ж д ы й в е р н ы й и н е в ер ны й ж и з ненны й шаг, о б д ум ы в а е т к а ж д у ю ф разу , к а ж д о е с л ово , с к о т о р ы м обр ати тся к И л ь и ч у , ведь д л я т а к о г о ра з гов ора отведено н е с к о л ь к о м и н у т — и вся твоя жи зн ь . О н о ч е н ь д о р о г нам э т о т б е з м о л в н ы й разговор. П о с л е д н и е м е т р ы отд ел яю т нас о т М а в з о л е я . В о л н у еш ьс я д о п р е д е л а , как б у д т о предстоит д е р ж а т ь самый ответственный в жизни эк замен — экзамен на звание Ч ело в ек а . О чем сказать? М о ж е т о том, что в ж и з ни не всегда все л е г к о и п р о с то, и подчас от н е у да ч о п у с к а ю тся руки? А м о ж е т о том, что н есмо тря ни на что, становится радостно на душе , когда все п о л уч а ется , и тогда х оч е т с я д о самозабвения работать и ра ботать. Бывает очен ь нелегко, но всегда п о б еж д а е т мы сль, что твое д е л о н ео б х о д и м о людям, а значит лю дя м н ео бх о дим Ты. Ильич, с к о л ьк о раз мы видели т е б я на портретах, и всегда нас п о к ор я ли твои м уд ры е и д о б ры е глаза. Сейчас они закрыты, но каж ется , что д об р о та и с п о кой стви е н е у ш л и с лица. Н е отрываясь, смотришь на зн а к о мы е до б о л и черты. М ы • часто слышим; «С в е р я т ь ж и зн ь по И л ь и ч у » — Ч т о это значит? Видимо, надо, бы ть такими ж е , как он, честными, верными св о ем у д е л у и .любящими б еск он ечн о людей, с ко торыми мы живем. Покидая М а в з о л ей , никто из нас н е ра сстается с Левиным. Он —■ частичка нашего сердца, частичка нас самих. Он навсегда в памяти м и ллионов простых людей, во в сех концах земно го шар)а, п ри езж ающ и х п о к л о н и т ь ся Гению, Вождю, Ч е л о в е к у . Г. БАГРОВА, р у к ов о д и те л ь северных бажат. М е ч т а моя сбылась Есть люди, образ к о торы х ж и вет в сердц е ч ел ов е ка д е с я т и л е тиями. Таким д л я меня, д л я моей супруги, д л я односельчан, которы е зимой 1919 года были подростками и бегали в- школу, о стал ся П а в е л Пе тр ович Бажов, добрый, строгий, душевный. Слишк ом п о зд н о м ы узнали, что автор « М а л а х и т о в о й ш к а т у л ки » , так п о лю бившийся всем, наш первый учи т е л ь . Н о мы знали, что ж и в у т в М о с к в е и С в е р дл о в с к е е г о дочер и — Е л е на, О л ь г а и Ариадна. Возникло ж е л а н и е вст ретиться с ними, познакомиться. * В Б ергу ле , в в о с ьм и летн ей ш к о л е открыт м у зей П. П. Бажова, рассказывающий о жи зни и творчестве. Есть там и воспоминания д оч е р е й об отце. Х о т е л о с ь пригласи ть их к се бе, в Бергуль . И вот моя мечта сбылась : нас при гласи ли в Москву . В дни ю б и л е я П. П. Бажова мы бы ли в Большом театре Союза ССР и там встретились с дочер ьми Павла Петровича. М ы все, приехавшие из Бер- гуля, сидели в партере, к а ж е т ся, на восьмом ряду. С л уш а я Се рге я Михалкова , С е р ге я Н а ровчатова, д р у г и х выступавших на вечере, мы поняли, что т в о р чество Павла Петровича д о р о г о всем. Объяви ли перерыв п е р е д с п е к таклем. Т у т - т о нас и п о з н а к о мили с д оч е р ьм и П ав л а П е т р о вича. Это б ы л о втор ого февраля. Бажовы расспрашивали нас о Сибири, о нашем с е л е . Б л а год а рили моих одн о с е л ь ч ан за то, что они спасли о тц у жйнь , вы л е ч и л и его. О с о б у ю б л а г о д а р но сть Они выражали А н д р е ю Х о х л о в у . Х о з я и н у тог о дома, где п о с е л и л с я П. П. Бажов, где бы л а школа. С нами ездила правнучка А . Х о х л о в а , Л ю д а Е г о рова, уче ница с е д ь м о г о класса. Ч е р е з д е н ь мы вновь у в и д е ли сь : О л ь г а П авловна и Елена П авловна п р и е х а л и к нам в г о с тиницу « У к р а и н а » . Д о л г о б е с е - онно-массовую работу. Так, в с е л ь с к о м Д о м е к у л ь т у р ы в ы с т у пили слуш ател ьницы Т. А . Вербицкая с темой « А к т и в н о е о б с у ж д е н и е мировой общ ест в ен н о стью проек та Конституции С С С Р » ; Л . И. Воробьева — « К о н ституция СС СР — важнейший по литический д о к у м е н т » . При из уч ении темы « X X V r с ъ е з д К П СС о б особ енно стях современного капитализма и у г л у б л е н и е ег о о бщ е г о кри зи са » реферат на т е м у « Э к о н о м и ч е с кий кр и з и с » подготовила Л. И. Воробьева, где очень у м е л о и с п о л ь з ов а л а ма териалы п ери од и ческой печати, по становления партии и правител ьства об о х ране о к р уж аю щ е й среды в н а шей стране, диафильм. С этим рефератом она выступила перед труж ениками животноводческих ферм. С л уш а те льниц а Н. Г. М а л я р е - вич является агитатором на с е ле. Она неоднократно встречал а с ь с жи телям и своей д е с я т и - дворки, пр оводила б еседы с ними о Конституции СССР, о ю б и л е й н о й сес сии Верховно го Совета СССР и другие. Вы ступления с л уш а т е л е й с тематическими б еседами или п о литическ ой информацией с п о с обс твую т выработке у них у м е ния четко ф ормулировать и св о б од н о излагать свои мысли, о т стаивать в споре свои у б е ж д е ния. Такие вы ступления в о з м о ж ны на б а з е х о р о ш о пр одум ан ных и тщ ател ьн о выполненных практических заданий. У м е л о е , си стематическ ое примен ение практических заданий с п о с о б с т вует г л у б о к о м у из учению т е о рии, формированию идейной у б еж д енн о сти , воспитанию с о з нательны х стр ои теле й к о м м ун и стическ ого общества. М е т о д практических заданий — д е й с т венное средство у с и л е н и я эф фективности пропаганды, он а к тивизирует с л уш ател ей , в о в л е кает и х в о бщ еств енн ую жи зн ь коллек тива. Р. ЯКОВЛЕВА, пропагандист. довали мы. О многом п е р е г о в о рили мы в этот вечер. Я обратил внимание, что и О л ьг а Павловна, и ее сестра очен ь п о хож и н а своего о т ц а . Встречи в М о с к в е навсегда о станутся в мо ей памяти. А . ЕГОРОВ, уч е н и к П. П. Бажова. Евгений П е р м я к бе се д у ет с нами Всего н е с к о л ь к о д н ей мы б ы ли в Мо скве , но каждый из них запомнится т е п е р ь надолго . М н о г о е мы увидели , м н о го е у з н а л и вновь, по зн ак ом и ли сь с такими хорошими людьми, как сес тры Бажовы, Т и м у р А рк а д ье ви ч Г а й дар, п оэтесса Л ю д м и л а Татьяни- чева, вновь в стр ети ли сь с Борисом Степановичем Рябининым. Н о д л я меня самыми н е з а бы в а е мыми о станутся часы, п р о в е д е н ные с Евгением А н д р е е в и ч ем Пермяком. Я ег о запомнила ч е л ов е к о м скромным, н е с к о л ь к о у г л у б л е н н ы м в себя, таящ его б о л ь шо е богатство мы слей . Очен ь ин тер есный со беседник , у м е лый рассказчик, он так интересно в ел б е с е д у , говоря о П а в л е Пе тр овиче Бажове, с к о торым бы л знаком, б ы л в д р у ж б е м н о го -м н о г о л е т . ' Время в б е с е д е идет быстро. Х о т е л о с ь бы ещ е сл уш ат ь и сл уш ать, но п одош ла минута р а с ставания. Евгений А н д р е е в и ч всем нам пр еподнес подарки: п о с л е д н е е издание « М а л а х и т о вой ш к а т у л к и » , сувениры. 3. Г ОЛУБЦ ОВА , пр еподаватель Б е р гу льск ой в о с ьм и летн ей школы, р у к о в о д и т е л ь краеве дчес ко го к р уж к а П. П. Бажова. На в с т ре чу выборам Я х и м е х н а з ы в а е н ар од Свердловская область. Работница совхоза « Бороду.пинский» комсомолка Вадентяйа Раубе (на снимке) в дни подготовки к выборам в Верховный Совет СССР ведет агитационную работу среди из&грателей поселка Перво-, майский. Она проводит беседы ю советской избирательной системе, о Конституции СССР, организует выступления самодеятельных артистов на агитпункте. Фото А. Грахова (Фотохроника ТАСС) З ч Ш В Б о л ь ш о м театре С С С Р Большой театр СССР. В этом красиве йшем театр е страны с о с т о я л о с ь т о рж еств енн о е за с е д а ни е общественно сти, л и т е р а т о ров, д е я т е л е й искусств, п о с в я щ енн ое 100-летию со дня р о ж дения у р а л ь с к о г о кудесника,, ав тора сказов о р у с с к и х у м е л ь ц а х - камнерезах П. П. Бажова. — Зам ечательный гражданин Страны Советов, к л а с с и к е - р у с ской советской литературы, П а вел Бажов внес драгоценный вклад в х у д ож е с т в е н н у ю к у л ь т у р у своег о народа,— сказал, открывая заседание, п р ед сед а т ель Всесоюзного ю б и л е й н о г о к о м и т е та, пр ед сед а тель правления С о ю за пи сател ей С е р ге й М и х а лк о в . А п етом вы ступ ал поэт С е р гей Наровчатов: —- В день ег о с т о л е т н е г о ю б и л е я п усть пр о звучат зде сь в ы с о ки е слова: «С л ав а в е л и к о м у р у с с к о м у сказочнику, за м е ч а т е л ь н о м у пи сателю з ем ли С о в е т ской — П а в л у П е тр ови ч у Б а ж о в у » . В этот вечер мы смо трели б а л е т С. С. Пр окофьева « К а м е н ный цветок». Главные р о ли в сп ек такле испо лня ли : мастер Данила — Владимир Васильев, его невеста Катя — Екатерина Максимова. г Я впервые бы ла в М о скве, впервые — в Большом театре , впервые видела такой б лес тящ ий спектакль. Это — самые мои счастливые дни. И запомня тся они мне навсегда. Людмила ЕГОРОВА, уче ница 7 к ла с с а Б е р гу л ь с к ой школы.
28 февраля 1979 года ф № 25 (4 8 4 1 ) l l l i i l l l l l l l l l i m i l l l i i l i i i i i n i i i i i i « З А Д Е Л О Л Е Н И Н А » ВСЕНАРОДНОЕ ДЕЛО М и н у л третий год д есятой пят илетки . Он ознаменован значительными тр у д о вы м и д о стижениями , динамичным развитием в с е х о тр а с л е й н ар одн о го хозяйства, р о стом м а тери а льн о го б ла г о со сто яни я со в етск о го народа. Т р у ж е н и к и нашег о м е ж к о л х о з н о г о л е с х о з а вн если д ос т о й н ы й вк лад в д о с т и г н у ты е у с п е х и . Основной пл ан и с о ци а ли стич ески е о б я за т е л ьс тв а по л е с о х о з я й с т венной и п р о мыш ле нн ой д е я т е л ь н о с т и в ц елом , вы п олн ен на 103 процента. У л у ч ш и л о с ь к а ч еств о отвода л е с о с е к по г л а в н о м у п о ль з ов а нию со стор оны работников л е с н о г о хозяйства, ум е н ьш и л и с ь с л у чаи с ам ов ол ьн ой р у б к и д р е весины. Однак о, есть факты, ко гд а о т д е л ь н ы е гр аж да н е д о п у с к а ю т б е з б и л е т н ы е ру бки . Так, например, ж и т е л ь с е л а С е верного И. С. Р у до в п р о и з в о д и л с а м о в о л ь н ую р у б к у в з е Ф Е В Зима, лю ту я, дош ла д о п е ревала! Л е т я т св е т л ы е п у шинки с низкого неба. М е т е т метелица . П о года н е спорит с народными приметами: «В ью ги да м е т е л и п о д ф ев р а л ь п о л е т е л и » . О б ы ч н о п е р вая декада февраля — самая м е т е л ь н а я пора, см у тн о е время с и л ьных буранов. Ч а ще, ч ем к о гд а -ли б о , облака п е л е н а ю т солнце. « Ф е в р а л ю - батюш к е — м е т е л и » , — г о в о рят в народе. П о с л е д н и е х о л о д а ! П о д р е в н е с л а в я н с к о м у к а лендарю, ф евраль искони « л ю т е н ь » — самый к о л ю ч е м етельный , завершающий м е сяц зимы. Н е т р о н у т ы е х о л о д ным о гнем яркого, н о б е с си л ь н о г о со лнца п о к оя т с я на ветвях с н еж н ы е нависи. Все осыпано инеем. Ш е л к о в и с т а я вата снегов н е ж н о р у м я н е е т в к о с о м свете л у ч и с т о г о з а ката. О т л е с а падает си н ею щая тень, и з д е с ь с у м е р е ч но гаснет свет на б у г р а х л и л о в о г о свинца с у гроб ов . Г у - ст о к о б а ль т о в ая синь неба. С и з о - з е л е н а я х в оя е л е й и с о сен. Т о л ь к о в э т у п ор у , на вершине зимы, бывает в п р и р о де этакий яркий контраст. Д е в с т в е н н о чиста пышная п е л е н а п у х л ы х су гр о б ов под васильк овым н е б о м дня. А к в е ч е р у б е з о б л а ч н а я я с но сть неба становится г у с т о - - фио летовой , и на т а к о м фоне н еск азанн о красива в х р у с - КУПАНЬЕ Вы, вероятно, видели, как в дождевых лужах купаются воробьи. Видели, конечно. Это — обычное явление. Лето все-таки, жарко. Или как домашние уши или гуси вместе со своим потомством ныряют, догоняя друг друга в речке или озере. Этому тоже никто не удивляется. А мне вот удалось наблюдать, как купаются... сороки. Поблизости от нашего дома есть небольшая березовая роща. И надо сказать, что эта роща — любимое место сорок зимой. Они тут собираются целыми стаями, отсюда делают налеты на помойки, где находят себе пищу, затем возвращаются на березы и подолгу сидят нешевелясь. По краю рощи надуло огромные сугробы снега. После пурги он обычно мягкий, пушистый. И вот в таком сугробе я увидел купающуюся сороку. Она ныряла головой в снег, быстро-быстро рыла его ногами, зарываясь почти л е н о й з о н е села. Д о п у с т и л б е з б и л е т н у ю р у б к у ж и т е л ь се л а Ч е ба ки Некрасов. Беречь и п р и ум н ож а ть п рир о д у — к о нституционная обя за н н о ст ь ка ж д о г о с о в е т ского гражданина. Новым п р о я в л е н и ем внимания к э т о м у в а ж н о м у д е л у с т а л о п о ста н ов л е н и е Ц К К П С С и С о вета Мини стр ов СС СР « О д о п о л н и т е л ь н ы х м е р а х п о у с и л е н и ю охраны природы й у л у ч ш е н и ю использования п рир о д ны х р е с у р с о в » . Прин ято р еш ени е и с п о л н и т е л ь н о г о к омитета Се верн о го районного Совета народных д е п у т а т о в по у л у ч ш е н и ю в е дени я о хо т н и ч ье г о хозяйства в районе. Эти док умен ты , н е с о м н е н но, п о м о г у т е щ е л у ч ш е н а л ад и т ь р а б о т у п о о хра н е при роды и ра ц и он а л ьн о м у и с п о ль з ов а нию е е запасов. 3. ДЕВЯТНИКОВ, главный л есничий м е ж к о л х о з н о г о л е с х о з а . X » А . Л Ь т а л ь н ы х к р у ж е в а х инея н е наглядная б е л а я береза. Д о р о г и и м и л ы р у с с к о м у се р дц у р одны е картины зи м ней природы! К р е п ки е м ор озы в ф е в р а л е бывают т о л ь к о по ночам. А днем , в затишье, начинает сл е г к а пригревать солнце. Н е д а р о м февраль, п о - н а р о д ному, д в у л и к и й месяц: и л ю т е н ь и бркогрей . От зим овали н а п о л о в и н у з а л е т н ы е гости севера — птицы. Н а с т у п и л сер единный п е р е в а л и з и м у ю щ и х растений . В л е с у п е р вая к л уш а на гнезде — ж е л тая самка к л еста . П о г л у б о к о м у с н е г у м е н я ю тся места обитания птиц и зверей. И з р е д к о л е с и й т е т е ревины е стаи п е р е л е т а ю т в чащи, г д е потише, ; н о ч ую т ' под снегом. Г л у х а р и ю тя тся в хвойниках, у г л у х и х оврагов и речек , в м о ж ж е в е л ь н и к а х . Рябчики — р е ж е в ельниках, чаще в о льховниках . Д о к у к а б ы к а м - л о с я м : с б р а сывают рога, д а не оба сразу. Г о л о в у н а бо к пере вешивает один у ц е л е в ш и й рог; идет сохаты й и кл аняется , ч е ше тс я р о го м о дерево. С в е т е л и чи ст зимний пейзаж . Л е б я ж и й п у х п о р о ши к и с е е й занавешивает с н е ж н ы е д а л и горизонта, н е б о ст з е м л и н е о тличишь. За о к о л и ц е й н е о г л я д н о широко з а сты ли _б е л ы е в о лн ы г р е б нистого моря с у г р о б о в в си яющ и х п о ля х. Дм. ЗУЕВ. В СНЕГУ вся, трепыхала- крыльями и скота длинным хвостом, набрасывая на себя снежную мяготь. Загэм как бы отдыхала две-три секунды и снова повторяла процедуру. Вскоре к ней подлетело сначала две, а потом еще три сороки. И вое они также зарывались в снег, встряхивались, отдыхали, снова ныряли. При этом ныряли навстречу друг другу, зигзагами, явно играя в сугробе, поднимая тучи снежной пыли. И когда одни, видимо, считая. что купаться достаточно, что водная, вернее снежная, процедура закончена, поднимались на крыло и отлетали на ближние березы, наблюдая за остальными. А потом все они отлетели подальше, где никто их не потревожит, сели на толстые березовые сучья и деловито стали очищать свои платья от остатков снега. А . ЗЫКОВ. Природа и люди В ы п у с к 86 Из народной м у д р о с т и В январе морозы, в ф е в р а л е м е т е л и . М о р о з н е велик, д а с т о я т ь не велит. Два д р у г а — м о р оз да вьюга. Снега н а д у е т — х л е б а п р и будет . С п а си бо . мороз , ч то снега нанес. В зимний х о л о д — всякий мо лод. Ф е в р а л ь в о д у подпустит, март п о дб е р е т . ..................... 3 Охотник— рачительный хозяин Стремительна смена сезонов в природе. И зимней поре, хотя она тянется дольше, приходит столь желанный и все-таки неожиданный конец. Смена времен года... Как следит за ней охотник, как нетерпеливо отсчитывает дни, оставшиеся до начала охотничьего сезонаI Весной охотник больше всех чувствует радость и обновление. Его все веселит в природе — и широкий .разлив реки, простор лесов, стаи перелетной дичи. И это несмотря на то, что весенняя охота закрыта. Прежде хорошим охотником считался тот, кто досконально знал повадки диких зверей >и птиц, всегда мог их перехитрить и вернуться ' с богатой добычей. И нынче не перестала цениться охотничья доблесть,- вынужденно сдерживаемая, правда, различными ограничениями. Но этого уже мало — быть превосходным охотником. Недостаточно уметь только убирать «урожай», надо знать, как его посеять, как сохранить до поры жатвы. Словом, своими руками, своим трудом способствовать обогащению животного мира. Наше время — время коренного перелома в отношении человека к живой природе. Мы уже не должны смотреть на нее как на неиссякаемый источник даров. Все это не может не коснуться и проблем охотничьего хозяйства. Выстрел охотника не просто уносит жизнь утки или зайца. Он является вмешательством в ход природных процессов, на какую-то, пусть ничтожно малую, величину изменения их течения — в положительную или отрицательную сто- ipony, в зависимости от обстановки. За сезон охотник сделает не один десяток выстрелов. С его выстрелом сольются тысячи других. Это, конечно, мощное воздействие человека на природу. Полезные или вредные? Этозависит от уровня развития охотничьего хозяйства, от дисциплинированности и культуры самих охотников. Почему охотникам даются платные путевки в те угодья, в которых они когда-то охотились беспрепятственно? Почему увеличился размер членских взносов? Почему закрыли весеннюю охоту? Да все потому, что прошло время, когда мы безоглядно черпали словно, из нескончаемого источника. Теперь, -чтобы брать, надо вкладывать. Вкладывать в охотничье хозяйство финансовые и материальные ресурсы, собственный труд, усердие, заботу. Охотник — это не только человек, который стреляет. Охотник — прежде всего, человек, остро и глубоко чувствующий нужды родной природы и оказывающий ей повседневную помощь. Приучаются с детства Этиснимки сделаны в детском саду «Солнышко». Дети разных возрастов ухаживают за комнатными растениями. Для младших — это еще только первые, робкие шаги в прекрасный мир природы. Они только помогают нянечкам. Посмотришь, как старательно и осторожно протирают они листочки цветов, поливают ' их из маленькой лейки и думается, что из них вырастут настоящие защитники растительного и животного мира. А для тех, кто постарше,— это занятие привычное, есть в программе учебно-воспитательного процесса такая дисциплина: трудовое воспитание. Ухаживая за домашними растениями, дети не только приобщаются к природе, они учатся трудиться. На снимка х: (верхнем) Стасик Копытов, Олеся Литвякова, Тима Якимов из группы Людмилы Александровны Алексеевой; (нижнем Вова Аникин, Слава Савченко, Сергей Гламаз- Д|ин, Анжела Грачева — воспитанники Веры Павловны Ивашкевич. Фото и текст Б. Королева.
RkJQdWJsaXNoZXIy