Пролетарии всех стран, соединяйтесь! m iA4sv i v т 1 к Орган Северного райкома КПСС и районного Совета депутатов трудящихся Новосибирской области Год издания 43-й 1977 СЕНТЯБРЬ 6 В т о р н и к № 107 (4613) Цена 2 коп. ...И К АЖ ДЫ Й ПОГОЖИЙ ЧАС ВСЕ РАБОТЫ В КОМПЛЕКСЕ По сообщению ЦСУ СССР па 29 августа , колхозы и совхозы страны скосили зерновые и з е р нобобовые культуры (без к у к у р у зы) с площади 90,9 миллиона гектаров. Это 72 процента плана. Почти на 80 миллионах гектаров хлеба обмолочены. В заверш ающую стадию вступила ж а т в а в П оволжск ом , Волго-Вятском, Ц ентр а льн о -Ч е р но земном районах России. В Н ечерноземной зоне хлеба скошены на площади более 13 миллионов гектаров. Зн ачительно быстрее прошлогоднего идет уборка кукурузы. Урожай уж е снят с площади 8,5 миллиона гектаров. Это 47 процентов плана. В ряде областей приступили к уборке сахарной свеклы. Одновременно хозяйств а в ед ут сев озимых культур, поднимают зябь. Озимые размещены на площади 9,8 миллиона гектаров, з я б л е в а я всп ашка проведена на площади 21,2 миллиона гектаров. В ы с т а в к а « Х и м и я - 7 7 » о т к р ы т а 1 се нт я бр я в Москве откры лась вы с тавка «Химия-77». Здесь демонстрируют новейшее обору дование д л я предприятий о т р а с ли, их продукцию, приборы д ля научных исследований, прогрессивную технологию, средства уп равления з а в о д а м и и ком би н а т а ми более 800 предприятий и о р ганизаций Советского Союза и около 700 фирм из 26 стран. Советский р азд ел экспозиции, самый крупный на выставке, д ает исчерпывающее представление о комплексном развитии этой отрасли. Многие стенды сви де тель ст вуют о до стиж ен и ях химиков социалистических стран, плодотворном экономическом и научно- техническом сотрудничес тве предприятий стран — членов СЭВ. Н а выставке сос тоятся встречи специалистов и ученых, будет р а б о т а т ь коммерческий центр. Экспозиция имеет большое з н а чение д л я широкого обмена опытом, р азв и тия взаимовыгодного м е ждуна родн ого экономического и научно - технического с о т р у д ничества. Хлеб Нечерноземья Щедрым колосом порадовали нынче с тр ану нивы Российского Г ^ч ерноземья. Земледельцы зоны, р азв ер н у в по примеру кубанцев социалистическое соревнование за наивысшие у р о ж а и в юбилейном году, вырастили добрые хлеба. В пер ед овых х о зяй ств а х намолоты д о 30—40, а то и больше цен тнеров с г ек тар а . Такие результаты - - качественно новое явление в жизни здешних сел. Нечерноземье — кр ай дав него хлебопашества. П рирода не о д а рила земли к р а я высоким п ло д о родием, з а т о не знают они з а с у хи. И сстари выращ и ва лис ь здесь рожь , гречиха, зернобобовые. В 20-е годы основоположник отечественной агрохимии ак ад ем и к Д . Н. Прянишнико в выдвинул идею о ст раховом м и л л и а р д е пудов зер н а в этой полосе, не з н а ющей з ас ух . Потре бов ались огромные средства , титанические усилия советски х людей и н е м а лое время, чтобы с о з д а т ь индустрию плодородия. З а годы с о в е т ской власти сборы зерновых в о з росли зд есь в д в а -т р и ра з а . На долю этой зоны приходится примерно половина мирового п роиз водства ржи. Нива в к р а е Н е черноземья с о с т а в л я е т около четверти Российской — более 16,9 миллиона гектаров. Всемерное ув еличение п р о и з водс тва зерна на основе зн ачи тельного повышения у р ож айн о сти и расширения посевных площад ей предусмотрено р а зр а б о т а н н о й партией программой п р е о б р а з о в а ния Нечерноземья . В 1980 году колхозы и совхозы зоны д о лж ны довести валовой сбор зерна до 31 миллиона тонн, а в посл ед ующее деся тиле тие — д о 43 ми лли онов тонн. Н а к ан у н е шел д о ж д ь . Д в у мя днями раньше т о ж е лило. Мочило и до этого: то до о бед а , то после обеда, то ночью. В так ую непогоду комбайнам в поле д е л а т ь нечего: сыро. А хлеб стоит, лежит, скошенный неделей вперед, в пору, к огда ярко светило солнце, голубело бескрайнее небо и пыль вил ась от быстрого бега а в т о м а шин. — Скверное настроение, — ж а л у е т с я Анатолий Авимович Иванов, комбайнер колхоза «П уть к коммунизму». Его понять очень легко. Непогода всей своей т яж естью л ож и т с я не только на землю, но и на душу чел овека, у ко торого, что было з а д у м а н о — рушится, ломается, становится пустыми словами. — Техника идет хорошо,— п р о до лж а е т он раз го во р ,— вот ведь позавчера, одна ко , за день двести центнеров намолотил, а сегодня (он взглянул на часы) полдень скоро, а намолочен всего лишь один бункер. Анатолий Авимович — комбайнер знатный.. Годы работы помогли накопить богатый опыт, выдвинули его в р яд мастеров производств а, в н а ставники молодежи. Здесь, на одном поле, р а б о т а е т только первый сезон его ученик Анатолий Иванченко. Наставничество опытный механизатор понима ет не к а к очередную нагрузку по общественной линии, от которой легко самоустранить ся , а как об язан н ость всемерно и постоянно помог ать ученику осваи - Прошел дождь. Ветер чуточку разогнал по небу облака, они поднялись ввысь. На короткое время выглянуло солнце. — Пожалуй, обдуло хлеба,— предположили механизаторы. — Может, попробовать убирать? — И все четверо выехали в шестом часу вечера в поле. И правда: вышло неплохо. Намолотили по бункеру, по в ать нелегкую, но интересную профессию комбайнера... В тот самый день, про ко торый идет речь, м е х ан и з а т о ры начали р аб о т у п о зж е обычного: после д о ж д я еще долго были сырые валки. Намолотив по бункеру зерна и раз грузи в его в автомашину, агрегаты двинулись вновь. Только А н атолий не мог пос ледовать з а товарищами. — Что случилось, То лик?— спросили его. — Ремень! — ответил он, п о к а зы в а я т у д а , где между шкивом бессильно провис ремень, идущий к э ле ва торам комбайна. К нему подошел се крета рь п артком а ко л х о з а А. А. И в а нов, комбайнеры. За говорили о том , что ж е предпринять, чем реально помочь. -4- В с к л а д а х смотрел? — Нет там таких. Говорят, и в «Сельхозтехнике» нет. Соседи вон из Б ергуля к нам п риезжали . Тоже э то т ремень искали. — А какой ремень-то? — 35-88. — А э то т не п ойдет?— спросил п арторг, п о гляды в ая на в а р и а т о р ж а т к и и ее п ри вод. — Он т а к о й же , только по длине отличается. — А н ат яж ны м роликом ничего не сделаешь? М ож е т , кронштейн приварить к а к о й - нибудь?.. Решили все ж е еще раз проверить складские зап асы , хотя н а д еж ды не было. — Вот т а к в с е г д а ,— гово рили к ом байнеры ,— в самый раз г а р стра ды то одного нет, второму, третьему. Решили работать до тех пор, пока будет возможно- Домой вернулись поздно, но зато четыреста центнеров зерна было намолочено. В этот вечер комбайнер Василий Калистратович Смер- тев отправил одиннадцать бункеров зерна, а молодой комбайнер Дмитрий Аниброев — десять. Один намолотил 136 центнеров, а второй — 1 2 7 . то другого. Тут минута , и та на учете, а у т орготд ела «С ельхозтехники^ один ответ: «Нет. О бласть не обеспечила...» Неужели и такой пустяк, как ремень, дефицит?.. Шла уборка овса на полях Веселовской бригады. Именно здесь раб о тал передовой комбайнер ко лхоза , комсомолец Михаил Акатьев , обогнавшим в намолоте таких мастеров хлебоуборки, к а к В. К. Ш а- банский и В. Г. Сидоров. Овсы в бригаде уродились хорошие. Урожай их, к а к опред ел яют механиза торы на глазо к, вдвое выше, чем уро ж а й пшеницы или ржи. 600 г ек таров з а н я т о этой к у л ь т у рой. Н е м ал ая площадь. Есть где р а з г у л я т ь с я комбайнам . Не д а е т погода. — Нам бы еще деся ток деньков,— прикидывал Ша- банский. Д а , всего бы д е с я т о к - д е н ь ков, а д о ж д и и д у т не по з а к а з у людей. И д а ж е не по рас порядк у . Вчера комбайны успели только выехать в поле, к а к пошло моросить. Сегодня — отп равили на сушилку по бункеру, начали намолот вто рого. Шоферы Василий Буевич и Виктор Р а з д о б а р о в у м ч а лись в ^гиазу. Пока было с у хо. Но по небу плыли т я ж е лые серые тучи, готовые в любую минуту разр а зи т ь с я д ож д ем . И все-таки , несмотря ни на какие капризы природы, хлеб надо убрать , вырыв ая у п ри роды погожие часы и д а ж е минуты. А. ШАРАПИНСКИЙ. Но в колхозе еще не убрана пшеница, еще немало стоит на корню овса, хотя и свалено их более шестисот гектаров. Нужна, нужна хорошая погода! Тогда бы на поля вышло еще семь комбайнов для уборки зерновых прямым комбайнированием и в полтор ы - д в е недели все 1 2 0 0 гектаров зерновых были бы обмолочены. М. ГОЛУБЦОВ, гл . агроном колхоза им. К . М а р к с а . ВЫСОКИЙ УРОЖАЙ М еханизаторы колхоза имени М. Горького успешно закончили сев озимых, уборку ржи и теперь п родолж аю т обмолот д р у г и х з е р новых культур . — В этом году мы пошли на Изменение в размещении культур, — с к а з а л с е к р е т а р ь партбюро Г. Е. Аленский. — Если в прош лом рожь, например , с е ял ас ь во всех трех б р и г а д а х х о зяй с т в а , то теперь все 590 гектаров, ко то рые мы ею з ан я л и , н а х о д я т с я в о д ном клине, на Р я з ан с к о й и Но- во -Елизаров ской целине, к а к у нас называют э то т участок. К у л ь т у р а посеяна в лучшие агроте хнические сроки, в чем нем а л а я з а с л у г а тр а к т о р и с т о в Во- ло.ховича, Г л а д к о в а , Карповича, шофера П е т р о в а и других в о д и телей, ко то рые были з ан я ты на подвозке се мян. В э то ж е время н а ко лхозных полях шла у б о р к а у р о ж а я о зи мых. Теперь комбайнеры з а к о н чили ее обмолот . Получено 9000 центнеров зерип. В среднем , з н а чит, обошлось почти по 15 центнеров с гек тара . И т а к , р ож ь у б р ан а . Идет косовица овса. Д л я уборки зерн овых в кол хозе созд ан о д в а зв ена. Р у к о в о д я т ими коммунисты И. А. А рхи пов и Г. А. Колпащиков. З в е н ь я с о з д а в а л и с ь с учетом техники и профессион ального опыта ком байнеров. — Впрочем,— говорит Г. Е. Аленский,— соревнуются не тольк о зв ен ь я , но и к а ж д ы й комбайнер. К примеру, т р у д о во е со перничество идет между И. А. Архиповым и Г. А. Колпащнко - вым. Интересный ф а к т : оба звеньевые имеют совершенно о д и наковый нам о л о т — по 1312 цент н е р о в ,— оба зан им аю т первые места . Н а в торых местах к о м б а й нер п ервого зв ен а И. П. Ясенков и А. И. Сысенко , ко торый р а б о т а е т в звене К о л пащ и к о в а . Но р е зу л ь т а ты у них разны е: Иван Па влович н ам олоти л 1279, а А лександр Иванович — 1053 центнера зерна . Владимир Золо ту х и н , и В а л е рий З а й к о — молодые к о м б а й н е ры. Один р а б о т а е т в первом звен е, другой — во втором. Оба парня ста р аю т с я р а б о т а т ь по- ударному , о б а внимательно с л е д я т з а техникой. Это помог ае т им тр у д ить ся н аравне с . более опытными механизаторами . А. АРКАДЬЕВ. Эффективное использование техники на полевых работах — вот главное, что отличает нынче механизаторов колхоза «Память Ленина». По примеру ипатовцев там созданы комплексные уборочно-транспортные звенья, в том числе два звена по уборке силосных культур. Считанные дни понадобились им для того, чтобы скосить подсолнечник и кукурузу в трех бригадах. Звено Адама Мауля заканчивает уборку кукурузы в Забоевке, затем переедет в Верх-Красноярскую. На сн им ке : уборку кукурузы ведет звено А- Мауля. Фото П. Смелова, В е ч е р о м , п о с л е доЖдя... (ТАСС)
2 .............................................................................................. . «ЗА ДЕЛО Л Е Н И Н А » i l l l i l l l l i l i i i l l i i l i l l l i l l l l l l i l l l l l i l i i i l l t 6 сентября 1977 года + № 107 3J Д1ЛЫЕ1ШЕЕ ПКНЫШВЕИ КАЧЕСТВ! К ак у ж е с о о бщ а ло с ь , 26 апгуста в районном Д о м е куль туры состоялось п ленарное зас е д ан и е ав гу с т о в с к о й уч ите льской конференции. С д о к л а д ам и «О з а д а ч а х школы по повышению к ачества обучения и воспитания уч ащ и хся и ходе выполнения мероприятий по р азв и тию нар одного о б р а зо в ан ия в свете решений XXV с ъ е з д а » и «О р а боте педколлективов с трудновоспиту емыми п од ростками» выступили з а в е д у ю щ а я районо В. Т. Бо р о в ск а я и се крета рь рай к ом а ВЛКСМ В. П. Ж о р о в . В прениях приняло участие 10 человек. В. Т. Боровской ющий тов арищ . Он д о лж ен уметь с а м о с т о я т е л ьн о н а х о дить правильное решение. С особым удовлетворением н а зыва ем с е го д н я такие имена, к а к Т а т ь я н а М ихайловна Б а б к и н а , М ари я С тепановна Л ю бим о в а , Федор Сергеевич Тихонов, Василий Михайлович Л уп еко и другие. У нас, конечно, нет оснований д л я усп окоения, д а л е к о не все пот енциальные в о з м о ж ности совершенствования учебно - воспита тельного п р о цесса, з а л о ж е н н ы е в новых про гр амм а х , исч ерпаны и р е ализую тся учителями. П е р е ход на н о вы е учебные п р о г раммы в р я д е с л у ч а ен привел к т ом у , что н ек о то р а я ч асть учителей начальных к л ас со в чрезмерно увлеклись формированием тео ретически х понятий, недостаточное в н и м а ние с т а л а у д е л я т ь выра ботк е н авыков грамотного письма, беглому осознанному и в ы р а зи тельном у чтению и т. д. Не искоренены некото рые н е д о ста тки и в процессе п р е п о д а ван ия в средних и ста рших к л ас сах . Неисчерпаемым источником, идейного воспитания в п р о цессе п р еп о д а в а н и я я в л я е т с я использо вание т р у д о в к л а с с и ков м а р к си зм а -л ен ин и зм а и д окум ентов КПСС. Н аш а ш к о л а н а к о п и л а большой опыт воспитания детей н а пример е жизни и д е яте л ьн о сти В. И. Л енина . Л е н и н с к а я т ем а ст а л а в ажн ейш ей в уч еб но -во спи та . теЯьиом процессе, она о х в а т ы в а е т все стороны п ед аго ги ческого процесса. Участие в Ленинском з а ч е те, сист ематическое и п лановое изучение теоретического н а с л е д ия в о ж д я , проведение л е нинских чтений, бесед, д о к л а дов, лекций, н а у ч н о - п р а к т и ч е ских конференций ста ли т р а диционными ф ормами раб оты в ш к ола х . В ш к о ла х района со зд ан ы ленинские уголки , по м а т е р и а лам которых были проведены з а н я т и я , несомненно, сп о с о б с т вова вш ие не то л ьк о р а с ш и р е нию и углублению п о ли ти ческих знаний у ч ащ и х ся , но и превращению знаний в у б е ж дении. В последние годы .в жизни школ р ай о н а появились новые формы внеучебной работы . Широкое разв и т и е .получили экскурсии, д испуты , исторические поиски, уроки м у ж е с т в а и т. д. Вполне у д о вл е тво р и тел ь но о с у щ е с т в л я е т с я у н ас р а з ъ я с нение м а т е р и а л о в XXV с ъ е з д а КПСС я п о с т ан о в л ен и я Ц е н т рального К ом и т е т а партии «О 60-й го д о вщ ин е Великой О к т яб р ь с к о й социалистической революции». Учителя яр к о и убедите льн о р а с к р ы в а ю т перед у ч а щи мис я все м и.рно -ист.ориче - ское з н а ч ен и е О к тяб р ь с к о й революции, р а з ъ я с н я ю т с т р а тегию и социальную политику партии. Д л я о з н а к о м л е н и я ш к ольн ик ов с м а т е р и а л ам и с ъ е з д а ш ироко исп о л ьзу е тся с и с т е м а комсомольской п о л и т учебы, встр ечи с дел ег атом XXV с ъ е з д а Е. Ф. Куликовым. Видное место у д е л яю т ш к о лы сов ерш ен ствованию п а т р и отического воспитания у ч а щихся . К р а е в е д ы Чув аш и нс кой шк олы , например, с о б р ал и богаты й м а т е р и а л д л я уголка С л авы к красочно оформили его. В этом уголке собраны Из доклада заведующей районо XXV с ъ е з д четко определил з а д а ч и о бщ е о б р а зо в а т е л ьн о й шк олы , в о о р у ж и л п едагоги чески е ко л л е к т и вы кон кре тной п р о гр ам м о й в о б ла с т и о б у ч е н и я и коммунистическ ого в о с п и т а н и я п о др а с т аю щ е г о п о к о ления. Суть новы х з а д а ч , в ы д вин уты х п ар т и ей ,— э ф ф е к т и в ность и к а ч е с т в о работы . В есом ость д ан н о г о т р е б о в а н и я особенно в о з р а с т а е т теп ерь , к о г д а п роект н овой К о н с т и т у ции С СС Р четко и ясно п р о в о з г л а ш а е т : о б я з а т е л ь н о е ср е д н е е о б р а з о в а н и е д л я всей м о л о д еж и . В последние годы о т д е л н а р одного о б р а з о в а н и я , п е д а г о гические к о л л е к т и в ы школ, п од р у к о в о д с т в ом п артийны х и с о в етских о р г ан о в в е д у т б о л ь шую о р г а н и з а ц и о н н о -п е д а г о г и ческую р а б о т у д л я о б есп еч ения усп еш ного пер ех о д а ко в сео бщ ем у сре дн ем у о б р а з о ванию. И зв е с т ны х успехов в .решении этой з а д а ч и добились, к о л л е к т и вы Останинской, Б и а - зиис кой , Б ер г у л ь с к о й и д р у г и х школ. Улучшились п о к а з а т е л и св о ев р ем ен но го з а в е р ш ен и я м олодым и людьми ср е дн его о б р а з о в а н и я . Средний всеобуч — з а д а ч а к о м п л е к с н а я , е е решение з а в и с и т о т многих усл овий. Это > _ и с т р о и т е л ь с т в о п р иш к о л ь ных и н т е р н а т о в , и о р г ан и з ац и я го р яч е г о п итани я , и откры тие групп про дл ен н о го д ня . У нас и з 402 у ч ащ и х с я , п р о ж и в а ю щих от. ш к о л н а рас стоян и и т р е х и более к и л о м е т р о в , 192 р а з м е щ е н ^ в ч еты рех и н т е р н а т а х п р и средних и 210 в и н т е р н а т а х при восьмилетних ш к о л а х . ■К н о в о м у учебному го д у в Н о в о -Т р о и ц к о й с р е дн ей школе по стр о ен а н о в а я п р а ч е чн а я , о т р ем о н т и р о в ан г а р а ж , ш к о л ь н а я м а с т е р с к а я . П р о и зв е д ен рем онт отопите льной системы С еверной ср едней и Г р а ж д а я - ц ев ск о й восьмилетней ш к о л . В е д е т с я с т р о и т е л ь с т в о ж и лых д о м о в д л я уч ите лей в О с тяц - ке , О с т ан ин к е , с т р о и т с я г а р а ж в Б и а з е и т . д. Все л у ч ше о с н ащ а ю т с я школы у ч е б ным о б о р у д о в а н и е м , нагл,яд. ными пособиями , техническими с р е д с т в а м и обучения. С к а ж д ы м годом у л у ч ш а е т с я ка че ств енны й с о с тав п е д а гогических к а д р о в . Т а к , число учите лей со с р е дн им с п е ц и а л ь ны м о б р а з о в а н и е м в 1977 г о д у выше на 6,5 процента по с р а вн ен ию с прошлым год ом. С з ак о нч ен ным высшим о б р а з о в а н и е м в минувшем у ч е б ном го д у р а б о т а л о 41,2 проц. учителей. Б о л ьш у ю р а б о т у провели п е д а го ги че с ки е к о л л е к т ивы в о б у че н и и и восп итани и п о д р а ст а ю щ е г о п околения . У сп е в а е м о с ть по р ай о н у в 1976-77 учебном го д у с о с т а в и л а 99,9 п р о ц е н т а , на «4» и «5» у с в о и л и пр о гр амм ны й м а т е р и а л 9 00 у ч ащ и х с я . Все начальны е ш к о лы з а н и м а л и с ь без в т о р о го д ни к о в . И з ч е ты р е х средних со 100-п роцентной у с п е в а е мостью з а к о н ч и л а учебный г о д Б и а з и я с к а я , из д е с я т и вось м и ле т н и х — Г р а ж д а н ц е в . с к а л , С р е д н е и ч и н с к а я , Ч у в а - ш и в с к а я , О с т а н и н с к а я , О с т я ц к а я , К о б - К о р д о н о в с к а я ш к о лы . В о з р о с научно _ те о р е т и ч е ский у р о в ен ь п р е п о д а в а н и я о сн о в ны х п р едм ето в . Много л е т без в т о р о г о д н и к о в р а б о т а ют у ч и т е л я Л- И- В о р о б ь е в а , Л . П . Ю р ь е в а , 3 . П . С а з о н о ва, Т. И. Л у ш о в а , Г. В. Д м и т р и е в а , М. Н. П е тр о ва и др. Всего 164 пед агог а не и м е ют неуспевающих. Б ы в а я на у р о к а х таких м а стеров своего д е л а , какими я в л яю т с я Нина Теренть евна Ильиных, Вера Михай ловна А рыков а, Р аи с а А л ек сан д р о в на К о м а р о в а , М а р и я Ер .мола- евна Копориков а, Нина Филипповна Власенко, А л е к с ан д ра Тимофее вн а М ахны ткина , М а р и я И в ан о в н а Корчигина , и спы ты в аеш ь чувство гл у б о к о го у довле творени я . Они постоянно , о т урока к уроку , у гл у бл яю т з н ан ия своих питомцев , в е д у т и х от частных представлений к широким обобщ ениям , ак тивн о р асш и ряют духовный мир ш к о ль ников. Основной формой учебно- воспитательной работы в с о ветск ой школе был и о с та ется урок . П отому на дальнейшее повышение эффекти в нос г1 к а ж д о г о урока н ап р авл яю т свои уси ли я п ередовые учит е л я и пед агогические к о л лективы. Современному уроку — у р о к у обучающему, р а з вивающ ему и восп иты в аю щему — соврем енные методы. Так о во главное направление тв орческих поисков пед агогов. Учителя русского языка и л и т е р а т у ры р а й о н а по-особому ч увс твую т себя от в е т с т в е н н ы ми з а н р а в с т в ен н о е воспитание будущ их г р а ж д а н . Н о не т о л ь к о гум ан и тар ны е , но и е с т е с т венные, матем ат ические у ч е б ные предметы т а к ж е глубок о воспитывают, если учитель в о з б у ж д а е т ак тивн ую мыслительную де я т е л ьн о с т ь у ч ащ и х ся , приви ва ет им практи ческие умения и навыки. В св я з и с пер еходом на новые программы много и упорно зан и м аю т с я с а м о о б р а зов анием , систематически п о полняют свои з н а н и я , з н а к о м я т с я с новыми м а т ер и ал ам и по методике учителя м а т е м а ти ки Т а т ь я н а С ергее вна Ми- з е в а , Н а т а л ь я Г ригорьевна М а л я р е в и ч , Н а д е ж д а Кон- д р а т ь е в н а Алехина, К л авди я В а си л ь ев на Якимова и другие. Зн а ч ите л ьн ую ч асть в общем числе работник ов народ ного о б р а з о в а н и я с о с т а в л я ю т уч и т е л я м а ло к ом п ле к тны х школ. Х отя з а д а ч и реш аю т они о б щие и т р е б о в ан и я к ним п р е д ъ я в л яю т с я те ж е , что и к учителям, ведущим р аб о т у с одним к лас сом , но у сл о ви я , в ко то ры х им приходится р а б о т а т ь , зн ач ите льн о отличаются. Учитель ма лок омп ле ктн ой школы не м о ж е т ра е с ч иты - в а ть , что в к а ж д о м з а т р у д н и те льном случае ему на помощь придет более опытный и з н а - письм а о дносельчан —у частни ков Великой Отечественной войны, з ап и си и рассказы о. собы тиях военных лет , карты боевых походов, боевые н а г р а д ы з ем ля ко в . Школьники Остяцкой восьмилетней школы накопили ценный ма тери ал об истории сел Ургуль, Ича, Ос- т я ц к . З а к о н Р С Ф С Р о народном о б р а зо в ан и и пред у см а тр ив ае т по в ы ше ние ответственности р у к о в о д и т е л ей х о зяй ств и п р еж д е всего местных Совето в з а дальн ейш е е развитие сети д ошкольных уч реждений. В район е э том у вопросу у д е л я етс я достаточное внимание — построены и функционируют добротны е детские сады в к о л х о з а х «Б о р ь ба з а мир», имени К а р л а М а р к с а , «Н о в ая жизнь», ко то рые у к ом п л е к т о ваны необходимыми ка драми . Но вместе с тем в о р г ан и з ац и и д ошкольного воспитания имеются серье зные н е д о с т а т ки: нет кое-г де со о тв етс твую щего о б о р у д о в ан и я (х о л о д и л ь ных установок , э ле к т р о п л и т ) . Н е т в достаточном к о л и че ст ве методической и х у д о ж е с т венной лит е р а т у ры , игрушек и т. д. Отдельны е учреж ден и я р а б о т аю т не в полную меру. А вот в Б и а з е детск ий са д крайне нео бходим, но п р а в л е ние кол х о з а «Путь к к о м м у низму», к сож алению , до сих пор не принимается за с т р о и тельство. В учебном плане школы второстепенных предметов не г. Все они в аж ны . Но глубокое изучение основ н а у к немыслимо без хо рошо поставленной к р у ж к о в о й и ф а к у л ь т а т и в н о й раб оты . Особенно большие возм ожн о сти д ’ля выя вления и р а з в и т и я инте ресов и с к л о н ностей п р е д с т а в л я е т си стема ф а к у л ь т а т и в н ы х зан яти й . В 1976-77 учебном году в ваших шк ола х п роводились такие з а н я т и я по один н ад ца ти н а п равлениям . П о с ещ а ли их 746 уч ащихся . Особый интерес р е б я т а п р о я в и л и к у гл у б л е н ному изучению м а тем ат ики , лит е р а т у ры , физики. А к р у ж к а м и были охв ачены почти все учащиес я. О д н а к о плохо то, ч то в шк о ла х не р а б о т а ют технические круж ки . П едагогические ко л л ек тивы о сущ ествляю т планомерную р а б о т у по воспитанию у ч а щи хся ср е дс тв а м и искусства. Смотр х удож ес твенн ой с а м о д е яте льности детских ко л л е к т и вов п о к а з а л , что достойное внимание эстетическому воспитанию у д е л яю т в С ев ерной, Биазинской , Ч е ба к о в ск о й , Г р а ж д а н ц е з с к о й , Останинск ой и других школах . З а в е р ш ен и е перехода ко в сеобщему среднему о б р а з о ванию со всей остр ото й с т а вит вопрос о с о в е р ш е н с т в о в а нии подготовки уч ащ и хся к т р у д у в народном х озяй ств е . И в этом отношении у нас з а последние годы сд е л ан о немало. В орг ан и з ац ии т р у д о в о го воспитания и п р о ф о р и е н т а ции значительных успехов д о бились коллек тивы Верх- К р а сн о я р с к э й , Би ази н ской , Останинск ой школ. Все школы района имеют мастер ские ( с т о л я р н ы е ) , в трех средних ес ть кабинеты машинов едения с г а р а ж а м и д л я сельхозт ехники. Так о й же комплекс с тр о и тся в Б и а з е . Все больше мо л о д ежи после окончания школы идет р а б о т а т ь в се льское х озяй ство . Ч т о способствует тому, что р е б я т а получаю т нужную т рудовую з а к а л к у ? Возьм ем дли пр им ер а В е р х -К р а с н о я р - екую среднюю школу. П р е ж д е всего, здесь имее тся х о р ош а я б а з а : г а р а ж , а в т о к л а с с , где имеются почти все узлы и д е т а л и т р а к т о р а в р а з р е з е , д е й ствующий стенд — двигате ль д л я з ап у с к а и наблюдений з а раб отой . Колхозом переданы школе три новых т р а к т о р а , зерновой ком байн, навесной плуг, с е ял к а , лущильник и т. д. Имеется участок земли в 50 г ектаров. Ведет маш и нов едение Виктор Михайлович Смык, который з н а е т и любит свой предмет, "умело преподно сит изу чаемый материал. Е ж е годно р ебята принимают а к тивное участие в уборке у р о ж а я . В будущем хозяй ств а н аш его района бу ду т испытывать все большую н уж д у в се ль скохозяйств енных к а д р а х . П о э том у перед п едколлективами школ с то я т большие з ад ач и в формировании у школьников инте реса к з емледельческому т руд у . К а к п о к азы в ает практика , с л а б а у нас еще с в я з ь с про из водет ве нны ми к о л л ек ти вами. М ал о проводится встреч учащихся с в етеранами и передовик ами к о лхозн ого п роиз в о дс тв а . Школьники не пр иг л аш а ю т с я на предприятия , па то ржеств енны е посвящения в хлеборобы , в рабочие. Большое место в ф о рм и р о вании гармонически разв итой личности з ан и м а е т физическое воспитание. В последние годы в этом отношении сделано у пас много: приобретено н ем а ло о б о р у до в ан и я , почти в к а ж д о й школе — сп о р тп л о щ а дки , д о лж но е место з а н я л а ф и зк у л ь ту р а и т. д. Но в м е сте с тем п р ак ти к а п о к а з а л а , что нет того ур о вня ф и зи ческой подготовленности у у ч а щейся молодежи , который обеспечил бы полное вып ол нение нормативных тр еб ований соответствующих ступеней Всесоюзного комплекса ГТО. С к а ж ды м годом у с и л и в а ет ся с в я зь школы с семьей в решении з а д а ч коммунистического воспитани я. Многие школы р ай о н а обеспечив!ают правильное сочетание к о л л е к тивных и индивидуальных форм ра боты с родите лями. На регулярно проводимых з а се дани ях родите льских к ом итето в, собраниях об с уж д аю т с я а к ту ал ьны е проблемы воспи т ан и я , с о с тав л яю тся планы совме стных действий школы и семьи. Учителя п ровод ят р а боту по п ропа г ан де пед агоги ческих знаний с р е д и , р о д и т е лей. Важным фак тором с т а л а а т т е с т ац и я учителей. Она я р и л а с ь общественным смотром научно -теор е тичес ко й, м е т о ди ческой подготовки учите ль ст ва. У нас прошли аттестацию 84 учителя . З а последние пять лет переподготовку при о б л а стном и нституте ус о в е рш ен с т в о в ани я прошли 189 учителей. В этом году на месячных к у р с а х побывали 34 учителя . Повыси ли свою кв ал иф и кац ию учителя истории и о б щ е с т в о " ведения , основ го су д ар с тва и п р а в а , химии, иностранного я зы к а , воспита тели групп п родленного д ня , пришкольных интернатов. В настоящ ее вр ем я в район е обуча ется з аочно 24 учителя . В этом году к нам п рибы ло новое пополнение учителей — 15 молодых специалистов, из них — три с высшим о б р азо в ан и ем , остальные — в ы пускники Куйбышевск ого п е д училища. На этих молодых специалистов мы во зл аг аем большие н а д еж ды в деле в о с питани я и обучения п о д р а с т а ющ е го поколения. ...Есть полн а я уверенность в том, что многочисленный о т р я д учителей рай о н а , в с т р е ч а я 60-летие Великого О к т я б ря, приложит все свои силы д л я коренного улучшения к а ч е с т в а учебно-воспитательной р а б о т ы в школах .
Illllllllllllllllllllllllllllillillllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllilllinill 3 № 107 4 e сентября 1977 года (iiiiiililiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiii «ЗА ДЕЛО ЛЕНИНА» А ЙЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОй' РАБОТЫ В ШКОЛЕ Б е з сел\Ьи л\Ы бессидЬнЫ А. Г Л А М А З Д И Н , директор Останинской 8-летней школы Коммунистическое воспитание подр астающ его поколения нев о змож но без в з а и м о д е й ст вия т а к и х трех со циальных инст итутов, как ш кол а , семья, общественность. Семья. В ней п ол учает ребенок св ои первые жизненные уроки, его первые учител я — отец и мать. И у нас немало семей, опыт воспитания де те й в которых з а с л у ж и в а е т самого пристального вн имания. В этих семьях цар я т подлинный к у л ь т т р у д а , взаимно е у в а жение, где глубоко о с о з н аю т ся п р еж д е всего общест венные интересы. Н о встречаются еще, к со ж а л ению , родители, которые во спитывают в своих д е тя х потребительскую, иж д и ве н ч е скую психологию. Мы можем и д о л ж н ы убедить их, что у со ветской с е м и нет и не мо ж е т быть более в а ж н о й и почетной обязаннос ти пере д нар од ом , чем выр а ст ить своих детей настоящими людьми. Ч т о д л я этого д е л а е м мы, у ч и т е л я Останинской школы? Н а первом родительском собрании мы определяем ^ о б щие з а д а ч и , избираем р о д и те льс кий комитет. П р е д с е д а те лем комитета выд ви гае тс я , к а к п равило, самый лучший тр уж ен и к , у в а ж а е м ы й всей общ ественность ю челове к. Н а пример, в Прошлом учебном году п р ед се д а те л е м был и збран скотн ик , член правления к о л х о з а , коммунист В. И. Т у . ровец. И сход я из общих за д а ч , п р ед се д а те л ь родительского к омите та вмес те с адм инис т рацией школы с о с т а в л я е т план раб о ты па весь учебный год и р а с п р е д е л я е т поручения м еж д у членами комитета . Н а с об р ания х , о бщ еш кол ь ных и классных, наши п е д а гоги вы ступают с бе седами на темы воспитания , в о о р уж аю т родителей методикой работы с детьми. Темы т а к и х вы ступ лений были: « К а к преодолеть в д е т я х лень», «К а к вы з ват ь у подростка интерес к с а м о обр а зова нию » , « Р о л ь семьи в вы боре профессии» и др угие. К а ж д ы й учитель, классный руководитель, вы с ту п а я перед родителями, р у к о в о д с тв у е тс я правилом: ни при к ак их о б с т о я те л ьс тв а х на соб р ан и я х не до п у с к ать о трицател ьных вы ск азыв аний о д е тях , к ак бы они ни были спр аведливы по существу, ибо публично т р о г а т ь . р одительские ч увства и бе знр а вст венно , и без р е з у л ь та тивно . Могут спросить , к а к же сообщ ат ь р о д и т е л я м о б ъ ек ти вную х ар а к т е р и с т и к у их д етей? Мы это д е л а е м только в индивиду альных бе се да х и к о н су л ьт ац и ях при личных встречах. А с о б р ан и я п о сещ а ют все. Мы добыва ем ся , чтобы учитель и родит ел ь р а д о ва ли сь вс трече, делились « т а й нами», д а в а л и советы дру г другу, чтобы встречи эти бы ли полезны, в заимно поучительны. ВоспитЫваем дюбовЬ к з е м л е А. ЧУ Р КИН , пр е д с е д а т е ль ко лх о з а «Памя т ь Ле нина» Осуществлять профессиональную ориентацию учащихся, воспитывать у них интерес к различным видам труда в сельском хозяйстве и в' сфере обслуживания —долг не только школы, по и всей общественности. Многое делается у нас в этом направлении педагогами, партийной организацией и правлением колхоза. В прошедшем учебном году в Верх-Красноярской школе прошли классные часы «Я люблю свою землю»», «Герои нашего времени», «Специалисты, которые нужны селу». i f Часто устраивались встреч!-;, с передовикам i производства. Наш колхоз оказывает материальную помощь школе, интернату, содействует молодежи в спортивной и куль- турно-масоо.’ой работе и т. д. Мы npekoci '.ваяем выпускникам по окончании школы# работу по се ■ьскохозяйствённым специальное ям и возможность учиться заоно. Иными словами, доверял»! молодежи, заботимся р не®- Юноши и девушки ответ на это изъяв л яю т ж е л а н и е о с т а т ь с я в родном к олхо з е , с в я з а т ь свою суд ьб у с б л а городны м тр уд ом се льского т р уж е н и к а . О б этом с в и д е тел ь ст в у ет хо тя бы то т ф а к т , что все специалисты к о л х о з а с высшим и средним о б р а з о в а н и е м в пашем к о л х о зе — выпускники В е р х -К р а с - поярской средней школы. Это Л . В. Вигилян ский — главный инженер, В. М. Ш рейдер — г лавный агроном , Г. И. Кай- г ородов — п р е д с е д а т е л ь п роф к ома , М. Е. П о д ж у н а с , В. К. Салмин и другие . Многие из них — бывш ие колхо зны е ст ипендиаты . П я т ь чел овек из нашего х о з я й с тв а у ч а т с я в н астоящее вр е мя з а очн о в сел ьскохо зя йств енных учебных з а в ед ен и я х . У нас в к ол х о з е около 80 м ех ан и з аторов , и они т ож е выпускники наших школ. А нынешней весной группа де ся ти к л а с с н и к о в на отк рытом собран иц о б ъ я в и л а о своем же л ан и и о с т а т ь с я в родном колхозе, р а б о т а т ь в с е л ь с к о хозя йств енном п рои з вод ст ве и о б р а т и л а с ь через рай онную г а зе ту к о всем вы пускникам школ с призывом п о сл е д о ва ть их примеру. О бещ ание св о е р е б я т а с д е р ж а л и . Р а б о т а ю т с ж е л ание м тр а к т о р и с т а м и В. Л у ш о в , П. Туровс кий, А. Юдин и друг ие. Б ольшую помощь молодым меха.низа тоозм о к а з ы в аю т их ст аршие тов а р и щ и , передовики прои звод ства. П едколлектив р а б о т а е т т в о р ч е с к и Л. Ю Р Е В И Ч , дир е кт ор Биазинской сре дней школы З а последние годы в нашей школе г» учебном и во спита- процессе, в мет одике преподав ания появилос ь много нового, интересного. Учите ля ст р е м я тс я к тому, чтобы к а ж дый учащийся получил г л у б о к и е и прочные знания. Н а высоком идейно -п олити ческом уровне п р оходя т уроки учител я истории, отличника народного об р а з о в а н и я , з а с л уж е н н о го Учителя Р С Ф С Р Е вгения Павловича Путина. Он выделяет и подч ерк и ва ет т е исторические события , к о торы е игра101 перв осте пенную роль в воспитании к о м м у н и стической убежденности у ч а щихся . Глубоких и прочных зн а н и й добивается уч ител ь химии и бимогии Н ина В л а димиров на Виноградова. И н т е ресны у роки учителя ру сс кого я зы к а ЛюД-Млы А ристок лиев - ны Н и к о л а ев о й . Она о с ущ е с т в л я е т и н д и в и д у а ли з ац ию о бу чения, ш ироко п ол ьзу ется диф ф ер е н ц и р о ван ны м и з а д а ниями. Весь наш к олл е кт ив своим трудолюбием, своим чутким отношением к д е тям д о к а з а л , что школа м о ж е т р а б о т а т ь без вт оро годников , д а в а я при э т о м высокие качественны е п ок азатели . Д р у ж и н а имени А л ек са н др а Б у га е в а в пятый р а з з а в о е в ы в а ет з в а н и е п р ав о ф л ан г о во й , н а г р а ж д е н а нынче л ен т ам и Ц ентр а л ьн о г о Сов ета Всесоюзной пионерской ор г ан и за ц и и имени В. И. Л е н и н а . А к о м со м о л ьс к а я о р г а н и з а ц и я ш к о лы з а н я л а первое место в районном сор евновании в чест ь 60-летия О к т я б р я . Вс я р а б о т а к о мс омол ь ц ев и пионеров н а п р а в л е н а на р а з витие и фо р м и р о ван и е т а к и х кач ест в личности , к а к к о м м у нистическая у б е ж д е н н о с ть , о б щ е с тв е н н ая ак тив но сть , л ю бовь к Родине. Н аш д о л г п риобщ а ть у ч а щ их ся к марксистско-л енин ским идеям , в о о р у ж а т ь политичес кими з н а н и ям и , вос питать до стойную смену. При п ро хож д ен и и про гр аммно го м а т е р и а л а на у р о к а х истории, гео гр аф ии , химии мы з н а к о мим уч а щ и х с я с выв одами и п о л ож е ниями XXV с ъ е з д а , с пост ан овл ением Ц К КПСС. П р и в л ек ае м м а те р и а л ы п а р тийных док ум ентов и во внеурочное вр емя, учи тыва ем возрастные особенности учащихся. Организованно прошли в школе смотр комсомольских организаций», Ленинский з а чет, общественно-политическая аттестация комсомольцев. В течение года во всех классах проводились уроки мужества, встречи с передовиками к о л хозного производства, классные часы, пионерские сборы по теме «Борцы за счастье народное», Ленинские уроки «Революционный держим шаг!». Активное участие приняли наши учащиеся во Всесоюзном походе по местам боевой и трудовой славы и так далее. Все это помогает воспитывать у школьников высокие гражданские чувства, повышать качество знаний. Задачи, возложенные на советскую школу, высокоот- ветственны. Ведь от того, как мы воспитаем подрастающее поколение, зависит будущее страны. И потому мы не имеем права плохо работать. В п р о ц е с с е обучения О. С К О Р ОХ О Д О В А , учительница Бергульской восьмилетней школы Учите ля Б ер гул ьской школы с т р е м я т с я воспитать у ш кол ь ников любовь к тр у д у ., В нача льных к л а с с а х эта з а д а ч а р еш а ет ся п р еж д е всего в процессе учебной де ятельности. Именно на у р о к а х ребенок впервые учится быть т р у ж е ником, у него в ы р а б а т ы в а е т с я т р у д о в о й ритм, дисциплина т р у д а , чувство о тв етс тв е н н о сти. П о э то м у в ходе любого ур о к а нужно т р е б о в а т ь / от реб я т п о р я д к а на рабочем месте и р а с к р ы в а т ь р о л ь т р у д а в п р ео б р а з о ван и и общ е ст ва , в д о с т и ж е н и я х советской науки и техники, приводить примеры о б р а з ц о в т руд ово го подвига людей. Это все д е л а е т с я в нашей школе. Ч а с т о у с т р а и в а ем мы встречи с пер е д о в и к а ми п р о и з в о д с т в а , готовим в честь их утр енники, концерты. В прошлом учебном году и во время летних к а н и к у л только м ла дш и м и ш кол ь н и ка м и было проведено ок оло д е с я т к а т а ких выступлений. Ребята принихщлр активное участие в сборе металлолома, лекарственны'х трав, ягод, макулатуры, в охране природы, оз еленении се л а и т. д. Н а у р о к а х и во внеурочное время наши педагог и р а с к р ы ваю т м еж д у н а р о д н о е значение Великого Октября. Этой замечательной дате были посвящены многие дела детей. Ребята совершали походы по местам Соевой славы, побывали в Ич- кале, где у памятника погибшим партизанам провели торжественный сбор. Большое место уделяем экскурсиям в природу, па производственные участки. Все это воспитывает у детей такие нравственные качества, как гордость за свой край, за боевые и трудовые подвиги старших поколений, любовь к Родине. Полностью осуществить воспитательные задачи невозможно без опоры на семью» Воздействие семьи на детей самое длительное, интимное и эмоциональное. Оно необходимо для наиболее быстро,го и полного осуществления главной задачи коммунистического воспитания — формирования всесторонне и гармонически развитой личности. КомсомолЬцЫ и пионерЫ—а к т и в и с тЫ Г. ЧЕ Р НА Я , с екре тарь райкома ВЛКСМ Комсомольцы - ст арш е к л ас - ники р айона ак ти в н о у ч а с т в у ют в выполнении решений XXV с ъ е з д а . Т ак , в соревнова нии з а почетное право подписа ть р апор т Ленинского к омс омол а П К приняли ума- стие все ст арш е кл ас сник и . П о б е ди те л ь — Вера Воронцова , ученица 10 к ла сс а Б и а зинс кой средней школы. С 1 по 8 нояб р я по р еш е нию Ц К В Л К С М во всех к омс омол ь ск и х о р г а н и з а ц и я х стр аны пройдет « Н ед ел я р е волюционной сл а вы » , а в пионерских д р у ж и н а х — Всес оюзный сбор «И дем доро гой Л е п и н а , д оро гой О к т я б р я !» П о д г о т о в к а этих м ероприятий идет во всех ш к о л а х , но пока не на д о л ж н о м уровн е. А ведь комсомол ьские и пионер ские о р г ан и з а ц и и при званы быть и нициат ор ам и с о з д а н и я л е т о писей ж и зни и подви гов в е те р анов . В прошлом уче бн ом году очень инте ресно прош л а в с т р е ча с у ч а ст н и к а м и Великой Оте чественной войны у Восьм икл ассников Г р а ж д а н ц е в с к о й восьмилетней шко лы. А осенью -в Ново -Троицк ой школе был закончен попек учителей фронтовиков нашего района, состоялся вечер встречи с ними. Сейчас ребята готовят летопись образования и развития нашего цайона. Неплохо работают юные следопыты Северной средней школы. Важной частью системы коммунистического воспитания стал Ленинский зачет. Учащиеся всех школ приняли в нем участие. Большое место в деятельности комсомольских и пионерских организаций занимает борьба за глубокие и прочные знания. На пионерских сборах и комсомольских собраниях, заседаниях советов Дружин рассматриваются вопросы, связанные с учебой. Так, очень интересно прошел у пионеров Биазинской школы сбор-спектакль «Знания нужны в жизни, как винтовка в бою». Во всех школах страны в сентябре пройдут комсомольские собрания на тему. «Я — гражданин Советского Союза», на которых будут подведены итоги обсуждения школьниками проекта Конституции, намечены конкретные задачи по достойной встрече 60-летия Октября. Вот уже 12(лет работает Б на з инской спецшколе- и:нте; нате Л. М. Соболева. В ко; лективе она пользуется болт шим авторитетом. Кроме того, Лидия Мак; ровна — общественница, пре пагандист. Она ведет кружо начальной политучебы. З а хс рошую постановку учебы сети политпросвещения Л. N Соболева награждена Почел ной грамотой исполкома par совета и райкома партии. На снимке: председател исполкома райсовета Г. I Ивашкевич вручил грамот Л. М . ' Соболевой во врем августовского совещания учи телей района.
RkJQdWJsaXNoZXIy