Победители соревнования Министерство сельского хо зяй ств а СССР и ЦК профсою за сельского хозяйства п о дв ели итоги социалистического соре внов ания льноводов с т р а ны за 1976 год. Переходящие Красные зн амена Совета Министров СССР и ВЦСПС присуждены Лито вской ССР, Смоленской, Житомирской, Ивано- Франковской и Могилевской областям. Пролетарии всех стран, соединяйтесь! i l C / I U Орган Северного райкома КПСС и районного Совета депутатов трудящихся Новосибирской области Год издания 42-й 1977 АПРЕЛЬ Вторник № 44 (4550) Цена 2 коп. 12 апреля — ДенЬ ко см о н а в т и к и П ерв о ш ро х о д ц ы Один из первых Героев Советского Союза генерал-лейтенант авиации Н. П. Каманин, возглавлявший долгие годы «кадровый цех» советской программы пилотируемых полетов, рассказал мне на днях: «Их было двадцать, молодых летчиков «гагаринского призыва». Уже через три недели после того, как группа начала жить и работать вместе, Юрий негласно был признан в отряде «стар- „ шим». Нет, не командиром, а именно старшим, самым уважаемым среди равных. Когда до назначенного старта первого корабля «Восток» оставалось всего пол- года, вместе с Юрием начали готовиться к полету еще пять космонавтов: Титов, Попович, Николаев, Быковский, Комаров. Все они отправились и на космодром Байконур. Решающее слово оставалось за государственной комиссией, собравшейся на старте за сутки до полета. И когда прозвучали торжественные слова: «Пилотировать корабль доверено Юрию Алексеевичу Гагарину», все встали ,4 но дольше всех аплодировали этому решению пять его товарищей. 12 апреля, как писал тогда в «Правде» Константин Симонов, «Земля проснулась с именем' его». На всех языках мира только и слышно было: «Га-га рин!», «Г ат а -р и н !» . А тот, кто так потряс мир, спокойно отдыхал после первого 108-минутного пу тешествия в космос в гостинице на Волге и писал письмо домой в Звездный городок. История бережно хранит на своих страницах имена тех, кто прокладывал человечеству первую тропу к недосягаемой ранее вершине. Нынешний юбилейный год Страны Советов совпадает с еще одной знаменательной датой в истории человечества — двадцатилетием запуска в Советском Союзе первого искусственного спутника Земли. Это, конечно, случайное совпадение. Не случайно другое: это эпохальное событие произошло в нашей стране всего через сорок лет после по* беды Великого Октября. Дети тех, кто сражался за победу первой в мире социалистической революции, первыми пошли на дерзкий штурм космоса. Итак, у космической эры три главные точки отсчета: 7 ноября 1 9 1 7 , 4 октября 1 9 5 7 и 12 а п реля 1 961 года — вершины, открывшие человечеству новые горизонты. «Уже сейчас, сказал Генеральный секретарь ЦК КПСС тов. Л. И. Брежнев на встрече экипажей кораблей «Союз-4» и «Союз-5»,— плодами космических исследований пользуются, по существу, все народы земного шара. Достаточно назвать такие области науки и техники, как космовидение, сверхдальняя т е лефонная и телеграфная связь, участие космических аппаратов в составлении прогнозов погоды, космическая навигация морских кораблей». Сейчас, как на обычную работу отправляются экипажи космонавтов, сменяя друг друга на борту орбитальных станций «Салют». Спокойно и расчетливо снаряжают ученые и инженеры в дальние экспедиции автоматы на Луну, Венеру, Марс. За 20 лет на орбиты вышло более трех тысяч космических аппаратов разных стран. Совсем недавно появился юбиляр в семье советских «коемосов» — девятисотый спутник этой серии, в которой представлены все ведущие направления нашей космической программы. Мы сегодня уже с конкретными планами в руках говорим о практических задачах космонавтики. .Они записаны в документах XXV съезда КПСС. Вместе с Советским Союзом активно участвуют в исследованиях космического пространства социалистические страны, объединившие свои Уййлия в реализации международной программы «Интеркосмос». Поход мировой науки в космос, начатый Страной Советов, продолжается. Н . Ж Е Л Е З Н О В , корр. ТАСС. Большие задачи перед отечественной космонавтикой поставлены XXV съездом КПСС. В нынешнем пятилетии возрастает использование результатов космических исследований во многих отраслях народного хозяйства. Все шире развивается международное сотрудничество в решении сложнейших задач изучения космоса. Большую научную ценность представляет проведенный в 1 97 5 году совместный полет советского корабля «Союз» и американского «Аполлон». Совет- х к и е . люди гордятся достижениями отечественной космонавтики. На снимке монумент покорителям космоса и аллея героев космоса в Москве. • Фотохроника ТАСС П о з ы в н ы е В Ве рх -Красноярке на ленинский субботник выйдет 2 19 человек. Они будут з а ниматься благоустройством села, сбором макулатуры и металлолома. В Биазе в этот день будет занято на различных работах 153 человека. Часть из них, как обычно,’f будет трудиться с у б б о т н и к а на своих рабочих местах, другие займутся заготовкой дров. В Поткжановском сельсовете выйдут на субботник 125 человек. Одни займутся благоустройством поселка, другие будут трудиться на пилораме, третьи — собирать макулатуру и металлолом. Все как один выйдут на праздник труда работники авиабазы. Решены организационные вопросы, своевременно подготовлен фронт работ. Большинство людей будет заготавливать дрова для нужд авиабазы и детских учреждений райцентра. Несколько человек займутся • благоустройством территории базы. У с т р о и т е л е й П М К - 6 4 Куйбышевский строительный участок ПМК-64 за первый квартал освоил 60 тысяч рублей вместо плановых 45 тыс. Большая часть этих средств израсходована на строительство средней школы и на закладку фундамента шестнадцатиквартирного дома, который участок строит для своих рабочих. Значительное перевыполнение контрольного задания первого квартала стало возможным благодаря ударному труду рабочих участка. Особенно хорошо поработала бригада во главе с Иваном Александровичем Плотниковым. Каменщики П. Д. Шаров, Ким Хон- бел, Ф. И. Островский, В. В. Скрипка, Г. Н. Федоров выполняли свои нормы до 150 процентов. Бригадир Ю. А. Дмитриев со своей бригадой в зимних условия* сумели к началу весенне-летнего сезона заложить фундамент-ростверк под шестнадцатиквартирный дом, чем обеспечили своевременное начало работ по кладке стен, которой в настоящее время занимается бригада в количестве девяти человек. Успех строительных работ зависит не только от труда строителей, но и от того, н а сколько 4 объекты обеспечены стройматериалами. Как раз в этом большую помощь ПМК-64 оказало автотранспортное предприятие «Транссельхозтехника». Благодаря их помощи был создан необходимый запас строительных материалов что послужило хорошим залогом успешного хода работ на запланированных объектах. Но мало ки р пича. И вот теперь строители надеются, что транспортники также активно помогут им в подвозке и кирпича. Если дела пойдут также дружно, как в первом кварта ле, то свои социалистические обязательства, взятые в честь достойной встречи 60-летия Октября, Куйбышевский стройучасток ПМК-64 с честью выполнит. А план не маленький — нужно освоить за текущий год 2 6 6 тыс. рублей. С. ГОФМАН. Н ак ан ун е п о л е вы х работ В большинстве ко лхозов п од. гото вка к севу нынче идет более успешно нежели в поо- шлые годы. Это можно о б ъ я с нить тем, что лучше ста л а р аб о тать инженерно - техническая сл у ж б а , выше ст а л о м а стерство механиза торов. В колхозе имени К. Марк са, как п о к а з а л а проверка, еще из 25 м а р т а было готово 22 тр а к т о р а аиз тр идцати пяти, четыре находились в ремонте, а оста льные д е в я т ь должны были ста ть на линейку готов ности в ближайшее время, после того, к а к закончится вывозк а строевого леса , з а г о товленного колхозом. Что же к а с а е т с я прицепного инв ен таря, то и он почти полностью был готов в т у пору. О с т а в а лось закончить ремонт трем плугам и одному лущильнику . Бороны, сеяЛки, к у л ь тив а то ры сельские м е х ан из а то ры уж е отремонтировали. В ремонте техники п ринимало участи е немало м е х а н и з а торов к о л х о з а , рабочих ма стерских. Но над о о т д а т ь д о л жное слес арю-р емонтнику М и хаилу Л у к ь ян о в ич у Тихонову и Матвею Савельевичу Тихо нову. Это их руками п роизв еден, в основном, ремонт с е л ь хозмашин. Они очень хорошо знают технику, знают срок службы к а ж д о й д е т а л и маши ны и к а к этот срок продлить, знают, как лучше ее исправить. Поэтому ремонт обошел ся д е шевле. Хозяйство полностью обеспечено семенами на весь яровой клин. Пшеница, например, первого и второго к л а с с а , имеет всхоже сть 90—95 процентов. Овес сорта «Золотой дождь». Его 714 центнеров, в схожесть т а к ж е в ы с о к а я — 95 п роцен тов, первой репродукции. Горюче - см азо ч ны м и м а т е риалами к олхоз обеспечен полностью. Име ется 80 тонн дизе льного топ лив а , 3 тонны диз ем азк и , 25 тонн бен зина, необходимое количество а в т о ла и прочего. Уже теперь со ставлены р а бочие планы и пр о изв о д ств ен ные з а д а н и я по к а ж д о й бри гаде и д л я к а ж д о г о м е х а н и з а тора. Вывезено 1500 тонн о р г ан и ческих удобрений под посев яровых силами к олхоза , а т е перь в х о зяй ств е р а б о т а е т з в е но мелиоративного о т р я д а «С ельхозтехники» которое сог ласно дого во р у , д о лж н о вы везти дополнительно ш есть тысяч тонн перегноя. Еще одна ' з а б о т а — об е сп е ченность ка др а м и . Д л я о р г а низации двухсменной раб оты т рак торов на весеннем севе и п одра ботк е зем ли в кол х о з е не х в а т а е т ч еты р н а д ц а т ь человек. В Северном профтехучилище сейчас об у ча е т с я пятеро. Они будут весной р а б о т а т ь вмес те со ста рыми, опытными м е х ан и заторами . П р и д е т с я , верояхно, во сп о л ьзо в ать ся си лами п о д шефных организаций . Конечно, прове рка вскрыла и нед остатки. В частн ости, нет необходимого м е т а л л а д л я изготовления тех или иных детал ей, крепежн ого м а т е р и а ла, не в сегда ремонт техники высококачественен , а приемные комиссии не очень т р е б о в а тельны. Есть и другие н е д о с татки. Но все ж е колхоз г о товится к предстоящей к а м п а нии серье зно, а э т о - з а л о г у с пеха. Е. ДОВГУЛЕВ, селькор.
2 i l l ! l l l l l l l l M l l l i l l i l i l l i l l l l l l l i l l M i l l i l l i n i l i l l l f l l i l i i l i 11 ш и M i i i i i i l i i i i i i i i i i l i n «ЗА ДЕЛО Л Е Н И Н А » IIIIIIIIIIIMIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIII 1 2 апреля 1 9 7 7 года ф N ; 4 4 Маркси зм - ленинизм был и о с та ется ед инственно верной наукой коммунизма , неп ревзойденным искусством политического р у к о в о д ств а революционным творчеством масс. Ш С1ЕИ кис в Н а у ч н о - п р а к т и ч е с к У СЛИЕНИЙ к о н ф е р е Сила и д ей с т в ен н о с т ь партийной пропаганды Из д о к л а д а с е к р е т а р я рай ком а КПСС Е. А. БАГРОВА Формирование научного ми р о в о з зр ен и я , коммунистической нрав ств енности тр у д ящ и х с я , ра зв и т и е их творческих потенций я в л яю т с я насущной з а д а чей современности. Одна из главных з а д а ч партийной пропаг ан ды — убедить массы в правоте и непреоборимой ж и з ненной силе идей и политики партии, д о б и в а т ь с я , чтобы строитель ство коммунизма с т а ло собственным делом к а ж д о го сов етского человека. Р о л ь партийной пропаганды в идейном воспитании т р у д я щихся всесторонне о боснована В. И. Лепиным, им сф о рм у ли ров аны принципы к оммунисти ческой п р о па г ан ды — н а у ч ность, партийность, св я зь с жизн ью, раскры ты ее х а р а к терные особенности и черты. Б о л ьш о е знач ение ■ п рид ав ал В ладим и р Ильич так о й сущ ественной черте нашей п р о п а ганды, к а к п ра в ди в о с т ь , всецело обусловленной ее науч ностью. Мысль о том , что г о ворить с н арод ом н ужно т о л ь ко языком п р а в ды , проходит к ра сн ой нитью чер ез все л е нинское те оретическое н а с л е дие. Ленинскими тра д и ци ям и в п р о п а г ан д е н аш а п а р т и я неуклонно с л е д о в а л а и следует во всей своей деятельности . Р у к о в о д с т в у я с ь теорией н а у ч ного к ом м у н и зм а , п а р т и я в ед ет бескомпромиссную борьбу п р о тив н а с к о к о в имп ери алис тической п р о п а г ан ды , ее попыток о к л е в е т а т ь соц и ал и зм . « Д о лг наших р а б о т н и к о в п р о п а г а н дистского , аги тац и онн о - м а с сового ф р о н т а , — у к а зы в а л Л . И. Б р е ж н е в ,— д а в а т ь с в о евременный, решительный и эффективный отпор этим и д е о логическим н а с к о к а м , нести сотням миллионов людей п р а в д у о социалистическом- общ ес тве , о советском о б р а з е жизни, о с т р о и тел ь ств е к о м м у низма в нашей стране. И д е лать это надо убежденно , у б е дительно, доходчиво и ярко». Сила пашей партийной пропаганды за к лючае тся в том, что она объективно о св ещ ает с о бытия, явления общественной жизни, д а е т реальную картину действительности, не п р иу к р а шивая и не и с к а ж а я истинное положение вещей, и с т о л к о выв ая их с классовых позиций. Главное в д еяте льности пропагандиста состоит в том, чтобы убедите льно раскрыть в ер ность и жизненность м а р к си ст ско-ленинского учения, политики КПСС, всемирно-исторические до стиж ен и я СССР па п у тях развитого социалистического общес тв а. Он призван в о о р у ж а т ь людей четкой, па- учпо-обоснованной о р и ен тац и ей в быстро меняющемся мире, пониманием потребностей современного общественного развития , мобилизовывать их на активное участие в борьбе за осуществление коммунистических иде алов , очередных з а дач партии. В политике и п р о паганде следует исходить не из ж е ла ем о го , а из дей с т в и тельного. П рямой , отк р о в ен ный р аз го в о р не тольк о о д о стижениях , но и о нерешенных п роблемах п о б у ж д а е т людей к активной д еятельности , н а п равленной на устранение нед ос та тк о в в работе того или иного тр удового к о л л е к т и в а , н а д о стижение новых рубежей в развитии экономики и к у л ь т у ры. Говоря о тру д но с тях и нед о с т а т к а х , нельз я огран и чи в ат ь с я только ан али зом о б ъ ективных причин, необходимо м оби ли зов ать людей на р а з р е шение назревших проблем. В любом сл учае, у к а з ы в а л тов: Л. И. Б р еж н е в в речи на со вещании партийно - х о з я й с т венного а к т и в а К а з а х с т а н а , «...можно най ти объек тивные причины. Но от этого н и к о м у не легче. На то мы и к ом м у нисты, чтобы активной, цел еустремленной деятельностью, нап ряженным трудом пр ео д о л е в а т ь объек тивные трудности, выполнять намеченные планы. Так поставил вопрос XX съ езд партии, т а к мы и д о л ж ны д ей с т в о в а т ь ,— и в большом и в малом». Такой подход д е л а е т п р опа ганду у б е д и тельной, действенной, придает ей боевой, насту пательный х а рактер, помог ае т воспиты вать людей на лучших об р азц ах коммунистического стр о и т е л ь ства', р а з в и в а т ь чувство высокой личной отв етственности за общее дело. Восп ита тельна я работа — дело всей партии, всех ее о р ганов: от первичных о р г а н и з а ций д о ЦК , дело к а ж д о г о к о м муниста. В ажн о й формой идео логической работы с л у ж и т система партийной учебы. Г л а в ной з ад ач ей партийного просвещения я в л я е т с я углубленное изучение решений XXV съ е зд а партии. Донести идеи съ е зд а до к а ж д о г о коммунист а, до к а ж д о г о советского человека — т а к о в почетный долг не тольк о пропа гандистов , л е к т о ров, до к л ад чи к о в , но и всех наших партийных активистов. О дн ако п р опагандист прежде всего отв етственен з а идейное о б р а зо в ан ие и воспитание т р у дящихся . О т его н а п р а в л ен н о сти (теоретической, методической ), идейной зрел ости , о т в е т ственности з а порученное дело, ум ени я подойти к людям, д о нести д о их р а з у м а и сердца идеи коммунизма , нормы с о циалистического о б р а з а жизни в огромной степени з а в и си т успех идеологической раб оты . П р а в д и в о е освещение собы- , тий, явлений м о ж е т быть д о с тигнуто лишь при строгом с о блюдении принципа с в я з и п р о паганды с жизнью , с полити кой партии,' с решением п р а к тических з а д а ч . П р о п а г ан д а , учит В. И. Ленин, призвана п ревратить коммунизм из г о товых, заученных формул в руководство д л я практической раб оты , сде л а т ь его доступным ма ссам к а к собственное дело. А д л я этого надо воспиты вать массы на живых конкретных примерах и о б р а з ц а х коммуни стического строитель ств а , у м е ло п опуля ризи ров ать и р а с к рыва ть ростки нового, активно бороться за их утверждение. Пропагандисты призваны я р ко, всесторонне и дох одчиво п о к азы в ать величие наших п о в седневных дел , активно п о д д е р ж и в а т ь инициативу, т в о р ческий почин масс, помогать вы я вл я т ь и лучше использо вать резе рвы , своевременно преодоле в ать недостатки и трудности, сп особствов ать д в и жению вперед. Пропагандисты д олж ны учитыв ать живую жизнь, точные факты дей с т в и тельности. П р а вд и вы е , о б щ е ственно -з начимые факты с о с т а вл яю т ф ундамент коммуни стической, п ропа ганды , ее с т р о ительный ма териал . П р о п а гандисты д о лж ны постоянно д е р ж а т ь руку на пульсе ж и з ни, тщательно изуча ть новые явления и ф ак ты, уметь д е лать верные выводы и о б о б щения. П р о п а г ан д а может быть убедительной , правильно о т р а ж а т ь действите льность, если она оп ир а ется на опыт масс. «У ленинской партии,— го в о рил т о в а р и щ Л. И. Б р е ж н е в ,— слово не р а с х о д и т с я с делом. Курс на победу социалистической революции, курс на социализм, курс на строи тельство • коммунизм а — т а к о в о слово пар ти и, вы р аж ен н о е в трех ее программах. -Победа Октября, торжество социализма, успешное движение по пути в коммунистическое завтра — таково дело партии, дело всего народа». Формируем комзсунистическое мировоззрение Л . В. ЛИХУШИНА Успех выполнения планов, с оциалистичес ких о б я з а т е л ь с т в к а ж д о г о к о л л е к т и в а п р еж д е всего з а в и с и т от людей. Б е з их д о бр о с о в е с т н о го отношения к т р у д у , без высокого уровня профессиональной подгото вки и политической зрелос ти к а ж дого р а б о тн ик а н евозможно д в и ж е н и е вперед обществ енного п роизводств а. И с х о дя из этого, мы, про па г ан ди сты , свою о р ган и з ато р ск ую н политическую р аб о т у д о лж ны н а п р а в л я т ь на форм и р о в ан ие у слуша телей ко ммунистического м и р о в о з зр ения, высоких идейно .поли - тн ческих ка че ств , на развитие — пропагандист парторганизации творческой активности. Д о с т и жению этой цели во многом способствует выполнение с л у ша телями практи ческих з а д а ний. П рив еду пример из п р а к т и ки. И з у ч а я Письмо Ц К п а р тии к советскому н ароду , мы обратили внимание на то , что в хозяйств е рост з а р а бо тн о й платы о п е р еж а е т рост п р о и з водительности т р у д а . В конце занятий сл ушатели получили з а д ан и е п р о а н а л и з и р о в а т ь со стояние роста п р о и зв о д и т е л ь ности т р у д а и зар а б о т н о й платы, причины о п ер еж ен ия роста з а р а бо т н о й платы. На колхоза «Восход» след ующее з а н я т и е были приглашены специалисты и р у к о водители произв одственных участк ов. В ходе об с уж д ен и я этого вопроса выяснилось, что на р я д е производственных у ч а стков сл а б а т р у д о в а я дисцип лина, имее тся б еск онтроль ность со стороны бригадиров и учетчиков, низкий ко эфф и ци ент использования машинно- тр ак то р но го парка . Этот воп рос был широко обсужден з а тем на зас е д ан и и исполкома сельского Совета . В текущем учебном году па з а н я т и я х о б суж д ал и сь личные планы сл ушателей по д о с т о й ной встрече 60 -летия Великого' О к т яб р я , а т а к ж е п ерспек тив ные планы главны х сп ец и ал и стов на д еся тую пятилетку . Хорошими тр у ж е н и к а м и и активными п о л и т и н ф о р м а т о р а ми явл яю тс я т а к и е слушатели , к а к И. В. Г орностаев, М. Л. Москвин, Н. И. Гончаренко. Они повседневно в п р о изв о д ст венных к о л л е к тив а х высту пают по вопросам сов е рш ен с т в о в а ния ор г ан и з ац ии т р у д а и у п равления , п о д ъ ем а те хническо го и к у л ь т у р но го у р о вня п р о и зво д ств а и другим. Все это в конечном итоге б ла гоприят но вл ия ет на рабочий настрой в коллек тив е, способствует н о вым успехам в борьбе з а к о м мунистическое отношение к труду. В содружестве теории и практики М. Н. ПЕТРОВА — пропагандист теоретического семинара Чувашинской восьмилетней школы Коллектив Чувашинской ■ восьмилетней школы в т е к у щем учебном году з ан и м а е т с я в теоретическом семинаре «Акту альные проблемы Советского государства в свете решений XXV съ езда КПСС». В се м и наре 10 учителей: три к ом м у ниста, пять комсомольцев и двое беспартийных. Пров ели 10 занятий. Основные во пр о сы, которые были р а с см о тр ены слуша телям и следующие: «Единство экономической и социальной программы р а з в и того социалистического о б щ е ст ва», «Общенародное го су д арство и в е д ущ а я ролы_рабо- чего класса в советском о б щ е стве», «Социалистическа я д е мократия, ее сущность и пер спективы р азви тия» , «Личность и общес тво» , «Духовный мир советского человека. Основные ф ак торы его формирования», «Развитой социализм и н р а в ственность» и др. З а н я т и я п р о во дя тся два р а з а в месяц по д ва часа. Семинарские з ан я т и я г о т о вим все, темы о б с уж д а е м к о л лективом. Специальных у ч е б ников д ля з ан яти й нет, п о это му материал берем из ж у р н а лов «Сове тска я педагогика», «Политическое с а м о о б р а з о в а ние», «Коммунист», «Новое время», м а териалы XXV с ъ е з да КПСС. П е р ед нач ал ом з а нятий просл ушиваем полити нформации. Слушате ли р а с с к а зы ваю т о нашем колхозе , д е л а х и событиях района, о б ласт и , о меж д у на р о дн ом п о ложении. М а т е р и а лы брали из передач « М еж д у н а р о д н а я п а норама», «9 ст удия» (смотрели программу т е л епе р ед ач ) . Слушатели теоретического семинара активные лекто ры, беседчики. Так , и зу ча я п о с т а новление октябр ь ск о го (1 9 7Б г . ) Пленума Ц К КПСС, готовили реф ераты: «Единство партии и н ар о д а — источник н е с о к р уш и мой силы советского о б щ е с т ва», «Успехи советского о б щ е ств а в первом году Десятой пятилетки». Многие слуша тели семинара —тт. С авина, Голубева , Я к о в лев а, Курцева и другие в ы с тупают с лекциями и беседами перед населением, другие п р и нимают участи е в х у д о ж е с т венной самодеятельности . С л у шатели семинара — учите ля , совершенствуя свои зн ания и мастерство, д о би в аю тся высо. кой успеваемости учащихся . ФОРМЫ И МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Г. Г. МАМОНОВ — пр о па г ан ди ст п арторганизации хлебоприемного предприятия М етод сам о с т о я т е л ьн о го о в л а д е н и я марксистско-л енинской теорией сл ед у ет счи тать о сн о в ным методом в системе п о л и тической учебы, ибо к а к бы ни р а з н о о б р а з и л м е т о ди к у своей раб оты п р о п а г ан д и с т , нельз я р а с с ч и ты в а т ь на успех , если сл уш а тел и не б у д у т р а б о т а т ь над о в л а д ен и е м н ауки . З а д а ч а п р о п а г ан д и с т а состоит в том. чтобы включи ть с л уш а т е л ей в с а м о с т о я т е л ь н у ю р а б о т у по о в л а д ен ию те орией, помогать им особенно на первых порах. Т а к , при п р о х ож д ен и и темы «XXV с ъ е з д КПСС о развитом социалистическом обществе» слушателю Н. С. С к о р о б о г а т о ву мною было д а н о зад ан и е п одготовить выступление по вопросу: «Основные черты разви то го со циализма» . Ни к о лай Сергеевич хорошо подго товил выступление, сумел убедить с л уш а тел ей конкретными примерами из жизн и нашего общ ес тва , смог умело использо в а т ь вы с казы в ан ие Л. И. Б р е ж н е в а о советском человеке т р у д а , о его всестороннем развитии , об удовл етворении его материал ьных и духовных потребностей. При прохождении темы «С о временная эпоха и мировой революционный процесс» с л у шательница О. В. Ивоппиа подготовила выступление по вопросу «Д ви ж ущ и е силы р е волюции», а с л уш а т е л ь В. К. « Васильев по этой же теме выступил по вопросу: «И сторическа я неи збежность, п р ед по сы л ки и формы социалистической революции». Устное излож ение и о б о бщ е ние материала широко и сп оль зу е т с я пропагандистом во всех зв ен ья х политической учебы. О с у щ е с т вл я е т с я оно в р а з л и ч ных ф орма х , к а ж д а я из к о т о рых имеет свою особенность. Рассказ — это живое, э м о ционал ьное изложение пропагандистом социальных событий и исторических фак тов. Р а с с к а з мож ет с о п р о в ож д а т ь с я демонстрацией н аглядных пособий, чтением отры вк ов из л и т е р а т у р н ы х произведений. Н априм ер , к о гд а вы говорите о том, что исторический закон пли з ак он в природе можно откры ть , но нельз я его с о з д ать , выдумать . Р а с с к а з п р о пагандиста м ож е т с о п р о в о ж д а т ь с я выступлением с л у ш а т е лей, з а р а н е е подготовленных по за данию . Например, при прохождении темы « П о б е г а Октябрьской революции — т о р ж ество идей научного к о м м у низма» — мой р а с с к а з со п р о в ож д а л с я выступлением с л у шателей. С л уш ате ль Т а с к а е в выступил по вопросу: «Л ен и н с к а я теория революции в д е й ствии». С л уш ате ль Б а л а ш о в выступил по вопросу: « Д в и жущие силы .Октябрьской с о циалистической революции». Объяснение — это п оследо вательное, строгое в логическом отношении излож ение сложных вопросов, имеющее
№ 4 4 ф 1 2 а п р е л я 1 9 7 7 г о д а l u i i i i i i i i l i i i i i i i i i i i i i i i i i i n n i i i i i i i i i i « З А Д Е Л О Л Е Н И Н А » i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i l l l i i i i i H i i i i 3 Ш Р Ш Ш О -Ш Ш ОБР п р о п а г а н д и с т о в р а й к о м а К П НА ПРИМЕРАХ МЕСТНЫХ МАТЕРИАЛОВ А. М. Юдин — пропагандист парторганизации колхоза «Память Ленина» Поделюсь некоторым о п ы том. Р а с с к а ж у на примере о д ного из последних зан яти й , к о торое проходило 14 м а рта сего года. Тема з ан я т и я : «Факто ры, о буславлив ающ ие курс на п о вышение эффективности и к а чества». В плане вопросов этой темы мы считали особен но в ажным вопрос — в о з м о ж ности и резе рвы экономики, чтобы еще и еще раз п о дч е р к нуть особенности пятилетки. Слушателям было сообщено, что если в стр ане повысить произв одител ьность т р у д а только на один процент. то страна получит д о б а в к у к н а циональному д оходу 3,7 милл и а р д а рублей в год. На эти средства можно построить два таких гиганта, как Волжский автомобильный завод . Можете прикинуть, говорю с л у ш а т е лям , на сколько лет развитии хватило бы этих сре дств н а шему району, имеющему годо вой бюдж ет 2 миллиона 554 тысячи рублей. Г л а в н а я 1 цель з а н я т и я —по. ~ ка з а т ь , что . д а д у т эти м е то ды хозяй ствов ан и я на приме- ^ р е колхоза . Мы совместно со специалистами такие данные подготовили д ля з ан я ти я . Говорю с л уш а тел ям : « Д ав ай те же посмотрим па примере н а шего х озяйств а?. Во-первых. Д енежный доход в первом году десятой п я т и летки сос тавил 942,1 тысячи рублей. При повышении производительности тр у д а на один процент получим д ополн и тель но 9421 рубль. Во-вторых. З а т р а т ы на про изводство в 1976 году с о с т а в и ли 923,4 тысячи рублей. Если бы они были снижены на один Самой в аж н о й з а д а ч ей п а р . тии на современном э тап е я в л я е т с я последов ательное о с у щ е с т в л е н и е исторических реш ений XXV с ъ е з д а КПСС, о к тябрьского (1976 год ) П л е н у ма Ц К партии, неуклонное выполнение планов д есятой пятилетки. Но чтобы к а ж д ы й коммунист, к а ж д ы й советский чел овек м о г - с о з н а т е л ь н о и п о с ледов ате льн о выполнить поставленные перед ним з а д а ч и , он д о лж ен п р еж д е всего х о р о шо их уяснить . Мы понима ем, что в у сл о в и ях разви то го со циализма в о з р а с т а е т роль и значение и де о логического ф а к т о р а в жизни общества . Сила социалистического го с у д а р с т в а в с о з н а т е л ь ности масс: П оэ тому п артия считает своей постоянной запроцент, то колхоз сэкономил бы еще 9234 рубля. В-третьих. Если бы колхоз, увеличил выход продукции с имеющихся основных фондов только на один процент, то это д а в а л о бы дополнительный д о х о д око ло 9 _тыс. рублей. И все это в год. Всего колхоз п о лу чил бы дополнительного д о х о да по этим трем п о к а з а те л ям 28.075 рублей. Спрашиваю: «Что м ож но было бы колхозу иметь на эти средств а?» . С л у шатели са ми по дс каз а л и ж е л а емое — построить 2 -к в а р т и р ный жилой дом. Не трудно п р едставить то т экономический эффект, который будет иметь любое хозяйство в районе, ес ли оно буде т стремиться к повышению производительно сти т р у д а , к снижению з а т р а т и т. д. ие на один процент, а на д в а : три и больше. Или такой пример. Колхоз «П а м я т ь Лен и на » еж егодно з а се в а ет не менее 5000 гек таров зерновых. До стато ч н о поднять у р ож а йн о сть хотя бы на один центнер с к а ж д о г о г е к т а р а , чтобы получить дополнительно 5000 цен тнеров зерна. И если продать их государс тву , ска жем пшеницей, то д о х о д в ден ьгах выр а зитс я в сумме 50 тысяч рублей. На з а н я т и я х приводились примеры возм ожностей использования резервов д л я у в е личения до х о до в и по другим отрас лям . В 1976 году колхоз р е а л и з о в а л молока на сумму 500,9 тыс. рублей. Если бы р е а л и з а ц и я молока была выше на один процент, то выручка увеличилась бы еще на 5 тыс. рублей, на п р о д а ж е мяса — на 3 тыс. рублей, на р ас ходе молока на внутрихозяйственботой воспитание к оммунисти ческой сознательности членов о бщества , повышение их о б щ е ственной и трудовой а к т и в н о сти, разви тие соре внов ания за успешное выполнение н а р о д н о хозяйственных планов. Я пропа ган ди ст школы о с нов ма ркси зма -лен ин и зма по изучению политики КПСС — марксизм -л енинизм в действии. В школе учится 13 с л у ш а т е лей. Среди них руководители х о зяй ств а , работники ж и в о т новодства ■— люди р азны е по о б р азо в ан ию и в о зр асту . С учетом произв одственных з а дач , специфики т р у д а с л у ш а телей, их профессиональной и политической подготовки с о с тавлен план работы на учеб ный период. ные нужды экономилось бы 536 рублей, на экономии э л е к троэнергии — 464, горючесмазочных ма тери алов — 1070 рублей. И все это на один пвоцент увеличения пр о изв о д ств а или сокращения р а с х о дов. Мы исп ользо вали и будем использовать печатаемую в районной г а з е т е св о д к у по к а честву пр о да ва ем о й г о с у д а р с т ву колхозами продукции ж и вотноводств а. Ее факты т р у д но переоценить, к а к п о к а з а т е ли увеличения эффекти вности жи во 4 но во д ств а в з ав и сим о сти от увеличения веса к а ж д о й с д ав аем о й головы животных, их упитанности, от количества и ка че ств а с д а в а е м о го молока. Н а основании сводки на 1 м а р т а мы об рати ли внимание коммунист ов, что если средний вес с д ав аем о й головы в к о л х о зе вырос до 386 ки лограммов, почти 80 процентов продано высшей и средней уп итанн о сти, и колхоз за повышение сдаточного веса получил 35 процентов н а д б а вк и (за с д а н ный м о л о д н я к ) , то п р о д а ж а молока не х а р а к тер и зу етс я таким качеством и о п л а ч и в а ется только по второму со р ту, д а и т о в ар н о сть его невы- сокац — всего 78 процентов. Если подсчи тать , то получится крупная с у м м а ,к о т о р у ю х о з я й ство теря ет , не п олучая п ер в о сортное молоко. А ведь в районе, к а к п о к а зы в а е т с в о д ка , есть х о зяй с т в а , ко то рые все пр о да ва ем о е молоко сдаю т первым сортом. Все эти ф ак ты и другие м а териалы к о л х о з а , района, о б ласти применимы и при и з у чении других тем. П р о п аг ан д и р у я решения с ъ е з д а партии, стараю сь г л у боко и всесторонне рас кры ть орган и з ато р ск ую и р у к о в о д я щую роль партии в коммунистическом строительстве, основ ные черты развитого с о ц и а л изма , его политической о р г а низации; п о к а з а т ь братскую д р у ж б у н ародов СССР, м о рал ьно -политическое единство общ ес тва , благородные принципы советского о б р а з а жизни. Ставим з а д а ч у перед, собой на з а н я т и я х п реодолеть элементы ф о р м а ли зм а в учебе, повысить ее роль в воспитании с о з н а тельных и ак тивных членов о бщества . Б е з учета индивиду альных особенностей с л у ш а телей н ев о зм ож н о добиться успеха , а гл а в н о е — в этом надо зн ать их жизн ь, тр уд и запросы. В целях воспитания у с л у шателей добросовестного о т н о шения к тр у д у , умения ц е нить рабочую минуту, х о з я й ского отношения к кормам, животным, машинам, опираюсь в своей раб оте на передовиков произв одства, ветеранов т р у да, на ав тори тет лучших п р о изводственников. Например, в собес едовании по теме «Роль социалистического соревнова- вания в развитии производства и в коммунистическом воспитании тру д ящ и х ся » слушатель д о я р к а М. А. Махныткина р а с с к а з а л а , ка ки е она в з я л а З а н я т и я в системе пар ти й ной учебы межколхозной с т р о ительной орг ан и зац ии со с л у ша телями п р о во д я т с я так , ч то бы полнее и сп ользов ать п олу чаемые теоретические знания , направить их усилия на т в о р ческое решение производств ен ных за д а ч на к а ж д о м рабочем месте, способствовать р а з в и тию социалистического с о р е в нования, ак тивн ее вне дря т^ передовой опыт и научно- технические д остижения . Совместно со слуша телям и р азр а бо таны пять п р а к т и ч е с ких з а д а н и й 1. П р и м ен я я м е то дику таких з а д а н и й , мы с т а р а лись о б осн ова ть м е ж д у у ч е б ными и пра ктическими з а д а ниями и их органическую в з а имосв язь , составили перечень з аданий к темам. Р у к о в о д ящ и е ра ботники МСО выступают пер ед слуша телям и с политическими д о к л а д а м и , с ан ализом хо зяйственной д е я тельности. Это позволя ет в ести эффективную работу по улучшению качественных п о к а за те лей выпуск аемых изделий, по выполнению со циалистических о б я з а т е л ь с т в . П р е д с е д а тель МСО т. К аш к а р е в п о д г о товил д о к л а д на тему: «Н аш в к л а д в п яти л етк у и выполнение социалистических о б я з а тельств», главный инжен ер т. Шишкин — «Пути у в е л и че ния эффекти вности п р о и з в о д ств а и к ачества продукции», слушатель т. Г р и го р ь е в ^ — «Материальные и трудовы е з а траты в строительстве и «повыш ение ' производ ительности т р у да». В з а д а н и я х пред усмотрено повышение произв одител ьности труда , эффекти вности о б щ е с т венного п роизводств а, с н и ж е ние тр удовых з а т р а т , р ац и о нальное исп ользование и э к о номия сырь евых и м а т е р и а л ь ных ресурсов, повышение к а ч е ств а продукции, улучшение исп ользов ания пр о изв о д ств ен ных фондов и капитальных вложений. З а д а ч а п ропа гандиста С О С Т О И Т в том, чтобы научить людей шаг за шагом применять полу - ценные теоретические зн ания в практической работе. о б я з а т е л ь с т в а на 1977 год, как д о б и в а е т с я их выполнения, ка кие трудности в стр еч аются в работе и пути их преодоления. В с обес едовани ях слуша тели нередко вы с казы в аю т деловые предлож ения . Вот например. В прошлом году, в марте один из сл ушателей п р е д л о жил усилить р аб о т у по у л у ч шению к а че ств а сд а в а е м о г о молока. Это п р едлож ение было об сужд ен о на -заседании м е с т ного ком итета профсоюза , р а з р а б о т а ны конкретные м е р о приятия . Все это д а л о в о з можность р е а л и з о в а т ь 72,3 п р о цента молока первым сортом. С лушатели , а н а л и зи р у я р е зу л ь таты работы по п р о и з в о д ственным участк ам , с р а в н и в а ют их с предыдущим п ерио дом. С сы л аяс ь при этом на материалы исторического р е шения XXV с ъ е з д а нашей п а р тии, о к т я б р ь с к о го П лен ума ЦК КПСС и решений сессии Верховного С овета СССР . Р а с с м а т р и в а ем практические з а д а н и я после того, к о г д а в ы яснена тео р е тич ес кая ст орона вопроса, к котором у о тн о си т ся д ан но е за д ан и е . Оно д о л ж но п р е д у см а т р и в а т ь не только изучение того или иного в о п роса, но и в ы р а б о т к у с о б с т венного мнения о нем, а если в озможно , то и конкретные п р ед лож ен ия по улучшению д ела , личное участие в о с ущ е ствлении той или иной з а д а ч и . З а д а ч а про па г ан ди ста 9состо- ит в том, чтобы в нимательно изучить со д е рж ан и е учебного м а тер и ал а , учесть реальные возможности аудитории, в о з рас тные особенности с л у ш а т е лей, их общую политическую подгото вку, степень р азв и тия навыков, умений и отношение людей к з ан я т и я м . В с о о т в е т ствии с этим совместно мож но добиться улучшения в о р г а н и зации посещения з а н я т и й , и з у чения д и р е к т и в партии и п р а вит ельства . Вып олн яя практические з а дания , сл уш а тел и ан ал и зи р ую т хозяйств енную де я т е л ьн о с т ь того или иного у частк а р а б о ты, этим самым вскры в аю т нед о статк и и вносят конкретные пр ед лож ен ия по их у с т р а н е нию. При необходимости даю т сп р а в к у с экономическими пок а з а т е л я м и з а ме сяц, к в а р т а л и год, что способствует а к т и в ности с луш а телей в изу чаемой геме и в экономическом с а м о образов ании . Это у б е ж д а е т , что правильно о р ганизованны е практические з а д а н и я я в л я ю т ся одним из в аж ны х средств повышения эффективности п а р тийного о б р а з о в ан и я . У ч и т ы в а т ь и н д и в и д у а л ь н ы е о с о б е н н о с т и А. П. ГЛАМАЗДИН — пропагандист парторганизации колхоза «7-й съ езд Советов» СОЕДИНЕНИЕ ЗНАНИЙ С ПРАКТИКОЙ Ф. Г. САЗОНОВ—пропагандист парторганизации МСО д о к а з а т е л ь ны й х а ра ктер . М е тодом о б ъ яснени я п р о п а г ан дист з н а к о м и т сл ушателей с основными за к о н а м и м а р к си стской философии, р а с с к а зы в а е т сущность социологических понятий или з н ак ом ит с осн о вами экономических знаний. Лекция от р а с с к а з а и о б ъ я с нения отл и чае тся большей н а учной строгостью и п р о д о л ж и тельностью. Если п р о д о л ж и тельность р а с с к а з а не п р евы шает 15—20 минут, то лекция мож ет дли ть ся час, полтора, д в а часа. Л е к ц и я мож ет в к л ю - ' чать в . себя и элементы объяснения . К а к мето д и з л о ж ения м а т е р и а л а , лекция р а с считана на более п одготовлен ных сл ушателей . И хотя она м ож ет быть использована в аудитории, где сл ушатели и м е ют начальное , неполное и среднее об р а зо в ан и е , о д н а к о основными методами и з л о ж е ния нового м а т е р и а л а в так ой политшколе д олж ны быть р а с ск аз , объяснение и беседа . Беседа — это так о й ме тод, при ко тором пропагандист, о п ир а ясь на имеющие у с л у шателей зн ан ия и их п р а к т и ческий опыт и п оль зуя сь в о п росами, п одводит слуша телей к пониманию и усвоению н о вых зн аний ма рксистс ко -ленин ской теории. Э тот мето д п о з воляет ак т и в и зи р о в а т ь с л у ш а телей на з а н я т и я х . З а д а ч а п ропа гандиста сос тоит в том, чтобы п равильно п о до б р а ть вопросы и четко их сф о р м у л и ров ать. Б ес ед а м ож е т быть д о п о л нена з ас л уш и вани ем д о к л а д о в и р еф е р ато в , подготовленных с л у ш а т е л ям и по отдельным вопросам по з ад ан ию п р о п а г ан д ис та . В этом учебном году с л уш а тел ям и — коммунист ами хлеб оприемного предприяти я было подготовлено р яд д о к л а дов и р еф е р ато в по за данным тем ам . Ивонина, например, п одготови ла д о к л а д на тему: «Р асш ирение идеологического со трудничества братс ких стран» , Еф имов а написал а р еф е р а т на тему: «Новый э тап в экономическом сотрудничес тве социалистических стран». З а д а н и я сл уш а тел ям по подготовке ими докладов!" и р еф е р ато в полезны, во-первых, потому, что п одготовка их треб ует от сл ушателей серь- J езного изучения л итературы , список которой д а е т с я п р о п а гандистом. Во-вторых, еще и потому, что этот метод приу чает сл ушателей к о р г ан и зо ванным выступлениям перед аудиторией по теоретическим вопросам. Д л я глубок ого рас смотр ения наиболее трудных вопросоз целесообраз но ор г ан и зо в а ть диспут (творческую д ис ку ссию), на котором сл ушатели могли бы св ободно обменяться мнениями, поспорить. З а д а ч а про па г ан ди ста на самом з ан яти и в этом случае будет сос тоять в том, чтобы руководить диспутом , а в к о н це его подвести итог всем вы ступлениям. Д испу т п о зво л я ет п р о п а г а н дисту видеть глубину усвоения теоретического м а т е р и а л а с л у шателями и в то ж е вр ем я р а з в и в а т ь их активность . Д л я выяснения степени у с воения с л у ш а т е л ям и и з у ч а е м о го м а т е р и а л а , м ож е т быть т а к ж е использов ано с о б е с е д о вание. В отличие от беседы, которой поль зую тс я при и з л о жении нового м а т е р и а л а , с о б е седов ание проводится на з а к лючительных з а н я т и я х по той или иной теме. Через систему вопросов п р о па г ан ди ст в ы я с няет, к а к слуша тели усвоили изученную тему ш каким в о п росам необходимо уделит ь д о полнительное внимание.
RkJQdWJsaXNoZXIy