Пополнятся закрома Претворяя в жизнь решения XXV с ъ е з д а КПСС, труженики сельского хозяйства Марийской АСС Р , Андижан ской , Наман- ганской и Сырдарьинской об ластей вырастили в первом год у десятой пятилетки хороший урожай зерновых культур и выполнили принятые повышенные социалистические о б я з а тельства по пр одаж е хлеба гос у дар ству . Пролетарии в сех стран, соединяйтесь! Орган Северного райкома КПСС и районного Совета депутатов тр удящ и хся Новосибирской области Гцд издани я 4 2 - й 1976 ОКТЯБРЬ 12 Вторник № 123 (4 4 7 3 ) Цена Я кон. Победа х л е б о р о б о в Казахстана Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ Л. И. Брежнев горячо поздравил трудящихся Казахстана, всех, кто активно участвовал в борьбе за хлеб, с завершением жатвы и успешным выполнением высоких социалистических обязательств республики по продаже зерна государству. Земледельцы республики в первом году десятой пятилетки вырастили хороший урожай, своевременно, в сжатые сроки, убрали его и засыпали в закрома Родины 1 8 ,3 5 миллиона тонн, или 1 миллиард 120 миллионов пудов, что значительно больше установленного общего объема закупок. Такое'большое количество хлеба в Казахстане заготовлено впервые. Достигнутые успехи, подч еркивается в приветствии товарища Л. И. Брежнева,— это результат последовательного осуществления аграрной политики нашей партии, комплексного развития сельского хозяйства республики, итог самоотверженного труда работников сельского хозяйства, всех трудящихся Казахстана, большой организаторской и политической работы партий*- ных, профсоюзных, комсомольских организаций, советских, сельскохозяйственных и заготовительных органов. Генеральный секретарь ЦК КПСС выразил уверенность, что трудящиеся Казахской ССР выполнят и перевыполнят народнохозяйственные планы » социалистические обязательства по производству и заготовкам всех сельскохозяйственных продуктов, успешно завершат 1976 год в промышленности и других отраслях народного хозяйства, внесут достойный вклад в осуществление решений XXV съезда КПСС. ( Т А С С ) . Кустанайская область. Хлеборобы крупнейше- вал ни один совхоз республики за всю историю го зернового хозяйства Казахстана совхоза «Бу- целины. ревестник» решили продать не менее 80 тысяч На снимке: на хлебоприемный пункт поступает тонн зерна. Такого количества хлеба еще не еда- зерно из совхоза «Буревестник». Вести из к о л х о з а „ Б о р ь б а за м и р “ З я б ь поднята Опустели поля Ургульской бригады. Вспаханы последние гектары пашни. В этом большая заслуга механизаторов. При плане 700 гектаров вспахано 7 5 8 . В настоящее время пахотные агрегаты оказывают помощь Остяцкой бригаде. Высокой выработки ежедневно добиваются коммунист Г. И. Паршуткин, А. И. Пешков, С. Л. Култыгин. В отдельные дни они пахали по 10 и более гектаров на каждый агрегат. Эти механизаторы идут в авангарде социалистического соревнования за высокую производительность труда в колхозе. Ветераны в строю Их четверо. Вместе им более 2 50 лет. Все они ветераны Великой Отечественной войны и труда. И хотя давно на заслуженном отдыхе, но не сидится им дома. Старейший коммунист Василий Павлович Сидоров верен механизаторскому делу. С весны он отремонтировал трактор, принимал самое активное участие в заготовке кормов для общественного стада. Федор Михайлович Мишин — тоже член нашей партии. Большую помощь оказал он колхозу в ремонте животноводческих помещений, возил от сепараторного отделения обрат для телят. Иван Константинович Лавров в настоящее время работает в животноводстве. Что бы ему ни поручили - - сделает все аккуратно и в срок. С благодарностью отзываются руководители колхоза об Иване Михайловиче Дергаче- ве. Иван Михайлович работает там, где особенно нужны руки, хорошо владеющие плотницким инструментом. В весенне-посевную кампанию он обеспечивал механизаторов горячим питанием. Лучшего шеф-повара нам не надо,— отзывались о нем хлеборобы. В летнюю страду И. М. Дер- гачев ремонтировал животноводческие помещения. Ветераны в строю, они верны своему родному колхозу, земле, своим трудом вдохновляют молодежь на трудовые подвиги. Победители определены Победителем социалистического соревнования среди работников ферм колхоза за три квартала текущего года определен • коллектив Ургульской молочнотоварной фермы, где надоено на одну фуражную корову по 1762 килограмма молока. Наибольшее количество надоили доярки А. М. Гламаздина, Е. Я. Сафронова, Е. И. Крюшкина. Почти на полтора центнера меньше на корову получили доярки Остяцкой молочнотоварной фермы. Здесь впереди доярки Е. И. Гуляева, Л. А. Евдокимова, надоившие около 19 центнеров молока на корову. Соревнование за высокие надои продолжается. Н . И П А Т Ь Е В . З и м о в к а с к о т а — о т в е т с т в е н н а я п о р а В текущем году животноводы района проделали большую работу по дальнейшему увеличению производства и поставок государству молока и мясного скота. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года численность крупного рогатого скота увеличилась на тысячу с лишним голов, в том числе на 2 00 коров. Наивысший прирост поголовья обеспечили колхозы «Память Ленина», «Заветы Ильича», имени М. Горького, «Путь к коммунизму», имени К. Маркса. Досрочно выполнен государственный план поставок молока. Значительно сократился падеж скота. В текущем году большинство колхозов имеют значительно лучшую, чем в прошлом году, -кормовую базу. Накопление кормов продолжается — скирдуется солома, складируются отходы зерновых культур. Необходимо в каждом хозяйстве обеспечить охрану и сохранность кормов от порчи, хищения и пожаров, точно учесть, организовать там, где это не сделано, подвозку их к местам зимовки скота. Зооветспеци- алистам колхозов в ближайшее время нужно составить календарные планы использования кормов и установить строгий контроль за его соблюдением. Наступили холодные дни, а строительные организации не сдали вовремя строящиеся объекты. Проверкой установлено, что во многих новых объектах нет воды, электроэнергии, бездействуют навозоуборочные транспортеры и т. д. По таким причинам в колхозе «Путь к коммунизму», в Веселовской бригаде, 200 коров не поставлены на стойловое содержание, сорван пуск комбикормового цеха. В колхозе им. XXII съезда КПСС не введен в эксплуатацию коровник, то же и в Сургутовской бригаде колхоза им. М. Горького. Уборка навоза остается ручной на Ново-Покровс в о д к я о выполнении колхозами г одо вого плана (с учетом задания) поставок г ос ударс тв у продуктов животноводства на 1 октября 1 9 7 6 г ода (в' процентах) Колхозы молоко мясо им. К. Маркса 1 1 6 71 Борьба за мир 1 1 3 7 2 им. М. Горького 11 1 5 9 В о с х о д 1 0 7 5 7 Путь к коммунизму 1 0 6 9 4 Заветы Ильича 10 1 8 8 им. XXII с ъ е з д а КПСС 1 0 0 5 0 7-й с ъ е з д Советов 9 5 5 0 Память Ленина 9 2 7 3 Новая жизнь 8 5 4 8 По колхозам 1 0 2 6 8 По району 1 0 0 7 2 ской и Михеевской фермах колхоза «Заветы Ильича». Тяжелое положение по обеспечению животных водой в колхозе «Новая жизнь», продолжительное время не вводится в работу кормоцех в колхозе «Восход». Напрашивается вопрос: о чем думали ответственные работники подрядных и субподрядных организаций в летний период? Прежде всего на этот вопрос должны ответить управляющий райобъе- динением «Сельхозтехника» Н. А. Лабейкин, начальник ПМК по животноводству Ю. А. Филатов, начальник межколхозэнерго В. А. Михалевич, начальник сель- хозводстроя В. И. Войнов. Они обещают, но не выполняют своих обещаний, а время идет, зима настает. Ветработники колхозов до перевода скота на зимнее содержание обязаны обеспечить клиническое обследование всего идущего в зимовку поголовья, выявить больных и ослабленных животных, своещгеметш выполнить предусмотренные планами профилактические мероприятия, завершить работы по дезинфекции животноводческих ферм. С первых дней зимовки на фермах необходимо там, где это не сделано, организовать пункты технического обслуживания, укомплектовать их опытными кадрами мастеров-наладчиков и слесарей. Нельзя забывать и о создании нормальных условий для работы животноводов. На каждой ферме должны быть оборудованы красные уголки, бытовки и т'. д. Зимовка скота — наиболее ответственный период в животноводстве. Провести ее на высоком уровне — важная задача всех тружеников ферм, зооветспециа- листов хозяйств. И . д о л о т о в , зам. начальника управления сельского хозяйства. СВОДКИ о выполнении сельсоветами годового задания по закупкам у насел ения продуктов животноводства на 1 октября 1 9 7 6 года (в процентах) Сельсоветы м о л о к о м я с о Чебаковский 1 5 5 4 2 Федоровский 1 0 8 4 8 Гражданцевский 9 0 6 8 Биазинский 8 7 1 0 5 Остяцкий 7 7 8 5 Останинский 7 2 1 3 0 Верх -К расноярск ий 6 5 8 6 Чувашинский 6 3 5 3 Северный 5 3 1 0 9 Ново-Троицкйй 4 0 5 2 Б ергульский 2 8 9 2 Потюкановский — 4 2 По с ель сов етам 7 7 8 4
2 n i i m m i i i i i m n i i i m i H i i i i i i w i i i i i m i i m i n i u i i i i i m i m m i i M i i m i H i i m i i r З А Д Е Л О Л Е Н И Н А i i i i H H i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i n i i i i i u i i i ; 12 октября 1 97 6 года ф N° 123 О ТЧЕТЫ И ВЫБОРЫ В П АРТО Р ГАНИ ЗАЦИ ЯХ У коммуниство много дел впереди 13 докладе члена бюро Л. А. Глущенко и в выступлениям 'коммунистов па отчетно-выборном собрании отмечено, что партийная организация колхоза им. К. Маркса сосредоточивала внимание на повышении творческой активности коммунистов и всех тружеников колко а по выполнению планов и обязательств, взятых па 1 9 7 6 год. Проделано немало. Заметно во .росла урожайность зерновых культур, продуктивность общественного животноводства. Уделяется внимание раскорчевке и освоению целинных земель, чем и расширяются сельскохозяйственные угодья. Партийное бюро поддерживало и содействовало выступлению колхоза с инициативой в борьбе за высокую культуру земледелия. Ежегодно увеличивается поголовье общественного Стада. Сейчас имеется скота 2 0 2 9 голов. Из них 6 3 0 коров. Годовой план продажи молока государству ( 9 1 5 0 центнеров) был выполнен уже к первому сентября. Сентябрь молоко сдавалось сверх плана. Продано государству 931 центнер. В достижении таких показателей немаловажна роль коммунистов таких, как 3. И. Балкина, Е. М. Анибро- ев и других. Много сделано, но есть с.цс ге ервы. Следует шире псион ,'опять минеральные и органические удобрения, не допускать потравы хлебов, бороться за высокую организацию труда. Правильный учет на фермах, хорошая племенная работа, борьба с падежом помогут снизить себестоимость продукции. Над устранением этих недостатков партийной организации следует . кропотливо работать. Возросла роль партийных собраний, как школы воспнта-- ния коммунистов. Решались вопросы хозяйственные, организационно-партийные, идеологические. Однако отмечено, что некоторые члены партии • не всегда посещают собрания. А отдельные партийцы мало на них выступают. Не используют партийные собрания как трибуну критики и самокритики В. С. Аниброев, П. Л. Антипкина, Л. Г. Чалков. В своей деятельности партбюро опиралось на массовые организации — профсоюзную, комсомольскую и другие. У каждой общественной организации есть своя работа, свои задачи. Тем не менее, в политическом отношении они призваны способствовать достижению общих целей. Профсоюз и комсомол занимают важное место в жизни колхоза, как помощники и резерв для роста партийных рядов. Профсоюзная организация насчитывает 6 7 , комсомольская состоит из 16 человек. Но в их деятельности имеются серьезные недостатки — ^нерегулярно проводятся собрания, несвоевременно собираются членские взносы и недостаточно обобщается и пропагандируется передовой опыт, требует значительного улучшения воспитательная работа среди молодежи. Докладчик и выступающие в прениях подчеркнули, что группа народного контроля многое проделала по проверке использования материальных средств, техники, качества посева зерновых, продукции, строительства, расходования кормов. В то же время очень мало проявляется личная инициатива, поэтому недостатки вскрываются, а причины остаются нераскрытыми, итоги проверок недостаточно придаются гласности. Выступающие Т. М. Бабкина, М. Н. Голубцов, А. Е. Андреев, Н. М. Данилов, отмечая положительное, озабочены тем, что не в полную меру проявляется забота о людях. Так, давно закрыт Ич- калинский клуб, и* после работы труженикам негде отдохнуть. В период уборки урожая в колхозе трудятся горожане, а отдельные коммунисты хозяйства срывают работу на току. Третья смена работает нерегулярно! поэтому на току скопилось большое количество зерна. Партийное бюро проявляло заботу о политической учебе членов и кандидатов в члены КПСС, читались перед населением лекции, проводились беседы. Однако в лекционной пропаганде еще недостаточно принимают участие специалисты. Под постоянным контролем находится деятельность агитаторов и политинформаторов, в их числе коммунисты, комсомольцы, беспартийные, но деятельность агитколлектива требует значительного улучшения. Мало выступлений на политические темы, слабо пропагандируется опыт передовиков производства через стенную печать и ‘«Боевые листки», нет выступлений по радио. Коммунисты критиковали партбюро за то, что оно слабо интересовалось выполнением производственных заданий тем или другим членом партии, показывают ли они пример ответственности и дисциплинированности. ■ Участники собрания, признав деятельность партийного бюро удовлетворительной, определили задачи на будущее. Важнейшей задачей партийной организации собрание определило мобилизацию коммунистов, всех колхозников на успешное выполнение заданий 10-й пятилетки по увеличению производства и продажи государству продуктов земледелия и животноводства. Сделать более действенным социалистическое соревнование, развивать активность тружеников колхоза и воспитывать их в духе ответственности за положение дел в колхозе. Избран новый состав партбюро. Секретарем партбюро избран Д. В. Белов. В. БОРОВСКАЯ. Орл о в ская о бл а сть . В му- в Спасск ом-Лутовинове вос- з е е - у с а д ь б е И. С. Тургенева ст ановлен главный у с а д е б ный дом . П режний т ур г ен ев ский дом с г ор е л зимой 1 9 0 6 года. Сейчас на сохранив шемся ф у н д а м е н т е вырос точно такой ж е , как на старинных гравюрах и рисунках прошлого века . Р ес т ав рац и онный проект со ставлялся на основании архивных д о кумен тов. Его подготовили х у д о ж н и к В с е с о ю зн о г о научно -р еставрационного произ во д ств ен но го комбината Г. Е. Д у х ан и н а и главный и н ж ен ер комбината Л. А. Каплин со в м е с тн о с с о т р у д никами Тург еневског о м у з е я в Орле. На снимках: усаде бны й д ом и столовая в Спасском- Лутовинове. Вспоминая п а в ш и х . . . В конце августа с. г. в нашей газете было опублиновано письмо из города Вилйны (Латвийская ССР), в котором редакцию просили помочь разыскать родственников Г. А. Артемьева, погибшего в бою за этот город. Председатель Чебановского сельсовета Л. В. Лихушина и председатель Чува- шинскоги сельсовета Ф. Е. Филиппов подсказали, что две сестры жены Гавриила Артемьевича проживают в настоящее время в селе Чуваши. Они-то и сообщили адрес своей сестры — Веры Акимовны Артемьевой, проживающей сейчас в поселке Карачи Чанов- ского района. Мы установили с Верой Акимовной — супругой погибшего — связь. И вот она прислала письмо. С некоторыми сокращениями мы его публикуем. „УВАЖАЕМАЯ РЕДАКЦИЯ! Я получила ваше письмо, где просите рассказать о моем муже Гаврииле Артемьевиче Артемьеве. Конечно, нелегко мне ворошить старую рану, но коль уж нужно, напишу. Для меня он был хорошим, заботливым мужем. Гавриил Артемьевич родился 18 марта 1 913 года в Алековс- ком районе Чувашской АССР. Был направлен на работу лз Кемеровской области после окончания техникума в д. Прибелинка Северного района. С 1933 работал зав. начальной школой. Мы поженились в 1935 году. У нас было двое детей: сын Евгений 1936 года рождения и дочь Клава 1 93 8 г. рождения. С 1 93 9 г. по 19-12 г. работал заведующим начальной школой в д. Тахтаметьево. На фронт уходил с должности директора семилетней школы с. Чуваши. Гавриил Артемьевич был трудолюбивым, мастеровым человеком. Любил столярничать, его руками были сделаны шкафы, полочки для школы и дома. Был 'фотолюбителем (в то время очень немногие занимались этим делом), любил музыку — играл на скрипке, мандолине, гармошке. Любил общество, детей. У него всегда было много Друзей, о которых он с восхищением рассказывал дома. Очень много времени отдавал учительской работе. Служил он в 27-ой артдиви- зии 3-ей Ударной Армии 2-го Прибалтийского фронта. В письмах с фронта писал, что бьют врага, и не терял надежды, что скоро вернется к семье, к своим мирным делам. Всегда, во всех письмах, очень сожалел, что уходя на фронт, не смог попрощаться с детьми (так сложились обстоятельства). Просил беречь их и поцеловать за него. Но вот в сентябре 1 944 г. мне пришла похоронная, где бы- хло написано: «Ваш муж Артемьев Гавриил Артемьевич в боях за социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, был ранен и умер от ран 31 июля 1944 г». Впоследствии мы пытались найти место его захоронения, но безуспешно. И вот благодаря заботам товарища Липина М. М. и его отца Липина М. А., давняя наша мечта сбылась, хотя мы ее уже считали несбыточной. Поело получения письма из Латвии моя дочь Клава ездила туда, была на могиле отца. Над кладбищем погибших во время Великой Отечественной войны шефствуют учащиеся местной школы и работники музея г. Ви- ляны. Могилы утопают в цветах, зелени. Местные жители свято хранят память о тех, кто не пожалел жизни ради освобождения Родины. Ежегодно проводятся встречи ветеранов войны и родственников погибших в той местности. Оформлены альбомы, стенды, турникеты, папки о погибших солдатах и о ныне здравствующих. Большое спасибо вам и товарищам из Латвии, что проявляете такую заботу о павших. С уважением В. А. Четверикова (Артемьева)». На довоенном снимке вверху Г. А. Артемьев (справа) и его близкий товарищ, ныне покойный, В: В. Голубев.
1 2 о к т я б р я 1 9 7 6 г о д а ♦ № 1 2 3 u i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i l i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i З А Д Е Л О Л Е Н И Н А Ш Ш Ш Ш 1 Ш 1 1 Ш 1 1 1 1 1 1 Ш 1 1 П 1 1 1 1 Ш Ш Ш 1 1 1 ! Ш Ш 1 Ш Г ' : Ш ! | 1 Н Н П Ш : : 1 1 1 1 1 1 Ш 1 3 М О Л О Д Е Ж И - С Р Е Д Н Е Е О Б Р А З О В А Н И Е Учебный год начла ся В еч е рн яя и заоч ная учеба — с е р ь е зн ы й помощник в осущ ествл ен ии всеобщ его ср е д н е г о образовани я. На о с нове постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О за верш ени и п е р е х о д а ко в с е о бщ ем у с р е д н е му образованию м ол о д еж и и д альн ейш ем развитии о бщ еобр азов ател ьн ой школы» пред стои т в новом 1 9 7 6 - = - 7 7 г о д у вовлечь в у ч е б у в з р о с лых по району 5 2 0 чело век. З а д а н и е это выполнимо, если учесть , что м о л о д еж и , не им еющ ей ср е д н е г о о бр а зования, ещ е много. Конечно, не легко с о в м е щать р а б о т у с за оч ной или вечерн ей учебой . В е д ь уча щи еся эти х школ — в з р о с лые люди , работающие на предприятиях и в у ч р е ж д е ниях, в к ол х о за х , воспитанники СПТУ. Они о сознали не о б х о дим о сть при обретения знаний и т еперь сво б о дн о е время отдают уч е б е . Н о один не выдерживает нагрузки , у д р у г о г о сл а б о вата воля, третьего пугают со лидные пробелы в знани- . ях. Бывает и так, что кое- кто покидает вечернюю или заочную школу. Но учиться нуж н о . И в этом з а и н т е р е с о ваны н е только учащиеся, но и школа, г о с уд арс тв о , поставившее целью дать с р е д н е е обр а зо в ани е к а ж д о му т р уж ен ик у . Министерство п р о св ещ е ния Р С Ф С Р т р е б у е т по- п р е ж н е м у больше внимания у д ел я ть обучению сельск ой м ол о д еж и , где заочная форма стала основой обучен ия . Осо б ен но е внимание д ол ж н о быть у д е л е н о ор ганизации обучен ия призывной и д о призывной мол о д еж и . В с я р абота по комплектованию вечерних и заочных школ д о л ж н а проводиться под д ев и зо м В с е с ою зн о г о см отра « К а ж д о м у м ол о д ом у тр уж ен и к у — с р е д н е е о бр а зо вани е!» . Цифры и факты В числе самых первых д ек р етов Советской власти Щыли акты о народном о бр а зовании. 2 0 июля 1 9 1 8 года В. И. Ленин подписал « П о л о ж е н и е об ор ганизации д е ла нар одн ого обр азовани я в Р о ссий ской Соц иалистической Советской Р е с п у б л и к е » . У нас в стране различными видами обучения охв ачено около 9 0 миллионов ч е ловек. Н у ж н а п о м о щ ь о б щ е с т в е н н о с т и В вечерних и заочных школах начался новый учебный год. Учителя вечерних школ и учебно - консультационных пунктов стремятся к тому, чтобы молодые труженики села получили такие же глубокие знания, что и учащиеся дневных. Сотни и тысячи «вечерников» и заочников нашей области -ежегодно получают свидетельства о восьмилетием и аттестаты — о среднем образовании. Забота о среднем образований — это забота о завтрашнем дне производства. Ведь каждому ясно, что тот уровень знаний, которым обладают сегодня многие молодые рабочие, труженики колхозов, завтра уже не будет отвечать возросшим требованиям. Согласно новому Положению, школы взрослых принимают учащихся по направлениям хозяйств, предприятий, учреждений. Выдавая указанные направления, их руководители берут на себя определенные обязанности в отношении своих учащихся. Е сожалению, это далеко не везде так. Во многих учреждениях и колхозах даже нет учета молодежи, не имеющей вось- милеткего и среднего образования, плановые задания по общеобразовательной подготовке работающей молодежи не включаются в народнохозяйственные планы предприятий, строек, колхозов; нет перспективных планов по обучению работающей молодежи на пятилетие; молодым рабочим, поступающим на учебу в вечерние и заочные школы, на- ~ ■ - 'V ./• правления ни выдаются. < Советские, профсоюзные ч , комсомольские организации должны добиваться, чтобы руководители колхозов и предприятий постоянно заботились о повышении общеобразовательного уровни своих рабочих. Общими у си лиями педагогов, работников народного образования и общественности можно и нужно добиться, чтобы каждый молодой труженик, не имеющий среднего образования, учился. Г. ФЕДОРОВА, директор заочной средней школы. ИЗ ОПЫТА ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Из года в год в нашей стране растет число молодых людей, получающих полное среднее образование. Если в 1 970 году число-'получивших среднее образование составляло 6 8,3 процента по отношению к количеству поступивших 1 0 — 11 лет назад в первые классы, то к 1 9 8 0 году оно достигнет 9 5 — 97 процентов. I? стране широко используется заочная форма обучения работающей молодежи. В 1 9 7 5 — 76 году ею было охвачено более 40 процентов всех учащихся, повышающих общее образование без отрыва от производства. Следовательно, внимание заочному образованию, совершенствованию его организации и методики обучения со стороны органов народного образования и педагогических коллективов должно быть всемерно усилено. Из года в год в Биазинской средней школе были попытки создать вечернюю заочную школу. В этом плане многое было сделано в 1 9 7 5 — 1976 учебном году. Организацию заочной группы мы начали с выявления контингентов, подлежащих обучению, их образовательного уровня, анализа профессионального состава, режима трудовой деятельности и местожительства. Большую помощь в этом нам оказал исполком Биазинского сельсовета. Было проведено заседание исполкома во вопросу организации и обучения работающей молодежи, затем состоялось совещание с приглашением учителей и работающей молодежи, не имеющей среднего образования. Затем мы пригласили девчат и ребят в школу, провели собрание. Познакомили их с требованиями в заочной школе, рассказали о льготах для заочников и разъяснили, для чего им нужно среднее образование. Особое внимание было также уделено и на комплектование заочной школы педагогическими кадрами. Занятия в 11 классе у нас проходили два раза в неделю по 5 часов. На первых консультациях преподаватели рассказали о распределении материала на зачетные разделы, о требованиях к знаниям учащихся по каждому из них, сообщили время и место проведения индивидуальных консультаций. Учет знаний проводили в форме зачетов, текущий опрос отсутствовал, хотя нередко на групповых консультациях имели место краткие беседы с целью восстановления в памяти учащихся полученных знаний. В 11 классе регулярно занималось 11 человек, они успешно его закончили и получили аттестаты зрелости. Для того, чтобы добиться успеха в заочном обучении молодежи, нужно обратить серьезное внимание на организацию воспитательной работы с учащимися, направленную на создание коллектива, зак ре пить одного учителя за группой, который должен хорошо изучить каждого ученика, в случае необходимости “организовать помощь тому, кто в этом нуждается. Особо пристального внимания требует выполнение каждым обучающимся графика сдачи Начетов. В этой работе учителям следует опираться на актий, который должен поддерживать постоянные связи с семьей и производством. При цаличии комсомольцев создать внеус- тавную комсомольскую организацию. По окончании полугодия я учебного года провести собрания, на которых подвести итоги учебной работы заочников. На такие собрания хорошо пригласить руководителей хозяйств, секретарей партийной и комсомольской организаций, членов семей учащихся. Весь комплекс такой работы способствует сохранению контингента и повышению всех показателей школы. Л. ЮРЕВИЧ, директор Биазинской средней школы. С е с с и о н н а я : ф о р м а о б у ч е н и я Многолетняя практика показывает наличие существенных недостатков в традиционной форме обучения сельских заочников. Достаточно указать на то, что учебный год начинается и заканчивается в самые напряженные периоды сельскохозяйственных кампаний, когда работники основных профессий очень заняты. Почти всем категориям работников сельского хозяйства легче совмещать труд с учебой в ноябре— феврале, значительно труднее — в сентябре, мае. Организованному началу занятий в вечернее время препятствует и разбросанность населенных пунктов, неодновременное окончание рабочего дня на различных участках сельскохозяйственного производства, а шоферы и трактористы часто вообще не имеют возможности явиться в школу. Передовые педколлективы сельских заочных школ нашей страны искали выход из этого положеия и пришли к выводу, что наиболее целесообразным для колхозников является концентрация занятий в те месяцы, когда меньше всего они заняты на работе, и стали проводить сессии заочников. Учебные сессии организуются при всех восьмилетних и средних школах 4 — 5 раз в год. Общая продолжительность сессий соответствует количеству льготных дней ( 3 6 ) / На период сессий заочники полностью освобождаются от работы с оплатой в 50 процентов заработка. Занятия во время сессий начинаются обычно в 2 часа дня, после окончания уроков в массовой школе. Примерный распорядок для учебной сессии: с 10 до 12 часов— индивидуальные консультации для тех, кто не в состоянии самостоятельно выполнять домашние задания; с 12 до 14 — прием зачетов по отдельным предметам. После обеда ( 1 4 - 1 7 - 3 0 ) — групповые консультации, а затем вне- учебные мероприятия. Опыт работы показал, что сессионная система по сравнению с традиционной формой обучения в условиях села дает лучшие результаты. Посещаемость, как известно, является решающим условием успехов в учебно-воспитательной работе. Не случайно при сессионной форме обучения значительно выше уровень успеваемости, сохранность контингента. Наряду с сессионной формой обучения отдельные группы учащихся продолжают занятия по обычному режиму вечерних или заочных школ. НАШИ КОНСУЛЬТАЦИИ О ж у р и а л о м В св я зи с поступающими е м е с т зап ро с ам и о пор я дк е веден ия классны х ж у рн а л о в в в ечерн их школах Минис- t e p c T B o п р о с в е щ е н и я Р С Ф С Р р а зъ я с н и л о с л е д у ю щ е е . Количеств о классны х ж у р налов д о л ж н о быть равно числу классов , показанных в отче те школы. В к л а с с е , в кот ором зан я тия пр о в о дя т ся в дв е см ен ы с числ ом Учащихся не м е н е е 5 0 ч ел о век, с л е д у е т имет ь 2 классных ж у р н а л а . В о в с е х к л а с с а х (очных и з аоч ны х ) н е о б х о д и м о о т м е чать о т с у т ст ви е уч ащ и х ся на у р о к а х и групповых консул ьт аци ях . В см ен ных кл асс ах ц е л е с о о б р а з н о пос т упать так: у тр ом отметить дочками пр и су т с тв ую щ и х учащ их ся , а вечер ом — б у к вой «н » в с е х о т с у т ст вую щ и х з а о б е смены. На индивидуальных консул ьт аци ях и во время прием а з ач е т о в с л е д у е т о т м е чать не о т с утстви е у ч ащ и х ся , а их при сутс твие , наприм ер , точками. Оценки з а диктанты, с о чинения , контрольные, л а бор а т ор ны е и др у ги е работы выставляются в г р а ф е , с у к а з а н и ем д а ты п р о в ед е н и я работы . В э т о й г р а ф е д е л а ют ся пометки и о б о т с у т с т вии уч ащ и х ся . Оценки у ч а щ и х ся , выполнявших р а б о т у в д р у г и е д н и . выст авляются в со о т в е т с т в ую щ и х этим дням г р а ф а х с п ом ет кой « К » (контрольная р а б о та). З а каждый зачетный р а з д е л по п р е д м е т у все учащ и е с я дол ж н ы имет ь оценки, которые выводятся на о сн о ве т е к ущ ей у сп ев а ем о с ти и сдач и з а ч е т а . Д л я эти х з а четны х оц е н о к в ж у р н а л е п о с л е и з у ч е н и я за ч етн ого р а з д е л а в ы д ел я ет ся сп ец и альная гр а ф а , которая з а пол н я е т ся н е с р а з у , а по м е р е сдачи з ач е т о в учащ имися. Если п р о в о дя т ся с д в о е н ные уроки или консульта ции, то и на левой и на правой ст р ан и ц а х ж у р н а л а над о д ел а т ь зап и с и о к аж д ом у р о к е и консульт ации в о тдель нос ти . «Ж у р н а л уч е т а работы у ч е бн о - консульт ационных пун ктов» д о л ж е н использо- ваться .как сводный д л я у ч е та работы в с е х учебн о -к он сул ьт аци онны х пунктов, в х о дящ и х в с ос тав заочной школы.
RkJQdWJsaXNoZXIy