П а р т и й н о х о з я й с т в е н н ы й а к т и в Казахстана А Л М А -А ТА . ( Т А С С ). 3 сентября здесь состоялось совещание партийно - хозяйственного актива Казахс тана . С большой сердечностью, бурными, продолжительными аплодисментами встретили у ча стники совещания Генерального секретаря Ц К КПСС товарища Л. >1. Брежнева. Открыл совещание член Политбюро Ц К КПСС, первый секретарь Ц К К П Казахс тана Д. А. К уна ев . Он доложил о ходе выполнения трудящимися республики решений X X V съезда КПСС, плана и социалистических обязательств на 1 9 7 6 год. С речью на совещании выступил встреченный бурной, продолжительной овацией Генеральный секретарь Ц К КПСС товарищ Л. И. Брежнев. Речь товарища Л . И. Брежнева была выслушана с огромным вниманием и неоднократно прерывалась продолжительными аплодисментами. Заключительные слова речи у ч а с т н и к и совещания встретили стоя, бурной овацией. На совещании выступили первые секретари ряда обкомов компартии К азахстана. Партийно - хозяйственный а к тив республики единодушно при нял постановление. В нем подчеркивается, что важнейшей задачей коммунистов и всех трудящихся республики в области сельскохозяйственного производства является полное использование внутр енних резервов и возможностей каждого хозяйства с тем, чтобы организованно, в сжатые сроки и без потерь провести уборку урожая и засыпать в закрома Родины не менее одного миллиарда 1 0 0 миллионов пудов казахстанско го хлеба. Совещание партийно - хо зяйст венного акт ив а заверило Лен и н ский Центральный Комитет, Политбюро Ц К КПСС и лично Генерального секретаря Ц К НПСС то варища Л . И. Брежнева в том, что коммунисты, трудящиеся К а захской ССР сделают все для у с пешного выполнения планов и социалистических обязательств 1 9 7 6 года, внесут свой достойный вклад в осуществление исторических решений X X V съезда игн»г» • Награды героям космоса П р е зидиум Верховного Сов ета С С С Р з а ус пешное о с ущ е ст вление д л и тел ьно го п о л ета на орби тальной н аучной станции «Союз-5» и тр ан спор тном ко р а б л е «Сою з -21» и п ро явл енно е при этом м уж ест во и герои зм н а г р а д и л Г еро я Советского Союза л етч и к а -ко см о н ав т а СС С Р Волынова Б о р и с а В а л е н ти н о в и ча орденом Ленин а и второй м е д алью « З о л о т а я З в е з д а » . Л ет чи к у -ко см он а в ту Ж о л об о ву Ви т алию М ихайловичу присвоено зв а н и е Г ероя Советского Союза с вруч ени ем о р д е н а Л ен и на и м ед а л и « З о л о т а я З в е з д а » . Он удостоен т а к ж е з в а н и я «летчик-космонавт ССС Р » . (ТАСС) Пролетарии всех стран, соединяйтесь! Орган Северного райкома КПСС и районного Совета депутатов трудящихся Новосибирской области Год издания 42-й 1976 СЕНТЯБРЬ 7 Вторник № . 108 (4 4 58) Цена 2 кои. Поздравление передовикам Председателю колхоза им. М. Горького ВИНОГРАДОВУ И. Д. Секретарю партийной организации АД ЕНС КОМ У Г. Е. Председателю Федоровского сельского Совета К А Л М Ы К О В У Н . Н . * Председателю профкома колхоза П А Н А Р И Н У Н . А. Секретарю комсомольской организации АР ХИ ПО В У И . А. Специалистам, дояркам, с к о т н и кам , телятницам, всем тр уж е н и к ам колхоза, занятым на работе в животноводстве. Механизаторы на уборке Дорогие товарищи! Рачком КПСС,исполком райсовета и президиум райсовпрофа горячо поздравляют работников животноводства, специалистов, всех тружеников колхоза им. М. Горького с замечательной трудовой победой — досрочным выполнением плана J 9 7 6 года по продаже молока государству. На приемные пуцкты вашим хозяйством отправлено более 7500 центнеров этого вида животноводческой продукции и до конца года будет сдано сверх плана около 1500 центнеров. Ваши успехи, достигнутые благодаря широко развернувшемуся социалистическому соревнованию, массовому проявлению самоотверженного тру- РАЙКОМ КПСС да работников ферм, будут вдохновлять всех работников животноводства района на новые трудовые свершения. Выражаем сердечную благодарность передовым дояркам 3. К. Черновой, Р. П. Квашниной, Г. В. Хотулевой, Е. Т. Хрущевой, Л. А. Таракановой, Н. А. Степановой, А. И. Золотухиной и другим работникам ферм, которые своим добросовестным отношением к труду внесли значительный вклад в выполнение плана и обязательств первого года 10-й пятилетки. Желаем вам, дорогие товарищи, крепкого здоровья, личного счастья, дальнейших успехов в труде на благо нашей великой Родины. РАЙСОВПРОФ У нас в колхозе им. К. Маркса на уборке зерновых занято одиннадцать комбайнов, пять из них— на свале, шесть — на обмолоте. Подведены итоги соревнования хлеборобов за последнюю пятидневку. Лучших результатов на свале ржи, а затем овса добился А. А. Спиридонов. Несмотря на то, что он трудится на старом комбайне, выработка при хорошем качестве ,с начала уборки госта- вида 300 гектаров. По итогам пятидневки передовому комбайнеру вручен переходящий Красный вымпел и денежная премия. Отмечена работа другого комбайнера — Н. С. Мамакова, который при норме 12,5 гектара скашивает по 2 0 — 23 гектара в день. На обмолоте валков звено возглавляет С. И. Иванов. Сам лично он намолотил 1269 цещнеров зерна. Это лучший результат в колхозе, за что С. И. Иванову вручен Красный вымпел и денежная премия. Второе место с вручением денежной премии присуждено Николаю Назарову. Отмечена хорошая работа на уборке урожая и самого молодого комбайнера колхоза Семена Иванова, шофера по профессии. До дождей после уборки ржи все звено было поставлено на семенные участки овса. В Бергуле сорта «Золотой дождь» засыпано более тысячи центнеров. Затем комбайнеры переключились* на Ичкалинские поля на уборку овса сорта «Победа». Хорошо трудится на отвозке зерна от комбайнов шофер-ново- сибирец на машине ГАЗ-53 Борис Сафронов. По сравнению с другими водителями он успевает сделать в день рейсов в два раза больше. Днем отвозит зерно от комбайнов, а утром, до начала молотьбы или в дождливую погоду, везет хлеб на государственный приемный пункт. За прошедшую пятидневку Б. Сафронов завоевал первое место среди шоферов колхоза. Ему также вручен Красный вымпел и денежная премия. С полной отдачей сил работает и молодой водитель комсомолец Анатолий Сидоров. Его машина всегда в исправном состоянии и не знает простоев. А. АН Д Р Е Е В , председатель колхоза. РАЙИСПОЛКОМ & р а й к о м е КПСС, исполкоме райсовета и райсовпроф е Итоги соревнования Бю р о р а й ко м а КПСС, и с полком р а й с о в е т а и п р е з и д и ум рай с о вп роф а подвели ито ги соци али стического с о р е в нования колхозов на осенних полевых р а б о т а х по со с то я нию на 3 0 а в г у с т а с. г. Первое место присуждено колхозу «Восход» ( п р ед с е д а т е л ь В. И. Д р а г а н , с е к р е т а р ь партбюро М. С. Сорокин-, п р е д с е д а т е л ь Чебаков- ского с е л ь со в е т а Л. В, Ли- хушина , п р е д с е д а т е л ь п р о ф ком а С. К. Волокитин). К о л хо з обмолотил 5 2 проц ен та з е р н о вы х к у л ь т у р , силосных убрано 9 6 процентов, план вспашки зяби выполнен на 3 3 и с ки рд о в а н и я соломы — н а 3 7 процентов. К о л х о з у «Восход» п р и с у ж дено п е р е х о д ящ е е Кр асно е з н а м я р а й к о м а КПСС, р а й с о ве т а и р а й с о вп р о ф а с о т зы вом его и з к о л хо за « Б о р ь б а з а м и р » , у т р а т и вш е г о п е р венство. В честь колхоза «Восход» в р а й ц е н т р е поднят ф л а г трудовой с лавы . К ОЛ Х О ЗО В Второе место присуждено колхозу «Память Ленина», где обмолочен о з е р н о вы х 58 , силосных у б р ано 5 6 п роц е н тов, план вспашки з я б и вы полнен н а 14 и с ки рд о в а н и я с оломы — н а 4 8 процентов. Третье место присуждено колхозу «Борьба за мир», где з е р н о вы х к у л ь т у р обмолочено 5 2 проц ен та , убрано силосных — 6 8 процентов, план вспашки зя би выполнен на 17 и с ки рд о в а н и я соломы — на 2 8 процентов. Б ю р о р а й к о м а КПСС , исп олком р а й с о в е т а и п р е з и д и ум р а й с о в п р о ф а отм етил и , что в к о л х о з а х «7-й с ъ е з д Совето в» , и « Н о в а я ж и з н ь » в е д у т п о л евы е р а б о ты все еще низкими темпами . У п р ав л ен и е с е л ь ск о г о хоз я й с т в а , р у к о в о ди т е л и к о л хо зо в, п ар ти й ны х , п р о ф сою з ных и ком с ом о л ь с ки х о р г а ни заций , и спо л комы с е л ь ских Сов етов о б я з а н ы п ри н я т ь д о п о л н и т е л ь н ы е м ер ы по у сил ению темпов осенних по л евых работ. Как только поля колхоза имени XXII съезда КПССосвободились от силосных культур, на них выехали пахотные агрегаты. Вывел на поле свой «Кировец» и Петр Харитонович Павленко, тракторист Гражданцевской бригады. Из трехсот гектаров напаханной зяби по колхозу третья часть принадлежит ему. На снимке? вспашка зяби в Гражданцевской бригаде. Фото П. Смелова. По с т о п а м о т ц а Все в районе знают нашего замечательного механизатора, кавалера ордена Ленина, Даниила Степановича Прохорова. О нем много говорилии писали в газете. Человек труда заслуживает этого. Сегодня я хочу рассказать о его сыне Викторе. Сын пошел по стопам отца. Он учится в Северном ОПТУ, а сейчас, находясь в родном колхозе на практике, сел за руль отцовского богатыря К-700. Отец— коммунист —на комбайне, сын — комсомолец — на тракторе. Это ли не замечательный пример! Тем более, что Виктор вообще показывает себя только с хорошей стороны. Главное, такой же, как отец, хороший тр'уже- ник. Дорогу тебе, молодой механизатор! Р. КРАСНОВА.
2 ЗА Д Е Л О Л Е Н И Н А niiiiiiiiiiiiiiiimiiiiimiiiiMiiiiiiiii 7 сентября 1976 года 4 №1 0 8 Обучение и воспитание д В районном Д о м е культуры 2 8 августа состоялось пленарное заседание осенней педагогической конференции. С докладом «О зада* чах педагогических коллективов школ по повышению качества обучения и воспитания учащихся в свете решений XXV с ъ е з д а КПСС» выступил заведующий районо В. Д. БУ РМ И С Т Р О В . В прениях приняли участие, директор Чувашинской восьмилетней школы 3 . Н. ГО ЛУ БЕВ А , преподаватель иностранного языка Северной средней школы Е. С. ЮДИНА , преподаватель Верх-Красноярсной с редн ей школы В. И. ВА СИ ЛЬ ЕВ , преподаватель биологии и химии Ново-Троицкой с р е д ней школы Л. И. В О Р О Б Ь Е В А , преподава тель физики Биазинской с редн ей школы Н. А. АН И К И Н А , райвоенком Л. К. РОЕНКО, се к ретарь райкома ВЛКСМ И. Ф. Я Р О В А Я , п редседатель колхоза «В о сход» В. И. Д Р А - ГАН, заместитель пред седа т еля райисполкома В. М. ГРУЕНКО. Краткое и зл ож е н и е д о к л а д а з а в е д у ю щ е г о районо В. Д . Бурмистрова — XXV с ъ е з д КП С С о п р е д е л и л о с н о вны е н а п р а в л е н и я р а з в и т и я н а р о д н о г о х о з я й с т - г а н а 1 9 7 6 — 1 9 8 0 годы и у к а з а л т е р у б е ж и , н а к о т о р ы е с и с т е м а п р о с в е щ е н и я д о л ж н а в ы й ти к 1 9 8 0 г о д у , — г о в о р и т д о к л а д ч и к . — На с ъ е з д е особо п о д ч е р к и в а л а с ь м ы с л ь о н е о б х о ди м о с ти д а л ь н е й ш е г о с о в е р ш е н с т в о в а н и я к о м м у н и с т и ч е с к о г о в о с п и т а н и я , что п р е д п о л а г а е т , в свою о ч е р е д ь , п о с т о я н н о е сов е р ш е н с т в о в а н и е всей о б щ е о б р а з о в а т е л ь н о й с и с т е м ы , и п р е ж д е всего с р е д н е й ш к о л ы . В м а т е р и а л а х с ъ е з д а мы н а х о д и м о т в е т н а вопрос — к а к о в г е н е р а л ь н ы й п у т ь э т о го с о в е р ш е н с т в о в а н и я . Э т о — к о м п л е к с н ы й под ход к п о с т а н о в к е в с е г о д е л а во с п и т а н и я , о б е с п е ч и в а ю щ и й те с н о е е д и н с т в о и д е й н о -п о л и ти ч е с к о г о , т р у д о в о г о и н р а в с т в е н н о г о в о с п и т а н и я . З а г о д ы д е в я т о й п я т и л е т к и д е я т е л ь н о с т ь п е д а г о г и ч е с к и х к о л л е к т и в о в ш к о л р а й о н а б ы л а н а п р а в л е н а н а о с у щ е с т в л е н и е г л а в н о й з а д а ч и , пос т а в л е н н о й XXV с ъ е з д о м К П С С ,— з а в е р ш е н и е п е р е х о д а ко в с е о б щ е м у с р е д н е м у о б р а з о в а н и ю м о л о д е ж и . И мы с у д о в л е т в о р е н и е м го в о р и м , что э т о т п е р е х о д з а в е р ш ен . В м и н у в ш е м уч ебн ом г о д у 9 6 , 5 п р о ц е н т а в ы п у с к н и к о в в о с ь м ы х к л а с с о в д н е в н ы х и в е ч е р н и х ш к о л р а й б н а о х в а ч е н ы с р е д н и м о б р а з о в а н и е м . Этого мы д о б и л и с ь б л а г о д а р я п о с т о я н н о м у вн и м а н и ю п а р т и и и п р а в и т е л ь с т в а , м е с т н ы х п а р т и й н ы х и с о в е т с к и х ' о р г а н о в к о б у ч е нию и в о с п и т а н и ю п о д р а с т а ю щ е г о п о к о л е н и я , с о в е р ш е н с т в о в а н и ю с и с т е м ы н а р о д н о го о б р а з о в а н и я , п о сто я нной з а б о т е о п о д г о т о в к е п е д а г о г и ч е с к и х к а д р о в и с о з д а н и ю н а д л е ж а щ и х у с л о в и й д л я их у с п е ш н о й р а б о т ы . Основной в к л а д в п е р е х о д ко в с е о б щ е м у с р е д н е м у о б р а з о в а н и ю м о л о д е ж и в р а й о н е внес л а д н е в н а я с р е д н я я о б щ е о б р а з о в а т е л ь н а я ш к о л а , п р и н я в ш а я в 1 9 7 5 в д е в я т ы е к л а с с ы б о л е е 5 0 п р о ц е н т о в в ы п у с к н и к о в в о с ь м ы х . О в е с о м о м в к л а д е н аш и х ш к о л в з а в е р ш е н и е п е р е х о д а ко в с е о б щ е м у с р е д н е м у обр а з о в а н и ю с в и д е т е л ь с т в у е т е ж е г о д н ы й р о с т ч и с л а м о л о д е ж и , о к а н ч и в а ю щ е й 10 к л а с с о в дн е в н о й с р е д н е й ш к о л ы . В 1 9 7 5 — 7 6 уч ебн ом г о д у д е с я т ы е к л а с с ы о к о н ч и л и 1 6 8 ю нош ей и д е в у ш е к . А в с е г о з а т е к у щ у ю п я т и л е т к у в р а й о н е п о л у ч и л и с р е д н е е о б р а з о в а н и е 1 0 5 8 ч е л о в е к , в том ч и с л е в д н е в н ы х ш к о л а х 9 8 8 . К с о ж а л е н и ю , е щ е не все п е д к о л л е к т и в ы п о - н а с т о я щ е м у о с о з н а л и , что н а н ы н е ш н ем э т а п е н е д о с т а т о ч н о в о в л е ч ь м о л о д е ж ь в ш к о л ы , о соб е н н о в а ж н о , ч т о б ы он а с в о е в р е м е н н о их о к о н ч и л а . В - э т о м п л а н е м но го п р е д с т о и т , п о т р у д и т ь с я К об -Корд онов- с к о й , Ф е д о р о в с к о й , Б о л ь ш е - К у л и к о в с к о й в о с ь м и л е т н и м ш к о л а м . П е д а г о г и ч е с к и е к о л л е к т и вы, а д м и н и с т р а ц и я ш к о л в т е к у щ е м п я т и л е т и и вел и б о л ьш ую ц е л е н а п р а в л е н н у ю р а б о т у по с о х р а н е н и ю к о н т и н г е н т о в у ч а щ и х с я . С о к р а т и л а с ь у б ы л ь и з 1 — 8 к л а с сов, а н е к о т о р ы е ш к о л ы э ту п р о б л е м у р е ш и л и д а в н о (Ос- т а н и н с к а я 8-я , Б и а з и н с к а я с р е д н я я ) . В м е с т е с тем в р я де ш к о л и м е е т с я вы сокий « о т с е в » у ч а щ и х с я ( С е в е р н а я с р е д н я я , С р е д н е и ч и н с к а я в о с ь м и л е т н я я ) . В д е в я т о й п я т и л е т к е н а р я д у с з а в е р ш е н и е м п е р е х о д а ко в с е о б щ е м у с р е д н е м у о б р а з о в а н и ю м о л о д е ж и о с у щ е с т в л я л с я п е р е в о д ш к о л н а ново е с о д е р ж а н и е о б р а з о в а н и я , к о т о р ы й п о л н о с т ью б уд ет з а в е р ш е н в 1 9 7 6 — 7 7 у ч е б ном год у . П е р е х о д у н а новое с о д е р ж а н и е о б у ч е н и я спо соб с т в о в а л и п р и н я т ы е М инис т е р с т в о м п р о с в е щ е н и я Р С Ф С Р м е р ы по о б е с п е ч е нию с о ч е т а н и я н а у ч н о с т и и д о с т у п н о с т и о б у ч е н и я к а к в п о с т р о е н и и п р о г р а м м ы и у ч е б н и к о в , т а к и в п р а к т и к е п р е п о д а в а н и я о сно в н а у к . Хор ош и х р е з у л ь т а т о в помогли д о с т и ч ь н о вы е п о л н о ц е н н ы е у ч е б н и к и , а т а к ж е с в о е в р е м ен н о е о к а з а н и е помощи у ч и т е л я м в о в л а д е н и и с о д е р ж а н и е м и м ет оди кой п р е п о д а в а н и я по н о вы м п р о г р а м м ам . Д о с т а т о ч н о с к а з а т ь , ч то з а п о с л ед н и е 2 — 3 г о д а , з а р е д к и м и с к л ю ч е н и е м , п р е ш ли п е р е п о д г о т о в к у в о б л а с т ном и н с т и т у т е у с о в е р ш е н с т в о в а н и я в с е у ч и т е л я . П о с л е д о в а т е л ь н о у л у ч ш а е т с я п о с т а н о в к а п р е п о д а в а н и я и п о в ы ш а е т с я у р о в е н ь з н а н и й и н а в ы к о в у ч а щ и х с я в с е х к л а с с о в по п р е д м е т а м к а к е с т е с т в е н н о - м а т е м а т и ч е с кого, т а к и г у м а н и т а р н о г о ц и к л о в . При и з у ч е н и и л и т е р а т у р ы у с и л и л о с ь в н и м а н и е к в о п р о с а м и с т о р и и л и т е р а т у р ы и и с к у с с т в а , к и з у ч е н и ю п р о и з в е д е н и й с о в е т с к и х п и с а т е л е й , л и т е р а т у р ы н а р о д о в С С С Р , у л у ч ш и л а с ь р а б о т а н а д т е к с т о м х у д о ж е с т в е н н ы х п р о и з в е д е н и й , г л у б ж е и к о н к р е т н е е с т а л и и з у ч а т ь с я л е н и н с к и е п р о и з в е д е н и я и ос н о в о п о л а г а ю щ и е п а р т и й н ы е д о к у м е н т ы по в о п р о с а м л и т е р а т у р ы и и с к у с с т в а . Н а в ы п у с к н ы х э к з а м е н а х м н о ги е д е с я т и к л а с с н и к и о б н а р у ж и л и п р а в и л ь н о е п о н и м а н и е р о л и л и т е р а т у р ы к а к и д е й н о го о р у ж и я в и д е о л о г и ч е с к о й б ор ьб е . У ч и т е л я и с т о р и и и о б щ е с т в о в е д е н и я б о л ьш е в н и м а н и я с т а л и у д е л я т ь и з у чению т е о р е т и ч е с к и х в о п р о с о в п р о г р а м м ы , с п о с о б с т в ую щ и х ф о р м и р о в а н и ю м ар к си с - т с к о - л е н и н с к о г о м и р о в о з з р е н и я у ч а щ и х с я . Д о б и в а я с ь о с о з н а н н о г о у с в о е н и я о с н о в н ы х и с т о р и ч е с к и х пон я ти й , в а ж н е й ш и х з а к о н о м е р н о с т е й и с т о р и ч е с к о г о р а з в и т и я , у ч и т е л я г л у б ж е р а б о т а ю т с д ос т у п н ы м и ш к о л ь н и к а м п р о и з в е д е н и я м и К. М а р к с а , Ф . Э н г е л ь с а , В. И. Л е н и н а , п а р т и й н ы м и д о к у м е н т а м и . На у р о к а х г е о г р а ф и и в б о л ь ш и н с т в е ш к о л у м е л о и с п о л ь з у е т с я и з у ч а е м ы й м а т е р и а л д л я р а с к р ы т и я основ в з а и м о с в я з е й , с у щ е с т в у ю щ и х м е ж д у ф и з и к о - г е о г р а ф и ч е с кими я в л е н и я м и , м е ж д у п р и род ой и о бщ е ст в о м . И з у ч е н и е э к о н о м и ч е с к о й г е о г р а ф и и м н о ги м и у ч и т е л я м и н а п р а в л я е т с я н а в ы я с н е н и е п р е и м у щ е с т в с о ц и а л и с т и ч е с к о г о с т р о я п е р е д к а п и т а л и с т и ч е с ким , т е с н о у в я з ы в а е т с я с с о в р е м е н н о с т ью . У л у ч ш и л а с ь п о д г о то в к а у ч а щ и х с я по п р е д м е т а м е с т е с т в е н н о - н а у ч н о г о ц и к л а , у в е л и ч и л а с ь р о л ь э ти х п р е д м е т о в в иде й н ом восп и т ан и и ш к о л ь н и к о в на всех с т у п е н я х о б у ч е н и я . К с о ж а л е н и ю , е щ е не все ш к о л ы в о о р у ж а ю т * у ч е н и к о в д о с т а т о ч н о г л у б о к и м и и п р о ч ны м и з н а н и я м и . Это об н а р у ж и в а е т с я при п р о в е р к е . Н е к о т о р ы е у ч а щ и е с я - в ы п у с к н и к и н е у м ею т п р и м е н я т ь з н а н и я , п о л у ч е н н ы е на у р о к а х р у с с к о г о я з ы к а . П р ич иной , в и д и м о , н а д о с ч и т а т ь то, ч то н е к о т о р ы е у ч и т е л я н е с о в с е м в л а д е ю т м е т о д и к о й р а б о т ы по р а з в и тию р е ч и . Это б ы л о о б н а р у ж е н о в Ч е б а к о в с к о й , Г р аж - д а н ц е в с к о й и д р у г и х ш к о л а х . И м е ю т с я с л у ч а и , к о г д а у ч и т е л я 7 — 8 к л а с с о в н е д о с т а то ч н о п р о в о д я т с о ч и н е н и й с у ч а щ и м и с я . Н е д о с т а т к и п о р о ж д а е т н е у м е н и е н е к о т о р ы х у ч и т е л е й , р у к о в о д и т е л е й ш к о л о т о б р а т ь д л я р а б о т ы с у ч а щ и м и с я н а у р о к а х б о л е е э ф ф е к т и в н ы е м е т о д ы , с п о с о б с т в у ю щ и е р а з в и т и ю у м е н и я с а м о с т о я т е л ь н о т р у д и т ь с я . На э т о о б р а щ а е т в н и м а н и е XXV с ъ е з д К П С С , в ч а с т н о с т и , « н а п р и в е д е н и е с а м и х м е т о д о в о б у ч е н и я в с о о т в е т с т вии с т р е б о в а н и я м и ж и з н и » . М е ж д у т ем , ч а с т ь у ч и т е л ей ^п л о х о а н а л и з и р у е т свои у р о к и , п орою не о б р а щ а е т д о л ж н о г о в н и м а н и я на м е т о д и ч е с к и е р е к о м е н д а ц и и . Н а п р и м е р , у р о к и г е о г р а ф и и н е л ь з я д а в а т ь в о т р ы в е от п р а к т и ч е с к и х р а б о т . О д н а к о с е й ч а с с л о ж и л а с ь т а к а я обс т а н о в к а , ч то то, ч то был о 3 — 4 г о д а н а з а д в ш к о л а х ,— и с ч е з л о . Г е о м о р ф о л о г и ч е с к и е п л о щ а д к и з а п у щ е н ы , ф е н о л о г и ч е с к и е н а б л ю д е н и я , к а к п р а в и л о , н е в е д у т с я . В м а л о к о м п л е к т н ы х ш к о л а х и н а ч а л ь н ы х к л а с с а х не в е з д е в с т р е т и ш ь у г о л о к п р и р о д ы и т р у д а . П р о в е р к и б о л ьш о го ч и сл а ш к о л н а п р о т я ж е н и и п о с л е д н и х л е т п о к а з ы в а ю т , что в р е м я у р о к о в в н а ч а л ь н ы х к л а с с а х - р а с п р е д е л я е т с я т а к , ч то б о л ь ш а я ч а с т ь ухо д и т н а р а з л и ч н ы е ви д ы у с т н ы х ф р о н т а л ь н ы х р а б о т , и л и ж е н а т е в и д ы ра боту к о т о р ы е в о бщ ем - то не п о з в о л я ю т д е т я м у п р а ж н я т ь с я в с а м о с т о я т е л ь н о м п р и м е н е н и и зн а н и й . Т а к б ы л о в А л е к с е е в с к о й и М а л и н о в с к о й м а л о к о м п л е к т н ы х ш к о л а х . Е с л и т и п и з и р о в а т ь ошибки , о б о бщ ат ь их, то п о л у ч а е т с я с л е д у ю щ е е . З а д а н и е к о л л е к т и в н о р а з б и р а е т с я в к л а с с е и у ч е н и к а м о с т а е т с я п р а к т и ч е с к и л и ш ь з а ф и к с и р о в а т ь р е з у л ь т а т ы этого, р а з б о р а . Т а к и е у р о к и — д а л е к о н е и с к л ю ч е н и е . С л е д у е т п е р е с м о т р е т ь м е т о д ы п р о в е д е н и я у п р а ж н е н и й , о т к а з а т ь с я о т н е о п р а в д а н н о й о п е ки н а д у ч е н и к а м и , - о б е с п е ч и т ь в о з м о ж н о с т ь р а з в и т и я их iv ыс- л и т е л ь н о й а к т и в н о с т и . В д е в я т о й п я т и л е т к е б о л ь шое вн и м а н и е б ы л о о б р а щ е но н а о с н а щ е н и е ш к о л , н а г л я д н ы м и и т е х н и ч е с к и м и с р е д с т в а м и о б у ч е н и я . В ш к о л а х р а й о н а в н а с т о я щ е е в р е м я и м е е т с я 16 к и н о у с т а н о во к , о к о л о 5 0 д и а п р о е к т о р о в , о к о л о 1 5 0 п р о и г р ы в а т е л е й и м а г н и т о ф о н о в . С к а ж д ы м г од ом л у ч ш е и с п о л ь з у ю т с я в о з м о ж н о с т и к а б и н е т н о й с и с т е м ы в об уче н и и и во с п и т а н и и у ч а щ и х с я , р а ц и о н а л ь н е е п р и м е н я ю т с я н а г л я д н ы е по соби я и т е х н и ч е с к и е с р е д с т в а в у ч еб н о м п р о ц е с се . П р и н я т ы м е р ы к у л у ч ш е н и ю п о л и т е х н и ч е с к о й н а п р а в л е н но сти у ч е б н о г о п р о ц е с с а , тр у д о в о й по д г о то в ки у ч а щ и х с я , с о в е р ш е н с т в о в а н и ю ф о р м ' п р о ф о р и е н т а ц и и , в о в л е ч е н и ю у ч а щ и х с я в п р о и з в о д с т в е н н ы й т р у д в н а р о д н ом х о з я й с т в е . В т р е х с р е д н и х ш к о л а х р а й о н а о р г а н и з о в а н о и з у ч е н и е т р а к т о р а и с е л ь х о з м а ш и н , в С е в е р н о й с р е д н е й ш к о л ь н и к и и з у ч аю т а в т о м о б и л ь . Е ж е г о д н о 6 5 ч е л о в е к п о л у ч а ю т п р а в а т р а к т о р и с т а , 3 0 ч е л о в е к — п р а в а ш о ф е р о в . Д л я у л у ч ш е н и я тру д о в о й по д г о то в ки с т а р ш е к л а с с н и к о в р а й о н н ы й о т д е л н а р о д н о го о б р а з о в а н и я , а д м и н и с т р а ц и я Н о в о -Т рои ц кой и В е рх - К р а с н о я р с к о й с р е д н и х ш к о л п р и а к т и в н о й пом ощ и пар^ т а й н ы х и с о в е т с к и х о р г а н о в , к о л х о з о в с у м е л и с о з д а т ь к о м п л е к с ы и н ео б х о ди м ую м а т е р и а л ь н у ю б а з у д л я п р о и з в о д с т в е н н ы х б р и г а д . С о в е р ш е н с т в о в а н и е т р у д о во го о б у ч е н и я и в о с п и т а н и я в с е л ь с к и х ш к о л а х , у с и п е н и е с в я з и его с о б щ е с т в е н н о пол е з н ы м , п р о и з в о д с т в е н н ы м т р у д о м п о л о ж и т е л ь н о с к а з а л и с ь н а з а к р е п л е н и и м о л о д е ж и в с е л ь с к о х о з я й с т в е н н о м п р о и з в о д с т в е . Многйе в ы п у с к н и к и с р е д н и х ш к о л о с т а ю т с я в р а й о н е , п о с ту п аю т в с е л ь с к о х о з я й с т в е н н ы е у ч е б н ы е з а в е д е н и я . Н а и б о л е е у с п еш н о э т а р а б о т а в е д е т с я в В е р х - К р а с н о я р с к о й и Б и а з и н с к о й с р е д н и х ш к о л а х . Д а л ь н е й ш е е с о в е р ш е н с т в о в а н и е т р у д о в о г о о б у ч е н и я ш к о л ь н и к о в т р е б у е т п р о в е д е н и я н а с т о й ч и в о й р а б о т ы по у к р е п л е н и ю у ч е б н о - м а т е р и а л ь н о й б а з ы . З д е с ь > ж е н а м е т и л и с ь п о л о ж и т е л ь н ы е с д ви г и . К о л х о з « П а м я т ь Л е н и н а » в ы д е л и л д л я ш к о л ы н е о б х о ди м ую т е х н и к у , сель - х о з и н в е н т а р ь д л я п р о и з в о д с т в е н н о г о о б у ч е н и я . Это б е с с п о р н о п о з в о л и т у л у ч ш и т ь п р о ф о р и е н т а ц и ю ш к о л ь н и к о в и з а к р е п л е н и е их в с е л ь с к о х о з я й с т в е н н о м п р о и з в о д с т в е . О дн а ко отн ош е н и е к с р е дн е й ш к о л е в р а й о н е н е в е з д е р а в н о е . Н е л ь з я с к а з а т ь , что с п о л н ы м п о н и м ан и ем о тно с и т с я к с р е д н е й ш к о л е п р а в л е н и е к о л х о з а « П у т ь к к о м м у н и з м у » . Мы е щ е не д о б и л и с ь то го, ч тобы к а ж д а я ш к о л а с т а л а о р г а н и з у ю щ и м ц е н т р о м р а б о т ы с д е т ь м и и п о д р о с т к а м и во в н е у р о ч н о е в р е м я . Е щ е з н а ч и т е л ь н а я ч а с т ь у ч а щ и х с я н е у с п е в а ю щ и х и н а р у ш а ю щ и х п р а в и л а п о в е д е ни я в ш к о л е и вн е ее , о с т а е т с я в н е с ф е р ы о р г а н и з о в а н ной во с п и т а т е л ь н о й р а б о ты . Н е д о с т а т о ч н о и с п о л ь з у ю т с я в в о с п и т а т е л ь н ы х ц е л я х пом е щ е н и я с ам и х ш к о л , о соб ен но р а б о т а ю щ и х в о д н у см е н у , у ч е б н ы е к а б и н е т ы , ф о н д т е х н и ч е с к и х с р е д с т в о б у ч е н и я . С е р ь е з н ы е н е д о с т а т к и и м е ю т с я в д е я т е л ь н о с т и н аш и х в н е ш к о л ь н ы х у ч р е ж д е н и й . Дом пи о н е р о в в е д е т р а б о ту в у з к о м о б ъ е м е , с м а л ы м ох в а т о м ш к о л ь н и к о в , с л аб о ис- т а о л ь з у ю т с я и м е ю щ и е с я з д е с ь в о з м о ж н о с т и п р о в е д е н и я во с п и т а т е л ь н ы х м е р о п р и я т и й в в е ч е р н е е в р е м я , в п р а з д н и ч н ы е и в ы х о д н ы е дни . В р я д е к р у ж к о в р а б о т а п р о в о д и т с я н а н и з к о м н а у ч н о - т е о р е т и ч е с к о м и м е т о д и ч е с к о м у р о в н е , н е с п о с о б с т в у е т п риви тию у ч а щ и м с я т р у д о в ы х н а в ы ков , р а з в и т и ю и н т е р е с а к н а у к е , т е х н и к е , и с к у с с т в у , с п ор ту . С о в р е м е н н ы е д е т и б о л ее р а з в и т ы , г л у б о к о и н т е р е с у ю т с я всем и с о б ы т и я м и и я в л е н и я м и , а это т р е б у е т б о л ь шой э р у д и ц и и у ч и т е л я , е м у с л е д у е т о к а з ы в а т ь п о м ощ ь в по вы ш е н и и н а у ч н ы х зн а н и й . В л е т н и й п е р и о д п р ош л и пер е п о д г о т о в к у 4 0 у ч и т е л е й р а з н ы х с п е ц и а л ь н о с т е й . А зи м ой по о п ы т у п р о ш л ы х л е т б у д у т р а б о т а т ь т р и м е т о д и ч е с к и х о б ъ е д и н е н и я — С е в е р ное, В е р х - К р а с н о я р с к о е и Б и а з и н с к о е . И в а ж н о и м енно с е й ч а с н е о т к л а д ы в а т ь д е л а на д о л г и й сро к . Особый вопро с — р а б о т а в е ч е р н и х и з а о ч н ы х школ. Их р о л ь к а к в п р ош л о й , т а к и в т е к у щ е й п я т и л е т к е в о с у щ е с т в л е н и и в с е о б щ е г о с р е д н е г о о б р а з о в а н и я в е л и к а . З а го д ы 9-й п я т и л е т к и в э ти х ш к о л а х б е з отрыЕа от п р о и з в о д с т в а в р а й о н е п о л у ч и ли с р е д н е е о б р а з о в а н и е 7 0 ч е л о в е к . В о з р о с л о в н и м а н и е к во п р о с а м о б у ч е н и я р а б о т а ю щ ей м о л о д е ж и со с т о р о н ы р у к о в о д и т е л е й п а р т и й н ы х , с о в е т с к и х , п р о ф с о ю з н ы х и к о м с о м о л ь с к и х о р г а н и з а ц и й , п р е д п р и я т и й , у ч р е ж д е н и й , к о л х о з о в . В р е з у л ь т а т е к о н т и н г е н т ы у ч а щ и х с я в е ч е р н е й и з а о ч н о й ш к о л ы в ы р о с л и до 4 7 0 ч е л о в е к . В м е с т е с тем в р я д е ш ко л (Ф е д о р о в к а , Коб. К ор д о н ) не о р г а н и з о в а н о очное и л и з а о ч ное о б у ч е н и е р а б о т а ю щ е й мол о д е ж и . Плохо е щ е р а с п р о с т р а н я е т с я в н а ш и х у с л о в и я х э ф ф е к т и в н а я с е с с и о н н а я ф о р м а п р о в е д е н и я з а н я т и й , д а ю щ а я в о з м о ж н о с т ь п р и в л е ч ь к у ч е б е б р и г а д и р о з , з а в е д у ю щ и х ф е р м а м и и д р у гих к о м а н д и р о в с р е д н е г о з в е н а , н е и м ею щ и х с р е д н е г о о б р а з о в а н и я . Д а л ь н е й ш е е с о в е р ш е н с т в о в а н и е у ч еб н о - в о с п и т а т е л ь ного п р о ц е с с а в ш к о л а х т р е б у е т п о в ы ш е н и я у р о в н я к о н т р о л я и р у к о в о д с т в а у ч е б н о - в о с п и т а т е л ь н ы м п р о ц е с со м . Б о л ь ш и е и с е р ь е з н ы е з а д ачи п о с т а в и л XXV с ъ е з д К П С С п е р е д р а б о т н и к а м и п р о с в е щ е н и я . В н а с т о я щ е е в р е м я п о в с е м е с т н о в п е д к о л л е к т и в а х и щ у т и н а х о д я т э ф ф е к т и в н ы е пути и м е т о д ы п р е т в о р е н и я у к а з а н и й с ъ е з д а в ж и з н ь .
7 сентября 1 9 7 6 года ♦ № 1 0 8 U i i i i i i i i i l i i i i i i l i i i l l i i l l i l l l l i i l l i i l l i l i З А Д Е Л О Л Е Н И Н А .................................................................................................................... . етей—в твоих руках, учитель! € поставленными задачами справимся 3 . Н. ГОЛУБЕВА, директор Чувашинской восьмилетней школы Третий год дружина нашей школы носит имя правофланговой, третья а л ая лента ЦК ВЛКСМ прикреплена к древку дружинного знамени. Наши ребята живут по девизу: «По-ленински жить и учиться, по-ленински жить и мечтать!». Стоило обратиться учителям школы и председателю колхоза «Новая жизнь» за помощью к ребятам по очистке полей от корнезищ после корчевки, они дружно, в один день убрали 80 гектаров. Наши школьники оформили красный уголок на животноводческой ферме ' и до конца учебного года шефствовали над ней. А к XXV с ъе зд у КПСС заключили договор на социалистическое соревнование с работниками животноводства и успешно справились с задачами, которые поставили перед собой. Летом ребята являются неизменными помощниками на сеноуборке. Более тонны макулатуры было собрано учениками, школы в этом году. Ребята любят трудиться, им прививается любовь к ТРУДУ с м алы х .де т , поэтому большинство выпускников нашей шцолы идут в сельскохозяйственные ■учебные заведения, после их окончания работают в родном кол- х<У Ежегодно т ] / ится на ксхТИайне ‘выпускшМ’ школы Михаил Седаков, который идет всегда в первых рядах. Хорошо работают Саша Григорьев, Саша Александров, братья Саша и Николай Иер- ц ^ ы и многие другие. Успешно проходят практику студенты, сельскохозяйственного техникума братья Тимофеевы, В. Макарова, Н. Краснов — недавние наши выпускники. У нас есть с кого взять пример. Это — труженики старшего поколения: тракторист Т. И. Александров, скотник Т. И. Пашалов, ье- тераны-учителя А. А. Б аж а нова, М. Н. Петрова. С ними дети встречаются, слушают рассказы о их трудовом пути. Как исключительно важную задачу XXV съезд нар^ тии назвал задачу нравственного воспитания подрастающего поколения. Трудовой энтузиазм нашего народа, героизм советских людей в годы гражданской и Отечественной войн, произведения А, Толстого, Б. Полевого, А. Фадеева и другие дают нам, учителям, благодатный материал, который помогает воспитывать детей настоящими людьми. Десятая пятилетка — это пятилетка эффективности и качества. Наша первостепенная задача — вооружить учащихся прочными знаниями основ наук. И здесь огромное поле деятельности для всех педагогических коллективов. Мы не можем сказать, что достигли желаемых результатов, у нас из 102 учащихся — 39 хорошистов. Это чуть больше одной трети. Значит, коллективу предстоит много поработать. Эта проблема нам под силу, потому что у нас работают товарищи, увлеченные своим трудом, такие, как Г. Л. Савина — учитель истории, отличник народного образования М. Н. Петрова, биолог М. И. Курцева, учитель математики В. С. Яковлева и другие. В е р я с коммунистов пример. Н. Ф. ЯРОВАЯ, секретарь райкома ВЛКСМ Первоочередная задача школьных комсомольских и пионерских организаций — продолжать пропаганду и организовать глубокое изучение всеми учащимися Отчетного доклада ЦК КПСС, документов и материалов XXV съезд а партии, донести его идеи и мысли до каждого пионера и комсомольца. ЦК ВЛКСМ проводит в 1 9 7 6 —80!годах Всесоюзный Ленинский зачет «Решения XXV съезд а КПСС — в жизн ь». Зачет в школе нера зрывно увязан с целями и задачами ; учебно - воспитательного является в* г о ой частью вер ^системы кЖь.^нистическож, воспитания учащейся молодежи. По итогам смотра сочинений «Берем с коммунистов пример» можно судить о том, что эта форма работы стал а у ж е'традиционной и п о л ь зу е т с я большой популярностью в школах. Организованно, интересно он был проведен в Чувашинской, Федоровской, Чебаковской восьмилетних, Северной средней школах. Значительная часть сочинений — это ра зд умья ребят о судьбах людей старшего поколения. На высоком уровне прошел обмен комсомольских документов во всех ученических комсомольских организациях. На областном смотре-конкурсе, ' посвященном XXV съе зду КПСС, успехов добились Ново-Троицкая и Верх-Красноярская средние школы. 20 0 комсомольцев - школьников я вл я ются отличниками и хорошистами учебы. Пионерские отряды и дружины активно участвовали во Всесоюзном Марше под девизом «Берем с коммунистов пример!». В ходе Марша значительно вырос идеи- но-нравственный уровень работы пионерских коллективов, увеличился посильный вклад каждого пионера, звена, отряда, дружины в трудовые свершения советского народа, в борьбу за глубокие и прочные знания. Больше 100 пионеров завоевали почетное право подписать ра порт Всесоюзной пионерской организации XXV съезду КПСС. 985 пионеров активно занимались в предметных кружках, являются читателями библиотек, участниками предметных олимпиад и конкурсов. По итогам Марша шести пионерским дружинам присвоено звание «правофланговая». Пятый пленум ЦК ВЛКСМ принял решение о продолжении Всесоюзного Марша пионерских отрядов на 197 6— 1980 годы, рассматривая его как примерную комплексную программу деятельности пионерской организации. Первый этап нового Марша посвящается 60-летию Великого Октября, ставит своей зада чей развернуть во всех пионерских дружинах, отрядах, звеньях активную и всестороннюю работу по достойной встрече славного юбилея. И з о п ы т а р а б о т ы с комплексом ГТО В. И. ВАСИЛЬЕВ, преподав атель ф и з к у л ь ту р ы Верх-Красноярской средней школы Одним из главных направлений в развитии массового спорта является комплекс ГТО. А период обучения ребенка —• '©то период, когда формируются все необходимо важные жизненные 'функции ор ганизма. К тому же степень физической подготовленности — один из основных признаков, характеризующих готовность юноши к службе в армии. В начале учебного года у нас пл анируется вся работа по комплексу ГТО. План предусматривает проведение с каждой возрастной группой оздоровительных и спортивно-массовых мероприятии, а такж е военно - патриотических занятий по ГТО. Существует много различных форм спортивно-массовой и военно-патриотической работы. В нашей школе траходимости физической и военной подготовки будущего воина. В программу этого конкурса включаются различные спортивные и военно - прикладные состязания. Это бег, езда на велосипеде, стрельба, вождение трактора и т. д. От участников конкурса требуется знание теоретических сведений комплексов ГТО, начальной военной подготовки и сообразительность. Длится конкурс 2 —2 ,5 часа, заканчивается вручением призов, наград победителям. Осенью и весной в нашей школе проводятся дни бегуна, прыгуна, метателя, когда учащиеся сдают нормы ГТО по легкой атлетике. На эти через «молнии» и турнирные таблицы. Зимой, как минимум два р а за проводятся лыжные соревнования, которым предшествуют довольно продолжительные тренировки. Нередко в старших классах эти соревнования привлекаются классные руководители в качестве помощников. Осень— это у нас еще и сезон спортивных игр. Проводятся соревнования по футболу, волейболу. Об их ходе все болельщики информируются соревнования сочетаются с элементами начальной военной подготовки. Например, со стрельбой из малокалиберной винтовки или с бегом в противогазах. Известно, что одной из важнейших норм ГТО я вл я ется туризм. В нашей школе он давно уже стал не только заботой учителя физкультуры, но обязательным звеном всей общественной воспитательной работы. Обычно осенью ребята уходят в многодневные туристические походы. Цель их — краеведение. Мы были в местах, где жили партизаны в годы гражданской войны, были в Биазе, Гражданцево и т. д. Весной чаще ребята отправляются в суточные ту ристические походы. Естественно, что им приходится выполнять все, что требует от туриста комплекс ГТО. З а дача школы — сделать большинство учащихся реально причастными к спортивным успехам, а главное — воспитать их здоровыми, крепкими, стойкими. О связи школы с колхозным производством В. И. ДРАГАН, председатель колхоза «Восход» XXV съезд КПСС наметил пути дальнейшего развития сельского хозяйства. Чтобы успешно решить поставленные задачи, нужны хорошие кадры, и для этого необходимо нашим детям прививать любовь к земле со школьной скамьи. Должна быть установлена тесная связь школы с колхозным производством. Как эта связь осуществляется в нашем колхозе? Мы постоянно заботимся о быте наших учителей, чтобы устранить текучесть школьных кадров. Более половины учителей у нас живут в колхозных квартирах. Заботимся об обеспечении их коммунальными услугами. Большая часть детей проживает в интернате, где они обеспечиваются всем необходимым. В Большую помощь оказываем в организации отдыха школьников во время каникул, в подготовке к школьным праздникам. Школа, в свою очередь, также оказывает посильную помощь колхозу в уборке урожая. Р е бята с желанием трудятся на току, животноводческих фермах. В течение всего учебноэтом году вводится в эксплуатацию новый интернат на 50 мест. Организована подвозка детей. Правление колхоза поддерживает постоянную связь со школой, интересуется состоянием дел в ней, успеваемостью и дисциплиной учащихся, в случаях необходимости беседует с родителями во вопросам воспитания. го года ведется соревнование между животноводами и учащимися. Постоянно подводятся итоги. Экран успеваемости школьников вывешивается не только на фермах, но и в конторе колхоза. В летнее время агитбригада из учащихся выступает перед механизаторами и животноводами. Так что дети наши в курсе всех колхозных дел. Старшеклассники помогают в з а готовке сена. После окончания школы многие ребята идут в СПТУ, в сельскохозяйственные техникумы, училища, институты. Мы растим своих механизаторов. ветврачей, зоотехников, агрономов, шоферов, доярок. Среди механизаторов, которые у нас сейчас трудятся, 70 процентов — молодежь. Только в этом го-' ду из Северного СПТУ пришли к нам 6 человек. В Новосибирское ГПТУ мы направили 10 человек, чтобы они приобрели специальность токарей, газоэлектросварщи- ков. В настоящее время учится 5 колхозных стипендиатов. Мы уверены, что все они будут работать в нашем хозяйстве. Дружба школьного коллектива с колхозом оказывает огромное влияние на формирование личности каждого ученика. От чего зави сит у с п е х Е. С. ЮДИНА, преподаватель иностранного языка Северной средней школы диционными стали конкурсы «А ну-ка, п арн и » . ,О н и ставят своей целью не только воспитание физических качеств, но и чувства патриотизма, советской гражданственности. Каждый такой праздник открывается выступлением участника Великой Отечественной войны или человека, прошедшего службу в рядах Советской Армии. Они говорят о необНаша задача состоит в том, чтобы при знакомстве с духовными ценностями других народов воспитывать интернационалистов, всемерно способствовать развитию марксистско - ленинского мировоззрения, идейной убежденности, чувства советского патриотизма у детей. Мы, учителя иностранного языка, ведем работу в двух направлениях. Во-первых, широко используем материалы, знакомящие со страной изучаемого (немецкого) языка. Воспитываем интерес. Однако интерес к стране не должен превращаться в некритическое восхваление. Отдавая дань восхищения ее лучшим представителям (Гете, Шиллеру, Гейне, Брехту), следут че з а бывать и *Ъ мрачных страницах в истории народа, о причинах, породивших их (фашизм, вторая мировая война). Так, при изучении города Веймара и его достопримечательностей мы напоминаем учащимся, что рядом с этим прекрасным местом находится Бухенвальд. Изучая тему «Наука, ученые той или г ной страны, стараемся показать высокие достижения научно- технической мысли ученых и в то же время приходится не забывать о безработице, нищете трудящихся, о расизме, колониализме. Во-вторых, наряду с этим привлекаем материалы о нашей стране, показываем преимущества социалистического строя. Используем при этом актуальный материал из газет, журналов, снимки, рисунки, плакаты. Часто у старшеклассников возникает вопрос о культурной жизни молодежи стран изучаемого язык а. Мы в своей воспитательной работе должны к этим проблемам подходить правильно. Естественно, от нас требуется большой такт и, конечно, знания. Для этого и на уроках иностранного я зы к а широко можно и нужно привлекать произведения искусства, репродукции, диафильмы.
RkJQdWJsaXNoZXIy