За дело Ленина, 1976, № 47

I Субботнику — ударный труд Киев. 17 апреля в колхозах и совхозах республики будут действовать 719 механизированных отрядов цо вывозке удобрений, которые доставят на поля около 500 тысяч тонн перегноя. Из мастерских и ремонтных заводов в этот день выйдет более 1150 отремонтированных тракторов. комбайнов и автомашин. Автомобилисты наметили * перевезти 657 тысяч тонн сельскохозяйственных грузов. Минск. Земледельцы Минской области решили посеять 17 апреля 23 тысячи гектаров зерновых и картофеля — значительно больше, чем в обычный день. На крупных площадях будет проведена подготовка почвы, вывозка органических удобрений, очистка лугов и площадей от камней. Вильнюс. Коллектив объединения- «Нерис» в день субботника решил собрать за смену семь мощных агрегатов по производству травяной муки вместо пяти по норме. Один из них будет изготовлен из сэкономленного с начала года металла. ТАСС Обязательства перевыполнили До начала вывозки леса администрация, партийная и профсоюзная организации Северного леспромхоза разработали условия социалистического соревнования механизаторов на этой очень важной работе. Состоялось собрание. Трактористы принимали индивидуальные обязательства — вывезти из тайги круглого леса по 750 кубометров и более. Сейчас сезон работы закончился. Подведены итоги. Лучшего результата добился тракторист"^: Н. Шиндяйкин. Он вывез на нижний склад полторы тысячи кубометров древесины и занял первое место в соревновании. Отлично трудились тракторист коммунист В. И. Дигин и тракторист М. И. Петров. Они доставили по 1380 кубометров круглого леса. А до открытия XXV съезда КПС эти механизаторы вывезли леса по тысячи кубометров. Хороших показателен в труде добивается старейший механизатор В. Д. Уливанов. Он работает на тракторе ТДТ-55, обеспечивает пилорамы круглым лесом и отвозит готовую продукцию к месту штабелевки. А в марте тов. Уливанову вручили трактор ДТ-75 и направили на вывозку леса из тайги. За короткий срок до конца созона он доставил на нижний склад 550 кубометров деловой древесины. В зимнее время пилоцех работал в три смены. Весперебой- но обеспечивали его круглым лесом трактористы В. Ф. Ковалев, А. П. Палкин. крановщики В. Е. Григорьев и А. Т. Ананьев. Так дружно, организованно работают механизаторы леспромхоза. Предприятие успешно выполнило производственный план первого квартала. Пролетарии всех стран, соединяйтесь! И Л С У 1U Орган Северного райкома КПСС и районного Совета депутатов трудящихся Новосибирской области № 4 7 ( 4 3 9 7 ) 17 апреля 1 9 7 6 года Суббота Г о д и з д а н и я 41-й Г а з е т а в ы х о ди т тр и р а з а в н еделю Ц е н а 2 коп. Готовятся к пастбищному сезону Идет месячник завершения зимовки скота — можно сказать самый о т в е т с т ­ венный п ери од у раб отни ­ ков животноводства. Перед ними сейчас стоит задача — не допустить снижения надоев молока, сохранить все поголовье животных. В к олхозе им. X X I I съ е з д а КПСС взяты на строТий учет все резервы кормов. Подсчитано, что их о с т а ­ лось около т ре х центнеров ко рм о вы х единиц на у с л о в ­ ную голову, чт о вполне, д о ­ статочно до конца ст о й л о ­ вого содержания. В с е к о р ­ ма находятся возле фермы. В рационе животных сено, солома, силос, ф ураж . Х о ­ рошие их запасы дали в о з ­ м ожность добавить н е к о то ­ рым гуртам в рацион сен о и фураж. | Сейчас по к о л хо з у надаивают о к ол о восьми килограммов мол ока в су тки на фуражную к орову . По с р а в ­ нению с этим же периодом прошлого года эт о почти на полкилограмма больше. Кол ­ хоз справился с квартальным планом продажи г о с у ­ дарству молока и мяса. П ервенство в социалисти ­ ческом соревновании у д е р ­ живает коллектив Северной молочнотоварной фермы. За квартал получено по 4 8 9 килограммов молока на ф у ­ ражную к орову . А доярка этой фермы О. Д. Винникова надоила более 6 0 0 килогр аммов. Успешно справляю тся с о своими о бя з а те л ь - ту» J.и к=г» ив. ■ Г 'Ш'"'' . . . . . П1Н1нмшпм|н1|1| ШШ М Е С Я Ч Н И К . Ш Г т< Ш Ц М | i l l ... ' l l , hi... ц г iii 1 ш г ,;,, ; ; т iliinlHimmi"» ПН!!! ™ fflllll 'nllW.iHHiHIH1 IIH illlll!" 1 1 Ц9Ц Е Р 111в Н И Я ствами доярки Гражданцев- ской фермы С. М. Кашка- дарова и М. М. Федорова . Они получили молока по 5 6 0 — 5 8 0 килограммов на корову. Отличных р ез уль та ­ тов по привесам добилась телятница Малиновской фермы М. Фролова по 110 0 гр аммов в сутки на голову. Скотник этой же фермы П. Желдаков п олу ­ чил привес о т телят старш е ш естимесячн ого в о зр а ст а по 6 2 3 гр амма в сутки . Как всегда хороши е пок аза ­ тели имеет по закрепленной группе телятница Северной молочнотоварной ф е рм ы П. Кузнецова. Таковы итоги квартала. Руководи тели колхоза уж е думают о б организации пастбищн ого сезона . Этот воп ­ рос о б суж д а л ся 13 апреля на заседании правления. Определено количество г у р ­ тов, выпаса, люди, к о т о ры е бу д у т отвечать за с остоян и е гу ртов . За дойными гуртами закреплены опытные пастухи. В Гражданцево,! к примеру, э т о Д. В. Безгин и В. М. Томашенко, Н. В. Теплинский и А . Н. Ш у р - мелев, В Северном — И. П. Винников и Г. Я. Кротенок. Подумали здесь и о пастбищах. Дойные г у рты центральной усадьбы , а также г у рты нетелей и тел очек бу д у т пасти в районе Плоской гривы. В Ударнике пер ­ вый раз животных выгонят на новые к ультурные пастбища. В Малиновйе у л у ч ­ шилось положение с в о д о ­ поем. что повлияет на повы ­ шение продуктивности дой ­ ного стада. М. К О Х Т Е Н К О В А . СОСТОЯЛАСЬ ПРОВЕРКА Ф ЕРМ Недавно по поручению партбюро колхоза им. М. Горького председатель гр уп ­ пы народного контроля и председатель депутатской группы образовали комиссию по проверке работы Федоровской животн оводче ­ ской фермы. В задачу к о ­ миссии входила проверка санитарно - гигиенического состояния , соблюдения распорядка дня, качества получаемой продукции на ферме. После проверки с о с т о я ­ лось заседание, на к о т о р о е были приглашены главный зоотехник колхоза Н. Н. Сысенко, ветфельдшер А . Г. Михайлов, механик по т р у ­ доемким процессам в животн овод стве Н. И. Громов, доярки, скотники и другие работники животноводства . Сообщая о результатах проверки, председатель д е п у ­ татской гр уппы Л. П. Попова рассказа ла о ряде н едо ­ статков: в антисанитарном состоянии доильные аппараты, грязные фляги, т р у ­ пы павших телят вскрываю т ся несвоевременно. Председатель группы народного контроля Н. Г. Пузырев сказал, что по этим причинам снижается качество м о ­ лока — чистота его ж е ­ лает бы ть намного лучше. На заседании комиссии выступили учетчица фермы Н. i i . Ковалева, механик II. И. Г р ом о в , передовая доярка Л. А . Тараканова/ скотники Н. Г1. Первое, II. И. Ясенков. Они у к а з ы ­ вали на различные н едо ­ статки, снижающие ре з ул ь ­ таты р а б о ты и к ачеств о продукции. ВI,юту пи вша я затем глав ­ ный зоотехник Н. Н. Сы ­ сенк о сказала, что к о рм о ­ вой рацион на ф ерм е был все время сравнительно неплохим. Председатель колхоза И. Д. Виноградов под ­ черкнул, чт о н едостатки нельзя оправдывать т ольк о рационом кормления. По сравнению с другими х о ­ зяйствами дела с кормами в к олхозе го р а зд о лучше. Но по группам молодняка получен отве с . Это говорит о б е з отв ет ств ен ном о т н ош е ­ нии н ек оторы х людей к п орученн ому делу. Специалистам нужно больш е вникать во все дела по у х о д у и содерж анию животных. Комиссия и д епутатская группа, в частности , приняли решение, направленное на устранение отмеченных недостатков. Л. П А В Л О В А , С У Т О Ч Н Ы Е Н А Д О И мол ока на к о р о в у на 13 апреля 197 6 г. (в килограммах ) По к о л х о з а м Надоено на к орову кг Колхозы, фермы 1976 г. С юо2 Путь к коммунизму 8,7 8,5 Заветы Ильича 8,2 9.3 им. М. Горького 8,2 8,0 им. XXII съезда КПСС 8,0 7,6 7-й съезд Советов 7,8 8,8 Память Ленина 7,3 8,2 Восход 7,3 7,6 им. К. Маркса 7.0 6,0 Новая жизнь 6,4 7,5 Борьба за мир 6,2 7,4 По району 7 . 6 8 , 0 По ф е р м а м Томиловская 10,0 8,0 Медвсжинская 10,0 11,0 Веселовская 9,3 9.3 Кордоновская 9Д 8,1 Надеждинская 8,8 7,0 Сургутовская 8,7 10,0 Ново-Троицкая 8,5 10.4 Михеевекая 8,4 11,6 Ударницкая 8,2 6,7 Малиновская 8.2 7,8 Федоровская 8,0 9,0 Рязанская 7,9 6,0 Больше-Куликовская 7,8 7,2 Чебаковская 7.8 8,8 Ичкалинская 7,7 6,2 Биазинская 7,6 8,1 Гражданцевская 7,6 7.0 Алексеевская 7,4 13,8 Верх-Красноярская 7,3 8,5 Северная 7,2 10,6 Останинекая 6,8 10.0 Ново-Никольская 6,7 8,5 Забоевекая 6,5 7,0 Витинская 6,5 7,2 Чувашинская 6,5 7,8 Ургульекая Б,4 7,4 Бергульская 6,4 5,7 Алешинекая 6.3 6,8 Остяцкая 6,1 6,5 Ново-Покровская 4,7 6,3 В Витинской бр игад е к о л х о ­ за « В о с х о д » нет ’ ремонтной м а стер ск ой , п о э т о м у п о д г о т о в ­ ку прицепного с е л ь х о з и н в е н т а . ря механизаторы начинают с наступлением потепления. Б о ­ роны уж е давно сделал к у з ­ нец А. ' А. Петров. Й. А . С е р ­ геев , В. С. Фадеев и С, Е, Краснов подготовили три с е ­ ялки для посева с и л о сны х культур. Собрали новый си ­ лосный комбайн, сейчас комп ­ л ек тую т культиватор. Им предстоит также с о б р а т ь с ц е п ­ ки и две сеялки. к о т о р ы е должны на днях привезти. М е ­ ханиза торы заверили, что в есь инвентарь к весенним пол евым работам бу д е т п о д г о то в ­ лен в ср о к и с х орошим качеств ом . На снимке: механизаторы ведут с б о р к у культиватора. Ф о т о П. Смел ов а. м. язиков.

2 11111111 i 111111J11 i 111i 11 j i I'i 11 ii 1 i 1111111П111 i 1111111 i l l 11111111111111111 ш 11 ш 11111111 З А Д Е Л О Л Е Н И Н А n i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i f i i i i i i i 1 7 апреля 1 9 7 6 года ♦ № 4 7 ОДНО ИЗ ГЛАВНЫХ УСЛОВИИ Основным истбчйико! побуждения младшего школьника- к умственному труду на уроках и на внеклассных занятиях может послужить интерес. Поэтому каждый учитель должен искать и находить средства и способы Заинтересовать детей теми заданиями, которые он предлагает в процессе работы. Интерес, как и другой вид эмоционального состояния, имеет явное внешнее выражение на лицах детей, в их поведении, в словесных откликах. По этим внешним признакам учитель всегда может судить о том, вызван ли у детей интерес к работе па данном уроке. Познание математических явлений осуществляется пр’й помощи мыслительных действий и логических операций. Это обязывает нас, учителей математики, при формировании познавательных интересов тщательно учитывать характерные особенности учебной деятельности, в ..частности. наличие элементов новизны в содержании материала, формы организации учебной деятельности. Каждый урок должен служить ие только для усвоения материала, но и как источник развития познавательных интересов. Я в практике работы стараюсь использовать самые разнообразные приемы и средства для, развития интереса учащихся: одновременное изучение связанных между собой вопросов, решение прямых и обратных задач, разнообразные переходы от условия задачи к схеме, от схемы к составлению по задаче выражения и от него— к условию задачи, частичное изменение схемы числового выражения или условия задачи. Особо оцениваю оригинальность выполнения задания. Пятиклассникам часто,, предлагаю решить уравнение, ответ на которое служит им оценкой. Например: ( 1) - ( - 6) ( 1) + ( +6)-- 5, ( - 1) —< -5) - 4, (—5) 4 (4-8 ) — 3 и т. д. Восьмиклассникам будет оценкой работы корень предложенного уравнения. Привлечь внимание детей и вызвать их удивление — это.лишь начало возникновения интереса, и добиться этого сравнительно легко, труднее удержать его' и сделать достаточно стойким. Большое значение в поддержании устойчивого интереса имеет практическая связь изучаемого вопроса с жизнью. Па уроках математики все вводимые понятия сначала выясняются на ' конкретных примерах окружающей жизни. Изучение материала на первых ступенях обучения обязательно сопровождается применением принципа наглядности, чтобы у ребят предлагаемые объекты были под «пальцами» и перед глазами. Педагогические ч т е н и я Так, при нахождении площади прямоугольника говорю, что, возможно, многие из вас будущие инженеры - строители, а потому уже теперф важно хорошо научиться находить площади. Ведь прежде чем возводить здание, необходимо разметить площадку. И как важно правильно ее определить! Сюда потом вкладывается строительный материал. Ребята получают задание вычислить площадь пола, доски, площадь крышки стола, тетради и т. д. А затем предлагаю вычисление таких фигур, которые предварительно надо разбить на прямоугольники, квадраты. Такие фигуры получает каждый и сам узнает, сколько квадратных единиц содержит данная фигура. Тема «Уравнение» раскрывается на ряде примеров, где учащиеся выступают в роли продавца. Определяя вес некоторых предметов, решая жизненные задачи, они подходят к общим приемам решения уравнений. При изучении с восьмиклассниками вопроса «Функция у = а в степени х и ее свойства» объясняю, что многие процессы природы, такие, как распад реактивного вещества. рост численности бактерий в некоторый про- межуток времени, изменение атмосферного давления с изменением высоты над уровнем моря и другие могут быть описаны с помощью указанной формулы. С этой формулой и предстоит работа. Источником познания для нас. является материальный мир с общественной деятельностью людей. И отсюда — в процессе познания изучаемых предметов и явлений надо прежде всего отправляться именно от самих вещей, от фактов. Без этого невозможно формирование понятий, сознательное усвоение. Мы, учителя, должны вести ребенка к абстрактному мышлению, строить его абстракции на конкретной базе, а затем организовать закрепление усвоенных правил, законов, теорем путем применения их в дальнейшей практике ученика — в задачах, в упражнениях, в самостоятельных творческих работах. Большое значение в формировании устойчивого интереса имеет и внеклассная работа: выпуск математических газет, проведение математических вечеров, бесед с целью расширения кругозора, использование кино, диафильмов. Интересным был у нас выпуск газеты «Юный математик». На ее полосах поместили заметки о ребятах, увлеченных математикой, и различные 'ребусы, задачи, головоломки, которые потом используем на математическом вечере. Хорошим отгадчиком оказался Коля Середа, он безошибочно угадывал задуманный учеником день недели, либо возраст человека. Активное участие в разгадывании викторины и подготовке вечера принимали Люда Арыкова. Вера Панова, Лида Семенова, Галя Макарова, Надя Иванова. Эти ребята хорошо учатся в 9 классе. С членами кружка юных математиков я проводила беседу «Современные ЭВМ», остановилась на том, что в 1874 году русский инженер Однер изобрел арифмометр, которые до сих пор используются в бухгалтериях. в том числе и в бухгалтерии нашего колхоза. Лучшей ученице Люде Арьшовой предложила перемножить два четырехзначных числа. Она умножала на бумаге, а работница бухгалтерии А. М. Петухова эту операцию выполнила моментально с помощью прибора. Все были удивлены. Позже старенький арифмометр появился у них в классе. Все с увлечением знакомились с. принципом работы прибора, учились выполнять на нем операции на умножение и дудение. В заключение еще раз хочется подчеркнуть, что пробуждение интереса к знаниям, к своему предмету, выявление склонностей детей — одно из главных условий успешного решения совместных задач обучения и воспитания подрастающего поколения. ^ Т. В Е Р Б И Ц К А Я , преподавательница математики. с. Ново-Троицк = « ПО Г Е Р О Я М Р А В Н Я Е М Ш А Г» Саратов.. П роектно - изы ­ скательский ..институт «П ри - в о л ж г и п р о в о д х о з » р а з р а б о ­ тал для с о в х о з а « Э н г е л ь с - с к и й » проект орошения с а ­ да по б о р о з д а м из п одз ем ­ н о г о т р у б о п р о в о д а . Полнос т ь ю механизированный полив бу д е т у пр авля ть ся с д и с п е т ч е р с к о г о пункта. В новой пятилетке инстит у т у п ред стои т подг отови ть пр о е к т н о - с м е т н у ю д о к у ­ ментацию для орош ения т р е х с о т т ы с я ч ге к таро в - зе ­ мель. На сн им к е : р у к ов оди тели гр упп В. Дерин ( сл е ва ), А. Г е р а с и м о в , и инженер Н. Мельникова о б с у ж д а ю т проект орош ения са'да. Ф о т о Ю. Набатова (Ф о т о х р о н и к а Т А С С ) В М И Р „ Ч и т а й - г о р о д а*4 Интересный утренник для своих юных читателей подготовили работники детской районной библиотеки. Назывался он «Путешествие по Читай-городу». Па привычных открытых стеллажах с полками научно - познавательных и художественных книг, возле которых ребята побывали не раз, и раскинулся этот город. Город как город — с улицами, площадями, аллеями и дворцами. Названия их оформлены ярко, красочно: «Ленинский проспект». «Площадь революции», «Аллея героев», «Дворец спорта», _ «Сад стихов», «Дом Гайдара», «Музей ПушкинаС I читальном зале — продолжение города: «Улица Пионерская», «Дом искусства», «Сказочный городок», в котором. собраны самоделки ребят— герои сказок. И вот совсем недавно улицы «Читай-города.» заполнили учащиеся 3— 4 классов Северной средней школы. Экскурсоводы провели их по всем «площадям», «скве- ■рам», «садам», познакомили с достопримечательностями «города». Ребята прослушали беседы о доме А. Гайдара и музее Пушкина. На «Аллее героев» они почтили память тех, кто отдал свои жизни, защищая* нашу Родину от врагов. Прозвучали в исполнении детей стихи о долге, мужестве, бессмертии. Задержались дети и на «улице Пионерской». Интересно ведь было узнать о делах таких же ребят-школыщков дргих 'школ нашей страны, и о делах детей за рубежом. Утренник закончился. Покидая «Читай-город», каждый -ученик, унес из него понравившуюся ему книгу. Г. МАКСИМОВА . По этой теме в районной библиотёке.. оформлена книжная выставка, есть два альбома газетных вырезок: «Герои девятой пятилетки» и «Дел’ а и люди нашего района». Но ни выставка, ни альбомы не могут отразить многообразия литературы по героике наших будней. Поэтому в помощь читателю мы рекомендуем ’ библиографические указатели, есть в читальном зале тематическая картотека «БАМ стройка всесоюзного значения». * По теме «Героика труда» недавно у нас состоялся разговор в 9 « б » классе средней школы. В подготовке обзора мне помогла ученица этого класса Люда Архипова. Она подбирала материал для беседы по картотеке газетножурнальных статей. Н . Б У Ш М А К И Н А , библиотекарь. ИНТЕРЕСНЫЕ ЦИФРЫ За 19 7 5 год в нашей с т р а ­ не бы л о выра ботан о тысяча миллиардов килов атт-часов электроэнергии. А по плану 10-й пятилетки в 1 9 8 0 год у эл ектроэнер гии будет, в ы р а б о ­ тано 1 3 4 0 — 13 8 0 миллиардов киловату-часов. * * * В 1 9 7 5 г о д у было ч д о бы то нефти 491 миллион тонн. В 1 9 8 0 году нефти намечено д о ­ быть 6 2 0 — 6 4 0 млн. тонн; с т а ­ ли — с о о т ве т ств ен н о 140 млн. тонн и 1 6 0 — 170 млн. тонн. * ♦ * За сед ьм ую пятилетку о б ­ щий о б ъ ем капитальных в л о ­ жений в народное х о зя й ст в о С С С Р составил 2 4 8 млрд, р у б ­ лей, в девя тую — 5 0 0 миллиардов, а в д е ся тую пятилет ­ ку капвложения (в со п о ст а в и ­ мых ценах) со с та в я т 6 2 0 — 6 3 0 миллиардов рублей. * * * Среднегодовой с б о р зерна по С С С Р в 1951 — 5 5 годах с о ­ ставил 8 8 , 5 миллиона тонн, в 1971 — 75 гг. — 180 миллионов, в 1 9 7 6 — 8 0 годах намечено получить по 215.— 2 2 0 миллионов тонн в с р е д н е м г ё год. С о к р о в и щ а * ” человеческой мудрости * Нам нужна полная и прав ­ дивая информация. В. И. ЛЕНИН ‘ Правда — в о з д у х ; б е з к о ­ т о р о г о жить нельзя. И. Т У Р Г Е Н Е В * Правда — э т о значит п о ­ беда с ов ести в человеке. М , П Р И Ш В И Н * Даже в пустяках надо бы ть правдивым. М. Г О Р Ь К И Й * Самая горькая , правда в сегда лучше сладкой лжи. Н. О С Т Р О В С К И Й * Ч е ст н о сть ума с о с т о и т в том., ч т о бы не о т с ту па ть перед правдой. г * - Р . Р О Л Л А Н * Ничто так не отрезвля ет человека, как тру д . М. С А Л Т Ы К О В Щ Е Д РИ Н * Ф р а з е р с т в о и дело — непримиримые п р отив оп ол ожн о ­ сти. К. М А Р К С * Когда говориш ь х о р о ш о , никогда не говориш ь слишком много. i Ж . Р Е Н Ь Я Р Стихи наших читателей П о б е д а ! Был этот путь суров и долог, Немало жизней взял. Многострадальная Ангола Теперь Свободна — вся, — Победа!— нынче это слово Слышнее всех других И снова вызвенит и снова Из теплых губ людских. Страны свободной реет знамя — И нет надежней рук. Ангола знает, твердо знает, Кто враг ее, кто друг, Кто ей помог в борьбе, кто предал,— И ясен путь вперед. И защитит свою победу Ее творец — народ. Ю. НИ К ОЛА ЕВА .

0 1 7 апреля 1 9 7 6 года ♦ N° 4 7 U i i i n i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i m i i i t З А Д Е Л О Л Е Н И Н А i i i i i i i i i i H i i U M l i i l i i i i i i i f i i i i i t i i i i l i m i i i l l i i i H l l l i i i i i i i i i i i i i l i l l M i i i H i i i i i i i i i i 3 Краешком глаза ЧЕРНЫШ И Черныш — т е м н о п у х о ­ вый кролик с острен ь кой мордочкой и ’ широко о т к ­ рытыми глазками — появился у с е р ой ма мы -к р о л ь ­ чихи. Он оказался че т в е р ­ тым по сче т у , но самым первым по проказам и см е ­ лости. В -’детстве Черныш жил в одной клетке с , мамой, братьями и сестрами . Кон ечно, было т еснова то , но весело. Так чт о до т е х пор, пока хозяйка — женщина д о б ­ рая и энер гичная — не отсадила его в отдельную клетку, поставив предвари ­ тельно баночку с в одой , положив немного д уш и с т о г о сена. Клетка Черныш у понравилась: чистая , свободная . Т ольк о вот арх и тек ту ра пришлась ему не по вк усу . Он был рад т о м у , ч т о в но ­ вом жилье две комнатки. Но вот то, чт о одна из них с ов ерш енн о темная — с о в ­ сем никуда не годилось. Пришлось з ан я ть ся реконструкцией. ’ Прежде в сего нужно было, о п р о б о в а т ь кре- ' п ость стен. И тут Чернышу явно повезло: одна с т ен ­ ка оказалась тоненькой , легко поддалась е г о молодым зу бкам. Так бы л о про ­ р у бл ен о окн о в мн ог она се ­ ленный хлев. П ервое зн ак ом ст в о Ч ерныш завязал с З орьк ой , вы ­ с ок ой л обастой т е л к о й - о б - жорой . Тут он узнал, чт о не т о л ьк о кролики сен о п о ­ читают за лучшую пищу, Понцл он и то, чт о даже первый дру г может п о с т у ­ питься зн ак ом ст в ом , если с ен о о к аж е тся Слишком близко к краю. По все нее с этим можно бы л о мириться: ему вполне хватало и т о г о , чт о ' о с т а в а л о с ь п о с ­ ле несправедливой дел еж ­ ки. В с к о р е у Черныша поя ­ вился ещ е один приятель, ‘ Т очн ее — приятельница. Он ежеднев но слышал п о бу дк у г о р л а с то г о петуха, з а б отли в ое квохтанье к у ­ риц. Правда, он т ерп еть не мог, когда какая -нибудь х охлатк а готова была о п о ­ в е сти ть в е с ь белый свет о б очер едн ом яйце, отл ож ен ­ ном в яслях или в ящике, Наступила весна — красивое время года, когда птицы возвращаются в родные места. Учащиеся 4 — 8 классов нашей школы решили провести утренник, посвященный прилету птиц. На совместном заседании ' комитета комсомола и совета дружины был составлен план проведения утренника. Прежде всего ребята приступили к постройке домиков для птиц.* Когда подвели итоги, то оказалось, что первое место занял пионерский отряд имени Аркадия Гайдара (седьмой класс). У них изготовлено 59 скворечников, хотя в классе всего 19 учеников. Второе место присуждено ребятам из 8 « б » — 30 скворечников. Третье место досталось пионерам из отряда имени Гули Королевой (пятый класс) — 28 скворечников. А всего птичьих домиков было сделано 196. Из ребят особенно постарались Владимир Власенко БЕЛЯНКА счи тая э т о признаком д у р ­ н ого тона. Он высовывал го л о в к у в окно, шевелил губками, б у д т о со в е ст и л х ва стун ью . Потом, к огда все стихало, вновь принимался ж ева ть в к усн ое , подсол ен ое сено. Однажды в окне п о к а за , л а с ь ' белая гол ова с к о р о т ­ ким крепким клювом, к расн ы й гр е б еш к ом набекрень. Черныш прыгнул н ав стр е ­ чу, желая преградить путь незваному г о с т ю , но п олу ­ чил такой тумак , что в глазах позеленело, п ож ел те ­ ло, разноцветные к руги закружились возле в какой-то дикой пляске. Черныш скокнул в у гол своей квартиры, принялся лапками поглаживать больное место. А курица, нахально п о г ­ лядывая на него, ра з гребла сено, потоптались на нем "и у с е л а сь , заж м ур ивши сь от у дов оль ств и я . Черныш взд у ­ мал подойти поближе, но с е рди тое грудн ое шипенье напомнило, о взбучке. « Л у ч ­ ше уж- -п е р е ж д а т ь » , )— п о ­ думал он и притаился, зад ­ ремав на минутку. Черныш проснулся , видимо,, от т о г о , что Белянка поднялась, шагнула к окну и с кудахтаньем ринулась вниз, на пол. Там, гд е она т о л ь к о что сидела, лежало б е л ен ь к ое , теилое яичко. Черныш обнюхал е го , у к а ­ тил лапкой подальше, ч т о ­ бы не мешало, а сам принялся за обед. В е ч е р ом пришла х о зя й ­ ка. Удивленно поглядела на Черныша ^ д е ск а ть , что ж е э т о ты, . парень, д о п у ­ стил т ак о е ) , покачала г о ­ ловой,, ■положила св е ж е г о сенца, а яичко унесла. Ч е р ­ ныш понял, что на> сегодня все беды к ончились .. . С тех пор так и п о ве ­ лось: через день белая к у ­ рица важно вступала в клетку, усажи в ал а сь п о ­ у добн ее и мн огозначи тель ­ но поглядывала в ок ру г , б у д т о дело ее бы л о никак не меньше г о с у д а р с т в е н ­ ного . А Черныш терп е л и в о выжидал, положив г о л о в у на лапки и б ы с т р о - б ы с т р о шевелил губками. А . НЕВСКИЙ . (изготовил семь скворечников). Галина Смык и Зоя Тишечко (шесть), Саша Алейников (пять скворечников). По - настоящему влюблен п природу родного края Коля Васильев, особенно он любит птиц. Недаром у него имеется 24 скворечника. Часть скворечников пионеры развесили у колхозной конторы, у сельского Совета. Часть раздали пенсионерам. А недавно состоялся caivj, утренник. С докладом выступила ученица седьмого класса Наташа Смертина. Потом прозвучало приветствие «Птицы — наши друзья». В заключение провели игру «Знаем ли мы птиц?» Все школьники остались довольны утренником, так как они еще больше узнали о своих пернатых друзьях. 3. АН ДРЕЕВА , преподаватель немецкого языка и ст. пионервожатая Гражданцевсной восьмилетней школы. Природа и люди Выпуск № 4 (54) А п р е л ь — с н е г о г о н Апрель водою славен: талая, живая пода клокочет, поблескивает на солнце, сбегая в лощины и овраги. С полей слило. Лишь в укромных местах не, изник снег. Да в лесу он пока лежмя лежит, хотя и там его дни сочтены. Весна принимается дружно. Устанавливаются погожие дни. Но что это? Небо заволоклось темной облачностью, ролнце- почти не проглядывает. погода портится. За мелким дождичком посыпался снег, убеляющий все вокруг. Отзимок. Полежал апрельский' снежок считанные дни и сбежал, унося остатки зимнего покровного. Пи отзимки, ни суровые утренники надолго весны не скрадывают. Широко и уверенно набирает она свой разбег. А апрель горячит, резвости придает. Ведь со светом и тепло прибыло. Деньки настали длинные, яркие, теплые. Пробуждается природа, оживает. Апрель будит и деревья, и травы, и животное царство. Апрель листьев не распустит, но раскрепит, озеленит почки, пробудит задорное племя трав. Пригр(*вал, Шла весна полями, С появленьем первой теплоты Желтыми мохнатыми шмелями Вылупились вербные цветы. Шла весна Нод спевку птичьих хоров, Осыпая почками кусты. Шла весна И с тихих косогоров Скатывала белые холсты, В. ФЕДОРОВ. Б е р е г и т е л е с Велико и р а зн ообра зно значение л еса как в жизни к аж дого человека , так и в народном х о зя й ст в е страны в целом. Но е с т ь у леса с т р а ш ­ ный враг, к оторы й в с ч и ­ танные ча сы мож ет уничтожи ть и повредить на больших площадях л есные массивы. Враг эт о т — л е с ­ ной пожар. О тчего возникают пожары? Очень их немного бывает от молний, а б ольшинство загораний в л есу происходит по вине человека. Брошенная г о р я ­ щая спичка, незатушенный к о сте р , тл еющ ие пыжи, применяемые охотниками при снаряжении патронов, выжигание с у х о й т р авы и т. д. — вот эти причины вызывают л есные пожары. Совет Министров С С С Р постановлением о т 18 июня 1971 года утвердил « П р а в и ­ ла пожарной б е з о п а с н о с т и в лесах С С С Р » . Эти правила обя за тель ны для в с е х предприятий и граждан и должны с т р о г о с о б л ю д а т ь ­ ся в течение в с е г о п ож а р о ­ опасн ого периода. В правилах сказано, что наибольшее количество пожаров в л е су возникает при р а з ве д е ­ нии к остр ов . А к о с т р ы р а з ­ водить м ож н о не везде. Их запрещ а ет ся разводить : в хвойных молодняках, б у р е ­ л о м а х / то рф ян и к ах , на лес о с е к а х с п орубочными о с ­ татками и готовой п р о д у к ­ цией и т. д. Если р а з в о д и - Лекарства рядом с вами В Сибири в стр е ч а е т с я неск оль ко видов ив. В се они представляют с о б о й н е в ы с о ­ кие деревья или к устар ни ­ ки, длинными лентами т я ­ нущиеся по бер егам рек и ручьев. Нередки ивы у д о ­ ро г , в сад ах , на бол о тах . В медицине у п о т р е б л я е т ­ ся кора ивы, с о д е рж ащ а я дубильные в ещ е ст ва и глю- козид салицин, как в я ж у ­ щ ее с р е д с т в о при п он оса х, и ж ароп ониж ающ ее при о с т р о м р евма ти зм е , лихоо т п о ж а р о в те к о с т е р ( к он ечн о , гд е э т о м о ж н о ) , т о площадка д олж ­ на бы т ь окаймлена п о л о со й вскопанной земли, При у х о ­ де к о с т е р н ужн о за сы па ть землей или залить в одой . П у с к с е л ь хо з па л о в в о з м о ­ жен „ т о л ь к о с р а з р е ш е ­ ния райисполкома. М у с о р , вывозимый из насел енны х пунктов, сж и г а е т с я на с п е ­ циально о т ве д ен ны х м е ст а х . За нарушение правил ви ­ новные п о д в е р г а ю т с я ш т р а ­ фу: д олжн остны е лица д о 5 0 , граждане — до д е ся ти рублей . Если ж е в р е з у л ь ­ тате нарушения э т и х правил возникает пожар,, но д ействия виновных лиц не в л еку т за с о б о й у г о л о в н о й о т в е т с т в е н н о с т и , р а з м е р штрафа у ве л и ч и в а е т ся с о ­ о т в е т с тв ен н о д о 1 0 0 р у бл ей и 5 0 рублей . С каж дым г о д о м " в с е дальше в г л у б ь л е со в п р о ­ никает человек , осв аив ая новые ма сси вы , проклады ­ вая дороги,, проникая в гл у х и е у ч а ст к и в п оиск ах нефти и д р у ги х п о л е зн ы х и скопа емых . И там , гд е п о ­ я в ля е т ся ч ел овек , там п о ­ я в ля е т с я и о п а с н о ст ь в о з ­ никновения л есны х п о ж а ­ ров. В от п о ч ем у каждый из нас должен с т р о г о с о б л ю ­ дать правила п ожарной б е ­ з о п а сн о сти в л е с а х и т р е ­ б о в а т ь э т о г о о т д ругй х . В . П Е Т Р О В , помощник лесничего Артым екого лесничества. радке, т и ф е , т у б е р к у л е з е . Иногда она о к а зы в а е т д ей ­ с т в и е и как гл и с т о г он н о е , к р о в о о ста на вл и ва ющ е е . Из к о р ы ивы г о т о в я т о т ­ вары ( 1 0 — 15 гр ам м о в на стакан в о ды ) и льют по с т о л о в о й лож ке три раза в день. В ходит она т а кж е в с о с т а в п ото г он ны х и г р у д ­ н о го чаев. К о р у ивы с о б и р а ю т ранней в есн ой , до цветения и ра з вер ты ва ни я листьев . С у ­ шат в тени. ^ П р и м е т ы и п о с л о в и ц ы Апрель — вешние воды. Где в апреле река, там в июле л у ж и ц а . Февраль богат снегом, апрель — водой. Апрель всех напоит. Апрельские ручьи землю будят. Не ломай печи— еще апрель на дворе. Ни в марте воды, ни в апреле травы, В апреле земля преет. Апрель с водою — май с травою. В ст ре ча пернатых д ру зей . Ф о т о П. С м ел ов а УТРЕННИК „НАШИ ПТИЦЫ*

RkJQdWJsaXNoZXIy