П р о л е т а р и и всех ст р а н , с о е д и н я йт е с < ! за Шбше^истскке колхозы Орган Северного Р К ВКП(б) и райсовета депутатов трудящихся Новосибирской области Итоги учебного года \ i ß З а к о н ч и л с я 1 9 4 9 - 5 0 уч е б ны й год. З а к о н ч и л и с ь переводные и в ы п у с к н ы е э к з а м е н ы . И т о г и и с т е к ш е г о учеб но го г о да сви д е т е л ь с т в ую т о д а л ь н е й ш и х у с п е х а х нашей советской ш к о л ы в о б уч е н и и по д ра с т аю щ е г о п околен ия , в приви ти и е м у основ самого передового в мире к ом м у н и с т и ч е с к о г о мировоззрения. В о громной с о зида тельной р а боте советского народа, с т р о я ще го ком м у н и с т и ч е с ко е общество, в а ж н е й ш у ю роль и гр ае т школа. У ч и т е л я н а ш и х ш к о л , о к р у ж е н н ы е заботой и вниманием советского п р а в и т е л ь с т в а , с т р е м я т с я о т в е т и т ь н а э т у заботу н е у с т а н н ы м со верш ен ство ванием с во е г о педаго гическо го ма с тер - с т в а д о б р о совестны м отношением к своим о б я з а н н о с т ям . В и с т е кш е м учебном году ш к о л ы наш е го района з н а ч и тельно л у ч ш е с пр ав ил и сь с в ы полнением всеобуча. Б о л ь ш и н ство школ добились полного о х вата детей и не допустили о т сева у ч а щ и х с я в те ч ен ие всего учебного года. В 1 9 4 9 - 5 0 у чебном году у л у ч ш и л а с ь и постановка у ч е б но -в о спи тате л ьно й работы в ш к о лах . Отд ельные у ч и т е л я р а й о н а добились полной у с п е в а е м о с ти у ч а щ и х с я в своих к л а с с а х и за кончили у ч е б ны й год без второгодников. Л у ч ш и е у с п е х и и мею т т т . Капорикова Е . И . (О с т а н и н с к а я ш к о л а ) , С у в о р и - н о ва Е . Г . ( В е р х - К р а с н о я р с к а я С Ш ) , Ш и м а н с к а я Н . А . ( М и - х е е в с к а я Н Ш ) . Б л и з к и к о с у ществл ению полной у с п е в а е м о с т и т т . Е г о р о в К . П . (Пла тоновс к а я Н Ш ) , Чегодаев А . И. ( Н о в о - Н и к о л ь с к а я Н Ш ) , П е к и н а М . К. ( С у р г у т о в с к а я Н Ш ) . П ов ы с и л а с ь тр ебовательность у ч и т е л ей к себе и к у ч а щ и м с я , в р е з у л ь т а т е э т о г о и знания у ч а р я д у с т е о ре т ич е ски м и во п р о с а ми р е ш а л и с ь п р а к т и ч е с к и е з а д а ч и , проводились о т к р ы т ы е у роки о п ы т н ы х у ч и т е л е й . В о с т а н и н с к о й и Б п а зи н с к о й ш к о л а х у ч и т е л я у с п е ш н о з а к о н ч и ли и з у ч е н и е « К р а т к о г о К у р с а истории В К П ( б ) » . Однако, и то ги у ч е б н о г о года и и т о г и п р о ш е д ш и х э к з ам е н о в п о к а з ы в а ю т , что вы сокий у р о в е н ь п р е п о д а в а н и я и в о с п и т а н и я не стал еще достоянием всех школ. Р я д ш кол , х о т я и м е н ь ш е е количество, но с р а в нению с п р о ш л ы м годом, но, все ж е оставили у ч а щ и х с я на второй год. И з общего числа у ч а щ и х с я к к о н ц у учебного г о да 3 1 7 4 у ч е н и к а переведено в следующие к л а с с ы и окончило ш к о л у 2 4 4 5 у ч а щ и х с я . Н а по в т о р н ы й к у р с о с т а в л е н о 4 3 9 у ч е ников. Летние з а да ни я и затем осенни е э к з а м е н ы получили 2 9 0 у ч а щ и х с я . Особенно н и з к и е р е з у л ь т а ты в Северной средней школе (директор т . М а е в с к и й ) , Б и а з и н - ской С Ш (д и р е к т о р т. П у т и н ) , Федоровской н а ч а л ь н о й ш кол е (за в . ш кол о й П охлебина М . Д . ) , У с т ь - У р г у л ь с к о й на ч ал ьно й ш к о ле (зав. школой т. К у ц р я ж к и н а В . И . ) , В и т и н е к о й ' н а ч а л ь н о й ш к о л е (зав. школой т. Т ихонов ). Основным недоста тком в р а боте о тде л ьны х ш к о л явилось безо тветственное отношение у ч и телей к выполнения) п о р у ч е н н ы х обязанностей. Недостаточно о с у щ е с т в л я л с я контроль з а р а ботой учи тел ей , со стороны р у ководителей ш к о л и отдела н а родного обра зо вания; сл аб а я п о с т а н о в к а работы с отстающими у ч е н и к а м и и неудовлетворительн а я работа среди родителей и все г о на се л ен ия . Отдельные сельские Советы , п а р т и й н ы е к к ом с ом о л ь с к и е о р г а н и з а ц и и недоста точно уделяли в н и м а н ь я подготовке ш к о л щ и х с я , по ср авн е нию с п р о ш л ы м | н о вому учебному г о д у , у кр е п у ч е б ны м год ом , с т а л и более ¡л е н ию материальной б а з ы длл п р о ч н ы м и и гл уб о к им и . Об этом говорят р е з у л ь т а т ы п и с ь м е н н ы х работ и у с т н ы х ответов у ч а щ и х с я н а пе реводных и в ы п у с к н ы х э к з а м е н а х . У л у ч ш е н и ю у ч е б н о - в о с п и т а т е л ь н о й работы в ш к о л а х , в о сновном , способствовала с и с т е м а т и ч е с к а я работа по п о в ы ш е н и ю своей деловой к в а л и ф и к а ц и и , с о ве рш ен с т во ва н и е методов ра б о ты и и н д и в и д у а л ь н ы й п о д х о д к у ч а щ и м с я , р а с п р о с т р а не н и е и внедрение о п ы т а рабо ты л у ч ш и х учите лей. Б о л ь ш у ю роль в р а зр е ш е н и и вопросов общепеда го гического , методического и политического х а р а к т е р а с ы г р а л а работа к у с т о в ы х м е тодических о б ъе ди не ний . Л у ч ш и е р е з у л ь т а т ы в своей работе и м е ю т Останинское к у с товое объединение (руководи тель т. Кириллов И . М . ) , Б и а з и н с к о е — (руководитель т . Б у г а е в а ) . С о ве щ а н и я проводились р е г у л я рно , • 1 - - -П- - -—- - v J j » .V M n y ji на вы соком деловом уровне. Н а р а й о н а н о р м а л ь н ы х за н я т и й ш к о л , мало в н и м а н и я уделено было учету де т е й -ш к о л ь н и к о в . С е й ч а с , к о г д а т о л ь к о два м е с я ц а отделяет на с от нового уч е б н о г о года, отделу народного о бра зования , к о л л е к т и в у у ч и т е лей, всем со ве тским , п а р т и й н ы м и ком сомо л ьским о р г а н и з а ц и я м следует на ч а т ь д е я т е л ь н у ю подг о т о в к у шкод к новому учебному г о д у . В этом деле д о лж на п р и н я т ь широкое уча стие и н а ш а общественность. Необходимо уде л и ть особое вн и м а н и е у ч е т у дете й ш к о л ь н о г о возр ас та и созд а н и ю фонда все о б уча . З а б о т а о ш к о л е — это забота о б у д у щ е м н а ш е й с т р а н ы , о восп и т а н и и г р а ж д а н к о м м у н и с т и чес ко г о общества. О к а з ы в а я помощ ь ш к о л е т р у д я щ и е с я н а ш е го р а й о н а в ы п о л н я т свой п а т р и о т и ч е с к и й долг и проявят свою г о р я ч у ю любовь к Ро ди не . В с т р е т и м новый у ч е б н ы й г о д в полной гото вности ш к о л нашего ЧЕТВЕРГ 29 ИЮНЯ 1950 г . № 51 ( 1 2 4 3 ) Ц е н а 1 5 коп . Д е л о чести всех т р у д я щ и х с я района выполнить обязательства по строительству и ремонту школьных • а здан и й. ♦ ®ф ке М к о у с л к ь в т а у . р Вы Ц и ен о т т р д а ы л х ь а н ом им п е а н р и Мно . ва Г н о и р я ьк п о о г о во с л о е с й то б я о л л и у сь на с о п р р е и в з открытия летнего сез он а . бол Н ь а ны сн х имк к е о : ма в н с д т р еч а „Д и в н о а л м е о й " и Ц Д К А . П о б е д у одержал и динамовцы с о счетом 2:1 Фото Н . С и т н и к о в а . П р е с с к л и ш е Т А С С П Ф Н Ф и з к у л ь т у р а и спорт Первые итоги спортивных соревнований 2 5 ию н я в р а й ц е н т р е с о с т о я лось о т к р ы т и е с п о р т ив но го сезона. Н а спо р т и в н о м поле состоялось районное соревнование ш к о л ь н и к о в 5 - 7 кл ассо в по л е г кой атлетике и волейболу. Б о л ь шо й ин те ре с к с п о р т и в н ы м соревнованиям к а к с а м и х у ч а с т ников , т а к и все г о населения ра й ц е н т р а был виден и з того, что задолго до наме че нн о г о ч а с а н а ч ал а соревнований г р у п п ы л ю дей н а п р а в л я л и с ь к н а ш е м у стадиону. Це л ью со ре вн ов ан ий было п о с тавлено — привлечение к з а н я т и ям спортом н а и б о л ь ш е г о к о л и чества ш к о л ь н и к о в и выявление л у ч ш и х ком а н д среди ш к о л ь н и ков района , а т а к ж е подведение ито гов раб о ты ф изич ес ко г о в о с п и т а н и я в ш к о л а х . С п о р т и в н ы й день уда л ся . П о года с у т р а б л а г о пр ия тств ов ал а ф и з к у л ь т у р н и к а м и с п о р т с м е нам. К н а з н а ч е н н о м у вр емен и собрались все к ом а н д ы , у ч а с т вовавшие в с о р е в н о в а н и я х . О т к ры тие спортивного сезона н а ч а ли с п р о ве де ни я со ре вн ов ан ий по л е гк о й ат ле т и ке . Л у ч ш е е м е сто по п р ы ж к а м в д л и н у с разбе га п о к а з ал и у ч а щ и е с я Б е р - г у л ь с к о й с емилетней ш к о л ы М и хаил Г н у т о в , п р ы г н у в ш и й на 4 м. 35 с м . , п р е в ы с и в ш и й но р му н а 5 см. и И ванов М . , п р ы г н у в ш и й н а 4 м. 20, см. Но б е г у н а 1 0 0 метров л у ч шее вре м я по каз ал у ч а щ и й с я 6 кл а сса Северной средней ш к о л ы Ю рий Прокофьев, п р о б еж а в ш и й ди стан цию за 1 2 се к у н д . З а 13 с е ку н д э т у ж е ди станцию п р о бежали А л ь б е р т Я т и с , Анатолий К р у п н и ц к и й , Н и к о л а й И ь я н к о в и у ч а щ и й с я Б и а з и н с к о й с е м и летней ш к о л ы А . Я к и м о в . Б о л ь ш о й и н т е р е с представлял о со с т я з а н и е ю в ы х спо р т с м е нов н а волейбольной площадке. П редстави тели с е м и л е т н и х ш к о д с большой я р остью отстаивали ’ с п о р т и в н у ю чес ть ш к о л ы . Часто и г р а п р и н и м а л а н а п р я ж е н н ы й х а р а к т е р . Л у ч ш и е рез ульта ты п о к а з а л а к ом а н д а ш к о л ь н и к о в р а й центра ( к а п и т а н А . К р у п н и ц к и й ) . Эта команда набрала б о чко в из Б в о зм ож ны х ; второе место , в упорн ой борьбе,отвоевала у б и а - зинцев к оманд а б е р т у л ь с к и х волейболистов ( к а п и т а н Б л и н о в ) , на б ра вш а я 5 очков из 6 в о з м о ж н ы х ; третье место осталось за б иа зи н с к ой командой. Прошедшие соревнования пок а з а л и слабые т е х н и ч е с к и е и т а к т и ч е с к и е стороны. В ы я в и л а с ь слабая подготовка к с о ре вн ов а н и я м . Н о , это видимо еще и по том у , что подобные соревно ва н и я в Северном р а й о н е п р о водились впервые. Б о л ь ш и м п р е п я т с т в и е м в у с пешном проведении соревнований я в л я е т с я само спортивное поле. Оно далеко не отвечает всем тр ебованиям пр ав ил со ре вн ов ан и й . К а к недоста ток, в о р г а н и з а ции о т к р ы т и я спортивного сезона сл едует о тм ет и т ь , ч т о не был поднят флаг и не проведен па рад ф и з ку л ь т у р н и ко в , а т а к же в к он ц е с оревнований не б ы ли подведены итоги соревнований и р е з у л ь т а т ы не доведены до у ч а с т н и к о в и общего све д ен и я . Это з н а ч и т е л ь н о сни зило и н т е р е с н а б л ю д а в ш и х за с п о р т и в н ы м и соревнованиями . Р у к о в о д и т е л и и орган и з ато ры ф и з к у л ь т у р ы и с п о р т а должны у ч е с т ь д о п у щ е н ны е н а этот раз недоделки и к пр е д с т о я щ и м со ре вн ов ан иям в День ф и з к у л ь т у р н и к а серье зн ее подойти к э т о м у делу. Н е л ь з я у м о л ч а т ь ещ е о та ко м факте к а к то, что н е к о т о р ы е ф и з к у л ь т у р н и к и к м е с т у соревнований ш л и п еш ком за 5 0 к м . и более. Эго в большой мере по влияло н а р е з ул ь т а т соревнований для команды О с т а н и н с к о й семилетней ш к о л ы . Очень несозна тельно по сту пи л председатель колхоза и м . 7 - г о съезда Советов т. М о с и я в и ч не дав лош ад ь для уч а с т н и ко в с п о р т и в н ы х соревнов а ни й . До с и х нор т . М о с и я в и ч н а в е р н о н е п он я тно зн ач е ние ф и з к у л ь т у р ы и с н о р т а д л я молодежи пли он не зн аком с постановлением Ц К В К В ( б ) . «О м е р а х у л у ч ш е н и я ф и з к у л ь т у р ы в н а ш е й с т р а н е » . Н о вине т. М оси яви ч, ш к о л ь н и к и О ста ни н ск ой с е милетней ш к о д ы не мо гли о т сто я ть с п о р т и в н у ю ч ес т ь своей ш к о л ы и з а н я л и последние м е ста в п р о ш е д ш и х соревнов а н и я х . Отдел' ф и з к у л ь т у р ы и с п о р т а , и в с я о бщ е с т в е н н о с т ь р а й о н а н адею тся , что о т м е ч е н н ы е н е д о с т а т ки б удут у с т р а н е н ы и с л е д у ю щ и е с п о р т и в н ы е с о ре вн ов а н и я б у д у т о р г ан и з ов аны л у ч ш е и п р и в л е к у т б о л ьш е у ч а с т н и к о в . В. ЮРЬЕВ. Накануне выполнения годового плана молокопоставок У с п е ш н о проходит з а г о т о в к а | мо лока в Г р а ж д а н ц е в с к о м с л и в к о - отделении. К 2 7 и ю н я но и н дивидуальному с е кт о р у в ы п о л нено 8 9 пр оцентов годово го п л а н а о б я з а т е л ь н ы х по ставо к м о л о к а . У с л о в и я м е с я ч н и к а в ы полнены с п р е в ы ш е н и е м . В к л ю ч а в ш и с ь в с о ц и а л и с т и ческое соревнование за досрочное вып ол н ен ие годового п л а н а молокопоставок, зав. Г р а ж д а н -1 ц е в с к а м слив коотделением тов. Корзинепко хорошо поработала с н а се л ен ие м , р а з ъ я с н я я им задачи проведения м е с я ч н и к а у с и ленной сдачи молока г о с у д а р с т в у , и добилась у с п е х а . Т о в . К о рзиненко с т р о г о в ы пол ня е т т е х н о л о ги ч е с к и е п р а ви л а сепарирования м о л о к а ; добила сь о б е зж и ри ва ния обрата до 0 , 0 3 п р о ц ; с л и в к и сдает н а з а вод с п о н и ж е н н о й к и с л о т н о стью и 1 - м сортом . Х о р о ш и й п р им е р р аботы с л и в к о отделителя должен б ы т ь п о д х в а чен всеми с л и в к о о т д е д е н и я м а наш е го р а й о н а . Е. ГРИГОРЬЕВ, д и р е к т о р Н и ж н е - Н а з а р о в - с к о г о м а с л о з а в о д а .
З А Б О Л Ь Ш Е В И С Т С К И Е К О Л Х О З Ы 29 июня 1950 года № s £ s n i 3 » s 51 (1243) С татья И. В. СТАЛИНА Относительно м а р к с и з м а в языкознании Ко мне обратилась г р у п п а т о в а р и щ е й и з молодежи с предлож е н и е м — в ы с к а з а т ь свое мнение в печ ати по вопросам я з ы к о з н а н и я , особенно в части , к а с а ю щ е й с я м а р к с и з м а в я з ы к о з н а н и и . Я не я зы к о в е д и к о н е ч н о , не м о гу полностью удовлетворить т о в а р и щ е й . Что касается м а р к с и з м а в я зы к озна нии , к а к и в д р у г и х общественных н а у к а х , то к э т о м у делу я имею прямое о тнош ение . Поэтому я со гл а сил ся да ть ответ н а ряд вопросов, п о с т а в л е н н ы х товарищами. В О П Р О С . Верно ли, что язык есть надстройка над ба зисом ? Ответ. Н ет , неве р но . Б а з и с есть э к о н ом и ч е с к и й строй о бщества н а данном э т а пе е г о ра з в и т и я . Н а д с т р о й к а - это по л и т и ч е с ки е , пр авовы е, р е л и г и о з н ы е , х у д о ж е с т в е н н ы е , ф ил о софски е в з гл я д ы общества и с о о т в е т с т в у ю щ и е им поли тическ и е , п р а в о в ы е и д р у ги е у ч р е ж де ния . В с я к и й базис имеет свою , с о о т в е т с т в у ю щ у ю ему над с т р о й к у . Б а з и с феодального стр оя имеет свою н а д с т р о й к у , свои п о л и т и ч е с к и е , п р а в о в ы е и и н ы е в з г л я ды и с о о тве тств ующ и е им у ч р е ж д е н и я , к а п и т а л и с т и ч е с к и й б а з и с имеет свою над с т р о й к у , с о ц и а л и с т и ч е с к и й — свою. Е с л и и з м е н я е т с я и л и к в и д и р у е т с я б а зи с , то вслед за н и м и з м е н я е т с я и л и к в и д и р у е т с я е го надс т р о й к а , если рождается новый б а з и с , то вслед з а ни м рож дае т с я с о о т в е т с т в у ю щ а я ему надс т р о й к а . Я з ы к в этом о т н о ш е н и и к о р е н н ы м образом о т л и ч ае т с я от н а дст р о йк и . В з я т ь , напр им е р , р у с с к о е общ ество и р у с с к и й я з ы к . Н а п р о т я ж е н и и последних 3 0 лет в Р о с с и и был л и к в и д и рован с т а р ы й , к а п и т а л и с т и ч е с к и й базис и построен н о в ы й , с о ц и а л и с т и ч е с к и й базис. Соответс т в е н н о с э т и м б ы л а л и к в и д и рована на д с т р о й к а над к а п и т а л и с т и ч е с к и м базисом и создана н о в а я на дстр о йк а , со о т в е т с т в у ю щ а я с о ц и а л и с т и ч е с к ом у базису. Б ы л и , следовательно, заменены с т а р ы е пол и тич ес ки е, правовые и и н ы е у ч р е ж д е н и я но вы м и , с о ц и а л и с т и ч е с к и м и . Но н е с м о т р я н а это, р у с с к и й я з ы к о с т ал с я в основном т а к и м же , к а к и м он был до О к т я б р ь с к о г о пе реворота. Ч т о и з м ен ил о сь з а эт о т п е риод в ру сском я з ы к е ? И з м е н и л с я в и з в е с т н о й мере словарн ы й состав р у с с к о г о я з ы к а , и з м е н и л с я в том с м ы с л е , ч т о поп о л н и л с я зн а ч и т е л ь н ы м к ол и ч ес твом новых^ слов и в ы р а ж е - ; н и й , в о з н и к ш и х в с вя зи с возн и к н о в е н и е м но во г о социалисти ч е с к о г о производства, п оявле н и е м но во го г о с у д а р с т в а , новой с о ц и а л и с т и ч е с к о й к у л ь т у р ы , н о вой общественности^ морали, н а к о н е ц , в с в я з и с ростом т е х н и к и и н а у к и , и з м е н и л с я с м ы с л р я да слов и в ы р аж е н и й , п о л у ч и в ш и х новое смы словое з н а ч е н и е ; в ы п а л о из сло ва ря некоторое к о л и ч е с т в о у с т а р е в ш и х слов. Ч т о яге к а с а е т с я основного сло в а р н о г о фонда и г р а м м а т и ч е с к о г о с т р оя р у с с к о г о я з ы к а , с о с т а в л я ю щ и х осно ву я з ы к а , т о они по сле ли к ви да ц и и к а п и т а л и с т и ч е с к о г о б а з и с а не т о л ь к о не б ы ли ликви ди ро ва ны и з а м е н е н ы но в ы м о с н о в н ы м с л о в а р н ы м фондом и н о вы м г р а м м а т и ч е с к и м строем я з ы к а , а, наоборот , с о х р а н и л и с ь в ц е л ости и остались без к а к и х - л и б о с е р ь е з н ы х и з м е н е н и й , — с о х р а н и л и с ь именн о к а к основа современного р у сск о го я з ы к а . Далее. Надстройка порождаетс я базисом, но это вовсе ве з н а ч и т , что она только отражает базис, что она па ссивна, н е й т р а л ь н а , безразлично отно с и т с я к судьбе своего базиса, к судьбе классов, к х а р а к т е р у с т р о я . Наоборот, п о я в и в ш и с ь н а свет, она становится величайш е й а к т и в н о й силой, ак т и вн о содействует сво ему базису оформ и т ь с я и у к р е п и т ь с я , п р и н и м а ет все меры к тому, чтобы п о мочь но вому строю доконать и л и к ви ди ро ва ть старый базис и с т а ры е классы . И н ач е и не может бы ть . Н а д с т р о й к а для того и создаетс я базисом, чтобы она сл уж и ла ему, ч тобы она активно п о м о г а ла ему оформиться и у к р е п и т ь с я , чтобы она ак ти вно боролась з а л иквидацию старо го , о т ж и в аю щ е г о свой в е к базиса с его старо й на дстройкой. С то и т т о л ь к о о т к а з а т ь с я надстройке от этой ее служебной роли, стоит только пе рейти на дстр о йке от позиции ак тивной з а щ и т ы свое го базиса на позицию безразличного о т н о ш е н и я к н е м у , н а п о з и ц и ю одинакового отнош ения к к л а с с а м , чтобы она потеряла свое к ач е с т во и перестала бы ть надстройкой . Я з ы к в этом отнош ении к о ре н ны м ..образом отличается от на дстройки. Я з ы к порожден не тем или иным базисом, старым или но вы м базисом, в н у т р и д а н ного общества, а всем 1ходом и с тории общества и и ст о р и и бази сов в т е ч е н и и веков. Он создан не одним к а к и м - н и б у д ь классом, а всем обществом, всеми к л а с сами общества, у с и л и я м и сотен поколений. Он создан для у д о влетворения н уж д не одного к а к о г о -л и б о к л а с с а , а всего общ е ст ва , в с е х классов общества. И м ен н о по э т о м у он созд ан , к а к еди ны й для общества и общий для в с е х членов о бщ ества общенародный я з ы к . В виду э т о го с л у ж е б н ая роль я з ы к а , к а к средства общения людей, состо ит н е в т о м , чтобы о б с л уж и в а т ь один к л а с с в ущерб др у ги м классам, а в том, чтобы одинаково обс л у ж и т ь все общество, все к л а с с ы общества. Э т и м собственно и о б ъ я с н я е т с я , что я з ы к может одинаково обслуживать к а к с т а р ы й , у м и р аю щ и й строй , т а к и н о в ы й , п о д ы м а ю щ и й с я строй; к а к с т а ры й базис , т а к и но вы й , к а к э к п л уа т а т о р о в , т а к и э к с п л у а т и р у е м ы х . Н и для к о г о не составляет т а й н у тот факт, что р у с с к и й я з ы к т а к же »хорошо обслужив а л р у с с к и й к а п и т а л и з м и р у с с к у ю б у р ж у а з н у ю к у л ь т у р у до О к т я б р ь с к о г о переворота, к а к он обслуживает ны н е со циа л и с т и ч е с к и й строй и социалистиче с к у ю к у л ь т у р у русского общества. То ж е самое н у ж н о с к а з а т ь об укр аи н ск ом , белорусском, у з бе кском, к а з а х с к о м , г р у зи н с к ом , армянском, э сто н ск ом , л а т в и й ском, ли то в ском , молдавском, т а т ар с ком , азербайджан ском, баш кирском, т уркмен ском и д р у г и х я з ы к а х с о в е т с к и х наций , кото рые т а к же хорошо обслу ж и в а л и ст а ры й , б у р ж у а зн ы й строй э т и х на ций, к а к о б с л уж и вают они новый , с о ц и а л и с т и ч е с к и й строй. И н а ч е . и не может быть Я з ы к для того и с у щ е с т в у е т , он для т о го и создан, чтобы с л у ж и т ь обществу, к а к целому, в кач е стве орудия о бщ е н и я людей, ч тобы он был общим .д л я ч л е нов общества и единым для общества, равно о бслуж ивающи м членов общества независимо от и х классового положения . Стоит только сойти я з ы к у с этой общенародной позиции, стоит только ста ть я з ы к у н а позицию цредиочитания и поддержки к а кой -либо социальной г р у п п ы в ущерб д р у ги м социальным г р у п пам общества, чтобы он потер я л свое к ачество , чтобы он перестал быть средством общен и я людей в обществе, чтобы он п р е вр а т ил с я в ж а р г о н к а кой-либо ' социальной г р у п п ы , деградировал и обрек себя на исчезновение. В э т ом отношении я з ы к , п р и н ципиально о т л ич ая сь о т н а д стройки ,н е отличается, однако,о т орудий пр оизв одства, ск аж е м , от маш ин , кото рые т а к ж е ,одинаково м о г у т о б сл уж ив а ть и к а пи тал и с т и ч е с ки й строй и социал и стический. Дальш е. Н адс тро йка есть пр од у к т одной э по х и , в течение которой ж и в е т и действует д а н н ы й э к о н о м и ч е с к и й базис. П о э т о м у на дстройка живет недолго, о н а л и к в и д и р у е т с я и исч е за е т с лик видацией и "исчезновением данного базиса. Я з ы к же , наоборот, я в л я е т с я продуктом целого ряда эпо х , н а пр о т яж е н и и к о т о р ы х он оформ ляется , об о г ащ ае тся , р а з в и вае тся , ш л иф у е т ся . П оэ т ом у я з ы к ж и в е т н е с р а в н е н н о дольше, чем любой базис и лю б ая н а д стр ой ка . Э т и м собственно и о бъясняется , что рождение и л и к ви д а ц и я не только одного базиса и его на дстройки, но и н е с к о л ь к и х базисов и соответ с т в у ю щ и х им н а д с т р о е к— не ведет в истории в ликвидации данного я з ы к а , к ликвидации его с т р у к т у р ы и к рождению ново го я з ы к а с новым с л о в а р н ы м фондом и новым г р а м м а т и чес ки м строем. Со времени смерти П у ш к и н а прошло с в ы ш е с т а лет. З а это время были л и к в и д и р о в а ны в Р о с с и и феодальный строй, к а пи т ал и с т и ч е с ки й строй и в о з н и к тр ети й , с о ц и а л и с т и ч е с к и й строй. Стало б ы т ь , б ы л и л и к видированы два базиса .с и х надстройками и возн ик новый, со циалистический базис с его новой н а д с т р о й к о й . Однако, если в з я т ь , н а п р и м е р , р у с с к и й я з ы к , т о он за это т большой пр оме ж у т о к вре м ен и не претерпел к а к о й -л и б о л о м к и , и современн ы й р у с с к и й я з ы к по своей с т р у к т у р е мало чем отличается от я з ы к а П у ш к и н а . Ч т о изменилось за это вре м я в ру с с к о м я з ы к е ? Серьезно п о полнился за это время словарный состав ру с с к о г о я з ы к а , в ы пало из словарного состава большое количество у с т а р е в ш и х слов; и з м е н и л о с ь смысловое значение зн ачительно го количества слов; у л у ч ш и л с я грамматический строй я з ы к а . Что касается с т р у к т у р ы п у ш к и н с к о г о я з ы к а с его г р а м м а т и ч ес к и м строем и основным словарным фондом, то она с о х ранилась во всем с ущ е с т ве н н ом , к а к основа современного р у с с к о го я з ы к а . И это вполае понятно. В с а мом деле, для чего это нужно, чтобы после каждого переворо та с у щ е с т в у ю щ а я с т р у к т у р а я з ы к а , е г о гр а м м а т и че с к и й строй и о сновной Словарный фонд у н и ч т о ж а л и с ь и заменялись новыми, к а к это бывает обычно с надстройкой ? Кому это н у ж н о , ч тобы «вода», «з емля», «гора», «лес», «рыба», «человек», «хо д и ть » , «делать», «производить», «торгова ть» и т. д. н а з ы в а л и с ь не водой, землей, горой и т . д . . . , а к а к - т о ин ач е ? К о м у н у ж н о , чтобы и з м ен е н и я слов в я з ы к е и сочетание слов в предложении происходили не по с у щ е с т в у ю щей г р а м м а т и к е , а по со в е рш е н но д р у го й ? К а к а я польза для революции от такого переворота в я з ы к е ? И стория вообще не делает чего -л ибо существенного без особо й на то необходимости. С п р а ш и в а е т с я , к а к а я необходимость в таком язы ков ом пере вороте, если доказано что с у щ е с т в у ю щ и й я з ы к с его с т р у к ту р о й в основном вп о л н е п р и годен для удовлетворения нужд нового стр оя ? У н и ч т о ж и т ь ста- рую н а д с т р о й к у и з а м е н и т ь ее новой можно и Нужно в течение н е с к о л ь ки х лет, чтобы дать п р о стор Ра зви тию прои зво ди тел ьных сил общества, но к а к у н и ч т о ж и т ь с у щ е с т в у ю щ и й я з ы к и п о с т р о и т ь вместо н е г о н о вы й я з ы к в течение н е с к о л ь к и х лет, не внося ан а р х ию в общественную ж и з н ь , не создавая у гр о зы ра спада о бщ е с т ва ? К т о же к р о ме д о н - к и х о т о в , м о г у т ставить себе т а к у ю задачу? Н а к о н е ц , еще одно к оренное отличие м ежд у на дстр ойкой и я зыком . Надстройка не связана непосредственно с производством, с производственной де яте льностью человека. Она свя з ан а с производством л и ш ь к освенно , через посредство эко н ом и ки , ч е рез посредство бази са . Поэтому н а д с т р о й к а отражает измен ения в уровне р а з в и т и я производит е л ь н ы х сил н е сразу и не прямо, а после изм ен е ний в б а зи се, через преломление изм е не н и й в производстве, в и з м е н е н и я х в базисе. Это зн ачит, что сфера дей ствия надстройки у з к а и о гр ан ичена. Я з ы к же, наоборот, с в я з а н с производственной деятел ьно стью человека непосредственно , и не только с производственной деятел ьностью , но и со всякой иной де ятельностью человека во в с е х сферах его работы о т производства до базиса, от базис а до надстройки. П оэтом у я з ы к отражает и з м ен е н и я в производстве с р а з у и в с посредственно, н е дожидаясь и з м ен е ний в б а зисе. Поэтому сфера дей ствия я з ы к а о х в а ты в аю щ е г о все об ласти деятельности человека, гораздо ши ре и разностороннее чем сфера дей ствия н а дст р о йк и . Более того, она почти- б е з г р а нична. Этим прежде всего ж о б ъ я с ня е тся , что я з ы к , собственно его словарны й состав, находжтся в с о сто я нии почти непрерывно го из менения. Н еп р е ры в ны й ро ст промыш л е нн о сти и сельско го х о зя й ства , т о рговли и т р а н с п о р т а , т е х н и к и и н а у к и т р е б у е т от я з ы к а пополнения его словаря но выми словами и в ы р а ж е н и я ми, необходимыми д л я и х работы . И я з ы к непосредственно о т ражая эти н уж д ы пополняет свой словарь н о в ы м и словами, соверш ен ствует свой г р а м м а т и ч ес ки й стр ой . И т а к : а ) м а р к с и с т не м ожет с ч и т а т ь я з ы к надстройкой над базисом; б) с м еш ив а ть я з ы к с надстр ой кой — зн а ч и т допусти ть серьезную ошибку . (Продолжение в след; номере). Закладывают силос Слаженно раб отаю т б ри гады по кормодобыванию в у к р у п н е н н ы х к о л х о з а х Б и а зи н ск о го сельс о в е т а — и м .В о рош и л о в а и « П у т ь к к о м м у н и з м у » . К о л х о з н и к и с е л ь хозартели им. Ворошилова за л о жили силоса более 4 0 ироц. к пл ану . Н ем н о ги м м е н ь ш е з а г о то вили силоса кол х о з н и к и колхоза « П у т ь к к о м м у н и з м у ! . Хорошо организован т р уд к ол х о зн ик ов в колхозе «П уть С т а л и н а » . З а к о н ч и в пр ополку посевов, члены этой сельхозартели дружно п р и с т у п и л и j к закладке силоса. Колхоз им. Т е л ь м а н а начал силосование и к а ж д ы й день з а к л а д ы в а е т по 4 0 т о н н силоса. ПО СЛЕДАМ ПИСЕМ ТРУДЯЩИХСЯ В редакцию поступала жалоба н а зав. Северным сливкоотделе- нием т. К р а в ч у к , к ото р ая н а р у ш а л а правила жироопределения и у ч е т а молока. П о п и с ь м у бы ли п р и н я т ы меры. З а наруш ени е п р ав и л а отбора проб и жироопределения молока, неудовлетворите льное ведение первичной д о к ум е н тации , з ав. С е ве р ны м сливкоотдедением т . К р а в ч у к п р и к а з о м по Р а й м а с л о п р о - м у объявлен с т р о г и й выговор и пр едупреждение, в случае повтор е н и я подобных факто в т. К р а в ч у к будет с н я т а с работы и п р и влечена к уголовной ответственности. И. о. ответс твенного редактора П. Т. НИКИТИН. Утеряна кругл ая печать колхоза недейс твительной. им. Тельмана . Считать ПРАВЛЕНИЕ. В ночь с 19 на 20 июня 1950 г. ушла кобыла с ж е р е б ен к ом .М а с - ти гнедой. Во зр аст 14 лет, жер еб енк у 2 с половиной месяца . И м ею щ и х сведения о местонахождении кобылы с жеребенком просьба сообщить по а д р е с у : с. С е в е р н о е , Гидрометстанция. М Н 06857 Ти п о г р аф и я издательства . З а большевистские колхозы * «¡.Северное. Тиоаж 1445 экз.
RkJQdWJsaXNoZXIy