Северная газета, 2006, № 17

Северная р а й о н н а я ежгазета Д о р о г и е земляки ! П р и м и т е н а ш и и с к р е н н и е п о з д р а в л е н и я с п р а з д н и к о м В е с н ы и Т р у д а ! П е р в о м ай — это прекрасный праздник весны, обновления и светлой н ад е жды . В этот д е н ь люди разных проф е сс ий , возрастов, убеж д ен ий заявляют: любой с о з и д а т е л ь н ы й , труд у в а ж а ем , и только труд — з ал о г процветания страны, роста благосостояния е е граж-1 д а н . Н а ш а область богата трудовыми традициями . Много славных имен вписано в л етопись е е с ве рш е ни й . Все, чем мы гордимся сегодня, — результат проф ессиональной , ответствен ­ ной, тв орческой работы наших земляков. В это т день мы п о -особенному ч еств уем ветеранов. Их богатый опыт, мас те рс тв о , глубоко е п о н и м а н и е личной отв етственности за судьбу страны — это огромный нравств енный стимул д л я молод ежи , прекрасный пример достойной жизни. С праздн и ком вас, д ороги е земляки! Успехов вам во всех ваших начинаниях ! Крепкого вам здоровья, счастья и благополучия! Гу берн а тор П р е д с е д а т е л ь Ново сиби рско го Новосибирской области областного С о в е т а деп у тат ов В. А . Т О Л О К О Н С К И Й . А. А .Б Е С П А Л И К О В . 0 О б р а щ е н и е к ж и т е л я м о бласти и города Н о в о с и б и р с к а в с в я з и с 20-й г о д о в щ и н о й ка т а с т р оф ы на Ч е р н о б ы л ь с к о й АЭС % 2 6 а п р е л я исполняется 2 0 л е т со д н я ка т а с т ­ рофы на Чернобыльской а томной э л ек т р о с т а н ­ ции. Это была к рупнейш ая те х н о ге н н а я р а д и а ­ ционная к а т а с т р о ф а X X века, ко тор ая н ан ес л а огромный экономический у щ е рб , п р и в ел а к тя ­ ж е л ы м с о ц и а л ь н ы м и э к о л о ги ч е с к и м п о с л е д ­ ствиям. М а с ш т а б ы ка тастрофы могли с тать н е и зм е ­ римо больш ими , если бы не м уж ес тв о и с ам оо т ­ верженность людей, п р едо тв ра ти вш их в первые часы т р а ге д и и р а с п ро с т р а н е н и е огня на другие реакторы. Б л а год а р я героическому труду тысяч ликвидаторов над поги бшим р е а к т о р о м был возведен защитный саркофаг , жители р ас п ол о ж ен ­ ных поблизости городов и сел эвакуированы из оп асной зоны. С р е д и те х , кто, ж ертвуя з доровьем и жизнью, боролся со стихией, были почти тр и тысячи на ­ ших з е м л я к о в — в о е н н о с л у ж а щ и е , в од и т е л и , с троители, врачи, р абочие и инж енеры новосибирских предп рияти й . Многих из них уже н е т с нами, многие значительно подорвали здоровье. Их сам оо тве рж е нны й подвиг о тм е т и л а Родина: б о л е е 3 0 0 ч е л о в е к награждены п равительствен ­ ными н а гр а д а м и , П о ч ет ном у жителю Новосибирска Ге н на д ию Д м и т ри е в и ч у Лыкову присвоено звание Героя Соци али сти ческо го Труда. Мы а д р е с у ем слова бла год арн о сти всем, кто з ащ и т и л люд ей о т катастрофы . Мы склоняем голову п е р е д светлой памятью тех, кто не дожил до этих д н е й . О с о з н а в а я б е с п р е ц е д е н т н о с т ь п о с л е д ­ с т в и й ч е р н о б ы л ь с к о й а в а р и и , о т д а в а я д а н ь п а м я т и п о г и б ш и м при е е л и к в и д а ц и и , мы з а ­ я в л я е м о с в о е й р е ш и м о с т и п р и л о ж и т ь м а к ­ с и м у м у с и л и й д л я в с е м е р н о й п о д д е р ж к и н а ­ ш и х з е м л я к о в , с о в е р ш и в ш и х п о д в и г в Ч е р н о ­ б ы л е . Мы п р и з ы в а е м в сех ж и т е л е й г о р о д а Н о в о ­ с и б и р с к а и о б л а с т и , о р га н ы и с п о л н и т е л ь н о й в л а с т и , р у к о в о д и т е л е й п р е д п р и я т и й , у ч р е ж д е ­ ний и о р г а н и з а ц и й п р о я в и т ь к э т и м л ю д я м , их с е м ь я м , к в д о в ам у в а ж е н и е , о к а з а т ь н е о б х о ­ д и м у ю п о м о щ ь , о к р у ж и т ь з а б о т о й и в н и м а н и ­ е м . У б е ж д е н ы : это н е т о л ь к о н а ш о б щ и й г р а ж ­ д а н с к и й д о л г — э т о з н а к г у м а н и з м а и п о д л и н ­ ной ч е л о в е ч е с к о й б л а г о д а р н о с т и . Губернатор Новосибирской области В. А . Т О Л О К О Н С К И Й . П р е д с е д а т е л ь Новосибирского областного С о в е т а депутат ов A . А. Б Е С П А П И К О В . Мэр города Н овосибирска B. Ф. Г О Р О Д Е Ц К И Й . УВ А Ж А Е М Ы Е С Е В Е Р Я Н Е ! Д о р о г и е з е м л я к и ! П о з д р а в л я е м в а с с п р а з д н и к о м В е с н ы и Т р у д а ! О т д уш и ж е л а е м всем ж и т е л я м района социального подъем а, о сущест вл ени я п л анов и н а д е ж д , общ е го благополучия и личного счастья. Пусть сбываются самые смелые мечты и замыслы, не и с с я к а е т ж и з н е н н а я энергия и бу де т широким круг друзей . I N. С е го д н яш н и й праздни к с им воли зи р ует радость с озид а те л ьн о го труда, с оли д арн о ст ь унадежды на л у ч ш е е б у д ущ е е . / ) Пусть в е с е н н е е н ас тр о ен и е придаст вам больш е сил, оптими зма, вдохновит на новые % доб ры е д ел а . Всех вам благ, д ороги е земляки! С у в а ж е н и ем , Гл ава С ев ерного ' П р едседатель Совета р ай о н а д еп у тат о в . И . К О З У Б Е Ц . В. Г. И В А Ш К Е В И Ч . I I I I V У В А Ж А Е М Ы Е Ч И Т А Т Е Л И ! П р о д о л ж а е т с я п о д п и с к а н а « С е в е р н у ю г а з е т у » н а в т о р о е п о л у г о д и е 2 0 0 6 г о д а . Ц е н а п о д п и с к и н а п о л у г о д и е - 1 2 0 р у б л е й . Ж д е м в а с и н а д е е м с я н а д а л ь н е й ш е е с о т р у д н и ч е с т в о . I I I I I # — ПУЛЬС В А С ЮГ А НЬ Я —. П р о ж и т о ч н ы й м и н и м у м У с т а н о в л е н а в е л и ч и н а п р о ж и т о ч н о г о м и н и м у м а н а д у ш у н а с е л е н и я и по о с н о в н ы м с о ц и а л ь н о - д е м о г р а ф и ­ ч е с к и м г р у п п а м н а с е л е н и я в Н о в о с и б и р с к о й о б л а с т и з а I к в а р т а л 2 0 0 6 г о д а . В е л и ч и н а п р о ж и т о ч н о г о м и н и м у м а в р а с ч е т е н а д у ш у н а с е л е н и я в Н о в о с и б и р с к о й о б л а с т и с о с т а в л я е т 3 3 2 6 р у б ­ л е й . П р о ж и т о ч н ы й м и н и м у м д л я т р у д о с п о с о б н о г о н а с е л е ­ н и я с о с т а в л я е т 3 6 3 0 р у б л е й , п е н с и о н е р о в - 2 4 7 6 р у б л е й , д е т е й - 3 2 9 4 р у б л я . И д е т р е м о н т т е х н и к и В х о з я й с т в а х р а й о н а и д е т п о д г о т о в к а т е х н и к и к п о с е в ­ н о й , д о н а ч а л а к о т о р о й о с т а е т с я с о в с е м н е м н о г о в р е м е ­ н и . В с е г о в н а л и ч и и по с е л ь х о з п р е д п р и я т и я м и м е е т с я 1 6 4 т р а к т о р а . И з н и х к в ы е з д у в п о л е г о т о в о 9 4 , т о е с т ь 5 7 п р о ц е н т о в П о ч т и т а к и е п о к а з а т е л и во в с е х с е л ь х о з п р е д ­ п р и я т и я х . В ы д е л я ю т с я т о л ь к о С П К « Н а ш а Р о д и н а » , « В е р х - К р а с н о я р с к и й » , « Г р а ж д а н ц е в с к и й » , где т е м п ы р е ­ м о н т а в ы ш е . Х о р о ш и е п р и в е с ы Ж и в о т н о в о д ы С П К « В о с х о д » о п е р е д и л и д р у г и е х о з я й ­ с т в а п о п о к а з а т е л я м с р е д н е с у т о ч н ы х п р и в е с о в м о л о д н я ­ к а . В с р е д н е м т е л я т а у н и х п р и б а в л я ю т в в е с е п о 5 7 2 г р а м м а . Ч то на сдач у , ч т о - т е л я т а м ? В к о н ц е п е р и о д а р а с т е л а в а л о в о й н а д о й в х о з я й с т в а х с о с т а в л я е т п о ч т и 6 9 ц е н т н е р о в , из к о т о р ы х в з а ч е т н о м в е с е с д а е т с я 4 0 ц е н т н е р о в . О с т а л ь н о е и д е т н а в ы п о й к у т е л я т а м . С а м а я в ы с о к а я т о в а р н о с т ь п р о д у к ц и и в С П К « Г р а ж д а н ц е в с к и й » . Э т о с е л ь х о з п р е д п р и я т и е е ж е д н е в н о с д а е т 8 3 п р о ц е н т а м о л о к а . В н и м а н и е к п е н с и о н е р у Ч е л о в е к , у ш е д ш и й н а п е н с и ю , в с е г д а б л а г о д а р е н р о д ­ н о м у к о л л е к т и в у , н е з а б ы в а ю щ е м у е г о . Э т о п о д т в е р ж д а ­ е т ф р о н т о в и к Е . О . Ф е д о р о в и з с е л а В е р х - К р а с н о я р к а , к о т о р о м у н е д а в н о и с п о л н и л о с ь 8 5 л е т . К н е м у в г о с т и п р и е х а л и п р е д с т а в и т е л и из С е в е р н о г о с е л ь с к о г о л е с х о ­ з а , п о з д р а в и л и и п р и в е з л и б е с п л а т н о п и л о м а т е р и а л д л я р е м о н т а п о с т р о е к . В п р о ш л о м г о д у п р е д п р и я т и е т а к ж е в н и м а т е л ь н о о т н е с л о с ь к с в о е м у п е н с и о н е р у , о б е с п е ч и в е г о с е м ь ю д р о в а м и . П р о ф и л а к т и к а С п е ц и а л и с т ы Г р а ж д а н ц е в с к о й с е л ь с к о й а д м и н и с т р а ­ ц и и в е д у т а к т и в н у ю р а б о т у по п р о ф и л а к т и к е п т и ч ь е г о г р и п ­ п а . О н и н а м е т и л и к о н к р е т н ы й п л а н и п р и в о д я т е г о в и с ­ п о л н е н и е . у ж е п о с е щ е н ы в с е д в о р ы , ж и т е л я м р о з д а н ы « п а м я т к и » и п о д р о б н о о б ъ я с н е н ы и х д е й с т в и я в с л у ч а е н е о б х о д и м о с т и . Р е м о н т Д о м а ку л ь ту ры Д о м к у л ь т у р ы в с е л е Б е р г у л ь п р е о б р а ж а е т с я . В н е м п о л н ы м х о д о м и д е т р е м о н т : п л и т к о й б у д у т п о к р ы т ы и с т е ­ ны , и п о л н е т о л ь к о в ф о й е , н о и в з а л е . Н а е м н а я б р и г а ­ д а и з С е в е р н о г о у ж е и м е е т д о с т а т о ч н ы й о п ы т д л я к а ч е ­ с т в е н н о г о в ы п о л н е н и я р а б о т , т а к к а к п о д о б н у ю т е х н о л о ­ ги ю п р и м е н я л а п р и р е м о н т е Д о м а к у л ь т у р ы в Б и а з е . М е р о п р и я т и я д л я « з а б ы в ч и в ы х » Б и б л и о т е к а р ь б и а з и н с к о й б и б л и о т е к и Л . Е . М о к р о у с о ­ в а п р о в о д и т м е с я ч н и к п о с о х р а н н о с т и к н и ж н о г о ф о н д а . Э т о н у ж н о е м е р о п р и я т и е д л я з а б ы в ч и в ы х ч и т а т е л е й , к о т о р ы е и н о г д а п о н е с к о л ь к у м е с я ц е в н е в о з в р а щ а ю т в з я т ы е к н и г и , а в ф о н д е в с е г о 1 3 т ы с я ч э к з е м п л я р о в . Б и б л и о т е к а р ь п и ш е т о б ъ я в л е н и я , п р о в о д и т б е с е д ы , с о ш к о л ь н и к а м и о ф о р м л я е т в ы с т а в к и , р е м о н т и р у е т « б о л ь ­ н ы е » к н и г и . • Л

< С е л ь с к о е х о з я й с т в о► О ВЗАИМОПРОВЕРКЕ И НЕ ТОЛЬКО ... Мероприяти е было.обычное: соседи приехали к соседям, что ­ бы посмотреть, как они живут-ра- ботают. И сразу же, с первых ша ­ гов по останинской ферме, животноводы из СхПК им. К. Маркса ста ­ ли отмечать то, чего не было у них: особый хозяйственный уклад на ферме, где все, как на своем дворе, • чистые проходы, сытые и чи- бТЫВ коровы, и главное, чан с комбикормом, - открытый и наполненный ф ур ажом ! Вот оно, начало всех начал, у себя никто не ворует. И даже при интенсивном трех- разовом доении, гурт сохраняет такое физиологическое состояние, что главный ветврач района Н.Е. Гриц, бывший в делегации, уверенно сказал: «Это лучшее стадо из всех хозяйств». Причем, и продуктивность солидная, от коровы получают по восемь и более литров в день. И за качеством своей продукции животноводы с л е д я т ревностно, регулярно проверяют молоко перед сдачей на жирность. Необходимое оборудование для этого есть, как есть и уверенность в том, что его жирность - 3 ,8 процента, а не 3,1. Но подобные разногласия с маслозаводом случаются регулярно и пока к единому мнению стороны не приходят, поэтому для животноводов, тер яю ­ щих продукцию, - проблема очень важная . - Стараемся и омолодить дойное стадо, - говорит главный зоотехник хозяйства Г.В. Ганич, - недавно сдали шесть старых коров, потом им на смену поставим первотелок. Если их добросовестно раздаивать, можно получать хорошие надои. Нынче у нас с этой группой работает Зинаида Петровна Власенко. Она добилась очень неплохой продуктивности - первотелки дают от 9 до 13 лифов молока. У доярки есть и заинтересованность в стабильных результатах: оплата труда здесь выше, чем у остальных животноводов. Сельскому жителю, имеющему на своем подворье крупный рогатый скот, в том числе и коров, хорошо известно, сколько усилий надо затратить, чтобы раздоить одну первотелку, а тут - группа. Достойная оплата за такой труд вполне оправд ана . Ж а ль , что опыт останинских животноводов пока ни в одном хозяйстве не взяли на заметку и не применили у себя. А здесь убедились в его эффективности и уже на 2 0 0 7 год готовят очередную группу нетелей в количестве 52 голов, за которой сейчас ухаживает Михаил Богдановский, человек ответственный и опытный. Но увеличивать дойный гурт в С П К «Останинский» нет возможности, потому что остро не хватает кадров. Село большое, а вот на ферму идти работать ж ел аю щ их мало, хотя обстановка здесь стабильная и по выплате зарплат. Деньги животноводы получают регулярно из месяца в месяц. Такому факту соседи могли позавидовать. У них нередко в этом вопросе возникает напряжение. А хозяева подробно рассказывали о том, как организована на ферме работа для того, чтобы ее результат был показательным, и это видно по скоту. Например, совсем недавно в хозяйстве проходил семинар, и даже с тех пор телят а з аметно подросли, потому что рацион строго выполняется: каждый из них получает по пять килограммов качественного сена и индивидуально - по килограмму фуража. - До конца зимовки нам потребуется еще 200 тюков сена, - объяснял обстановку председатель СПК «Останинский» П.В Коржов. - Все оно уже лежит на базе , чтобы хватило и на начало лета телятам, так как с ранней весны мы их не выпускаем в поле. В СхПК им. К. Маркса с кормами обстановка другая, и председатель Т.Т. Гнутов просит соседей помочь решить проблему, хотя понимает: сена могло хватить и своего, если бы оно шло строго по назначению скоту. Но решить «проблему, связанную с несунами», пока что очень сложно. В Останинке же дисциплина строгая, здесь д аж е в комнате отдыха не курят, что редко практикуется в других хозяйствах. - Может быть, потому что у нас все молодые, все х о т я т з а р а б о ­ тать, и распорядок дня, и соблюдение рациона, и личная ответственность каждого за порядок на ферме на первом месте, - говорит Г.В. Ганич. Разговор о том, что все начинается с с о з н а т е л ь н о с т и людей, продолжил и председатель СхПК им. К. Маркса Т.Т. Гнутов. - Я по-доброму завидую и рад за вас, - говорил он. - И если наши акционеры смо гут осознать свою причастность к положению на ферме, обстанов ка и зм ен и т ся в лучшую сторону, ведь мы тоже по цифрам скормили 1,5 тысячи це н тн е ­ ров сена, с осени была отличная овсяная солома, коровам даем сенаж, а они худые. И надои не из лучших. С ейчас придется закупать центнеров 2 0 0 сена, чтобы благополучно дожить до конца зимовки. В Ударнике уже его брали, у частников в Бергуле, а они-то продают х у д ш е е , что с еб е не нужно. Да к тому же, в январе, когда пошли большие морозы, у нас на ферме не работал водопровод, а нехватка воды сразу сказалась на состоянии ста ­ да. Проблем у Т.Т. Гнутова хватает и сейчас: на финансовом положении хозяйства сказалось и то , что в начале года пришлось уплатить 8 0 0 тысяч рублей налога, а это лишило возможности приобрести достаточное количество сена, фуража. В прошлые годы проблем с зерном в хозяйстве не было, и животноводы привыкли к его вольному использованию, а нынче приходится «туже подтягивать пояс». К сожалению , это не всегда получается. Но, надо отметить, что председатель прав, когда говорит об отношении к работе, а в результате и ее итогам. Наглядный пример тому: т е л я т н и к -п р о ф и л а к т о р и й в С х П К им. К. Маркса, где содержатся т е ­ лята нынешнего года рождения. Их в хозяйстве сразу после отела коровы передают телятницам. Здесь деле гация из Останинки побывала п о з ж е . И ж и в о т н о в о ды о ц е н и л и усилия телятниц Галины Васильевны Черепановой и Любови Ивановны Аниброевой. Их не надо подгонять, заставлять и требовать. Мо ­ лодняк упитанный, чистый, проход засыпан свежими опилками, в корпусе еловые веточки. И да ж е самый м а л е н ь кий новор ожд ен ны й , который при п о я в л е н и и на с в е т весил всего двенадцать килограммов, чувствует себя превосходно. Вывод напрашивается непростой: есть чему и у кого поучиться и в С хПК им. К. Маркса. Не зря П.В. К о р ж о в т а к п р о к о м м е н т и р о в а л это посещение: - Корма и кормление дороже, чем порода и происхождение. Надо ставить перед собой цель и добиваться ее общими усилиями. Мы сможем выжить только все вместе. По одному в нашей местности, при нашем м а т е р и а л ь н о -ф и ­ нансовом положении, обеспечить нормальную д е я т е л ь н о с т ь кр ес ­ т ь я н с к о -ф е р м е р с к и х х о з я й с т в - нереально. Да, прошлый год был тя ж елы й , зимовка - т о ж е не из легких, но все преодолимо, если о б ъ е д и н и т ь с я , а не р а б о т а т ь врозь. В итоге взаимного посещения разговор соседей вышел за рамки экономических п о к а з а т е л е й и чисто производственной т е м а т и ­ ки. Это был совет, как лучше обустроить жизнь акционеров, чтобы она не казалась такой уж бесперспективной. В С П К «Останинский» тоже не все гладко, но здесь научились бороться с трудностями, преодолев д аже такой порок, как пьянство. Председатель считает: надо дать человеку шанс посмотреть на мир трезвыми глазами . Он б е р е т из кассы деньги , которых не так уж много, и отправляет его на лечение. Пусть не сразу, но такие шаги оказывают свое положительное влияние. И созд ается коллектив, а в нем - атмосфера взаимопонимания. Т а к индивидуальная работа с каждым определяет общие задачи, вполне выполнимые. г- 5- I - S- 4Взаимопроверки закончены, и можно сделать определенные выводы относительно того, как заканчивается зимовка, как животноводы сельхозпредприятия подготовились к взаимопосещениям и у кого показатели работы позволяют перенять достаточно опыта для того, чтобы навести порядок и у себя на ферме. Итоги взаимопроверок подводит ведущий специалист управления сельского хозяйства Е. В. Сотн и к о в а . • Е л и з а в е т а В л а д и м и р о в н а , к а к р а с п р е д е л и л и с ь места п о с ­ л е окончательного подсчета бал ­ л о в ? - По сравнению с прошлыми годами мы несколько изменили подход к подсчету баллов, взяв за основу производственные показатели не по итогам минувшего года, а по результатам зимовки. Если продуктивность коров составила свыше 550 килограммов, давалось 10 баллов То же самое и по оформлению уголков отдыха животноводов. В результате подсчета, первое меИ Т О Г И ПО ДВ ЕД ЕН Ы сто было определено СПК «Останинский», получившему 73,2 балла. На втором месте - С П К «Верх-Красно- ярский». Животноводы этого хозяйства набрали 6 5 ,6 балла. И на третьем месте - СПК «Новотроицкий», где общая сумма баллов составила цифру 52,8. - К а к и е ещ е п о к а з а т е л и у ч и ­ тывались при подведении итогов в з а и м о п р о в е р о к ? - Нынче решили учитывать качество молока, как один из наиболее важных показателей в животноводческой отрасли. За первосортную продукцию начислялось десять баллов. Кроме того, за 100-процентную сохранность маточного поголовья добавл ял ось е щ е десять баллов. Среднесуточные привесы, чистота помещений, запас кормов - все это имело значение при окончательном подведении итогов мероприятий. Например, в СПК «Новотроицкий», который соревнуется с СПК «Федоровский», надои несколько ниже, чем у соседей, но по остальным показателям превосходят. На ферме с помощью работников Дома культуры замечательно оформленная комната отдыха, лучше качество молока, помещение даже для коров побелено. В нем светло, чисто, порядок. У Фе- доровцев тоже неплохо, однако, первенство по праву принадлежит животноводам из Новотроицка. - Все л и хозяйства готовились к взаим опосещ ениям на д олжном уровне, с ж ел ан ием показать, что и в наших у с л о в и я х , без п р и м е ­ нения з начительны х усилий и ф и ­ нансовых затрат, можно улучшить п р о и з в о д с т в е н н ы е п ока з а те л и , а значит, и снизить убыточность отр асли? - Показательный пример - СПК «Заря», где в ходе подготовки к взаимопроверке на ферме все преобразилось в лучшую сторону. Но потом животноводы вновь как-то опустили руки и все пошло в прежнем русле. А вот в С П К «Верх-Красноярский» нынче произошли разительные перемены в сторону стабилизации, причем, не только на период взаимопроверок, а в повседневных трудовых буднях. Здесь тщательно обустроенная комната отдыха, чистота в помещениях, и главное - возр о с ш а я продук тив но ст ь д о й н о г о стада. В то же время, в некоторых хозяйствах не готовились к мероприятиям, объясняя свою позицию тем , что не хотят показухи, например, в СП К «Наша Родина». • Е л и з а в е т а В л а д и м и р о в н а , а вы в како й-то мере не согласны с н и м и ? - Нет, не согласна, потому что взаимопроверки мобилизуют, д и с ­ циплинируют, з аставляю т людей поверить в свои силы, понять, что они могут добиться хороших результатов при соблюдении всего технологического процесса на ферме. А это очень важно. Да и просто общение с соседями - это стимул для того, чтобы работать более заинтересованней, иметь лучшие результаты. Дух соревновательности не угас, и, думаю, его надо развивать, сохраняя традицию проведения подобных мероприятий. - Е л и з а в е т а В л а д и м и р о в н а , к а к о е о б щ е е в п е ч а т л е н и е п р о ­ извел на вас ци кл в з а им опрове ­ р о к - 2 0 0 6 по с р а в н е н и ю с п р о ­ шлыми годами? - Можно отметить, что на фермах стало больше положительных перемен, хотя новых технологий там не появилось. Но дисциплина и понимание того, что существование хозяйств зависит от самих акционеров, постепенно входят в сознание людей. И все -таки , неуверенность в завтрашнем дне по- прежнему служит одним из главных факторов нестаб ил ьн о й обстановки, поэтому руководителям участков надо больше работать с людьми, оценивать их инициативу, или, наоборот, строже спрашивать с нерадивых. И взаимопроверки - это тож е метод укрепления с о з н а т е л ь н о с т и р аб от ни ков ферм. ХОРОШЕЕ КАЧЕСТВО МОЛОКА - МЕНЬШЕ УБЫ ТОК В сельхозпредприятиях района вопрос о качестве молока поднимае т с я п остоя нно , т а к как расчеты подтверждают, это резерв, который пока не всегда используется для увеличения показателей производства. Потери на низком качестве продукции значительны, но их можно и збежать при выполнении необходимых технологических тр е ­ бований. О том, что д елается для решения проблемы, и какова в настоящее время реальная обстановка рассказывает ведущий специалист управления сельского хозя йства Г. И. КИСЕЛЕВА. - Г алина И ва н о вн а , д о м а р та цена реализации к ило грамма м о ­ лока первого сорта составляла 4 ,5 рубля , плюс 2,08 рубля д о т а ц и я . Второй сорт оценивался 4,05 рубля, третий - 3,15 рубля, а на несортовом, и вообще лучше не нести затраты по его производству, п о ­ тому что стоило оно 1,35 рубля. Бы ла ли в 2005 году п р о д у к ­ ция низкого качества и какие потери при этом понесли хозяйства? - Потери от поставок несортового молока были во всех сельхозпредприятиях и в общей сложности они составили 306,811 рублей В некоторых хозяйствах эта сумма з н а ч и ­ тельная. Например, СхПК им. К. Маркса недосчитался более 87 тысяч рублей, СХПК «Заря» - почти 54 тысячи рублей, СПК «Наша Родина» - 37, «Федоровский» - 34, в остальных цифры поменьше, но они существуют, и если эту информацию не просто принять к сведению, а перевести в реальные деньги, то станет ясно: убыточность производства можно снизить при соблюдении процесса получения и реализации продукции. - Ч т о я в л я е т с я о с н о в н ы м и п р и ч и н а м и с н и ж е н и я к а ч е с т в а м олока и как э т о го избежать? - В основном качество продукции страдает из-за низкой плотности и повышенной кислотности. Плотность может изменяться при попадании воды, либо при массовом ра- стеле, когда увеличиваются иммунные тела. Ну, а кислотность, в первую очередь, зависит от хранения и соблюдения элементарных правил санитарии, то есть, тщ ат ель ­ ного мытья посуды. А чтобы подобные явления п р е с е к а т ь в самом начале , в каждом хозяйстве необходимо иметь лаборатории, оборудование которых отнюдь недорогое, а жи вотн оводы б у ду т пост оянн о знать, какого качества молоко поступает на реализацию. т о ж е н е м а л о в а ж н ы й ф а к т о р п о ­ вышения качества продукции. Как он о с ущ е с твл я е т с я на ф ермах , в том числе и с пециалистами? - Р а н ь ш е , когда в хозя йств ах были с л и в к о о т д е л е н и я , о с у щ е ­ ствить контроль было легче: там ре гулярно о пр е д е л я л и с ь все его данные. Теперь сложнее проверить даже жирность, поскольку центрифуги есть только в С П К «Наша Родина», «Останинский», «Федоровский». Но все равно, чтобы получить молоко, надо работать. Например, при проверке СП К «Россия», где первосортной продукции было мало, оказалось, что аппараты грязные, были выявлены и другие нарушения. А в резул ь т ате в м ар те из этого хозяйства некондиционным сдано почти 54 процента молока. А на ферме работают пять доярок, которые обслуживают всего 8 0 коров. СХПК «Заря» сдал несортовым 47 процентов продукции, большие потери несут жи вотн оводы С П К «Восход», где несортовым определено около 40 процентов молока. Конечно, кислотность во многом з ависит и от наличия оборудования, особенно в в е с е н н е - о с е н н и й период : в С П К «Федоровский» были большие произменилось в лучшую сторону, молоко хозяйства теперь принимают первым сортом. - Галина Ивановна, при 100-процен тн о й реали зац ии в ы с о к о к а ч е ­ ств енного молока может ж и вотно ­ водческая отрасль из убыточной превратиться в прибыльную? - Прибыли как таковой не будет, поскольку затратный механизм превалирует, особенно по производству кормов. Зачастую труд полеводов пропадает зря: выедут, скосят тр а ­ ву, пошли дожди - работа пошла насмарку. И так может повторяться . неоднократно. То же $амое с фуражом, его можно лишиться из-за плохих погодных условий, а на посевную, уборочную уже затрачены средства. Взять тот же СПК «Верх-Крас- ноярский». Здесь все 100 процентов молока сдают первосортным, правда, отправляют его не на наш маслозавод, а в Куйбышевский район, где принимают по более высокой цене и по старым ГОСТам, с базисной жирностью 3,6 процента. Но прибыльным сделать отрасль в наших условиях очень сложно, д аже при значительных усилиях всех заинтересованных лиц. л о к о с т а л и д и ф ф е р е н ц и р о в а н ­ ными, в з ависи м о сти от к и л о м е т ­ р а ж а д о с т а в к и и е г о к а ч е с т в а . Н апр им ер , из О с т а н и н к и в марте п р и н и м а л и п о ш е с т ь р у б л е й , из Н овот ро и ц ка - по пять, из Ф е д о - ровки - по 5,5 рубля . И базисная ж и р но с ть теп ер ь д ру г а я - 3,4 п р о ­ цента. К аким о б р а з о м это м о ж е т п о в л и я т ь на э к о н о м и ч е с к и е п о ­ ка з а т е л и о т р а с л и - п о л о ж и т е л ь ­ но или о т р и ц а т е л ь н о ? - Положительно, поскольку при меньшей базисной жирности молока при зачете будет принято больше. Есть и заин тер есов анн о сть в увеличении надоев. - Г а л и н а И в а н о в н а , п о ч е м у с л у ч а ю т с я р а з н о г л а с и я в к а ч е ­ с т в е н н ы х п о к а з а т е л я х м о л о к а м е ж д у м а с л о з а в о д о м и х о з я й ­ с т в а м и ? И к а к т у т м о ж н о н а й т и в з а и м о п о н и м а н и е ? - Во-первых, необ хо ди м о при водителе и с его участием брать пробы, во-вторых, правильно оформлять сопроводительные документы со всеми росписями , в- тр еть ­ их, точно взвешивать количество м о л о к а . Т ол ь к о т о г д а м ож но предъявлять претензии и доказы- . 01ЩП0 г т а п и н н а , значит, кон- Олемы, но недавно здесь был при- т р о л ь з а п р о и з в о д с т в о м - э т о обретен охладитель и положение П о л о с у п о д г о т о в и л а О . Ф Е Д О Р О В А . С Е В Е Р Н А Я Г А З Е Т А * * ■ ' Ж Ш £ , ■ ■ ■ 27 апреля 2006 года

СР а з м ы ш л е н и е ^ «КТО ВИНОВАТ?» И «ЧТО ДЕЛАТЬ?» Поводом к н а писанию моей з а ­ метки послужило экстраординар- ноэ событие - пока з по первому каналу т е л е в и д е н и я д окум ентально ­ го фильма: «Школа: бои без правил» Спросите: «Что ж е здесь экс траординарного? Обычный фильм о современных же с т о ких нравах». Но та к ли это? Первое в п е ч а тл е ни е уже от на ­ звания: «Дожили! Школа, которая испоко н ве ку с ч и т а л а с ь Х р а м о м науки и духовности , п ред став ля ет ­ ся рингом для борьбы, да ещ е и «без правил», т о есть каких-либо, как я понимаю, моральных о гр а н и ч и т е ­ л ей .. .» . Потом, когда приходит осмысление увиденного, понимаешь: авто ­ ры фильма языком кино говорят о том, о ч ем м о л ч а ть у ж е нельзя . Страшные цифры, страшные факты, стр аш н а я де й с тв и те л ь н о с ть . .. У ни ж е н и е и дов еден ие до самоубийства ученико в, поборы д е н е г и конфликты с родителями, жестокое у б1Йство старой учительницы... . И вечные русские вопросы: «Кто ви- нонат?» и «Что д е ла т ь? » . Не буду оригинальной, если скажу школа - сл епо к того, что проис- хс »ит в об щ е с т в е . Д а , к сожалению великому, мир н а ш стал более ж е с ­ токим Н е нужно далеко идти за приме оами, они здесь, рядом. О ткройт е любое печатн ое издание, посмотри е любую инф орм ационную программу - м а с с а негатива: в Ново- аг бирске идет суд над « Белым брат- <г зом», в П е т е р б у р г е убили дево ч ­ ку тад ж и ч ку , в М о с кве со верш ен о н а п а д е н и е на м и н и с т р а культуры К а б а р д и н о - Б а л к а р и и З а у р а Т уто - ва . . . Молодчики , как у тверж даю т очевидцы, кричали лозунги: «Россия для русских!» И это происходит в с тр а н е , ко- г ; р л д ол г ие годы была родным домом, оплотом, з ащ итой не только . г раж дан остальных 14 республик, ;ю и для людей, приезжавших к , нам со всего свет а Б е л о м : . . . Чело ­ ве к оненав истничест во этих людей (с ка з а ла бы «о соб ей » , потому что язык не поворачивается именовать ■/.х «людьми») распр о с тр а н я е тс я и ■а иноверцев , и на родной русский народ, издавна славящийся гостеприимством и добросердечием . Какие школы, какие педагоги разбудили их жи вотные, звериные инсти нкты? К а к и е м а т е р и учили их убивать, г раби ть , со верш ат ь ж у т ­ кие по своей ж е с т о кос т и преступ- ; ения? О какой «Р ос с и и» они кричат?! О той , ч то хотят превратить в оплот неонацизма?! Д ум аю , ни один педагог, ни одна школа, ни один родитель не желают, чтобы их воспитанник стал преступником. Можно обвинять государство за то, ч то с о зд а л о о пределенные социальные условия для расцвета преступности , т е л е в и д е н и е за то, что б е з конца показы вает фильмы ужасов, боевики , т е м самым воз ­ б у ж д а я н е у с т о я в ш у ю с я психику подростков. Н о у любого человека всегда есть выбор: о статься ч е л о ­ веком ил и вы б р а т ь « с к о л ь з к и й » путь, дорожку, что ведет к моральной гибели. С т а т ь чел ов еку человеком все ­ гда на Руси помогали семья, с е е тр адиционным у в аж е ни ем к с т а р ­ шим и заботой о младших, и школа. Учитель - не только тот, кто д а е т прочные зна н ия , это, в первую о ч е ­ редь, тот, кто является духовным • наставником. И, поверьте, большинство н аш их педагогов, несмотр я на всякого рода о бщ е с тв е н н ы е ка т а к ­ лизмы , о с т а ю т с я порядочными и бескорыстными людьми. Как -т о в одном из сибирских журналов был н а п е ч а т а н д н е в н и к сельской учи ­ тельницы н а ч а л а 2 0 века. З а п ом ­ нились строчки: «П о луч и ла годовое ж а л о в а н ь е - 5 рублей . Купила платье для классных занятий, новые книги и тетради ребятам». Это книжный пример. А вот пример живой. Я росла в учительской семье, и знаю, как в 6 0 - 7 0 годы моя м ам а и е е кол27 а п р е л я 2006 года леги по р абот е во внеурочное время проводили дополнительные з а ­ нятия с отстающими, воспитательные м е р оприятия . О п л а т а за эти виды педагогических услуг, если т а к м о ж но выразиться , в т е годы н е была предусмотрена. А теперь е щ е одно, более позднее, подтверждение моим словам. Всем памятны 9 0 - е годы, когда учителя , как и другие категории населения , не получали меся цам и зарплату. Борясь за свои права, бюджетники организовывали митинги протеста, шествия... Мы, работая в сельской школе, поддерживали своих коллег письмами, но ни разу, ни на один день не оставили сво е р а б оч е е место. Знали: в классах на с жд ут дети. Знали: мно ­ гие их них, т а к же, как и н аши с о б ­ ств енные ребятишки, т о ж е н ужд а ­ ются в одеж де , еде, потому что у многих родители то ж е бюджетники или работники агропромышленного комплекса, а в этой области и с е й ­ час с зарплатой туго... С л а в а Богу, страш ны е 9 0 - е по ­ зади . Но последствия мы п ож ин а ­ е м д о сих пор. П р еж д е всего, по ­ сл едст вия духовного кризиса 9 0 - х годов, когда беспощадно было уничт о ж е н о т о , ч т о было н а к о п л е н о 7 0 -л е т н и м опытом советской ш к о ­ лы, а взамен ничего не п р е д л о ж е ­ но. Согласна с теми, кто скажет, что с и с т е м а прошлого т о ж е не была ид еал ьной , но в ней было мно го и р а ционально го , что стоило с о х р а ­ нить. Кто -то, прочитав мои рассужд е ­ ния о б учительстве, скажет: « З а ­ щ и щ а е т свои интересы!». Д а , я з а ­ щ ищ аю права учителей, но вижу и негативные стороны школьной ж и з ­ ни. В фильме «Школа: бои без п ра ­ вил» поднимается проблема поборов. Счи таю: брать деньги с д е т е й , д а ж е если школа находится в т р у д ­ ном финансовом положении, а м о ­ рально. Любые платные услуги д о л ­ жны быть законодательно оформлены. Чт о касается подарков, которыми якобы снабж аю т педагогов, то д ля многих моих коллег главным подарком были и будут добрые поступ ки н а ш и х воспитанников, ус ­ пешность их взрослой жизни. А если с лучалось , что род ит ели ком у -т о дарили на 8 - е Марта сервиз или шо ­ коладку, то наши учителя или воз ­ вращ али « презент» дари телю или поступали так: шоколадку д ели ли ме ж ду р е б я там и , а посуду о с т а в ­ л ял и в классе - всем в м есте пить чай по праздникам. Труд наших учителей благороден, но как никакой иной, труден и т р е ­ б у е т больших эмоциональных з а т ­ рат, огромного терпения и изрядный з а п а с юмора. И в моей практике, и в практике моих коллег бывали раз ­ ные случаи . Казалось бы, уже все сделано, все методы испробованы, а у одних есть интерес к учебе , а д р у г и е учиться не хотят. Казалось бы, приложил массу усилий для т о го , чтобы они соверш али только к р а с ивы е поступки, но вот опять у з на еш ь , что сегодня один мучил кошку, а другой дразнил д е в о ч е к . .. . И снова все начинаеш ь с азов . И т а к без конца, много л е т подряд. На то мы и учителя , чтобы терпеливо разъ яснять д е т ям простые истины д об р а . А если те р п е ни е тв ое иссякло, лучше уйди из школы. Раздраженный, грубый человек вызывает неприятие окружающих, а учитель - т е м б о ле е . И пре с т у пе н т о т у ч и ­ т е л ь , что поднял руку на своего ученика (э то я вновь об одном из сюжетов уже назв анного мной т е ­ лефильма). Мудрый учитель найдет выход из любой, д а ж е самой патовой, ситуации . Н а й д е т нужное слово, что д о й д е т до ученика. Может, не до всех, не до каждого, не до всех сразу. Кто -то поймет сегодня, кто- т о ч е р е з год, пять л е т . . . . Чт о ж, у каждого свой путь познания истин ы . . . . Лишь бы поняли. Лишь бы до м о м е н т а прозрения не совершили ничего дурного, противоправного. Кстати, о словах. Д овел ось мне л е т 10 тому н а за д наблюдать, как во время перемены о бщ алась со своими учениками известная в райо не учительница Ульяна Павловна Гридина. За 5 - 6 минут столько восхищенных эпитетов в ребячий а д ­ рес, столько уменьшительно-ласкательных суффиксов в обращении к школьникам! Н е в силах сдержать эмоции, восклицаю: «Господи, как же они В ас любят !». И в ответ слышу застенчивый голос Ульяны Павловны, вижу светлый взгляд: «А как их я люблю, если б Вы з н а л и . . . » Вот и весь секрет педм астерства : с в е т ­ ло, б е з всяких оговорок, любить детей. Уметь прощать и забывать и милые д етские шалости , и крупные проступки. У м е т ь при знавать свои п едаго ги ческие просчеты, ведь от ошибок не застрахован д аже самый маститый и з а с л у ж е н н ы й . . . . И неу с т а н н о з а бо ти ть с я о развитии духовности. Совестливость - вот какого качеств а, на мой взгляд, не х в а т а е т некоторым молодым людям. Н е говорю: «многим», потому что считаю: в большинств е своем современная молодежь все же порядочные люди. О том, что юмор м ож е т использоваться в к ачеств е воспитательного средства, нам с подругой пов е д а л а н а ш а р у ко во ди те л ьн ица педпрактики е щ е в вузе. Было так: на з а ре моей тум анн о й юности д а ­ вала я свои первые уроки в 10-м , то г да выпускном, классе одной из пригородных школ. Класс, и без того не отличавшийся особым рвением к учеб е и дисциплинированностью, теп ер ь и вовсе расхлябался. Ещ е бы! Вместо привычных учительниц, одетых в строги е костюмы, с прической «шиш е ч ка » на голове, достаточно опытных и мудрых, уроки в е д у т юные, х р у пки е , то н е нь к и е , модно одетые, может быть, хорошо знающие теорию, но совсем не имеющие практики студентки, которые по возрасту чуть с т а р ш е своих учеников. .. . Какой простор д л я де я те л ьн о с ­ ти! «Изобретениям» не было конца! То принесут на урок пушистого сиамского котяру, жирного и наглого д а ж е по виду, а он з а м я у к а е т в са ­ мый неподходящий момент, как раз тогда, когда ты говоришь о любви великого М а я к о в с к о го , т о о с т р я т весь урок, т о спорят напропалую о нужности литературы , которая, по их мнению, «в о б щ е с т в е себя, уже, в о бщ ем -т о , и з ж и л а . . . . » Н е уроки, цирк какой-то! Использовав, как нам то г да казалось, весь а р с е н а л средств педагогического воздействия: у вещ а ­ ния, уговоры, н а з и д а н и я - и ничего не добившись, мы с подругой о б ра ­ ти лись за советом к н аш е й Лю дм ил е Прокофьевне. Людмила Прокофьевна улыбнулась: «Девочки, милые, ч то ж е вы все строжитесь, сердитесь? Прямо как чопорные классные дамы из прошлого века. Вы ж е молодые, они подспудно тя нутся к вам. Вот и хотят, ч тоб вы все время на них внимание о б ращ ал и . Урок п ревращаю т в т е а т р юмористи ческих миниатюр? Воспользуйтесь этим! Посмейтесь вместе с ними над их «из о бр ет ени ­ ями». Помните, у Распутина в «У ро ­ ках французско го» молодая учительница, увидев синяки на лице ученика, говорит: «Ну, вот у нас в классе уже и ранены е появились». Совет наш ей преподавательницы помог. С тоило лишь один раз проявить сообразительность , поиронизировать по поводу «хохмы» кого-то из учеников, как д е т и наши посерьезнели, перестали смеяться без оснований, да и на уроках стали акти внее. С е й ч а с мне, вероятно, возразят мои коллеги-педагоги: « Ю м о р - э т о хорошо, но до смеха ли, когда давят бытовые, финансовые проблемы, когда х ам я т д е т и ? » Да, з арплата учительская, как и у других категорий интеллигенции, очень мала . О с о б е н но у молодых специалистов , недавно пришедших в школу со сту д е н че с ко й скамьи. Е щ е н е т практики, н е т возможности з ащ и ти ться на категорию. А как ничтожна пенсия у педагогов - пенсионеров! Н е пенсия, слезы! П е р с ­ пектива та кой пенсии, думаю, приводит в ужас. Вот и вынуждены педаго ги, чтобы прокормить семью и з аработат ь хоть немного стоящ ее со д е р ж а н и е в старости , увеличивать с е б е нагрузку учебных часов, совмещать несколько должностей. Порой о ка честве такого совместительства л у ч ш е не говорить. А ка ­ кой ущерб наносится учительской семье! Ни о каком полноценном общ ен ии с с о бственным и детьми и речи не м о ж е т быть. М н о г и е у ч и т е л я -п е н с и о н е р ы , уже не имея крепкого здоровья, труд ятся лишь по одной причине: хот я т п о д д ер ж а т ь м а т е р и а л ь но пов з р ос л е вш их д е т е й , не им еющих стабильного постоянного заработка. Т акова жи зненная реальность. К слову, о здоровье. Н е знаю, с ущ еств ует ли статисти ка учительского здоровья вообще, но если бы была, то бы ла бы плачевной. Ведь фи з ически е и эмоциональные перегрузки е щ е никому на пользу не пошли. Это, т а к сказать, материальная сторона д ела . Но для учителя было и о с т а е т ­ ся главным в профессии призвание, о ч ем мы в пылу полемики порой забываем говорить. Семантика слова « при звание» прозрачна. Слово это им е е т один корень со словами «призыв», «зов». Именно зов д уши, а не перспектива больших денег, заставлял людей приходить в школу 100, 70, 3 0 ле т назад. Люди прих о д и л и и о с т а в а л и с ь в е р н ы м и профессии не год - два, десятки лет. Сколько у н а с в районе педагогов, о тд авших школе 3 0 - 4 0 лет! Л .И . Воробьева и Т . И . Крапивина из Коб. Кордона, Л .А. Николаева и К.В. Якимова из Биазы, Т.Г. Братова и Л .А.Смык из Верх-Красноярки, З .Н . Голубева из Чувашей, М .Е. К а - порикова из Останинки, Л.П Ю р е - вич, М.К. С идорова, Г.Ф. Кемелева , А.А . Устьянчик, А .Е . Новикова из Северного.... Список можно продолжить . Есть у н а с и чел ов ек -л е ген да - з аслуженный учитель России А н а ­ толий Павлович Гламаэдин. Думаю, что его педстаж составляет 50 (или больше) лет. А учительские д ин ас ­ тии! Я горда тем , ч то принадлежу к таковой . О б щ и й с т а ж моих многочисленных родственников составл я е т 90 лет, одна моя мама Антонина С е р г е е в н а Лаврова отдала школ е 3 5 л е т . . . . Главным побудительным моти ­ вом в сем е й но й д инастии , считаю, все же является у важ ение к труду, к семейной традиции. Что к а с а е т с я грубости и х а м ­ ства со стороны учеников, то н а ­ стоящий учитель, как тонкий психолог, всегда поймет, что стоит за т а к и м я в л е н и е м , о бы кн о вен ная п о д р о с т к о в а я б р а в а д а , ж е л а н и е любым способом оказаться в ц е н т ­ ре событий или уже укорененное зло. Если «зло», то кто виноват в том, что ребенок стал таким? Родители , пьющие, и потому не воспитывающ ие ребенка? Школа, которая выпустила р е б е н к а из поля своего з р е ­ ния? Или улица, что неустанно подви гает на «тем ные» д е ла ? Каковы бы ни были причины, мы обязаны бороться за ребенка до конца С п а ­ сать всеми им еющимися средства ­ ми. И н а ч е о т с т у п а т ь -д а л ь ш е уже б у д е т некуда . Авторы фильма «Школа: бои без правил»: поднимают е щ е один острый вопрос - проблему детского алкоголизма и наркомани и. Всем из ­ вестно : п од в о з д е й с т в и е м з ель я человек т е р я е т всякие нравствен ­ ные т о рм о за , у тр ач ив ает контроль за собой и своими поступками. Возр а с т наркоманов и алкоголиков постоянно снижается. Цифры пугают. Ч т о д е л а т ь ? П р и н и м а т ь ж е с т к и е меры на уровне государства? Штраф овать? О р гани зовать анонимные общества? Е с л и необходимо, применять и жест кие меры. Особенно, если речь о пр еступлениях на расовой почве Н о , п р е ж д е всего , воспи ты ват ь Увлекать полезными делами, прививать любовь к труду, спорту, культ у р е . . . . Л е ч и ть физически и нравс твенно . Д а ж е оступившихся, чтобы они не потянул за собой других, юных и здоровых, чтоб не пошла еще б ольш ая цепная ре акция зла Ведь дурной пример заразителен. Важно, чтобы вся общ ествен н ост ь помнила, в какой опасности молодые. И е щ е раз повторюсь: многое зависит и от самого человека. Можно от безысходности податься в киллеры, а можно ухаживать за больными , т е м самым с о з н а в а я п о л е з н о с т ь бытия. Пусть и плата з а тв ой б ла ­ городный поступок не велика Главное, чтоб ты сам ощущал себя человеком. Можно, р а зб о га т е в , з а бо ­ титься лишь о собственном благополучии, а можно заня ться благотворительностью. Примеров много и в наш ем районе. Важно, чтобы школа и семья и в этом вопросе, и других, к а с аю щ и х ­ ся ребенка, з анимали ед иную позицию. Чтобы учителя уважали инте ­ ресы ребенка и семьи, а род и т ели прислушивались к мнению школы, профессиональным со в е там п е д а ­ гогов. Чтобы не было унизительных разборок, жалобных писем, нервотрепки ни с той стороны, ни с другой, чтобы родительская и учительская энергия служили бы одному д елу - воспитанию граждан страны Чтобы конфликты решались все-таки цивилизованным путем. Хорошо, если государство прим е т документы, р е гу л ир ую щ ие о т ­ н ош е ни я семьи и школы. Х о р о ш о , е с л и в о б щ е с т в е неу с та н но б у д е т п о в ы ш а т ь с я а в т о р и т е т с е м ь и . Если средства массовой инф орм а ­ ци и б удут бо льш е говори ть о пол о ж и т е л ь н о м с е м е й н о м о пы те . Л ю б ов ь Н и к о л а е в н а П л у ч е в с к а я , н а в е р н о е , не помнит н а ш е к р а т ­ к о в р е м е н н о е з накомство на с о в е ­ щ а н и и д и р е к т о р о в в июне 2 0 0 2 года, но мне общение с замечательн ой м ам ой 2 6 д е т е й з а помнил ось: т а к поразили меня е е воспитанные и тал ан тл ивы е р ебятиш ки . М но го ­ д е т н ы е , при ем ные , п р о с т о б л а г о ­ п олучные семь и , чей опыт з а с л у ­ ж и в а е т вн им ани я , е с ть и у н а с в С е в е р н о м . О ч ем не раз п исал ось в м е с т н о й г а з е т е , за это с п а с и б о ж у р н а л и с т ам . Х от елось бы, чтобы э т о т опыт был об общ ен на б о л е е высоком уровне. Хорошо , если будет повышаться п р е с т и ж учительской п роф ес ­ с и и (и н е то л ь ко м а т е р и а л ь н о ) . Е с л и ч а щ е б у д е т г о в ор и тьс я о т р у д е как о духовной кат е г о р и и , и н е только о тр у д е п е д а г о га , а и о т р у д е з ем л е д е л ь ц а , врача , уч ен о ­ го, во енно го. .. Хотелось бы, чтобы к и н ем а т о г ­ раф исты бо льш е экр а н и з и р о в а л и кл ассику , где с е м е й ны е и о б щ е ­ с тв е нны е це нност и с т о я т на д о л ­ ж н о й в ы с о т е . . . . Ч т о бы г е р о я м и фильм ов были не банкиры или с у - п е рю н ош и , а простые люди, ч е с т ­ но и с п о л н я ю щ и е ч е л о в е ч е с к и й и г р а ж д а н с к и й долг, в т о м ч и с л е и у ч и т е л я . Ч т обы во с п и та н ие ш л о , п р е ж д е в се го , на п о л о ж и т е л ь н ом п ри м е р е . Полож ительны й п р и м е р н е только п о к а з а т е л е н , а е щ е и вд о хно вл яет , д а е т у с т а н о в к у н а добро, на д е л а ради других, на с о б ­ с т в е н н о е с а м о у с о в е р ш е н с т в о в а ­ н и е . . . А это т а к н е об х о д и м о : п о ­ с т о я н н о р а б о т а т ь н а д с о б о й , с л у ­ ж и ть лю д ям . . . В о т к к а к и м р а з м ы ш л е н и я м привел меня просмотр ф и л ь м а по Т В . Х о т е л о с ь бы, чтобы о т к л и к н у ­ л и с ь ч и т а т е л и : к о л л е г и - п е д а г о г и , род и т ели , У чен и ки - ч т о они д у м а ­ ют по д а н н о м у поводу. Р. К У З Ь М И Н А . 3 о в о щ а Г<•' Д ; , ч Й й V ‘ - 3У + 1 Г Г А З Е Т А "

RkJQdWJsaXNoZXIy