Северная р а й о н н а я еж е н е а е а ь н а я г а з е т а ПЕРВЫЙ СЪ ЕЗД РАБОТНИКОВ КУЛЬТУРЫ ОБЛАСТИ Самая! Самая! Самая! И ри н а Кузьмина, у ч е н и ц а С е в е р н о й с р е д н е й о б щ е о б р а з о в а т е л ь н о й ш к о л ы , с т а л а п о б е д и т е л ь н и ц е й р а й о н н о г о к о н к у р с а « С а м а я . . . С а м а я . . . Самая!». Мат е р и а л об этом конк у р с е ч и т а й т е в с л е д у ю щ е м н о м е ре. В г о р о д е Н о в о с и б и р с к е с о с т о я л с я п е р в ы й о б л а с т н о й с ъ е з д р а б о т н и к о в к у л ь т у р ы Н о в о с и б и р с к о й о б л а с т и . О т н а ш е г о р а й о н а б ы л и д е л е г и р о в а н ы д и р е к т о р Г р а ж д а н ц е в с к о г о Д о м а к у л ь т у р ы Т. И. О с и п о в а , б и б л и о т е к а р ь Р. П. П о х л е б и н а , п р е п о д а в а т е л ь м у з ы к а л ь н о й ш к о л ы Л. А . Л а в р о в а , д и р е к т о р р а й о н н о г о Д о м а к у л ь т у р ы С . Г. О с и п о в , С. Н С к о р о б о г а т о в а и з а м е с т и т е л ь г л а в ы р а й о н а Ю. Г. Г л а м а з д и н . Р а б о т а у ч а с т н и к о в с ъ е з д а п р о х о д и л а в ф о р м е з а н я т и й п о с е к ц и я м . О с н о в н ы м , р а с с м о т р е н н о м на с ъ е з д е , я в и л с я в о п р о с о п р и о р и т е т н ы х н а п р а в л е н и я х р а б о т ы в о т д е л а х к у л ь т у р ы . С л е д у е т о т м е т и т ь , ч т о н е к о т о р ы е ч л е н ы н а ш е й д е л е г а ц и и б ы л и о т м е ч е н ы г у б е р н а т о р о м о б л а с т и за б о л ь ш о й в к л а д в р а з в и т и е к у л ь т у р ы Н о в о с и б и р с к о й о б л а с т и . Т а к Р а и с а П а в л о в н а П о х л е б и н а б ы л а н а г р а ж д е н а П о ч е т н о й г р а м о т о й , а Л ю д м и л а А л е к с а н д р о в н а Л а в р о в а п о л у ч и л а б л а г о д а р с т в е н н о е п и с ь м о . \ Чтобы помнилиУ эхо той войны О д и н н а д ц а т о г о я н в а р я 1 9 3 2 г о д а П р е з и д и у м Ц е н т р а л ь н о г о И с п о л н и т е л ь н о г о К о м и т е т а С о ю за С С Р п о с т а н о в и л у т в е р д и т ь с т а т у с о р д е н а « К р а с н о е З н а м я » . Т а к о г о р о д а н а г р а д а б ы л а у ч р е ж д е н а д л я н а г р а ж д е н и я з а о с о б у ю х р а б р о с т ь , с а м о о т в е р ж е н н о с т ь и м у ж е с т в о , п р о я в л е н н ы е п р и з а щ и т е с о ц и а л и с т и ч е с к о г о О т е ч е с т в а О р д е н о м К р а с н о г о З н а м е ни н а г р а ж д а л и с ь в о е н н о с л у ж а щ и е С о в е т с к о й А р м и и , В о е н н о - М о р с к о г о Ф л о т а , п о г р а н и ч н ы х и в н у т р е н н и х в о й с к , с о т р у д н и к и о р г а н о в К Г Б СССР. Н а г р а ж д е н и е о р д е н о м К р а с н о г о З н а м е н и п р о и з в о д и л о с ь за о с о б о з н а ч и т е л ь н ы е п о д в и г и , с о в е р ш е н н ы е в б о е в о й о б с т а н о в к е с я в н о й о п а с н о с т ь ю д л я ж и з н и , за о с о б ы е о т в а гу и х р а б р о с т ь , п р о я в л е н н ы е п р и о б е с п е ч е н и и г о с у д а р с т в е н н о й б е з о п а с н о с т и с т р а н ы , н е п р и к о с н о в е н н о с т и г о с у д а р с т в е н н о й г р а н и ц ы С С С Р в у с л о в и я х , с о п р я ж е н н ы х с р и с к о м д л я ж и з н и . В н а ш е м р а й о н е о с т а л о с ь с о в с е м н е м н о г о т е х , к т о з а щ и щ а л н а ш е О т е ч е с т в о в г о д ы В е л и к о й О т е ч е с т в е н н о й в о й н ы . И д о с и х п о р в р а й о н н ы й в о е н н ы й к о м и с с а р и а т п р и х о д я т н а г р а д ы , к о т о р ы е в с в о е в р е м я н е б ы л и в р у ч е н ы с о л д а т а м п о к а к и м - л и б о п р и ч и н а м . Ж а л ь , ч т о ч а щ е в с е г о о б л а д а т е л е й э т и х н а г р а д у ж е н е т в ж и в ы х . П о и с к н а г р а ж д е н н ы х п р о д о л ж а е т с я и п о с е й д е н ь . Б л а г о д а р я т а к о м у п о и с к у б ы л о у с т а н о в л е н о , ч т о п о у ч е т н ы м д а н н ы м Г л а в н о г о У п р а в л е н и я к а д р о в М О РФ в ч и с л е н а г р а ж д е н н ы х ч и с л и т с я м л а д ш и й с е р ж а н т П а в е л И в а н о в и ч П а в л и к . П р и к а з о м к о м а н д у ю щ е г о 2 г в а р д е й с к о й т а н к о в о й а р м и и № 0 1 3 / н о т 11 ф е в р а л я 1 9 4 5 года П. И. П а в л и к б ы л н а г р а ж д е н о р д е н о м К р а с н о г о З н а м е н и . К с о ж а л е н и ю , П а в л а И в а н о в и ч а уж е н е т в ж и в ы х . Но в С е в е р н о м п р о ж и в а е т е г о с е с т р а А н а с т а с и я И в а н о в н а З а й ц е в а , к о т о р о й и б ы л о в р у ч е н о у д о с т о в е р е н и е к э т о й н а гр а д е . П о с у щ е с т в у ю щ е м у з а к о н о п о л о ж е н и ю о б о р д е н а х и м е д а л я х С о ю з а С С Р д а н н ы й о р д е н на х р а н е н и е н е п е р е д а е т с я , п е р е д а е т с я т о л ь к о у д о с т о в е р е н и е к э т о м у о р д е н у . С к о л ь к о е щ е т а к и х н а г р а д д о с и х п о р н е н а ш л и с в о и х о б л а д а т е л е й ? М н о г о л е т п р о ш л о с т е х п о р , к а к о т г р е м е л п о с л е д н и й п о б е д н ы й з а л п , н о о т г о л о с к и э т о й в о й н ы д о с и х п о р г р о х о ч у т в н а ш и х с е р д ц а х . А . А В Е Р Ь Я Н О В А . Г — П Э Л Ь С В А С Ю Г А Н Ь Я — • Готовятся к с о р е в н о в а н и я м В Убинке в марте пройдут спортивные соревнования по л ы ж ны м ■ гонкам , теннису, хоккею. К этому с обы тию готовится и наш район, I ко торый входит в во сьмой избирательный округ о блас тно го С ов ета | депутатов. Уже создана команда из 44 спортсменов возрастом с тарш е ■ ш е с т н а д ц а т и лет. И д у т т р е н и р о в к и . Ф и н а н с о в у ю п о м о щ ь д л я п р о в е д е - • I ния мероприятия о казывает А .В Морозов. Помощь от депутата Несколько д е т с ких с ад иков района получили подарок о т д е п у т а т а ■ областного Совета депутатов А. В. Морозова, который выделил им сред - | ства д л я приобретения игрушек. Оказана поддержка и Федоровке , гд е ■ при ш коле со здан клуб «За здоровый быт». К ю б и л е ю А. Барто Стихи Агнии Барто любимы и известны не одному поколению росси - ? ян. Не ус тарели они и сейчас, когда с о дня рождения поэтессы п р ош л о I 100 л е т В сельской библиотеке Биа зы юбилейную да ту отметили сразу | несколькими мероприятиями, на которых и зрителями, и у ч ас тн и ка м и | с тали школьники начальных классов. Они с уд овольствием з н а к о м и - ■ лись с книжной выстав кой «Для тех , кто растет и радуется э тому», ■ побывали на утреннике «Мы растем», показывали свои знания в ви к то - I рине «Идет бычок , качается» и расска зывали стихи А. Барто. I КВН КВН «Верно служу, ни о чем не т у ж у » в Биазинском клуб е стал д л я ■ зрителей увлека тельным зрелищем, в котором участво ва ли б ы в алы е . со лдаты , недавно о тслужившие в армии . Они составили д ве команды, ■ блестяще показавшие знания и умения, приобретенные в армии. Сила- I чи, прыгуны не боролись за звание лучших, а просто весело отдыхали . | Отвечали и на вопросы викторины, освещающей армейскую жизнь. На- ■ пр имер, какое главное качество б о й ц а или ч то так ое с тремительное ! наступление. А музыкально-песенное сопровождение КВН обеспечива- I л и работники Дома культуры Мокроусова Л. Е., Нижинская Г. П., Петухов | А. А. Повышение показателей Зимов ка 2006 года проходит по ср авнению с прошлогодней с превы- ■ шением показателей продуктивности дойного стада. Значительного уве - ! личения надоев добились животноводы полови ны хозяйств. С ейчас за I сутки о т коровы в среднем получают о коло 4,5 килогр аммов молока. Подготовка с еменно го фонда Полеводы СПК «Новотроицкий», «Верх-Красноярский» и «Наша Ро- ■ д ина» решили главную задачу о ка честве семенного фонда. В э т и х ■ хо зя йств ах все 100 процентов семян - кондиционные . О с та л ь ны м д о ■ посевной еще предстоит их очистка, подработка. Лидеры с о р е в н о в а н и я По итогам соревнования ж иво тноводов за фев раль первое м е с то | присуждено С ПК «Верх-Красноярский», где наиболее высо кие по ка за - I тели производства, продуктивности дойного стада, сред н е су то чны х ■ пр ивесов молодняка и сохранности поголовья. На втором м е с те - С П К * «Останинский», на т р е т ь е м - С П К «Наша Родина». В з а и м о п р о в е р к и На фермах сельхо зпредприятий района начинаются взаимопровер- | ки, которые позволят перенять о п ы т со седей в вопросах сод ер жа н и я ■ скота, эффективности п р оизвод с тва . Первыми о ткрывают мероприя - . т и е ж и в о т н о в о д ы С П К « О с т а н и н с к и й » , « З а р я » , « Р о с с и я » , С Х П К ■ им К. Маркса Лучшие п р и в е с ы В С П К «Верх-Красноярский» выращиванием молодняка занимаются | о тв е т с тв е нны е ж и в о тн о в о ды ; п оэтому среднесу точные пр и ве сы м о - ■ ло дняка одни из лучших по сельхозпредприятиям. Так, у О.Н. Южаниной . в с р ед нем за с у т ки теля та пр и ба в л яю т в весе по 610 граммов, у Н .С . | Т ря с ейкиной - п о 601 грамму, у Н И. Л ю ф т - п о 555 г р ам м о в . ' Ремонт те хн и ки В сл о ж ны х эко номически х условиях идет подготовка т ех н и к и к в е - | с е нн е -п о л е вы м работам, поэтому т е м пы ремонта невысо кие. Но в с е - ■ та к и в среднем по району к с е ред ине марта готовность т р а к т о р н о го . парк а сос тавляе т 60 процентов. А в С П К «Верх-Красноярски й» э та ■ техника отремонтирована более ч ем на 80 процентов, в С ПК «Новотро- I ицкий» - почти на 70 процентов В о с та л ь ны х хозяйствах по ка за т е л и I ниже.
, \ В а д м и н и с т р а ц и и района ~/ НА СХО Д Е - ЗАИНТЕРЕСОВАННЫ Й Р А З ГО В О Р С х оды гр аждан - э то зе р к а л о ж и зни района . О ни п о з в о л я ю т на гл я д н о о п р е д е л и ть п р и о р и т е т н ы е направления его жизне д е ятел ьн ос ти и р а с с м о т р е т ь а к т у а л ь н ы е про б л е м ы , с т о я щ и е на п о в е с т к е дня. Нед а в н о т а к ое мероприя ти е с о с то я л о с ь в с е л е О ста ни н к а , куда д л я р а з г о в о р а с ж и т е л я м и п р и е з ж а л глава районной администрации А. И. К о з у б е ц с гр уппой с п е ци а л и с тов и н а ч а л ь н и к о в о тд е л о в а дминис тра ции. Э то о тд ал е нн о е от райцентра се л о трад и ц и он н о считается одним из наи б ол е е благополучных по крим и н о ге н н о й обстановке, по хозя йск о м у о тношению людей к месту, где они проживают, по их обстоя тель н ос ти и разумному, кр ес ть я н с ко м у по дходу к решению назревших вопросов. И на ¿ходе присутствующие внима тельно выслушали информацию нач а л ьн и к а ф и н ан со во го о т д е л а В. В. Д о л о т о в о й об и с п о л н е нии ко нсолидированного б ю д ж е т а за 2005 год. Он был и сполнен на 97 процентов . Ве ра В а с и л ь е в на п о д ч ер кнула, что д о т а ц и о н н ы е с р е д ства из облас тно го бюдж ета по с т у пили в полном объеме. Но в то же время, если реально рассматривать проблемы финанси рования , то наш район из д о тац и он ного уж е пр евр а ти л ся в с а м о с т о я те л ь н у ю единицу, которая вп о л н е м о гл а бы с у щ е с т в о в а т ь и р а з в и в а т ь с я на с о б с тв е нны е средс тва . Об этом говорит такой факт: в 2005 году о т налогоплательщиков Северного района в областной бюдж ет по с т у п и л о 5 20 м и л л и о н ов р ублей . А с е л ь х о з т о в а р о п р о и з в о д и т е л и в п о д д е р ж к у с в о и х пр ои зв о д с тв по л у ч и л и в се го 330 ты с я ч р ублей . Е сли разделить эту сумму на один н а д ц а т ь хо зяйств , Д О Л Я К ф К Д О Г О из н и х о к а ж е т с я ничтожно мала. Е с т е с т в е н н о , ч т о у ч а с т н и к о в схода заинтересовал главный вопрос, пр озвуча вши й в вы с т уплени и В „ В . Д о л о то в ой : по чему все с р ед с тва н аш их нало го пл а те л ьщ и ков перечисляются в областной бюджет и лишь потом возвращаются урезанной дотацией? Но отв ет на него кроется в зако нодательстве Новосибирской области, по ко торому все нало ги пе р е ч и с л я ю т с я именно в обл а с ть , по э том у и 520 м и ллионов р у блей на л о гов не решали проблемы н ашего района, а о тп ра вл ял и сь в Н о в о с и бирск. На сходе возник и вопрос , н е посредственно касающийся з н а ч и те л ь н о й части населения, п р и н а д лежащей к категории пенсионеров и ль го тников, которых тож е н е м а л о - 854 челове ка. Взамен л ь го т те п е р ь они могут в оспользова ться е ди н ой денежной выплатой, о которой сдела л а разъяснения нач а л ьн и к отдела пенсионного фонда С. В. Федорова. Она заострила внимание на том, что каждый должен подумать, прежде чем принять разумное решение, например, следует ли л ь го тн и к у отка зы ва ться от наб ор а ус л у г п о са наторно-курортному лечению, обеспечению лекарственными п репара т а м и с тем , чтобы их з а м е н и л и на день ги? 420 рублей не сд е л аю т семейный бюджет полнее, а в случае заб ол е в а н и я чел о в е к т е р я е т во зм о ж н о с ть п риобре тать л е к а р с т в а по льготной цене и должен будет пок у п а т ь их по п о л н о й с т о и м о с т и . С. В. Федорова подробно о зна коми л а жителей села и с вопросами пенсионного обеспечения, реформиров ание ко торого б у д е т п р о д о л ж а т ь ся д о 2013 года и л ю д и сами , ка к заи н тер ес о в а нны е в н а и б о л е е о п т и ма льном варианте начисления пенсии, имеют право обратиться в пенс и о нны й ф онд за д о с т о в е р н о й ин ф ормацией по этому поводу. Но не хлебом единым ж ив чело век, и потому уч ас тн и ки с х о д а о б ратились к районной администрации с просьбой о п р и об ре тен и и в Д о м кул ьтуры сидений , к о тор ы х здесь ка тас троф ичес ки не хватает, ве рнее, нет. И даже на сход их с о б и р а л и «по миру». На э т о т в о п ро с ответила н а ч а л ьн и к о тд ел а культуры Т. Ю. Дордонова . В с в о е м отчетном вы с т у п л е ни и она о б ъ я с н и л а п р и сутствующим , ч то ш е ф ы из г. Новос и б и р с к а у ж е и з ы с к а л и в о з м о ж н о с т ь о к а з а т ь п о м о щ ь ж и т е л я м О с т а н и н к и с тем , ч т о б ы их клуб во всех о тн ош е ни я х с т а л о ча го м культ уры , хотя , п о ка н е в се ц е н я т и то, ч то зд е с ь и м е е т с я . Н е к о т о р ы е по се ти т е л и м о г у т и о т к р о в е н н о , хулиганс ки и сп о р т и т ь мебель , устро ить п ь я ны й д е б о ш . И в э том о тн о шении на с х о д е в о з н и к л о нема л о острых вопросов к начальнику РОВД С. В. Мишину, к о т о р ы й п редс тавил о б ъ е к т и в н у ю к а р т и н у с о с т о я н и я п р е с т у п н о с ти в С е в е р н о м районе. Ее уровень - са м ы й низки й по области, но растет. Так , в 2 00 5 году их было совершено на 70 больше, чем в 2004 году. В т о м ч и с л е не и с к л ю ч ение и с е л о О ста ни н к а , где появились новые, ранее не имевшие места нарушения уго л овн о го и адм и н и с тр а т и в н о г о з а к о н о д а т е л ь с т в а . И о п ер а ти в н о с ть д е й с т в и й милиции, ее р е а ги р о в а н и е на с и гн а л ы ж и т е л е й и граю т в э т и х с л у ч а я х ва жн ую роль. Все э то так , н о о д и н у ч а с т к о вый на н е с к о л ь к о н а с е л е н н ы х пунктов не с м о ж е т о б е с п е ч и т ь а б с о лютный покой и б е з оп ас н ос ть граждан. С. В. Мишин в своем выступлении подчер кнул , ч т о а кт и в н а я ж и з ненная по зиция и са м и х односель чан, которым м еш аю т ж ить хулиганы и са м о го н щ и ки , мо гу т о каза ть огромную п о м ощ ь в н а в ед е н и и по рядка на селе. К сожалению, их инертность и п а с с и в н ос ть н еред ко сн и ж аю т э ф ф е к т и в н о с т ь д е й с т в и й п р авоохранительных органов. Многие проблемы жизни района требуют и вмеш а тел ь с тв а представителей п р о т и в о п о ж а рн о й 'с л уж бы / поэтому н а ч а л ь н и к п ожарной час т и А. И Лав ро в о з н а к о м и л учас тнико в сход а с с о с т о я н и е м п о жар ной б е зоп ас н ос ти . Н ео б хо д им о с ть ее уси л е ни я о ч е в и д н а . И полови ну \ В Совете д е п у т а т о в / З А С Е Д А Н И Е К О М И С С И И В р а й о н н о м С о в е т е д е п у т а т о в с о с т о я л о с ь с о в м е с т н о е з а с е д а н и е к о м и с с и й п о т р а н с п о р т у и по а г р а р н ы м в о п р о с а м и п р и р о д о п о л ь з о в а н и ю . П р е д с т а в и т е л ь . О А О « С е в е р н о е н е ф т е г а з » , г л а в н ы й с п е ц и а л и с т п о о х р а н е о к р у ж а ю щ е й с р е д ы Д . Н . Г о н ч а р о в о з н а к о м и л п р и с у т с т в у ю щ и х с м е р о п р и я т и я м и , з а п л а н и р о в а н н ы ми на 2 0 0 6 год. В п р о ш л о м г о д у п р е д п р и я т и е р а б о т а л о в з а д а н н о м р е ж и м е с с о б л ю д е н и е м п р и р о д о о х р а н н о й п о л и т и к и , в н е д р я я н о в ы е т е х н о л о г и и и в ы п о л н я я р е к у л ь т и в а ц и ю на и с п о л ь з о в а н н ы х з е м л я х . В р е м е н н ы е н е ф т е п р о в о д ы п р о т я ж е н н о с т ь ю п я т ь к и л о м е т р о в б ы л и з а м е н е н ы на п о с т о я н н ы е . На М а л о и ч с - к о м м е с т о р о ж д е н и и з а м е н а п р о и з в е д е н а н а 12 и 2 7 к и л о м е т р а х У с т а н о в л е н к л а п а н - о т с е к а - т е л ь , п р е д о т в р а щ а ю щ и й р а з л и в н е ф т и , п р о в е д е н а р е к о н с т р у к ц и я р е з е р в у а р а . В е д е т с я о х р а н а п о ч в ы , п р о и з в е д е н а е е р е в и з и я . О р г а н и з о в а н с б о р и в ы в о з к а б ы т о в о г о м у с о р а . На м е с т о р о ж д е н и и н а ч а т а и р а б о т а п о б л а г о у с т р о й с т в у и о з е л е н е н и ю п о с е л к а , где п р о в е д е н в о д о п р о в о д , у с т а н о в л е н о д в а в о д о р а з б о р а , о ч и щ е н и о г р а ж д е н п о ж а р н ы й в о д о е м . Д л я о ч и с т к и в ы б р а с ы в а е м о г о г а з а у с т а н о в л е н н е ф т е г а з о с е п а р а т о р и о б с л е д о в а н ы н е ф т е д о б ы в а ю щ и е с к в а ж и н ы . П р и с у т с т в у ю щ и е н а з а с е д а н и и и н т е р е с о в а л и с ь к о н к р е т н ы м и в о п р о с а м и и п р о б л е м а м и н е ф т я н и к о в , на к о т о р ы е в ы с т у п а ю щ и й д а л и с ч е р п ы в а ю щ и е о т в е т ы . В ч а с т н о с т и , Д . Н . Г о н ч а р о в с к а з а л о т о м , ч т о п р е д п р и я т и е п л а н и р у е т з а к у п и т ь о б о р у д о в а н и е д л я с б о р а и л и к в и д а ц и и р а з л и ва н е ф т и . Э то б у д е т м о б и л ь н ы й к о м п л е к с на б а з е а в т о м о б и л я . М е н е д ж е р п о П Б о х р а н ы о к р у ж а ю щ е й с р е д ы и з д о р о в ь я О А О « Н о в о с и б и р с к н е ф т е г а з » М. Д. М у р у н я к д о л о ж и л о р а б о т е с л у ж б ы п о с о б л ю д е н и ю п р и р о д о о х р а н н о г о з а к о н о д а т е л ь с т в а . Д л я э т о го в н е д р е н а и л и ц е н з и р о в а н а с и с т е м а м е ж д у н а р о д н о й о х р а н ы о к р у ж а ю щ е й с р е д ы , е ж е г о д н о р а з р а б а т ы в а ю т с я п р и р о д о о х р а н н ы е м е р о п р и я т и я . В 2 0 0 5 го д у в э той п р о г р а м м е б ы л о ш е с т ь н а п р а в л е н и й д е я т е л ь н о с т и . С у щ е с т в у е т и п л а н з а х о р о н е н и я о т х о д о в , ч а с т ь к о т о р ы х в ы в о з и т с я , а н е ф т е с о д е р ж а щ и е у т и л и з и р у ю т с я в с п е ц у с т а н о в к е . В 2 0 0 4 г о д у б ы л а р а з р а б о т а н а л о к а л ь н а я м о н и т о р и н г о в а я п р о г р а м м а , р е з у л ь т а т д е й с т в и я к о т о р о й - с т а б и л и з а ц и я о с н о в н ы х п о к а з а т е л е й п р и р о д о о х р а н н о й д е я т е л ь н о с т и . В э т и м е р о п р и я т и я а к т и в н о в о в л е к а ю т с я и р а б о т н и к и п р е д п р и я т и я . А з а т р а т ы по ц е л е в о й п р о г р а м м е в с ф е р е о к р у ж а ю щ е й с р е д ы в 2 0 0 5 год у с о с т а в и л и б о л е е т р е х м и л л и о н о в р у б л е й . Э к о л о г и ч е с к и е п л а т е ж и т а к ж е п р е в ы с и л и т р и м и л л и о н а р у б л е й . Не м е н е е н а с ы щ е н н ы е п л а ны и на 2 0 0 6 г о д . П р е д с т о и т к о р р е к т и р о в к а м о н и т о р и н г о в о й п р о г р а м м ы , в ы р а б о т к а т е х н о л о г и й п о п е р е р а б о т к е у т и л и з и р о в а н н о г о б у р о в о г о ш л а к а . К в е с н е п л а н и р у е т с я д о с т р о и т ь п о л и г о н н а р а с с т о я н и и 5 0 0 м е т р о в о т р е ки , п р о в о д я т с я д р у г и е м е р о п р и я т и я п о о х р а н е о к р у ж а ю щ е й с р е д ы . Д е п у т а т ы п р и н я л и и н ф о р м а ц и ю п р е д с т а в и т е л е й п р е д п р и я т и я к с в е д е н и ю . О н и н а м е р е н ы и в д а л ь н е й ш е м о т с л е ж и в а т ь с и т у а ц и ю п о с о б л ю д е н и ю п р и р о д о о х р а н н о г о з а к о н о д а т е л ь с т в а . школ района смогли обеспечить перв и ч н ы м и с р е д с т в а м и п р о т и в о п о жарной безопасности. Но вместе с тем эти м е р о п ри я ти я т р е б ую т огр о м н ы х д е н е ж н ы х затрат, на эти ц ел и и зр а с х о д о в а н о 1,5 м и л л и о н а рублей. Что бы работа была п р о в е д е н а и в о с та л ь ны х школах, у ч р е ж д е н и я х культуры, д ру гих о р га н и за циях, необходимы еще большие в л о жения средств, ко торые н ео б хо д и мо и з ы с к и в а т ь о бщ им и у с и л и я м и заин те ре сов ан ны х ведомств, м у н и ципальных образований и районной а д м и н и с т р а ц и и . Только т огд а п р о гр а м м а по у л у ч ш е н и ю п р о т и в о п о жарной о б с тан о в ки буд ет вы п о л н е на. П о л н у ю к а р т и н у ж и зни р ай она , е го р а з в и т и я на с х о д е п р е д с т а в и л глава админ и с тра ци и А. И. Козубец. О н о с в е т и л р а з н о с т о р о н н и е п р о б л е м ы и с о с т о я н и е всех о тр асл ей . И о д на и з них - о б р а зов ан и е , где бо л ьш и х проблем нет, но администр а ц и ю б е с п о к о и т н ед о с т а т о чн а я м а т е р и а л ь н а я база, однако, у л у ч ш и т ь е е м о ж н о т о л ь к о с п о м ощ ью н а ц и о н а л ь н ы х програм м , а значит, и ф и н а н с и р о в а н и я на ф е д е р а л ь н о м у р ов н е . Т а к о е же п о л ож е ни е и в ме д и ци н е , хотя, по возможности, и в н ее в к л а д ы в а ю т с я ср ед с тв а на приобретение оборудования, лекарс т в е н н ы е препараты. Улучшаются и б ы т о в ы е усл о в и я м е д и ц и н с к и х р а б о т н и к о в . В н е д а в н о с д а н н о м д в е н а д ц а т и к в а р т и р н и к е , в с е м и квар ти ра х без права прив атизации, т е п е р ь п р о ж и в а ю т врачи, но в р а й о н е их, по -п режнему, не хватает. И ещ е одна из главнейших задач, с тоящ и х перед а дминис траци ей в о б л а с ти ме дицины, - это со хранение т р е х участко вых больниц, где в н ас то ящ ее время о б сл уж и в а ющего персонала 61,'5-2'раэатЗйль-'1 ше, ч е м пациентов. А р асходы на содержание этих учреждений растут. Но, если больницы прекратят существование, на по вестку дн я сразу же в с тане т о с трейший во прос т руд оус тр о й с т в а д е с я т ко в л ю д е й , у ко то р ы х с е й ча с есть р аб о та и и с т о ч н и к д о ход о в в с е м ей ны й бюджет. Еще более сл о ж н а я о б с тан о в ка в с е л ьс к ом хо зя йств е, х о тя , се л ь хозпредприятия предпринимают попы тки выс тоя ть в тр у д ны х э кон о м и ч ес ки х условиях . - В 2 00 5 году, - с ка зал А. И. Козубец, - они получили на п о л е в ы е р а бо ты 31 м и л л и о н р у блей и не в о з вр а ти л и долги . К а к б у д е м се я ть в 2 0 0 6 году - пока не ясно, п о с к о л ь к у н е т ср ед с тв на запчасти, д и з т о п л и во, бензин. Ф и н а нсиров ание весенней кампании пока под большим вопросо м. Но не все зав и с и т т о л ь к о от того, кто и ка к вы д е л и т кредиты. Мно гое мо гут и с а м и с е л ь х о з т о в а ропроизводители. В качестве примера могу пр иве сти С П К « О с тан и н с - кий», который бла го п ол уч н о провед е т сев, потому что с е год н я не хо зяйство в долгах у п р од о в о л ь с тв ен ной корпорации, а о на д о л ж н а ему 700 тысяч рублей. Весна несет с со бо й не т ол ь к о заботы о проведении полевых работ, но и д о п ол н и те л ь ную тр е в о г у ж и те л е й о тд ал е нны х сел о с о с то я н и и дорог, т а к ка к може т в о зни к н у ть с и т уация , когда д а ж е в б о л ь н и ц у не добраться. Касается это и О с танин ки, п оэтому ж ител и с ела подняли в опрос о с т р о и тел ь с тв е мос та ч е рез р еку Т ар тас и т р а с с ы С ев ер но е - Б и а з а - Мост строители о бещаю т сдать к с е ред ине апреля, - о тв е ти л глава, - но на всякий с л у ч а й мы го товим и з а п а с н о й в а р и а н т д л я п р о е з д а тра н с п о р т а чер е з У д а рн и к . На р е монт 5 километров биазинской трасс ы уж е о п р е д е л е н ы 46 м и л л и о н о в р ублей . А н е ф т я н и к и о б е щ а ю т н а ч а т ь с т р о и т е л ь с т в о о б ъ е з д н о й д о роги О с т а н и н к а - Биа за. П онятно , что сразу все п р облемы н е решить, но д е л о не стоит на м ес те. Н амеча ю тс я п е рсп е кти вы , р а б о т а по б л а гоус тройству района продолж ается . О. ФЕДОРОВА. \ ЗАГС / Ф е в р а л ь б е з с в а д е б К орот кий м е ся ц ф е враль п р и н е с н е ож и д анны й сю р п р и з : в район е не б ы л о зар е ги с тр и р о в а н о ни одн о го б р а к а . Как видно , влю б л е н н ы е р еш и л и д о н а с т у п л е н и я в е с н ы п р о в е р я т ь с в о и ч у в с т в а . Но т е , к т о н е в ы д е р ж а л и с п ы т а н и я вр е м е н е м , д о в е с н ы ж д а т ь не с тал и . Д в е с е м ь и п р е к р а т и л и с у щ е с т в о в а н и е , и в одной из ни х н е с о в е р ш е н н о л е т н и й р е б е н о к о с та л с я п р о ж и в а т ь т о л ь к о с м а м о й . А в о т т р е м в н е б р а ч н ы м д е т я м в ф е в р а л е по в е зл о : в отн ошени и них б ы л о о ф о р м л е н о у с та н о вл е н и е о т ц о в с тв а . В п о с л е д н и й з и м н и й м е с я ц в р а й о н е п о я в и л о с ь д в е н а д ц а т ь с а м ы х ю ны х ж и т е л е й , причем, не которы е р о д и те л и д а л и н о во р о ж д е н н ы м редкие им е н а , н а п р и м е р , А л и н а , Д и а н а . Но, б о л е е все го п а пы и м а м ы с к л о н н ы н а з ы в а т ь св о и х д е т о к прос тыми и кр а си в ы м и им енами , та к и м и , к а к Павел, А н то н , И лья. С амой молодой маме и с п о л н ил о с ь 19 лет, са м о й ста рш е й - 33 года. А с м е р т н о с ть , как всегда, о п е р е ж а е т рождаемость. В ф е в р а л е она у н е с л а 14 ч е л о в е к . С ред няя п р о д о л ж и т е л ь н о с т ь ж из н и у м е р ш и х м уж ч ин с о с та в и л а 61 год, ж енщ и н - 72 года 7 месяцев. С. СЕМЕНОВА. П р и р о д а к а к д у х о в н о е б о г а т с т в о «Если н е мы, то кто, и если не теперь, то когда?» При фед оровской се л ьс к ой б и б л и о те к е со зд ан и р а б о т а е т кл уб юных защ и тн и ко в природы. Членами этого клуба, который мы н азвали «Робинзонада», ст али школьники начальных классов. Цель - научить д е т е й не то л ь ко л ю б и т ь , но и понимать, и беречь природу. Д е в и зом кл уба с т а л и слова: «Дикая природа. Любите или не п р и ближ айтесь к ней!» У р е б я т е с ть и свой устав . При веду в пример т о л ь к о о д и н из пункт ов этого ус тав а: «Восп итай в се б е неж ные ч увства к с а м о м у со в е р ш е н н о м у храму на З е м л е - Хр ам у Природы» Т емы встреч, которые проходят в кл убе, са мые р а зн оо бр а зны е . Э то и ур о к - путешестви е, и л и т е р а т у р н ы й час, и ч ас трево ги , и д и а л о г - р а з го вор, и у с тны й журнал, и д р у ги е и н т е р е с н ы е встречи. Х о ч е т ся ве рить, что школьникам буд ет интересно, и они не останут ся р авнодушными к затраги в а емы м темам. Заве дующая филиалом Федоровско й библиоте ки Г. М. КОРОСТЕЛЕВА. ’________ " С Е В Е Р Н А Я Г А З Е Т А " 16 марта 2006 года
С' К ю б и л е ю «П АМ Я ТЬ РИСУЕТ Э П И З О ДЫ . . .» (Продолжение) Увы, к сожалению, но этот любознательный класс мне не удалось довести до вы пуска: в свя зи с рождением дочери Ирины я отсутствую в школе два года. Появляюсь в школе в 90-м. В школе большие перемены. Полностью сменилось руководство: новы й директор, новый завуч. А у меня три новых класса , п р и ч е м , о д и н в ы п у с к н о й . Л итературны е пристрастия разнятся. Девочки (Зоя Зуева, Света Кулебякина, Алла Лебедева) с упоением слуш ают «Бедную Лизу» Карамзина, восхищ аю тся р о м а н са м и на с ти хи П уш кина. Мальчики ф ил ософ ствую т по поводу Онегина и Печорина. Выделяется Женя Бунькова серьезным ответственным отношением к учебе и Сережа Аксенов. Сережа. Блестящий ум, недюжинная память, яр ка я , в ы р а зи те л ь н а я речь. Страстная, увлекающ аяся, противоречивая натура. В 8-м классе по собственному желанию готовит урок, предваряющий изучение «Капитанской дочки». В 9 классе мой любимчик (тщательно мпскирую личны е привязанности, но детей не проведешь) на уроке русского языка выдал «шедевр» в духе нигилизма Базарова. В основе - идея «Многие ж ивут по правилу: были бы «бабки». А дальше на нескольких страницах - отрицание всех и всяческих устоев. Соч чение на тем у: «Легко ли быть молг ,ым?». П рзверяю сочинение в учительской. Сое. тяние близко к обморочному. Коллеги лрашивают, в чем дело. Нарушая п р и и п «Читать только с позволения автсра», цитирую основны е положения «яксеновской» работы . В алентина засильевна, ди р е кто р , успо каива ет * Не р а сстраи вайтесь ! Э то теоре тик писал, не п р а кти к. Е го ж изнь на- уч> г » . Куда там ! Иду домой в дурном э а сю л о ж е н и и духа . В ечером вместо - 4ых вокальных упражнений за мыть .*« посуды та й ко м о т соб ственны х детей плачу на кухне. Реву, как девчонка. Для чего ж е я тогда работаю, для чего живу, для чего существует литература, если не верят ни во что? Резко обрываю себя. А что, собствен- нс, гюоизошло? Ученик, в отличие от друг.''1 не стал повторять моих «готовых» мыслей. Ну и прекрасно! Само- I .■оятельностъ мышления - это здоро- в Высказал свое суждение? Хорошо! Пошсл по своему, пусть неверному с г^н«*- .рения здравого смысла, пути? 11у1 что? В се, ошибаются. Тем бо л е е , н е п и са н о с о ч и н е н и е гр а м о тн о , без ошибок, стиль выдержан, каждый тезис подтвержден ф актами, хоть и негатив- Н1 ’ми. Бегу к себе в комнату, открываю С режкину тетрадь, ставлю две заслу- * энные «пятерки» • за содержание и • ш о тность . вынош у резюме: «Моло- ,эц!» И обрываю себя: «Стоп! Но без вни- к >ния-то п р о и сш е д ш е е о с та в л я т ь I эльзя!» Делаю приписку: «А все-таки, т I не прав!» Следующий урок превращается в сти- -ийный диспут. На моей стороне - девочки, на стороне Сергея - друг и сосед по парте Саша Бочанов. Спорим самозабвенно. К концу урока, когда аргументы исчерпаны , а стороны еще не пришли к компромиссу, иду на хитрый дипломатический ход, спрашиваю: «Ребята, а вот ваши родители, бабушки, дедушки жили богато?» Наперебой говорят, как голодали бабушки в войну, как трудно было м ам ам ... Ловлю их на слове, делаю вывод: «Видите, жили небогато, много трудились, но были счастливы, потому что любили, исполняли материнский, отцовский, гражданский долг». С оглашаются, слава Богу, хоть к семье есть уважение. Лет пять назад встречаю случайно Сергея на автовокзале. Рассказывает о себе: закончил педколледж, участвовал в районном конкурсе, пишет стихи, знаком со многими новосибирскими поэтами ... Да, разлетелись ребята. В Барабин- ском район е ж и в е т Дима Л атарев - шутник, отвечавший на вопрос: «Какого рода слово «стол»? - «Обыкновенного, деревянного». Дам ский сердцеед Денис Лебедев уехал в Болотное, в Куйбышеве обосновались Юля Федорова и Юра Ульныров. Сережа Бочанов прошел ад чеченсхой войны, сейчас он в Красноярске В Северное уехала Наташа Максимова. Нашли свое счастье в родном О с т я ц ке : О леся Б уга кова , Наташа Бочанова, Алла Пешкова. Вышли замуж, растят чудесных малышей. Осваиваем с детьми новые воспитательные формы, ездим с визитами в другие школы района, принимаем госте й у себя - КВНы , конкурс «Леди и джентельмены», игра «Любовь с первого взгляда». Дети счастливы: новые знакомства, новые впечатления. У педагогов - масса хлопот: с организацией встреч, транспортом . Помогает ад16 марта 2006 года м и н и с т р а ц и я , уч и т е л я из с о с е д н и х школ: Р. П. Гришко, Г. И. Русалимова, Г. Л. Михалевич. К районному смотру готовим спектакль - сказку «Новая Несмеяна». Пьеса самодеятельная получилась длинной, много действующих лиц, поэтому в представлении занято буквально все школьное население, от мала д о велика: ученики, педагоги. Нина Алексеевна «расписывает» роли, Наталья Геннадьевна аккомпонирует, Геннадий Николаевич делает с мальчиками де корации, учителя начальных классов готовят оформление сцены. В муках и страданиях движемся к заветной цели. Особенно переживаю за последнюю сцену - сцену объяснения в любви Ивана и главной героини. Настя Бунькова и Витя Митрофанов, исполнители ролей главных персонажей, д о того бойко чеканящие каждую реплику, в этот момент вдруг останавливаются и замолкают, будто воды в рот набрали. Наконец этот страшный день наступает. В зале - родители, односельчане. Приехала комиссия из Северного, привезла оператора с телевидения. Будут снимать. С бьющимся сердцем (от вол н е н и я и страха) даю последние н а с т а в л е н и я . Н а чин аем с п е к т а к л ь . Вроде все идет гладко. Великолепен Д е н и с Лебедев в роли царя Гороха, девочки-ведущие: Женя Банникова, Света Лаврова, Яна Бугакова, исполнители ролей второго плана: Яна и Света Поздняковы, Таня Любянцева. Сережа Санников, Сережа Капориков, Женя Макарова, Сережа Бирюков. Витя и Настя тоже неотразимы. Настя точно уловила двойственность натуры своей героини: Несмеяна в ее прочтении и капризная девчонка-сорванец и сирота, которой хочется обыкновенной любви человеческой. Витя же просто чудо! Его герой то хитер, как простой русский мужик, то изобретателен, то нежен, то мастеровит. то насмешлив, то талантлив необычайно. Одним словом, Иван: и дурак, и ф ил ос оф , и спаситель Несмеяны . Иван, коими богата Россия, на коих она держится. Звучит финальная песня. Слава Богу! Пронесло. И в любви объяснились, где надо. Яна Бугакова, Яночка, Янушек ... В моем сердце, да и в моем доме, она давно заняла место моей старшей дочери, умершей во младенчестве (да простит мне Екатерина Петровна, родн а я мама-Яны). аТак получилось. Незаметно, постепенно, исподволь. В 5-м классе писали с ней письма бывшим выпускникам школы, в 7-м Яна приходила ко мне домой, чтобы взять книгу по психологии, которой не было в библиотеке. Возвращая, делилась мыслями о прочитанном. Я говорила о своих впечатлениях. Общие интересы: психология, литература, музыка и подружили нас. Внеш н ос ть красавицы не мешала Яне быть отличницей, руководить уч- комом. Но главное ее качество - стремление к красоте, в любой форме, лю бом проявлении: в поэзии, живописи, отношении людей. Сочинения ее полны верой в светлое будущее, в лучшее: «Хочется жить, петь, любить. Хочется делать добро». «Пошел народ в храмы, значит, повернулся лицом к Богу, истине, правде ...» Еще в школе Яна сотруд ничает с местной газетой, пишет заметки: сна чала наивно-трогательные («Женька - добрая душа»), потом - остро-актуальн ое ( « И н т е р в ь ю на зл о б у д н я » ) . В 11-ом, уже, будучи ученицей Северной средней, получает одну из престижных областных премий за участие в конкурсе «Журналина». Отношения у нас с Янкой (и в школьные годы, и сейчас, когда она стала профессиональной журналисткой) развиваются по одному и тому же сценарию: встречаемся, она рассказывает о себе. Я слушаю, с чем-то соглашаюсь, за что-то журю по-матерински . Чаще за с ко р о п а л и тельность жизненно важных решений. Янка, по всей видимости, обижается, п отому что опят ь надолго исчезает. Потом вдруг сваливается, как снег на голову, как вихрь, как смерч. Говорит о жизни новосибирского бомонда, о гастр ол ях, о театральных премьерах, о том, у кого какие брала интервью. И нам снова интересно вместе... Когда со мной случилась беда, Яны долго не было рядом (узнала поздно, потом не могла пойти ко мне от страха, боялась увидеть меня неподвижной). Я ее ждала. Может, больше всех. Она, наконец, появилась в больничной палате, преодолев себя, засыпала меня цветами и поцелуями, залила с л е з а ми... И боль моя нестерпимая куда-то отступила, и вновь захотелось жить.. . Впоследствии, в каком бы лечебном уч- . реждении я ни оказывалась, Яна обязательно появлялась возле меня. С о седки по палате шутили: «Видно, мало «двоек» ставила!» А потом, посерьезнев, добавляли: «Хорошие у вас ученики!» Под словом «вы», думаю, подразумевали не лично меня, школу, что Взрастила и воспитала. Да, ученики наши, в самом деле, в большинстве своем стали до стойны ми людьми. Рассматриваю фотографию Яниного класса. Витя Митрофанов стал инженером-строителем, красивая Женя Банникова работает медсестрой, Сережа Капориков учится в педуниверси те те, Леша Поздняков, влюбленный во все живое (в каждом сочинении - хотя бы строчка об обожаемых лошадях), стал милиционером. Женя Макарова учится где-то в Бара- бинске. А двоих из класса уже нет на земле. Сережа Иванов и Сережа Бирюков. Старательные, тихие, спокойные. Почему уходят лучшие, молодые и красивые? Почему та кая н е с п р а в е д л и вость? Господи, у п о к о й и х светлые души.... Каждое поколение школьников не похоже на предыдущее. Поколение нового тысячелетия выросло не на фильмах о войне. Оно меньше знает Калатозова, Герасимова, Ростоцкого... Это поколение компьютеров, интерактивных игр, поколение, знающее героев боевиков лучше, чем Героев Советского Союза. Да, школьники последн его десятилетия, действительно, другие: более информированные, практичные, менее романтичные. Да и откуда взяться романтике? С экрана телевизора - волна насилия в разных формах. Но противостоять страшной реальности необходимо, так как изначально любой человек - не злодей, не преступник, в нем была и остается Вера: в прекрасное, в добрых людей, в Бога... Тяга неукротимая к Красоте передается, вероятно, на клеточном, генном уровне, и каким бы ее испытаниям ни подвергали, она была, есть и будет. Ее не истребить ничем. Поэтому и должна школа развивать ребенка в нравственном, эстетическом смысле. К л а с с н ы е « л е т о п и с и » п о с л е д н и х л е т пестрят записями: «Вторую чет верть можно смело назвать Литературной. Поэтические часы и вечера, соста вление б и о граф и чес ких «эссе» и «досье» писател ей , вы п у с к рукописных журналов, стенгазеты «Перлышки», часы, посвященные Визбору, Окуджаве, Высоцкому, сибирским поэтам, вечера памяти Есенина, Шукшина. ..» Одной справиться трудно: активно помогают ребята и библиотекари, Людмила Терентьевна Гламаздина и Любовь Алексеевна Кондрашкина. Устраивают книжные выставки, читательские конференции. У ч е н и к и п о с л е д н и х лет. В о сьм о й класс: Руслан Хидриев. Ирочка Суркова, Таня Коростелева. Потрясающая работоспособность, желание сделать лучше и болыуе любое задание. Неуемная фантазия, жажда творчества. Придумывают танцы, иллюстрируют рукописные журналы, создают художественные образы на сцене, пишут милые детские стихи. В 9-м я - руководитель. Повезло, как всегда: одна девочка, Таня Иванова, и шестеро мальчишек. Один из шести - мой сын Борис. Передо мной - дилемма: как вести себя, чтоб сына не обидеть и чтоб не показаться субъективной по отн ошению к собственном у ребенку. Выбираю еди нственн о п ра вильное решение: хвалю и ругаю Бориса только вместе с классом. Но объективность в маленьком селе, где почти все родственники, возможна постольку - поскольку. Вот и у меня в каждом к л а с с е учатся р о д н ы е п л е м я н н и к и , сыновья и дочери двоюродных братьев и сестер, де ти сватов и кумовьев. Иногда путаю, называю именами родителей или старших братьев и сестер. Что касается любви, то мы их любим всех, просто так, потому что они вечно чем -т о удивляют, постоянно чем-то радуют. Мальчишки мои : А л еш а Паньков, Саша и Алеша Банниковы. Женя Насонов, Борис, Сережа Храбрый, - ‘обыкновенные ученики. Принимают участие в агитбригаде, поют, на классные часы приглашают людей, чья жизнь кажется им интересной: И. Г. Гламаздина, Т. Н. Банникову. Тамара Николаевна, бабушка Алеши, рассказывает: «Я была ребенком, когда нас вывезли за Васюган. Ох, лучше и не вспоминать: жили в землянках, голодали, многие так и не смогли пережить зиму». И запись ребячьей рукой в «Классной летописи»: «Было страшно при мысли о возможности подобно го» . А д ал ьш е ц ит ата из речи Т а м а р ы Н и к о л а е в ны : «А все равно Родин у любиш ь , к ней стр емишься . Родина - как глоток свежего воздуха. Хочется еще и еще». Иван Галактионович ... История Остяцкой школы, как и история села, немыслима без его имени, без его добрых дел. Судьба не была к нему милосердной. В 37-м - арест отца, потом адское пекло войны, гибель однополчан, сверстников-одноклассников В послевоенное время - смерть первой жены, Анны Григорьевны, потом уход из жизни сына и дочери. Казалось бы, можно сойт и с ума от горя, ожесточиться, разувериться ... Не ожесточился. не потерял веры в жизнь. До последних дней служил людям. Тех, кто знал Ивана Галактионовича, поражали его необычайное жизнелюбие, мудрость, блестящий ум, универсальность знаний в разных областях, уважение к человеку, кем бы он ни был, почитание традиций отцов и дедов. О чем бы ни говорил Иван Галактионович: об остячке Марфе, ходившей с рогатиной на медведя, о репрессиях, о школьном друге М и хаиле Шадловском, не пришедшем с поля боя, об учителях - во всем чувствовался серьезный подход к теме, заинтересованность рассказчика в том, чтобы то, о чем он говорит, непременно дошло до слушателя. А каким веселым был Иван Галактионович в кругу друзей! Как пел песни, шутил! Какие «золотые» руки у него были! Во многих дворах до сих пор сохранились бочки и кадушки, сделанные им в свободное от общественных дел время... Нет уже ни Тамары Николаевны, ни Ивана Галактионовича, а слова их, а главное, дела, живы в ребячьей памяти... Накануне Дня Знаний и Дня Учителя - то к-ш оу о професси и педагога. В гостях у ребят побывали В М Макарова, Н. А. Бирюкова, Л. Я. Лаврова, В. И. Веселова. Дебютанты и асы. Нужно повышать престиж учительского труда. Равно как и интерес к учебе. Ведь учиться хотят не все и не всегда. Постоянно хитрят. Вот один забавный случай. Конец рабочего дня и конец четверти. От усталости валюсь с ног Позади шесть уроков, а они просят о сдаче «долгов» (как обычно, дотянули до последнего, а мне еще журнал нужно заполнить, подготовиться к педсовету....). Не хочется, но соглашаюсь, пытаясь совместить полезное с приятным (хотя непонятно, где «полезное», а где «приятное»): заполняю журнал и слушаю учеников. Сначала вое идет как по маслу. Выходят, рассказывают материал, читают наизусть. Но вот поднимается из-за стола Сережка. Сережка - добрый малый, безобидный, растет в трудолюбивой семье, но литература - явно не его стихия, получить «тройку» для него большое событие. Выходит к доске, на губах - озорная улыбка, глаза х и т рю щ и е . Выж идает несколько минут, когда я отвлекусь. Я и впрямь отвлекаюсь, уткнувшись в журнал. Сережка медленно, чуть нараспев вполголоса начинает читать. В классе - смех. Ничего не понимаю. Смех усиливается. Поднимаю, наконец, глаза: кое у кого слезы на глазах выступили, кто, согнувшись в три погибели, взялся за живот. Прислушиваюсь, и сама не могу сдержаться. Да, такого еще не было. Просто гениально! «Молитву» Лермонтова пересказать прозой! «Когда тебе грус тно , а на сердце кошки скребут, пойди в церковь, помолись Богу, и печали растают» «Сережа, ты молодец, верно смысл понял, но у Лермонтова гораздо красивее». Пришлось опять, в который раз, говорить об отличии стихов и прозы, о том, зачем нужна поэзия, трудноусвояемая и красивая одновременно... Прошли годы. Находчивый Сережа вырос. И живет там, где сейчас труднее всего - на селе. Может быть, законов стихосложения он и не усвоил, но уж человеком стал, точно. Потому что односельчане хвалят Сергея Храброго за трудолюбие и рабочую смекалку. Так. в трудах праведных и заботах, в поисках и находках, с весельем и грустью живет школа. Бывают и конфликты, и непонимание, и взаимные обиды. И твердые, волевые решения с твоей стороны. И я благодарна родителям за их терпеливую мудрость, за помощь в решении сложных воспитательных задач. Как благодарна я и своим копле- гам-учителям, с которыми проработала не один год. Старшее поколение педагогов: А С. Лаврова, М. В. Стрельцова, Р. И. Никулина. Часто появляются в школе, д е лятс я бога ты м опытом, проповедуют гуманизм и терпение в отношении детей. Валентина Васильевна Позднякова. С начала 90-х - бессменный директор школы. Распределение учебной нагрузки, роди тельский и учительск ий в с е обуч, внедрение инноваций и обобщение опыта - вот неполный перечень проблем, входящих в круг обязанностей Валентины Васильевны. Многочисленные административные заботы Валентина Васильевна успешно совмещает с преподаванием литературы. О Нине Алексеевне Бирюковой вып у с к н и к и о т з ы в а ю т с я с у в а ж е н и е м : «Спокойная , уравновешенная !» Эти личные качества позволяют ей не только налаживать контакты с детьми, но и познавать законы истории, заниматься общественной работой: много лет Нина Алексеевна была профоргом школы, вела правовую и поисковую работу Строгого, требовательного и одн о временно справедливого Владимира Федоровича Сидорова дети ценят за прочные знания по математике, кото рую он преподает много лет. Импульсивная, эмоциональная Марина Георгиевна Зуева влюблена в преподаваемый ею предмет до безумия. Два высших образования и у Валентины Владимировны Бирюковой. Разнообразными формами отличаются уроки Любови Алексеевны Кондрашкиной, учителя физкультуры. А к кому больше всего обращаются жители села со всякого рода бытовыми просьбами, кто «че л ове к-универ сал», и б о и с то л о т р е м о н т и р у е т , и проводку починит? Конечно, Геннадий Николаевич Сурков, учитель труда. Его «золотые» руки не знают устали. Учителя начальных классов: В. И. Веселова, Л. Я. Лаврова, Н.Ф. Санникова, Т. Е. Д у д и н с к а я ( ц а р с тв о ей н е б е с ное! ).. . Энергичные, много знающие и умеющие. Надежда Викторовна Власова появляется в нашем коллективе позже остальных, но дети и педагоги успели полюбить ее за миролюбивый характер. добрую душу, за умение петь и танцевать. Молодое поколение: Алла Александровна Гламаздина. Светлана Сергеевна Пермякова (Лаврова). Виктория Миха йловна Лебедева (Ма карова ) .. . Новые взгляды, новые педтехнологии, но все то же стремление служить детям, стремление, с которым трудились наши педагоги, которому учили и мы. Как могли, как умег)и. Вот он, коллективный портрет учителя Остяцкой школы. Если к мудрости Антонины Сергеевны. Марии Васильевны, Раисы Ивановны добавить дел о в и т о с т ь В а л е н т и ны В а силь евны , внутреннюю гармонию Нины Алексеевны. душевность Надежды Викторовны, разбавить страстью к физическому совершенствованию Любови Алексеевны, получится образ Идеального учителя. Но лишь на бумаге. На деле мы очень разные. Ш кола для нас - и первые робкие шаги, и профессиональное мужание, и обмен опытом, и вечное обновление. Школа - судьба от Бога, жизнь наша, которая, какой бы трудной ни была, всегда прекрасна. А главное, школа - духовное горнило, где показа те лями являются не оценки, не проценты (они все равно не могут быть оди наковыми, потому что способности разные, хотя и это тоже важно) и лучшие челов е ч е с к и е качества: че стность , гуманизм, благородство, мужество, вера... К счастью, это не так. Подавляющее большинство выпускников школы стали достойными людьми. А многие полу чили или получают специальность педагога: сестры Буньковы, сестры Поздняковы, Светлана и Сергей Лавр овы , Юрий и Наталья Уль ны ровы , Вик тория Ситникова и Викто рия Макарова, Сергей Капориков и Сергей Аксенов. Елена Кондрашкина, Ольга Ан- типкина, Виктор Санников, Ко нстантин Баев, Анастасия Лебедева. Елена Антипкина, Ирина Суркова, Татьяна Коростелева... Молодые, энергичные, вооруженные современными знаниями, завтра они войдут в класс, чтобы продолж и ть наше В еликое дело. Удачи вам, мои коллеги! Р Б . Холодным д е кабрь с ким днем я уезжал а из Остяцка к новому месту работы . Меня пришли провожать посл ед ние мои ученики: Саша Ивашкевич, Сережа Коростелев, Артем Кон- драшки н, Настя Лебедева. Впопыхах сб о р о в кого -т о целую, кого -т о обнимаю, кому-то даю последние наставле ния . На душе - черные кошки скребут. Ж ж е т д у ш у « б е с п о щ а д н а я с о весть » : не довел а до ума. б росил а , оставила на полпути. Тем более, знала, скоро войдет в эксплуатацию новое здание школы. Столько уп ущен ных возможностей! Я уехала жить в Коб. Кордон, а здание школы в Остяцке, в самом деле, открылось: с компьютерным классом, кабинетами, холлом, вестибюлем, столо вой .. Красивое, светлое, ую тн ое... А меня почему-то тянет больше к старому. полуразрушенному. В е р о я т н о , потому что с ним много связано. Р. КУЗЬМИНА. 3 шши " С Е В Е Р Н А Я Г А З Е Т А
RkJQdWJsaXNoZXIy