СЕВЕРНАЯ в в в вр ша я й@ШШШШшШйШЙШ I28 августа 2003 года Ч Е Т В Е Р Г 31 к 1 N2 35 (7983) Основана в июне 1935 года На празднике, п осв ящ енном 7 0-л е тнем у юбилею С е в е р н о го района, при сутствовал губернатор Новосибирской об л а с ти Виктор А л е к с а н д р о в и ч Толоконский. Материалы о визи те В.А. Толоконского читайте в с л ед ую щ ем номере. маемые у ч и т е л я и р о д и т е л и ! У в еж Т^рр^зториальная а д м и н и с т р а ц и я , т е р р и т о р и а л ь н ы й С о в е т д е п у т а т о в , у п р а в л е н и е об ра з ова н и я п о з д р а в л я ю т в а с с Д н е м знаний! 1 с е н т я б р я 2003 г о д а около 2 т ы с я ч у ч а щ и х ся в н а ш е м ра й о н е с я д у т за ш кольны е п а р т ы для 1 5 8 д е т е й э т о т у чебный г о д с т а н е т первым. 164 у ч а щ и х ся Коб. Кордона и О с т я ц к а н а ч н у т з а н я т и я в н о в ы х школах, о с т а л ь н ы е - в к а ч е с т в е н н о о т р е м о н т и р о в а н н ы х п о м е щ е н и я х дейс т в у ю щ и х школ. П о ч т и 350 п е д а г о г о в и в о с п и т а т е л е й з а б о т л и в о п о в е д у т новое поколение в у д и в и т е л ь н ы й мир знаний и о т к р ы т и й . Все, как все гда, и каждый р а з за ново .. . Э т о т у ч е б н ы й г о д - г о д 7 0 - л е т и я образования С е в е р н о г о района, и э т о п р и д а с т об учению и в о с п и т а н и ю н овы й поиск, дыхание и с т о р и и и будущего п о с л у ж и т формированию а к т и в н о й граж данской позиции, у в а ж и т е л ь н о г о о т н о ш е н и я к и с т о р и к о - к у л ь т у р н о м у наследию н а ш е г о р а й о на, Р оссии. Н е т сомнения в т о м , ч т о п о л у ч а т свое р а з в и т и е и сохранение м а т е р и а л ь н о - т е х нические б а з ы о б р а з о в а т е л ь н ы х учреждений, у к о м п л е к т о в а н н о с т ь их п е д а г о г ам и , га р м о н и ч н о е с о о т н о ш е н и е м о л о ды х и о п ы т н ы х п р е п о д а в а т е л е й , р е ф о р м а т о р о в и к о н с е р в а т о р о в м у д р о с т ь р у к о в о д и т е л е й ОУ. Н а р я д у с т р у д н о с т я м и п у с т ь э т о т г о д п р и н е с е т и о пра в дание надежд, признание учеников, у д о в л е т в о р е н и е р е з у л ь т а т а м и т а к о г о не об х одимо го и важ н о г о т р у д а - у ч и т ь и у ч и т ь с я . В е р и м в вы с о к ую р е з у л ь т а т и в н о с т ь р а б о т ы , к о т о р а я о с н о в ы в а е т с я на в з а и м о д е й с т в и и у ч и т е л е й , р о д и т е л е й и учащихся. Здоровья , успехо в, благополучия ! С н о в ы м 200 3 -2 00 4 у ч е б н ы м г о д о м ! Г. Г. З Ы Р Я Н О В , глава т е рриториальной администрации. А . П. А К И Л И Н , п р е д с е д а те л ь территориального С о в е т а депутатов. Г. Д. М А Л Я Р Е В И Ч , начальник управления об разования 4 - Ш П П В В ШЕШ1 Оборудование на ферму Х о р о ш е е приобретение сделали животноводы С П К «Россия» . I Они пол учили в с в о е распоряжение новый транспортер. С т о и м о с т ь | о б о р у д о в а н и я б о л е е 50 тысяч рублей. , I Лучшие надои I С П К « О с т а н и н с к и й » м о ж е т го р д и т ь с я тем, что в х о з я й с т в е ! работа е т доярка , в группе у которой наиболее высокие показатели | надоев. Н. И. Коверенко уже получила о т коровы в среднем почти I по 22 центнера молока. | План выполнили | Погожие дни позв олили с у щ е с т в е н н о продвинуться вперед по | выполнению сезонного задания за готовки с ена. После А О имени I Калинина полностью справились с этой важной ра ботой и полеводы ■ С П К « О с т а н и н с к и й » . Н о а г р е г а т ы не о с т а н а в л и в а ю т с я : " I Своими силами I Б ол ьш ой ремонт впервые за несколько л е т затронул здание I П У -9 1 , где те перь покрашены даж е окна снаружи всех трех этажей | училища. О с о б е н н о отрадно то, что работы и внутри, и снаружи I провел с ам коллектив педагогов. * механи заторы продолжают увел ичив ать з а пасы сена. I Будет сочный корм Ч и с л о хоз яй ст в , пон и м ающ и х н е о б х о д и м о с т ь име т ь сочные корма, нынче увеличилось. П ол е в оды С П К «Верх-Красноярский», «Наш а Р о дина » , «Останинский», а кционе рное о б щ е ст в о имени Калинина, колхоза имени К. Маркса н аме рен ы готовить сенаж и силос. На сенаж пойдут с еяные травы и си лос н ы е культуры. I I Классные места П о и т о г а м с о р е в н о в а н и я п о л е в о д о в , з а н я т ы х з а г о т о в к о й кормов, за де каду с 5.08 по 14.08 перв ое ме с т о присуждено С П К «Федоровский». На втором ме с т е - С П К «Останинский», на третьем м е с т е - С П К «Наша Родина» С т р о и тел ь с тв о и ремонт дорог Р а б о ч и е С е в е р н о г о Д Р С У заняты на строительстве автодороги С е в е р н о е - Витинск. 1,9 км дорожного полотна отсыпано под д о рожную одеж ду (щебень). В е д е т ся отсыпка дорожной одежды, с д е л а н о полкилометра дороги. П а р а л л е л ь н о с этим идет ремон т автодороги Потю каново - Федоровка. Почти 3 километра земельного полотна отсыпано. Д ля строи тельства и ремонта этих автодорог ежедневно з а в о зится по 30 К амАЗов стройматериалов. Потерян стаж Прокуратура активизировала прокурорский надзор за и с п о л н е нием пенсионного законодательства. В свя зи с чем выявила: руководители ряда организаций С е в е р н о г о ра йона в 2002 году не заплатили страховых взносов, чем нарушил и конституционные права граждан, а тем с а м ы м работники поте рял и годовой стаж. Прокуратура об я за ла П ен сионны й ф о н д взыскать с организаций недоимки по стра х овы м в з н о са м в с у д е б н о м порядке. Д о р о г и е Мб и з е м л я к и и ува ж а е м ы е и з б и р а т е л и ! О т имени д е п у т а т о в - а г р а р н и к о в Государ- с т в е н н о й Д у м ы Р о с с и й с к о й Федерации, А г р о п р о м ы ш л е н н о г о С о ю з а Р о с с и и и о т с е б я лично с е р дечно поздравляю в ас и в с е х ж и т е л е й С е в е р н о г о района с 7 0 - л е т и е м образования района. Н е у з н а в а е м о и зменились з а э т и г о д ы экономика и с о ци а л ь н ы й об лик района. В пе риод с о в е т - ской в л а с т и получили р а з в и т и е с е л ь с к о е х о з я й с т в о , здравоохранение, образование и к у л ь т у р а , в ) последне е в р е м я а к т и в н о р а з в и в а е т с я н е ф т е д о б ы ч а , в е д е т с я дорожное с т р о и т е л ь с т в о . При- ■ I ро д а щ ед р о о д а ри ла в а ш у зе м л ю з а п а с а м и природных ресурсов. Но гл а в н о е ее б о г а т с т в о - э т о ( люди, к о т о р ы е в с ур овы х к л и м а т и ч е с к и х усл овиях с е ю т х л е б и д о б ы в а ю т н е ф т ь , сохр а н и л и м н о г и е д о с т и ж е н и я преды дущ их л е т . А гл а в н о е - сбе ре гл и л у чш и е душ евные к а ч е с т в а , с в о й с т в е н ны е сибирякам. Б е р е г и т е и п р и у м н о ж а й т е т р а д и ц и и п р о ш л ы х поколений! Низк ий поклон вам, доро гие з е м л я к и ! С а м ы е наилучшие пожелания с ч а с т ь я и усп е х о в в э т о м юбилейном г о д у ! В э т и праздничные дни я в с е й душой с вами. С ис кренним у важ ен и ем руководитель Агропромышленной депутатской группы в Г о с у д а р с т в е н ной Думе , п р е д с е д а т е л ь А гропромышл енного С ою за Р о с си и , за служенный работник сел ь с к о го хо зяйства Р о с си й с к о й Федерации Н. М. Х А Р И Т О Н О В Д о р о г и е м о и з е м л я к и ! Сердечно поздравляю всех учителей, т е х н и ч е с к и х работников , учащихся, роди телей , бывших выпускников с праздником - Д н е м знаний, началом нового учебного года. Гпубоко признателен и низко кланяюсь у ч и т е л я м и всем, к т о р а б о т а е т в с и с т е м е образования, за добросовестный, самоотверж енный т р у д по воспитанию п о д р а с та ю щего поколения. Убежден, ч т о , обладая высоким профессиональным ма с т е р с т в о м , передавая свои знания, опыт, приобретенную годами мудрость, мы сможем пр и в и т ь подрастающему поколению, нашей молодежи сто й ки е Г гражданские убеждения, в ы р а с т и т ь истинных п а т р и о т о в родного сибирского края и России. Желаю всем учащимся, особенно первоклассникам, о т личных успехов в учебе, а р е б я т а м с т а р ш и х классов - окружить их за бот о й и т е п л о м . Всем р а б о т н и к ам школы - крепкого здоровья, семейного с ч а с т ь я , благополучия, т ерпения и дальнейших творческих успехов в в а шей непростой, но благородной и нужной для всех людей ра боте . С уважением руководитель агропромышленной депутатской группы в Государственной Думе, председатель Агропромышленного Союза России Н. М. Х А Р И Т О Н О В
С е л ь с к о е х о з я й с т в о Осенняя страда д е л а е т с вои первые шаги и диктует п о л е в о дам условия, которые н е о б х о д и мо выполнять, ч тобы з е р н о не о с т а л о с ь под снегом. О том, как будет организована работа, и как к ней подготовились, р а с с к а з ы вает з а м е с т и т е л ь н а ч а л ь н и к а управл ения сельского х о з я й с т в а М. Е. Окунев. -Михаил Е горо ви ч , когда о р и е н т и р о в о ч н о к о м б а й н ы можно выводить в поле и какой метод уборки нынче предпочтительнее? - Пшеница уже поспела почти п ов с еме с тн о , поэтому хо з я й ст в а долж ны не откладывать выезд, а н а ч и н а т ь р а б о т у в б л и ж а й ш и е дни. М е т о д будет п р и меня ть ся в осн о в н о м один - прямое комбай- нирование, т ем более, что з е р но нынче сухое, просушки т р е бу е т ся немного. Правда, на о в са х п о с л е дождей пошел подгон, и его уборка может затрудняться, но частично такие п лощади можно и споль зовать на сенаж. - Общая уб о р о ч н а я п л о щадь составляет 12 тысяч гектаров, но часть зерновых из- за засухи подлежала с п и с а нию, поскольку с гектара не возьмешь и 2-3 центнеров. Как быть с этими полями, вы во дить ли на них комбайны? Ж а т в а вы ш ла в п ут ь - По д спи са н и е д о к у м е н т а л ь но о ф о р м л е н о 44 проц ен та з е р новых. Акты подтверждены к о м и с сионно и отправлены по и н с т а н циям, но когда и как б у д у т в о з м е щ а т ь ся потери - пока неи звестно. По об л а с ти эта цифра тоже внуш и тельная - около 40 процентов. О дна к о напрочь о т к а зы в а т ь с я от уборки на этих полях не сл е д у е т . Там , где можно что-то взять, нужно брать, убирать зерно, потом у что нынче его мало. - Тогда как же хозяйства буд ут р ассчиты ваться с продовольственной корпорацией за взятый ранее аванс на приобретение горючего, запчастей? - Возможно, за счет дотации, вернее, фина н сов ой помощи хо з яй ствам нашего района из о б л а стного бюджета, э то ок оло шести миллионов рублей. - Сейчас главное - решить все организационно-технические проблемы. Остр о ли они стоят в нынешнюю уборку? - На поля в ы й д у т 6 0 с т а р ы х комбайнов и ш е с т ь новых, котор ы е по л и з и н г у п о л у ч и л и С П К «Наша Родина», имени Калинина, «Заря» , « О с т а н и н с к и й » , « Ф е д о ровский» и колхоз и м е н и К. М арк са. Д у м а е т с я , что т а к о го о т р я д а техники д о с т а т о ч н о д л я п р о в е д е ния жатвы. Но т р е в о ж и т то, что, •' -- Ш ш Ч Ш Ш ж I- п W' л Ц V * tyjk&ps ■' '*' ‘г Г, Л ; ^ например, в С П К «Восход» , «О с танинский» с у щ е с т в у е т д еф и ц и т ме х а н и з а т о р ск и х кадров. Однако, п р о б л е м а д о л ж н а бы ть решена: х озяй ст в а б у д у т привлекать ком- б а й н е р о в из д р у г и х п р е д п р и я тий. Ч то кас а е т с я р е м о н т а , т о с р е д с т в а были в ы д е лены и зап-1 ч а с т и п р и о б р е т а е т с я ч е р е з « А г р о с н а б » , п р и м е р н о на 5 5 0 т ы сяч рублей и на 300 ты с яч можно приобрести в Б а рыш е в о . - Михаил Егоро ви ч , кроме того, нужна и нефть для сушильного х о з я й с т в а . Завезена ли она? - Пока не з а возил и , поскольку нужна п р е д о п л а т а , но уже е с т ь д о г о в о р е н н о с т ь с О А О «Новоси- б и р к н е ф т е г а з » , к о т о р ы й н ы нче прода е т н е ф т ь н а ш е м у району по очень у ме р ен н ы м ценам - всего по 1569 р у б л е й з а тонну . Б о л ь ш и х за трат на просушку зерна не пред полагается, конечно, при условии, что не б у д е т за тяж ны х дождей. - И если сушильное хозяйство будет в порядке... - В основном сушилки к п ри ем у зерна готовы, хотя и старые . Т о л ь ко колхоз имени К. М а р к са ч е р е з п р о д о в о л ь - с т в е н н у ю к о р п о р а ц и ю п ри об ре та е т н о в у ю . О б л а с т ь на эти ц е л и в ы д е л и л а в о с е м ь м и л л и о н о в р у б л е й . И н а ш е м у р а й о н у д о с т а л а с ь ч а с т и ч ка э т и х с р е д с т в . - Каким образом хозяйства при скудном урожае могут обеспечить себя семенами? - Н е в е з д е урожай плохой. В С П К « Р о сс и я » д о в о л ь н о х о р о ш и е з е р н о в ы е , и можно б у д е т идти с э т и м хо з яй ст в о м на о бмен . С а м о е с л о ж н о е положение с с е м е н а м и б у д е т в С П К «Восход» , « Н о в о т р о ицкий», «Федоровский» . Н о д и з т о п л и в о уже завезено, у б ор к а нач и н а е т с я и тепе рь в се з а в и с и т от п о л е в о д о в . Интервью с о с т а в и л а О. Ф ЕД О РО В А На м ел ьн и ц е в р е м е н н о е зат иш ье Д в а года н а з а д на т е р р и то рии р а й ц е н т р а б ы л о за р е г и ст р и р о в а н о н о в о е п р е д п р и я т и е О А О « Н и в а » . В п р о д о в о л ь с тв енной корпора ции бы л прио б р е те н м е л ь н и ч н ы й комплекс «Фермер». И с х о д я из техническ и х д а н н ы х : п о т р е б л я е м о й м о щ н о с т и , д о в о л ь н о высокой п р о и з в о д и т е л ь н о с т и и м а л о г а б а р и т н о с т и о б о р у д о в а н и я , п р е д п о л а г а л о с ь о б е с п е ч и т ь се л я н недоро гой и высококачес т в е н н о й м у к о й , р а з р е ш и т ь п р о б л е м у с п е р е б о е м к о м б и кормов в ра й он е . Но конкурент о с п о с о б н о с т и т о р г у ю щ и м пре д п р и я ти я м о р га ни зация не с о с т а в и л а . О с н о в н а я причина - о т с у т с т в и е п о с т о я н н о г о с ы рья, о д н о с о р т н о с т ь выпу ска е мой продукции и текучесть кадров. С е й ч а с в акц и о н е р н о м о б щ е с тв е «Нива» о ч е р е д н о е з а тишье. Х о ч е т с я н а д е я т ь с я , чт п о с л е у б о р к и з е р н о в ы х к ме л ь н и ц е в о з о б н о в и т с я pat. та: п о я в и т с я з е р н о , а значк м мука и отруби. С. ТОПОРИЩЕБ, С е н о к о с н а я с т р а д а с т а в и т точку почти во в се х х о з я й с т в а х района, но в б о л ь ш и н с тв е из них понимаю т , что сено л и ш н и м не будет, поэтому работа продолжае тся . И ме х а н и з а т о ры С П К « О с т а н и н с к и й » с о в м е щ а ю т д в а д е л а . - Мы пол ностью у бра ли Е в - м ен ов о болото, и план уже п е р е выполнили, - говорит П. Д. М о - сиявич, механизатор с 40-летним с та ж е м . - С е н о к а ч е с т в е н н о е , даже с ам и м приятно с м о т р е т ь на свою работу. П а в л у Д м и т р и е в и ч у е с т ь с ч е м с р ав н и в ат ь плоды трудов: ^позади десятки подобных с е н о косов. И если позволяют погодные усл ов ия , то а грегаты идут б е з о с тановок. З а д е н ь П. Д. М о сия вич и его напарник М и х а и л Т и м о ф е е вич Ст а р ко в у с п е в а ю т з а п р е с с о вать д о 300 и б о л е е рулонов . Э т о с в о е о б р а з н ы й ре к о р д д л я хозяй с тв а . Как у д а е т с я р а б о т а т ь так п р о и з в о д и т е л ь н о ? О т в е т на вопрос простой: утро м ме х а н и з а т о ры с а д я т с я в к а б и н ы т р а к т о р о в , и только поздним в е ч е р о м о с т а в л я ют а г р е г а т ы . Ч а щ е в с е г о д а ж е обедают, не вы х о дя из тракторов. И не видят д р у г дру га, хотя и тру д я т с я вдвоем . В о т так и рождаются рекорды. План перевыполнен Н о с к о р о п р е д с т о и т п е р е с т а н о в к а к ад р о в . М. Т. Старков , как опытный ко мб айне р , принимает < дру гую м аш и н у и начинает уборку зе рновых. А его м е с т о на заготовке сена з а н и м а е т С ш * ? й Петрович Х а р л ам п о ви ч , который с е й ч а Л е Я ? косовицу трав в м е с т е с В л а д и м и р о м И в а н о Щ Р ' и Мосияви- чем и В а с и л и е м И в а н о в и ч е м Е ким ковым . - М ы до л ж н ы е щ е О с и н о в о б о л о т о убрать , - п л а н и р у е т П. Д. М о сия вич , - и на че на с л е д у ю щ и й год т а м б у д е т много некоей, а с т а р а я т р а в а - это не корм д л я скота. Т а м уже д н я тр и р а б о т а ю т кс с ари , а м ы с М и х а и л о м Т и м о ф е е в и ч е м сейча( в ы е з ж а е м с г р а бл ями и р у л о н н и к о м . Е с л и будв ! погода, д н е й че ре з пять п о л н о с т ь ю с п р а в и м с я и с э т и м д е л о м . З а п а с се н а х о р о ш и й о т д а д и м . ^ О. Ф Е ДО РО ВА На снимке: П. Д. МОСИЯВИЧ и Н. Т. СТАР КОВ. Ф о т о Г. ТОПОРИЩ ЕВА ^ Не допуст ит ь гибели у р о ж а я В х о з я й с т в а х C e e e D H o r n u m П Г Т П О и а о т г п и о п к - г к С е в е р н о г о р а й о н а н а с т у п а е т п о р а у б о р к и з е р н о в ы х к у л ь т у р . Э т о т п е р и о д о с о б е н н о о п а с е н д л я в о з - н и к н о - в е н и я п о ж а р о в на п о л я х . Ж а р ка я и с у х а я п о г о д а с п о с о б с т в у е т в о з н и к - н о в е - н и ю и р а с п р о с т р а н е нию по- ж а р о в на п о л я х у б о р к и урожая. С л у ч а е т с я , ч т о д е с я т к и г е к т а р о в у г о д и й в т е ч е н и е н е с к о л ь к и х ч а с о в п р е в р а щ а ю т с я в с п л о ш н о е м о р е огня, в б е з ж и з н ен н ое ч е р н о е п е п е л и щ е . В с е , что в с т р е ч а е т с я на пути пожара, - с т а н о в и т с я ж е р т в о й с т и х и и . В о с н о в н о м в с е с л у ч а и п р о и с х о д я т по в и н е и л и х а л а т н о с - р а в н о с т ь в э л е к т р о о б о р у д о в а нии. И н с п е к ц и я Г о с у д а р с т в е н н о го п о ж а р н о г о н а д з о р а У Г П С ти лю дей . Н е о с т о р о ж н о е к у р е ние, н е у м е л о е п о л ь з о в а н и е кос т р о м , п о п а д а н и е на с у х у ю т р а ву и скр от в ы х л о п н ы х т р у б д в и г а т е л е й с е л ь х о з м а ш и н , н е и с п - М Ч С Р о с с и и по о х р а н е С е в е р ного р а й о н а е щ е р а з о б р а щ а е т с я к н а с е л е н и ю , п р е д с е д а т е л я м к о л л е к т и в н ы х х о з я й ст в , а к ц и о н е р н ы х о б щ е с т в и ко в с е м р у к о в о д и т е л я м п р е д п р и я т и й , н е з а в и с и м о от ф о р м с о б с т в е н н о с ти, ч т о б ы не д о п у с т и т ь п о ж а р о в на с е л ь х о з о б ъ е к т а х , н е о б х о д и м о с о б л ю д а т ь с л е д у ю щ и е т р е б о в а ния пр а ви л пожарной б е з о п а с н о с ти : - д о н а ч а л а у б о р к и у р о ж а я в с е з а д е й с т в о в а н н ы е в ней л и ц а д о л ж н ы п р о й т и п р о т и в о п о ж а р н ы й и н с т р у к т а ж , а у б о р о ч н ы е а г р е г а т ы и а в т о м о б и л и д о л ж н ы б ы т ь о с н а щ е н ы п е р в и ч н ы м и с р е д с т в а м и п о ж а р о т у ш е н и я ( к о м б а й н ы в с е х т и п о в и т р а к т о ры - д в у м я о г н е т у ш и т е л я м и , д в у м я ш т ы к о в ы м и л о п а т а м и и д в у м я м е т л а м и ) , о б о р у д о в а н ы и с п р а в н ы м и и с к р о г а с и т е л я м и и и м е т ь о т р е г у л и р о в а н н ы е с и с т е м ы п и т а н и я , з а ж и г а н и я и с м а з ки; - в р е м е н н ы е п о л е в ы е с т а н ы н е о б х о д и м о р а с п о л а г а т ь не б л и же 100 м о т х л е б н ы х м а с с и в о в , т о к о в и т. п. П л о щ а д к и п о л е в ы х с т а н о в , з е р н о т о к о в о п а х и в а ю т с я п о л о с о й ш и р и н о й не м е н е е 4 м; - в п о л е в ы х у с л о в и я х х р а н е н и е и з а п р а в к а н е ф т е п р о д у к т а ми д о л ж н ы о с у щ е с т в л я т ь с я на с п е ц и а л ь н ы х п л о щ а д к а х , о ч и щ е н н ы х о т с у х о й т р а в ы , горк. ч е г о м у с о р а и о п а х а н н ы х п о л о с о й ш и р и н о й не м е н е е 4 м или на п а х о т е на расстояни». 100 м о т т о к о в , с т о г о в с е н а и с о л о м ы , х л е б н ы х м а с с и в о в и не м е н е е 50 м о т с т р о е н и й ; - в п е р и о д у б о р к и з е р н о в ы х к у л ь т у р и з а г о т о в к и к о р м о в з а п р е щ а е т с я : р а б о т а т р а к т о ров , с а м о х о д н ы х ш а с с и и а в т о м о б и л е й б е з к а п о т о в или с о т к р ы т ы м и к а п о т а м и : - п р и м е н е н и е п а я л ь н ы х л а м п д л я в ы ж и г а н и я п ы л и в р а д и а т о р а х д в и г а т е л е й ; - з а п р а в к а а в т о м а ш и н в н о ч н о е в р е м я в п о л е в ы х у с л о виях; - р а д и а т о р ы д в и г а т е л е й , в а л ы б и т е р о в , с о л о м о н а б и в а - т е 'л ей, т р а н с п о р т е р о в и п о д б о р щ и к о в , ш н е к и и д р у г и е у з л ы и д е т а л и у б о р о ч н ы х м а ш и н д о л ж н ы с в о е в р е м е н н о о ч и щ а т ь с я о т п ы л и , с о л о м ы и з е р н а ; - не р а з р е ш а е т с я с ж и г а н и е с т е р н и , п о ж н и в н ы х о с т а т к о в и р а з в е д е н и е к о с т р о в на п о л я х . А. С Т Е П А Н О В , и н с п е к т о р П Ч - 6 7 У Г П С М Ч С Р о с с и и 28 авгус та 2003 года
$4фиЗнъ, и слеЗы, и любойъ.. п о С~Ж>д>к* После окончания школы она твердо решила стать зоотехником и. покинув р одное с е л о Веселое , уехала получать проф ессию в город Куйбышев. Н а ч а л а с ь т рудовая де я т ел ьн ост ь в Черепаново. Но, как видно, крепко с р о с ла с ь душа с о своей малой родиной - С е в е р н ы м районом, и Т а и сья Дмитриевна вернулась , т е перь уже в Верх-Красноярку. Р а бота о с т а л а с ь прежней. Тогда у Т. Д. Обрезановой уже была семья. Муж - участковый инспектор. Перевели мужа на другой участок, и Т а и сь я Дми триев на в е р н у л а с ь в р о д н ы е ме с т а , село Биазу. На ча ла сь новая жизнь. Приш ло сь смен и т ь п р оф е ссию зо отехника на педагога обслуживающего труда. Все последующие 30 лет Т. Д. Об резанова посвятила трудовому воспитанию детей. Новая работа требовала от нее пол- ;» эй отдачи сил. Любовь к детям лнюить с$ее д ел о ... помогала ей в этом. Таисья Дмитр и е в - _____ н а , ^ Ч Г ” ' р а б о т а я п е д а гогом, и биб- л и о - т е к а - р е м , б ы л а д е п у татом, у с п е - в а л а в ы п о л н я т ь Д о - машние дела. С о всеми обязанностями справлялась блестяще, даже находила время писать заметки в «районку». В школе кабинет Таисьи Дмитриевны был лучшим по оформлению: в папке хранится целая стопка почетных грамот. С гордостью вспоминает она о том, как трудилась. Ей есть чем гордиться. Таи - с ь я Д м и т р и е в н а не только девочек учила творч е с т в у , но и с а м а м а с т е - р и л а : в я з а л а коврики, в ы ш и в а л а г л а д ь ю к о в р ы , крючком вывязывала вазочки, расшивала скатерти, различные с а л фетки, прихватки. Всего и не перечесть, что сделано, да и сейчас д е лается. Мастерила вечерами, так как днем было некогда. - Д у ш а б о л е л а зГ^ все: и за ш к о л у , и за учеников, и за д о м а ш них. В с я к у ю н е у д а ч у п р и н и м а л а б л и з к о к с е р д ц у , п е р е ж и в а л а так, что не сп а л а ночами, - в сп о м и н а е т Т а и сья Дмитриевна. Как ей у д а в а л о с ь успевать везде, знает только она. - С па ла мало, хотела успеть сделать многое, - говорит Т а и сь я Дмитриевна, - мне посчастливилось отработать в школе 30 лет. Я думаю, что нужно просто любить свое дело, тогда все получится и на все найдется время. А. АВЕРЬЯНОВА На снимке: Т. Д. ОБРЕЗАНОВА . Фото из с емей н о го альбома; работы Т. Д. О Б Р Е З А Н О В О Й ^ И И Т<к редки пра Г (1е можно вес* Тс к много будег Д 1» решений тр. Д, 'ша у ч и т е л я пу1 ПI>р е с е л и т с я р а с п а х н у ты е настежь Д /ши юных. Д )бро должно добро р о д и т ь , Б( (3 э т о г о нельзя П р ож и т ь на с в е т е , И школа у ч и т К.ных ж и т ь за содеянное Б\,!ть в о т в е т е . т р у д учи те л ь с ки й Н( ( понаслышке зная, Итожа прошлое, Я п о в то р яю вновь, 41по для меня т ы , Школа дорогая. «I [жизнь, и слезы, ирюбовь...» £7. 7>а1роИи о о [ ё челг #е шип идет пв$ый дчеЙпый ъюд ’ 1 ' Н я ч я п п Л Г . Р Н И и я и я п л \ z u p f S - и а и п а п л л с . . . . . _____________ — Н ачало осени, н а ч а л о учеб ого года - в се это 1 сентября. В ф гом году Д е н ь знаний выпал на г знедельник, и, хотя говорят, что г знедельник - д е н ь тяжелый, в тот раз такая характеристика не годится. В этот раз н а ч а л о неде- . лм - праздник. А б у д е т ли пр а зд н и к о м в е с ь у ч е б н ы й г о д ? О ш к о л ь н ы х д Н а а х я п о п р о с и л а р а с с к а з а т ь » Л а л ь н и к а о т д е л а образования1* ' . Д. М ал яревича . - Геннадий Дмитриевич, готовы ли школы района к новому учебному году? - Да, 25 августа во всех школах за вершен косметический ремонт. Две новых школы (в Коб. Кордоне и Остяцке) готовы принять учеников, только остяцкая |»;^уть п о : . ж ^ в ч а л а учебного года где-то Т Iпервых числа х октяб- Г Ремонт был сделан «по лной программе, или что-то не удалось сделать из-за отсутствия денег? - Конечно, абсолютно в се проб л е м ы н е в о з м о ж н о с е г о д н я р е ш и т ь , н о н е о б х о д и м ы й р е м о н т выполнен в полном объеме . - Можете с уверенностью сказать, что дети зимой в классах не замерзнут? - Да. В этом году, как и прежде, при н им ат ь школы будут д о начал а занятий. В комиссию бу ду т вход и т ь п р е д с т а в и т е л ь от пожарной ч а с т и , о т с а н э п и д е м с т а н ц и и и п р е д с т а в и т е л ь управ ления о б р а зования. Думаю, что будут некотор ы е п р о б л е м ы , вот, н а п р и м е р , с е й ч а с о б я з а те л ь н о е т р е бо в а н и е д л я к аж д о й ш к олы - п о ж а р н а я си гн ал и з ац и я . Когда же с тро или наши школы, а э то был о давно , то пожарная сигнализация не бы л а обязательна . -Неужели трудно поставить эту сигнализацию? - Поставить не трудно техни чески, а что к асается стоимости , то это очень дорого. - Как обстоит дело с учительскими кадрами? Всех ли специалистов хватает? - П р о б л е м а только с учителями и н о с т р ан н о г о языка , о с т а л ь ные все есть. Даже, наоборот, избыток. Не м ожем т р у д о у с т р о и т ь многих выпускников педколледжа, получивших с п е ц и а л ь н о с т и учитель начальных кла ссов и учитель физкультуры, так как нет вакансий. С у ч и т ел ям и ф и з к у л ь т у р ы лишь частично р еш и л а с ь п р о б л е м а за счет того, что их п р е д м е т с этого года бу де т идти 3 ч а с а в неделю (раньше - 2 часа). - А как решить проблему безраб отных д и п л ом и р о в а н н ы х учителей? - Она решится тогда, когда увел и ч и тс я р о ж д а е м о с т ь . А на это р а сс ч и ты в а т ь пока не приходится. С е й ч а с т а к а я с и т у а ц и я , что ч и с л о в ы п у с к н и к о в п р е в ы ш а е т число идущ их в первый класс. К п р и м е р у , в С е в е р н о й с р е д н е й школе в этом году будет выпускаться четыре класса, а н а б р а л и - т р и . - Будут ли в этом году какие- либо изменения в школьной программе? - Да . В о - п е р в ы х , в в о д и т с я 3 часа физкультуры (о чем мы уже сказали ранее), во-вторых, в этом году е с т ь рекомендации от Минис те р с т в а просвещ ения на раннее изучение и н ф о р м а ти к и и и ност ранного языка. Р а н ь ш е и нф о р м а тику и зу чали в 10-11 к ла сса х , а с е й ч а с бу ду т с 5-6, в школах, и м е ющих с оот ве т ств ующ ую компьютерную базу. •А как у нас с компьютерной базой? - Когда проходила реализация г о с у д а р с т в е н н о й п р о г р а м м ы по ' компьютеризации школ, то в ыд а вали компьютеры п о такому принципу: по 1 компьютеру школам, где не бо л е е 200 учеников, по 4 компьютера, где бо лее 500. С а м и понимаете, трудно з анимать ся с 1 компьютером на весь класс. - Есть ли в этом году обновление мебели, наглядных пособий? - И з обла сти в этом году нам прислал и спортивное оборудо в а н и е (мяч и , г и м н а с т и ч е с к и е маты и др.), которое мы ра спр е д е л и л и по всем школам района. К р о м е э т о г о , в т е ч е н и е э т о й з и м ы бы л и п р и о б р е те ны о б е д е н ны е столы и 2 классных комплекта д л я северной школы. - Геннадий Дмитриевич , что пожелаете учителям и ученикам в новом учебном году? - Во -первых, пол ь зуя сь с л у чаем, поздравляю всех учителей и учеников с 1 сентября. Ж е л аю оптимизма, здоровья , терпения, в з аим опонимания между учител я м и , учениками и родителями. Б е с е д у пров ела Я. БУГАКОВА ^ С л о в о « п р и з в а н и е » с у щ е с тв у е т д л я в се х п р оф е сс и й , но дл я учителя - особенно, ведь он лепит, с о з д а е т и о т п р а в л я е т в жизненную до р о г у б у д у щ е е поколение. Э т о не просто высокие Фразы, это истина. И, наверное, когда-то о ч е н ь прав бы л от ец Е л е н ы А н а т о л ь е в н ы Капорико- вой, педаго г с мно го л е т н им стаона. - И в сегда бы стро на хо д и л а контакт. Для меня они б ы л и и о с т а ю т с я л и ч н о с тям и , с к ото рым и хоче тся общаться, разговаривать. С в о и п ер вы е шаги на э т о м поприщ е Е. А. Капо- р и к о в а о к о л о 15 л е т н а з а д : н а ч и н а л а п р е п о д а в а т ь п и рит она, - нужно у м е т ь п о т р е бо вать, причем так, ч т о бы э та т р е бо в а т е л ь н о с т ь в соче т ан и и с д о б р о т о й с м о г л а з а и н т е р е с о в а т ь . У р о к - это м а л е н ь к о е п р е д с т а в Л п е р е д и & а л ь 1 1 1 1 1 3 1 ш к & л ы щ р . Ж и ^ н ь ж е м , к о г д а г о в о рил ей: - В ы р а с т е ш ь , иди в школу, будь учителем, у т ебя е сть к э то му призвание. Опы т ный учитель, он с д е т ства зам е т и л в до ч ер и э то т д о б рый и я с ны й д а р . И он а вняла его совету. - П о ч е м у ? - с п р аш и в аю я ее. - П о т о м у ч т о м н е в с е г д а б ы л о и н т е р е с н о с д е т ь м и . Я не мо гл а пройти м и м о , ч т о б ы не по говорить с ними, - о т в е ч ае т тературу. И уже то гда поняла , что у учителя не може т бы т ь о с тановки в пути. Конечно, не все и не в с е г д а б ы в а е т гл а д к о . Но в л ю б о м к о н ф л и к т е , считает Елена Анатольевна, педа го г д о л ж е н п е р в ы м п о й т и н а в ст р е ч у ребенку, в едь он ста рш е , м у д р е е . - Но когда в е д еш ь урок, - говол е н и е , в к ото ром н е т зр и т е л е й , в с е - у ч а с т н и к и . Наверное, п оэ тому учительни ца не о г л я д ы в а е т с я н а з а д , не идет пройденным путем, а в т о м а тически п ов т ор яя с д е т ь м и одни и те же т е м ы , а д а е т им те же з н а ния, но творчески, по-другому, иначе и им б у д е т неинтере сно , и ей. Когда-то волею случая Е. А. Ка- п о р и к о в о й п р и ш л о с ь п е р е к в а л и ф и ц и р о в а т ь с я в географа-биолога . В м е с т е с д е т ь ми она с у д о в о л ь ств и е м возится на у ч а с т к е , с р а н н е й весны з а ст а в л я е т в ш к о л е в с е о к н а рассадой и чувствует с е б я вполне д е ревенской ж и т е л ь ницей, хотя иногда и скучает по городу, где выросла. П е р в ы е д в а года были дл я Е л е ны А н а т о л ь е в н ы с а м ы м и тр уд ны ми - не х в а т а л о практики, к тому же приходил ось о с в а и в а т ь с я в се л е , где ос о бы й уклад, обычаи и чужому человеку за один м е с я ц , и л и год н е п р о с т о с т а т ь з д е с ь своим . Она и се й ч а с и з р е д ка взгрустнет: хорошо бы учител я по с т ав и т ь в такие условия, когда можно было бы п ом е н ь ше д у м а т ь о бытовых п р обле мах, когда бы он педагогическим трудом о б е сп е ч и в а л с е б е жизненное с ущ е с т в о в а н и е . Но в т о же время она с удовольствие м говорит: - Я лю б лю свою О с т а ни н ку и школу, где работаю. С е й ч а с и у н а с многое меняется, например, п о я в и л и с ь к о м п ь ю т е р ы , к ото ры е помогают д е т ям р а сш и р и т ь знания. Но все-таки, д у м а ю , о с новой в сего по-прежнему о с т а е т с я с л о в о учителя. При э т о м Е л е н а А н а т о л ь е в на д о б а в л я е т : - И с а м он д о л ж е н в с е г д а учиться . Так что впереди е щ е б о л ь ш а я школьная жизнь. О. Ф Е Д О Р О В А На снимке: Е. А. КАПОРИ- КОВА. Ф ото Г. ТОПОРИЩ ЕВА . 28 августа 2003 года ш ш Ш ш ш " С Е В Е Р Н А Я Г А З Е Т А У ШтШш,
RkJQdWJsaXNoZXIy