УЧРЕДИТЕЛИ ГА ЗЕТЫ -.КОМИТЕТ ПО ПЕЧАТИ И ИНФОРМАЦИИ АДМИНИСТРАЦИИ НОВОСИБИРСКОЙ О Б Л А С Т И , ТЕРРИ ТО РИ АЛ ЬН АЯ АДМИНИСТРАЦИЯ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ С О В Е Т Д Е П У ТА Т О В С Е В Е Р Н О Г О РАЙОНА / ------------------ ----------- \ ПЯТНИЦА 6 октября 2000 года № 40 (7847) • Выходит 1 раз в неделю Ч ------- J школы, депу- | \ t \ I \ \\ ________ Лю дм ила Б о рисовна Каркжина т а т т е р ри то ри ал ь н о го Совета. ч _______________ _____________ - у ч и т е л ь н и ц а Коб. Кордоновской средней Г Л А В Ы П О Д П И С А Л И Д О Г О В О Р О СОТРУДНИЧЕСТВЕ Недавно Северны й район посетил глава администрации Кировского района г Новосибирска В. А. Афа насьев В ходе визи та был подписан договор о вза имном сотрудничестве. Раньше такие взаимоотношения назывались шефством и предполагали б е с п л а т н у ю п о м о щ ь го ро да селу . С е го д н я с о в м е с т н а я работа должна стро и ть ся на взаимовыгодной осно ве и напр авлена на развитие хозя йств енных и культурных связей В д о го в о р е п р ед у см о тре н о с о действие в размещении на предприятиях Кировского района заказов для нужд сельчан, содействие в реализации с е льхозпродук ции . Предполагается р ассмотреть вопрос об открытии в городе фирменного магазина. Получат развитие отношения в с ф е ре культуры и спорта. От администрации С ев е р н о го района документ подписал Г. Г. Зырянов. Гость по бы ва л в с. Останинке, познакомился с райцентром и сказал, что он изменил свое представление о нашем районе в лучшую сторону. --------------------------------------------------------------------------------- . Уважаемые педагоги Северного района Уважаемые ветераны педагоги1еского труда 5 о к т я б р я о ф и ц и а л ь н о у з а к о н е н о к а к Д е н ь у ч и т е л я У к а з о м П р е з и д е н т а Р о с с и и . П р о ф е с с и я у ч и т е л я - р о д о н а ч а л ь н и к в с е х п р о ф е с с и й на з е м л е , о н а у н и к а л ь н а , о н а ве чн а . В н а ш е м р а й о н е б о л е е 5 0 0 п е д а г о г о в , ч е й б л а г о р о д н ы й т р у д и в ы с о к а я о т в е т с т в е н н о с т ь в с е г д а с о ч е т а л и с ь с в н у т р е н н е й п о т р е б н о с т ь ю и щ е д р о с т ь ю д у ш и . И з д а в н а в ы с о к о й м и с с и е й у ч и т е л я б ы л о в о с п и т а н и е Ч е л о в е к а . И к т о х о т е л б ы на к а к о е - т о в р е м я у д о с т о и т ь с я ч е с т и н а х о д и т ь с я в н е у г о м о н н о м , ш у м н о м м и р е ш к о л ь н о г о д е т с т в а по з о в у с в о е г о с е р д ц а , по с в о е м у п р и з в а н и ю , т о т н е п р е м е н н о о с т а н е т с я у ч и т е л е м и в о с п и т а т е л е м по с у щ е с т в у . У ч и т е л я р а й о н а с в о и м б л а г о р о д н ы м т р у д о м , з н а н и я м и , н е и с с я к а е м о й э н е р г и е й , д у ш е в н о й т е п л о т о й о б у ч и л и и в о с п и т а л и н е м а л о х о р о ш и х и д о б р ы х л ю д е й . И б л а г о с л о в е н т о т у ч и т е л ь , к о т о р ы й н а х о д и т в с е б е л ю б о в ь к д е т я м и ч ь я л ю б о в ь не у с т а е т п р о щ а т ь , в е д ь о н а о б л а г о р а ж и в а е т и в о з в ы ш а е т е г о с а м о го . П р е к л о н я я с ь п е р е д В а ш и м т а л а н т о м , п е р е д д у х о м п о д в и ж н и ч е с т в а , х о ч е т с я п р и н е с т и с л о в а б л а г о д а р н о с т и в с е м п е д а го га м , в о с п и т а т е л я м , у ч и т е л я м и п р е п о д а в а т е л я м С е в е р н о г о р а й о н а . С п р а з д н и к о м , д о р о г и е у ч и т е л я ! Г л а в а т е р р и т о р и а л ь н о й а д м и н и с т р а ц и и Г. З Ы Р Я Н О В . П р е д с е д а т е л ь С о в е т а д е п у т а т о в А . А К И Л И Н . Н а ч а л ь н и к о т д е л а о б р а з о в а н и я Г. М А Л Я Р Е В И Ч . П р е д с е д а т е л ь р а й о н н о г о с о в е т а в е т е р а н о в А . Ф . К О Ш К А Р Е В . ^ ^ Сводка по уборке з е р н о в ы х и вспашке зяби на 28 сентября % Намо ц/га Сдано зерна го с-ву Вспашка зяби от убр. ло че н о план факт. % план факт. % пл. Ц . Наша Родина 100 24213 18,6 440,7 462,0 104,8 550 50 9.1 Память Ленина 100 49399 19,6 455,7 393,7 86,4 1530 1007 65,8 Луч 100 12048 10,0 256,5 308,1 120,1 870 384 44,1 им. Калинина 100 12706 9,6 255,0 334,7 131,? 710 240 33,8 Восход 94,0 8288 10,6 204,0 184,3 90,1 800 Заветы Ильича 100 10057 11,5 230,0 86,9 42,8 890 им. М. Горького 100 10498 11.6 244,2 128,9 52,7 870 40 4,6 Заря 100 12400 9,5 204,7 211,4 103,0 900 370 41,1 Россия 100 8924 8,1 187,3 166,8 89,0 800 607 75,8 VII съ е з д С ов етов , 100 4822 6,5 148,5 660 290 43,9 им. К. Маркса 95,2 16667 14,6 285,7 245,6 85,9 660 69 9,1 КФХ 100 4910 9,4 127,9 64,5 50,4 И т о го 99,2 174932 12,8 3013,7 2586,9 85,8 9240 3048 32,9 вудув уавт оат у а •* Ветер не давал покоя энергетикам О п е ра ти вн о -в ы е зд н ой бригаде предприятия по эксплуа- * тации ко мм у нал ьны х электросетей 18 сентября пришлось в ■ течение всего дня устраня ть замы кания проводов в линиях I на ули ца х райц ен тра Повреждения о д но за одним возника- | ли из-за си ль ны х порывов ветра, сила которого достигала ■ 25 метров в секунду. Хороший заезд хл е боприем ном у предприятию нужен С еверное ДР СУ нынешней осенью п л ани р уе т заасф аль - | тировать площадку перед хлеб оп ри ем ным предприятием. | Сейчас ведутся подг отовительные работы. Д о рож ни ки под ■ руководством мастера Н . Н. Виноградова готовят д о р о ж н о е ■ полотно. Водители же Агропромтранса задействованы в з а - ! возке грунта. Красота для души В Бергульском Доме культуры начи нает работать новый, ■ интересный для сельчан кружок работы с бисером. Это слож - I ное шитье будет изучать со школьниками Наталья Нечаева I Ее изделия бергульцы уже видели на выставке, где они при- | влекли всеобщее внимание, поэтому надеются, что в круж- I ке дети многому научатся Решено, что изготовленные ими ■ вещи останутся в ДК, украшая костюмы участников художе- ■ ственной самодеятельности * Семена в складах Полеводы района продолжают осеннюю страду, но уже ■ на току и в складах Они закладывают семенной фонд к * посевной 2001 года Акционерные общества «Заря», «Рос- * сия» и колхоз имени К. Маркса засыпали на хранение все I 100 процентов потребного количе ства семян В среднем по | району это т показатель составляет 79,6 процента. £ Справляются своими силами Пять рабочих и специалистов хлебоприемного предпри- I ятия во главе с заведующим производством В. А. Ефимо- ■ вым, не считаясь со временем, ведут прием и просушку зер- - на урожая-2000 С начала жатвы они уже отправили в скла- * ды 2700 центнеров хлеба. I На р а в ны х I Ж ивотноводы колхоза имени К. Маркса и акционерного ■ общества «Наша Родина» на равных «соревнуются» в па- I д еже скота. На фермах того и другого хозяйства за месяц | погибло по четыре головы кр упно го рогатого скота. Есть фураж - будет молоко Акци он еры «России» в предстоящую зимовку делаю т ■ ставку не только на грубые корма, но и на фураж. Для сво- ■ их гуртов они уже заложили сверх плана 493 центнера зер- , на, что составляет 132 процента. Хороший пример Чувашинские школьники готовятся к бимнему спортив- ■ ному сезону. На деньги, выруче нные от продажи 100 кубо- 1 метров дров, заготовленных весной, ученики и их родите- I ли, приобрели 20 клюшек и столь ко же шайб. Остальные | сбережения тоже пойдут на по куп к у хоккейно го инвентаря. ■ Бригада на объектах Бригада В. П. Филиппова из АО О Т «Северноесельхоз- монтаж» в течение двух недель работала на ветстанции. ■ Она меняла отопление в гараже,, а затем ей предстоит от- ! правиться в АО «Наша Родина». '
2 С Е В Е Р Н А Я Г А З Е Т А 6 о к т я б р я 2000 года • № 40 (7847) Ш Нам п и ш у т С Е Л О Р О Т Ы О Е Хорошеет пи год от года село родное, наш райцентр Северное? Ответ неоднозначный. Хорошеет в том смысле что появляются новые дома, благоустраиваются старые, яркими красками разнообразных цветов украшаются палисадники, но их так немного среди 2-х тысяч подворий. Беда в том, что все очень красивое уничтожается с корнем злой рукой человека с черной душой. Разве нельзя попросить хозяйку сорвать полюбившийся вам цветок? Прекрасные цветы выращивает Николайчук Татьяна Владимировна. Петухова Софья Львовна. Назарова Тамара Ивановна, а Татьяна Ивановна Петухова на своей небольшой усадьбе, что на ул Набережная вырастила аж 327 цветов! Хвала и честь рукам хозяек, что дарят красоту людям и всегда подарят вам красивый цветок. Вы только спросите, а не рвите сами. К сожалению, есть подворья заваленные кучами досок, бревен, разнообразным мусором, как на улице Лермонтова, 3 (владелец Томашевский Виктор), Лермонтова. 32 (Ю Почепкин) А о том, как выглядит усадьба Савченко Сергея, говорить-то и то страшно Это свалка черного металла Усугубляется все еще тем, что дороги по этой улице совсем нет Вместо нее - провальная яма, а по другую сторону прекрасные новостройки с идеальным порядком на улице: Пономаревых. Поветкиных, Горбуновых. В конце августа, начале сентября администрацией были подведены итоги благоустройства и названы лучшие усадьбы села: Татьяны Егоровны и Николая Андреевича Харитоновых. Ивана Ефремовича и Ксении Петровны Петровых. Ларисы Николаевны и Андрея Кирилловича Алешкиных. Галины Михайловны и Владимира Клементьевича Михалевич. Тамары Михайловны и Валерия Юрьевича Доропейко. Дириной Галины Дмитриевны. Татьяны Александровны и Алексея Александровича Гражданкиных. Татьяны Юрьевны и Алексея Геннадьевича Щербаковых Арыкова Михаила Дмитриевича Валентины Степановны и Николая Федоровича Афанасьевых. Натальи Николаевны и Александра Николаевича Балашовых. Атопкиной Анны Матвеевны Тамары Ивановны и Леонида Федотовича Назаровых Натальи Григорьевны и Михаила Григорьевича Рецер. Зыковой Софьи Яковлевны. Валентины Анатольевны и Василия Дмитриевича Гончаровых Петуховой Татьяны Ивановны. Прасковьи Владимировны и Василия Викторовича Петровых. Валентины Николаевны и Василия Васильевича Кудряшевых. Оксаны Александровны и Александра Анатольевича Головачевых Веры Сергеевны и Виктора Никитовича Яковлевых. Светланы Анатольевны и Олега Викторовича Мельниковых. Ларисы Викторовны и Сергея Юрьевича Толкачевых. Надежды Владимировны и Ивана Григорьевича Тихоновых. Цыб Натальи Николаевны и Половнева Анатолия Владимировича. Ольги Владимировны и Николая Леонидовича Антипиных. Коноваловой Зинаиды Ивановны и Артемьева Алексея Михайловича. Марины Николаевны и Александра Анатольевича Гламаздиных. Надежды Николаевны и Владимира Ивановича Чернобаевых Администрация от всей души благодарит хозяев этих усадьб и желает им процветания во всех делах и начинаниях Пусть вся их жизнь будет цветущей. Уважаемые односельчане! Желаю дому вашему Коль землю - то под пашню, Коль весточку - то добрую, Коль дерево - то плодовитое, Коль дождя - то сильного. Коль цветка - то пахучего, Коль здоровья - то могучего Надеюсь, что северяне поймут доброе обращение и наведут порядок на своих усадьбах, пусть не будет богато - это не всем под силу, но пусть будет чисто и опрятно. Это вы сделаете не для меня, а для своих детей, для своей малой родины, своего села, что называется Северное и должно блестеть чистотой, как северный снег. Л. ЛЯХНОВИЧ. Зам. главы администрации Северного сельсовета. * * * ИСПЫТАНИЕ ЖАТВОЙ ВЫ Д Е РЖ А ЛИ С ЧЕСТЬЮ Более двух с половиной тысяч гектаров зерновых предстояло осенью убрать механизаторам колхоза «Память Ленина». Задача была непростая, тем более, что на строгом учете каждый литр горючего, да и сроки сибирской жатвы не оставляют времени на размышления и раскачку. Всю технику подготовили вовремя, в поле вышли с четким планом уборки. Но основное. - это конечно все зависело от людей. Если бы не они, не их понимание важности момента, то и хорошие планы могли бы не реализоваться Как например, с большим уважением и благодарностью не отнестись к Алексею Васильевичу Балахонову Вначале он работал на уборке кормовых, потом почти без перерыва перешел на зерновое поле, очень быстро подготовив комбайн, притом, качественно, потому что за время жатвы техника ни разу не подвела хозяина. И главное - Алексей Васильевич, приступив к делу позднее других, не только догнал их по намолоту, но некоторых обошел Из бункера его комбайна было отправлено на сушилку 3176 центнеров хлеба. Это пример настоящего, крестьянскою отношения к земле, к плодам своего труда А всего хозяйстве ■.¡молотило и вывезло с полей около 50 тысяч центнеров зерна. Таким ур « е м можно и распорядиться так, чтобы решить многие экономические пооблемы. Мы смогли полностью рассчитаться с продовольственной корпорацией, отправив почти весь долг зерном третьего класса, то есп> продовольственным, что существенно влияет на его стоимость. И даже сейчас, после уборки, имели возможность дополнительно заключить договор на поставку горючего. Значит, у нас есть чем рассчитываться. Д е сять тонн дизтоплива в счет соглашения уже получено. Заложен фураж, семенной фонд, люди получат за работу достойную оплату, и все это благодаря усилиям семнадцати комбайнеров, которые работали на полях весь световой день. Лучшего намолота добился Валерий Сергеевич Соловьев. На его счету 3441 центнер хлеба. Валерий Ильич Смык намолотил 3713 центнеров. Федор Васильевич Пещерский выдал из бункера своего комбайна 3699 центнеров зерна. Показатели остальных комбайнеров несколько ниже, но каждый из них внес свою весомую лепту в то, чтобы пятеро водителей не скучали без дела Так, Анатолий Иванович Зубко вывез 851 тонну зерна, Николай Леонидович Подскребышев - 641, Сергей Михайлович Балахонов - 627 тонн. С полной отдачей работали и Александр Николаевич Пучков, Юрий Владимирович Шаров. Сейчас поля колхоза опустели и механизаторы переключаются на другие участки - вспашку зяби, ремонт техники, но у всех осталось чувство удовлетворенности от горячей осенней страды, испытание которой они выдержали с честью. В. МАЛЯРЕВИЧ. Главный бухгалтер колхоза «Пг.мять Ленина». И Возвращаясь к напечатанному ВМЕСТО СЫНОЧКА ПОСЛАЛ БОГ СЕДЬМУЮ Д О Ч К У В с е м ь е А л ь м у х а м е д о в ы х , ж и в у щ и х в м а л е н ь к о й д е р е в у ш к е н а ш е го р а й о н а В е сел ой , п о я в и л а с ь 15 с е н т я б р я на с в е т с е д ь м а я д о ч к а . М а л ы ш к а р о д и л а с ь с б о г а т ы р с к и м в е с о м в 4 ,5 к и л о гр а м м а , а р о д и т е л и н а р е к л и ее р у с с к и м и м е н е м Л ю б аш а . В ию л е на с т р а н и ц а х н аш ей га зе т ы мы п и с а л и о В а л е н т и н е И в а н о в н е и С ер гее П а в л о е и ч е и о б их б о л ь ш о й семье. То гд а о н и ж д а л и р еб ен ка , н а д е я л и с ь на с ы н о ч к а . П р о щ а я с ь с ними , я г о в ор и л а : « Р о д и т е сы н а , б у д е т м н е п о в о д п р и е х а т ь к в а м в го сти ». О б е щ а н и е с в о е с д е р ж и в а л а , т о и д е л о у з н а в а я о п о п о л н е н и и в их с е м е й с т в е . А к о н ц е с е н т я б р я п о з в о н и л а е щ е раз в В е с е л ую . Н у н а к о н е ц - т о д о ж д а л и с ь . М ама Валя о п я т ь вся в з а б о т а х - п е л е н к и , р а с п а ш о нк и , б е с с о н н ы е ночи и плач м л а д е н ц а в и х д о м е . О к а з ы в а е т с я она б ы л а о ч е н ь р а с с т р о е н а , когда р о д и л а с ь д о ч ь , но ее л ю б и м ы й муж , б о л ь ш е в с е х ж д а в ш и й по м ощ н и ка , е е и у с п о к о и л , и к а к х о з я и н с е м е й с т в а з а я в и л : « Х в а т и т д е т е й » . С а м а ж е В а л е н т и н а И в а н о в н а ш у ти т : « В ы р а с т е т н аш а Л ю б аш к а , па па е е н а у ч и т е з д и т ь на т р а к т о р е » . МОСТ ЧЕРЕЗ АЛ М А З К У А д м и н и с т р а ц и я Ч е б а к о в с к о г о с е л ь с о в е т а на п р о т я ж е н и и т р е х ле т п о д д е р ж и в а л а хо р о ш и е , д р у ж е с к и е о т н о ш е н и я с О А О « С и б т р у б о п - р о в о д с т р о й » , к о т о р о е з а к а н ч и в а е т в е с т и н е ф т е п р о в о д на т е р р и т о рии н а ш е г о р ай она . Н е ф т я н и к и о к а з ы в а л и по м ощ ь , к о гд а у с е л а б ы л 1 7 0 - л е т н и й ю б и л е й , в ы д е л я л и д е н ь г и на по ку п ку и г р у ш е к д л я д е т с к о го с а д а . В с е н т я б р е о ни п о м о г л и с о с т р о и т е л ь с т в о м м о с т а ч е р е з м а л е н ь к у ю р е ч уш к у А л м а з к у , п р о т е к а ю щ у ю по д е ре в н е . В ы в е з л и на с в о е й м а ш и н е и з К у й б ы ш е в а д в е ж е л е з н о д о р о ж н ы е п л а т ф о р м ы . На о б ъ е к т н а п р а в и л и т е х н и к у , р а б о ч и х , д о с т а в и л и н е о б х о д и м ы й м а т е р и ал - 6 т р у б , б е з к о т о р ы х р а б о т ы н е л ь з я б ы л о и н а ч и н а т ь . Н е ф т я н и к и з а т р а т и л и пя ть д н е й на с т р о и т е л ь с т в о м ос та. Пока о н о не з а в е р ш е н о , п р е д с т о и т ещ е е го п е р е к р ы т ь б р у с о м л и б о п л и т а м и . Ж УРН АЛЫ ВСЯКИЕ Н УЖ НЫ В последнее время помещение районной б и б л и о т е к у приятно уд ивляет своих читателей: проведен косме тический ремонт, причем полы застелены линолеумом, на дверях висят красивые портьеры. Всюду поряд о к и чистота. Все 33780 экземпляров книг аккуратно расстав лены по своим местам, а имеющиеся на второе полугодие 52 названия журналов и газет, суммой 22 тысячи рублей, пользуются большим сп росом читателей. Хотя библиотекари и читатели с удовольстви ем выписа ли бы еще много интересных периодических изданий, ведь в настоящее время печатается уйма красиво оформленных, очень интересных журналов и газет на любой вкус, но все дело в деньгах, которых явно не хв атает не т ол ь к о районной библиотеке, но и сельским. Сельские библио те кари надеются , что на 1 полугодие 2001 года положение с подписко й наладится. - чт об тебя понимали и уважали Горячая тема Лето красное пропели В середине сентября в районе начался отопительный сезон. В первую оче редь теп л о было подацо в школы и де тские сады. Исключением явилась Гражданцевская средняя школа, где еще 28 сентября из Новосибирска ждали машину с запчастями. Говорят, что работы в котельной на несколько дней , но ученикам от этого не л е т е , ведь конец сентября выдался холодным. П о ч е м у с т а л в о з м о ж е н т а к ой срыв в п о д го т о в к е школы к зиме, ведь еще в августе ситуация по котельной вызывала опасение. Можно вс е с в а л и т ь на с т е ч е н и е о б с т о я тельств Школу передали из ведения с е л ь с к о й а д м и н и с т р а ц и и в отд ел образования, оба котла давно просили ремонта, завхоз был призван на уборку, коммунальщик и привезли не все запчасти, у е ^п п в командировку руководитель предприятия, где необходимо было получить все комплектующие изделия .. . Но, как известно, оттого, что причины есть, теплее не будет. А пока школьники и учителя весь сентябрь занимались в э кстремальных усл о виях, многие простыли и возмущенные родители з вонил и в отдел образования, центр санитарного надзора, в другие инстанции . О ц е н к а т о г о , ч т о п р о и з о ш л о , дана в постановлении главы террит о р и а л ь н о й а д м и н и с т р а ц и и о т 2 0 .0 9 . 0 0 «О с р ы в е п о д го то в ки котел ь н о й Г р а ж д а н ц е в с к о й с редней ш к олы » . При чи н а н а з в а н а одна - несо гласованные действия начальника отдела образования Г, Д. Ма- ляревича и директора школы М. Д. Кузнецовой. Первому объявлено замечание, на второго рекомендовано наложить д и с ц и п л и н ар н ое взыска ние. Обращено вн имание на недостаточный контроль за ремонтными работами со стороны отдела архитектуры, строительства и жилищно- к о м м у н а л ь н о г о х о з я й с т в а . С вою оценку вы с т а в и л и и жители села. Они назвали все, что произошло, без о б р а з и е м и з а о д н о н а п о м н и л и строчку из знаменитой басни, изменив только одну бу кву: «Лето красное пропели». Г Б л и ц -о п р о с С а м о е главное Школьные годы всегда являются самыми интересными для каждого челове ка. Воспоминания о тех годах у всех разные: у кого-то счастливые, у кого-то грустные, а кто-то запомнил озорные и веселые. Мы спросили выпускников и теперешних учеников, а ка ко й видят они свою любимую учительницу? Н. Е „ 50 лет: - Я помню свою любимую учительницу красивой девушкой. Почему-то у ней было очень много друзей - девчонок и парней. Звали ее Вера Станиславовна Савицкая. С друзьями она вместе делала разные пособия д л я занятий в школе, декорации для выступлений худо жественной самодеятельности де тской и взрослой, писали какие-то лозунги и выпускали стенгазеты. Мы с уд о в ол ь с тв и ем учас твовали во всем. А как мы готовились к Новому году, к 8 Марта и другим праздникам! Она дни и все вечера возилась с нами. Мы ее очень любили. В. Ж., 22 года: - Моей любимой учительницей была Нина Григорьевна Виноградова. Она была нам, как мама. Терпеливо приучала к порядку, к чистоте в классе и учила нас быть дружными, уступать друг другу и заступаться за о д н о к л а с с н и к о в . В первом классе все мы были маленькими и нас часто обижали старшеклассники, так она никогда не отдыхала на переменах, всегда играла с нами. Мы готовили подарки друг другу к праздникам, вместе собирались и проводили вечера. Е. Д., 30 лет: - Как сейчас помню, что мне приходилось д ержать кого-нибудь из девчонок нашего класса на руках - 1 зто мы строили физхуп1>турныс этюды на каждом концерте в клубе. Галина Васильевна Дмитоиеоа обожала всех нас, она была красивая, энергичная и - что нам очень нравилось - большая хохотушка. Мы любили с ней общаться и делать все, что она захотела: и писать, и считать, и собирать бе р е зов ы е почки и ле карс твенные травы и все это с шутками и весель6М Н. У., 30 лет: - Мне навсегда запомнилось: «Давайте послушаем тишину», - так т а инственно призывала нас наша лю бимая учительница Анна Александровна Устьянчик. Мы, неугомонные, т о т ч а с за ти х а л и и тут уж де л ай с нами, что хочешь. Во все глаза смотрели на доброе, красивое лицо учительницы. А когда она что-то писала на доске и мы от нетерпения начинали шуме ть, то она шутила: - У меня есть еще один, невидимый глаз и я знаю, кто балуется, а не з а п и с ы в а е т д о м а ш н е е з а д а н и е в дневник. И она, точно, называла имена шалунов! С. И., 20 лет: - Я очень любила свою учительницу Галину Фридриховну Краснову. Мы у зн ал и целый мир во всех его п р оя в л ен и я х , благо даря ей. Она с нами и пела, и шила, и рисовала, проводила праздники, а что самое главное, побывала у всех дома, познакомилась с родителями, она знала обо всех братьях и сестрах, знала, кто как живет. И всем помогала, как могла. Сильным - жалеть и оберегать сла бых, слабым - быть сильнее, а всех нас - любить прекрасное и всех лю дей. А. О., 40 лет: - Мне очень нравилась учитель математики Валентина Савельевна Яковлева. Благодаря ей я стала ма тематиком. Как она просто и доход чиво объясняла, а кому математика доставалась туго, она после уроков объясняла до тех пор, пока человек не поймет. А сколько походов мы с ней совершили вокруг Чувашей, е здили в другие города, села. Как она пела с нами около костров - никогда не забудешь. Оля, десятиклассница: - Мне нравится Татьяна Александровна Щербакова. Всегда аккуратная, молодая, часто улыбается и не кричит на нас, понимает, если мы что-то делаем не так. Саша, девятый класс: - Я люблю изучать иностранные язы ки . Мне н р а в и т с я В а л е н т и н а Николаевна Исакова. Она очень хорошо дает предмет и произношение у ней классное! Я бы хотел и даль ше продолжать из учать иностранный язык в институте. О. И., восьмой класс: - Нашу учительницу математики Наталью Александровну Горбунову я не променяю ни на кого! Она так интересно ведет предмет, с шутка ми, интер есны м и и за б а в ны м и примерами, что мы с удовольствием решаем примеры и задачи. Вместе с нами она всегда участвует в концертах , у м е е т шить кр аси вы е танцевальные костюмы для нас, когда мы готовимся к смотру. Один раз она так нарядилась на новогоднюю елку, что мы ее даже не узнали. Она жизнерадостная и справедливая. С. И., одиннадцатый класс: - Я всегда поражаюсь умению Галины Захаровны Степановой вести урок. Раньше я учился у другого у чителя -ма тема ти ки и многого не понимал. А теперь я с удовольствием иду на урок математики, зная, что меня всегда поймут и я вс е пойму. Самое главное в нашей жизни - чтоб тебя понимали и уважали. Она никогда не повышает голос на ученика. О п р о с п р о в е л а Н. Я КО В Л ЕВА .
6 о к т я б р я 2000 года • № 40 (7847 ) "CF .B F .P HAH Г А З Е Т А " рр01Г - этоэкзамен. Щ ко т ор ый надо сдават ь к а ж д ы й день Ветер н е с е т по у л и ц е ж ел ты е /‘■•‘ »'.ты листьев , ш урш а нье которых легкой музыкой вливается в форточ ку класса, где б уд ущ ие хорошисты и отл ичники с кл о н и л и головы над партами и м а лень кими пальчиками уже вполне уве ре н но складывают- вычитают картонны е цифры. Почему буд ущ и е? Да по т о м у , что учи т е л ь н и ц е Г а л и н е Ф р и д р и х о в н е Красновой еще пред с то и т сделать из своих п е р в о к л а ш е к н ас тоящ их у ч е н и к о в . А п о к а э т о их п е р в а я школьная осень и вм есто о ц е н о к в конце занятий кто -ниб удь из них получит д олгожд анную и заслуженную «медаль» со с л о в а м и : « ум ни ца » , «отлично» или «молодец». Пока так оце ни в аю т ся ша ги бы в ш и х де т са - довцев в мир з наний . Впрочем, они сейчас еще не совсем и поняли, что детский сад позади, ве дь уроки про- х о ' - т все в той же, д а в н о знакомой к с - 'ч а г е , а за с теной - привычная '•д а л ь н я. Д а ж е в о с п и т а т е л ь н и ц а , •и лид Валентиновна по -прежнему с т ( • она «пер ен им а е т эстафету» у •ч з1 Фридриховны после оконча- 1 •» знятий. А до этого момента, как ю жено в школе , зв е ни т пере- '■ г т ы й звонок, пр и гл аш ая ребя- . ' е к н а урок. И Г. Ф. Краснова сно- ,1 снова б у д е т п о л н ос тью «вык- ваться», чтобы за партами не галось ни одной пары пустых не- Ч димающих д е т с ки х глаз. - Ну, у ж Вам-то, учителю с высй У категорией, наверное, работается гораздо легче, - говорю я, - так а я с т у п е н ь п р о ф е с с и о н а л и з м а лишь у нескольких учителей в райо- И -, --------------------------------------- . - Нет, этот ф а к т абсолютно никакого значения не имеет, - о твечает она - Я даже когда защитилась, вышла и подумал а: «И это все?» И ^ опять ка ж ды й у р о к ка к оче редной экзамен , к которому готовлюсь заранее Я да же старые планы, подсобный материал, нагля дные пособия не использую повторно, г отовлю новые. Иначе н еинтересно буд ет работать из года в го д повторяя одно и то же А я понимаю , что и сейчас, спу стя почти д в а д е с я т к а л е т после окончания института , Галина Фрид риховна остается прежней, начинающей молодой учительницей, которая п р и х о д и т в ш к о л у , ч тоб ы не только учить детей, но и учиться с а мой. Вспоминаю ее тот самый первый год, ставший первым школьным V — ------------------------------------- годом и д л я наших ребятишек. Она как-то почти сразу увидела их всех разными, а не одной серой массой Увидела и нашла к каждому подход. И все перемены вокруг нее вращалась д е твора. Что тогда поразило род ителей , - ее, казалось, о треш е ние от прочего мира. Ее жизнью стал класс, который она по кидала толь ко вечером и в который входила по утрам, нагруж енная тетрадями ,.на глядными пособиями , учебниками. При зн а ться , иногда за в и д ую тем. кто приходит после раб оты д о мой и свободен, - говорит она, но, сле гка подумав, добавляе т: - и все- таки, я рада, что выбрала профессию учителя. Думаю, и мама в душе довольна, что все три дочери пошли по ее стопам, стали учителями Полу чается, что у нас уже сложилась семейная династия. М а м а Г а л и н ы Ф р и д р и х о в н ы , Матрена Дмитриевн а, лет 40 назад пришла в школу и осталась здесь, проторив д л я д о че к д обрый след, хотя в де тстве Галина и не мечтала о том, что когда-то будет педагогом. - Я хотела быть садоводом, - те перь с улыбкой вспоминает она, - в де тств е вечно возилась с р ас тения ми, пр ививала, э кспериментировала, но однажды, когда у мамы был набор первоклассников, вдруг заинтересовалась такие ма леньки е и их надо научить читать-п исать. Так и сделала свой выбор. С годами поняла, что порог школы нельзя переступить с неохотой. Если нет призвания, лучше сразу меняй профессию. А я здесь живу в полную силу. Знаете, ка к иногда бывает: бы товые не п р и я тн ос ти , д о м а ш н и е п р о б л е м ы лягут на плечи. Когда идешь на работу. помнишь о них, д ум а еш ь , а пришла и забыла. Они ку да-то исчезли, потому что в классе о личных делах невозможно помнить Потом, после уроков, они появят ся снова, а сейчас их нет. Особенно напряженное время - первый год с новым классом Иногда, ка к признается Галина Фридриховна, учитель б у к в а л ь н о мокрый заканчивает урок. Ну, не понимают тему, не могут вникнуть, и все тут. Что сделала не так , где до пус тила ошибку, что де ти ос тались где-то за бортом ее усилий? Ищи, ищи и снова возвращайся к своему каторжному, но сладко му труду. В том и суть учителя. Правда , в т о т д е н ь , ко гда мы встретились с Г. Ф. Красновой, первоклассники порадовали ее. Прозвенел звонок и они после шумной перемены расселись за парты, изредка постреливая живыми глазенками в мою сторону Впрочем, она бы с т ро п е р е к л ю ч и л а их в н и м а н и е на математи Еще бы, вот они, три поросенка - Ниф-Ниф, Наф-Наф и Нуф-Нуф. И сказка про них, и сами они, т о л с т о щ е к и е , р ас краш енны е уселись на доске. Ка к тут быстренько не сосчитать, кто из них ушел, и сколько еще поросят осталось? А ведь на д о с ке появились зайчики. - Ско лько их? Галя, покажи цифру? - Денис, две собачки было и еще две прибежали. Сколько собаче к сидит на дорожке? - Соня, как получить число три? - Антон, считай от десяти до четырех. И так 35 минут урока с минутными перерывами на разминку. А я хочу задать один вопрос: как Галине Фридриховне удается удержать внимание всех, а не только самых активных, соединить доброту и строгость, чтобы де ти поняли: и учеба, и дисц иплина, и короткие разминки - это все необходимая часть школьной жизни, которую надо выполнять. Вот бы еще родители, конечно, не все, а некоторые, чуть- чуть побольше внимания своим детям уделяли . А то даже я, несведу- ющий челове к, зам етила: для некоторых мамы или папы даже не приготовили картонные цифры на занятия. Что поделаешь, если время и обстоятельства ди кт ую т и требуют некоторых усилий родителей в помощь учителю, то, думаю, тут нельзя р а зд р а ж а т ь с я и л и опра в ды в а ться занятостью. Это ваш ребенок, и если вы хотели жить бе з забот, то.. - А мои дочери меня ревновали к моим ученикам , - признается Галина Ф ридриховна. - Помню, млад шая, Кристина, чуть не истерики закатывала : «Это моя мама, не подходи к ней, не обн имай, не трогай ее сумку!» А первоклассники, они же непосредственные, им хочется прижаться, приласкаться, ведь учитель для них тоже становится родным человеком. - Значит, и у вас, учителе ^, тоже могут быть «любимчики»? - Этого я совершенно не до пускаю и не понимаю . У меня все дети - хорошие ... и разные. И особенно запоминаются почему- то очень яр ко шалуны, непослушные Может по то му. что им больше в н имания у д е л я е ш ь ? И они , кс та ти , т ож е б о л ь ш е пом н я т и ув а ж а ю т у ч и т е л я . А к а к пр иятно быв ае т, ко гда через годы кто-ниб удь скажет: - Ваш Витя или Коля м олодец. .. И за неудавшиеся су дьбы п е р е ж и ваешь, ка к за своих де тей . - Галина Фридриховна , а Вы бы по желали судьбу уч ителя д о ч к а м ? Д л я пр одолжения д инас тии . - У нас в семье два учителя, папа тоже в школе работает, но пока стар шая. Ксения, не собирается в пе д и н ститут, мечтает о друго м, хотя я бы одобрила этот выбор. - Неужели эта профессия пр и н о сит с толь ко радости, уд о в л е т в о р е ния, что вы желали бы своей д о ч е ри быть по стоянно в шуме ш колы , проверять кипу тетрадей, со с л е за ми пр ово жать выпуски ученико в, с тревогой встречать очередной н а бор и не всегда до жидаться д о л ж ной б л а год арнос ти и уважения о т подросших ребят? - Что ж, мир не идеален, ведь и у ч и т е л ь н е в с е г д а б ы в а е т п р а в . Надо пр и зна ть это. В моей жизни было и такое: я при родителях и зви нилась перед мальчиком, потому что сгоряча н е с п р а в е д л и в о о б и д е л а , хотя меня , конечно, очень о горча ет возросшая агрессивность детей. А профессия, считаю, лучшая, просто ею надо жить. И с л о в н о в по дтверждение ее слов в класс забежала девочка: - Галина Фридриховна, а мальчишки опять дерутся. И Таняплачет. Г. Ф. Краснова быстро выходит в ко ридор, где успокаивает д рач у нов. А Таню , оказывается, надо про с т о п о ж а л е ть : она «домашняя» и пока не пр ивыкла к тесному о бщ е нию со св ерстниками Вскоре первоклассники о тп ра в ляются на прогулку, а учительница, т а к ни ра з у за все уроки и не п р и се вшая на стул , собирается домой. Там ее ищут обычные заботы - хо зяйство , свои дети, подготовка к за нятиям. Может быть, удастся вы кро ить время , - почитать книгу перед сном. - А зав тр а у нас буд ет первая контрольная, - говорит Галина Фрид риховна. - Как они с ней справятся? Надеюсь, что хорошо. О. Ф Е ДОРОВА . Фото Т. Шалагина. О Н А С Д Е Т С Т В А Б Ы Л А УЧИТЕЛЕМ Н а в о п р о с ы у ч е н и ц ы С е в е р н о й с р е д н е й ш к о л ы К у д р я ш о в о й Г а л и о т в е ч а е т О . Н. М а л я р е в и ч УВЛЕЧЕНИЕ НА ВСЮ Ж И ЗН Ь П о д х о д и т к к о н ц у п е р в ы й уч е б ны й м е с я ц . О 1 с е н т я б р я уже в с п о м и н а е т с я к а к о д а в н ы м - д а в но у ш е д ш е м д н е . М н о ги е уж е по л у ч и л и с в о и п е р в ы е п я т е р к и и д в о й к и Ра з о к т я б р ь не з а горами, зн ачи т , б л и з и т с я Д е н ь у ч и т е л я . Бы ть у ч и т е л е м н е л е г к о . Н уж н о и м е т ь м н о г о р а з н о о б р а з н ы х с п о с о б н о с т е й . И н т е р е с н о , а п о ч е м у н аш и п е д а г о г и в ы б р а л и и м е н н о э т у п р о ф е с с и ю ? На э т у т е м у я р е ш и л а п о г о в о р и т ь с у ч и т е л е м р у с с к о го я з ы к а и л и т е р а т у р ы О л ь гой Н и к о л а е в н о й М а л я р е в и ч : - С к а ж и т е , п о ж а л у й с т а , п о ч е му вы с т а л и у ч и т е л е м ? - Е щ е в д е т с т в е м ы и гр а л и в у ч е н и к о в и у ч и т е л я . И в о п р о с о то м , кто б у д е т у ч и т е л е м , п о ч е м у - т о не с т о я л . В с е г д а т а к п о л у ч а л о с ь , ч т о и м е н н о я и б ы л а . Когда н а с т у п и л а п о р а в ы б и р а т ь п р о ф е с с и ю , я, не з а д у м ы в а я с ь о д р у гих у ч е б н ы х з а в е д е н и я х , п о с т у п и л а в п е д а г о г и ч е с к и й и н с т и т у т . М о ж е т б ы т ь э то н а с л е д с т в е н н о е . В м о е й с е м ь е в с е п е д а г о г и . Т а к ч т о м о й в ы б о р б ы л н е с л у ч а й н ы м . - Н е ж а л е е т е в ы с е й ч а с , ч т о с в я з а л и с в о ю ж и з н ь с о ш к о л о й , в е д ь с д е т ь м и р а б о т а т ь н е л е г к о ? - Н е т . М н е н р а в и т с я э т а р а б о т а и д а ж е б о л е е того , я е е о ч е н ь л ю б л ю , х о т я не о т р и ц а ю , ч т о с д е т ь м и н е л е г к о . Б ы в а ю т р а з н о г л а с и я , но в о б щ е м - т о м ы п о н и м а е м д р у г д р у г а и они р а з р е ш а ю тс я М о ж е т б ы ть п о том у , ч т о м о и д е т и о ч е н ь х о р о ш и е и у м н ы е . - А р а с с к а ж и т е п о д р о б н е е , к а к и е о н и , в а ш и д е т и ? - Я п р е п о д а ю р у с с к и й я з ы к и л и т е р а т у р у в 3 -х к л а с с а х . Э т и х р е б я т я с ч и т а ю с в о и м и д е т ь м и . Мы д о п о п н я е м д р у г д р у г а : я у ч у их, а о н и ме ня . И м н е к а ж е т с я , ч т о вс е о ни з а м е ч а т е л ь н ы е и к а ж д ы й п о - с в о е м у и н т е р е с е н . - К а к и е н а б л ю д е н и я за у ч е н и к а м и в а м н а и б о л е е в а ж н ы ? - С а м ы м и н т е р е с н ы м , н а в е р ное, я в л я е т с я н а б л ю д е н и е за тем, к а к о н и р а с т у т . К а к м е н я ю т с я . Х о т я , н а в е р н о е , с а м и н е в се гд а это з а м е ч а ю т . Б ы в а ю т и р а зны е з а б а в ны е сл уч аи . Чего, нап р им е р , с т о я т о б ъ я с н е н и я того, п о ч е м у не в ы п о л н е н о д о м а ш н е е з а д а н и е . З д е с ь ф а н т а з и я д е т е й не з н а е т гр аниц . И х о р о ш о , ч то не п о м ню н и ч е г о ч р е з в ы ч а й н о г о , з н а ч и т , вс е в н орме . Р. Б. К а к в ы я с н и л о с ь , у ч е н и ки 6 «а» к л а с с а С е в е р н о й с р е д ней ш к о л ы , где О л ь га Н и к о л а е в на я в л я е т с я к л а с с н ы м р у к о в о д и т е л е м , о т в е ч а ю т ей т о ж е л ю б о в ь ю и с ч и таю т, ч т о т а к о й « к л а с с ной» ни у ко го б о л ь ш е нет . - То, что я с тал а учителем - это во мног ом заслуга Фаины Павловны М и р о н о в о й , - с к а зал а Полина Григорьевна Х а л я в а . . - Сейчас она живет в Витинске. До сих пор помню ее у р о ки , к о т о р ы е всегда давали нам что-то новое. Кто в деревне знал о художник ах? Мало кто. А она > казывала картины, раскрывала сю жеты, и мы видели их ка к бы други ми глазами. О пи сателях и их произведениях Фаина Павловна рассказывала не только по учебникам, она п риносила м а с с у д о п ол н и те л ь но й литературы. Нам было интересно и я стала литера тором. Т ак и выбрала профессию П. Г. Халява. Было это 27 лет назад. Много воды с тех пор утекло: уходили в жизнь ее ученики, приходили новые, а она по -п р е ж н е м у оставалась верна ш коле и своим ребятам. В Бергу- ле, где Полина Григорьевна пр овела основную час ть трудовой жизни, она о кол о 15 л е т назад орга низовала д р а м к р у ж о к . И с тех пор всем миром, то есть при помощи родител е й , ш ь ю т к о с т ю м ы , п о к а з ы в а ю т сельчанам спектакли, в которых учас т в у ю т и м л а д ш и е ш к о л ь н и к и , и старшие. А ещ е есть у Полины Григорьевны о дно увлечение, которым она «заразила» и своих уч енико в: это фол ьклор , устное народное творче ство. Что такое колядки, как в с тр е чать Рождество, где начало д р е в н е русской с ловесности - обо всем м о гут расска зать школьники Бергуля. Они п р е к р а с н о з н а ю т с т а р и н н ы е традиции, обряды. И в этом о гр о м ная засл у га П. Г. Халява , которая пы тается с помощью юных по коле ний с о х р а н и т ь кр упи ц ы н ар од но й красоты. - Мно го у нас одаренных де тей , - г оворит она. - Пусть не станут о ни артистам и или писателями, но все- таки в выборе профессии ш кола им поможе т: реб ята идут в ко л л е д ж и ис ку с с тв , в пед инс титу ты . У м е н я дочь уч ится в пе дуниверситете , т а к что уже создается династия. И д я д я , тетя бы л и уч ителями. А я п очти за три д е с я т ка ле т только у к р е п и л а с ь в со зн ании : вы бор был с д е л ан п р а вильно. С. СЕМЕНОВА.
RkJQdWJsaXNoZXIy