Северная газета, 1999, № 38

10 мая 1999 года Понедельник № 38 (7773) Г А З Е Т А Мое подсобное хо зяй ство Издается с июля 1935 г. Выходит 2 раза в неделю Цена 8 0 копеек ~~ Что? Г д е ? К о г д а ? Д л я большинства ж ит елей района п о д с о бн о е х о зя й с тв о является ж и зн ен н о необходимым . И все ж е у к аж дой семьи свои в озмож ности , свои тр удности , свое отн ошение к д оп олн и т ель ­ ному се л ь ск о м у т р у д у . Это видно из тех б е с е д , которые нро- вел а к ор р есп онд ент газеты Т. Комиссарова. Тамара Иванова, сл уж ащ ая : — Мы с мужем никогда не считали с е б я нривелег ирзв ан- ион частью общ е ств а и не пользовались льгот ами , как некоторые. В св о е время д ерж али и коров, и кроликов, и песцов, и нутрий, и кур, и свиней. Хозя й с тв о нам , б е с сп о р н о , помогало не прост о св одить концы с концами, но и вырастить, дать о б р а зов ан и е двум своим дочерям. К онечно , для себя свободного времени почт 1 не оставалось , з а т о на с т о л е и в погребе бы л о все с з о е . Сегодня, к со ж а л ен ию , приходится ограничиваться лишь свиньями — на большее количество живности р а зм а хн у ть ся у ж е з д о ­ ровье не п о з в ол я е т , да и корма д ор ого д о ст аю т ся . Но считаем, что нынче тем б о л е е над о надеяться только на се бя , на плоды своего труда, о с о б е н ­ но б е з р а б о т ны м и тем, кто д о ­ лго не 'получает за рпл ату . Евгений Т ., 2 4 года: — С огл асен , жизнь се й ч а с нелегкая. Скажу о себе: женат, есть ребен ок , но нет постоянной работы. Т р уж у сь седонно или по договорам. Ж е н я б е з р а ­ ботная, квартиру ар енд у ем . Ни я, ни она большой любви к ог ор о д у , домашним животным не испытываем, но д е р ­ жим с емь кур, двух поросят и о гор од садим. З е рн о и комбикорма стоят дорого , денег постоянно не хватает , помогают родители. А нам бы очень х о т ело сь иметь свой у г о л , мож е т , тогда все б у д е т по -дру ­ гом у и у нас. Главное, не д о ­ вести сейчас се бя д о отчаянии от понимания того, что все раз г р а б л ен о , разв оровано. Уж е , наверное, не то, что в Р оссии , но и в нашем районе, в частн о с т и , - н е т такого уголка, где бы «р у с ск и й мужик н е стонал». Государство-то не спешит о б еспеч ить своем у народу нормально ю жизнь, вот откуда нищета и беды людские . Нина Бушмакина, с Р С е в е р - ное: Я работаю в библиотеке. З ар п л а т а у нас маленькая, да и ту за д ерж и ваю т . М уж тр у ­ дится з И ГД У, г д е т о ж е нере - г,\ л яр но вы 11Ла чива ют з а работа иное. Д ер ж и м пару свиней. Скоро, наверное, и т ак ое х о з я ­ йство б у д е т не иод с и л у — не на что купить корма. Чтобы корову за вес ти и речи быть не может: техники нет, косить р у ­ ками — покосы д а л ек о отводят, только на х о д ь б у время б у д е т уходить. Теперь су ди т е сами, как привезти наготовленное сено: нужно найти тр ак ­ тор. горючее, все оплатить. Пол учается замкнутый круг. А сколько таких людей на селе , которые д ержали бы х о з я й с т ­ во, не лодыри они, как у тв ер ­ ждают некоторые, да пет ни малейшей в озможности . Я так думаю: местным властям надо быть неразворотливее I всячески помогать населению райоТать яня КОМИ ССА РО ВА . ЭНЕРГЕТИКА СТАЛА ЗАЛОЖНИЦЕЙ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИГР В р оссийской эк ономике э н е ­ ргетические тарифы р анж и р ую ­ тся по политическим с о о б р а ж е ­ ниям, считает гендиректор « Н о в о с и б и р с к э н е р г о » . Такое мнение высказал на оч ередном з а с е д а н и и « Э н е р г е ­ тического к л уба» при администрации Новосибирской о б л а с ­ ти с о п р е зи д ен т клуба , ге н ер а ­ льный ди ректор ОАО «Н о в о с и ­ б и р ск эн ер го » Виталий Том 1- лов. По ег о словам , во всех экономически развитых ст ранах мира «м ал ен ьк ие энерго- потребители, которым трудно доставить э н ер гию , где велики потери, им еют максимальный тариф . Максимальную ж е льготу имеет, напротив, крупный э н ер гопо т ре бит ель , с а а б ж н о ­ щи йен н еп о сре д ств ен н о на высоком напряжении с минимальными потерями». В Р оссии , не- омотя на кризис промышленного п р ои зв о д с тв а , ня него л о ­ жится основная тарифная нагр у зк а , а н а с ел ен и е платит по тарифам , которые не покрывают д а ж е се бест оим ости потребленн ой энергии. Так, в « Н о ­ во сиби р скэн ер го » платежи нас елени я покрывают только 3 0 процентов за трат предприятия. С др у г ой стороны, подчеркнул Виталий Томилов, как и много лот назад, плановая ценовая составляющая эн ер г о за - . грат в се бест оим ости производимой промышленной •продукции с о с т ав ля ет в среднем 3 — 5 процента, в то время как в мире э т о т показатель н а ходится на ур овн е 2 0 процентов. В этих у сл о в и я х просто н е во зм о ­ ж н о стимулировать р о сси йские предприятия к экономив энергии и внедрению э н е р г о с ­ б ер ег ающ и х технологий. По мнению Виталия Томило- ва, « н а д о правильно поставить свою э к ономи ку» , я эн ер г о си с ­ тема, как одна из немногих « ж и в ущ и х » ещ е отр асл ей российской экономики, м ож е т стать тем локомотивом, который мог в конечном итоге поднять всю промышленность. Чтобы уметь действовать В апреле-мае районной комиссией о сущ ест вл ял а с ь проверка в общ е образоват ельных у ч р еж д ен и я х по курсу ОБЖ. В комиссию входили представители отдела о бр а зо в ан и я , комиссии по ЧС, Г И Б Д Д и пожарной части. Обучение по п р ед м ет у проходит по трем принципам: — уметь предвидеть чреузвы- чайную ситуацию; — по возможности и з б еж а ть -е е; ь случае необходим ости правильно действовать. Именно практические навыки в с л уч а е ЧС и интересовали комиссию. Проверка прошла в большинстве школ район а , и особых зам ечан ий пока нет. Но в некоторых школах при подаче сигнала тревоги н аблю д ал ась неорганизованность мри эв а к у ­ ации, давка в д в е р я х , и не в ез д е этот сигнал был услышан. С В О Д К А ПО НАДОЯМ М О Л О К А НА 29. 04. 1999 г. Ф ураж ных коров Валов, надой (Ц) Сдано г о с у д а р с т в у Удой на корову физич. (Ц) зач ет 1 9 9 9 г. (кг) 1 9 9 8 г. (кг) Наша Роди на 2 1 0 1 2 ,1 1 0 , 2 9 , 4 5 , 7 5 . 5 Память Ленина 6 0 8 3 2 , 5 2 7 , 4 2 7 , 4 5 . 3 8 , 7 Луч 1 8 0 7 , 2 5 , 5 5 , 0 4 , 5 3 , 6 им. Калинина 91 2 , 4 1 .4 1 , 3 2 . 6 2 , 9 В осход 2 5 5 6 . 9 5 , 0 4 , 3 2 . 7 4 , 4 Заветы Ильича 1 7 2 1 1 , 9 9 , 7 8 . 6 6 , 9 5;з нм. М. Горького 1 4 7 4 , 0 3 , 2 2 , 6 2 , 7 5 , 9 Заря 1 6 6 2 , 2 1 , 9 1 , 7 1 , 3 4 , 1 Россия 9 2 1 , 3 — — 1 , 4 2 , 7 VII с ъ е з д Советов 191 6 , 0 4 , 5 4 . 0 3 , 1 7 , 2 им. К. Маркса 2 1 6 4 . 5 2 , 2 2 , 2 2 , 0 3 , 9 Итого: 2 3 0 8 9 1 , 0 7 1 , 0 6 6 , 5 3 , 9 5 . 4 1 9 9 8 г.: 2 9 1 4 1 6 0 , 1 1 2 6 , 7 1 2 2 , 5 5 , 4 5 , 3 Весенняя уборка Полным ХОДОМ у д е т уборка центральных, у ж е под сох - с е к т о о а Н\ Мп“ я “ “ “ ППЖКХ “ывозят м у с ор из частного . Рабочие этог о предприятия наводят порядок центре с е л а . \И хотя основную приборку д ел а ть ещ е рано , к 1 мая село похорошело. К ак на боевом посту Н акануне майских праздников но улицам райцентра д еф илир ов али учащиеся в ком уфляжных костюмах с а в - п п п п ^ М5! Нй “ л е ч а х - Таки е ‘ тренировки военной выправки проводили реоята, посещающие предмет безопасн ости ж и з н е д ея т ел ь н о с т и . На большее нет денег Утверждены объ емы строительных работ на 19Ц9 гот по а в т о д о р о г е С евер н о е — Куйбыш ев . Северному Д РСУ пред стоит у л ож и ть а с ф а л ь т о б е т о н н о е • покрытие н., участке протяж ен нос тью 3 , 2 км. Во зм ож н о сти д ор ож ник ов зн ач и т ел ьн о больше , однако территориальный дорожный ф он д н е в с о с т ояни и финан- енроавть с о д е р ж а н и е этой д ор оги но максимум у . Рухнул корпус, погибли коровы « а к ц и о н е р н о м о бщ е ств е имени М. Горького п р ои зош ­ ло м и : р у х н у л я бол ьшая часть Iв ет х о г о корп у са , в ко т о ­ ром стоял дойный гурт. Погибли, или были д о р е з а н ы 5 0 кор о в - * 03ЯЙСТВУ нанесен значительный материальный ущ е р б . М ясо в осн овном сдано в з в е р о с о в х о з по цене 4 р убля за килограмм. Вн ач а ле получат повышенную пенсию По р аспор яж ен ию Пре зи ден та Р Ф Пенсионный фонд получил письмо, 'согласно кот ором у в мае нач инается выплата пенсий з я май и д а л е е — в ню не но тр афи ку за сл ед ую щ и й месяц. З а д о л ж е н н о с т ь з а март и апрель б у д е т гаситься постеп ен но , если появятся св о б о дны е деньги.’ П о ­ с т ано в лени е П ре зи д ен т а га рантирует в первую очер ед ь полу чение повышенных пенсий, которые будугт начисляться и мае. Суббо тние автобусы пока не по карману С апреля у учащ ихся и з Остяцка, Останинки и Чув а ­ шей об учающ их ся в с . С еверном , возни кли с ерь езн ы е проблемы в связи с тем, что с у б б о т н и е рейсы ав тобусов в эти дер ев и н были отменены . Причина — их убыточность . Остал ось два выхода — жить в Северном н ез дить на попутных машинах. В о зм о ж н о , что после рассмотрения вопрос ., в территориальной администрации , б у д е т найден н третий вариант. Праздник умников В В ер хк р а сн ояр ск ой ср е д н ей школе прошел сл ет отличников и хорошистов по итогам тр е х четвертей. [Таких р е ­ бят з д е с ь н абр ал ось 5 5 , и з них дв о е учатся только на « 5 » . Ср еди приглашенных на праздник были родители н у ч а ­ щиеся, немн ого не дотянувшие д о хорошистов , а их 1 2 человек. Премии з а хорошую у ч е б у ребята получили в твердой валюте республики « у м а х » , которые после э р у - дициона знаний были обменены по кур су на обыкновенные « деревянные» . С о з д а е т с я Т а р т а с с к о е сельпо В практическое р у с л о перешла р абота по с о з д а н и ю в рай центре ещ е одного т ор г о в о -п о тр еби т ел ьск о г о общества Сейчас проходят собрания пайщиков, и з б и р а ю т с я у п о л н о ­ моченные, которые во второй п ол ов ин е м ая д о л ж н ы про ­ вести ор ганизационную к о нф еренц ию . О д н о и з возможных названий нового с е л ь п о — Т а р т а с ск о е . Готовятся к пожароопасному сезону 9 На прошедшей н админи страц ии Че баков ск ого сельсо- коллегии р а ссм а трив ался вопрос Мо противопожарной б е з о п а с н о с т и , с приглашением л есн ик ов и п р е д с е д а т е л я коллективного предприятия « В о с х о д * . Р еш ен о провести б е с е д ы с уч ащ им и ся , работниками г ар аж а и с х о д с м е с т ­ ным н а с ел ен и ем . Такая ж е р абота проводит ся н в др уги х с е л ь с о в е т а х .

1 0 мая 1 9 9 9 го д а . О № 3 8 ( 7 7 7 3 ) « С Е В Е Р Н А Я Г А З Е Т А * 3 с т р . ЮВЕНТА В ы п у с к Л*а 1 0 Уроки мастерства Мы хотим ра сск а за ть о круж к е мо д е р е в у « У м ел ы е р уки * . Этот кр уж ок у нас в школе второй г о д в е д е т Юрий В л а д и ­ мирович Степанов. И не только мы, ребя т а 5 класса , ходим на него о х о т н о и ждем-Ке д о ж ­ д е м с я с л е д у ю щ е г о зан я тия , но и р е б я т а 6 , 7 , 8 классов. На к р уж к е мы уч и м ся работать с д е р е в о м . П р о б у е м дел ать р а з - л 1чные д ер ев я н н ы е поделки. Учит нас Юрий Владимирович и р а б о т е на станках . О со б ен н о нам нравится р абота на токарном с т анк е , когда и з о бы к но ­ венной д ер ев я н н ой болванки п ол уч а е т ся готовая красивая вещь. Мы ещ е только у ч и м ся , а р е бя т а 8 класса у ж е мн огое ум ею т . Д а ж е на выставке были работы учеников н аш ей школы. Саша Панов и з г о т о з и л подставку для т е л е ф о н а , з а м е ч а ­ тельный столик, н абор для кухни. Ещ е мы учим ся р е з а т ь и выжигать по д е р е в у . Юрий Владимирович изготовил с т а ­ нок. на котором мы пробуем сами выжигать красивые у з о ­ ры. д ел а ть окантовку ня д е р е ­ вянном и з д ели и . Д у м а е м , что мы многому н ауч им ся . И эт о в сег д а пригодится в ж изни , Игорь КОСТЯКОВ , Женя К О Ч Е Р ЕШ К О , Сергей С А Х А Р О В , ученики 5 кл асс а Новотроицкой с р е ­ д н ей школы. Сказка о рыбаке без рыбки У с а м о г о бер е г а реки ст ояла ветхая и з буш к а . Жили в эт ой и з б у ш к е старик д а ст арушка. А окна ее см отр ели на красивую б е р е з о в у ю рощу. Сидят они как-то р а з на л а ­ вочке вечерком . Д е д и говорит: « А помнишь, ст а р у х а , б ы з а л о , в о з ь м у невод , пой ду на р ек у , нал о в лю рыбы полный котелок. И н а у х у , и на ж а р е х у хв а т ал о . А ск олько вялилось. Н е о д и н прутик сломишь». « А я-то, б ы з а л о , д а в и ч а ,— говорит б а бк а , — как пойду в л е с по грибы. Н а б ер у полное л ук ош к о , в передник п о л о ж у , а грибов ещ е уйм а . И бер ешь- то какие. М олоден ьк ие , х о р о ­ шенькие. А давай-ка вспомним в р е м ен а былые . Ты на речку с х о д и , а я в л е с , мо гр у зд оч к и * Пришла ночь. ЛегЛн они с д у м о й такой спать. Й к а ж д о м у сн я т ся свои сны. Д е д у — про ры балку . Б а б е — про г р у з д о ­ чки. В стали ни свет ни зар я . З а н я л и с ь своим д ел о м . Д е д с невод ом ня речку пошел. Б а б ­ ка ж е с лукошком в ррщу о т ­ правилась . З а к и н у л д е д невод. Пришел невод с банкой кон сервной . П о ­ д а в и л с я старик: «Сколько л е т ры бачу , никогда такого дива не б ы л о » . Второй р а з зак и н у л ст арик невод . Пришел н е в о д е буты лками . Ещ е пущ е у д и в и л ­ ся д е д : «Э ка неви дал ь» . Р ешил з ак ин уть в тр етий р а з . Вышел н е во д с тиной р ечн ой. А рыбы так и не поймал. А бабка тем в р е м ен ем в р о ­ щу пришла. Заш л а и ди ву д а е ­ тся: « К у д а я попала? Чи на свалку , чи в л е с ? С р е ди э т о ­ го м у с о р а как я гр у зд оч к и най д у?» П ом ерещ и л о сь ба бке , что под банкой гр у з д о ч е к р а с ­ тет. Подняла бан к у , а бросить совесть не по з воли ла , природу ст ало жаль. Н а б р а л а так с т а ­ р у х а п ол н о е л укошк о банок да хл ам у . Идет дом ой с печальной думою: «Я не н абр ал а грибочков. Так хоть, м о ж е т , д е д рыбы наловил. У х у сварю !» Приходит, а там д е д на л а з о ч к е горюет. Р я д о м к о т ел ок с м у ­ сор ом . Увидел а это бабка и все поняла. Сели рядкам и пригорюнились. Прибегают вну- 1ки, радуются: « В л е с у как х о ­ рошо, бабушка! А на речке воо бщ е благодать . Чист о, красиво!» П орадовались т у т бабка с д ед о м . Не з р я день провели. Хоть нет ни рыбы, ни грибов, з а т о сколько пользы природе принесли. «Т еп ер ь каждый день б у д е м х о ди ть» , — решили ст а ­ рики, —- я то ведь так и вовс е у «р а збит о го корыта» о с т а н е ­ шься». Лена Ж У Р А В Л Е В А , 7 кл. В ер хк р а сн ояр ск ая средн яя школа. Б а л к а к 2 0 0 л е т н а з а д Одним и з сам ы х крупных и зн а м е н а т е л ь н ы х мероприятий этог о го д а , по районным м асштабам, стал конкурс школьников « Б а л Н а т а л и » , посвященный 2 0 0 - л е т и ю с о дн я р о ­ ж д ен ия А . С. Пушкина. Н еск ол ько м е с я ц е в шла подготовка к э т о м у к он к у р с у . С о б и р а л и с ь мы д о в о л ь н о часто: три р а з а в н е д е л ю . В э т о время р а з у ч и в а л и танцы и песни. Сн ачала все присматрив алась д р у г к д р у г у , д а ж е к о м пл ек со в али . Но питом с т е с ­ нение прошло , и все пошло «как по м а с л у » . С танцами и песнями сп ра в и ли сь д о в ол ь н о быстро и переш ли к л и т е р а т у ­ рной части. В этом нам очень помогли у ч и т ел я л и терат уры и р у с ск о г о я зы к а С. Е. Щ е р б а ­ кова и Т. И. С ан д зю к . Они мн ого р а с ск а зы в ал и о Пушкине и е г о с о в р ем е н н и к а х , о ж и ­ зни в те в р е м ен а . Они ж е помогали с о с т ав л я ть у ч а с т н и ц ам альбомы. П о с л е т о г о , как о сн овн ая подготовка бы л а з а в е р ш е н а , мы в зяли сь з я костюмы. Шили IX сами, как г о в ор и т ся , « в с ем м и ­ р ом » . Но о т д е л ь н о е с п а с и б о надо ск а з а т ь местной м а с т е р и ­ це Е. И. В о р о б ь ев о й , которая хорошо ш ьет л очен ь нам помогла. Но вот настал д о л г о ж д а н ­ ный ден ь, к ог да в с е участни ки конкурса « Н а т а л и * могли про ­ явить все, ч е м у их научили з а эти, для к о г > т о д ол ги х , а для кого-то н а о б о р о т , коротких, два ме сяца . П е р е д началом б а л а все оч ен ь сильно переживали и в олн овал а сь . Но, к счастью , э т о почти не сказалось на в ы с т уп л ен и и . К азал о сь , что э т о т кон к ур с закончился так б ы с т р о , что мы и гл азом моргн у т ь не у с п е л и . В се участники бы ли оч ен ь р а д ы , что прошли в тр е т и й тур . В о о б щ е э т о т бал с др уж и л в с е х е г о у ч а с т н и к о в и уч астниц н а с т ол ь к о , что д а ж е х о т е л о с ь , чтобы все эти бес к он еч н ы е р е ­ петиции никогда не заканч 1ва- лись. В конце я х о ч у выразить огромную бл а г о д ар и к т ь всем, кто помогал нам в подго товке к б а л у . Наши тр уды не 'пропали даром . В оспоминание об этом меропрнят ш о с т а н е т ся в памяти надолго. Вера Ж У Р А В Л Е В А . В ерхкрасноярская с р е д ­ няя школа. О чем думают в 16 лет Живи сегодня , сейчас Чтобы знания были глубже В а п р е л е в С е в ер н о й с р е д ­ ней школе пр о х о д и л а н е д е л я физики . На пр о тя ж ен и и э т о г о времени п р о в о ди л и с ь к о н к у р ­ сы и в н ек ла с сн ы е мероп рия ти я .I Д л я у ч ащ и х с я 7 к л асс ов под р у к о в о д с т в ом О. И. К а з а н ц е ­ вой было п р о в е д е н о п у т е ш е с т ­ вие по д о р о г а м и с тории в о з д у ­ хоплавания и м ор еп лав ан ия . М е ж д у восьмыми к л а с с ам и п р о ­ шла игра « З в е з д н ы й ч а с * на т е м у « Э л е к т р и ч е с к и е я в л ен и я * . Р е б я т а п ок а з а л и х ор ош и е з н а ­ ния по ф и з и к е , п о э т о м у бы с т ­ ро о тв еч ал и на вопросы. А п о б е д и т ел ям и стали у ч а щ и е с я 8 « а » к л а с с а О. Д а н и л о в и М. Осипов. Р е б я т а 9 - х к л а с с о в пригото ­ вили с о о б щ е н и я на темы « Р е ­ активное д в и ж е н и е » , « И с с л е ­ д ов ан и е к о с м о с а » , об ученых Ц и ол к о в ск ом , К о р о л е в е , которые были прочитаны на у р ок а х физики . В 1 0 -х к л а с с а х прошел вечер в п о зн ав а т ель н о -ю м ори ст лч ее- кой ф о р м е под назван ием « П о ­ л е т в э л е к т р и ч е с к о й в с ел ен ­ ной » . С т арт о вали 2 з в е з д о л е ­ та: « С п у т и и к - 1 0 » и «Ю нат а» , с о с т о я щ и е и з ком ан д д о 5 че- л о з е к . З а д а н и я дл я них были самыми р а зн о о б р а з н ы м и , наприм ер . р а з г а ды в а н и е кр оссво ­ р да , с о с т а в л е н и е р а с ск а за с ошибками о космическом пол ете , р еш е н и е з а д а ч . По х о д у вечера з а д а в а л и с ь вопросы б о л е ­ л ьщ и кам , так что все были з а ­ дей с т в ов аны . Учащиеся Ю « в » к л а с с а прочитали сообщ ения на темы: « О па сно ли для з д о ­ ровья к о с м о н а в т о з уча ст ие в к о см и ч еск и х п о л е т а х » . «С какими ощ ущ ен и я м и встречаются космонавты во время космически х полет ов?» . «Какие к у р ь е з н ы е сл уч аи сл учались с к о см он авт ами в состоянии нев е с о м о с т и ? » . В итоге победила д р у ж б а , и з е е участники пол у ­ чили х ор ош !е оценки в журнал . В 11 к л а с с а х прошел с е м и ­ нар на те.му «Экологи я космос а * . Самыми активными у ч а с ­ тниками о к а з а л и сь Вика Кол- пакова 11 « б » и Дим а А в е р ч е ­ нко 11 « а * . Л ен а Р Я Щ И К О В А . Мне 1 6 л е т . У ж е 16 или е щ е 1 6 . как ск азать? Д а ж е не з н а р . Д а и вообще стоит ли д у м а т ь о в о зр а с т е в наше время. Лично я дум аю , что не н у ж н о сл е ди ть я а во зр а ст ом , п р о с т о надо жить так, как мо- ж еп щ . и принимать ж и зн ь т а ­ кой . какая она ес ть, с о всеми е е сл о ж н о с т я м и и причудами. Д л я меня ж и з н ь начинается с н а с т у п л е н и е м лета. Только л е ­ том сбываются сокровенны е мечты, начинается ж и з н ь в с е ­ го ж ив о го . Только летними н о ­ чами н е б о кажется намного к р а си в е е , зв ез ды намного ярче. Кто зн а е т . А1ожет быть, и з и м а , и в есн а , и осс^нь были бы чудным г временами года, н о . . . школа. Школа! Именно они испортила все. заняв все в ремя , которое можно было испол ь з ова т ь дл я своих целей, дл я наслаж дени я жизнью. Я не з и ж у никакого смысла в у ч е б е , ну . умеешь читать, писать и считать до ста и б о ­ л ьш е , и хватит. Нет ж е , е щ е вмес то 11 классов ставят 1 2 . Мож ет быть, скоро б у д у т с т а ­ вить и больше. Но мне д о э т о ­ го нет д ел а . Слава богам , я выхож у но школы, вырываюсь из е е цепких рук. Лучшие дни св о ей ж и зн и я провел в л е с у . Именно з л е с у я живу по-настоящему. Полной грудью вдыхаю св еж и й в о з д у х . А если к л е с у прибавить р ек у , а к р еке 'прибавить пар у -трой ­ ку удочек, то м о ж н о забы ть об о всем на с в е т е , тем б о л е е о возр асте и времени. И з д е с ь , сидя в л е с у , у кромки воды, далеко от ци в или ­ зации , идет д р у г о е время. Но кто-нибудь все равно нарушит молчание и безмо.лв ю, напомнит о той ж изни , которая идет там, далеко. С неохотой в озв ­ ращаеш ься дом ой. И ост аются только в о сп ом и ­ нания о счас тливых ми ну т а х одиночества, а м ож е т быть, часах или д а ж е с у т к а х . Но не стоит вспомин ать свои ошибки, они в прошлом , а прошлого не вернуть. Живи с е г о ­ дн я , с е й ч а с , з а в т р а — э т о б у ­ д е т за в тр а , а вчера у ж е прошло, и не ст ои т его оплакивать. Николай Р Ы Ч К О В , 11 кл. М ы и п е л и , и п л я с а л и В Новотроицком Д о м е к ул ь ­ туры с о с т оялся см отр х у д о ж е ­ ственной сам одеятельности. На нем присутствовали жители с е ­ ла и комиссия в’ с о с т а в е нач а ­ льника о т д е л а культуры Юрия Георгиевича Глам азднна и с п е ­ циалиста РОНО Сзетланы А л е ­ ксандровны Пермяковой . На смотр была п р е д с т а в л е ­ на л и т е рат урн о -м узы к аль ная композиция « Б о л д и н с к а я о с е н ь » . В с е ребята о сн о в а т ел ь ­ но под готовились, но о с о б е н н о всем понравилась сц ен к я « Б а ­ рышня -К рестьянка» , в кот орой за м е ч а т е л ь н о играли В ол о д я Черных 11 кл. ц Наталья Ш т ­ р а у б 1 0 кл. Прямо нас тоящи е артисты . Во втором о т д елени и л е л и песни.- О с о б ен н о прекрасно и с ­ полнили пе сню «Сибирь» и «У г олок Р о с с и и » . Вы ст упал х о р Д о м а культуры. В ег о и с ­ полнении з а п омн ились пе сн и « Д р у ж н а я с е м ь я » и «М оя С и ­ бирь» . О с о б ен н о мне п о н р а в и ­ л о с ь , как пели с е стры Снмае- вы —• Люба и Ж е н я . В с е м понравилась песня в исполнени и д у э т а Симаевых . Мамы Н а ­ д е ж д ы Дмитриевны и е е д о ч е ­ ри Любы «Ой. у в иш н е з о г о с а ­ д о ч к а » . А как з а м е ч а т е л ь н о Л ю б а п е л а п е сн ю «Ты п ри ехал к нам и з г о р о д а » . И д а ж е наш д и р е к т о р школы Галина Ф е д о ­ ровна П асыпкова участвовали в см о тр е . Онц вы с т у п а л а с х о ­ р ом и з а м е ч а т е л ь н о прочитала с т и х о т в о р е н и е « С е в е р н о е * . Зак он чи ли кон ц е р т и с п о л н е ­ нием ч аст уш ек . Их д а ж е взяли на за к лю чит ель ны й смотр-конц ерт в С е з е р н о м . Наш директ о р Галина Ф е д ор о в н а со с ц е ­ ны о б ъ я в ила всем ребятам и у ч и т е л я м бл агодарность. Я д у ­ м аю , что см о тр проше.л на отлично! Юля Г Р И Г О Р Ь Е В А , ученица б к л а с с а .

1 0 мая 1 9 9 9 года, ф № 3 8 ( 7 7 7 3 ) 4 с т р . « С Е В Е Р Н А Я Г А З Е Т А » ПРЕДУПРЕДИМПОЖАРЫ ИЗ СУДЬБЫ ПЕРЕЖИТОГО НЕ ВЫЧЕРКНЕШЬ В е с н а — э т о т еплые, с о л н е ­ чные дни, д уш ев н ая радость и ни с чем н е ср а вн им о е о щ у щ е ­ ние т ог о , что ты живешь и им еешь в о зм о ж н о с т ь видеть п р о б у ж д е н и е природы с о б с т в е ­ нными гл а зам и . В е с н а 'приносит не только р адость , но и м а с с у неприятностей и огорчен ий тем, кто з а ­ бывает , а чаще прост о игнорир у ет советы и тр ебования , которые и с х о д я т о т работников пож арной охраны. С 0 1 . 0 1 . 9 9 года по 0 1 . 0 5 . 9 9 года в С еверн ом районе произош л о 8 пож аров , ущ е р б от к )торых составил 3 3 6 6 1 рубль. Пять п ож ар ов , или 6 2 , 5 п р о ­ цента, приходится на частный сектор. Основными причинами пожаров в частном с ектор е явл я е т ся неисправность э л ек тр о ­ проводка , 'печного от опления, х а л а т н о е отношение с огнем. В т е ч ен и е пож ароопасного пери о д а 1 9 9 8 г ода (с 1 5 . 0 4 . 9 8 г. по 1 5 . 1 0 . 9 8 г .) в райцентре и н а с ел ен ны х пун ктах района пр ои зош л о 1 9 пожаров с о б ­ щим материальным ущ ерб ом 1 3 0 тысяч р у б л е й . В аналоги ­ чный пери о д 1 9 9 7 года в райо н е бы л о зар егистри р ован о 2 0 пож ар о в с ущ е р б о м 2 3 8 тысяч р у б л е й . Наибольш ее количество пож ар ов в пож ароопасный период 1 9 9 8 г о д я произошло в с л е д у ­ ющих н а с ел ен ны х пунктах: с. С е в ер н о е — 9 , ущ е р б с о с т а ­ вил 5 2 тыс. р ублей; с. Ф е д о ­ ровна — 3 , ущ е р б — 6 , 3 тыс. р у б л е й и с. Чуваши— 2 с у щ е ­ р б ом 4 0 тыс. р у блей . Основные причины пожаров: н е о с т о р о ж н о е обр ащ ен ие с огнем — 8 пожаров , от неисправности эл ек тр о о б ору д о в ани я , Печного отопления; де тская шал о с т ь с огнем и отс утстви е ис- нрогасит ельны х устройств выхл о п н ы х тр у б тр ак т оро з — со ­ отв е т с тв ен н о по 2 пож ара , умы ­ шленный п од жог и неисправнос ть бытовых газовых у с т р о ­ йств — по 1 пож ар у . В 12-тн с л у ч а я х пожары возникли в н а д в о р н ы х постройках и ж и ­ лых д о м а х гр аждан. По м е ся ­ цам пожары р аспр ед елились так: в ию не — 8 , в с е н т я б р е— 6 , в а в г у с т е — 3 и в июле , окт я б р е — по о дн ом у . Так, 5’ О. В. К озловой , прож и в а ю щ е й в д. Малиновка, 0 8 . 0 6 . 9 8 от н е о с т о р о ж н о г о о б ­ р ащ ен и я с огн ем ( д ы м о к у р ) , в сл е д с т ви е кот орого п р ои зош л о в о зг о р а н и е , полностью уни что ­ ж е н о о д н о с т р о е н и е , погибла корова, 4-м есячный теленок . Аналогичный пожар п р о и зош е л 0 7 . 0 6 . 9 8 г. у В. Л. Мошкина. п р ож ив ающ его в с. С ев ер н о е , у л . Р а з д о л ь н а я , 1 3 , кв. 1. Уничтожены надворные постройки на площади 7 2 кв. м. 1 9 . 0 4 . 9 9 г. в д. З а б о е в к е у И. И. Ковязин. , з а г о р е л а с ь б аня из- з а неправильного у с т р ой с тв а и неисправности печи. Таких примеров немало. З а четыре м е сяца т ек ущ его г о д а з а различные нарушения правил пож арной б ез о п а сн о с т и привлечено к а дминистратив ­ ной отв ет ственност и 2 2 5 чело ­ век. С на ступлением в е с е н н е -л е ­ тнего п о ж а р о о п а с н о г о п е р и о д а 1 постановлением главы т ерр и ­ ториальной адм ж и с тр ац и и от 2 2 . 0 4 . 9 9 г. № 1 7 4 «О в в е д е ­ нии на территории С еверного района особог о противопож ар ­ ного р е ж и м а » , с 2 5 . 0 4 . 9 9 г. по 1 5 . 1 0 . 9 9 г. на т еррит ории С еверного района введен особый противопожарный режим . Зап р ещ а е т ся п о в с е м е с тн о в населенных пунктах района р а ­ з в е д е н и е костров, с ж и г а н и е мус о р а и бытовых о т х о д ов Главам сельск их адм инистраций , руководителям предприятий, организаций , коллективных х о ­ зяйств и акционерных о бществ н е о б х о д и м о провести о б уч ен и е работников мерам пожарной бе з оп а сн о с т и , довести постановление д о с з е д е н и я ра б о т ающ его населения . Инспекция Г о с у д ар с т в е н н о ­ го пожарного на д зор а С еверно го района ещ е р а з п р е д у п р е ж ­ д а е т . что к нарушителям противопож арного р еж им а и правил пож арной б ез оп а сн о ст и б у д у т применяться ж е с т к и е штрафные санкции. Помните; личная б е з о п а с н о ­ сть, б ез о п а сн о с т ь окр уж ающ их вас людей , а т ак ж е со х р а н ­ ность вашего и м ущ е с тв а от огня зависит только от вас с а ­ мих. В. М А Х Н Ы Т К И Н , инструк тор профилактики П Ч -6 7 УГПС У В Д . В еж е д н ев н о й круговерти мы часта бываем жест оки своим невниманием и равнодушием др у г к д р у г у , к своим о дн о ­ се льчанам . О с о б ен н о это ранит л ю д ей пожилы х . Пусть эти строки б у д у т напоминать всем ветеранам ВОВ о том, что мы их не за бы в а е м , у в а ж а е м , у них учимся ж и з н ен н о й стойкости. В нашем пе дколл ект ив е мы часто вспоминаем Михаила Михайловича Смыка , раб о та зш его много л ет д и р е к т ор ом Гражда- нцевской, тог да е щ е в о сьмилетней щколы. В сп ом и н а ем п о т о ­ му , что многие и з нас были ег о учениками, и пот ому , что этот человек был настоящим учителем; интеллигентным , м у ­ дрым, ур авн овеш ен ны м , с а м о ­ бытным, зн аю щ и м . Но х о т е л о с ь бы ск азать о д р у г о м . В семье Михаила Михайлович. , п ере д празд ником 9 мая учи тел я и ученики — частые го сти. И всякий р а з в ет е р ан р а с с к а зы ­ вает о св о ей с у д ь б е , в том числ е и фр он товой . Т р у д н о с к а ­ зать, что чспытызают д ети , а мы, в зр о сл ы е , чув ств уем , что не война — с а м о е г ор ь к о е и страшное в ж и з н и эт о г о чел овека, и не она си дит сам ой б о ­ льной за н о з о й в ег о с е р д ц е , и не она сам ая о б и д н а я о би д а в с у д ь б е ег о . Д у м а е т с я , каж ды й и з вас почувствует, что тревожит Михаила Михайловича, познак о ­ мившись д а ж е с сухими стро ­ чками е г о автобиографии. « Р о д и л с я в с е м ь е кол х о зн и ­ ков 2 5 сентября 1917, года , в с е л е Малиновка. Семья многодетная ( 9 д е т е й ) . В 1 9 3 7 г. в районе во время репрес сий был арестован по д о н о с у отец, з а активное у ч а с т и е в банде Деми д ов а и Матросова, которые впоследствии были посмертно реабилитированы. В 1 9 4 0 г оду о т е ц был расстрелян , а в 1 9 4 9 г. реабилитирован. Школу окончил в Красноярке (н ачальную), в Куйбышеве— семилетку и педучилище. После окончания педучилища работал учителем . В 1 9 3 7 году был о св о б ож д ен от занимаемой должн ости . Не дов ер я ­ ли воспитание д е т ей сыну врага народа. В этом ж е году написал ж ал о б у в Наркомпрос. В 1 9 3 8 г. получил ответ: « Р е ­ шение комиссии считать н е з а ­ конным, восстановить в долж ности». Был направлен в Ичи- нскую школу Северного рано на зав. школой. Во время финской войны в 1 9 4 0 г. в с е , временно получившие отсрочку сель ск ие учителя, были призваны в армию. Проходил с л у ж б у а городе Гори (родина Сталина). Там ж е за с т а л а Великая Отечественная. О войне Михаил Михайлович мн ого не говорит, хоти воевал с 1 9 4 1 по 1 9 4 7 гг. Р а ­ нения. госпитали. « В кон це войны познакомился со св о ей б у д ущ ей ж еной В е р о й Павловной. В 1 9 4 7 году приехал с ребенком и ж ен ой а район . Был назначен з а з . рай- о н э . И з обком а партии пришл о письмо, в котором говорил о с ь о т ом , что как могли д о ­ верить т ак ую ответственную д о л ж н о с т ь врагу народа. В 1 9 5 0 г. был п е р е в е д е н в Гра- ж д а н ц е в с к у ю школу, где и прор а б о т ал д о пенсии . Было много тр у дн о ст ей в работе: пришлось строить новый интернат, новую школу; не х в а т а л о кадров. Но люди в то время были полны э н т у з и а ­ зм а . Электрифи кац ия района л е г л а т а к ж е на плечи учител ей и школьников: копали ямы под ст олбы , шкурили л е с и т. д. Сами за г о т а в ли вал и дрова для школы в м е с т е с родителями. Н о ср авнивая нынешнее время и п р ош ло е , Михаил Михайлович говорит, что раньше бы ­ л о т р у д н о , н о с е й ч а с ещ е т р у ­ д н ей . В о з в р а щ а я с ь к биографии Михаила Михайловича, м ож н о ск а з а т ь , что история нсеми св о ­ ими шинами прошлась по ег о с у д ь б е . Н о он принял в с е ее Удары с т о й к о , п р о ж и л ж и з н ь д о с т о й н о и з а с л у ж и в а е т б о л ь ­ шого у в а ж е н и я . Н ед а в н о Михаил М и хайл о ­ вич о бр а ти л ся с просьбой к а д ­ министрации района о п о д в е д е ­ нии нового ф у н д а м е н т а п о д дом . Была с о з д а н а комиссия: п р и е зж а л и , посм отрели , н а з н а ­ чили ср оки , а воз и ныне там. М и хаил у Михайловичу у ж е б о ­ л е е 8 0 лот, с ним в д ом е проживают е г о суп ру г а и е е с е с т ­ ра (т о ж е ветеран войны). З и ­ мой в д ом е очень х о л о д н о , приходится ходить в валенках, Но ж ив ет эта семья д р у ж н о , п од д ержи в аю т др у г др у г а и на д еж ды нс теряют. Мы т о ж е над еем ся , что х о ­ тя ^бы в преклонных го дах с у ­ дь ба к этим людям б у д е т мил о с ер д н а . Л. А Г Р Ы З К О В А , Г. РУС АЛ ИМ О В А . у ч и т ел я Гражданцевской ср е д н ей школы. ОТКАЗ В ВЫДАЧЕ СПРАВКИ НЕЗАКОНЕН В прокурат уру Северного района в 1 9 9 9 году п р одолж а ­ ют обращаться жители района с обоснованными жалобами на д ей ст ви я администрации по м е ­ с т у своей работы, о невыдаче сп ра в ок о работе и зар аботной плате. Отказывая в выдаче справок о р а б о т е , р аботодатель с сы л а е ­ тся на от сутствие письменного з а п р о с а о выдаче справки и з ор ганов прокуратуры или с у д а , одн ако данные требования р а ­ б о т о д а т ел я являются не зак он ­ ными и противоречат ст. 4 0 К З о Т РФ , в соответствии с кот орой администрац ия ор гани ­ за ц ии , у ч р е ж д е н и я , коллективного хо зяй ств а , акц и он ер н о г о общ е ства и др уги х пр ед приятий не зависимо от форм с о б с т в е н ­ ности, обя зан а выдавать р а б о т ­ никам и быьшим работни кам но их у стной или письменной просьбе справки о работе на данном предприятии. В выданной справке у к а з ы ­ вается специальность, квалификация, должност ь, время р а б о ­ ты, р азм ер заработной платы, а также другие св ед ени я , св я ­ занные с работой, которые бы ­ вает необходимо пред ставлять работнику в различные органы , например, в оуд, п р о к у р а т у р у ’ правоохранительные органы , налоговую инспекцию. К т а ­ ким документам, с о д е р ж ащ и м сведени я о работе, с л е д у е т о т ­ нести приказ о приеме на р а ­ б о т у , приказ о перевод е на д р \ гую раб оту, приказ о пред ост авл ен ш отпуска, приказ (р а сп о р я ж ен и е ) о прекращении тр у д о в о г о договора (контракт а ) , табель учета использова ­ ния р а б о ч е г о времени и расче- тя з а р а б о тн ой платы, расчетноп л а т е ж н ая ведомость, расчетная в е д ом о с ть , платежная вед ом о с ть . С л е д у е т отметить , что невыполн ени е р а б о т о д а т ел ем т р е ­ бований т р у д о в о г о зак он о д а т ел ьства , р авн одуши е и волокита при р а ссм о тр ен ии просьбы р а ­ бо тника вызывает сп раведли ­ вые в о зм ущ ен и я граждан, не у к р е п л я е т , а наоборот, п о д ры ­ вает а в торите т руководителя. Г. В. П Е С Т Е Р Е В , п р ок урор района, советник юстиции. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ РОДИТЕЛИ? С ам ая главная з а д а ч * ’ род и т е л е й — вырастать хороших д е т е й . В с е хотят видеть своих д е т е й умными, способными к и с к у с с т в а м , привлекательными . Что э т о значит , быть « х о ­ рошим»’? Можно ли назвать х о р ош и м ребен ка , который б е ­ сп р е к о с л о в н о подчиняется? З а ­ д у м а й т е с ь на минутку, чего вы д о б и в а е т е с ь для своих д е т ей , когда хоти те видеть их х о р о ­ шими . Сейчас родители в стречают м а л о поддержки и намного бол ьш е противостояния. Социальная с р е д а , в которой они вынуждены находиться , не д а е т им возмож ности прививать д ет ям многие ценности. Т е л ев и д е н и е , кино преподносят н а силие , н е у важ ение к закону , нера з б орч ивы е интимные отношения как норму человеческого повед ения . Б ольш о е влияние на с о з н а ­ ни е р е б ен к а оказывают и его свер стни ки , от которых з а ч а с ­ т у ю подростки учатся понятиям и пов ед ению , которые являются противоположными тому, чем у мы хотели бы их научить. Иногда родители сами являются частью проблемы. Некоторые не у т р у ж д а ю т се бя тем, чтобы прок онтр олировать пов е д е н и е д ет ей , запретить им хо ди ть на странные вечеринки- не разр еш а т ь пить. Д а л е к о не каж ды й р одит ел ь является х о ­ рошим примером для своего р е б ен к а . Если раньше в соответствии с о старыми традициями учили д е т ей уважению , показывали, как устоять против искушения и чрезмерных излишеств , то теперь пр евозн осят излишн ее с ам олю бие «Б ер и все. что плох о лежит, потом м о ж е т не п р е ­ дставиться с л уч ай » . Глядя на все. что происходит, со в с е м нет р у дн о понять, почему у подростков столько проблем. Хотя с л е д у е т отметить , что. б о л е е трев ожными становятся свед ения о падении нравственности среди подростков. П о д у ­ май те о таких фак т а х , как преступность среди мал ол етн их , ж ест ок о с ть д е т е й по отношению др у г к д р у г у , о бм ан , э г о ­ изм, наркотики и алкоголь, с е ­ ксуальные отношения м е ж д у малолетними. Подросток не в сег д а понимает , что поступает плох*. 0 п р » с показал, что почти 9 0 процентов старшеклассников не видят ничего дурного я обмане., Один и з самых верных путей. как помочь нашим детям , превратить их нравственное мышление в п ол ож ит ел ьн ое нравственное по в ед ени е — это об уч ен и е примером. З д е с ь влияет н то, как мы в е д е м с е бя д р у г с другом, как говорим о др у ги х людях, не ч л ен а х с е ­ мьи — д р у з ь я х , р одствен ни ках , посторонних. Влияет в е сь наш о б р а з жизни. Однако помимо поступков, им нужны и сл ова. Чтобы воспитывать о бъя сняя , р о ди т ел ь не о бя зан быть соверш енством . Вы м ож е т е сказать: « Я д у м а ю , что могу. Я не зн аю всего. И я наделал ошибок. Ты т ож е в своей жизни сд е л а еш ь какие- то ошибки. Н о я х о ч у п ередать т е б е то, что у з н а л с а м » . Но не п о с р е д с тв ен н о о бъясняя детям полож ит ельные нравственные ценн ости , такие , как ст рем л ен и е пом очь др угим , с е ­ рдечная д о б р о т а , честн ость, верность в д р у ж б е , ответ ственность з а свои поступки и любовь, мы у в еличиваем в о зм о ж ­ ность того, что наши дет и б у ­ д у т ориентироваться на хоро- нше, а не на д у р ны е поступки. Мы такж е должны учить их думать сам остоят ельно . Один папа р а сск а зы ва ет , как его учили этом у : «К о г д а я д е ­ лал что-нибудь не так, мои р о ­ дители не только требовали, чтобы я прекратил с в о е непра ­ вильное п о в ед ени е . Они в сегда спрашивали: « А как бы ты чувстзовал с е б я , если бы кто- нибудь поступил так по отношению к т е б е ? » - Р о ди т ел и п р е ­ подали э т о м у человеку два очень важных ур ока нравственности. Во-первых , останов ись и под умай какое-то время. Во- вторых, поставь се бя на место другого . Ни одного из этих правил подростки не см о г у т постигнуть с ам остоя т ель но . В с е мы хотим, чтобы наши дети стали ответственными людьми. Но чтобы у них р азвивалась отв етственность, им нужно иметь обя зан но сти . Это включает в себя з а б о т у о с е б е и слоем им ущ е с тв е , выполнение д о ­ машней работы, исполнение об ещ ан и й л т. д. Если бы было больше подр о стк о в , которые с ранних лет зн а ю т , что у них наряда с правами им еют ся и обязанности, было бы меньше людей, постоянно тр е б у ю щ и х что-то от др у ­ гих и не о с о зн аю щ и х своих о б я з а т е л ь с т в п ере д обществом . Н у ж н о выбрать р а з у м н о е соотнош ение не зависимости и контроля. Одна ж енщина , мать троих в зр о слы х д е т е й , так отвечае т на вопрос: «Чт о бы она посо ­ ветовала родителям п о д р о с т ­ ков?» «Я бы ск а за л а им — не б о й т е сь сказать «не т» . На всем протяжении своего развити я р ебен ок н у ж д а е т ся и а независимос ти , и в присмотре, начиная с ползун кового воз р а с т а , вплоть д о подросткового. Э то ключевой принцип с е ­ мейн ого воспитания и большая и д ея нравственного воспитания. Воспитывая д ет ей , мы д о л ж ­ ны отдавать им свою любовь. Ту любовь, которая помогает им развить в с е б е чувство с о ­ бственной значимости, внутреннюю си л у . Б е з у с л о в н о , все вышепер ечи сл енн ое не исключает конфликтов и з се м ей н ой ж изни . С е ­ менные конфликты неиз б еж ны . В оп р о с не в том, как и збави ть се м ь ю от возникновения к он ф ­ ликтов, а как их раз решить . Мысль, кот орую мне х о ч е т ­ ся выделить в эт ой с т а ть е , с о с ­ тоит в том, что воспи тат ельны е приемы, при емл емые д л я нравственного воспитания п о д р о с т ­ ка, о д н о в р е м е н н о пом огают с е ­ мье в решении возникающих в ней конфликтов, а, значит , и приносят счас тье в семью. В семье р ебен ок види т примеры для подраж ани я , о бщения с людьми, на которых он х о т е л бы походить, п о д д е р ж к у , к которой при н е о б х о дим о сти о н см ож е т обратиться. Такая с в я з ь дет ей с семьей по з вол я ет им всегда быть ответственными з а свои поступки, д а ж е в у с л о в и ­ ях давления со стороны с в е р с ­ тников. Это верно и дл я р а з в е д е н ­ ных родителей. К огда вы р а с ­ стаетесь с суп ру г ам и , вашим детям необходимо: зн ать, что вы расстались не по их айн е; знать, что вы р а з в о д и т е с ь не с ними; чувствовать, что и х ж изнь п р о д ол ж а ет с я . Та ц е н а , которую детям придется з а п л а ­ тить з а ваш р а з в о д , б у д е т з а ­ висеть от того, как вы з а н и м а ­ ет е сь их воспитанием . Мы д ол ж н ы учитывать мы сл ь , очень х о р о ш о с ф о р м у л и р о в а н ­ ную док т ор ом Д ж о н о м У а й т о м , п р о ф е с с о р о м и автором т р о г а ­ тельной книги « Р о д и т е л ь с к а я б о л ь » . «Наши Дет.!, — г о в о р и т он, — не при н а дл еж а т нам . С к ор е е , онн нам д о в е р е н ы на время. Мы должны н а б л ю д а т ь з а ах ростом , о к р у ж а я и х н а ­ шей любовью. Мы м о ж е м надея т ься и просить бо г а , чт о бы они выросли сильными и порядочными. Но мы д о л ж н ы п о ­ мнить: что бы мы ни д е л а л и наши дети ост аю тся с а м о с т о я ­ тельными личностя-ми, н а д е л е ­ нными свободой выбора м е ж д у хорошим и д у р н ы м » . А. ЛЮСТ,

RkJQdWJsaXNoZXIy