С Е В Е Р Н А Я 22 мая 1997 года четверг № 41 (7568 ) Выходит 2 раза в неделю И здается с июля 1935 г. Цена 38 0 рублей. гак- ДНЕВНИК ПОЛЕВЫХ РАБОТ В е с н а нынче ранняя , б ы стро сошел с полей снег , те плые ветры подсушили па шню, а поэтому все работы на ней начались несколько ра ньше обычного. И механизаторами акционерных обществ , коллективных х о зяйств сделано больше, чем на э ту же дату 1996 года. Оперативная сводка районного „ сельхозуправления ясно показывает , где прибивали вла гу , где вели весно в спаш ку , а г д е ' у ж е приступили к с е в у зерновых. Ж а л ь правда, что с Большими К у ликами нет связи, а поэтому неизвестно, как идут дела в акционерном обществе «Н аш а Р о д и н а » . И т а к , на 12 м ая , как констатирует сводка , прибивка влаги, то есть боронование перед по севом , произведена на 5 1 2 3 гектарах , что почти в девять р аз больше прошлогоднего. О с е нь 1996 года принес - ла немало хлопот хл ебор о бам района. В частности, из- за непогоды, из-за большой влажности полей не везде уд ало сь в достатке подготовить зябь, а поэтому во многих хозяйствах ведется весенняя пахо та. В общей с л о жности вспахано более 2 0 0 0 гектаров, четвертая часть этой площади — в А О « Р о с с и я » : 5 5 0 гектаров. Б о л е е ¡jOO гектаров весновспашки У земледельцев коллектив ного хозяйства « V I I с ъ е з д С о в е т о в » , от 2 17 д0 ' 2 84 г г е к т а р о в -в с п а х а л и м ехани заторы колхоза имени К . М а р к с а , акционерного общ е ства «Заветы И л ь ича » и « Л у ч а » . Приступили механцза торы наших хо зяйств и к се в у з е рновых. Н а 12 мая было засеяно 4 72 гектара , причем. 2 3 0 из них — в А О « Р о с с и я » . Кроме э ’гого х о зяйства сев вели « П а м я т ь Лен и н а » , имени К алинина, « З а р я » и « V I I с ъ е з д С о в е т ов» . I »♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ Счастливой службы, ребята! I I м а я , ' я воскресенье первые призывники нашего .район- у е х а л и утренним городским автобусом на военную с л у ж б у . Для них закоптился первый этап ' их юношеской жизни. Мы отправили Владимира Бабарынина. Петра Во- лынчук а и Бориса Кайгорэдо- в а . - - п о я с ц р л и з военкомате. — пояснили в военкомате. — II все они идут в престижные войска — ракетные и морфл от. , В ладимир Баэарыкйп и Пётр В о лы нчу к учились в просручи чище. Рода два назад, когда оба встали на Учет как будущие призывники, они выразили желание: сл у ж и т ь - так в Морфлоте! И , к их радости , такая, воз можность выпала. П р а в д а , ещ е не известно, на каком из флотов Российской ф е - . дерации они оденет м ор с к ую ф о р м у И примут ' ПРИСЯГУ- Н о ясно одно: изменения места службы • быть не должно. А вот Борис К а»г ородов , скорее всего, попадет в ракетные войска. Что ж , и это вполне м ужская работа . ' О с тае тся пожелать - всем троим солдатских-, моряцкого счастья. А . А Р К А Д Ь Е В . ^ я ссса са х гх х сс са э о ссс сссо о сс ссс^ ^ О Н И БЛИСТАЛИ СЕГОДНЯ ■ Д е н ь Победы — самый з а мечательный праздник из* всех. Н с случайно именно к этому дню в районном Д ом е культуры был подготовлен блестящий концерт. Особенно великолепно смотрелся Хор ветеранов: торжественные, слегка подернутые печалью лица, у большинства жен- •щин на груди ордена и медали, как символ непосредственной причастности к прошедшей войне. Выступление их на сегодня оказалось превосходным это попурри на , темы военных песен, оценкой которого были несмолкаемые аплодисменты. Так же тепло встречали' и провожали зрители О . А . Ры ж к о в у с песней « К а к пришел с о л д а т» , Ф . \Е. Г р к З к о в ск ую е частушками на военную т ем у . • дуэт В. М . Легаре,шок и В . Е . Ш урш е в о ц . Со вершенным и зажигательным был танец-ча-ча-ча, поставленный Ольгой А к и м о вой и Инной Игошиной, не z z z k & z z z z оставивший равнодушными никого. Они же „исполнили танцезальную композицию «Скажите» лебеди» в сопро вождении вокальной группы . К а к всегда, з амечательным было выступление ф а воритов публики — трио о « Л и р и ки » . О каждом и спо л нителе или группе можно проЛгносить речи - - все з а служивают того: И Л . Н . Ляхнович со стихотворением - реквием «Н и к т о не з а быт и ничто не з абы т о » , и танцевальная группа' девочек под руководством И . А . Игошиной с композициями « Ч ун г а -ч а н г а » , « Т и м о н я » , и детская вокальная г р уп п а « С о л н ы ш к о » , и женская -во_- кальная гр уппа, и м у з ы к а н ты С . М . У г л е в а , К ). П . Сотник ов, и художественный руководитель А . И . Бае в, и, безусловно, очаровательная в ед ущ а я Н адежда К у з н е ц о ва. Вое они сегодня блистали на сцене. » О . И Л И Х 1 У 1 Е Т О В А . Z Z 2 3 Z Z Z Z Z Z Z Z Z Z Z Z Z Z 2 £ 3 % Z Z Z Z < J Наш с тобой праздник Пятьдесят два г о д а 'н а з а д всю о гр ом н ую с тр а н у . от ледяного севера до жаркого Юга, от берегов Тихого океана до берегов Балтийского моря, облетела долгожданная весны война с фашис тской Германией окончилась, и, наконец-то', на родной земле' можно бу дет спать сло- койно, мирно грудиться, а попросту, жи ть, - не • тревож а сь за своих близких , родных, знакомых . Гораздо позже о Д н е Победы поэт скаж ет , чТо это — «праздник со слез ами на гл а з а х » . • И з г о д а . в год в центре Северного собираются сотни односельчан все х возрастов, чтобы еще и ещ е1 раз вспомнить о тех великих годах. О командирах и бо й ц а х , не вернувшихся с войны. -И хотя в основном каждый год здесь , у сквера , где высятся обелиски, проходит митинг, а затем идет» возложение венков, хотя каждый год в эти радостные и .скорбные минуты над цлощадью з ву чат песни военной . поры, песни наших отцов, нас ох- ваТывает как >е-то тревожное и волнующее чувство. Вот о нем , кстати , и рассказала Мария Алдан! иевна Борисова, работник райсшного военкомата, отец которой прошел дорогами войны и не понаслышке акает, что 'это т а к о е— "война. ^ — В этот день, — сдаза- ла .Мария Алимпие вна , ’ — мы обязательно приходим на митинг. В с е й семьей ' с т а р а е м с я прийти. М н е кажется , что нынешнее торжество на площади и в сквере удалось. В о -пер вы х , сюда, р центр С е в е р н о г о , пришло много народу . фронтовики с орденами» и м едалями , работники тыла поскромнее, но празднично одетые. Много было северян среднего поколения, м олодежи , детей. •Как и в былые годы, был выставлен почетный караул; учащиеся нашей средней школы. Митинг открылся выступлением главы администрации района Г . Г . Зы р яно в а . П о т о у выступил военком С . Бучевой . Н а этот р аз получилось так , что в ы с т у пали на митинге в основном ветераны войны: М . Д . К ва - кушонок В . Д . Гриньков, А . Ф . К ашкаре в. Г С . Окуней . Принял участие в т орж е ствах и наш священник — отец Владимир. Пр ошло бо гослужение. Небольшой хор нашей церкви исполнял положенные по такому с л у чаю песнопения. И это то-' Же бередило д у ш у . . А потом, как повелось издавна, были возложены венки. И х было очень много .. . Д е н ь Победы прошел. Н а стали обычные трудовые дни. Но впереди еще 22 и ю н я—- /день начала Вёл икой О т е чественной войны. Впереди еще 1418 дней, которые ни когда не з аб уд утся . Вот только бы нынешнее молодое, кажется , . п я т о е послевоенное поколение, не предало з а в е ты своих додов. , А . Г Е О Р Г И Е В . «НЕ ЗАЫБ ТЬ ВЕСЕННИЙ ЭТОТ ДЕНЬ» Д а , действительно , нельзя забыть весенний этот день, когда свершилась побе да. К ней шли долгих четыре года через р а з р уш е н н ы е , города, сожженные деревни и потери, бе счисленные потери людей. И теперь, с п у с тя 52 года,, единицы остав шихся в живых из тех, кто приближал эту победу, празднуют ее «со слезами ца глазах и с сединою на в и с к ах » . П р а зд н у е м ее и все мы, чтя память невернувшн- х с я с ратных полей и отдавая дань уважения живущим ныне. В Б и а з е памятной дате посвящался митинг, на котором поздравительные речи прои знесли гл ава муниципальной администрации В . Л . П р оф эрук и представитель от территориальной администрации И . К . А ры к о в . К обелиску в парке были возложены венки. Затем в Д ом е культуры для в сех, кто побывал на полях сражений и дожил до сегодняшнего дня. ‘ сос тоялся большой праздничный концерт, а ¡после него чаепитие. Веем участниках! йойны. их в селе оста лось 12. - . в р у ч е н ы подар ки.’ * * * , ’ Н а к а н у н е светлого пр азд ника в останин ском Д ом е культуры было торжественно г и волнующе: там собрались фронтовики, солдаты прошедшей войны А н атол ий П а влович Г лам а зд ин , К у з ь м а Але к се е в и ч О л ь х о в и к , П е т р Никитович Е рм ош ки н , Л у - квян На за р ов ич Ек имк зв , Лазйрь Александрович Г л у ш е н к о , Петр Адамови ч Цоленчук. Д л я них и всех зрителей работниками Дома культуры в этот день был показан чудесный праздничный концерт. В заключение его все ветераны были приглашены на сцену, где | для лих и вместе с ними исполнились песни военных лет. Н а следующий день у памятника павшим в боях состоялся митинг, на котором звучали поздравления , а1 затем в Д о м е культуры был продемонстрирован' ху дожественный фильм. 4 * \ * * З а несколько -дней до т»]> жертвенной даты в Бергуле всем участникам войны были отправлены поздравительные открытки п предложена праздничная программа , в которой 8 мая преДпола-, гался концерт в Д о м е к уль туры , 9 — митинг. В - ’ назначенные дни в се х , кто • не - в состоянии . ходить, привезли на машинах. Н а • концерте фронтовикам вручили небольшие памятные подарки. Н а след ующ ий день у па мятника павшим состоялся митинг. Поздравить бергуль - ских солдат Отчизны приехал предст авитель Тероитори- альной администрации Г . Д . М а л я р е в и ч , пришли школьники, лекторская группа м у з е я , председатель ’ колхоза Т . Т Г н у т о в . Венки к о бели ску возложили школьники, детсадовцы и все, кому* дорога память О' погио- ширс. * * * 1 В И ч ка л е осталось всего два участника войны. Ш к о льники пришли к ним на дом с концертом и поздравлениями , - < А нд следующий день — 9 мая — глава муниципальной администрации В. Т. С а в а с т е е в лично побывал у этих ветеранов и вместе с участниками худож е ст венной самодеятельности поздравил’ их с торжественной датой. * . Н а кануне праздничных дней парк села Среднеичннск обновился. В о к р у г памятник а павшим появились новые посадки. В светлый Д ень Победы здесь собралась на митинг ’ все жители и. конечно ж е , самые почетные люди села: ветераны войны Мефодий Николаевич Лук ом ски й , вдо-. вы А н н а Дмитриевна М ик у - шова, Ст а н и сл а ва Ф ел и к с о в на Целуйко . Открыл митинг глава муниципальной администрации А ; В . Мед ведев . от территориальной админист рации поздравлял ветеранов с праздником Г . Н . А к а т ь ев, С т а н и с л а в а Феликсовна Целуй ко в ответ р ас ска з а л а 1 коротко о, том , как они жили во время войны, как р а бота.’!и, как ждали своих жей с фронта или хотя бы весточку от них. П рекрасное выступление подготовили школьники, яр ко и выразительно показав в н е м , как им не хочется войны. А вечером на площади . села прошло народное г ул я нье. * * * К а к и. всюду , Новотронцк не обошел стороной своих . ветеранов войны. Д л я них 8 мая в Д оме культуры с о с тоялся праздничный концерт . Так, кто не смог в этот день побывать вместе — со всеми односельчанами, позд равляли на дом,у. Н а митинге по сл уч аю Дня Победы бывшим сол д а там И . А . Гришину, А . К. З а н к и н у , В . М . П е т у х о в у , И . Е . С л е п ц о в у , И. А*. Буг- - л с е в у , П . И . Зверевой и во- инам-афганцам В . П . Бутлее- в у . А . П . Малышеву вруч е ны подарки. З д е с ь не забыт никто и ничто не забыто! О . В Л А С Е Н К О . X
2 стр. «СЕВЕРНАЯ ГАЗЕТА * к \ - 22 мая 1997 года, ф № 41 (7568) Взять бы в товарищи небо... « О бн и м а я небо крепкими рунами , летник набирает высот у » , *а в салоне маленького биплана сидят молчаливые и серьезные парни. Через минуту-две они впервые сде- чтают шаг не по земле. И даже не по полу самолета. Они окаж утся в нео£, которое м о ж н о обнять только в песне. Н о ведь это просто - нап рост е . красивая поэтическая м е тафора . Н а самом деле ощ у щение чего-то особенного, неземного придет по зж е , когда раскроется парашют не в" первый раз , и когда пройдет первый с тр ах , когда несколько минут с п у с к а ' с т а н у т обычным делом. Тогда , вероятно, м ож но будет и запеть. Вот только есть ли хорошая песня о па рашютистах? В Се верном готовы были шагнуть в небо около шести десяти подростков допризывников и призывников, то есуь т е х , кого у ж е нельзя назвать даже в шутку мальчишкой . В п ро ч ем , все по порядку. Н аш район, может, не очень "бо га т будущими десантникам и , моряками,- пограничниками. танкистами и \ иными армейоко - флотскими специали стами , но «уклонистов» , «отк азников» и прочих сла бонервных тоже немного ; — единицы. Чем можем и гордиться . А еще можем поставить себе в засл угу то, что на протяжении многих лет у нас в районе успешно действовали то кружок рукопашного боя, то юных пограничников, а вот с февраля текущего ~ года при средней школе С е в е р ного работая кружок парашютистов. В принципе, это и закономерно: именно в Северном базируется авиабаза , а если поточнее — отряд лесоспасате - лей, которые всегда готовы к выполнению нелегкой задачи спасения лесов России, от пож ар ов. И именно здесь, р а б о тает Андрей Г у с е в , который на добровольных началах взялся обучать парней своем у мастер ству. Много лет назад, в конце двадцатых — начале тридцатых годов, в С С С Р пронес ся мощный дризыв: «М ол о дежь — в авиацию!». Сколько же позже известных и выдающихс я летчиков, космонавтов, спортсменов - авиаторов и парашютистов воспитали тогда кружки и школы! И ведь именно из них, во, всяком с л у чае в большинстве, своем, Создалась советская авиацион ная элита, советские асы, которые вступили в бой с фашистскими ордами в сорок первом и дошли весной сорок пятого д о . Берлина. Именно из этой среды пдмялись в космос Юрий Гагарин и В алентина Терешкова. В п р о ч е м , все это уж е принадлежит истории , прошлому. Нынешнее ж е поколение подростков ближе к б у д ущ ем у . И поэтом у э то т кружок надо р ас см а три ва ть именно с этой точки з рения . (■ ! первую очередь. Быть парашютистом и мечтать о прыжках с парашютом не одно и то ж е . К а к говорится, видит око , да з у б ней- . мет . Т-о есть далеко не каждый сможет по дняться в небо и сделать тот самый ш аг, когда останешься практически один на один с собой, когда считанные секунды будешь , лететь в свободном полете, без опоры и без спасательно- у го купола над головой. Одним этот щаг не позволит сделать собственный характер , другим — здоровье, т ретьим . .. Впро -' чем, причин для того, чтобы смотреть на «небесных ласточек» с земли, предостаточно. Н о , узнав о кружке, поначалу записалось почти 60 парней. Даж<; девушки пришли к А н д рею: «Н а у ч и ! » . Н о к вы пу ск у осталась всего половина, а сдали экзамены и гбтовы были к прыжкам двадцать пять. К ак и, в любом ином деле,- начало начал — теория. Так и в парашютном. В се идет « о т печки», а она складывает ся из таких' кирпичиков, как история развитая па рашютизма в России, изучение материальной части парашютов, их укладка, ознакомление с само летом и прочими н а ук ам и . К а ковы они все по сложности), судить можно хотя бы по то- - м у , что далеко не все сдали экзамены. А кто з ан и м а л ся , кто тот счастливчик, который оказался в числе эти х с ам ы х двадцати пята? В с е х , конечно, . перечислить невозм ожно , но Андрей Гусев попросил назвать Серге я Клещ енко , А н д рея Егеря , Евгения К озлова , А л е к с е я К ерж ина , Дениса Якимова , С е р г е я С м ы к а , Оле- * га Пискарева, Евгения К у д р я шова, А л е к с е я М а ра ч а и обязательно двух смелы х девушек — А н ю Т угонаш еву и Я н у . Потапову. Кто-то из них еще учится в средней школе, кто-то — в пр офтехучилище . Н о не в этом с у т ь , а в том, что все они добросовестно по вечера^ собирались 1В школь- йом классе и занимались по- серьезному , по-взроелтшу. Попробуем разобраться в таком вопросе: для чего это нужно? Вероятно, многие из ребят ответили бы приблизительно так: * — Парашютизм — мужское дело. А разве мы не м ужчи ны! И они были бы правы. Пра вы были и б удут те, кто утверждает, что у ^Андр ея Г у с е ва занимались парни далеко не ангельского поведения. И если их он чем-то ув лек , позволил им взглянуть на себя со ( стороны и в какой-то степени определить свое отношение к жизни и собственной судьбе, то уж е за это е м у , — низкий поклон. В оное время , якобы для доказательства миролюбия Ро с си и и ее армии к друзьям ближним и дальним, в школах отменили начальную военную подготовку,- заменив ее расплывчатым О Б Ж . Теперь же все чаще и чаще из у с т военачальников слышится призыв, пожелание, мечта о возврате к прежней доармейской, подготовке. В озм ож но , так оно и будет . Н о возможет и другой выход: создание специальных учебных заведений типа кадетских корпусов, школ, лицеев и т. п. Ес те ст венно, с целью основательной подготовки молодого поколения Российских Вооруженных С и л . В определенной степени кружок А н д р е я Гусе в а решал и эту проблему. Т а к . как готовил к с л уж б е в армии уч итель из Останинки В . Чернов своих юных пограничников. К стати , многие его .выпускники потом действительно сл у жили в погранчастях. Так чточподобные занятия — не только игра. Б у д у т ли наши парни, о которых идет речь, десантниками? В о зм ож н о , но далеко не все. В этот род войск отбор идет по всей, строгости закона. Прежде всегсипарень должен быть здоров во всех отношениях. Во-вторых, росточком не менее 1 7 6 — 180 сан тиметров. Н у и соответствую щий вес иметь, этак килогра- , ммов под восемьдесят . Е сли же чего-то нет, т о . . . Впрочем, здо ро в ь е и сильные парни нужны и в танковых, и в пограничных, и в друг и х частях , войсках и флоте. Опыт А н д р е я Гу с е в а и других наставников будущ и х воинов России- говорит о том, что подобная учеба для парней нужна. Н о ее надо проводить не по принципам клубов (кру- ж ю в ) по интересам, то есть на самодеятельной основе, а на вполне официальном -уровн е. Тогда, вероятно, и й администрации района средства для практических занятий найдутся ,и имногие другие проблемы отпадут. А . Ш А Р А П И Н С К И Й . ВЫЖИВЕТ ЛИ НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Социальная помощь ЕДИНСТВЕННЫЙ В С ТРАН Е Облас тн ой центр реабилитации инвалидов открылся в К а лининском районе Нов о сибир ска . Он пока единственный в стране , где больным людям (в возрасте от 18 до, 45 лет) бу дет не только оказываться бескорыстная социальная / медицинская помощь, но и решаться важные для ин ва ледов проблемы научно - методичес- .кого характера. Центр призван обобщать опыт работы с инвалидами и распространять все ценное в города и районы области. Центр , организован облает ным управлением социальной защиты населения . Н а х о д и т ся он по адресу: у л . Дунаевского ,' 17а, и ждет все х , кому н у ж ны поддержка, д руж еско е общение, помощь в решении жи% зненных проблем. ОБЪЯСНЕНИЕ В ЛЮБВИ Несколько лет назад Ольга Ипатьева закончила среднюю школу села Северного. Н о школьные годы, по-видимому, настолько запали ей в д уш у , что девушка не захотела навсегда распрощать ся с нею и выбрала для себя проф ессию педагога . Некоторое время О л ь га Николаевна работала в Д о ме детского творчества. Н о тяга к школе все же пересилил а , и вот у О . Н . Ипатьевой класс, который достался ей от Н . Г . Виноградовой. С к о р о Ол ьг а получит чвысшее образо вание. Р а з у м е е т с я , оно многое дает. Но' ничто не ^аст любви к д етя м , без которой уч итель, как настоящий учитель , с о с тоять ся не сможе т, Й это ли не любовь, с которой Ольга Никол аевна говорит" о своих питомцах: — Отличительная черта моего шестого та, что все они добрые. Э т о качество им при- ■ вила первая учительница Н и на Григорьевна Виноградова, сама добрейшей души - человек. Е щ е в пятом классе , Уа есть в прошлом учебном г о д у , у нас создался актив из девочек: Д а ш а Цыб, Св ета З а з и д а з а , У л я Петрова, Настя А н д р е е в а , а затем и из мальчиков: С е режа З авид ов, Саш а Ром анов, Виталий А верьян ов , Вадим Кор чаг ин , Вадим Бучевой . И все они стали моими первыми помощниками, лидерами. Что бы я им ни поручила, со веем > они отлично справляли сь, М а льчики, причем, учатся на « 4 » и / « 5 » , а,, девочки, кроме хо- . рошей учебы, еще и очень артис тичны. Настя Анд ре е ва замеч ательно читает стихи — не каждый взрослый так с у меет. А С в е т а . У л я и Д аш а часто выступают в составе танцевальной группы на сцене районного Д ом а культуры и на школьной сцен е, у ч а ст в ую т в конкур сах и смотрах . В а дим Бучевой пробует писать стихи. —: У нас нет проблем с дисциплиной, — рассказывает О л ьг а Николаев на. — В о многом этом у мы обязаны введенному в классе сам о упр а в ле нию. Двоечников, нарушите*» лей порядка строго наказыва- ' ем , отличившихся — цоощрям ем. У час , — пр од олж ает О л ь га Николаевна, — ни у кого " из ребят нет кличек * А изба-' вились мы от них благодаря проведенной в прошлом году неделе добра. Традиционно отмечаем дни именинников, часто совершаем походы, котф > рые ребятам очень нр авятся. { У каждого ученика в нашем классе есть свои о б я з а н н о с т и ^ завуча , хозяйственника, кулы торга, физорга , библиотекаря , цветовода. Особо хочется сказ ать о родителях , со стороны которых • я встречаю только -поддержку и взаимопонимание . И н и циатор всех идей у нас Екатерина Михайловна А н д реева. Без ее шомощи и у ч а стия классные вечера были, бы не столь интересны и з а и и м а ? ! тельны. У Св е т ла н ы Викто ровны Завидовой и С в е т а , и Се р е ж а — отличники учебы. Они — гордость м амы . А как вкусны ее кулинарные изделия. Т а к же , как и Натальи Никем лаевны .Ц ы б , Лидии Дмитрие в ны Петровой, З инаиды И в » : новны А верьян овой . Татьяны Васильевны Федоровой . Х о ч у всем им сказать огромное спасибо за помощь и за хорошей воспитание детей. Д л я меня эти шестиклассники — самые лучшие, я благодарна им за. то, что они есть такие — с о ." всеми достоинствами и цеди-* статкгми . М не повезло и н том , что я попала в класс Нины Григорьевны . Сп а си б о ей - - она многое сделала в их становлении, не случайно. Детишки сначала очень тяну/ ’ лиеь к ней. Я сча с тл и в а , что у меня такие хорошие детик ?.'й 'закончила, свой р а с с к а з Ол ьг а Николаевна. Р а с с к а з , пр оз в у чавший, как объяснение в л ю бви. В любви к д етя м , к людям и к своей проф ессии . О . В Л А С Е Н К О . В НОВЫХ УСЛОВИЯХ? Неполное и несвоеврем ен ное финансирование, незащищенность практически все х статей бюджета вызывает с о циальное напряжение в педагогических коллективах. О т сутствие в течение четырех лет средств на оснащение образо вательного проц ес са привело к разрушению их м аш и н а л ь ной базы. А отсюда: о тм еч а ется устойчивая тенденция к Ухудшению показателей. здоровья детей. Нехватка парт необходимых ростовых размеров, недостаточная освещенность и у с та и в ш и е доски, несбалансированное питание являются ф а к торами роста заболеваемости школышкэв. В 1994 - 95 уче бном году зарегистрировано 726 таких ребят, в 1995 — 1 9 9 6— 1058. С патологией зрения — по 15 процентов соответственно^ с нарушением осанки — 9 , 5 и 6 процентов: сколиозом стр адают — 5 ,4 и 4 процента; заболевания же- лудочно - кишечного" тракта отмечены у 1 ,9 и 1 ,2 процента учащ и хся . В се более негативную роль начинают играть и учебные перегрузки школьников. У т р а та лабораторного и станочного оборудования с ка зы в а е т ся на качестве образования . У х у д шилось социальное положение работников образования , имеются задержки в выплате з аработной платы уч и те л я м , с в о евременно не выплачиваете I надбавка на методиче скую литературу, задерживается .р еа лизация льгот по оплате коммунальных у с л у г ■ сельсютм учителям и предоставлению квартир. Наблюдаются устойчивые тенденции старения педагогических кадров (8 проц. педагогов пенсионного > возраста). Основные меры для выживания и развития системы народного образования в изменившихся экономических у с ловиях: обеспечить сохране ние стабильности функционирования образовательных учреждений; обеспечить социальную защи ту учащ и хся , воспитанников образовательных учреждений и работников образования; сократить число детей и подростков вне школы, вне образования: продолжить работу по реформированию содержания. образования: содействовать м ассовом у перехода* на базисный учебный план; вести ^пробацию временных государс твенных стандартов; содействовать по иску , раз р а - ’ ботке и внедрению в" учебный процесс результативных м е т о дик, современных технологий , ориентированных на развитие Личности уч ащегося; создать условия для развития, дополнительного образования детей в дву х учреждениях в доме детского творчества и клубе физической подготовки. Направить всю свою работу на создание в районе центра психолого - педагогической ре- аоилитация детей с проблемами в поведений, который б у дет осуществлять переход от административно - карательных мер к всесторонней психолого - медика - педагогической и социально - правовой поддержке детей групп социального риска, их реабилитации и коррекции. Перейти школам р а й она на работу в режиме «школ з доровья» , где осуще* ствлялась бы комплексная работа. по обучению , оздоровлению детей. Ввести в школьное расписание уроки здоровья, валеологии. - \ Задачи , большие , нуж ны е , важные. Они к а с а ю т с я воспитания и обучения поколения следующего тысячелетня . И важенйшее . направление деятельности в образовании - Щ разработка реальны х , научно- обоснованных программ р аз в и тия образовательных у ч р еж дений. Нелегкие врем ена переживает сейчас российская школа, но у педагога всегда остается глубокая вера в с о циальную значимост ь своего труда , которая поможет преодолеть многие т р у д н о с т и С . П Е Р М Я К О В А , ведущий специалист Р О Н О . V <
✓ / 22 мая 1997 года. § № 4 1 (7166) Нам пишут «СЕВЕРНАЯ ГАЗЕТА» 3 стр. Реакци я на отзывчивость • Х о ч е т ся жить еще и радоваться жи зни , когда встретишь на своем пути чутких, отзывчивых люден , когда убеждаешься, что не все черствы, корыстолюбивы и равнодушны.. Недавно в моей жизни повстречались такие люди — это Вален тина Серге евна С а в / ченко и С е р г е й П а в л о в и ч - К о е 1 •тин. Я очень тяжело заболела и в .т я г о с т н ы й для меня момент, .когда я не попала на прием к врачу и плакала от боли и обиды, ко мне' участливо обратилась старш ая сестра поликлиники В . С . Савченко . Она и при зе та меня к С е р г е ю Павловичу, который, внимательно выслушав и осмотрев м еня , на значил лечение. Причем после приема того или иного н о в о го для меня лекарства < он самолично следил за реакцией организма на него. Т а к , при помощи этих людей я победила недуг и теперь хочу от всей души пожелать С е р г е ю Павловичу К ос тину и Валентине Серге евне Са в че нко _ всего только самого доброго и ” светлого, что есть в мире. С п а си б о вам огромное за ваше уч астие и сострадание к нуждающим ся . Будьте всегда и со всеми такими же душевными людьми. П . Б О Р И С Е Н К О , п. Коб. Кордон . ЗДОРОВЬЕ К У Е Т С Я Ф И З К У Л Ь Т У Р О Й С лечебной физкультурой в Се верном знаком если не каждый школьник, то большинство - - это у ж точно. При школе образовано семь г р у п п ’ где у Галины Михайловны Иво- ниной з ан и м аю т с я , ребята -с различными нарушениями в здоровье, осанке. Занятия здесь проходят интересно, грамотно, п<>Д м узыкальное сопровождение и четкие, ясные, целенаправленные команды преподавателя. Дети рады, что с помощью Галины Михайловны они на- • чали избавляться от недугов и комплексов. Преподаватель не нарадуется, с каким желанием и усер дием ее подопечные приходят на'занятия и у ж е достат о ч н о точно, красиво, и зящно выполняют даже сложные гим настические упражнения . К сож алению , есть еще р е бята, которые не м огут р е шиться на посещение групп « З д о р о в ь е » . А зря! В р е м я т е - ряет ся , здоровье у х удш а е т с я , красота и грация наруш аю т ся , тогда как ровесники все это восстанавливают без больших затрат времени. Т К О М И С С А Р О В А . Н А Ч У Ж О Й К А Р А В А Й . . . В нынешней ситуации прожить легче том у , кто. как теперь принято говорить, имеет свое дело, то е с ть берется за надежное денежное предприятие. на основе которого можно и самому пр окормиться, и семью прилично содержать, да' и кому-то помощь оказать. К о нечно. все это требует разво- ротливости и устремленности- Вероятно, ее ощутил Алек- . сандр I ' . , рабочий доручастка . В наших условиях выгодно иметь свою машину или трактор И то и другое при у м е лом использовании и крутизне хозяина стоять у забора не бу- тет. Техника с . конвейера явно ¡и; по к арм ану , а вот старепь- . кое и подремонтировать м ож но. Е с л и , конечно, запчасти найти. П равда , на дороге они не валяются Вы х од А л е к с а н д р нашел вполне достойный идее. З а п части надо достать , то есть попытаться отрем оптировать Д Т -7 5 если и не бесплатно, то за м а л у ю ц е н у . . Вообще-то наш Р О В Д уже неоднократно указы вал и доказывал на конкретных фак тах. что большинство краж из складов или пюдобньус помещений совершаются потому, что к сохранности ' материальных ценностей на ряде предприятий относятся плеватель- ски. Д а ж е тогда, когда' есть сто р ож а , воруют. * Вот так случилось и на этот раз. Буквально рядом с территорией Д Р С У находится га р аж и м астер ская П М К «Мелио- вод строн». А там есть то. что так нужно для ремонта личного трактора! В частности, направляющее колесо. Вообще- то в этом деле — собственном, частном бизнесе — любая блоха не п л о х а , все к делу пригодится . Тот же' редуктор обратного хо да с фрезерного станка, спаренный пускатель, понижающий трансформатор. В ероятно, все помнят, что до поры до времени П М К треста «М елиоводстрой » была предприятием крепким, высоко д ержала свою м а рк у и многое сделала для расширения п а шенных "и сенокосных, угодий многих колхозов района." Н о теперь от некогда процветающего предприятия не осталось- и малюсенького уч аст ка: з а крыли, сократили. А с осени 1996 года начался грабеж и м у щ е с тв а , Возможно , не одним Алек санд ром Г . , поскольку, закрыв участок, не вывезли технику. Вероятно, по этой причине к гараже оказался трактор именно такой же марки Д Т - 7 5 . След овательно, узлы и агрегаты одного трактора легко могли подойти к д р у г о м у , личному/ Так и перекочевал с места , на место топливный насо с . пусковой двигатель, а ' к ним и две каретки, выхлопная .труба с двигателя, коллектор . В с е сра з у установить не бы л о возможности. А посему все ворованное хранилось у х о рошо знакомого ' А л е к с а н д р а В-о . Н е иначе трактор, пр иобретенный в с . Чуваши , скорее всего у какого-то ф е рм ера , т р е бовал многого, если на его комплектацию ущла в ед осень 1996 года.' Одна из последних , а точнее, последняя вылазка за запчастями , произошла 28 ноября 1996 года, около 16 часов дня. Именно в этот день и в это время А л е к с а н д р Г . проник в м а с т ер ск ую и хотел, «приобрести» обойму на подшипник направляющего колес а , но не обнаружил ее. К о роче говоря, его, вылезшего через окно мастерской на улиц у , увидел бторож. И т а к , общий ущер б от кражи чужого имуществ а составил 6 млн. 79 тысяч рублей. Но все ворованное возвращено. Со с то я лся суд, уж е по-новом у Уголовном у К одек су Р о с сийской Федерации . И , согласно его статьи 73, .Александр Г . осужден на т [ $ года лишения свободы^ условно с и спы тательным сроком на два года. А А Р К А Д Ь Е В . Наш дом, наша улица Смотрю налево, смотрю направо... Вессына не талько пора любви, разлива рек, прилета птиц и первых цветов, но еще и нора генеральной уборки своей планеты — у с а дыбы, территории, деревни, села, где живешь. И всякий р аз искренне ра дуешься , когда под окном сво его же дом а , кабинета у ч р е ж дения, где работаешь, "пробивается зеленая травка, и не сквозь м у со р и . х л а м , а под метелку вычищенную л уж а й ку . > Что И! говорить, северяне в такие дни тож е не сидяТ сло ж а руки. К то днем раньше, кто днем по зж е , но навели порядок и возле жилья , и возле м еста своей-работы , да и в п а р ках , скверах тоже. Вот только наше П П Ж К Х не отовсюду вывезла отходы минувшей зимовки. Н о ав ось , вывезет. К о гда-нибудь. Я же с ейч ас не об этом. Вы давно приходили на б е рег Т артаса? Н у хотя бы со стороны нашего лрофучилища. Н е были? Тогда з о в у с собой — прогуляем ся . Вот и сверток с улицы Со ветской. Несколько домов частного сектора . У л и ц а Н а бережная. И з ве стны й всем овражек, по которому вешние воды ус тр ем ляю т ся в речку. В эти дни тут у ж е не бурлит; вода сошла. И можно бо чком, вдоль давно не новой, а поэтому частично ломаной ограды училища, пройти к берег у . А пака будем идти, д од у маем над вопросом: что за дорога' пролегла от гаража у ч и лища вдоль ! овражка к улице Советской . В двух метрах от нее прекрасна« дорога из плит, надежная и чистая, по ней бы и ездить, так нет ж е , не ездят. Видимо, берегут . А зато по колено в грязи упираются. Колеи такие, что ноги сломать не трудно; Д а и изгороди метров на пять, если не на все десять, как ветрам сдуло . Так что тут дорога — не однодневка. ■ Э т о мы с вами направо пo^ смотрели. А прямо та! Э х , Т а р т а с , Тартас! В о т ведь как разлился. Словно озеро. А в его водах», отражаю тся одетые молодой листвой зеленовато - бурые осины, белые, омытые первыми дождями, березы . .. И свинцовые воды, медленно, почти , незаметно текущие . С т р е мнины не видать. У берега и волны-то нет. Т а к , нечто ласкающее , целующее. Вот бы сейчас десяточек теплых, ж а рких дней! Все бы оделось, приободрилось. И река бы засверкала алмазами от радостного солнца'..-. Ну» я, каж ется , совсем з а гляделся на Тартас. Подняться на д а м б у , пройтись по ее гребню. И т а к , слева От меня тартас- ская акватория , а справа — пэушная территория. С этой стороны — ни забора, -ни изгороди, ни колышка от плетця. В се м ветрам раздолье. И — интерьер. П р оф те х уч и лищ е , как известно, строилось. Что-то возводилось давно, что-то в годы недалекие от нынешних. И каждый этап строительства • внес свою нетленную лепту в интерьер задворок. Серею т блоки, оставшиеся от фувда- ментов. бурею т кучи металлолома. Т ут не талько останки техники, но и куски рельсов , похожи х на трамвайные, тут и многое д руг ое . Бывало , с о берется народный контр ад ь на свое заседание , и учинит спрос за невывезенный и несданный вовремя металлолом! Л о м , это ж е — пищ а для мартенов, это же новые сельхозмашины, это ж е . . . К а ж е т с я , сейчас ничего не- наде; К а к говаривал известный эстрадный герой Юрия Тимошенко, пусть все гниет, пропадает пропадом ... А слева холодные волны Т а р т а са . О н так обрадовался весне, что решил отмыть от всего наносного а®тодрм проф- училища. И з воды только автопокрышки торчат, пунктиром обозначая -какие-то линии, ф и гуры. Н аверное , здесь все- таки мелко. Н о земли не видать. Потоп местного м асштаба. Е с л и же кинуть взгляд несколько вперед, то уж легче определишь фарватер реки, безлюдный, неприветливый. А справа неприветливо от гниющих стволов берез , осин, которые не пошли на стр ои тельство , н е пошли в "свое время н а - д р о в а , а теперь у ж е совсем никуда не годны. Что там ни говори, а мы донельзя расточительны. Н а собраниях, конференциях и тому нодоб- - ных сборах талдычим о бс*реж- . ном. бережливом отношении к л есу , о том. что теперь каждое бревно дорого стоит, а сами вот так: пропадай асе • пропадом, А что, ведь бр евна не .мое. Свое-то я бы давно на дрова испилил. Оно — ровное, без сучков, ие витое Впрочем , все это — на задао- рдах. На задворках террцто- I рий, на задворках взглядов и глаз. Ведь с фасада все при- прано, подчищено. Пусть хоть сам генерал с проверкой нагрянет. 'Гартасская дамба интересна Уже тем , что по ее периметру можно обойти, пожалуй , все Се верное с речной стороны И на каждой стометровке обяза- / тельно что-нибудь приметишь этакое, интересное то есть. В о т , к пр имеру, порожняя бутылка. Рядом с нею — формочка! — детская, синяя. В теплые деньки девчушка какая- нибудь песочный кулич пекла. А т у т , однако, она и за стакан сошла. А что, все — к делу . В о т , к бережку д ам ску ю т у ф л ю прибило. Н а д о же! Не повезл :( кому-то — потеряла. А , мож ет , за ненадобностью за огород выкинула, а весенний поток подхватил ее н . . . К а к а я же река без лодок! Они в этот час еще на зам ках. Д а и куда и'м плыть?. . В о т так и живем. Т а к и река /кивет. Вроде бы каждый сам по себе , а если в думаться , то один без другого никуда. В роде бы как два берега одной реки. Д а . вы сегодня как спали? Т яж е ло ? Пройдитесь по б е р е жку Т а р т а са , посмотрите налево, направо, прямо. В общем, куда глаз ваш поведет шею. А потом и в себя посмотрите. Маленький принц А н туана -С ем т Эк зюп ери м уд р е е , однако, нас , взр ослых , был. П р о сну в ш и сь, умывшись, он принимался з а самое важное: наводил порядок на своей планете. Ви- ■ димо, и на задворках тоже. А . Н Е З С К И И . ЗА КУЛЬТУРУ СЕЛА В процес се производственной, бытовой и хозяйственной ■ деятельности человека, в резу льтате отправления физиологических ф у нкций человеком и животными в населенных местах происходит образование и накопление большого количества отб росов, которые метут приносить большой вред. Первой ступенью к наведению са нитарного порядка на терриг тории населенных пунктов является благоустройство и озеленение улиц, скверов , пустырей, разбивка и закладка парков отдыха. Приводит ся в надлежащее состояние покрытие тротуаров, пр оезж ей , части ул иц, жилых усадеб , мест, неблагополучных в санитарном отношении, ромо5Нт общественных колодцев и водоразборных колонок. Благоустройство территории — наиболее трудная часть борьбы за образцовое санитарное состояние населенных пунктов. Именно здесь закладывается отношение населения к этому движению, пр оявляется активность и Заинтересованность всех служб и учреждений. При нерациональной организации сбора, хранения и обезвреживания отбросав они резко могут ухудшить санитарное состояние населенных м ест , зараж ая внешнюю среду , и становятся опасными для здоровья людей. Они могут загрязнять жилища и общественные здания, почву дворов и улиц. В таких отбросах, как фекалии, помои, м у со р , навоз, отходы питания, встречаются и длительно сохраняются возбудители брюшного тифа, паратифов. дизентерии,- туберкулез а , сибирской язвы. Кроме патогенных бактерий, нечистоты содержат яйца глис тов, которые, попадая с отбросами в поочву и созрев ая до инвазионной с та дии. могут попасть в воду, з а грязнять овощи и заноситься в жилищ е. С л е д у е т также помнить, что в отбросах могут н а ходиться вирусы полиомиелита и болезни Боткина. При длительном хранен ии во д во р а х ,’ а также на свалках отбросы привлекают крыс и мышей, к о торые тоже могут являться переносчиками некоторых з а р азных заболеваний. Кроме того, они наносят огромный материальный ущ ер б . К р о н у непосредственного заражения путем 'контакта огромную роль в передаче инфекции играют м у хи . Привле каемые запахом отбросов, м у хи откладывают в них яички Полный цикл развития мухи составляет от нескольких ней до 7 недель, в зависимости от температуры нозДуха и внутри самих отбросов. Ск о пл е н и е органически* отбросов вызывает загрязнение почвы, из которой патогенные микроорганизмы и яйца гельминтов могут п о п а с ть « по дземные воды, открытые водоемы и загрязнять источники водосн абжения. В такам сл у чае инфекции распространяет ся через воду. Поддержанию уже достиг нутого уровня санитарного оо с тояния служ ат дни, а затем месячники чистоты. С 25 ап реля начался месячник пи благоустройству. Ответственность за своевременный вы воз отходов при этой систем е очистки .несут органы к ом м у нального хозяйства Давайте же все примем а к тивное участие в очистке и благоустройстве нашего ’ с ел а , наших усадеб! П р е с с- сл уж б а Ц Г С Э Н .
RkJQdWJsaXNoZXIy