Никулин В. Арктический переход //Ордынская газета.- 2013.- № 79.- С. 6

0RDYNSK.N50NEWS.RU «Ордынская газета» № 79 10октября 2013 года Арктический • Конкурс «Комсомольская юность моя» и наша база - Советская Гавань. Ждали очереди в док, когда нео­ жиданно прозвучал сигнал бое­ вой тревоги: срочно подготовить корабль к выходу в море. Запра­ вились топливом, водой, приня­ ли боезапас, снаряды, глубинные бомбы и вышли по готовности номер один. Командир корабля по радио объявил, что в Венгрии произошел переворот, наши тан­ ки уже входит на ее территорию. Вооруженные Силы СССР приве­ дены в боевую готовность. Под­ водные лодки НАТО двинулись к нашим берегам. Мы срочно провели комсо­ мольское собрание, где говорили о серьезности положения и си­ туации, приближенной к боевой, о необходимости проявления особой бдительности на боевых постах. Через некоторое время аку­ стик услышал шум винтов ино­ странной дизельной лодки, доложил командиру. На лодке поняли, что их обнаружили. Она маневрировала, меняла курс, сто­ порила машины, старалась уйти от преследования. Объявили бое­ вуютревогу, но команды бомбить так и не последовало. Командир корабля не мог самостоятельно принять такое решение, а из шта­ ба флота была команда только преследовать. Лодка ушла в ней­ тральные воды. Несколько суток мы вели поиск, потом вернулись на базу. За высокое воинское ма­ стерство всем комсомольцам Владимир Никулин в годы службы на флоте (1954-1958 гг.) Вледовом плену в проливе Лонга объявили благодарность, а мне как секретарю комсомольской организации вручили Почетную грамоту ЦК ВЖСМ за подписью первого секретаря ЦК ВЖСМ Се­ мичастного. Все участники этого арктиче­ ского перехода получили жето­ ны «За дальний поход». Переход длился три месяца; мы видели только голые скалы, серое небо, серое море, айсберги, льды с на­ селяющими их моржами, тюле­ нями, белыми медведями. И - ни с чем не сравнимое северное сия­ ние. Владимир НИКУЛИН р. п. Ордынское С огромной ностальгией вспоминаю годы комсо­ мольской юности. До сих пор хра­ ню билет члена ВЛКСМ. Комсомол - часть моей жизни. Комсомольцем я стал, когда учился в десятом классе Ордын­ ской средней школы. Пытались с другом Борисом Савицким по­ ступить в НИИВТ, но не прошли по конкурсу и подали документы в геологоразведочный техникум. Тогда была сложная международ­ ная обстановка, и почти всех сту­ дентов призвали в армию. У нас с Борисом был выбор: служить три года в пехоте или пять лет на флоте. Выбрали флот. Попали во Владивосток. После прохождения курса молодого матроса я был на­ правлен в бригаду ОВРа (охрана водных рубежей) и стал служить на малом охотнике за подводны­ ми лодками. Через полтора года я попал в спецкоманду, и нас отправили в Североморск, где мы получили новые боевые корабли, которые назывались большими охотника­ ми за подводными лодками. Ста­ ли готовиться к длительному пе­ реходу северным морским путем. Меня избрали секретарем комсомольской организации ко­ рабля. Провели комсомольское собрание, где обсудили всю се­ рьезность этого перехода. В начале июля 1956 года мы в составе эскадры из сорока двух кораблей вышли в путь в сопро­ вождении ледоколов «Ермак», «Москва», «Капитан Воронин», «Капитан Белоусов». В эскадре ..были два новейших крейсера - «Пожарский» и «Синявин», две­ надцать дизельных подводных лодок, сторожевые корабли и дру­ гие транспортные суда. Пройдя Баренцево и Карское моря, эскадра прибыла на остров Диксон и стала на рейде в ожи­ дании благоприятной ледовой обстановки в проливе Вилькиц- кого. Через некоторое время мы в сопровождении ледоколов прош­ ли этот пролив, затем - море Лаптевых и Восточно-Сибирское море; дошли до Чукотского моря, к которому вел пролив Лонга, разделяющий остров Врангеля и материк. Тут-то все и началось, а именно двухбалльное сжатие льдов; наши корабли попали в ледовый плен. Ледоколы не справлялись со своими задача­ ми, корабли стали крениться, их в любую минуту могло разда­ вить льдами. Воды не было вид­ но - только льды, льды, льды... Команды боролись за живучесть кораблей. Лед пилили цепя­ ми, взрывали. Положение было очень сложное. И тогда из бухты Провидения вызвали дизель- электроход «Енисей» ледокольно­ го класса, и наши корабли были освобождены из ледового плена. Двое суток отдыха в бухте Прови­ дения, затем Камчатка, Сахалин

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2