ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ 9 мар&а 1962 „г. № 31 (3078) Пленум Центрального Комитета КПСС ( П р о д о л ж е н и е . Н а ч а л о на 1-й с т р .) Если мы этой задачи не решим, то поставим страну перед большими трудностями, делу строительства коммунизма будет нанесен серьезный ущерб. Мы долж ны отдавать себе отчет в том, что потребности в продуктах питания быстро растут , а в дальнейшем они будут расти еще быстрее. И это вполне понятно. Увеличивается население, повышается уровень реальной заработной платы , растут доходы трудящ ихся . С 1953 года население в стране ув еличилось на 29 миллионов человек, в том числе городское на 28 миллионов. Доходы труд ящ их с я , с учетом с н и ж ени я налогов и отмены подписки на заем, возросли почти на 42 миллиарда рублей. Эти деньги люди тра т я т на приобретение продуктов, одежды, обуви. Тов . Х рущ е в приводит разительные цифры, показывающие, к а к значительно с 1953 года по 1961 год возросла продажа через государствен ную торговлю наиболее цен ных продуктов питания. З а это время потребление продуктов на д у ш у населения увеличилось на 3 5 —50 процентов при условии, что на селение выросло на 29 миллионов человек. Н. С. Х р ущ е в далее под черкивает, что темпы роста сельского хозяйства сдерживались травопольной системой земледелия и мы, говорит он, столкнулись с трудностями в организации бесперебойного снабжения населения мясом и некоторыми другими продуктами. Сказалось т а к ж е п то, что одержанны е успехи у некоторой части наших кадров вызвали зазнайство и самоуспокоенность. Многие руководители ослабили внимание к сельскому хозяйству, к н у ж дам колхозов и совхозов. В результате ослабления руководства сельским х о зяй ством поставлено под серьезную у гр о зу выполнение семилетнего пл ан а производства сельскохозяйственных продуктов. По семилетнему пл ану намечалось, например, в 1961 году собрать 9 ,4 миллиарда п у дов зерна, фактически собрано 8 , 4 миллиарда пудов ; соответственно проектировалось произвести мяса в убойном весе 1 1 ,8 миллиона тонн, ф а к тически произведено 8 , 8 миллиона тонн; м олока—7 8 ,4 м и л лиона то нн , фактически—6 2 ,5 миллиона тонн. Тов . Хрущев затем приводит расчеты, сделанные по поручению Центрального К о митета п артии Госэкономсове- том в отношении потребностей в сельскохозяйственных пр о д у к та х на ближайшие годы в расчете на д у ш у населения. В 1 9 6 2 году(по плану): мяса на д у ш у н ас е лен и я—42 кг , молока и молочных продук то в—2 66 к г , я и ц —127 шт ук , с а х а р а —34 кг. Т р е б у е т с я для более полного удовлетворения потребностей: в 1963 г . —м я с а—58 к г ,мо лока и молочных продуктов— 343 к г , яиц —135 ш тук , саха ра—38 кг; в 1964 г . , соответственно, 61 кг, 365 кг, 142 штуки и 41 кг; в 1965 г . — 64 кг, 386 кг, 150 ш т у к , 44 кг; в 1970 г. — 90 — 100 кг, 4 6 7 к г , 260 штук, 44 кг; в 1980 г . - 90 - 100 кг, 467 к г , 365 шт ук , 44 кг. Ч тобы удовлетворить потребности населения в пр о д у к т а х питания по указанным нормам, надо довести производство сельскохозяйственных продуктов в стране, с учетом д р у г и х потребностей государства, до следующих [’размеров по годам: Зерно (миллиардов пудов) Мясо в убойном весе (миллионов тонн) Молоко (миллионов тонн) 1961 год (фактически) 8,4 8,8 62,5 Нужно производить продуктов для более полного удовлетворения потребностей: 1962 год 10,0 12,9 85 1963 год 10,5 14,0 92 1964 год 11,0 15,0 99 1965 год 11,7 16,1 105 1970 год 14,0 25,0 135 1980 год 1 8 - 1 9 3 0 - 3 2 1 7 0 - 1 8 0 П ри т а к и х о б ъ е м а х п р о и з в о д с т в а в р а с ч е т е на 1 0 0 г е к т а - р о в п а ш н и к о л х о з ы и с о в х о з ы д о л ж н ы п р о и з в о д и т ь (в ц е н т - н е р а х ) : Мяса Молока на 100 Зерна в убойном гектаров всех сельскохозяйствесе венных у годий 1961 год 622 40 121 Н уж но производить дл я удовлетворения потребностей: 1962 год 729 58 170 1963 год 756 61 183 1964 год 795 65 197 1965 г о д 825 69 208 1970 год 944 103 265 1980 г о д 1100—1200 1 1 7 - 1 2 4 3 2 7 - 3 4 7 П о д в ер г н у в г л у б о к ом у ана л и з у в о зм ож н о ст и с траны , возможности союзных республик, тов. Хрущев убедительно показывает реальность намеченной программы резкого увели чения производства сельскохозяйственных продуктов. Речь идет прежде всего об изменении структуры посевов, решительном переходе с паротравопольной системы земледел и я на пропашную. При тра вопольной системе 52 миллиона гектаров пахотной земли з анято чистыми парами и травами, дающими мизерные у ро ж а и . Необходимо увеличить посевы к у куру зы , бобовых, сахарной свеклы на ко рм—к у л ь т у р , дающих высокие урожаи и большой экономический эф фект. С площади, ныне занятой травами и иарами, говорит тов. Хрущев, можно собрать 220 миллионов тонн кормовых единиц против 25 ^миллионов тонн, полученных в 1961 году. Е с л и две трети этих кормов использовать д л я производства мяса, а одну треть д л я производства молока, то можно получить: мяса (в убойном весе)—12 "миллионов тонн и молока — 60 миллионов тонн. Осуществить полностью т а кое изменение структуры посевных площадей в 1962 год у , видимо, не удастся, говорит тов. Хрущев. Использование земель, занятых сейчас травами и парами, под такие ценные культуры, как к у к у р у з а , сахарная свекла, горох, кормовые бобы, потребует оснащения колхозов и совхозов дополнительным количеством техники для посева, обработки и уборки у р о ж а я . По поручению Ц К работники объединения «Союзсельхозтех- ника» сделали расчет, сколько и каких машин потребуется д л я того, чтобы освоить под пропашные ку л ьту ры н а званные выше площади. Эту те хн ику нуж но поставить сельскому хозяйству в определенные сроки. Внедрение пропашных к у л ь тур требует и дополнительного количества минеральных удобрений. В текущем году у нас та кж е ограничены р е сурсы семян кормовых бобов, гороха и сахарной свеклы. Но и при этих условиях надо максимально использовать на ши возможности д л я того, чтобы у ж е в 1962 году серьезно улучш ить с т руктуру посевных площадей. Главное, еще раз подчеркивает тов. Хрущев, надо л у чш е использовать землю, освободиться от пут травопольной системы земледелия, коренным образом перестроить руководство сельским хозяйством. Далее в докладе показана несостоятельность травопольной системы земледелия, преодоление последствий которой я в л я е т с я важнейшей задачей; поставлены узловые задачи перед сельскохозяйственной наукой . Б о л ь ш а я часть докл ада пос вящ ена вопросам управления сельским хозяйством. Хотел бы подчеркнуть, говорит тов. Х рущев , что я веду речь не об общем руководстве, а именно об управлении сельскохозяйственным производством. Учреждений, которые осуществляют общее руководство сельским хозяйством, у нас более чем достаточно, а вот органа, который оы управлял сельским хозяйством, занимался организацией производства и заготовок, глубоко вникал в нужды колхозов и совхозов, направлял развитие каждого хозяйства в отдельности,^добиваясь наиболее эф фективного использования земли,—такого органа управления у нас нет. Не было его по существу и за все годы Советской власти. Сельское хозяйство было и остается малоуправляемым. Президиум Ц К , говорит тов. Хрущев, выносит на обсуждение Пленума та кое предложение: создать в областях колхозно-совхозные или совхозно-колхозные производственные управл ения, в зависимости от того, к а к а я форма хозяйства преобладает — колхозы или совхозы. Мы считаем, что создавать два управления отдельно—колхозное и отдельно совхозное не следует. Надо, чтобы в к аж до й республике, крае, области разработали с труктуру производственных управлений в зависимости от количества колхозов и совхозов с тем, чтобы управления не были громоздкими. Большинство товарищей при обсуждении склонялось к тому, чтобы управления были не районными, а межрайонными, территориальными производственными управлениями. Думаю, это правильно. Если управления будут районными, то они выродятся в районные отделы сельского хозяйства, от которых мы отказались. Видимо, отмечает, тов. Х рущев, управление должно строиться на какой-то демократической основе, так ка к оно будет заниматься и колхозами и совхозами. Возглавлять управление будет председатель совета производственного управления, в состав которого войдут наиболее опытные председатели колхозов, директора совхозов и специалисты, а возможно секретари райкомов партии и председатели райисполкомов. Главное в деятельности производственных колхозносовхозных уп равлений заключается в подборе и обучении кадров, в перенесении лучшего опыта передовых хозяйств во все колхозы и совхозы. В районе новые управления будут опираться на опорный колхоз или совхоз. В лице опорно - показательных хо зяйств найдена хорошая форма о казания помощи другим колхозам и совхозам. В производственных управлениях долж ны быть инспектора—организаторы на определенное количество колхозов и совхозов. Д л я колхозов и совхозов, объединяемых управлением, определяется план производства. В плане будет предусмотрено, сколько хозяйство должно произвести продуктов. Управления обязаны следить за тем, чтобы обеспечивалось выполнение плана , управлять хозяйством, давать задания, находить резервы, организовывать производство продуктов, осуществлять контроль. Видимо, нам следует более настойчиво вводить контрактацию сельскохозяйственных продуктов, продолжает тов. Хрущев . Думаю, целесообразно иметь какой-то договор и с совхозами с тем, чтобы руководители совхоза знали, какое количество и каких продуктов обязан поставлять совхоз государству. Нам следует обменяться мнениями, говорит тов. Х р у щев, и по такому вопросу: нужно ли сохранить комитет заготовок или передать e r a функции п рои зводс тв ен ны * управлениям . Необходимо продумать и такой вопрос: может быть целесообразно иметь в производственном управлении освобожденного парторга ЦК или обкома партии и двух-трех инструкторов. Производственные колхозносовхозные управления, видимо, целесообразно подчинить областному, краевому, республиканском у комитетам по сельскому хозяйству. Далее в докладе ставится вопрос о создании комитетов по руководству сельским хозяйством в республиках, кр а ях и областях, возглавляемых первыми секретарями ЦК на циональных компартий, край комов и обкомов. Комитет по руководству сельским хозяйством, отмечает тов. Хрущев, нуж но иметь и в Союзе. Возгл авля ть его, вероятно, дол жен заместитель Председате- л я Совета Министров. Тов. Хрущев затем говорит о той большой материально-технической помощи, ко торая оказана сельскому хозяйству после сентябрьского Пленума Ц К 1953 го да. Однако за последние 2 —3 года, отмечает он, у нас ослаблено внимание партийных и советских органов, работников промышленности к вопросам усиления материально-технической помощи колхозам и совхозам. Президиум ЦК счи та ет , за я в л я е т докладчик, что сейчас необходимо разработать конкретную программу усиления материально-технической помощи сельскому хо зяйству. Приведя расчеты « С о ю з ^ сельхозтехники» о потребностях расширения машинного парка в сельском хозяйстве, тов. Х рущев отмечает, что предстоит удвоить выпуск сельскохозяйственной те хники . Это т р у д н а я задача, говорит он, мы ее, конечно, не решим в один год или д а ж е в два- три го да. Но взяться за осуществление этой задачи надо немедленно, чтобы максимального результата добиться у ж е в ближайшие 2 —3 года. Надо заинтересовать людей в лучш ем использовании земли и техники , говорит далее тов. Х рущев . Д олж н а быть дополнительная оплата, чтобы к а ж ды й работник был з а и н т е - ^ ресован в повышении производительности труда. (О кончание н а 3-й стр .)
RkJQdWJsaXNoZXIy