К"Hfrftuu П О Б В ~ ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ/ ОРГАН КОЧЕНЕВСКОГО РАЙКОМА КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Иц РАТОННОГОу СОВЕТА ДЕПУТАТОВ ТРГДЯЩ № 99 (3546) Вторник, 19 августа 1969 г. Иска 2 кол. Р А Б О Ч К О М И УБОРКА УРОЖАЯ Наступил наиболее ответственный период сельскохозяйственных работ, подведение итогов напряженного труда механизаторов и полеводов района — уборка урожая. Большинство совхозов комплексно подготовились к этому и успешно приступили к косовице гороха, ячменя, кукурузы, многолетних трав. Уборка нынче потребует большого напряжения всех сил и возможностей людей, занятых на полевых работах. Успех дела будет зависеть от хорошей организации труда и личной ответственности за судьбу урожая каждого механизатора. В связи с этим профсоюзным организациям, рабочкомам и месткомам необходимо усилить организаторскую работу с людьми, постоянно осуществлять контроль за культурно-бытовым обслуживанием механизаторов, действенно руководить социалистическим соревнованием. Правильно поступили рабочие комитеты Кремлевского, Краснославянского, Чикского и Коченевского совхозов, которые не дожидаясь, когда комбайны выйдут на поля, заранее начали подготовку к жатве, организовали и провели смотры готовности отделений и ферм к уборке, обсудили планы уборочных работ. Все механизаторы в этих хозяйствах приняли индивидуальные повышенные обязательства. Разработаны и доведены до рабочих условия соревнования и и меры морального и материального поощрения. Проявили заботу о подборе поваров, поэтому сразу же с началом уборочной страды открыты полевые столовые с разнообразным меню, дешевыми обедами. Все вагончики оформлены наглядной агитацией. Готовы к выезду в поле и агитхудожественные бригады, организован ежедневный выпуск бюллетеней соревнования, молний и «боевых листков». Однако не все рабочие комитеты в полной готовности вступили в уборку урожая. Непонятное равнодушие к быту людей и организации социалиНА 60 ГЕКТАРАХ Подборку ячменя начали механизаторы третьей фермы Верх-Карасукского совхоза Василий Дергаусов, Владимир Акенынин, Александр Коротков и Анатолий Бетминов. Хлеборобы дорожат каждым погожим часом, работают по- ударному. Ранняя культура обмолочена на шестидесяти гектарах. Вместе с подбором ячменя хлеборобы приступили к косовице пшеницы. Здесь хорошо трудятся комбайнеры М. Макаревич, В. Пуженко и Н. Акень- шин, каждый из которых выполняет норму на 120—130 процентов. ___ ___ В. НАПРИМЕРОВ, секретарь парткома стического соревнования на уборке урожая проявляют рабочкомы Ленинского, Шагалов- ского, Лесного, Дупленского и Верх-Карасукского совхозов. Здесь все еще не обсудили планы уборочных работ, до агрегатов, отделений и ферм не доведены задания, медлят с развертыванием индивидуального соревнования. Несмотря на то, что широким фронтом идет уборка кукурузы, все еще не организована доставка обедов к агрегатам, не привлечены к культурно-бытовому обслуживанию людей, занятых в поле, учреждения культуры и работники торговли. Неорганизованность, равнодушие руководителей профсоюзных комитетов к быту людей, организации социалистического соревнования снижает производительность труда и темпы уборочных работ. Время не ждет, со дня на день начнется массовая уборка зерновых культур. Рабочкомам и местным комитетам, админи- t страции совхозов, необходимо щ принять срочные меры по соз- = данию хороших культурно-бы- = товых условий для тех, кто ре- = шает судьбу урожая. Оборудо- = вать полевые станы, тракторные | вагончики, общежития для при- = влеченных на уборку рабочих, | обеспечить их постельной при- Е надлежностью, радиоприемни- е ками, настольными играми, би- : блиотечками, организовать еже- \ дневную доставку свежих га- j зет и журналов, показ кинофи- : льмов, концертов художествен- ; ной самодеятельности. Проя- • вить заботу об организации ; трехразового общественного пи: j тания и культуру обслужива- j ния. Наладить постоянную работу автолавок и развозной торговли. Организовать действенное соцсоревнование между отделениями, фермами, бригадами, агрегатами за отличное качество полевых работ. Хорошо налаженное социалистическое соревнование, организаторская работа с людьми — залог успешного проведения полевых работ и выполнения плана продажи зерна государству. Долг каждого руководителя профсоюзного комитета совхоза — сделать все, чтобы люди, занятые на уборке, видели в них внимательных, чутких работников, организаторов трудного и нужного дела. , г / # • ........ Вот и настала страдная пора. С волнением встреча ет ее каждый истинный хлебороб. Это и понятно: ж а т ва венчает труд земледельца, приносит ему несказан ную радость. С гордостью выехал на поля и комбайнер третьей фермы Верх -Карасукско го совхоза Александр Коротков. Он ведет обмолот валков ячменя. В здешних ле систых местах оказалось достаточно влаги и урожай сравнительно неплохой. Убрать хлеб быстро и без потерь — к этому призвали в своем обращении мастера жатвы нашего района. Александр Коротков хорошо сознает это: хлеб — богатство Родины. Потому он старательно убирает к аж дый колос. На снимке: А. КОРОТКОВ . Фото В. МОИСЕЕВА. Больше внимания животноводству С Е Л Ь Х О З О Б О З Р Е Н И Е Комментирует начальник производственного управления И. П. Мантуликов. Сведения о производстве молока на 1 августа. Совхозы Надоено на корову в кг Больше, меньше прошлогодн. 1321 —261 1042 -436 1857 —122 1586 —107 1609 —99 1796 +73 1252 —209 1649 +82 1378 —81 1466 —170 1581 +54 1343 —86 1466 —136 последние два гоВ-Карасукский Дупленский Коченевский Краснославянский Кремлевский Ленинский Лесной Лесная поляна Раздольный Целинный Чикский Шагаловский По району да резко снизил выход продукции на коро- Еу. Только в нынешнем году он недобрал более четырехсот килограммов молока. И это происходит, когда все совхозное стадо обновлено. Малопродуктивные коровы заменены породистыми. Условия содержания гуртов в летнее время в этом хозяйстве лучшие в районе. По сравнению с другими совхозами дупленцы лучше обеспечены постоянными кадрами доярок и скотников. Однако надои остаются мизерными. В самое благоприятное время они были не больше восьми килограммов на корову, а сейчас снизились до шести. Причина кроется в одном: животноводство здесь пущено на самотек. Руководители хозяйства не вникают в сущность недостатков, отдав их на откуп специалистам среднего звена. Большие и малые руководители крайне редко бывают на выпасах, не интересуются нуждами доярок, не анализируют причины снижения выхода продукции, ее качества. Нынче травостой был особенно хорошим, и при правильной организации пастьбы можно было получить значительно больше валового и зачетного молока, но в действительности вышел очень большой разрыв. Если на первое июля хозяйство недодало 190 килограммов молока, то за последующий месяц разрыв увеличился еще на 46. Такое,положение, видимо, устраивает директора совхоза т. Семенова и секретаря парткома т. Ерохина, главного зоотехника т. Тренева. Ведь на их глазах происходит резкий спад рентабельности животноводства, но действенных мер не принимается. А мясо-молочное производство там дает до 70 процентов общего дохода. Не лучшее положение в В-Карасукском совхозе. Хозяйство увеличило разрыв по сравнению с прошедшим месяцем на пятьдесят килограммов, а к уровню прошлого года надой ниже на 261. Спад выхода продукции начался весной. Гурты вышли на выпаса рано, в поле не было достаточного травостоя, не давали животным и подкормки. Совершенно отключились от работы главный зоотехник т. Беляев, ветврач т. Максименко. Даже сейчас, когда есть возможность пасти скот по отаве многолетних трав, давать зеленую массу кукурузы, в среднем по совхозу от каждой коровы надаивают по шесть килограммов молока. Здесь также, как и в Дупленском, нет настоящей работы с людьми, не развернуто действенное социалистическое соревнование за большое молоко. Директор совхоза т. Пучков только обещает, что молоко будет, но проходит лето, а его нет. Еще тревожнее состояние животноводства в Раздольном совхозе (директор т. Шевченко, секретарь парткома т. Баранов). В этом хозяйстве скомплектовано племенное стадо. Но полное пренебрежение выполнению основых зоотехнических требований привело к его обезличке. Высокопродуктивные коровы зачастую остаются недо- доенными, запускаются, рацион кормления не соблюдается. Надои в этом стаде быстро падают. В зимнее время на первом отделении получали от коровы по восемь килограммов молока в сутки, а летом только по 4. Хозяйство за последние два года имеет самый низки',i выход продукции на корову — 1900 килограммов в год. Директор совхоза т. Шевченко решил взять на себя обязанности главного зоотехника и отпустил т. Кварацхелию в отпуск, и это в такое напряженное время, когда глаз специалиста особенно нужен в гуртах и бригадах! Из такой, с позволения сказать, работы по совместительству у директора ничего не вышло. Наоборот, от неправильной организации пастьбы по отаве люцерны несколько коров пало. Заметно снизились надои в летние месяцы в совхозах «Лесной» и «Лесная поляна». Для увеличения надоев в самое ближайшее время необходимо в гуртах организовать пастьбу животных по отаве многолетних и естественных трав, вводить в рацион корнеплоды, обеспечить скот хорошим водопоем. Все зерновые отходы использовать на концентраты. Начиная с сентября, рекомендуется в ночное время ставить животных в помещения, организуя интенсивную подкормку. Нельзя забывать о кадрах. Наступает осень. В бригадах должны быть оборудованы бытовые комнаты, где скотники и доярки смогут получить горячую пищу, укрыться от непогоды. В целях дальнейшего повышения продуктивности следует еще шире развернуть соревнование среди доярок и скотников, между бригадами и фермами. Заинтересовать животноводов материально. Перед руководителями хозяйств специалистами, бригадирами, рядовыми тружениками стоит ответственная задача наверстать упущенное, принять все необходимые меры для успешного выполнения взятых обязательств, рассчитаться с государством по продаже продукции животноводства.
ш ш ш f JOЛЕНИНСКИММЕСТЯМ ш ш д ш » ш В жизни человека бывают случаи, которые остаются в памяти на долгие годы. Для меня , такими явились встречи с ленинскими местами. Просматриваю свои записи об экскурсии в Москву летом 1965 года... Раннее утро, а мы, группа экскурсантов-сибиряков, уже на Красной площади, чтобы занять первыми очередь в мавзолей В. И. Ленина. Но ошиблись: здесь уже много людей. Стал накрапывать дождик. Все стоят. Дождь пошел сильнее, но никто не уходит. Так велика тяга к Ильичу. Через три года я стою в ограде дома-музея Ульяновых в городе на Волге, где родился Ильич. Впереди нас группа людей пожилого возраста. Один мужчина, показывая рукой на надворные постройки в ’ ограде, на дом, в котором жили Ульяновы, говорит: — Здесь святое место... Вернувшись из Ульяновска, я систематизировал свои записи и стал выступать с лекцией «На родине Ленина». На каждую .прочитанную лекцию заполняется путевка, на обратной стороне которой организатор лекции пишет отзыв. Обычно эти отзывы пишут, не сговариваясь, трафаретно, «Лекция понравилась, прочитана доходчиво и интересно»... Но вот после чтения двух лекций «На родине Ленина» я вижу на обороте: «Нам особенно понравился эпизод о святом месте». Движимый чувством побольше узнать о В. И. Ленине, я недавно посетил Шушенское— место ссылки Ильича, где он пробыл три года. Экскурсионный автобус идет по Кызылскому тракту, где раньше проходила тележная дорога, по которой не раз ездил Ильич. Мы останавливаемся у довольно' высокой горы, получившей название Думной. Экскурсовод рассказывает, что в одну из поездок Владимир Ильич спросил везшего его крестьянина, почему народ назвал эту гору «Думной», крестьянин ответил, что, когда обоз подходил к этой горе, мужики смотрели вверх и думали, с каким трудом им придется подниматься на нее. - Мы перед домом крестьянина Зырянова, у которого Владимир Ильич прожил год и девять месяцев. Не зарастет народная тропа к ленинским местам. Группа взрослых и школьников ожидают своей очереди. Какой-то самодеятельный художник разместился под развесистым тополем и рисует дом Зырянова. Группа пионеров в пилотках, белых рубашках и кофточках, с красными галстуками на груди выстраивается перед домом, и руководитель обращается к ребятам: — Перед вами одно из священных мест, связанных с именем Ленина. Войдемте же в него... Ребята с волнением и трепетом входят в музей, внимательно слушают объяснения, смотрят экспонаты. На долгие годы запомнят они волнующие минуты. А люди все идут и идут... Экскурсовод сообщает, что в летние месяцы самое большое число экскурсантов — три тысячи человек, а самое меньшее — 800. Как и всякого, посещающего Шушенское, меня взволновал контраст села того времени и сегодняшнего дня. На все село была школа с учителем и 30 учениками. Здания щжолы не было — уроки проводили, кочуя из дома в дом учеников. Зато много было заведений, одурманивающих народ: церковь, два кабака, четыре шинка. Сейчас в Шушенском три средних, начальная и восьмилетная школа-интернат, сельскохозяйственный техникум с 1/00 учащимися, птицефабрика, завод сухого молока. В ближайшее время Шушенское будет городом, в котором 33 ' дома примут такой вид, какой они имели во времена ссылки В. И. Ленина. Это будет мемориальная зона. Когда экскурсовод закончил рассказ, одна старушка выразила недовольство, заявив: — Если уж делать по-доброму, то и церковь надо поставить: ведь Ленин здесь венчался с Надеждой Константиновной. Церковь — вон там стояла, — показывает она рукой на площадь, — где цветы посажены. Мы понимаем желание бабушки, но не разделяем ее мнения и разъясняем, что Ильич венчался не потому, что был верующим, а потому, что нужно было оформить законный брак. Оформляла же его церковь. Бабушка, поняв в чем дело, соглашается с нами. В доме Зырянова с волнением смотришь на подлинные вещи, которыми пользовались Ильич и Н. К. Крупская: камышовая ручка для письма, стулья, кровать, барометр. Вот книга Ленина «Развитие капитализма в России», изданная в С.-Петербурге в 1889 году с надписью П. Н. Лепешин- ского: «Настоящий том был подарен мне Владимиром Ильи- чем в период нашей эмиграции (Женева, 1904 или 1905 г.) 1/XI-39 г.». А написана эта книга в Шушенском, в доме крестьянина Зырянова, при свете керосиновой лампы, которая сейчас находится в музее. С. ВОРОНОВ. КОЛЛЕКТИВ и личность Проблема коллектива — одна из наиболее актуальных в советской педагогической науке. Подводя итоги полувекового ее развития, мы имеем все основания утверждать, что разработка теории детского коллектива, разработка методики коллективного воспитания является большой заслугой советских ученых. В жарких спорах развивалась эта теория в 20 и 30-е годы. С ее развитием связаны имена таких крупнейших советских педагогов, как Луначарский, Крупская, Блонский, Пи- страк, Пинкевич, Макаренко, Аркин, Ривес. Высказанные ими идеи прошли проверку в опытно-показательных учреждениях Наркомпроса, в воспитательных учреждениях, возглавляемых Антоном Макаренко, в массовом опыте лучших школ и внешкольных учреждений послевоенного времени. И не только прошли проверку, но и получили свое дальнейшее развитие. Воспитание в коллективе и через коллектив стало незыблемым принципом советской воспитательной системы от детского сада и школы до Еуза и производства. Однако в последние годы споры по проблемам коллективного воспитания возобновились. Они связаны с выявлением закономерностей взаимодействия коллектива и личности, с выявлением истинной роли коллектива в ее развитии. Причин для возникновения споров более чем достаточно. Во-первых, проблема коллектива и личности сейчас стала той осевой проблемой, вокруг которой ведется идеологическая борьба. Во-вторых, по мере увеличения населения и развития средств массовой коммуникации растет роль общения, а значит, и роль коллективов в жизни людей, как взрослых, так и детей. В-тре- тьих, в жизни советского общества произошли существенные изменения. Изменилась сетка составляющих его коллективов, их структура. Изменился характер связей между коллективами детей и взрослых. Изменились функции коллективов по отношению к личности. Изменился объект педагогических воздействий — человек сегодняшнего дня — ребенок, подросток, юноша. Все эти изменения не могут не влиять на характер взаимоотношений между коллективом и личностью, не могут не вызывать размышлений, направленных на уточнение уже известных закономерностей коллективного воспитания, на выявление новых, нам еще не известных закономерностей. Потребность в таких размышлениях усиливается еще и потому, что развитие философии, социологии, социальной и педагогической психологии дает соответствующую пищу, побуждает нас к пересмотру наших позиций, к их "уточнению. А там, где размышления, там и обмен мнениями, и разные позиции, и споры. В этих спорах и дискуссиях интересного много. Однако ряд вопросов пока не решен, да и не может быть решен, пока рассматриваются лишь частные проблемы коллективного воспитания, пока каждая из них решается изолированно, пока не рассмотрена сложившаяся теория воспитательного коллектива в свете современных данных других социальных наук, объективно не проанализирован сложившийся за 50 лет практики опыт коллективного воспитания. Задача рассмотреть проблему коллектива и личности как педагогическую проблему под углом зрения современных научных знаний и, базируясь на современной практике воспитания, была поставлена в 1964 году перед проблемной лабораторией «Коллектив и личность» в Научно-исследовательском институте теории и истории педагогики Академии педагогических наук СССР. Вот основные направления ее научного поиска. Первое из них связано с разработкой научно обоснованной классификации воспитательных коллективов в советском обществе. Влияние коллектива на человека зависит прежде всего от того, каков этот коллектив, какие задачи перед ним ставит общество, какова его основная функция по отношению к человеку Коллектив вуза или школы, спортивного клуба или научного студенческого общества, комсомольской организации или пионерской дружины, ученической бригады или ученического отряда — все они разные как по задачам, так и по влиянию. Пока в педагогике нет общепризнанной, научно-обоснованной классификации всего многообразия функционирующих коллективов. Создать ее — важнейшая задача. Второе направление связано с изучением системы коллективных связей и отношений, образующих своеобразную атмосферу коллектива, его психическое поле. В том, что такое поле существует, что оно ПРАЗДНИК АВИАТОРОВ Вчера советский народ отметил День Воздушного Флота Военно-Воздушные Силы нашей страны, как и вся наша армия и флот, надежно оберегают мирный созидательный труд народа, всегда готовы встать на защиту социалистической Отчизны. Приказ министра обороны^Л СССР 18-августа 1968 г.-~^^ «Правда», 1968, 18 августа. Среди праздников Страны Советов День Воздушного Флота — один из самых любимых. В этот день советские люди чествуют труд ученых и конструкторов, рабочих и инженеров авиационной индустрии, летное мастерство покорителей высоты и скорости — всех, кто крепит экономическую и оборонную мощь нашей Родины— могущественной авиационной державы. Космический старт отечественной авиации начался с победой Великого Октября. Воздушный флот, созданный по указанию В. И. Ленина для защиты завоеваний революции, прошел славный путь. Тысячи советских пилотов героическими подвигами возвеличили свою Родину. С особенной силой отвага и мастерство крылатых защитников Отчизны проявились в сражениях Великой Отечественной войны. Могучим взлетом авиационной науки и техники отмечены послевоенные годы. Новая современная техника и ракетно-ядерное оружие высокой точности несоизмеримо увеличили боевую Мощь ВВС Наш Аэрофлот является самым крупным воздушно-транспортным предприятием планеты. 1 Командир звена коммунист капитан Карасев летает на ракетоносце. Многих молодых авиаторов обучил он сложному искусству полета на сверхзвуковом истребителе. Его подчиненные, соревнуясь за отличное овладение боевой техникой, показывают высокие успехи в учебе. На снимке: капитан Борис Карасев (слева) после полета беседует с молодыми летчиками. Фотохроника ТАСС. 00015353910202000048000101020200020100010202010101000102000202
с л о в о ШОФЕРУ С ЗАДАЧАМИ СПРАВИМСЯ Каждому понятно, что механизатор на селе — центральная фигура. Будь это шофер, тракторист, комбайнер, рабочий ремонтных мастерских, сантехник по трудоемким процессам в животноводстве — это люди, or которых зависит многое в успешном решении поставленных задач. Конечно, важная роль отводится организации труда, технической оснащенности хозяйства и нашего отношения к порученному делу. Механизатор... Это почетное звание с гордостью носят механизаторы Краснославянского совхоза. На их счету много важных дел и начинаний. Мы по праву гордимся лучшими комбайнерами А. Сильванович, В. Кооль, А. Першиным, трактористами В. Степановым, В. Аверкиным, Д. Фарафонтовым, М. Лавренковым, В. Белоусовым, у которых выработка на трактор в минувшем году составила свыше тысячи гектаров мягкой пахоты. По-ударному трудятся и водители. Свыше тридцати лег управляют машинами Петр Гаврилович Анисимов и Павел Филиппович Слесаренко. А. Чумак, П. Рюмин, Г. Шишкин, П. Чуд- нов, А. Бондарев слывут, настоящими мастерами своего дела. Труд автомобилистов оценен по-достоинству. За первое полугодие текущего года районный комитет партии-и райисполком отметили коллектив водителей переходящим Красным знаменем. Несколько слов о наших задачах на период уборки. Они большие. В частности, много предстоит перевезти зеленой массы кукурузы. Урожай ее ны- ьче неплохой. Косовицу «королевы» полей начали повсеместно. В среднем с гектара собираем ее 200 центнеров. Как и всегда, трудность общая — нехватка транспорта. Слишком велика нагрузка на силосный комбайн — 178 гектаров, что выше районной и областной норм. Нам необходимо по расчетам 25 силосных комбайнов, их же у нас четырнадцать. Такое состояние и с бортовыми машинами. В совхозе 11200 гектаров зерновых культур, семьдесят процентов которых думаем убирать напрямую. Но комбайны готовы одновременно и к раздельной уборке. Не забыта герметизация «степных кораблей», что довольно-таки важно. В хозяйстве по-настоящему заботятся о механизаторах. Горячее питание налажено во всех бригадах. В первой, например, к нашим услугам настольные игры, книги, газеты и так далее. Зерно будем принимать на свой сушильно-очистительный пункт. На сегодня подготовлены все тележки (двадцать пять штук), автомобили, которых явно недостаточно. В этом нам нужна помощь. Недавно на расширенном заседании руководителей отделений и бригад обсудили меры материального и морального поощрения на период горячей страды. Объявлен ударный декадник по уборке кукурузы. Впереди большие и ответственные задачи. Главная из них — в сжатые сроки и без потерь завершить уборку, рассчитаться со сдачей хлеба государству. Мы, механизаторы, твердо уверены, что справимся с ними, полностью закончим жатву к 25 сентября. Н. МАЛЯВКО, шофер Краснославянского совхоза. РЕЙСЫКОЧЕНЕВСШ ШОФЕРОВ ОВОЩИ ГОРОЖАНАМ Неплохой урожай овощей вырос на овощных плантациях нашего отделения. Четыреста тридцать центнеров огурцов, капусты, лука отправили труженики отделения горожанам. Хорошо работают на уборке урожая Лидия Попова, Галина Емельянова, Полина Орлова. Особой похвалы заслуживает Мария Власова. Несмотря на в конечном итоге и определяет характер влияния коллектива на каждого из своих членов, сомнения нет. В настоящее время исследуются возможности создания его в совместной деятельности детей (труде, учении, играх, общении), в образовании коллективных связей и отношений. Третье направление связано с изучением личности в системе коллективных отношений. Коллектив бывает и дружным, и сплоченным, но человек в силу тех или иных причин может не найти себя в нем, «не вписаться в сетку коллективных отношений». Его положение, место, роль в коллективе могут быть и неблагоприятными для развития положительных черт личности, для формирования таких сторон ее, как индивидуальные интересы, потребности, творческие способности, самостоятельность, жизненные планы. Четвертое направление в исследовании — разработка теории и методики управления преклонный возраст, она в труде не отстает от молодых, всегда выполняет норму. Бригада, возглавляемая В. И. Клименко, занимает одно из первых мест в соревновании среди овощеводов совхоза. К. ЧИЖИКОВА, бухгалтер третьего отделения Чикского совхоза. воспитательным коллективом. Это направление по сути дела является самым главным, основным для педагогики. Однако эффективность ведущихся здесь исследований самым серьезным образом зависит от результатов творческого поиска в трех первых направлениях. Ведь управление коллективом — это управление процессом образования коллективных связей и отношений, регулировка отношений складывающихся в коллективе спонтанно, помощь каждому из членов коллектива в том, чтобы он занял наиболее выигрышную для своего развития позицию. Управление воспитательным коллективом важнейшая функция педагогов —■преподавателей, воспитателей, классных руководителей, вожатых, пионерских организаций. Однако эффективным оно может быть только тогда, когда самоуправление самих членов коллектива будет важЕжегодно водители предприятий и организаций рабочего поселка выезжают в совхозы района, чтобы помочь труженикам села убрать урожай. И нынче многие шоферы уже успешно трудятся на полях. Тридцать пять автомашин посылает нынче автохозяйство вместо запланированных тридцати. Водители трудятся уже в Краснославянском, Лесном и Дупленском совхозах на уборке силоса. В их числе такие опытные работники, ежегодно в страду показывающие хорошие результаты в труде, как Анатолий Ануфриевич Анищук, Петр Павлович Федоров, Анатолий Яковлевич Вдовин. Все они успешно справляются с - заданиями. Почти две недели трудятся на вывозке зеленой массы с полей, а также других грузов, водители из районного объединения «Сельхозтехника». Их поЖИТОМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ. Ружинский райпотребсоюз хорошо организовал питание механизаторов в поле. На снимке: обед механизаторов одной из бригад колхоза «Украина». Фото П. Бойко. Фотохроника ТАСС. ле деятельности — Целинный и В-Карасукский совхозы. Первые дни работы на кукурузных плантациях показали, что автомашины хорошо подготовлены к выполнению ответственной задачи. Ходят без поломок и простоев. Норма — вывезти за смену к бурту 40—50 тонн силосной массы, почти все водители с ней успешно справляются и делают больше. Хорошо трудятся опытные водители Юрий Карпеченко, Михаил Зубов, Николай Бакеев и другие. Коченевские шоферы оказывают большую помощь коллективам земледельцев в деле выполнения социалистических обязательств в честь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина. П л у г и в б о р о з д е Еще не убран урожай нынешнего года, а на полях второго отделения Целинного совхоза механизаторы готовят землю под посевы пятого года пятилетки. Перепашку паров ведут опытные трактористы К. И. Больде, В. Соммер и В. Старовойтов. На их счету более ста тридцати гектаров отлично вспаханной земли. М. КАРАЕВА, помощник бухгалтера. У Б О Р К У - ПО Д КОНТРОЛЬ ! Наступила завершающая фаза борьбы за урожай четвертого года пятилетки. Хлеборобы района отчитываются перед Родиной о своей работе. К этому ответственному этапу механизаторы готовились основательно. На линейку ставили только полностью подготовленные комбайны. За качеством их ремонта следили народные контролёры, члены рабселькоровских постов и комсомольского прожектора, созданные на фермах и отделениях. Плодотворно работала на важном участке группа народного контроля ремонтной мастерской Ленинского совхоза, возглавляет которую механизатор коммунист М. Морев. Хозяйство качественно, задолго до начала уборки подготовило весь парк зерноуборочных машин. С каждым днем все больше хозяйств вступает в страду. Начали косовицу силосных и ячменя в Верх-Карасукском, Чик- ском и других совхозах. Качество полевых работ немейшим рычагом управления. Понятно, что соотношение управления педагогов и самоуправление будет различным в разных типах коллективов. Разработка проблем коллективного воспитания сложна и многогранна. Успешно справиться с ней можно, лишь скоординировав работу ученых и практиков. Большое количество педагогов работает сейчас вместе с сотрудниками лаборатории «Коллектив и личность» Академии педагогических наук СССР. В Краснодаре, Свердловске, Ставрополе, Мурманске, Ленинграде, Киеве есть общественные проблемные лаборатории. Они изучают и обобщают опыт коллективного воспитания, выявляют тенденции его развития. Например, свердловская лаборатория по проблеме «Производственный коллектив — воспитатель детского коллектива» занята обобщением сложившегося опыта взаимодействия школьных и производственных коллективов. В Мурманске разрабатывается проблема «Ученический коллектив в борьбе за знания», анализируется и обобщается опыт колобходимо взять под контроль общественности. Это прямая обязанность народных контролеров, селькоров, прожектористов, редколлегий низовой печати. Народному глазу до всего есть дело. Через стенную газету, «боевые листки» необходимо оперативно вести борьбу с нарушителями технологии уборочных работ. Особое внимание следует уделить транспортировке зерна от комбайна на ток и хлебоприемный пункт. Каждая машина должна быть с н а б ж е н а палаткой. Водителей, нарушающих правила перевозки хлеба, следует критиковать в стенной газете, а при систематическом повторении нарушений подвергать товарищескому суду, наказывать рублем. В нашей газете были опубликованы рекомендации районного управления сельского хозяйства о герметизации мест возможных утечек зерна в комбайнах. Общественным контролелективного воспитания в процессе познавательной деятельности школьников. Ставропольская лаборатория по проблеме «Ученическая бригада — трудовой коллектив общества» изучает тенденции развития ученической бригады как специфического коллектива, выявляет его воспитательные возможности, его роль во всестороннем развитии личности сельского школьника. Сотрудники краснодарской лаборатории работают над созданием монографии, обобщающей двадцатипятилетний опыт целенаправленного коллективного воспитания детей совместными усилиями педагогов и родителей под руководством заслуженного учителя республики Ф . Ф . Брюховецкого. Исследованием проблем коллективного воспитания заняты и коллеги советских педагогов за рубежом: в Польше, Венгрии, Болгарии, ГДР. В ряде случаев возникают своеобразные творческие союзы: в исследовании проблемы «Ребенок в системе коллективных отношерам следует ознакомиться с этим и при работе комбайнов на полосе предупреждать возможные потери зерна. Урожай нынче из-за неблагоприятных климатических условий будет средний. Району предстоит сдать в закрома Родины пятьдесят тысяч тонн зерна. План большой, но вполне реальный. Поэтому на счету должен быть каждый килограмм хлеба. Общественным контролерам необходимо помнить, что потеря только двух колосьев на квадратном метре приводит к недобору пуда основного продукта питания с гектара. Коллектив хлеборобов района полон решимости провести уборку зерновых в сжатые сроки с хорошим качеством. Долг народных контролеров, селькоров, каждого хлебороба — активно включиться в борьбу за сохранение каждого килограмма зерна, выращенного и собранного трудом механизаторов, чтобы вклад коченевцев в сибирский каравй был весомым. ний» объединили свои усилия три лаборатории: московская, киевская и варшавская. Первые результаты нашли свое отражение в сборниках, выпущенных Педагогическим обществом РСФС Р и его местными отделениями в прошлом году. Эти сборники отражают современное состояние проблемы коллектива в теории и практике воспитания школьников. Исследуя проблему коллектива и личности как педагогическую, мы вовсе не сводим ее только к проблеме детского коллектива. Нас не в меньшей степени интересуют вузовские, производственные, воинские коллективы, характер их взаимоотношений с личностью, специфические возможности в ее всестороннем развитии. Людмила НОВИКОВА, заведующая лабораторией «Коллектив и личность» Академии педагогических наук СССР.
elibrary.ngonb.ruRkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2