ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ! ОРГАН КАРАСУКСКОГО РАЙКОМА КПСС И РАЙОННОГО СОВЕТА НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ Правофланговые Редакция газеты «Сельская новь» присуждает вымпел Трудовой славы за высокие поПЯТИЛЕТКЕУДАРНЫМ труд! Газета основана 2 октября 1930 г. № 119(5757) ЧЕТВЕРГ, 4 ОКТЯБРЯ 1979 г. Цена 2 коп. О МЕРОПРИЯТИЯХ ПО МАТЕРИАЛЬНОМУ СТИМУЛИРОВАНИЮ РАБОТЫ ПЕНСИОНЕРОВ В НАРОДНОМ ХОЗЯЙСТВЕ казатели, достигнутые во Всесоюзном соВ целях дальнейшего расширения использования труда пенсионеров ■в народном хозяйстве Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление, в котором обязали Советы Министров союзных республик, министерства, государственные комитеты и ведомства СССР принять дополнительные меры к более широкому привлечению пенсионеров для работы в народном хозяйстве, в частности, на условиях неполного рабочего времени, особенно в производственной сфере, а также на предприятиях торговли и других предприятиях и в организациях по обслуживанию населения. Введена надбавка к пенсии за работу после достижения пенсионного возраста. Надбавка установлена в размере 10 рублей в месяц за каждый год работы после достижения пенсионного возраста. Общий размер надбавки не должен превышать 40 рублей, а сумма пенсии с надбавкой — 150 рублей в месяц. Надбавка выплачивается пенсионерам после прекращения работы. Работающим пенсионерам предоставлена возможность выбора: получать пенсию во время работы или, продолжая работу без получения пенсии, приобрести право на повышение ее за счет надбавки. По данному вопросу издан соответствующий Указ Президиума Верховного Совета СССР. Право на надбавку к пенсии предоставлено пенсионерам, работающим в качестве рабочих (младшего обслуживающего персонала) и мастеров, независимо от места работы, а также бригадиров в растениеводстве и животноводстве в государственных предприятиях сельского хозяйства. - Утвержден перечень категорий работников, имеющих право на получение во время работы 50, 75 и 100 процентов назначенной пенсии по старости. Установлено, что пенсионеры, работающие на условиях неполного рабочего времени, пользуются льготами и преимуществами на одинаковых основаниях с рабочими и служащими, занятыми полный рабочий день (рабочую неделю). Указанные постановлением меры вводятся с 1 января 1980 года. (ТАСС). ревновании в четвертом году десятой пяти- летки: Алексеевичу — механизатору | По-ударному проводит нынешнюю осенне-полевую кам- | панию молодой коммунист В. А. Яковенко. Первым в < своем хозяйстве он успешно справился с условием раион- < ного соревнования, подготовив более 1ООО гектаров глу- < бокой отвальной зяби. Ежесменно передовик готовит до | до и более гектаров земли под весенний сев при норме | 11,2 га. 0 Слава гвардейцу страды-79! I ЯКОВЕНКО Владимиру колхоза имени Мичурина. Проверяем готовность ферм к зиме ЭКЗАМЕН БУДЕТ СТРОГЙМ Каждый уходящий день приближает тружеников села к важному и ответственному периоду — зимовке общественного стада. Прекрасно понимая это, животноводы района начали заблаговременно готовиться к предстоящей зиме. В большинстве хозяйств животноводческие помещения уже полностью отремонтированы, подготовлены к приему крупного рогатого скота, и овец, создаются благоприятные бытовые условия для работы животноводов. Постарались не отстать от других и в колхозе им. Мичурина, где большая часть коровников, телятников уже готовы к зимовке. Работа проведена большая. Так, в коровнике дойного гурта № 3 на 200 животных отремонтировали полы, кормушки. В другом таком же помещении полностью заменили полы, часть кормушек, отладили транспортеры. Подготовлен к зиме и коровник на 86 голов. В телятнике, где разместится 250 животных, отремонтировали 50 проц, полов в родильном отделении. Готовы к приему ' молодняка и два здания вместимостью 250 голов каждое. В бывшем помещении для молодняка завершают реконструкцию под контрольноселекционный двор на 126 не: телей. Здесь настелили полы, установили кормушки под мобильную раздачу кормов, забетонировали проход, заканчивают сборку транспортера, пристраивают красный уголок. Еще требуется установить мехдойку и организовать автопоение животных. Построенная в прошлом году кошара по сути дела не требует ремонта, надо только устаноРейд «Сельской нови» вить теплогенераторы и отремонтировать подсобные помещения. В целом чувствуется, что животноводы хозяйства серьезно позаботились о подготовке ферм к зиме. Изыскали на ремонт и строительные материалы. Но на один отрицательный факт проверяющие обратили внимание специалистов. В коровниках и телятниках до сих пор грязно, не навели порядок в профилактории, не установили клетки для новорожденных телят. Видимо, забыли и о ремонте бытовых и служебных помещений, красных уголков, где надо отремонтировать печи. Руководителям и специали стам необходимо в ближайшие дни организовать и завершить полностью ремонт помещений. Особо следует остановиться на таком важном вопросе, как размещение крупного рогатого скота и овец в предстоящую зимовку. По мнению специалистов, в колхозе не имеют возможности разместить свободно, с соблюдением санитарно-ветеринарных требований 300 голов молодняка, около тысячи овец, испытывают трудность ■ с размещением дойного гурта в Покровке, так как коровник находится в аварийном состоянии. Чтобы как-то поправить положение, в колхозе приступили к строительству кошары на 800 овец. Однако сделано мало: выложили стены и об- решитили часть крыши. Работы на этом объекте в данное время приостановлены из-за отсутствия строительного материала. Четвертый год строит телятник на 400 голов молодняка межколхозная передвижная механизированная колонна. Однако за последние полгода фактически ничего на объекте не сделано, возвышающиеся бетонные опоры до половины заросли густым бурьяном. Следует на это обстоятельство обратить внимание не только строителей из ПМК, но и вышестоящих руководящих хозяйственных органов. Зима устроит строгий экзамен, и ответственность за исход зимовки будут нести все, кто причастен так или иначе к сельскому хозяйству. И. ТОЛСТИКОВ, Е. АСТАХОВ, наши специальные корреспонденты. Перевыполнили планы Работая под девизом: «Четвертому году пятилетки — ударный труд», животноводы района одержали славную победу. Они успешно выполнили плфн девяти месяцев по продаже молока и мяса государству. О выполнении сдачи молока районом животноводы рапортовали еще 10 сентября. Сверх плана сдано около 22 тысяч центнерке молока. Всего- на молокоприемные пункты отправлено 305284 центнера этой продукции. Успешно район завершил выполнение плана по сдаче мяса. Государству продано 45470 ц. Сдано 400 ц сверх девятимесячного плана. Особенно весомый вклад в выполнение плана сдачи мяса государству внесли колхозы им. Ленина, им. Карла Маркса, совхоз им. Дзержинского. Эти хозяйства не только перевыполнили планы, но и сдавали скот высокой кондиции. Средний сдаточный вес каждого животного крупного рогатого скота превысил 400 кг. Хороший скот продавали государству Хорошинский совхоз и колхоз им. Куйбышева. Неплохо поработал по закупу скота от населения мясной совхоз. Он также перевыполнил план сдачи привесов мяса. В. БОРБЛИК, главный государственный инспектор по закупкам и качеству сельхозпродуктов. ДНЕВНИК ВСПАШКИ ЗЯБИ Вслед за завершением уборки урожая перед хлеборобами района встала не менее ответственная задача — в хорошие агротехнические сроки завершить подготовку земли под весенний сев-80. По данным оперативной сводки райсельхоз- управления, к 3 октября зяби было вспахано 63743 гектара, что составляет 70,5 процента к плану. Темпы осенней пахоты сейчас не отвечают требованиям. Так, за 2 октября зяби подготовлено только 2075 га. Хорошо ведут эту работу земледельцы колхозов им. Тельмана, им. Ленина, им. Карла Маркса, «Новая семья», которые уже пашут сверхплановую зябь. Близки к выполнению плана труженики Калачинского совхоза, колхоза им. Мичурина. В этих хозяйствах высока ежесуточная прибавка. В то же время в Калиновском совхозе зяби подготовлено лишь 48 процентов к плану, в колхозе им. Калинина и «Маяк Ильича» — соответственно 50 и 50,7 проц., чуть больше — в совхозах мясном и «Октябрь», в колхозе им. Жданова. Руководителям и специалистам этих хозяйств необходимо с максимальной отдачей использовать каждый агрегат и погожее время. овооооооооооооооооооооорооооооооооо оооорооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооо Картофель—государству Картофельные плантации занимали нынче в Хорошинском совхозе 15 гектаров. Несмотря на неблагоприятные погодные условия, земледельцы хозяйства сумели вырастить неплохой урожай этой культуры — с каждого гектара они получили более 90 центнеров клубней. Большую помощь труженикам хозяйства в уборке картофеля оказали учащиеся Хорошинской средней школы, педучилища. Сейчас хозяйство ведет продажу клубней государству. На приемные пункты их отправлено 200 центнеров. Н. ЧЕРНЫШЕВА, оперативник. СВЕДЕНИЯ О ВЫПОЛНЕНИИ ГОДОВОГО ПЛАНА ПРОДАЖИ ГОСУДАРСТВУ ЖИВОТНОВОДЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ ХОЗЯЙСТВАМИ РАЙОНА НА 1 ОКТЯБРЯ 1979 Г. (В ПРОЦ ) (I им, К. Маркса им. Ленина Калиновский Студеновский Калачинский им. Дзержинск, им. Куйбышева им. Тельмана «Октябрь» им. Калинина графа — молоко, II 94 75 93 92 99 102 92 69 76 92 56 89 91 54 92 88 70 — 87 80 105 87 67 77 86 72 — 85 60 78 — мясо, III — шерсть) v— *....... " 83 81 80 79 78 77 70 358 90 Хорошинский им. Мичурина Плодово-ягодн. «Новая семья» «Вп. к коммун.» «Маяк Ильича» им. Жданова Мясной Всего по району 67 69 79 70 69 84 49 84 70 114 80 103 93 78 70 91
2 СЕЛЬСКАЯ НОВЬ 4 октября 1979 г., № 119 (5757) Улучшать обучение и воспитание учащихся, (С сессии районного Совета народных депутатов) Состоялась тринадцатая сессия районного Совета народных депутатов. На сессии рассматривался вопрос «О ходе выполнения постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем улучшении обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду» и задачах, вытекающих из постановления ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы». С докладом выступил заведующий районо т. ТКАЧ А. Ф. Содоклад сделала председатель постоянной комиссии районного Совета народных депутатов т. СЕМИЗАРОВА Т. В. Докладчик отметил, что прошло около двух лет после выхода в свет постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся и подготовки их к труду». С каждым годом укрепляется связь школы с жизнью, с великими свершениями советского общества, с самоотверженным трудом партии и народа по выполнению исторических решений XXV съезда КПСС. Растет и ширится участие школьников в общественно-полезном, производительном труде. Улучшается материально- техническое оснащение школ, учебных кабинетов, мастерских. Возросла роль и ответственность народного учителя за обучение и воспитание молодежи. Своим беззаветным служением делу просвещения он снискал к себе всеобщее уважение и почет. За последние два года в нашем районе проведена значительная организационная и практическая работа по претворению в жизнь декабрьского (1977 года) постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР о школе. Подавляющее большинство учащихся обучается в первую смену, особенно в сельских школах. С каждым годом сокращается второгодничество, снижается отсев учащихся. По итогам прошлого учебного года успеваемость составила 99,5 проц. С полной успеваемостью закончили учебный год Беленская, Благодатская, Калачинская, Астродымская, Кучугур- ская и многие другие школы. 16 средних и восьмилетних школ не допустили отсева учащихся. Более 99 проц, выпускников восьмых классов продолжили обучение в учебных заведениях, дающих среднее образование, а во многих школах выпускники восьмых классов охвачены средним образованием. Это Калачинская, Благодатская, Карасартовская, Беленская, Михайловская, Дзержинская и другие. Средние и восьмилетние школы перешли на кабинетную систему обучения. Продолжается строительство новых школ. В этом году введена в строй пристройка на 320 ученических мест со спортивным залом и столовой к зданию восьмилетней школы № 3. С 1 сентября текущего года эта восьмилетняя школа реорганизована в среднюю. Во всех школах созданы и работают ученические комитеты, намного шире и многран- нее стала связь школы, семьи и общественности, повысилось руководство работой школ со стороны местных Советов народных депутатов. Вместе с тем, оценивая сегодня наши достижения с позиции требований декабрьского (1977 года) постановления ЦК КПСС и Совета Министров о школе и майского (1979 года) постановления ЦК КПСС по идеологическим вопросам, четко просматриваются многие нерешенные проблемы. Целому ряду школ не удалось добиться повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего усвоение программного материала каждым учеником. По итогам учебного года 15 учащихся 10 класса выпущены из школ без аттестата о среднем образовании. 17 учащихся оставлены на второй год. Хуже других имеют показатели Рождественская, Жана-Ду- ньинская и восьмилетняя школа № 3. Шесть учащихся выбыли из 1У-УШ классов, не получив среднего образования. Все это свидетельствует о наличии серьезных недостатков в содержании учебно-воспитательного процесса в значительной части школ. Еще нередко уроки проводятся на низком научно- теоретическом и методическом уровне, не используются в полной мере. большие возможности программного материала, особенно литературы, истории, биологии и др. для формирования у учащихся коммунистического мировоззрения, высоких гражданских качеств. Значительного совершенствования требует внеклассная и внешкольная работа с учащимися. Немало учителей не организуют кружковую работу по своему предмету. За последние два года исполком районного Совета народных депутатов несколько раз рассматривал вопросы, связанные с выполнением декабрьского (1977 года) постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР о школе, принимал конкретные решения. Во всех сельских Советах разработаны мероприятия по усилению трудового обучения и воспитания учащихся. Шире стали привлекаться в помощь школе депутаты, постоянные комиссии и другие общественные организации. Особое внимание в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР о школе уделяется вопросам, связанным с улучшением трудового обучения, воспитания и профессиональной ориентацйи учащихся. Многие выпускники школ вступают в жизнь без должной трудовой подготовки, не имеют достаточного представления об основных массовых профессиях и испытывают затруднения при переходе на работу в народное хозяйство. Перед школой поставлена задача обеспечить каждому ученику не только глубокие знания основ наук, но и трудовые навыки для работы в народном хозяйстве, вплотную подвести школьников к овладению определенной профессией. В этой важной работе школа должна опираться на все возрастающую помощь Советов, общественных организаций и хозяйственных руководителей. В постановлении предусмотрены конкретные меры по всестороннему улучшению трудового воспитания и обучения в общеобразовательных школах. Это, во-первых, организовать эффективное трудовое обучение и профессиональную ориентацию учащихся с учетом использования близлежащих к школе предприятий, колхозов и совхозов. Во-вторых, совершенствовать практику комплектования профессионально-технических, средних специальных учебных заведений и девятых классов общеобразовательных школ выпускниками восьмых классов на основе единых годовых и перспективных планов как составной части комплексных планов экономического и социального развития города и района, исходя из общегосударственных интересов, потребностей в квалифицированных кадрах на местах с учетом права выбора учебного заведе- дения самими учащимися и их родителями. В-третьих, планируется увеличить с 1. 09. 79 г. в 1Х-Х классах время с 2-х до 4-х часов в неделю трудовое обучение. Для трудового обучения предлагается шире использовать учебные цехи предприятий, межшкольные учебно-производственные комбинаты, ученические производственные бригады и другие трудовые объединения школьников. К местам занятий по труду предусматривается организовать регулярный бесплатный подвоз учащихся. Намечены и другие меры, способствующие значительному улучшению трудового обучения учащихся. С целью обеспечения выполнения данного постановления бюро РК КПСС и исполком районного Совета народных депутатов приняли в феврале 1978 года совместное постановление, которым предусмотрены меры по дальнейшему укреплению базы для трудового обучения, воспитания и профессиональной ориентации учащихся. Часть мероприятий уже выполнена. Закончено строительство колхозом «Новая семья» учебных мастерских и кабинета машиноведения (также кабинет профориентации) при Черно-курьинской средней школе. Мастерская и кабинеты оснащены необходимым станочным оборудованием. Сдана в эксплуатацию пристройка учебной мастерской к Калачинской восьмилетней школе. С завершением пристройки Морозовской, средней школы № 3 ^десь появилась возможность выделить помещение для учебных мастерских и кабинетов по профориентации. Не решен до конца вопрос о пристройке мастерских, кабинетов машиноведения и некоторых других помещений при Беленской, Благодатской и Студеновской средних школах. Крайне медленными темпами ведется пристройка мастерской, спортивного зала и столовой к Астродымской восьмилетней школе. Не выдерживает критики отношение руководства РСУ «Облремстроя» к пристройке мастерских и столовой к средней школе № 1 г. Карасука. За три года строительства только цокольная часть пристройки выполнена. Постановлением бюро РК КПСС и райисполкома предусмотрено также открытие в г. Карасуке межшкольного учебно-производственного комбината. Решением предусмотрено создать учебный цех при рай- бытуправлении по профилю швеи, при райсельхозтехнике по профилю слесаря сельскохозяйственной техники, при локомотивном депо — по профилю газоэлектросварщика. Ни один из этих цехов по вине руководителей предприятий не создан. Далеко не все сделано для создания соответствующей базы по автоделу при средней школе № 2. Необходимо пристроить автокласс, лабораторию и другие вспомогательные помещения. Мы неоднократно обращались к руководителям хозрасчетного участка с просьбой выделить для этого строительные материалы, однако наши просьбы остаются без внимания. Соответствующую помощь по решению райисполкома должны оказать в создании цеха по автоделу мол- комбинат, мясокомбинат и Ка- расукские электросети. Хочется верить, что в ближайшее время руководители предприятий и организаций города выполнят до конца решение райисполкома о создании надлежащей базы для трудового обучения и воспитания учащихся. В сельских школах за по- следнёе время несколько улучшилась учебночиатериальная база для трудового обучения. При многих школах выделены помещения для кабинетов машиноведения, колхозы и совхозы приобрели для них за сче-т своих средств комплекты оборудования, выделили тракторы и другие сельскохозяйственные машины. Во всех сельских средних школах старшеклассники изучили трактор и другие сельхозмашины. 130 выпускников средних школ вместе с аттестатом получили права. тракториста-машиниста или свидетельство на управление трактором. 44 из них летом и осенью этого года работали в колхозах и совхозах механизаторами. Правильно поступили в колхозе им. Карла Маркса, создав из выпускников Ирбизинской средней школы специальное звено из четырех человек, закрепили за ним наставника — секретаря колхозной комсомольской организации тов. Гаврика В. В., который по совместительству преподавал в школе устройство трактора. С задором и огоньком трудились ребята на уборке урожая, стараясь оправдать доверие правления колхоза. И, пожалуй, не было случая, чтобы это звено не справилось с дневным заданием на свале зерновых. Мы считаем, что опыт колхоза им. Карла Маркса по созданию звеньев из выпускников школ заслуживает одобрения и широкого внедрения в практику других хозяйств. Говоря сегодня о некоторых положительных моментах в организации подготовки сельских школьников, нельзя не затронуть и нерешенные вопросы. Сегодня колхозам и совхозам нужны операторы машинного доения, строители, работники сфер бытового обслуживания и т. д. Надо смелее создавать при школах группы из девушек старших классов по изучению этих специальностей. В прошлом году только при Морозовской средней школе 34 человека изучали строительное дело. В этом году будет охвачено этим профилем трудовой подготовки 120 учащихся, в том числе при Студеновской школе — 50, при Ирбизинской — 33 и Октябрьской — 18 человек. Планируется открыть группы по подготовке операторов машинного доения при Черно- курьинской и Октябрьской школах. В остальных школах пока йе решен до конца вопрос о трудовой подготовке девушек. Мы должны обеспечить круглогодичную работу каждой ученической бригады и школьного лесничества. Неотъемлемой составной частью школьных трудовых объединений должны быть опытничество и техническое творчество. В течение учебного года учащиеся редко вовлекаются в общественно полезную трудовую деятельность, хотя согласно рекомендациям Министерства просвещения СССР каждый ученик должен отдать ТРУДУ на общую пользу два часа в неделю. При значительной части школ нет учебно-опытных участков, цветников, мало высажено деревьев, территории заросли бурьяном, ограды требуют ремонта. Крайне недостаточно привлекаются учащиеся к выращиванию овощных культур с передачей урожая для школьных столовых и буфетов, хотя во многих из них зимой совершенно отсутствуют овощные блюда. Редко обсуждаются вопросы трудового воспитания на педагогических и других совещаниях учителей, выносятся на рассмотрения в исполкомах городского и сельских Советов народных депутатов. Значительного улучшения требует уровень разъяснительной рабо ты среди родителей о необхо димости решительного поворо та школы к вопросам подго товки молодежи к труду в сфере материального производства. Не везде систематически организуются встречи учащихся с передовиками производства, ветеранами труда. Часто трудовое воспитание учащихся проводится в отрыве от окружающей действительности. В некоторых школах нет стендов, отражающих героику трудовых свершений родителей, учащихся, своего колхоза, совхоза, шефствующего предприятия. Все эти и многие другие недостатки в работе по трудовому обучению и воспитанию учащихся должны быть внимательно проанализированы в педагогических коллективах и намечены конкретные меры по их устранению в ближайшее время. Следующий вопрос, на ко) торый обращает наше внимание декабрьское постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о школе — вечернее и заочное обучение работающей молодежи. Учитывая важную роль вечерних общеобразовательных школ в осуществлении всеобщего среднего образования — говорится в постановлении, — мы обязаны улучшить работу этих школ и создать необходимые условия для получения работающей молодежью среднего образования, расширить сеть указанных школ и их филиалов непосредственно на предприятиях, в колхозах и совхозах. Анализ показывает, что на тех предприятиях, в колхозах и совхозах, где руководители, общественные организации уделяют работе с кадрами серьезное внимание — там подавляющее большинство молодежи имеет среднее образование или успешно учится в вечерних школах и средних специальных учебных заведениях. Вот некоторые примеры. В колхозе им. Ленина 30 молодых колхозников не имеют среднего образования, 25 из них поступили учиться в вечернюю школу. Правление колхоза приняло решение о направлении молодежи на учебу, совместно с администрацией школы определило сроки проведения сессий, закрепило людей, отвечающих за. учебу молодежи. Ежегодно выполняет плановое задание Павловский УКП Калачинского совхоза. В райсельхозтехнике трудится 30 молодых людей, не имеющих среднего образования. План направления в ШРМ на прошлый учебный год им был установлен в количестве 20 человек. Все они регулярно посещали занятия и успешно закончили учебный год. Нынче 19 человек продолжают образование в ШРМ. Все это стало возможным благодаря постоянной заботе прежде всего самого управляющего тов. Морозова С. П. Он издал приказ о предоставлении каждому учащемуся вечерней школы дополнительного свободного от работы дня с сохранением заработной платы, лично сам осуществлял контроль за посещаемостью и успеваемостью учащихся, поставил в ответственное положёние руководителей подразделений за строжайшее соблюдение ими существующих льгот для учащихся вечерних школ. В этой организации применяются меры морального и
4 октября 1979 г., № 119(5757) СЕЛЬСКАЯ НОВЬ 3 готовить их к производительному труду материального стимулирования тех молодых рабочих, которые успешно сочетают труд на производстве с обучением в вечерней школе. По государственному решаются вопросы обучения работающей молодежи в Карасук- ских электросетях. Успешно решаются вопросы по охвату обучением молодежи в дорожностроительном управлении. К сожалению, такое положение с обучением работающей молодежи далеко не везде. Приведу несколько примеров. В автотранспортном предприятии более 40 молодых людей не имеют среднего образования. В прошлом году обучалось в ШРМ три человека, в этом году также только три человека. Аналогичное положение с обучением работающей молодежи сложилось и в некогоВыступили — Администрация, партком, рабочий комитет, комитет комсомола поддерживают постоянную связь с учителями и учащимися наших школ, — говорит в выступлении директор Калачинского совхоза т. Рогозный Л. И., — оказывали помощь деньгами для приобретения различного оборудования и материалов по машиноведению, физике, химии и т. д. Наша средняя школа имеет два хороших трактора МТЗ-50, автомашину, набор сельскохозяйственной техники. Силами учащихся был посажен картофель. Руководство совхоза предложило организовать с учащимися изучение не только трактора, но и комбайна, чтобы ребята сами производили посев и уборку различных культур. Считаем необходимым при школе за период зимы подготовить из числа учащихся старших классов 30—40 стригалей. Это предусмотрено программой. Да и опыт такой есть в Омской области, в Черлакском районе, где учащиеся школы за лето в совхозах остригли 37 тысяч овец. Девочек, учащихся старших классов, надо учить мастерству машинного доения, а ребят — строительным профессиям. К нам в совхоз ежегодно приходит после окончания средней школы более 30 ребят. Многие бывшие ученики работают механизаторами, доярками, телятницами. Руководство совхоза старается иметь самые деловые связи со школой. Специалисты, передовики производства встречаются с учащимися, читают лекции, проводят беседы. Организовано соревнование между классами и шефствующими организациями. Учащиеся посещают совхозные мастерские, гаражи, животноводческие фермы. У нас есть много еще нерешенных задач. Здание интерната небольшое и не может вместить всех детей. Совхоз заказал документацию на строительство нового интерната, но неизвестно когда ее Изготовят. Долго готовил проектный Институт документацию на пристройку к Павловской школе. Там очень маленькое помещение, негде даже ’учить детей. В селе Октябрьском школа на 320 мест, а там учится около 600 учащихся. Это тоже отрицательно сказывается на обучении учащихся. В совхозе плохо обстоит положение с дошкольными учреждениями. Надо строить на 90 мест детский сад в селе Октябрьском. Нужно иметь дошкольные учреждения в селах Калачи, Ивановка и Павловка. Это требования сегодняшнего дня. рых других организациях. В ГОРЕМ-31 65 человек не имеют среднего образования. Плохое отношение к школе, к обучению своих рабочих в ПМК-167. Много молодых людей не имеют среднего образования в совхозах Калиновском, Калачинском, «Октябрь», колхозах им. Тельмана, им. Карла Маркса, им. Куйбышева и др., однако обучается здесь только незначительная часть молодежи. Вовлечь же юношей и девушек в вечернюю или заочную учебу, помочь понять им ее необходимость и важность, создать нормальные условия для занятий без отрыва от производства — это долг руководителей предприятий, колхозов и совхозов, исполкомов сельских Советов вместе с профсоюзными и комсомольскими организациями. в прениях: — Большим достижением советского народа является переход ко всеобщему среднему образованию. Нынче к каждому человеку, к его знаниям, профессиональной подготовке предъявляются высокие требования,— отмечает в своем выступлении директор средней школы № 2 т. Змеев А. Г. — Это веление времени. Идем ли мы в ногу с духом времени? Наша школа недавно отметила своеобразный юбилей —- 10-летие со времени преобразования ее в среднюю. За это время окончило школу, получив среднее образование, свыше 700 молодых людей. Сегодня учебно-воспитательный процесс в школе осуществляют свышё 50 учителей. Из них с высшим образованием — 31, остальные имеют среднее специальное образование. Около половины учителей работают в школе от 15 до 25 лет и выше. Передовые учителя школы стремятся к тому, чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов учащихся, приучая их к самостоятельности, давая навыки самообразовательных работ. Это прекрасные уроки учительницы литературы Е. А. Кушнир, уроки высокоидейные, убежденные, уроки, продолжающиеся в творческих сочинениях учащихся. Живо, энергично, убежденно, заинтересованно проходят уроки у учительницы У. Я. Каменской. Для них характерна тесная связь с жизнью, сегодняшним днем. Казалось бы, трудно увязать «сухую» математику с сегодняшними задачами воспитания, но это удается делать учительнице математики М. Н. Рах- матулиной. В школе работают мастера своего дела, опытные и знающие педагоги т.т. Р. Б. Костогладова, Н. С. Нарож- ная, Г. А. Хиль, В. Д. Хадеева, Л. А. Комарова, Н. М. Копытина и многие другие. Стремясь совершенствовать формы идейно-политического, нравственного и трудового воспитания учащихся,' педагогический коллектив добивается определенных положительных результатов в учебно- воспитательном процессе. Практически все учащиеся школы успевают, по итогам прошедшего учебного года 339 учащихся успевают на 4 и 5, и 38 учащихся — на «отлично». Уже несколько лет мы добиваемся того, что все учащиеся восьмиклассники продолжают получать среднее образование. Но нас, педагогов, серьезно беспокоит то обстоятельство, что уровень воспитанности наших учащихся далек иногда от идеального. У части учащихся недостаточно выработаны навыки осознанного поведения, осознанные культурные навыки и привычки. Нас серьезно беспокоит то обстоятельство, что дети наши еще недостаточно приучены к труду, что они иногда еще могут уклоняться от общественно полезного труда и не ценить, не уважать труд взрослых, что у некоторой части учащихся отсутствует стремление к приобретению новых знаний. Дойти до каждого челове ка! — это ленинское требование особенно важно для нас, учителей, оно красной нитью проходит через постановление ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической, по литико-воспитательной работы». Отсюда актуальной и на сегодняшний день остается задача повышения воспитательной функции школы, ее воздействие не только на учащихся, но и на родителей, на тружеников предприятий и организаций, расположенных в микрорайоне школы. Выполнить эти серьезные и важные задачи, опираясь только на свои собственные силы, в отрыве от окружающей жизни будет просто невозможно, Поэтому учителя школы, общественные организации, классные ученические коллективы продолжают укреплять и расширять связь классных коллективов с производственными. Продолжают развиваться такие формы связи школы с Производством, когда класс имеет своего коллективного наставника — цех, бригаду, отдел и т. д. Между этими коллективами проводится соревнование, а ход выполнения обязательств подводится при совместной встрече соревнующихся. Так, в январе 1979 года на собрании с вопросом «Куда бы нас Отчизна ни послала» комсомольцы школы приняли обязательства, посвященные 110-ой годовщине со дня рождения В. И. Ленина и обменялись ими с представителями молочноконсервного комбината и электросетей. От таких встреч мы получаем только пользу, а общение с тружениками шефствующих предприятий, их руководителями всегда является для школьников зарядом на новые полезные дела и начинания. — На территории моего избирательного округа расположена Беленская средняя школа, — рассказывает в выступлении доярка колхоза им. Ленина т. Мартыщенко А. А. — Работает она в одну смену, по кабинетной системе. Здесь много внимания уделяется трудовому воспитанию учащихся. За последние два года 28 выпускников школы вместе с аттестатом о среднем образовании получили права тракториста. Большую помощь школе оказывает наше хозяйство. Колхоз купил для школы комплект оборудования для кабинета машиноведения, выделен школе трактор МТЗ-50, на период практического обучения учащихся езде на тракторе выделяется инструктор-водитель. Многие выпускники школы остаются работать в своем колхозе. Например, братья Виктор, Владимир, Петр Карпенко, Виктор Бурч, Виктор Тельцов и другие успешно работают шоферами. Галя Ивахина, Валя Бурч — доярками. Выпускники этого года Володя Боон, Сережа Писаренко работают комбайнерами, а Сережа Снегур — трактористом. Вместе с учителями и мы, труженики села, призваны привить детям любовь к сельскохозяйственному труду. А когда они вливаются в наш коллектив, то каждому молодому труженику надо давать опытного наставника. Пример старших будет им хорошей поддержкой в работе. Например, к нам на ферму после школы пришла дояркой Валя Бурч, шефство над ней, взяла Л. И. Пудель — это старейшая доярка, неоднократная трехтысячница. Да и вообще, кто к нам приходит из молодых девушек, мы их не оставляем без внимания. Есть у меня просьба к исполкому райсовета. К нашей школе надо произвести пристройку, ’где бы разместилась мастерская, столовая и кабинет машиноведения. Колхоз им. Ленина обещает заказать проектную документацию, но надо, чтобы управление сельского хозяйства включило ее в титульный список на 1980 год. — Только за 3,5 года си- -лами учащихся школьных лесничеств, производственных бригад и лагеря труда и отдыха выполнен объем работ на 162 тыс. рублей, — отмечает в выступлении директор мехлесхоза т.Косяк Н. А. — При их участии посажено 740 гектаров нового леса, создано 1490 гектаров полезащитных полос, выращено 9 миллионов штук сеянцев и саженцев дре- весно-кустарниковых пород, заготовлено 6,5 тонны семян. Это неполный перечень тех работ, где принимали участие школьники. Мы считаем, что в школьных лесничествах, производственных бригадах, в лагере труда и отдыха учащиеся проходят первую школу трудовой закалки; они учатся обрабатывать землю, ценить и любить ее. Они учатся выращивать хлеб и лес, приумножать и охранять природные богатства, жить в коллективе, отвечать друг за друга, отдыхать и работать вместе. Интересной и очень эффективной формой трудового воспитания является лагерь труда и отдыха. Руководством мехлесхоза совместно с администрацией средней школы № 1 было разработано положение о лагере, заключен договор. В положении было предусмотрено: контингент учащихся, содержание и объем работы, продолжительность рабочего дня, организация питания, оплата труда школьников, развертывание социалистического соревнования между отрядами, ученическое самоуправление, подбор и утверждение кадров по работе с детьми. Особое внимание уделено технике безопасности, охране труда и здоровья детей. Дети сами дали название лагерю «Берендей», что означает «царь леса». Первые годы лагерь размещался в палаточном городке, численность пионеров не превышала 30 человек. Три года назад построено добротное капитальное ч здание сметной стоимостью 92 тысячи рублей, где имеется кухня со столовой на 90 посадочных мест, пять спальных комнат по числу отрядов, пионерская и игровая комнаты, медпункт. Лагерь радиофицирован, имеется спортивный городок с набором спортинвентаря и телефонная связь. Сейчас ведутся подготовительные работы по озеленению лагеря. Задолго до открытия летнего сезона руководством мехлесхоза проводится определенная работа с родителями, обсуждаются вопро сы, на что обратить внимание и как лучше сочетать труд и отдых учащихся. Все это способствует лучшей организации и занятости школьников в лагере. Заезд осуществляется после медицинского обследования. Начальником лагеря назначается лучший учитель. Вот уже на протяжении ряда лет эту работу возглавляет учительница средней школы № 1,— коммунист Александра Анисимовна Мельникова. Любовью и уважением среди детей пользуется Валентина Ивановна Волкова — воспитатель группы продленного дня. В лагере установлено четырехразовое питание. В ассортименте — молочные, мясные и овощные блюда, фрукты и мед, прохладительные напитки и т. д. Продолжительность рабочего дня 4 часа, остальное время — спорт, экскурсии, купание, обучение плаванию, подготов ка к сдаче норм ГТО. Много делается у нас для совершенствования трудового воспитания школьников, но еще больше предстоит сделать _и в первую очередь в эстетическом и »нравственном воспитании. Человек, ценя щий и понимающий прекрасное, не может выпускать из своих рук небрежно сделанную вещь, он не может мириться с браком в работе, понимает, что плохо работать просто безнравственно. Вот почему мы считаем необходимым комплексный под ход к воспитательной работе в школе, когда трудовое воспитание становится неотъемлемой частью всей системы коммунистического воспитания подрастающего поколения. — Педагогические коллек тивы школ Чернокурьинского сельского Совета добиваются определенных успехов в обуче-. нии и воспитании детей, — рассказывает в выступлении председатель исполкома сельского Совета т. Гончаров И. В. Намного улучшилась успеваемость учащихся в Чер- нокурьинской и Морозовской средних школах, 100-процентной успеваемостью закончили прошлый год учащиеся Кучу- гурекой школы. Большую заботу о школе проявляет правление колхоза «Новая семья». Оно выделило средства на строительство прекрасного класса по машиноведению. Сейчас там установлены десятки различных станков и хорошее оборудование. Здесь ребята будут изучать трактор и проводить занятия по труду, Хорошую пристройку сделали к Морозовской средней школе. У нас в Совете четыре школы. Учащиеся этих школ принимают активное участие в колхозном производстве. Например, 107 учащихся села Черная Курья в летний период выполняли различные раооты: вели строительство и ремонт помещения, выращивали уток и гусей, работали в животноводстве, на благоустройстве. Выработали около 1600 человеко-дней. Учащиеся старших классов под руководством директора Дома культуры т. Самсоновой А. С. и баяниста т. Пирогова Н. И. участвовали в агитбригаде и выступали с концертами перед тружениками колхоза. Очень трудно становится производить ремонт школ. Нет труб для теплотрассы, краски светлых тонов. Плохо ооеспечиваются школы электролампочками. Ощущаем большую потребность в мягком инвентаре для интернатов и детских садов. В прениях выступили начальник отдела внутренних дел т. ДРОЗДЕЦКИИ Л. Я., директор молкомбината т. КОЖАНОВ Г. И., директор СПТУ-16 т. ЛЕПЕШКИН Г. 1 директор музыкальной школы т. УСТИНОВ В. И., второй секретарь райкома КПСС г. МЕДВЕДКО С. П. Депутаты ознакомились с информацией исполкома о работе в межсессионный период и выполнение критических за мечаний, высказанных на сессии, определили повестку дня работы очередной сессии рай онного Совета. На сессии рассмотрен организационный вопрос. Были заслушаны сообщения руководителей ПМК-167 и М11МК на запросы депутатов о ходе строительства школьных зданий в 1979 году,
elibrary.ngonb.ruRkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2