ХЛЕБОРОБЫ РАЙОНА ПРОДАЛИ РОДИНЕ ПЕРВЫЕ 100 ТЫСЯЧ ЦЕНТНЕРОВ ДОБРОТНОГО КУЛУНДИНСКОГО ЗЕРНА! ♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦ ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ! ОРГАН КАРАСУКСКОГО РАЙКОМА КПСС И РАЙОННОГО СОВЕТА НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ Газета основана 2 октября 1930 г. Выполнили план хлебосдачи! Слаженно работают в нынешнюю страду земледельцы мясного совхоза «Карасукский» (директор И. П. Дибров, секретарь парторганизации В. Г. Усатый). Они первыми в районе справились с народнохозяйственным планом продажи хлеба государству, отправив на элеватор 3030 центнеров зерна вместо 2 тысяч центнеров. Сейчас труженики высокими темпами продолжают уборку урожая-79. СВЕДЕНИЯ О СДАЧЕ ХЛЕБА ГОСУДАРСТВУ № 106 (5744) ВТОРНИК, 4 СЕНТЯБРЯ 1979 г. Цена 2 коп. ХОЗЯЙСТВАМИ района по состоянию (в проц, к народнохозяйственному плану) НА 3 СЕНТЯБРЯ Рейд «Сельской нови» и народного контроля Не проявили должной заботы На полях района день ото дня все жарче накал битвы за урожай четвертого года пятилетки. Земледельцы колхозов и совхозов, проявляя высокое мастерство, стараются до зернышка убрать выращенный хлеб, не допустить потерь. В этом большом деле им не может помешать даже непогода. Другая обстановка на Ка- расукском элеваторе, где заканчивает свой путь хлебный поток с колхозных и совхозных полей. Как ни удивительно, но здесь не проявили должной заботы для подготовки к бесперебойной приемке зерна, качественной и быстрой его переработке. Завоз хлеба из хозяйств еще далеко не набрал настоящей силы, а предприятие уже буквально задыхается от напряжения. Причин тому несколько. — Главная беда у нас — кадровый вопрос, — говорит начальник третьего цеха элеватора Н. И. Шестухин, когда в прошлую пятницу мы обходили его большое и сложное хозяйство. — К примеру, в нашем цехе в настоящее время едва насчитывается половина рабочих от необходимого количества. Не хватает приемщиков, сепараторщиков, транспортерщиков, нет сушильного мастера. Так, подсилосную галерею всех семи корпусов обслуживает пенсионерка Е. В. Вебер, которую мы давно уже отправили на заслуженный отдых. И надсилосную галерею обслуживает одна женщина — Н. А. Сергиенко. Представляете, как трудно им приходится? Беспокойство начальница цеха понять нетрудно. К сожалению, подобная картина наблюдается не только на его участке, а во всех четырех цехах предприятия. Из-за острой нехватки кадров элеватор работает не в три, а в две смены. -Это приводит к простоям автотранспорта. Так, в ту же пятницу первые машины с зерном прибыли к первой территории элеватора в начале восьмого утра, а весовщики явились на работу как обычно в девять. В результате водители потеряли около двух часов драгоценного времени, за которое многое могли бы сделать. Плохо подготовили на элеваторе техническую базу. Из четырех имеющихся сушилок второй территории в рабочем состоянии нахоДйгся две. Двумя же действующими очень трудно переработать то количество зерна повышенной влажности, что скопилось здесь уже в первые дни его завоза. — Пятьсот тонн зерна с влажностью до 24 процентов нам надо сушить и почти восемьсот тонн просушивать повторно. Для двух сушилок это очень большая работа, — сказал в заключение Н. И. Шестухин. На первой территории-вскоре после включения в работу вышел из строя большегрузный подъемник. А приемный бункер второго из-за малых размеров не в состоянии принимать большой поток зерна, и разгрузка «Колхид» ведется очень долго — на каждую уходит до тридцати и более Мясной 151,9 Плодово-ягодный 37,3 им. Ленина 31,6 «Маяк Ильича» 20,2 им. Калинина 19,7 Студеновский 19,6 «Новая семья» 18,9 им. Дзержинского 18,7 им. Карла Маркса 17,0 им. Мичурина . 16,8 «Октябрь» 16,3 Хорошинский 12.5 «Вперед к коммунизму» 11,3 им. Тельмана 10,5 ’ им. Жданова 10,0 Калиновский 9,7 им. Куйбышева 9,2 Калачинский 8,2 Итого по району 15,4 минут. К примеру автомашина 54-57 НБА, доставившая зерно из колхоза имени Жданова, разгружалась 37 минут вместо положенных двух-трех! К названным выше можно добавить и другие «минусы». Так, рабочие склада элеватора не укомплектованы достаточным количеством транспортерных лент, что приводит к заторам, остановкам линий. В цехе № 4 без присмотра находятся электромоторы, поломки которых не исключают возможность возникновения пожара. В семенных складах до сих пор не проведена дезинсекция, в них высока зараженность клещом. Существует реальная возможность того, что он приведет в негодность часть засыпанного в эти склады зерна, как сделал это нынче с ячменем Красноуфимским, всхожесть которого весной составляла 70 процентов, а сейчас только 51. Следует добавить также, что разгрузка во всех семенных складах не механизирована. Хлебный поток с полей степной Кулунды в закрома государства нарастает. Чтобы на своем завершающем этапе он не имел заторов, руководству ■ элеватора необходимо безотлагательно приложить все усилия и устранить имеющиеся пока неполадки. М. БОГОЛЕИ, инспектор по закупкам и качеству сельхозпродуктов; 3. ТИМОФЕЕВА, начальник госсеминспекции; И. ТОЛ' СТИКОВ, наш корр. Дневник полевых работ По состоянию на 3 сентября зерновые культуры в районе скошены на 68061 га, а обмолочены на 20236 га. Больше всего подобрано хлебов в совхозах им. Дзержинского и Калачинском — соответственно 2748 и 2634 га, среди колхозов впереди идут «Маяк Ильича» — 1235 и «Новая семья» — 937 га. Из- за прошедшего в воскресенье в некоторых местах района дождя не все хозяйства в этот день вели обмолот, потому суточная | (прибавка составила только 1326 га, более трети этой площади приходится на Калачинский совхоз. Хозяйства наращивают темпы хлебосдачи. Более чем по 10 тысяч центнеров зерна отправили государству совхозы Хорошинский, Студеновский, им. Дзержинского, более чем по 7 тысяч — Калачинскир совхоз, колхозы «Маяк Ильича», им. Ленина. В завершающую стадию вступила уборка силосных культур. Они скошены на 16461 га, что составляет более 60 проц, к уборочной площади. Первым, 2 сентября, справился с косовицей кукурузы мясной совхоз. На день- другой осталось работы ир- бизинцам, беленцам. Но по- прежнему очень слабо работают кукурузоводы Калиновского и плодово-ягодного совхозов, колхоза им. Жданова, где силосные убраны менее чем на половине плантаций. Продолжают работу сено- заготовители. К числу хозяйств, выполнивших план накопления сена, добавились в последние дни Калиновский совхоз, колхозы им. Тельмана и «Вперед к коммунизму». Не выполнили план пока только колхозы им. Жданова и «Маяк Ильича». А всего этого корма заготовлено уже 507501 ц, что составляет почти 115 проц, к плану и значительно больше, чем было запасено на эту дату прошлого года. СВЕДЕНИЯ О ХОДЕ ВСПАШКИ ЗЯБИ В ХОЗЯЙСТВАХ РАЙОНА ПО СОСТОЯНИЮ НА 3 СЕНТЯБРЯ (в проц, к плану) Им. Тельмана 41,5 «Новая семья» 37,8 им. Ленина 36,7 им. Карла Маркса 23,1 им. Мичурина 22,4 Плодово-ягодный 21,9 Калачинский 18,1. им. Дзержинского 18,0 Мясной 17,7 «Вперед к коммунизму» 16,6 Хорошинский 11,8 им. Жданова 10,0 им. Куйбышева 8,9 «Октябрь» 7,6 «Маяк Ильича» 7,6 Студеновский 7,0 им. Калинина 5,4 Калиновский 1,7 Итого по району 15,3 Прошедшие дожди почти на неделю затянули в районе уборочную кампанию. С наступлением погожих дней в хозяйствах возобновилась жатва, темпы которой в настоящее время приобрели высокий накал. В разгаре уборочная страда в Калиновском совхозе. Из 7250 га зерновой площади валки уложены более чем на половине, в том числе пшеница — на 4241 га. А вот подобрано всего 1300 га зерновых, что составляет 17 проц. Как и в некоторых других хозяйствах, здесь допущен большой разрыв между косовицей и обмолотом, что естественно влияет на качество уборки. — На косовице зерновых, — говорит главный агроном И. И. Рак, — в Калиновском совхозе занято 18 комбайнов, на подборе — 10. Четыре комбайна переоборудуем на подбор. В день хозяйству надо скашивать 130 га кукурузы. Десять силосных комбайнов, из 12 имеющихся в хозяйстве, ведут уборку этой культуры. Однако задание не выполняетВ уборке нет мелочей ся из-за недостатка автотранспорта. В этом проверяющие убедились на Озырянской ферме. — У нас два агрегата обслуживают два К-700 с тележками и одна автомашина, — говорит молодой водитель «Кировца» А. Сайдаков, — этого явно мало, комбайны простаивают. Вот главная причина того, что Калиновский совхоз занимает одно из последних мест на уборке кукурузы. Именно поэтому два силосных комбайна в хозяйстве не работают. Механизаторов, занятых на подборе и обмолоте зерновых, мы застали в обеденный перерыв. Тут же были и водители автомашин, обслуживающие зерновые комбайны. — Уборка ведется неорганизованно, — признался комбайнер И. М. Дьяченко, — на одном поле работает десять комбайнов, каждый старается убрать лучшие валки, а то и не добирают их. — А нам приходится ездить через валки из одного конца поля в другой, — добавляет водитель В. Садыков. — Плохо еще и то, что каждый день одна автомашина, предназначенная возить пшеницу от комбайнов, занята тем, что развозит обед. В правоте этих замечаний мы убедились воочию, когда механизаторы приступили к работе. Один комбайн начал убирать кем-то оставленные и полностью не подобранные валки. А механизатор В. Быхо- вой умудрился вывалить солому прямо в середине поля. Кроме того, из десяти комбайнов четыре простаивали из-за поломок. — На весь совхоз один передвижной сварочный аппарат, — говорит главный инженер Ю. И. Дорофеев, — поэтому трудно в один день обслужить все работающие в разных местах агрегаты. ...Калиновский совхоз отстает от других хозяйств и по темпам косовицы зерновых, особенно пшеницы. В день проверки на уборке было занято около двух десятков комбайнов. У пшеничного поля состоялся разговор с механиком по техническому обслуживанию комбайнов А. Н. Брежневым. — Основная причина — недостаток запчастей, — говорит Алексей Николаевич, — два комбайна простояли из-за отсутствия пальцев режущего аппарата. Очень нуждаемся в подшипниках №№ 205, 206, 208, вариаторах. жатки, цепи шаг 19. До сих пор два комбайна не имеют аккумуляторов. Хорошо работают на косовице хлебов механизаторы А. П. Рубцов, молодые комбайнеры Г. Николенко и В. Стрельченко, секретарь комсомольской организации В. Больдт, опытные Л. П. Овод и коммунист И. В. Больдт, в два—три раза перевыполняющие сменные задания. Но не в пример им «трудятся» в эту ответственную пору Великодний В. Ф., Мядик В., Узварик Г. Н„ Скрипкарев В. — посланцы из города, которые за последнюю неделю скосили от 5 до 45 га зерновых каждый. В основном эти «помощники» сельчан то и дело ремонтируют свои комбайны. А ведь готовили они их к жатве лично сами с самой весны. Вот еще одна причина того, что в совхозе уборка зерновых идет пока медленно. Надеемся, что руководители хозяйства и специалисты учтут эти и другие негативные стороны в уборке урожая и примут меры по их устранению. Ведь в организации полевых работ нет мелочей. И. ЛЕОНОВ, председатель головной группы народного контроля совхоза; Е. АСТАХОВ, корр. газеты.
2 СЕЛЬСКАЯ НОВЬ 4 сентября 1979 г., № 106 (5744) Совершенствовать стиль и формы Состоялось традиционное районное совещание учителей. Открыл его вступительным приветственным словом председатель райисполкома С. В. Кульневич. С докладом «О задачах педагогических коллективов школ по выполнению Постановления ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической, политиковоспитательной работы» выступил второй секретарь РК КПСС С. П. Медведко, с докладом «О работе учительских коллективов по овладению педагогическим мастерством и осуществлению всеобщего обязательного среднего образования в свете Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 декабря 1977 года «О дальнейшем совершенство вании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду» — заведующий районе А. Ф. Ткач. В прениях по докладам выступили директор Благодатской средней школы И. В. Мартыко, учительница русского языка и литературы средней школы Кв 2 Е. А. Кушнир, заместитель директора Хорошинской средней школы Л. И. Ходырева, секретарь парткома Калачинского совхоза В. Т. Бунин, председатель исполкома Ирбизинского сельского Совета П. П. Гринченко и другие. Ниже в сокращении публикуем доклад заведующего районе А. Ф. Ткача и некоторые выступления. Высокий долг учителя ИЗ ДОКЛАДА ЗАВЕДУЮЩЕГО РАЙОНО А. Ф. ТКАЧА Прошло почти два года после выхода в свет Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду». За это время в школах района начал складываться первый опыт по претворению в жизнь задач, выдвинутых данным постановлением. На основе решений XXV съезда КПСС продолжает совершенствоваться учебно-воспитательный процесс, повысилась воспитывающая функция школы, определилась тенденция к комплексному подходу при решении учебно-воспитательных задач, значительно глубже стали подходить в школах к вопросам трудовой подготовки и профессиональной ориентации учащихся, возрастает общественная активность ученических организаций, органов самоуправления. Продолжает возрастать уровень идейно-политической, научно-теоретической и профессиональной подготовки учительских кадров, повышается их педагогическое мастерство. Шире и многообразнее стала связь школы, семьи, трудовых коллективов и хозяйственных организаций в решении учебно-воспитательных задач, особенно в трудовом обучении и воспитании учащихся. Вопросы народного образования периодически и глубоко анализируются партийными и советскими органами, принимаются конкретные решения, направленные на дальнейшее совершенствование обучения и воспитания учащихся, на значительное улучшение трудовой подготовки школьников. Все это позволило закончить истекший учебный год вполне удовлетворительно по всем показателям. На конец истекшего учебного года в районе — 47 школ, в том числе 15 средних, 14 восьмилетних и 18 начальных, в которых обучалось более 6000 учащихся. По итогам весеннего перевода успеваемость составила 99,2 процента. Все начальные школы, семь восьмилетних и пять средних закончили учебный год без второгодников. Среди них восьмилетняя школа № 1, Астродымская, Дзержинская, средняя школа № 1, Благодатская, Карасартовская, Троицкая и другие. Близки к решению второгодничества средняя школа № 2, Беленская, Шилово- Курьинская, средняя школа совхоза «Октябрь» и некоторые другие. 33,4 процента учащихся успевают на «4» и «5» (на 0,6 проц, выше, чем в предыдущем учебном году). Более одной трети учащихся учатся на «хорошо» и «отлично» в средней школе № 2, Беленской, Шилово-Курьинской, Калачинской, Кучугурской, Дзержинской и некоторых других. Несколько улучшились показатели в группах продленного дня и пришкольных интернатах. В сравнении с предыдущим учебным годом возросло число учителей; работающих без второгодников. Свыше 80 процентов преподавателей русского языка, математики, иностранного языка, добились полной успеваемости. В большинстве школ организованно проводилась работа факультативных курсов и кружков. Лучше других эта работа налажена в Беленской, _ Калачинской, восьмилетней школе № 1 и некоторых других. Повысился уровень внутри- школьного контроля и руководства учебно-воспитательным процессом со стороны директоров школ и их заместителей. Успешное решение всего комплекса вопросов, связанных с осуществлением всеобщего среднего образования, дальнейшее повышение эффективности учебно-воспитательного процесса, совершенствование трудового воспитания и профессиональной ориентации учащихся зависят прежде всего от педагогического мастерства учителя, от его гражданской позиции, личной идейной убежденности, от его научно-технической и методической подготовки. Л. И. Брежнев, выступая на Всесоюзном съезде учителей в 1968 году сказал: «Говорят, что учиться нужно всю жизнь. Это старая истина применима ко всем. Но, пожалуй, более всего она относится к тем, кто учит других. Вот почему так необходимо заботиться о переподготовке учителей». И, естественно, в современных условиях наиболее важным и определенным в повышении квалификации педагогических кадров школ является усиление их идейнополитической подготовки. И чтобы учитель был на уровне требований жизни, он должен неустанно повышать свое марксистско-ленинское образование и педагогическое мастерство. В век научно- технической революции быть энциклопедистом невозможно, но свободно ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации каждый учитель обязан. Глубокие профессиональные знания должны у учителя органически сочетаться с широким политическим кругозором, коммунистической убежденностью и высокими нравственными качествами. Ибо без всего этого нельзя успешно решать задачи современного образования и воспитания подрастающего поколения. В начальных классах работают 96 учителей, и все они имеют специальное образование. Из 310 учителей, работающих в 4—10 классах, 230 человек или 74 проц. — с высшим образованием. Только в этом году 10 человек получили высшее образование. Семнадцать учителей успешно сдали экзамены и зачислены на первый курс заочного отделения Новосибирского пединститута. От 90 до 110 учителей ежегодно повышают свою квалификацию через областной институт усовершенствования учителей. Все это в значительной степени способствует росту педагогического мастерства учителей, повышению их идейно-политического и научно-теоретического уровня. Подавляющее большинство учителей начальных классов значительно повысило идейно-теоретический уровень преподавания, воспитывающую направленность, связь обучения с жизнью. В содержание многих уроков органично вошли книги Л. И. Брежнева «Малая земля», «Возрождение», «Целина», материалы Конституции СССР и РСФСР, документы КПСС и Советского государства, Обращение Л. И. Брежнева к детям в связи с Международным годом ребенка и другие. Главным в учрбно-воспи- тательной работе учителей Начальных классов Р. П. Спесивцевой, Н. Д. Мартыко, А. В. Баранниковой, М. П. Дюдя, 3. И. Неваевой и многих, многих других стало сочетание и взаимопроникновение идейно-политического, трудового и нравственного воспитания на уроках и во внеклассной работе, развитие познавательной активности учащихся, совершенствование методов обучения и воспитания в соответствии с требованиями декабрьского (1977 г.) Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР о школе. Учителя русского языка и литературы средней школы № 2 Е. А. Кушнир, У. Я. Каменская, Черно-Курьинской средней школы — А. И. Шаповалова, Шилово-Курьинской — А. М. Ельченина, Хорошинской — В. М. Корчун, Октябрьской ■— В. Ф. Бендер, средней школы № 1 — 3. С. Скрипкина и Т. А. Лютик и многие другие используют на своих уроках, как правило, эффективные методы и приемы обучения учащихся. Новый учебный материал излагается глубоко и доступно при активном участии школьников, с опорой на ранее изученный материал и межпредметные связи, что обеспечивает преемственность в обучении. Вместе с тем тот же анализ свидетельствует о слабой практической подготовке некоторой части учащихся. В экзаменационных сочинениях у третьей части учащихся, а во многих школах и более того, наблюдается бедность словарного запаса, неумение построить текст, слабое усвоение правописания некоторых орфограмм и знаков препинания. Одной из причин такого положения с грамотностью учащихся является ослабление внимания некоторой части учителей к вопросам формирования и закрепления практических навыков. Главная задача учителей русского языка в новом учебном году — обеспечить дальнейшее повышение грамотности учащихся. Надо добиться, чтобы каждый ученик, уходя с урока, прочно закрепил основную часть изученного на нем материала. Создание прочных орфографических и пунктуационных навыков предполагает обязательность работы над формированием У учащихся навыков самоконтроля. С этой целью надо еще шире использовать устные и письменные объяснения орфограмм и пунктограмм, различного вида диктанты, способствующие выработке привычки предварительного осмысливания слов, которые престоит написать, и т. д. Навыки орфографии и пунктуации, относясь к числу сложнейших, требуют непрерывной и целенаправленной работы учителей. Усиление практической направленности преподавания требует от учителя русского языка большого внимания к вопросам образовательной работы. Возрастает ответственность и руководителей школ за обеспечение безусловного повышения практической направленности преподавания русского языка. Нужна повседневная помощь учителям со стороны всего педагогического коллектива школы. Ведь успех работы словесников по обучению учащихся грамоте во многом зависит от того, как выполняются единые требования к устной и письменной речи учащихся всеми учителями школы. Каждый учитель, какой бы предмет он не преподавал, обязан в процессе учебной работы следить за речью учащихся, добиваться, чтобы она была связной, логически последовательной, выразительной. Если говорить о состоянии преподавания математики, то можно отметить, что подавляющее большинство учителей также обеспечивает усвоение учащимися программного материала. В мае этого года в школах проводились контрольные работы по текстам Министерства просвещения. Более 90 проц, учащихся 3, 4 и 6 классов успешно справились с контрольными работами по математике, а в восьмилетней № 1 (учительница Л. Н. Измалкова), в Ку- каринской (учитель Е. Г. Дом- ме), Благодатской (учитель Ф. Я. Деревянкин), Студенов- ской (М. П. Ковтун), Хорошинской (молодой специалист С. И. Тимошенко) все учащиеся 4 классов выполнили контрольные работы на положительную оценку. Многие учителя математики хорошо овладели теорией современного школьного курса математики, умело используют новые и проверенные практикой методы преподавания, тщательно готовятся к каждому уроку, тесно увязывают учебную и внеклассную работу по предмету. В их числе А. А. Купина, М. П. Ковтун, М. Н. Рахматулина, Г. А. Гафиятулин, Л. П. Доронина и многие другие. Вместе с тем сегодня следует сказать, что уровень математической подготовки учащихся по ряду разделов программы остается еще низким. В истекшем году методисты областного института усовершенствования учителей проверяли состояние преподавания физики в школах района. В ходе проверки установлено, что и теоретическая и практическая части программы. в основном, выполняются. Многие учителя уроки проводят на высоком идейно-теоретическом уровне, обучение и воспитание стало единым процессом. Учителя физики В. В. Петров, М. П. Кретова, И. В. Шевцова и многие другие широко используют на уроках материалы XXV съезда КПСС, окружающей действительности. Большое внимание уделяется развитию познавательной активности учащихся, привитию им навыков самостоятельной работы, умения применять теоретические знания при решении задач и выполнении практических и лабораторных работ и физических экспериментов. Учителя химии Е. Ф. Шуст, 3. В. Негода, 3. А. Бакаляс, А. В. Анциферова и многие другие широко используют в своей практике принцип воспитывающего обучения, осуществляют тесную связь преподавания химии с жизнью страны, с теми делами, которые решает советский народ под руководством Коммунистической партии. Многие учителя биологии умело используют возможности программного материала для идейно-политического, нравственного и трудового воспитания учащихся, широко применяют на уроках документы партии и правительства, тесно увязывают обучение с жизнью советского общества, своего колхоза, совхоза, района. Идейно-политической направленностью отличаются уроки А. П. Суховеевой, 3. М. Котовой, Т. В. Посаженниковой, А. К. Кошевых и других. Дальнейшего совершенствования требуют вопросы трудового обучения, воспитания и профессиональной ориентации учащихся. Особая роль в трудовом воспитании принадлежит личным качествам самого учителя. Еще К. Д. Ушинский говорил, что личность воспитывается личностью, ¿характер вырабатывается характером. Вряд ли может учитель, небрежно отно- .сящийся к работе, к исполнению своих служебных обязанностей, воспитать трудолюбие у своих учеников. В документах КПСС неоднократно подчеркивалась необходимость единства слова и дела. Особую актуальность это требование имеет для нас, учителей. Сегодня можно назвать десятки учителей, которые своим отношением к делу, партийным подходом к обучению и воспитанию детей, своей высокой политической зрелостью, своей активной общественной деятельностью, способствуют формированию у молодежи трудолюбия, коммунистического мировоззрения, высоких гражданских качеств. Среди них В. Н. Хадеев — мастер производственного обучения Студеновской средней школы, Е. А. Кушнир, Л. И. Ходырева, Р. П. Спесивцева, А. Н. Мыльникова, В. В. Бауэр, А. М. Ларионов, Н. И. Ващенко, Т. А. Кротенко и многие другие. Есть и другие вопросы, которые должны занимать важное место в нашей работе. Это охрана жизни и здоровья детей, военно-патриотическое воспитание, физическое, эстетическое, атеистическое и правовое воспитание учащихся; предупреждение детской безнадзорности и правонарушений, пропаганда педагогических знаний среди родителёй, связь с трудовым коллективом и общественными организациями, внеклассная и внешкольная работа, вечернее и заочное обучение работающей молодежи и другие. Хочется верить, что руководители, педагогические коллективы школ, опираясь на помощь общественных и хозяйственных организаций, сделают все возможное, чтобы выполнить доведенные планы по обучению работающей мо- лодежи.
4 сентября 1979 г„ № 106 (5744) СЕЛЬСКАЯ НОВЬ 3 учебно-воспитательной работы НАША ПЕРВОСТЕПЕННАЯ ЗАДАЧА (Из выступления директора Благодатской средней школы И. В. МАРТЫКО). Задачи трудового воспитания решаются в нашей школе, начиная с первого класса. Учащиеся 1—7 классов получают трудовые навыки и закалку на уроках труда почти в полном соответствии с требованиями государственных программ, — в классах, в школьной мастер- - ской, а в весенне-летний период — на пришкольном учебно-опытном участке. Участок у нас неплохой, и ребята в. течение всего лета трудятся здесь по заранее составленному графику под руководством опытных учителей. Трудовое обу- у чение старшеклассников по про- грамме машиноведения ведется в школе в течение 10 лет. Материальная база производственного обучения, хотя и недостаточно прочная, но имеется. Правление колхоза им. Тельмана правильно восприняло Постановление ЦК КПСС и Совет# Министров СССР 1977 года и, в частности, рекомендации об оказании конкретной помощи школе в улучшении трудового воспитания. В январе 1978 года на расширенном заседании партийного бюро колхоза был обсужден и принят план конкретных мероприятий, направленных на то, чтобы школа и колхоз совместно осуществляли подготовку учащихся к жизни, к труду. В соответствии с этим планом была значительно укреплена материально-техническая база школы. Колхоз выделил свыше 2000 рублей на обновление оборудования в школьВ тесном контакте со школой (Из выступления секретаря парткома Калачинского совхоза В. Т. БУНИНА). Традиционное районное августовское совещание учителей подводит не только итоги прошедшего учебного года, но и анализирует недостатки, упущения в работе с тем, чтобы их не допускать в будущем, ставит задачи на следующий учебный год. Образно можно назвать его «предстартовым» педсоветом учителей. Наша социалистическая действительность ставит перед общеобразовательными школами новые и более сложные задачи, которые выдвинуты Конститу- цей СССР и Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду». В апреле этого года на открытом партсобрании совхоза мы рассмотрели данное Постановление. Были вскрыты недостатки в работе средней и восьмилетних школ (а на территории нашего хозяйства работает 3 начальных 2 восьмилетних и 1 средняя школа), разработаны конкретные меры по устранению имеющихся недостатков. Дирекция Октябрьской средней школы значительно улучной мастерской и учебных кабинетах. Затем колхоз приобрел учебное оборудование для кабинета машиноведения на сумму свыше 1000 рублей, дал трактор «Т-40», потом заменил его новым «А(ТЗ-50». Кроме того, колхоз выделил школе новый комбайн «СКД-5», который был собран самими учащимися и уже третий год участвует в уборке урожая. За штурвалом комбайна проходят практику — осваивают труд хлебороба—все юноши-девятиклассники. За весь период производственного обучения шкодой выпущено 194 механизатора из них 84 — с правами тракториста- машиниста III класса и 110— со свидетельством сельского механизатора. За этот же период по окончании школы пошли работать в колхоз по специальности, полученной в школе, свыше 50 человек. Мы стремимся развить наставничество опытных механизаторов над выпускниками школы, поощряя трудовые успехи. Так, в 1974 году сын потомственного хлебороба Владимир Васильев сразу после школы сел за руль трактора и стал победителем в районном соревновании молодых механизаторов. В 1976 году победителем в районном соревновании стал выпускник Благодатской школы Леонид Бузманов из колхоза «Вперед к коммунизму» и Александр Кошелев из колхоза им. Тельмана. В 1977 году этот список пополнил Николай Ку- шила работу по вечернему обучению работающей молодежи, но,не достигла еще' опыта Павловской восьмилетней школы, где ежегодно 10—12 человек из числа молодежи получают среднее образование. Здесь работа ставится на уровень современных требований, и достигается это благодаря тесной связи школы с производством, преподавателей с тружениками хозяйства. В этом плане в школах проводится большая работа. С учащимися каждый вторник проводятся политинформации, регулярно — встречи с участниками целины, ветеранами войны и труда. Изучены подробно произведения Л. И. Брежнева «Малая земля», «Возрождение», «Целина», по ним проводились читательские конференции, при изучении учебного материала преподаватели опираются на эти работы, приводят конкретные примеры. В Калачинской 8-летней школе работает Клуб интернациональной дружбы. Все это оказывает положительное воздействие на формирование личности. В школах стали серьезнее подходить к вопросам профориентации. Партком со своей стороны осуществляет контроль лямпин. В 1978 г. пошли работать в колхоз по специальности, полученной в школе, 8 человек. Дальнейшая судьба молодежи, окончившей школу, глубоко интересует коллектив учителей. Мы всемерно поощряем наших ребят на дальнейшее повышение своей трудовой квалификации. Стремимся вовлечь в общественно полезный труд всех учащихся. Без школьников практически не обходится почти ни один производственный участок колхоза. Из ребят созданы звенья: строительные, по стрижке овец, по озеленению и благоустройству села, по подготовке животноводческих помещений к зимнему периоду, по заготовке веточного корма и другие. Есть у нас и ряд нерешенных проблем и задач. Так, например; мы слабо еще решаем вопросы набора в ССПТУ-16. Пока что в нынешнем году поступило только двое. Очевидно, ошибка наша в том, что мы (и школа и колхоз) ограничиваемся тем, что готовим механизаторов только по школьной программе. Улучшить трудовое обучение, профессиональную ориентацию школьников, практиковать встречи учащихся с передовиками и повышать у учащихся чувство уважения к людям труда, к труду хлебороба, животновода, содействовать трудоустройству на селе выпускников десятого класса, иначе говоря, готовить молодежь к жизни, к труду — вот наша первостепенная задача. за посещаемостью школы специалистами. Дирекция совхоза выделила денежные средства на приобретение наглядных пособий и оборудования для кабинета машиноведения. У нас имеется опыт шефской взаимосвязи классов с производственными участками. Но полностью мы еще не удовлетворены своеиГ работой. Сейчас ставим задачу расширить программу трудового обучения. | Практически в школе ведется изучение только трактора, куда тянутся больше мальчики, а девочки остаются вне занятий. Очевидно, будет целесообразным преподавать девочкам уроки машинного доения. Таким образом, в поле деятельности школ много работы и, надо подчеркнуть, творческой работы. Конечно, обучение и воспитание подрастающего поколения — это дело общее, не должны быть в стороне и общественные организации. Но основной результат может дать только тесная связь школы с производством, когда учителя займут активную позицию в воспитании не только учащихся, но и окажут помощь в нравственном воспитании рабочих. Действует учком (Из выступления заместителя директора по учебной части Хорошинской средней школы Л. И. ХОДЫРЕВОЙ) Об активности ученического комитета в нашей школе заботится весь коллектив учителей. У каждой созданной комиссии, учебной, хозяйственной,' санитарной и т. д., свой наставник — учитель. Вначале их помощь выражалась в выборе форм -и методов, содержания работы, обучения организаторским навыкам. Таким, например, как проведение классного собрания, ведение протокола, субботника. Все это сплачивало ребят. Чем же занят учком? Были разработаны рекомендации о порядке посещения школы, о поведении на уроках, на переменах. И хотя в школе еще рано говорить об отмене дежурства на этажах, однако педагогам все реже приходится останавливать «сломя голову» бегущих по коридору мальчишек, следить за дежурством по школе, бороться с опозданиями. Требования предъявляют '/лены учкома. То, что строится на самоуправлении, живет долго. Поэтому учителя помогают членам учкома действовать сообща с комсомольской и пионерской организациями. Учебная комиссия учкома уделяет особое внимание организации шефства над отстающими учащимися, проведению с ними консультаций силами наиболее успевающих школьников. Члены учебной комиссии принимают активное участие в подготовке и проведении предметных недель. У нас прошли недели русского язы ♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦ Роль местного комитета (Из выступления учительницы средней школы № 2 А. В. ПЕРУНОВОЙ). Разнообразна деятельность школьной профсоюзной организации: обсуждение совместно с администрацией планов работы школы, оказание помощи учителям, подготовка и проведение заседаний местного комитета и производственных совещаний, которые стали своеобразной трибуной коллективной мысли, школой совместных действий. Местный комитет проявляет заботу о быте учителей, их самообразовании и, конечно, о повышении педагогического мастерства. В прошедшем учебном году местный комитет совместно с администрацией школы делали все возможное, чтобы решить главную задачу, определенную Постановлением партии и правительства, о школе, принятым в декабре 1977 года. Это последовательное претворение в жизнь решений XXV съезда КПСС и положений Конституции СССР о развитии всеобщего обязательного среднего образования, дальнейшее совершенствование учебно-воспитательного процесса с тем, чтобы обеспечить подготовку всесторонне развитых строителей коммунистического общества. Все силы, опыт учителей нашего коллектива были направлены на то, чтобы школьники успешно овладели глубокими знаниями основ наук и получали необходимые умения и навыки для работы в народном хозяйстве страны. На производственные совещания были вынесены такие важные вопросы, как деятельность учкомов, комитета комсомола и пионерской организации, охрана здоровья и жизни детей, организация работы над «Правилами для учащихка, биологии, литературы, математики, предметных олимпиад, смотров ‘знаний учащихся по химии, математике. Много добрых дел на счету и у членов других комиссий. К примеру, санитарная комиссия следила за внешним видом учащихся, проводила рейды по санитарному состоянию классов. Результаты проверки отражались в школьной газете «Говорит учком». Хозяйственники организовали самообслуживание, работы по благоустройству школьного двора, изготовлению различных пособий, ремонту школьной мебели. Большое внимание уделяли сохранности школьного имущества. В обязанность физкультурного сектора входили организация сдачи норм ГТО, соревнований, кроссов. Комиссия дисциплины следила за порядком, поведением ребят как в школе, так и в общественных местах. Надо сказать, что многое в работе учкома зависит от его председателя. У нас эта ответственность возложена на десятиклассника Юрия Доме,— способного, увлеченного, требовательного. А потому и все мероприятия, проводимые уч- комом, всегда интересны. Эффективность деятельности ученического комитета будет высокой при педагогической заинтересованности, педагогическом доверии к школьному самоуправлению. Только это откроет простор для приложения сил и способностей детей. ся» и другие. Заседания местного комитета тщательно подготавливались. Большинство вопросов, которые обсуждались на них, были учебные. Учителя нашей школы имеют солидный стаж работы, в среднем более 20 лет. Большинство учителей владеют большим мастерством, педагогическим искусством. Из 42 учителей — 2 заслуженных, 10 отличников народного просвещения. Мастерство учителя не приходит само по себе, оно является результатом повседневной, кропотливой работы по всем вопросам учебно- воспитательного процесса школы. Успех работы учителя во многом зависит от отношений с учащимися. Узнать душу ребенка или подростка, его чувства, переживания учитель может только при более час- том общении с ним, поэтому в классах проводится большая внеклассная работа: чтение и обсуждение книг, работают различные клубы, проводятся занятия КВН, викторины, походы и экскурсии. С какими же успехами мы пришли к началу учебного года? Все учащиеся школы переведены в следующие классы. Государственные экзамены сдали все ученики 8 и 10 классов. Есть еще и нерешенные задачи в школе, поэтому местный комитет совместно с администрацией школы мобилизует весь учительский коллектив на выполнение задач, поставленных Декабрьским и последним майским Постановлением ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы».
elibrary.ngonb.ruRkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2