Сельская новь, 1978, № 118

С1 октября объявлен месячник-смотр хода зимовки скота Завтра—День учителя Многогранен и по сути своей героический труд народного учителя, создающего самую большую ценность для нашего общества — нового человека, которому предстоит строить коммунизм и жить при коммунизме. Не случайно профессию учителя называют матерью всех профессий. В знак признания и глубокого уважения народного учителя в нашей стране в первое воскресенье октября каждого года отмечается День учителя. В этот день советский народ чествует учителя, чей вдохновенный труд несет знания людям, воспитывает молодое поколение созидателей коммунизма. В этом году советские учителя встречают свой праздник с особым подъемом. Он вызван недавно прошедшим Всесоюзным съездом учителей, в котором участвовали 3986 делегатов, представлявших 4,5 миллиона работников просвещения всех союзных и автономных республик, всех краев и областей. На высокий педагогический совет они вынесли свой опыт, свои заботы и раздумья как лучше, эффективнее учить, воспитывать, готовить к труду поколения юных. У нас в районе немало и с каждым годом становится все больше настоящих мастеров педагогического труда, которые не жалеют своих сил и энергии для д&ла обучения и воспитания подрастающего поколения. Среди них заслуженный учитель РСФСР Р. П. Спесивцева, кавалер ордена Ленина, директор Калачинской восьмилетней школы Н. Т. Захарчук, учителя 3. С. Скрипкина, Е. А. Кушнир, У. Я. Каменская, В. М. Корчун, А. И. Шаповал, А. М. Ельченина, А, А. Купина, М. Н. Рахматулина, Ф. Я. Деревянкин, Е. Ф. Шуст, А. Ф. Бунет, Е. Г. Никитенко, Н. Д. Мартыко, Л. И. Бровченко, А. К. Горский и многие, многие другие. Почетен и сложен труд учителя, ведь ему вверяется судьба детей — будущее нашей его тернист и сложен, но пути больше. С праздником, дорогие успехов в вашем нелегком труде, счастья в личной жизни! Родины. И хотя путь становления все-таки радостных верст на этом учителя! Больших вам творческих ДНЮ КОНСТИТУЦИИ СССР — УДАРНЫЙ ТРУД Сверх плана — Горячо откликнулись на постановление июльского Пленума ЦК КПСС труженики пятого 'отделения Хорошинского совхоза. Развернув социалистическое соревнование по достойной встрече годовщины принятий Конституции СССР, животноводы передовой фермы 26 сентяб- -ч. ря рапортовали о досрочном выполнении годового плана'продажи молока государству. На заготовительные пункты отправлено 4142 центнера продукции. В счет 1979 года решено дополнительно продать 700 центнеров молока. В авангарде социалистического соревнования идут доярки кавалер орденов Ленина и «Знак Почета» Екатерина Ефремовна Прибора и Мария Егоровна Белеткова, награжденная медалью «За трудовое отличие». Пересмотрев ранее взятые обя700 центнеров зательства, они и их подруги по бригаде М. Н. Бойко, М. Н. Власова, Л. И. Миронович ре- .шили получить в нынешнем году от каждой коровы более 30 центнеров молока. По итогам девяти месяцев лидируют М. Е.. Белеткова и Е. Е. Прибора, надоившие соответственно 2765 и 2748 кг молока на фуражную корову. С высоким чувством ответственности за выполнение поставленной задачи трудятся скотники В. И. Булава, И. И. Гужеля, Д. И. Лысаков и Л. И. Лобков. Строгий контроль за работой животноводов -осуществляет’ бригадир дойного гурта И. Г. Яцун. А. ПРИБОРА, управляющий отделением № 5 Хорошинского совхоза. ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ! ОРГАН КАРАСУКСКОГО РАЙКОМА КПСС И РАЙОННОГО СОВЕТА НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ Газета основана 2 октября 1930 г. № 118 (5600) СУББОТА, 30 СЕНТЯБРЯ 1978 г. Цена 2 коп. В райкоме КПСС и райисполкоме О ПРОВЕДЕНИИ МЕСЯЧНИКИ — СМОТРА ХОДА Июльский (1978 г.) Пленум ЦК КПСС выдвинул на первый план задачу более быстрого подъема животноводства, как решающего условия удовлетворения постоянно растущих потребностей населения в продуктах питания, а промышленности в сырье. Многие партийные организации, сельские Советы, руководители и специалисты хозяйств района проводят на местах большую организаторскую работу по мобилизации тружеников села на выполнение планов и обязательств, принятых в честь годовщины новой Конституции СССР, по увеличению производства и продажи государству животноводческой продукции. Большую трудовую победу одержали доярки Студеновского совхоза Елизавета Яковлевна Бухмиллер и Полина Готфри- довна Дель, которые первыми в районе надоили от каждой коровы своих групп более 30 ц молока. Досрочно выполнили годовой план по продаже молока государству Астродымская ферма совхоза им. Дзержинского, второе отделение Студеновского совхоза, пятое отделение Хорошинского совхоза, совхоз мясной «Карасукский». Колхозы и совхозы в этом году провели большую работу по заготовке кормов и подготовке животноводческих помещений для успешного проведения зимовки скота. Однако необходимо в ближайшие дни завершить ремонт, где еще не сделан, всех помещений, механизмов ферм, кормоцехов и т. д. ЗИМОВКИ с Наступила ответственная пора для тружеников общественного животноводства — начало зимовки. Рассмотрев ход подготовки к зимовке скота, бюро райкома КПСС, исполком районного Совета народных депутатов объявили с 1 октября месячник-смотр хода зимовки скота. В ходе смотра особое внимание необходимо обратить на готовность помещений, кормоцехов к работе в зимних условиях, обеспеченность животноводства кормами, улучшение ухода, кормления и содержания животных с тем, чтобы получать высокие надои молока и привесы скота. Практиковать проведение взаимопроверок форм,отделений, хозяйств, привлечь к этой работе профсоюзные*' комсомольские организации, постоянные комиссии и депутатские группы, посты и группы народного контроля, другой актив. Итоги работы, результаты взаимопроверок обсудить в первичных парторганизациях, на заседаниях советов бригад, правлений колхозов, активах совхозов с участием животноводов. . Председателям колхозов, директорам совхозов,, председателям исполкомов сельских Советов, секретарям парторганизаций позаботиться об улучшении условий труда, и отдыха животноводов, а также бытового, торгового, медицинского обслуживания. Для осуществления контроля за ходом месячника-смотра в районе создана комиссия под председательством начальника КОТА управления сельского хозяйства т. Кологривова Д. А. Бюро райкома КПСС, исполком райсовета предложили райобъединению «Сельхозтехника»- (т. Морозов С. П.) принять необходимые меры по оказанию помощи колхозам и совхозам в дополнительном изыскании машин, механизмов, оборудования, обеспечении спецодеждой, улучшении технического обслуживания ферм. Секретарям партийных организаций 'колхозов, совхозов, профсоюзным комитетам в. дни месячника-смотра улучшить руководство социалистическим соревнованием, определить условия морального и материального поощрения животноводов, выпускать «боевые листки»., «молнии», ежедневно подводить итоги работы. Особое внимание обратить на укрепление трудовой дисциплины на фермах, создание необходимых условий для работников ферм, оформить соответствующей наглядной агитацией дома животноводов, красные уголки, бытовые комнаты. Всю организаторскую и массово-политическую работу направить на успешное выполнение планов -и социалистических обязательств. Руководителям, специалистам хозяйств особо рассмотреть вопросы увеличения производства молока, мяса, улучшения работы по воспроизводству стада и сохранности скота. Провести в необходимые сроки лечебнопрофилактические и оздоровительные мероприятия. Третий год десятой пятилетки сложился удачно для земледельцев колхоза им. Карла Маркса. Нынче они вырастили хороший урожай всех сельхозкультур: зерновые дали с каждого гектара пашни по 16 центнеров, удались силосные, картофель и т. д. Хозяйство вторым в районе 'справилось с планом продажи хлеба. Достижению успехов в области полеводства способствовало немало различных факторов. И один из основных — качественно и своевременно подготовленная минувшей осенью *под весь яровой сев зябь. У земледельцев колхоза давно стало правилом: едва комбайн вышел с полосы, на смену ему' появляется трактор с плугами. Не является исключением и нынешняя осень. Урожаю-79 — прочную основу Чтобы закрепить успех полевым работам ирбизинские механизаторы начали в середине августа, сразу же вслед за освобождением полей от. соломы. Этот агроприем выполняют три звена. В каждом из них — один — два «Кировца» и три—четыре гусеничных трактора. Организация работы хорошо продумана и отвечает необходимым требованиям. Пахота ведется круглосуточно, первая смена продолжается с 8 часов утра до 7 часов вечера, вторая — с 8 .вечера до 7 утра. Во время пересмен тракторы заправляются горючим, смазываются, те, которые выработали определенное время и топливо, Производят уходы мастера-наладчики С. Покоенко, Н. Карманов и В. Галейный, каждый из них обслуживает свое звено. За ними закреплены машины, а под рукой всегда находятся запасные части, смазочные материалы. Работа агрегатов налажена так, что они не делают ежедневных «холостых» пробегов с полей в село и обратно. Механизаторы к началу смены доставляются'на автомашинах. Для них организованы недорогие и калорийные горячие обеды. Хорошим подспорьем в работе является моральный стимул. Каждому механизатору регул.яцщц нога им, на передовых агрегатах алеют переходящие вымпелы. Все перечисленные меры помогли хозяйству уже в сентябре справиться с планом осенней пахоты. Первыми, 27 сентября, этого добились . земледельцы второй бригады, за ними — первой. Тон в соревновании пахарей задают В. Н. Прокопенко, обработавший на «Кировце» более пятисот гектаров пашни, Ю. М. Василенко, В В. Кинзельский. Нынешняя осенняя пахота со- пряжена с немалыми трудностями. Очень плотная иссушен- ет на ее качество. В связи с этим наряду с плоскорезами приходится применять плуги с отвалами. К примеру, все площади под посев пропашных (1100 гектаров) обрабатываем только плугами. Пахота повсеместно глубокая — до 22—25 сантиметров. Несмотря на то, что плановый взмет зяби завершен, темпы работы пахарей остаются высокими, ' суточная прибавка составляет в среднем 300 гектаров. Цель наших механизаторов — подготовить нынче почву под весь яровой сев-79, который будет проводиться более чем на 5200 га. Это будет хорошим залогом в получении доброго урожая и в следующем году. М. КУРЯЧЕНКО,

СЕЛЬСКАЯ НОВЬ 2 30 сентября 1978 г., № 118 (5600) Будущее наших детей, нашего народа— Прекрасная эта обязанность растить и отправлять в жизнь человека. Конечно, прекрасна: не однажды, не трижды, тысячекратно видеть в детях свое повторение. Многие годы преподает математику в Рождественской восьмилетней школе А. А. Купина. Когда анализируешь труд Антонины Александровны, невольно вспоминаются слова великого ученого Эйнштейна: учить ребенка так, «чтобы ни на минуту не засыпала его любознательность». Уроки А. А. Купиной отличаются высокой идейностью, методической обоснованностью и логической стройностью. Одну из главных задач она видит в том, чтобы научить детей самостоятельности, мастерски проводит индивидуальную работу. Сейчас коллектив учителей и учащихся этой школы занимается в новом просторном здании. Это большая радость для всех учителей: человека прекрасного будущего еще легче будет готовить теперь в новых «светлых По правильной дороге Сейчас, в наше время технического прогресса, немудрено, что подростки тянутся к технике, к физике, математике. И хорошо, когда при этом рядом оказывается добрый наставник, способный в полную меру удовлетворить ребячью любознательность, подтолкнуть их фантазию, помочь преодолеть возникающие трудности. Еще лучше, если наставник не просто руководит любознательными ребятами, а умеет разбудить скрытые способности, приохотить подвижных, зачастую неусидчивых ребятишек к кропотливому решению задач, к самостоятельному постижению теории. Сам увлеченный еще с университетских лет физикой, Виктор Иванович Демешкин, учитель школы X» 176, передает эту увлеченность детям. Его искреннее убеждение в необходимости глубоких знаний классах». С большим энтузиазмом принялась Антонина Александровна за оформление, кабинета математики. В нем имеется все необходимое для проведения более эффективного и качеПРЕКРАСНАЯ ОБЯЗАННОСТЬ ственного урока. Многие пособия изготовлены под ее руководством учащимися. Важным средством привития любви к предмету, считает А. А. Купина, является внеклассная работа. В школе создан математический кружок, часто проводятся математические вечера, КВН, олимпиады, регулярно выпускается стенгазета «Юный математик». Все это, естественно, пробуждает живой интерес, прививает любовь к математике. II не случайно ее бывшие ученики хорошо учатся в средних школах, успешно выдерживают экзамены при поступлении в физики находит отклик у учеников. Все большее число ребят приобщается к этой увлекательной науке. Интересно, что это разные по характеру и склонностям ребята — спортсмены и «артисты», «технари» и кокетливые -девчонки. В Новосибирской заочной физико- математической школе успешно учатся 15 воспитанников Виктора Ивановича. А Олег Голод- ников отлично выдержал конкурсные экзамены и учится там очно. Физика — точная наука, теоретические расчеты, строгое решение задач. Представляешь себе человека, занятого ею, серьезным, несколько суховатым, углубленным в себя. «Лирике» нет места! У Виктора Ивановича — ничего подобного! С мягким юмором, внимательный и душевный человек, он как нельзя лучше подходит к роли классного руководителя средние специальные учебные заведения. Любит Антонина Александровна свое дело, школу, а больше всего людей, с которыми она живет и которым отдает себя~и все свои силы без остатка. Много времени отнимает у учителя математики подготовка к урокам, проверка тет- радей, дополнительные занятия с учащимися, внеклассная работа и другие служебные. обязанности. Но она на все находит время. Купина неоднократно избирается депутатом Ирби- зинского сельского Совета, и свои депутатские обязанности выполняет с большим желанием и высокой ответственностью. Призыв волгоградских учителей «Каждому уроку—отличную подготовку, современные методы, высокое качество» нашел живой отклик в работе Антонины Александровны Купиной, потому что главное в ее жизни — умение жить и идти навстречу трудностям, всегда вперед. И в жизнь готовить человека. В. РАЗНОЦВЕТОВА. V ПРОФЕССИЯ УЧИТЕЛЯ...-ОДНА ИЗ САМЫХ II Ч ОТВЕТСТВЕННЫХ, САМЫХ БЛАГОРОДНЫХ. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ЭТОЙ ПРОФЕССИИ БУ- $ $ ДУТ ВСЕ БОЛЕЕ ВОЗРАСТАТЬ. Ц НО ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ УЧИТЕЛЬ МОГ НЕ Ч П НА СЛОВАХ, А НА ДЕЛЕ ВЫПОЛНИТЬ ТУ ПО- $ ИСТИНЕ ВЕЛИКУЮ ЗАДАЧУ, КОТОРАЯ СТОИТ ц 11 ПЕРЕД НИМ, ЕМУ НАДО УПОРНО РАБОТАТЬ Ч Ч ПРЕЖДЕ ВСЕГО НАД СОБОЙ, НАУЧИТЬСЯ Ч ОВЛАДЕВАТЬ ЗНАНИЯМИ ПО-ЛЕНИНСКИ, X НАУЧИТЬСЯ РАБОТАТЬ ТАК, КАК ЗАВЕЩАЛ ц 11 ЛЕНИН. Ч Ч Н. К. КРУПСКАЯ. среднего класса. Его пятиклассники жизнерадостны и доброжелательны, очень внимательны и чутки друг к другу. Их отличает «папина» убежденность в справедливости добра. Вероятно в старших классах у них появится и другое лицо, но добрым этот класс, конечна, останется. Виктор Иванович старается воспитать у коллектива правильное общественное мнение и наряду с этим — внимание друг к другу. Бывший военный авиаштурман, Виктор Иванович и сейчас ведет ребят по правильной дороге: человек должен быть человеком — неравнодушным к миру, к людям, глубоко знающим и убежденным, человеком, чья «хата» никогда и ни в чем не с «краю». А. ТЕНЕНБАУМ, организатор внеклассной работы школы № 176. Тридцатый первый звонок прозвенел этой осенью для Александры Петровны Кожакиной. А первый был осенью 1949 года, когда она как учительница впервые переступила порог Рождественской начальной школы. С тех пор из года в год Александра Петровна отдает свои знания детям, воспитывает их достойными людьми. Когда кончаются уроки Когда кончаются уроки, То в наступившей тишине Рождаются невольно строки. О прожитом нелегком дне. _ О дне учительском, который Еще, как должно, не воспет... Уже затихли коридоры, И погасили в классах свет. А ты, еще не успокоясь, Живешь ушедшим школьным днем, И радости, и беды в нем, И каждый шаг — есть трудный поиск. И. ДРУЖИНИН. С первого года существования нашей школы, большое внимание уделяется военно-патриотическому воспитанию учащихся. Кроме различных мероприятий в ходе игры «Зарница», традиционными стали поездки классов-победителей ио местам Боевой славы. Сотни учащихся школы прошли по израненной бомбами и снарядами, изрешеченной пулями земле Бреста и Хатыни, Минска и Киева, Севастополя и Калинина. Инициатором первой поездки на Калининское направление была Н. А. Матюшина, руководитель клуба'«Подвиг». Десятки километров пешком прошли юные краеведы, чтобы привезти для школьного музея землю с могил героев-земляков. Начатое Ниной Александровной дело охотно продолжают сегодня учителя Е. Л. Кибенко, Г. А. Хиль, Р. Б. Костогладова, Н. А. Ткач, Н. М. Васильева и другие. Каждая поездка производила Воспитываем на традициях держанием наполнялась их жизнь, становились более понятными слова: идейная убежденность, чувство Родины, гражданский долг человека. Священный долг каждого учителя — воспитать у всех детей благородное стремление следовать примеру В. И. Ленина. Чтобы правдиво, доходчиво и вдохновенно раскрыть школьникам образ великого вождя, несколько групп, краеведов нашей школы, побывало на родине Ленина. Коллектив школы с благодарностью будет помнить организаторов первой поездки в г. Ульяновск. М. Л. Кретову и Н. А. Матюшину. По-иному зазвучали беседы юных школьных лекторов о жизни и деятельности вождя революции. Традиционными стали Ленинские уроки. С каждым годом все интереснее и радостнее прохо- часто превращаются в праздники. Уроки продолжаются интересными внеклассными делами: вечером о поэзии Есенина, КВН по творчеству А. Н. Толстого, конкурсом на лучшего чтеца, классным часом «Чудеса без чудес», на котором ребята внимательно следят за хитрыми глазами и руками «волшебников» из 10-х классов. Юные кружко- веды под руководством А. М. Поповой стремятся последовательно формировать у малышей научно-атеистические взгляды, упорно и настойчиво воспитывают научно обоснованные знания человека о природе, В течение десяти лет школа осуществляет тесную связь с трудовыми коллективами, так как только при этом идет правильное воспитание у учащихся качеств гражданина-труженика. Учащиеся под руководством ше- ■Дшв-шюхппят хорошую ТРУДОВУЮ вые, рядом с шефами они узнают, что брак не только двойка. Допустить брак в работе — значит свести к нулю труд своих коллег. Одна из лучших традиций школы —- хорошее стремление занимать призовые места в районных соревнованиях по краеведению. Трудные условия этих соревнований. Без систематической кропотливой подготовки успехов не добиться. Но опытный руководитель кружка краеведов Р. Б. Костогладова подготовила себе достойную смену — молодого учителя нашего коллектива Н. А. Ткач. И Наталья Александровна оправдывает доверие старшего наставника. Хочется обратить внимание на спортивные традиции школы. Любовь к спорту не пришла сама собой. В этом большая заслуга учителя физкультуры 0. К. ГриТрадиционными стали общешкольные комсомольские собрания совместно с комсомольцами молочноконсервного комбината, слеты правофланговых, которые проводят шефы в конце каждого учебного года для победителей социалистического соревнования. За 10 лет наша школа накопила определенный опыт по воспитанию школьников на героических и трудовых традициях советского народа, появились и свои, школьные традиции, ценные 'для пионерских отрядов и комсомольских групп. Коллектив работал и будет работать на значительно более высоком уровне, чтобы растить завтрашнюю смену прямыми преемниками старших поколений, вырас; тить «творцов коммунизма, хозяев страны, людей настоящих, без позы и фальши, какими издревле мы были сильны». У. КАМЕНСКАЯ, учительница средней шко-

30 сентября 1978 г., № 118 (5600) 3 СЕЛЬСКАЯ НОВЬ в руках учителя, в его золотом сердце Здесь готовятся кадры Ежегодно учительство района пополняется новыми молодыми кадрами, выпускниками вузов и нашего педучилища. Всего за период его существования выпущено более 3000 молодых специалистов, которые успешно трудятся во всех районах нашей области. В 1977— 78 учебном году выпуск составил 232 человека. Совсем недавно закончила педучилище Л. Я. Лазурко. Работает в Ани- симовской начальной школе. Свои знания, молодую пытливость она щедро отдает обучению и воспитанию маленьких школьников. Даже самые задиристые мальчишки в классе стали для Лидии Яковлевны верными помощниками. Сама она очень добра к своим питомцам и справедлива. И, наверное, поэтому они доверяют ей свои мысли и планы, домашние беды и радости. Работа с детьми стала высшей радостью, смыслом жизни и для другой выпускницы — Г. С. Титовой. Она сумела найти пути к маленьким сердцам. Хотя были и трудности, но они ее не испугали. Всего год назад, окончила педучилище Г. И. Кондратова. Работает в Александровском ясли- саде, в смешанной группе. А это значит, что здесь дети разных возрастов, и у каждого Ее призвание Она всегда в кругу мальчиков и девочек. Чувствуя ее внимательность, доброту, отзывчивость, ребятишки тянутся к ней. Л. Г. Райгородская — руководи. 'V тель туристско-краеведческого кружка. Работает в Карасукском Доме пионеров с 1969 года. За это время у нее накопился большой опыт по туристско-краеведческой работе. Очень сдержанна, не любит лишних слов, любимому делу отдается сполна. И от ребятишек требует этого, В своей работе Любовь Григорьевна не любит шаблона, старается использовать самые разнообразные формы и методы: экскурсии, походы, конференции, слеты. Ее неутомимой энергии, жизнелюбию можно просто позавидовать. Ведет с учащимися большую поисковую работу по созданию летописи нашего района. Весь собранный материал хранится в районном краеведческом музее. Члены краеведческого кружка — активные участники районных и областных краеведческих конференций, неоднократно награждались Почетными грамотами райкома и обкома ВЛКСМ, облоно. Интересными делами живут ребята, члены туристско-краеведческого кружка, которым руководит Любовь Григорьевна. В январе 1978 года в Новосибир- > ске проходила областная краеведческая конференция, на которой присутствовали и делегаты от нашего района. Света Золотухина, член краеведческого кружка Дома пионеров, была делегатом Всероссийского слета свой характер, свои привычки и наклонности. В такой группе работать намного труднее. К каждому занятию Галина Ивановна тщательно готовится. Особенно много внимания уделяет трудовому воспитанию детей, коллективизму, учит доброте, видеть прекрасное. Поддерживает самый тесный контакт с родителями. Они всегда могут получить консультацию по любому допросу воспитания ребенка. Галина Ивановна всегда в поиске. Она ищет и находит новые эффективные пути и методы воспитания детей. Наталья Петровна Федорова работает на селе, она обращается к будущим молодым учителям начальных классов: «Не бойтесь работать в сельской местности. Именно здесь вы сможете проверить свои силы и убедиться, правильно ли вы выбрали свой жизненный путь». Это одни из многих тех, кто закончил Карасукское педучилище, посвятил себя нелегкому, но благородному труду учителя. Они учат каждый день, каждый час постигать сложную науку жизни, воспитывают в детях качества характера человека, будущего строителя коммунизма. С. володюшкин, директор педучилища. ве. Ученица из восьмилетней школы № 1 Алла Прасолова в этом году побывала в г. Ульяновске на Всесоюзной конференции по ленинским местам. Традиционным в нашем районе стр летний слет юных краеведов. В этом году он проходил в 14-й раз. Победители районного слета защищали честь района на 18 областном слете. Они завоевали переходящий кубок по краеведению, поощрены Почетными грамотами. Один из краеведов награжден . путевкой в пионерский лагерь «Артек». С каждым годом улучшается туристско-краеведческая работа в районе. Вошли ’ в традицию многодневные походы по району, поездки по городам Советского Союза. В, прошлом году совместно с советом ветеранов педагогического труда начата работа по сбору материалов из истории народного образования в районе и истории пионерского, движения. Немалая роль в этом принадлежит Любови Григорьевне Райгородской, которая непосредственно возглавляет туристско-краеведческую работу в районе. Она поддерживает тесную связь со всеми школами, активное участие принимает в семинарах классных руководителей, старших пионервожатых, организаторов внеклассной работы, много времени отдает другим общественным делам'. Одним словом, каждый день у Любови Григорьевны заполнен до предела. Но об иной жизни она и не мыслит. В этом ее призвание. Ж. МОНЯ, Коллектив учителей железнодорожной средней школы № 49, которым руководит коммунист В. И. Шишлонов, творчески работает над проблемой «Коммунистическое воспитание учащихся в процессе изучения основ наук». Этой теме в прошлом учебном году были посвящены внутришкольные педагогические чтения. Хорошо зная каждого учителя, завуч' школы Г. А. Щеголева помогла1 определить темы докладов, на ярких примерах доказала большие воспитательные возможности урока. 28 педагогов подготовили интересные -доклады, которые были прочитаны на методических объединениях, 8 из них вынесены на школьные педагогические чтения. Обучая воспитывать, строить урок так, чтобы он не только обогащал ум, но и способствовал формированию у молодежи таких нравственных понятий, как честь, долг, любовь к РоОт них зависит Известно, что- достижения средней общеобразовательной школы неразрывно связаны с успехами учебно-воспитательной работы в начальных классах. За последние годы, особенно в связи с переходом на новое содержание образования и внедрением в практику активных методов обучения, уровень учебно-воспитательного процесса значительно возрос.- Богатейший дидактический материал по всем предметам накоплен у заслуженной учительницы начальных классов средней школы № 1 Р. И. Спесивцевой. Все систематизировано по темам, его использование позволяет ей расширять и углублять знания у учащихся, прививать им любовь к учению. Тринадцать лет работает без второгодников М. И. Дюдя (Михайловская восьмилетняя шкоГотовим молодежь к жизни, к труду «На современном этапе развития социалистического общества особо возрастает воспитательная функция школы, ее роль в подготовке молодежи к жирни, к труду». Так записано в обращении Всесоюзного съезда учителей. Из постановления июльского (1978 г.) Пленума ЦК КПСС вытекают задачи квалифицированной подготовки учащихся к труду, дальнейшего укрепления связи школы с жизнью, сельскохозяйственным производством. Руководствуясь постановлением Пленума, педагогические коллективы школ должны улучшить трудовое обучение, профессиональную ориентацию школьников, воспитывать у учащихся чувство уважения к людям труда, к труду хлебороба, животновода. Школы должны практиковать встречи учащихся с передовиками и новаторами производства, содействовать трудовому устройству на селе выпускников десятых классов, укреплять материальную базу трудового обучения. В конечном итоге, наши усилия должны быть направлены на то, чтобы выпускники школ шли работать в сферу материального производст- дине, принципиальность — все это красной нитью прошло через все доклады. В них обобщен положительный опыт лучших учителей. Особого внимания заслуживают доклады по Повышаем мастерство темам: «Роль-художественных произведений о Великой Отечественной войне в патриотическом воспитании школьников» (В. В. Кузнецовой), «Формирование идейно-нравственных качеств школьников на уроках математики» (Г. А. Щеголевой), «Внеклассная работа — по праву эффективное средство' воспитания старшеклассников» (Т. А. Бельской) и другие. Пять лучших докладов были прочитаны на 12-х дорожных педагогических чтениях в ла), из года в год повышает качественную успеваемость. На августовской конференции Маргарита Павловна выступила с интересным докладом из опыта работы по кабинетной системе. Самостоятельная работа в начальных классах носит только обучающий характер, а учащиеся таких учителей, как Л. П. Торопина, Л. И. Бровченко, В. Д. Хадеева, уверенно владеют навыками самостоятельной работы. Большим педагогическим мастерством, глубокой любовью к детям и к ‘своей профессии обладают учителя Черноозерской начальной школы 3. И. Невае- ва и Р. М. Дорохова. Вдумчивая подготовка к урокам, глубокое знание программного материала помогают им включить в дело каждого ученика. На уроках применяются самые разноУчителям Благо датской средней школы приятно сознавать, что многие из выше названных задач уже решаются в течение целого ряда лет. Значит, мы — на верном пути. В своей работе по трудовому, воспитанию педколлектив руководствовался постаИз опыта работы новлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР 1973 года о сельской школе, а также решениями партии и правительства об улучшении воспитания учащихся и подготовки их к труду. В нашей школе трудовое обучение старшеклассников по программе машиноведения ведется в течение 9 лет. База для этого, хотя и недостаточно прочная, но имеется. Правление колхоза им. Тельмана выделило для школы новый трактор. Сначала это был небольшой «Т-40», потом его заменили на «МТЗ-50». В прошлом году дали новый комбайн «СКД-5», который был собран силами учащихся и участвовал в уборке урожая 1977 года. Материальную часть тракторов, комбайнов и сельхозма- г. Новосибирске, а в июле 1978 г. — на зональных чтениях в г. Красноярске, куда собирались представители одиннадцати железных дорог Советского Союза. Центральный методический кабинет г. Москвы дал высокую оценку учительским докладам, а их авторы Т. А. Вельская, В. В. Кузнецова, Г. Ф. Коваленко, В. М. Соколов, Г. А. Щеголева награждены Почетными грамотами ГУУЗа, некоторые доклады рекомендованы на центральные чтения в г. Алма-' Ату, которые состоятся в марте 1979 года. Руководств» школы много внимания уделяет повышению методического мастерства учителя, помогает собирать и обобщать крупицы лучшего опыта, делает его достоянием всего педагогического коллектива. Г. АЛЕКСЕЕВА. многое образные виды самостоятельной работы занимательного характера, способствующей развитию познавательных интересов. Здесь —обилие цветов, уют и порядок. Из года в год на базе этой школы проводятся семинары- практикумы с учителями начальных школ района. Много сил вкладывают в любимое дело учителя начальных классов Н. Д. Мартыко, А. И. Кагадей и многие другие. В нашей стране завершен переход ко всеобщему обязательному среднему образованию, ознаменовавший новый период в жизни общества, в развитии советской школы. Немалая заслуга в выполнении этой почетной задачи принадлежит учителям начальных школ. Н. ПОРТНОВА. часть —- вождение преподает в школе мастер производственного обучения коммунист А. Н. Мыльников, добросовестный работник и хороший педагог. За весь период производственного обучения школой выпущено 182 механизатора, из них 81 с правами тракториста-машиниста III класса и 101 — со свидетельством сельского механизатора. За этот же период по окончании школы пошли работать в колхоз по специальности, полученной в школе, около 50 человек. Коллектив учителей и правление колхоза всячески поощряют развитие наставничества опытных механизаторов над выпускниками школы, поощряются трудовые династии. Благодаря этому наши выпускники в короткие сроки овладевают мастерством профессии хлебороба. Так, в 1974 году выпускник Владимир Васильев стал победителем в районном соревновании молодых механизаторов. После службы в армии Володя вернулся в родной колхоз и стал кукурузоводом. В 1976 году победителями в районном соревновании стали выпускники Благодатской школы Леонид Бузмаков из колхоза

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2