Выше темпы на обмолоте хлебов, уборне силосных культур и вспашке зяби! ---- ----------------------------------------- ** Правофланговые •« 6 Василию ПЯТИЛЕТКЕУДАРНЫМ труд! Редакция газеты «Сельская новь» присуждает вымпел Трудовой славы за высокие показатели, достигнутые во Всесоюзном соревновании в третьем десятой летки году пяти ВАСИЛЬЕВУ колхоза им. Тельмана. $ Несмотря на молодость, Василий Владимирович > вот уже несколько лет подряд входит в число победите- < лей районного соревнования. И в нынешнюю страду > В. В. Васильев трудится по-ударному. Жаткой ЖВН-10 ' он скосил 1160 гектаров хлебов, значительно перевыпол- > нив личное обязательство. Кроме того, он дал слово на- $ молотить еще 2 тысячи центнеров зерна. > КИДЕНКО Ивану Максимовичу — механизатору Калачин- £ ского совхоза. I с Образцы высокопроизводительного труда показывает > в нынешнюю уборку этот опытный хлебороб. Он еже- < дневно выполняет по две и более норм на косовице зер- > новых. А всего с начала страды И. М. Киденко уложил < в валки хлеба на 1200 га. > Комбайнеры Васильев и Киденко выполнили условия ь районного соцсоревнования на период жатвы-78. 5 СЛАВА ПРАВОФЛАНГОВЫМ СОЦИАЛИСТИЧЕ- < СКОГО СОРЕВНОВАНИЯ! ф Дневник уборки урожая Владимировичу — механизатору Погода минувшей недели благоприятствовала ведению уборочных работ, и механизаторы района в полной мере использовали ее для косовицы и обмолота зерновых, "Ч уборки силосных культур. Уже к 3 сентября полностью завершили свал пшеницы совхоз Студеновский и колхоз «Маяк Ильича», затем совхозы им. Дзержинского, «Октябрь» , Хорошинский, колхозы им. Карла Маркса, им. Тельмана и другие хозяйства. На сегодня район практически завершил косовицу зерновых. Отстают лишь колхозы им. Калинина, им. Жданова и мясной совхоз, которые в ближайшие дни должны завершить свал зерновых. Сейчас основная задача тружеников села — без промедления переключать максимально возможное количество техники на подбор валков, вести его высокими темпами. Промедление, выжидание более благоприятной погоды может обернуться самым нежелательным образом — прогноз синоптиков на сентябрь не радует. Особенно следует поторопиться мичуринцам, кукаринцам, жданов- цам, калиновцам, т. к. в этих хозяйствах не обмолочено еще и 40 проц, зерновых. Близится к завершению уборка силосных, к 4 сентября они были скошены без малого на 20 тыс. га. Раньше других справились с этой работой механизаторы колхозов им. Ленина, им. Жданова, им. Карла Маркса. Усилить темпы уборки пропашных надо чернокурьинцам, мичуринцам, хорошанам, которые скосили менее чем по 60 проц, площадей пропашных, а ведь вот-вот могут прийти заморозки. Одна из главных задач — подготовка зяби. Эта работа ведется пока недостаточными темпами. Хорошо пашут землю благодатцы, беленцы, чер- нокурьинцы. А вот калиновцам, кукаринцам, михайлов- цам надо подтянуться. СВЕДЕНИЯ О ХОДЕ УБОРКИ УРОЖАЯ И ВСПАШКЕ ЗЯБИ НА 4 СЕНТЯБРЯ I гр. — обмолочено зерновых в проц, к уборочной площади; II гр. — скошено силосных в проц, к уборочной площади; III гр. — вспахано зяби в проц, к плану. Студеновский 70 82 . 22 им. Дзержинского 63- 68 25 «Маяк Ильича» 62 54 11 Плодово-ягодный 58 69 3 им. Куйбышева 54 63 20 «Октябрь» 53 67 23 им. Ленина 52 98 40 Калачинский 51 90 29 «Вп. к коммунизму» 49 72 25 Хорошинский 48 57 29 им. Тельмана 43 61 56 им. Карла Маркса 42 97 19 * «Новая семья» 41 45 43 Мясной 41 89 22 им. Жданова 37 100 23 им. Калинина 37 87 77 „ Калиновский 35 68 2 ,.им, Мичурина 23 56 18 Итого по району 50 73 24 ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ! ОРГАН КАРАСУКСКОГО РАЙКОМА КПСС И РАЙОННОГО СОВЕТА НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ Газета основана 2 октября 1930 г. № 107 (5589) ВТОРНИК, 5 СЕНТЯБРЯ 1978 г. Цена 2 коп. Комбайнеру Студеновского совхоза Карасукского района товарищу БАУЭРУ Христьяну Карловичу ДОРОГОЙ ХРИСТЬЯН КАРЛОВИЧ! В обкоме КПСС,- облисполкоме с большим удовлетворением воспринято сообщение о Вашем рекорде — намолоте за световой день комбайном «Нива» 1100 центнеров зерна, а всего с начала - уборки 6600 центнеров. В сложных погодных условиях идет уборка урожая 1978 года. И тем радостнее, что механизаторы области стремятся сделать все возможное, чтобы убрать выращенный»- хлеб, сохранить его от непогоды, сполна сдать государству. Ваши достижения на уборке урожая — это пример честного, добросовестного отношения к делу, высокого понимания всей ответственности за выращенный хлеб. Обком партии, облисполком поздравляют Вас, Христьян Карлович, с замечательными трудовыми достижениями, благодарят за ударную работу, желают Вам крепкого здоровья, личного счастья, новых достижений по успешному выполнению решений июльского (1978 г.) Пленума ЦК КПСС. Обком КПСС Облисполком. в РК ВЛКСМ МОЛОДЫЕ И ЖАТВА Районный штаб «Жатва-78» при РК ВЛКСМ подвел итоги соревнования комсомольцев и молодежи района на уборке урожая по состоянию на 4 сентября. \ Среди комсомольско-молодежных звеньев по-прежнему впереди идет звено из Хоро- шинского совхоза, которое возглавляет Н. Схоменко. За ним оставлен переходящий вымпел райкома комсомола. В индивидуальном соревновании механизаторов впереди идет В. Колташев из совхоза «Октябрь», скосивший жаткой ЖВН-6 758 гектаров зерновых. Второе место занял Н. Схоменко (Хорошинский совхоз) — 693 га, третье — А. Дандерфер из этого же хозяйства, уложивший в валки 541 га хлебов. На обмолоте зерновых лучшего результата добился В. Шеховцов из совхоза «Октябрь», с начала уборки он выдал из бункера своего комбайна 4774 центнера зерна. Вслед за ним вдут В. Тата- ренко из Калиновского совхоза . и И. Варило (колхоз «Маяк Ильича»), показатели которых равны соответственно 3813 и 3655 ц. В соревновании механизаторов на уборке силосных первое место присуждено Ю. Орнщенко из совхоза «Октябрь», накосившему 28316 ц зеленой массы. Второе место занял В.' Матвеев из Мясного совхоза — 20322 ц. третье — Н. Шмаков (Хорошинский совхоз) — 14493 ц. Среди трактористов на вспашке зяби победителем назван А. Тарасов из колхоза «Новая семья», подготовивший 459 га глубокой пахоты. Показатели В. Моора из Калачинского совхоза и В. Шмакова из Хорошинского совхоза равны соответственно — 434 и 375 га. Отмечена положительная работа В. Ткаленко из совхоза им. Дзержинского, Н. Тарана и С. Лобкова из Хорошинского совхоза, Н. Шнайдера (Калачинский совхоз), С. Атимова из мясного совхоза, Г. Чебаненко (колхоз им. Куйбышева). С. ГРИГОРЬЕВА. Так держать, Виктор! Подобно кораблю, движется комбайн «Сибиряк» по золотистому морю пшеницы. А вокруг встревоженно шепчутся налитые зерном колосья, склоняясь гордо перед железным исполином. Управляет «степным кораблем» молодой механизатор совхоза «Октябрь» Виктор Колташев. Когда комбайн оказался на краю поля, у дороги, мы попросили Виктора остановить машину. Здесь и состоялось вручение комсомольцу Колташеву вымпела комитета комсомола совхоза за победу в социалистическом соревновании по итогам пятидневки. Виктор — потомственный механизатор. Его отец, Георгий Федорович, известный и уважаемый на селе человек, мастер своего дела. И, наверное, от него у сына эта любовь к технике, к труду, к земле. Еще учась в школе, Виктор овладел специальностями комбайнера и «тракториста. После окончания десятилетки работал - в , родном совхозе. Сюда же вернулся после службы в армии. В прошлом году на тракторе с прицепом перевез 12 тыс. центнеров зеленой массы кукурузы. Хорошо потрудился Виктор и нынче во время сенокоса, скосив травы с площади 1300 га. Настала страда, и комсомолец активно включился в уборку хлебов. Колташев-младший, впервые севший за штурвал комбайна, обязался скосить зерновые на площади 600 га. Уже 29 августа он перевыполнил свое обязательство, свалив в валки зерновые на площади 609 га. Это результат ежедневного упорного труда. Молодой комбайнер постоянно перекрывает норму выработки, доводя ее в иные дни до 42 га. что составляет по,- чти 200 проц. Хлебоуборка еще не закончена и впереди комсомольца Виктора Колташева ждут новые трудовые успехи. Так держать, Виктор! В. ЗИЛИНГА. Отвечая на заботу Центрального Комитета партии о дальнейшем развитии сельского хозяйства, труженики колхоза им. Ленина с большим трудовым подъемом ведут уборочную страду. Сейчас почти завершена косовица хлебов. Более чем на 50 процентах обмолочены зерновые. Вчера хозяйство закона чило уборку кукурузы на всей площади 1100 га. Получен хороший урожай зеленой массы: в среднем по 163 центнера с гектара. ! Руководитель кукурузоводческого звена бригады К» 3 Кукуруза убрана Э. А. Вальтер вместе со своим помощником В. Н. Хохулей нынче на площади 230 га получили более чем по 200 центнеров зеленой массы с гектара. Э. А. Вальтер добился самых высоких показателей и на уборке кукурузы. Он накосил более 31 тысячи центнеров зеленой массы. Перевыполнил свое обязательство и В. Ф. Заводин, он убрал 229 га, накосил 30500 центнеров зеленой маесы. Быстрой уборке кукурузы способствовала хорошая работа шоферов на отвозке зеленой массы. Большое спасибо шоферам колхоза А. П. Горяненко, В. Т. Очередько, Н. М. Мазоха, братьям 9. А. и А. А. Гейдт, шоферу 16 дистанции сигнализации и связи И. П. Шехтель и шоферам автотранспортного предприятия В. М. Шевцову, В. Г. Солодун, А. Т. Бровченко и другим. Они всегда перевыполняли нормы. П. ЛОБАНОВ, председатель колхоза.
СЕЛЬСКАЯ НОВЬ 2 5 сентября 1978 г., № 107 (5589) Воспитывать активных строителей коммунизма 29 августа в Доме культуры железнодорожников состоялось совещание учителей школ города и района. Открыл совещание вступительным словом председатель райисполкома С. В. Кульневич. С докладом «Об итогах Всесоюзного и Всероссийского съездов учителей и задачах педагогических коллективов школ в 1978— 1979 учебном году» выступил заведующий районо А. Ф. Ткач. В обсуждении доклада приняли -участие директор Студеновской средней школы А. М. Кошман, учительница средней школы № 2 У. Я. Каменская, директор СПТУ-16 Г. Г. Лепешкин, районный военный комиссар Е. Е. Моня. первый секретарь РК ВЛКСМ С. Г. Лепетюха и другие. С добрыми напутствиями к молодым учителям обратилась старший учитель Шилово- курышской средней школы А. М. Ельченина. С ответным словом выступила выпускница Новосибирского государственного педагогического института Г. Г. Кундиус. В работе совещания прцндли участие первый секретарь РК КПСС И. В. Каурцев и второй секретарь РК КПСС С. П. Медведко. В конце совещания были вручены за безупречный, творческий труд правительственные награды: орден Трудового Красного Знамени — учительнице русского языка и литературы средней школы № 49 3. А. Короткой и медаль «За трудовое отличие» — инспектору районо В. В. Пирогу. Ниже в сокращении публикуются доклад заведующего районо А. Ф. Ткача и некоторые выступления. Из доклада заведующего районо А. Ф. Ткача В мае — июне этого года проходили Всесоюзный и Всероссийский съезды учителей, на которых глубоко и всесторонне было проанализировано состояние народного образования и намечены конкретные задачи педагогических коллективов школ и других учреждений просвещения, вытекающие из решений XXV съезда КПСС, декабрьского (1977 г.) Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР, речи Л. И. Брежнева и документов XVIII съезда ВЛКСМ. В своем приветственном письме Всесоюзному съезду учителей ЦК КПСС, Верховный Совет СССР, Совет Министров СССР высоко оценили роль советской школы в жизни нашего общества. Это воодушевляет учительство на новые ■ трудовые свершения в обучении и воспитании .молодежи. Повсеместно в нашей стране завершен переход ко всеобщему обязательному среднему образованию молодежи. Немало труда в эту победу вложили и педагогические коллективы школ, нашего района. За последние 6 лет выпуск из 10-х классов возрос почти в 2 раза. В истекшем учебном году среднюю школу окончили 95,4 проц, учащихся от числа поступивших в 9-й класс два года назад. Долг педагогических коллективов закрепить достигнутые успехи, обеспечить и впредь охват средним всеобучем каждого выпускника восьмого класса. С каждым годом все больше восьмиклассников поступают учиться в средние профтехучилища. Долг руководителей и педагогических коллективов школ обеспечить эффективный контроль за обучением в СПТУ-16 каждого выпускника восьмого класса в течение всех трех лет пребывания его там. Но не все еще педагогические коллективы школ до конца решили проблему среднего всеобуча. Известно, что длц выпускников восьмого класса существует три канала получения среднего образования: средняя школа, профтехучилище и техникум. Однако в отчетах распределения выпускников восьмых классов некоторых школ еще сохранилась графа: «на работу и в ШРМ», а в отдельных школах и того хуже: «на работу». 29 выпускников 8-х классов в этом году не были охвачены очной формой обучения. Это составляет три процента от общего числа восьмиклассников. Наибольшее количество так называемых заочников в Чернокурь- инской средней школе. И еще один недостаток в решении проблемы среднего всеобуча — это ^прекращающийся отсев учащихся 9-х и 1О-х классов. В истекшем учебном году из 9-х и 10-х классов выбыли 11 человек, в том числе из Студеновской школы — 5, средней школы № 1 — 2, Хорошинской — 2. В Студеновской, восьмилетней школе № 3 и средней школе № 2 допущен отсев по одному ученику^ К сожалению, некоторые педагогические коллективы, профсоюзные организации школ еще крайне недостаточно уделяют внимание решению вопросов, связанных с обучением работающей молодежи. Особенно неблагополучное положение по данному вопросу в средней школе совхоза «Октябрь». Совершенствованию учебно-воспитательного процесса, повышению его эффективности способствует переход на кабинетную систему обучения, улучшение качественного состава педагогов. Повысился уровень работы школьных и межшкольных методических объединений учителей. Вместе с те»Г требование — каждому школьнику глубокие и прочные знания — продолжает оставаться весьма актуальным. Известно, что достижения средней общеобразовательной школы неразрывно связаны с успехами учебно-воспитательной работы в начальных классах. Многие учителя начальных классов из года в год добиваются высокого качества знаний, умений и навыков. Среди них Л. И. Бровченко, 3. И. Неваева, Р. И. Кулешова, 3. Т. Голенкова, Н. Д. Мартыко, Р. П. Спесивцева и многие другие. Один из важных вопросов, который был поднят на Всесоюзном съезде учителей, это повышение идейно-воспитательной функции школы. Нет и не может быть ни одного учителя, стоящего в стороне от этоц важной проблемы. Задача превратить знания в орудие морального совершенствования, соединить знания и нравственность, подчинить их цели гармонического развития личности — одна из трудных, но главных задач советской школы, одна из целей всеобщего среднего образования. В каждой школе необходимо обобщить опыт работы учителей по осуществлению воспитывающего обучения. Особое внимание надо обратить на систему подготовки учителя к уроку, как им определяются воспитательные цели урока и методы ее практической организации на каждом уроке с учетом содержания изучаемого материала. Особое место в работе съездов учителей занимали вопросы дальнейшего совершенствования трудового обучения и воспитания школьников в соответствии с задачами, изложенными в декабрьском (1977 г.) постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР о школе. Учителю труда принадлежит особое место в формировании у молодого поколения таких черт характера, как трудолюбие, уважение к людям труда, в привитии практических навыков и умений. Именно так понимают свою роль учителя трудового обучения В. В. Бауэр, А. М. Ларионов, А. К. Горский и многие другие. Вместе с тем уровень профессиональной ориентации и трудового воспитания сельских школьников не отвечает требованиям сегодняшнего дня. Не решена проблема охвата производственным обучением девушек. Ни в одной школе не созданы условия для обучения девушек машинному доению, хотя для этого не требуются большие затраты. В городских школах изучается автодело. Однако состояние этой работы желает быть лучшим. В обеих школах крайне слаба учебно-материальная база. Между тем многое можно сделать своими силами и с помощью шефов. Трудовое обучение девушек в школах города ограничивается обслуживающим трудом, который практически не ориентирует учащихся на массовые профессии. Неоценимую роль в трудовом воспитании школьников играют ученические производственные бригады, лесничества и другие трудовые объединения старшеклассников. Летом этого года в районе работало несколько таких объединений. Среди них лагеря труда и отдыха Хоро- шинскои школы, средней школы М 1 и Октябрьской на базе Карасукского мехлес- хоза, средней школы № 2 на базе плодово-ягодного совхоза, производственные звенья из средних школ №№ 49 и 176. В этих трудовых лагерях накоплен положительный опыт приобщения к посильному производительному труду, воспитанию у школьников высоких нравственных качеств. Важное место в системе работы школы занимает внеклассная работа. В школах создаются клубы старшеклассников, факультативы по интересам. Большие возможности для охвата учащихся различными кружками имеются в пришкольных интернатах и группах продленного дня, в которых занято около 4 тыс. детей или более половины учащихся. Многие воспитатели интернатов и групп продленного дня организуют с учащимися интересные мероприятия, проводят большую работу по нравственному, трудовому, физическому и эстетическому воспитанию. Среди них А. С. Надолинный, П. И. Липинский, М. Е. Горбунова, В. И. Волкова, В. Ф. Лазарева и многие другие. В наступающем учебном году нам следует критически проанализировать состояние внеклассной и внешкольной работы и наметить конкретные меры по устранению имеющихся недостатков. Методическому кабинету районо, Дому пионеров необходимо совершенствовать систему методической работы с учителями, ведущими внеклассные занятия с учащимися. I Трудно переоценить роль пионерской и комсомольской организаций в коммунистическом воспитании школьников, в привитии им ответственности за дела коллектива и за собственное поведение и отношение к своим обязанностям. Задачи этих организаций четко определены в речи Л. И. Брежнева и решениях XVIII съезда комсомола. Долг педагогических коллективов, опираясь на эти документы, оказывать практическую помощь пионерам и комсомольцам в решении поставленных перед ними задач. Известно, что в новом учебном году во всех восьмилетних и средних школах будут созданы ученические комитеты, которые должны стать действенными органами сплочения детских коллективов. С каждым годом укрепляется связь школы с родителями, общественностью и трудовыми коллективами. Большую помощь получают учителя от депутатов, профсоюзных и комсомольских организаций, от культурно-просветительных учреждений. В некоторых селах разрабатываются комплексные планы воспитательной работы с различными слоями населения, в которых четко определены обязанности каждой общественной организации, культурно - просветительного учреждения по работе с деть-/ ми, родителями. Положительный опыт совместной работы школы и общественности складывается в селах Хорошем, Калиновке, Калачах и других. Постоянные комиссии по народному образованию районного, городского и сельских Советов народных депутатов чаще и глубже стали рассматривать на своих заседаниях важные вопросы, связанные с обучением и воспитанием детей в школе, семье, активно привлекают в помощь учителю другие общественные организации. Нельзя сегодня не сказать слова благодарности председателям постоянных комиссий: районного Совета — Т. В. Семизаровой, городского Совета — У. Я. Каменской, Троицкого сельского Совета — Н. П. Байдиной, которые проявляют постоянную заботу о школе и оказывают ей практическую помощь в решении различных вопросов. Во многих школах успешно работают родительские комитеты. Они на своих заседаниях рассматривают вопросы семейного воспитания, строго спрашивают с тех родителей, которые не проявляют должной заботы о воспитании своих детей. Вместе с тем, как отмечалось на Всесоюзном съезде учителей, союз школы, семьи и общественности должен постоянно укрепляться. Значительного улучшения требует пропаганда педагогических знаний среди родителей. Дойти до каждой семьи, вооружить ее необходимыми педагогическими знаниями — долг школы. Успешное осуществление задач, стоящих сегодня перед школой, в решающей степени зависит от учителя, от его идейно-политической, научно- теоретической подготовки. «Современный учитель, — сказал министр просвещения т. Прокофьев, — это умелый воспитатель, политический боец, блестящий знаток своего предмета, владеющий искусством доходчиво преподать научные истины, собственной жизнью и трудом утверждающий среди молодежи моральные принципы коммунизма». В районе немало и с каждым годом становится, все больше настоящих мастеров педагогического труда, которые не жалеют своих сил и Ч энергии для дела обучения и воспитания подрастающего поколения. Среди них учителя русского языка и литературы 3. С. Скрипкина из средней школы № 1, Е. А. Кушнир и У. Я. Каменская из средней школы № 2, А. И. Шаповал из Чернокурьинской школы, В. М. Корчун из Хорошинской средней школы и другие. Многие годы преподает математику в Рождественской восьмилетней школе А. А. Купина. И не было случая, чтобы ее выпускники не выдержали экзамен при поступлении в среднее специ- альное учебное заведение или плохо учились по математике в средней школе. I Заслуживает одобрения труд учителей математики М. Н. Рахматулиной из средней школы № 2, Ф. Я. Де- ревянкина из Благодатской средней школы, учителей химии тт. Е. Ф. Шуст из средней школы № 1, 3. В. Него- А да из Студеновской, 3. А. Бакаляс из Хорошинской, учителей биологии тт. А. К. Кошевых — из Михайловской восьмилетней, А. П. Суховеевой — из Чернокурьинской, учителей истории и обществоведения В. А. Семизарова из средней школы № 1, Н. Т. Захарчук из Калачинской восьмилетней, учителей иностранного языка тт. А. Ф. Бунета, А. В. Будихиной из средней школы № 1, обслу- а живающего труда тт. В. И. Баталовой из восьмилетней школы № 1 и Е. Г. Никитенко из восьмилетней школы № 3 и многих, многих других учителей, труд которых заслуживает искренней благодарности. Долг руководителей школ сделать опыт передовых учителей достоянием каждого. Большую помощь в этом могут оказать профсоюзные организации. Особая роль в изучении, обобщении и внедрении в практику передового опыта, в улучшении всей методической работы в школе принадлежит заместителям директоров по учебно-воспитательной работе. Директор школы и его заместители должны проявлять постоянную заботу о духовном росте учительского кол- |г лектива, создавать в школе атмосферу творческого поиска и самокритики, нетерпимости к недостаткам, заботиться о быте учителя. Неослабевающего внимания требуют вопросы самообразовательной работы учителей, охват заочной формой обуче-, ния тех, кто не имеет высшего образования. Долг руководителей школ, МК профсоюза всемерно содействовать учителям в повышении своего научно-теоретического уровня, создавать им для этого необходимые условия. Предметом постоянной нашей заботы должна стать политическая учеба учителей. Советский учитель — боец идеологического фронта, активный проводник политики партии. Он формирует будущие поколения, и это особое положение учителя в обществе обязывает его постоянно совершенствовать свой идейнополитический уровень, хорошо разбираться в теорий марксизма-ленинизма, знать политику партии и государства на современном этапе строительства коммунизма. В этой связи заслуживает внимания движение учителей г. Москвы «Каждому педагогу — высшее политическое образование». . I Можно с уверенностью сказать, что педагогические коллективы нашего района не > пожалеют своих сил и энергии для успешного претворения в жизнь задач, поставленных перед школой ЦК КПСС и Советским правительством! I
5 сентября 1978 г„ № 107 (5589) СЕЛЬСКАЯ НОВЬ —высокий долг советского учителя Так рождается личность (Из выступления ’директора Студеновской средней школы А. М. КОШМАНА) Педагогический коллектив Студеновской средней школы вопросам трудового обучения и профориентации уделяет постоянное внимание. С 1961 года в школе введено изучение учащимися 9—10 классов трактора и других сельхозмашин, а в 1962 году первой из школ района Студе- новская начала выращивать птицу в совхозе. Изучение учащимися тракторов и сельхозмашин не прекращалось в школе ни на один год. Более 14 лет отдал делу подготбвки учащихся к труду и получению специальности тракториста-машиниста по-настоящему влюбленный в свое дело В. Н. Хадеев. Возглавляемое им механизированное звено учащихся из старших классов постоянно выращивает для совхоза картофель, кукурузу на силос. Многие учащиеся, прошедшие школу в производственных ученических бригадах, прочно связали свою судъбу с землей. Это Александр, Андрей и Виктор Увлекать настоящими делами (Из выступления старшей пионервожатой восьмилетней школы Хе 3 3. Е. ФРОЛОВОЙ) Работа с пионерами требует большой души и сердца, педагогического мастерства и знаний. Долг каждого вожатого, классного руководителя добиваться, чтобы каждый день, прожитый в отряде, был наполнен романтикой, полезными делами, оставлял добрый след в душе ребенка, воспитывал у него гордость за красный галстук, за принадлежность к детской коммунистической организации. 1 Всесоюзный слет пионерских вожатых, награждение большой группы из них орденами и медалями СССР подняли авторитет этой замечательной профессии. Л, И. Брежнев назвал вожатых активными работниками идеологического фронта, пионерскими комиссарами. Мы обязаны помочь школе пробудить у ребят жажду знаний, увлечь учебой, объявить войну «сереньким тройкам», угадать и развить таланты. Во Всесоюзном марше пионерских отрядов «Мы верная смена твоя, комсомол» есть маршрут «В мир прекрасного». Пионеры нашей дружины уверенно шагают по ступенькам этого маршрута. В течение учебного года проводили отрядные и дружинные конкурсы Герингеры, Тимофей Иовен- ко, Виктор Кардаш и многие другие. А такие учащиеся, как В. Зайцев, В. Толмачев, В. Шевкунов, Ф. Дрыгин, Ю. Трифонов и другие, получив в школе специальность тракториста, крепко полюбив землю и труд хлебороба, окончили сельхозинституты и техникумы и стали инженерами, агрономами, механиками и сейчас работают в совхозе Студеновском и «Октябрь». Постепенно между школой и совхозом устанавливаются все более тесные связи. Руководство совхоза и особенно директор А. К. Хильченко оказывают школе постоянную помощь в подготовке механизаторских кадров, в оснащении кабинета машиноведения оборудованием. Для обучения учащихся выделен новый колесный трактор, в 1978 году Студеновский совхоз приобрел для школы комплект оборудования для кабинета машиноведения стоимостью в 900 рублей, совхозом заказан проект пристройки к юных чтецов, художников, певцов. Организовывались посещения районных выставок, просмотр и обсуждение кинофильмов, пионеры встречались с делегатом XVIII съезда ВЛКСМ Галией Тимофеевой — бывшей ученицей нашей школы. Частыми гостями у нас были коммунисты — шефы 3. И. Захарченко, Ф. Ф. Столбинский, А. Л. Шепелев, В. А. Самосудов. I Традиционными в дружине стали тематические недели, смотры строя и. песни, сборы, посвященные герою, за чье имя борется отряд. Задача активного участия пионеров в общественно полезном труде находит свое отражение в маршруте’ «Пионерстрой». Участвуя в трудовых операциях, отряды проводили субботники, воскресники по сбору металлолома, макулатуры, вторсырья, организовывали трудовые десанты. Школой идейной, нравственной и трудовой закалки назвал Л. И. Брежнев трудовые объединения школьников. Производственные бригады нашей школы ежегодно проходят свою трудовую закалку, работая на производстве. В этом году бригады трудились в лесхозе и школе, где будет размещен в будущем кабинет машиноведения, гараж для сельхозмашин, мастерская по труду. За счет выпускников школы в совхозе решена проблема механизаторских кадров. Совхоз и школа поддерживают постоянную связь по вопросам профориентации. Между ними достигнута договоренность о создании постоянно действующей производственной комплексной ученической бригады: ее звенья будут заняты в полеводстве, животноводстве, строительстве. Звено полеводов будет выращивать совхозу картофель, кукурузу на силос. Из числа девушек 9—10 классов решили готовить штукатуров-маляров, а из желающих юношей старших классов — плотников, бетонщиков, каменщиков. Школа будет участвовать в практической и опытнической работе, которую проводит институт кормов Сибирского отделения ВАСХНИЛ на полях Студеновского совхоза. Это будет наше конкретное дело, наш ответ на заботу о школе, наш маленький, но нужный вклад в реализацию задач, выдвинутых июльским (1978 г.) Пленумом ЦК КПСС. на звероферме. Особенно отличилась бригада под руководством секретаря комсомольской организации Иры Зориной. Маршрут «В страну знаний» ставит основную задачу перед пионерами: хорошо учиться, настойчиво овладевать новыми знаниями, развивать пытливость и любознательность. Полностью справился с этой нелегкой задачей и стал правофланговым по итогам дружинного соревнования к 60-летию ВЛКСМ отряд, носящий имя первого в мире космонавта Ю. А. Гагарина. Работа с пионерами стала призванием, делом всей жизни для таких опытных * учителей школы, как Н. Г. Котова, А.Т. Скородумова, В. Т. Суворова, В. М. Радушкина, А. В. Николенко, Е. Г. Никитенко. Очень много и кропотливо трудятся с октябрятами учителя начальных классов Р. Г. Мейер, А. Р. Барило, Е. К. Тимофеева. Советский учитель призван еще активнее опираться на детскую и юношескую коммунистические организации, ученическое самоуправление, организацию учкомов в подготовке высоко образованных, идейно убежденных активных строителей коммунизма. । И остается молодежь в селе (Из выступления секретаря парткома Хорошинского совхоза И. И. ГЛАДКОВА) Комплексный подход к планированию воспитательной работы предполагает прежде всего единство целей и направлений деятельности педагогического коллектива, семьи, партийных и советских органов, комсомольских, профсоюзных и других общественных организаций по коммунистическому воспитанию учащихся. В настоящее время в селе Хорошем создан ряд общественных организаций в помощь школе и семье. Это постоянная культурно- бытовая комиссия • сельского Совета, советы содействия семье и школе на производственных участках, комиссия по работе с детьми при профсоюзной организации совхоза, детская комната милиции на общественных началах и т. д. Анализ работы перечисленных общественных организаций требует пересмотра самого подхода к воспитательной работе с молодежью, с отдельными семьями. Сама жизнь заставляет значительно улучшить воспитательную работу с детьми. С этой целью при парткоме совхоза создан и действует вот уже на протяжении 2-х лет совет общественности, который и координирует деятельность всех общественных организаций. В тесном содружестве с инженерной службой совхоза Заботы классного руководителя (Из выступления учительницы математики Рождественской восьмилетней школы А. А. КУПИНОЙ) Почти каждый учитель- предметник — классный руководитель. Я в прошедшем учебном году была классным руководителем в 5 классе. Большая работа велась с отрядом по подготовке к 60-ле- тию ВЛКСМ, по изучению новой Конституции СССР. Проводились разнообразные сборы: «Человек имеет право», «Нет прав без обязанностей», «С чего начинается Родина?», «Дума о хлебе». Организовывала встречи с героями труда, чествования передовиков производства. Все эти мероприятия позволяли расширить и углубить представления учащихся о различных профессиях. Мы ни на минуту не должны забывать, что мировоззрение учащихся формируется в обстановке • обострившегося идеологического противостоят ния мира социализма и мира капитализма. Встал вопрос о необходимости улучшить систему политической информации. Каждую неделю под руководством классного руководителя готовилась группа учащихся, которые шли в классы и рассказывали о событиях в стране и за рубежом. I в стенах школы ежегодно готовят для совхоза из числа выпускников 10-х классов 25 — 30 । механизаторов. I Проводится определенная работа по закреплению молодежи, окончившей 10 классов. Такие формы, как посвящение в хлеборобы, проводы в ряды Советской Армии и трудоустройство молодежи, вернувшейся из армии, запоминаются им на долгие годы. За штурвалом комбайна, за рычагами трактора, либо у станка молодого человека всегда ждет наставник, готовый в любое время научить, подсказать, помочь. I Конечно, у нас есть и свои недостатки в работе, и я полагаю, что партком совхоза совместно с большим дружным коллективом учителей школы сделают все возможное для того, чтобы из стен нашей школы выходила молодежь грамотная, трудолюбивая, политически зрелая. Создание хороших условий для жизни и труда на селе, воспитание уважения к труду земледельца, любви к родной природе, к земле, умения и желания приложить к ней руки — вот наш метод привлечения подрастающего поколения к работе на полях и фермах. И молодежь остается в селе. Здание школы у нас новое, классы просторные, светлые, заниматься в них одно удовольствие. Полностью оформлены учебные кабинеты. Весной школу огородили, посадили саженцы березок, тополей, сирени. Разбили >цветники. Труд учащихся не прошел даром. Сейчас все радует глаз. Комиссия по готовности школы к новому учебному году дала нашей школе хорошую оценку. А это очень приятно и для ребят, и для учителей. I Трудная это задача — воспитать в питомцах главные черты характера: гражданственность, общественную активность и инициативу, умение жить и трудиться в коллективе. Но она все же под силу учителю, классному руководителю, если это для него настоящее призвание. Проблемы, вопросы, задачи... В нашей работе .им, наверное, не будет конца. И пусть никогда из сердца классных руководителей не уходит творческая неудовлетворенность собой, не иссякает потребность учиться самому, учиться терпеливо, настойчиво, каждый день и всю жизнь. Карасукское среднее сельское профтехучилище № 16 готовит кадры рабочих для сельского хозяйства с 1946 года. За это время училище выпустило свыше 9 тысяч механизаторов и других рабочих массовых профессий. Обучение и воспитание будущего специалиста, как известно, начинается с создания хорошей материальной базы и подбора творчески работающего инженерно-педагогического коллектива. У нас созданы все необходимые условия для обучения, труда и отдыха учащихся. । В этом году вся методическая работа коллектива училища будет подчинена единой цели — эффективности и качеству воспитания в процессе обучения. На педагогических Селу—подготовленные кадры (Из выступления директора СПТУ-16 Г. Г. ЛЕПЕШКИНА) I советах намечены пути и средства повышения качества обучения на уроках теоретического и производственного обучения, эффективности каждого урока, наиболее полногд использования технических средств. Этой именно цели служат открытые уроки, недели физики, химии, литературы, математики, предметные вечера и кружки. Много труда вкладывают преподаватели в оформление и оборудование кабинетов. Хочется отметить систематическую и целенаправленную работу преподавателей В. П. Беккер, Н, Гадскжй. В. М. Лиждвой, П. Ф. Костенко, В. Г. Калюжной. Условия развитого социалистического общества, постепенного перехода к коммунизму требуют совершенствования всего дела коммунистического воспитания советских людей и прежде всего молодежи. Осуществление этой задачи может быть успешным только на основе комплексного подхода к воспитанию. обеспечению тесного единства идейно-политического, трудового и нравственного воспитания с учетом особенностей различных групп учащихся. I Как показывает опыт, необходимо, чтобы в училище и в школе был налажен учет результатов воспитательной работы (текущий по неделям, месяцам, полугодию и т. д.), анализ причин достижений - и отдельных недостатков в воспитательной деятельности. В училище организовано изучение жизни и деятельности великого вождя В. И. Ленина, его работ, материалов и документов XXV съезда КПСС, XVIII съезда комсомола, в которых учащиеся находят ответы на актуальные вопросы современности. Важное значение во всей идейно-воспитательной работе, в приобщении учащихся к ленинскому теоретическому наследию отводится Всесоюзному Ленинскому зачету, который органически сочетает марксистско-ленинскую учебу с практическим участием каждого молодого человека в коммунистическом строительстве. I Большинство учащихся считает, что тракторист-машинист широкого профиля должен не только хорошо знать машину и агротехнику, быть хорошим специалистом, он должен быть грамотным, идейно закаленным, культурным человеком. И педагогический коллектив училища сделает все возможное для подготовки хороших механизаторских кадров для села,
elibrary.ngonb.ruRkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2