ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ] ВЫСОКАЯ НАГРАДА ВРУЧЕНА ОРГАН КАРАСУКСКОГО РАЙКОМА КПСС И РАЙОННОГО СОВЕТА НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ Газета основана 1 октября 1930 г. № 30 (5512) ВТОРНИК, 7 МАРТА 1978 г. Цена 2 коп. В минувшее воскресенье в актовом зале мехлесхоза состоялось большое торжество — заместитель председателя Новосибирского облисполкома В. М. Зюляев вручал коллективу передового предприятия переходящее Красное знамя ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ. При вручении т. Зюпяев отметил, что мехлесхоз добился отличных показателей в труде, за что так высоко отмечен Родиной — награжден Знаменем и занесен на Всесоюзную Доску почета на ВДНХ. Преобразовалась Кулундин- ская степь, лесные полосы встали на пути песчаных бурь, дали прибавку урожаю, украсили ландшафт. Принимая награду, директор мехлесхоза Н. А. Косяк сказал, что коллектив лесоводов от всего сердца благодарит партию и Советское правительство за высокую оценку труда и в ответ на это постарается план трех лет по основным технико-экономическим показателям выполнить к годовщине Конституции СССР. С приветствиями на торжественном собрании выступили начальник управления лесного хозяйства при облисполкоме С. И. Каба- лин, первый секретарь РК КПСС Н. В. Каурцев, секретарь парткома совхоза «Октябрь» И. Н. Супрун и другие. Собрание приняло письмо ЦК КПСС, В Центральном Комитете КПСС Центральный Комитет КПСС принял постановление «О состоянии и мерах улучшения лекционной пропаганды». Центральный Комитет КПСС отметил, что в последние годы партийные организации добились улучшения лекционной пропаганды. Она прочно вошла в духовную жизнь страны, превратилась в действенный фактор формирования научного мировоззрения, активной жизненной позиции, высоких идейно политических и нравственных качеств советских людей, играет важную роль в повышении эффективности производства и качества работы. Главное место в лекционной работе занимают пропаганда марксистско-ленинской теории, глубокое разъяснение внутренней и внешней политики партии, документов XXV съезда КПСС, новой Конституции СССР, актуальных проблем научного коммунизма, разработанных в трудах товарища Брежнева Л. И. и других руководителей партии. ЦК КПСС высоко оценивает благородный труд советских ученых, специалистов, учителей, врачей, юристов, деятелей культуры, ветеранов партии, войны и труда по пропаганде политических и научных знаний, в ко тором ярко проявляется неразрывная связь советской интеллигенции с народом, ее беззаветная преданность идеалам коммунизма. Вместе с тем в постановлении ЦК КПСС подчеркивается, что в условиях развитого социализма, углубляющейся научно-технической революции, усложнения идеологической борьбы на мировой арене необходимо дальнейшее совершенствование лекционной пропаганды, повышение ее роли в решении задач коммунистического строительства. Многие партийные комитеты еще не проявляют должной настойчивости в том, чтобы размах лекционной пропаганды сопровождался неуклонным повышением ее идейно-теоретического уровня, наступательно- сти и действенности. Не всегда учитываются возросший уро вень образованности, информированности и культуры советских людей, потребность в постоянном пополнении и обновлении их знаний, в оперативном реагировании на актуальные проблемы общественно-политического развития страны и международной жизни. Серьезные недостатки имеются в работе по подготовке и повышению квалификации лекторов, оказанию им необходимой научно методической помощи. Далеко не все партийные, советские, профсоюзные, комсомольские и хозяйственные руководители регулярно выступают перед трудящимися, лекторским активом по вопросам внутренней и международной жизни, очередным задачам города, района, коллектива. Центральный Комитет КПСС обязал ЦК компартий союзных республик, крайкомы, обкомы, окружкомы, горкомы и райкомы партии обеспечить дальнейшее повышение уровня лекционной пропаганды как важного средства коммунистического воспитания трудящихся, развития политической и трудовой активности масс- в выполнении решений XXV съезда КПСС, в реализации возможностей раз витого социализма. Лекционная пропаганда призвана служить воспитанию у советских людей высокой идейности, культуры, гражданской ответственности, коммунистического отношения к труду, нравственной чистоты, советского патриотизма и интернационализма, готовности к защите Родины; глубоко и всесторонне разъяснять марксистско ленинскую теорию, творческий вклад КПСС в ее развитие, актуальные вопросы внутренней и внешней политики, содержание новой Конституции СССР; способствовать развитию социалистического соревнования, творческой инициативы, распространению передового опыта. Она должна систематически вестись во всех коллективах, быть глубоко научной по содержанию и яркой по форме, непримиримой и наступательной в борьбе с буржуазной, маоистской и ревизионистской идеологией, давать исчерпывающие ответы на важные и острые вопросы, служить эффективным средством формирования и изучения общественного мнения. Обращено внимание на необходимость усиления лекционной работы среди молодежи, воспитание подрастающего поколения в духе коммунистических идеалов, на революционных, боевых и трудовых традициях партии и народа. Шире привлекать к выступлениям перед молодежью ветеранов партии и труда, участников гражданской и Великой Отечественной войн. Рекомендовано всемерно развивать народные университеты, общественно-политические чтения, лектории, циклы лекций и другие формы, которые дают слушателям систематические знания в определенной области, способствуют повышению квалификации трудящихся, развитию общественной активности масс. Полнее использовать в этих целях дома политического просвещения и научно техниче ской пропаганды, клувы, дворцы культуры, библиотеки, парки, огромные возможности телевидения и радио. ЦК компартий союзных республик,“ крайкомам, обкомам, окружкомам, горкомам и райкомам партии необходимо повысить уровень работы лекторских групп партийных комитетов, усилить их направляющее влияние на общее состояние лекционной пропаганды, учебу лекторских кадров. Отделам ЦК КПСС поручено регулярно про водить всесоюзные семинары штатных лекторов, обобщать и анализировать задаваемые на лекциях вопросы. Партийным комитетам предложено усилить руководство организациями Всесоюзного общества «Знание», рассматривая его как важное звено в системе идеологической работы, активного помощника партии в коммунистическом воспитании трудящихся. Добиваться, чтобы каждая организация общества «Знание» стала творческим коллективом, способным вести на высоком уровне пропаганду политических и научных знаний. Регулярно информировать лекторов о решениях партийных и советских органов, задачах социально экономического и культурного строительства. Усилить помощь лекторам районных и первичных организаций. Сосредоточить внимание общества «Знание» на повышении качества лекционной работы, развитии и укреплении ее научных основ, создании системы подготовки и повышения квалификации лекторов. Всемерно развивать общественные начала в работе, поднимать ответственность научно-методических советов и секций за содержание и тематическую направленность лекционной пропаганды. Улучшать обеспечение лекторов техническими средствами, наглядными пособиями, справочными материалами. Провести обмен членских билетов как меру, направленную на улучшение всей деятельности общества «Знание», повышение его авторитета. ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ, Главному политическому управлению Советской Армии и Военно-Морского Флота, творческим союзам, ведомствам , и общественным организациям, ведущим лекционную пропаганду, в тесном взаимодействии со Всесоюзным обществом «Знание» поручено разработать и осуществить меры по углублению координации, дальнейшему улучшению организации и содержания лекционной пропаганды, повышению ее эффективности. Академии наук СССР, отрас левым академиям, Минвузу СССР, Минпросу СССР, другим министерствам и ведомствам рекомендовано всемерно содействовать привлечению к лекционной работе ученых, преподавателей, специалистов народного хозяйства, передовых рабочих и колхозников. Рассматривать их участие в лекционной пропаганде как дело большой политической важности. Создавать для этого необходимые условия, поощрять лекторский труд. При переаттестации кадров учитывать их участие в пропаганде знаний. За многолетнюю пропагандистскую деятельность .представлять лучших лекторов к присвоению почетного звания заслуженного работника культуры республики. Уделять постоянное внимание подготовке и воспитанию лекторских кадров из числа молодежи. Правлению Всесоюзного общества «Знание», Минвузу СССР, Минпросу СССР, ЦК ВЛКСМ расширить сеть и улучшить работу школ молодого лектора, разработать для них программы и учебные планы, активнее вовлекать молодых специалистов, аспирантов и студентов в лекционную деятельность. Общество «Знание», научно- технические общества, общество изобретателей и рационализаторов совместно с Академией наук СССР призваны принять меры по дальнейшему развитию естественнонаучной и научно-технической пропаганды, усилить координацию деятельности в этой области. Предусматривается расширение сети межотраслевых домов научно-технической пропаганды, более эффективное использование их возможностей для повышения квалификации рабочих, колхозников и специалистов, распространения передового про изводственного опыта. Госкомиздату СССР, правлению Всесоюзного общества «Знание» поручено улучшить качество научно-популярной литературы. Обеспечить актуализацию тематики, высокий идейно-политический и научный уровень публикуемых материалов, оперативно откликаться на важнейшие события внутренней и международной жизни. Обратить особое внимание на издание литературы в помощь лектору — серий брошюр, тематических библиотечек, методических пособий, а также материалов, содержащих аргументы и факты для убедительного разоблачения буржуазной пропаганды. Практиковать проведение конкурсов на создание лучших научно-популярных работ. В постановлении ЦК КПСС предусмотрены и другие меры, направленные на улучшение лекционной пропаганды. «Чем больше людей будет привлечено к участию в контроле, тем, следовательно, больше трудящихся будет привлечено к управлению государством, — говорил товарищ Л. И. Брежнев, — тем лучше будет работать наша государственная система». Это положение нашло практическое воплощение в новой Конституции СССР, которая предусматривает дальнейшее развертывание социалистической демократии, в том числе — усиление народного контроля. Речь идет о повышении массовости, действенности, качества работы всех его звеньев. Бюро обкома партии приняло постановдениё провести в марте—мае 1978 года собрания трудовых коллективов в колхозах, совхозах, на предприятиях и в учреждениях района, на ■К отчгеталдг групп н&родного контроля ОРГАНИЗОВАННО ПРОВЕСТИ СОБРАНИЯ которых заслушать отчеты групп и постов народного контроля об их деятельности за прошлый год, о выполнении наказов трудящихся, высказанных ранее .в адрес этих органов. Утвержден график проведения таких собраний, назначены представители. Районному комитету народного контроля вместе с первичными партийными организациями поручено провести эти собрания под знаком дальнейшего организационного укрепления групп и постов, расширения их связи с массами, усиления борьбы с нарушениями государственной и плановой дисциплины, бесхозяйственностью и расточительством, за сохранность социалистической собственности. Собрания коллективов по отчетам органов народного контроля следует начинать с цехов, бригад, ферм, отделений и других низовых подразделений, а затем организовать отчет председателя головной группы народного контроля в целом по предприятию. Представителей на собрания в низовые коллективы партийные организации вместе с головными группами предприятий назначают сами. Нужно тщательно, готовить такие собрания, своевременно составить отчетный доклад. подготовить проект решения, назначить место и время проведения, провести замену или довыборы членов групп и постов народного контроля, где есть такая необходимость, дать оценку работы группы или поста, сделать наказы народным дозорным на будущее. Материалы собрания вместе с наказами трудящихся необходимо обобщить на местах, наметить меры по их выполнению. И все это незамедлительно представить в районный комитет народного контроля. Перед группами и постами стоят большие и ответственные Они рытекяют ИЭ пппп. жений новой Конституции СССР, указаний партии, Генерального секретаря ЦК КПСС, Председателя Президиума Верховного Совета СССР т. Л. И. Брежнева об усилении народного контроля, повышении его действенности, оказании активной помощи партийным и советским органам в осуществлении экономической и социальной политики и решений XXV съезда КПСС. И главное сейчас в том, чтобы эти задачи решались своевременно, целеустремленно и были во всех отношениях на более высоком уровне; этому должны мы посвятить предстоящие отчеты групп и постов народного контроля района. Г. КАДАТКО, председатель районного «о-
2 СЕЛЬСКАЯ НОВЬ 7 марта 1978 г., № 30 (5512) ПАРТИЙНАЯ ЖИЗНЬ: пропагандист и пятилетка На примерах своего предприятия Улучшать организацию социалистического соревнования, повышать его действенность — первейший долг партийных, советских, хозяйственных органов, профсоюзных и комсомольских организаций. (Из Письма ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ). В постановлении ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ «О Всесоюзном социалистическом соревновании за повышение эффективности производства и качества работы, успешное выполнение заданий десятой пятилетки», в Письме ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ указывается, что ныне в условиях развитого социалистического об щества, соревнование приобрело подлинно всенародный характер, поднялось на более высокую ступень. Оно становится могучим рычагом экономического и социального прогресса, школой политического, трудового и нравственного воспитания трудящихся. «Соревнование, — отмечал на XXV съезде КПСС Л. И. Брежнев, — оказывает глубокое воздействие на хозяйственную практику, на общественно-политическую жизнь страны, на нравственную атмосферу. Всемерно развивать и дальше социалистическое соревнование, движение за коммунистическое отношение к труду — таков наш общий боевой лозунг». И главная задача дня состоит в том, чтобы ни одна крупица ценного опыта, накопленного в горячих трудовых буднях юбилейного года, не пропала для дальнейшей работы, а сегодняшние успехи передовиков завтра стали нормой для всех. Долг партийных организаций, всех нас, пропагандистов, — приложить максимум усилий для закрепления достигнутого. В школе основ марксизма-ленинизма, которой я руковожу, изучается курс «Политика КПСС — марксизм-ленинизм в действии». Слушателей всего тридцать. Это коммунисты, комсомольцы, беспартийные, рабочие и специалисты всех служб. Конечно, общеобразовательный уровень слушателей, как и ве зде, неодинаков. Какие бы вопросы сегодня мы ни изучали, обязательно касаемся дел своего предприятия, его экономического и социального развития. А значит и соревнования, как одного из важнейших факторов движения вперед В нашем коллективе в социалистическом соревновании участвует каждый труженик, естественно, каждый берет и обязательство. Но не всегда эти обязательства были экономически обоснованы, не в полной мере способствовали мобилизации творческих сил и способностей того или иного работника. Детально разобравшись в этом, решила помочь слушателям школы в разработке конкретных социалистических обязательств для каждого из них. Анализ обязательств вынесла на занятия, касающиеся экономики предприятия. Анализируя обязательства столяра В. А. Питерса, выявили, что в нем не нашли отражения вопросы повышения квалификации, технической подготовки, экономии пиломатериалов. Совместно установили, что, применив приспособление для раскроя пиломатериалов, можно получить экономию примерно в 200 рублей. И это отдельным пунктом вошло в измененное обязательство комсомольца В. Питерса Сделан был анализ обязательства слушателя школы В. А. Руденко.. И он его дополнил, решив в третьем году пятилетки экономить дизельное топливо. Работники котельной коммунисты Ю. Г. Примаков, П. А Жуков, комсомолец А. Н. Касьян также не остались в стороне от общего .похода за экономию. Их расчет по сбережению угля и электроэнергии обосно ван внедрением новшеств по защите электрических двигателей. Соревнование в наши дни неразрывно связано с борьбой за ускорение научно-технического прогресса. Не нужно убеждать кого-то в том, как важно в ближайшие годы добиться увеличения числа рационализаторов Ведь только творческие работники способны успешно выполнять напряженные задания пятилетки. И вообще, без рационализаторов . трудно представить себе социалистическое соревнование. Значит, первостепенная задача пропагандиста — как можно больше слушателей приобщить к техническому творчеству. При анализе творческих планов инженерно-технических работников я обращала внимание на то, чтобы в их планах предусматривались мероприятия, направленные на ликвидацию узких мест дистанции. Они у нас еще имеются. Не все про цессы на предприятии 'механизированы при погрузо-разгру- зочных и земляных работах, не всегда инженеры и техники задумывались о продлении срока службы оборудования, о резервах. А в творческих планах нужно было отразить все это. Поэтому на занятиях подробно останавливались на нерешенных задачах, будили интерес слушателей к поиску. И кое-что сделали в этом направлении Так, В. В. Игнатенко взяла обязательство разработать способ рационального размещения станков и оборудования в мех- мастерских, а слушатели Г. Д. Переверзев и Г. С Шевкопляс — механизировать подъем извести из гасильной ямы, Н. Е. Болотов и В. Г. Волосников — сконструировать приспособление для электрической защиты трехфазных электродвигателей котельной. Нужно заметить, что слова наших слушателей-производственников не разошлись с делом, намеченное они претворили в жизнь. Пять рационализаторских предложений с экономическим эффектом в 2500 рублей дал в минувшем году слушатель школы Г. С. Шевкопляс, четыре — Н. Е. Болотов, три — коммунист Е Н. Хвесько. Благодаря усилиям людей пытливой мысли только за 1977 год дистанция сэкономила свыше 18,3 тыс. рублей денежных средств. А благодаря напряженному труду всего коллектива предприятие успешно справилось с производственной программой. При изучении вопроса «Рост производительности труда — решающее звено повышения эффективности производства» мною было дано задание слушателям — коммунистам И. К. Пинигину, Н К. Поповой тщательно изучить этот вопрос на Карасукском прорабском участке, а В. М. Гладышеву — сделать анализ потерь рабочего времени на этом участке. Слушатели хорошо поработали, результаты своих наблюдений и выводов оформили в специальные таблицы, в которых ясно было видно, куда, направить свои усилия, чтобы устранить недостатки и повысить производительность труда. Об этом в основном и шел разговор на последующем занятии. Выступления слушателей, которые детально изучили этот вопрос, были конкретными, содержательными, носили характер озабоченности о делах предприятия. Аналогично мы изучали вопрос «Улучшение использования основных фондов и режим экономии». Добросовестно отнеслись к выполнению задания по использованию основных фондов слушатели Н. Л. Кислицына и Г. Д Переверзев. Данные они также оформили в наглядные таблицы. Все слушатели приняли участие в беседе, получи лась она интересной, принесла существенную пользу предприятию. По их предложению в столярной мастерской установили ранее неиспользованный строгальный станок, который стал работать в две смены. На примерах своего предприятия проходило занятие, на котором слушатель В В. Игнатенко выступила с анализом себестоимости капитального ремонта одного квадратного метра жилья на дистанции. Она отметила как положительный факт, что при ремонте объектов наряду с новыми используются и старогодние материалы, а к отрицательным фактам относятся порожние пробеги транспорта, не полная их загрузка. Обсуждая строительные дела предприятия, я особый упор сделала на изучение опыта Белорусской дороги — системы качества ремонтно-строительных работ. Конечно, после этого мои слушатели стали больше интересоваться провер кой качества ремонта и строительства объектов. При изучении новой Конституции СССР мною также давались практические задания В настоящее время занятия ведутся по основной программе курса «Политика КПСС — марксизм-ленинизм в действии». Изучены темы «Социалистический образ жизни», «Идейновоспитательная работа в свете решений XXV съезда КПСС». Хочу отметить, что все слушатели школы основ марксизма- ленинизма выполнили в прошлом году свои обязательства Это стало возможным и благодаря политической, экономической учебе, изучению марксистско-ленинской теории, актуальных вопросов политики партии. Л. КИЧАНОВА, пропагандист 13-й дистанции гражданских сооружений. Возвратившись несколько лет назад из армии, добросовестно трудится в колхозе им. Карла Маркса комсомолец Николай Иванович Соляник. Ежегодно он принимает активное участие во всех полевых кампаниях, значительно перевыполняя дневные нормы выработки. Сейчас молодой механизатор готовит к предстоящей уборне свой СК-4. На снимке: Н. И. Соляник. Фото Г. ЦУРАКОВОЙ. КрепигпЬ дисциплину труда Повышаем роль общественного мнения В постановлении ЦК КПСС «Об осуществлении Орским горкомом КПСС комплексного решения вопросов., идейно-воспитательной работы» говорится, что партийным организациям необходимо целенаправленно формировать у каждого человека коммунистическое отношение к труду, народному достоянию, чувство хозяина своей страны, высокую культуру и самодисциплину, вести решительную борьбу против пьянства, хулиганства, равнодушия и пассивности, любых отступлений от норм коммунистической нравственности, мобилизуя на это всю силу общественного мнения. Партийная организация фермы .V» 5 совхоза им. Дзержинского в соответствии с постановлением ЦК КПСС разработала мероприятия по комплексному воспитанию трудящихся, предложила усилить в этом направлении работу месткома, товарищеского суда, женсовета. Основное внимание было уделе- лено укреплению трудовой дис- циплиньь Следует сказать, что в истекшем году нарушений производственной дисциплины было меньше по сравнению с предыдущими годами. Однако полностью изжить их не удалось. Так, осенью 1977 года организовали пьянку на рабочем месте скотники Омаров А. и Васильев В. Товарищеский суд строго их осудил, наказав каждого денежным штрафом. Большую и действенную работу по борьбе с пьянством и алкоголизмом ведет у нас женсовет. В прошлом году за появление на работе в нетрезвом виде были заслушаны на заседании .женсовета работники фермы Алинов К. и Рубан II. С тех пор они не допускают нарушений трудовой дисциплины, хорошо работают на производстве. Создавая атмосферу непримиримости к проявлению пьянства, женсовет оказывает ■ большую' помощь партийной организации. Не находится в стороне и местный комитет. На его заседаниях были заслушаны работники фермы Арсентьев Б., Родер- мель А. и братья Ахмедзяновы за пьянку в рабочее время. Совместно с административной комиссией местный комитет строго наказал виновников. Определенную профилакти- ' ческую работу среди тружеников проводит товарищеский суд в составе председателя В. II. Ремхе, членов Н. Ф. Шаповалова и Л. С. Дегтяревой. Часто его заседания с обсуждением нарушителей трудовой дисциплины проходят прямо на рабочем месте. В целом коллектив фермы добросовестный и трудолюбивый, которому по плечу выполнение высоких производственных заданий. В борьбе с единицами нарушителей нужно только еще больше повысить роль об- I щественного мнения. П. ЗАХАРЧУК, управляющий фермой № 5 совхоза им. Дзержинского.
7 марта 1978 г., № 30 (5512) СЕЛЬСКАЯ НОВЬ 3 Воспитывать достойную Состоялась сессия городского Совета народных депутатов. Обсуждался вопрос «О состоянии преступности и мерах усиления профилактической и воспитательной работы среди несовершеннолетних». С докладом выступил прокурор района т. Менюхоз Е. С. Он сказал, что в условиях неослабевающей идеологической борьбы' наши враги делают ставку на идейное разоружение молодежи, пытаются притупить ее революционный энтузиазм, классовое.самосознание, противопоставить молодежь старшему поколению, заразить буржуазной моралью. Мы должны давать решительный отпор буржуазной пропаганде, воспитывать у наших юношей и девушек гордость за V свою Ридину, за свой народ, его историю. Однако нельзя закрывать глаза на то, что еще встречаются и такие молодые люди, которые, будучи морально разболтанными, не имеют твердых нравственных принципов, плохо относятся к своим трудовым и учебным обязанностям, недобросовестно. несут свои гражданские обязанности, нарушают правила социалистического общежития. И как результат всего этого, они попадают на скамью подсудимых. Подобных людей немного в нашей молодежной среде, но пока они есть, они должны быть на виду, их судьба должна нас серьезно беспокоить. Советскими, ' административ - ными органами и общественными организациями под руководством партийных органов в прошедшие годы проделана значительная работа по предупреждению правонарушений и преступности среди молодежи и несовершеннолетних. В районе отмечается снижение как общей преступности, так и преступности среди несовершеннолетних. Следует отметить, что среди работающей молодежи в сельском хозяйстве в прошлом году не было зарегистрировано ни одного преступления, а на работу среди молодежи в городе следует обратить особое внимание. Здесь имеются серьезные упущения и недоработки. Наиболее распространенными категориями преступлений являются кражи государственного и личного имущества граждан, хулиганство, угон автотранспортных средств. Вопросы борьбы с пьянством и вопросы борьбы с преступностью тесно связаны между со-' бой, так как общеизвестно, что пьянство является основной причиной преступности. Как показывает анализ по лицам, совершившим различные преступления, то 60—70 процентов всех преступлений совершается именно на почве пьянства и с целью приобретения спиртных напитков. Хорошо' понимая и сознавая, что главным в борьбе с преступностью среди несовершеннолетних являются предупреждение и профилактика правонарушений, советские, административные органы, а также общественные организации строили свою работу в свете качественного ее улучшения, как требуют этого от нас решения XXV С сессии городского Совета народных депутатов съезда КПСС и последующие решения партии и правительства. При горисполкоме организован и действует родительский лекторий, слушателями которого являются родители из так называемых «трудных» семей, иногда к работе лектория привлекаются и сами подростки, склонные к правонарушениям. В городе регулярно проводятся рейды по микрорайонам и кварталам с целью выявления безнадзорных и бесконтрольных подростков, посещение неблагополучных семей. Для молодежи и несовершеннолетних в 1977 году прочитано свыше 100 лекций и бесед. При кинотеатре «Космос» организован и действует кинолекторий «Подросток и закон». Этот кинолекторий посещали учащиеся средних школ Л: 1 и Л» 2, восьмилет- ней школы .\» 3. При ДКЖ на протяжении ряда лет. работает аналогичный кинолекторий, который посещают учащиеся железнодорожных школ № 176 и .V» 49. Кроме того, в СПТУ-16 тоже работал кинолекторий «Подросток и закон». Должен обратить ваше внимание на то, что много дел и материалов, и даже абсолютное их большинство, поступает на комиссию по делам несовершеннолетних из школ города. Это я считаю ненормальным явлением, так как это говорит о некоторых просчетах в воспитательной . работе педколлективов школ, слабой работе школьных общественных организаций. В частности, работы советов содействия семье и школе. При проведении профилактических воспитательных мероприятий среди несовершеннолетних советские, административные органы и общественные организации строили свою работу на основе комплексного подхода к этим вопросам. Меры профилактического характера принимались не только в форме убеждения, перевоспитания, но и принудительного характера. Например, по материалам, предоставленным в народный суд, 7 человек из числа родителей, которые не занимаются надлежащим воспитанием детей, были лишены родительских прав. Кроме того, 36 человек из числа лиц, злоупотреблявших спиртными напитками, направлялись и прошли курс добровольного лечения от хронического алкоголизма. Основную работу по профилактике и предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних на опорных пунктах должны вести специализированные дружины, созданные из числа педагогов школ, комсомольских и профсоюзных активистов, работников- культурно-просветительных учреждений, спортивных и медицинских организаций и учреждений. В этом деле должны быть инициаторами и застрельщиками педагогические коллективы школ. Не должны находиться в стороне от этой большой работы общественные организации и руководители предприятий города. Содоклад на сессии сделала председатель постоянной комиссии но делам молодежи т. Каменская У. Я.. Она отметила, что в каждой школе города имеются так называемые трудные ребята, это те, которые нарушают режим школьника. Они курят, сбегают с урока, грубят, плохо учатся, а некоторые воруют и употребляют спиртные напитки. Число таких учащихся за последнее время не уменьшается. Какие же причины, что появляются такие учащиеся? Как правило, эти «трудные» ребята живут в не совсем благополучных семьях, зачастую родители пьют, не уделяют внимания детям. Шефствующие предприятия, совет содействия семье и школе и другие общественные организации, да и некоторые родители не обращают , внимания на трудовое воспитание учащихся. Можно зачастую встретить такое положение: все взрослые находятся на субботнике, воскреснике, а их подшефные учащиеся старших классов по городу разъезжают на велосипедах, мотоциклах, загорают на пляже. Так не должно быть. Надо привлекать и ребят к работе, особенно обращать внимание на «трудных» учащихся. Нет пока единства в работе всех учреждений, отвечающих за воспитание подростков. Редко в школах бывают работники детской комнаты милиции в своей форме. Это бы как-то влияло на воспитание. Слабо работает и комиссия по делам несовершеннолетних. Не все формы индивидуальной работы используют и педагогические коллективы школ. Необходимо обратить внимание и на организацию свободного времени подростка. Многие руководители шефствующих предприятий проявляют определенную заботу о создании необходимых условий для отдыха и проведения досуга подростков. Но есть еще немало фактов, когда на это не обращают внимания. — В Карасукское отделение дороги ежегодно приходят молодые рабочие, — рассказывает в выступлении главный инженер т. Голодникоз Б. С. — Это выпускники наших школ — учащиеся 8—-10-х классов, которые решили связать свою судьбу с транспортом, имеют желание овладеть всеми, сложностями современного производства, приобрести профессию. На тех предприятиях, где их с радостью принимают в дружную рабочую семью, проявляют заботу об их профессиональном росте, молодые железнодорожники, как правило, становятся квалифицированными тепловозниками, движенцами, вагонниками, путейцами, энергетиками, связистами. Одной из форм воспитания молодых производственников является наставничество. На отделении накоплен определенный опыт работы по наставничеству. Создан отделенческий совет наставников. На отделении дороги действует 17 советов наставников, 425 наставников воспитывают и обучают мастерству 723 молодых рабочих. На должном уровне поставлена работа наставников в локомотивном депо Карасук, где 117 наставников, 50 ветеранов труда по велению сердца учат молодежь трудолюбию и мастерству. Деповчанами проводится и большая работа в подшефных школах. Они ежегодно в зимние каникулы организуют поездки в рейс учеников 9 10 классов с поездами на тепловозах. В депо сложились целые трудовые династии: Магелато- вых, Долговых, Шопиных, Шачневых, Ткалунов. В одном строю стоят отцы, сыновья, братья, все они показывают образцы трудовой доблести и активного участия в общественной работе. Есть и «трудные» дети. Как правило, из неблагополучных семей. Но эти дети раскреплены за преподавательским составом, ими занимаются лично классные руководители, представители шефских организаций. «Трудные» подростки вовлекаются в работу кружков, спортивных секций, художественную самодеятельность, командирами военно-спортивной игры «Зарница», закрепляются за младшими классами для подготовки к игре и т. д. При Доме культуры железнодорожников создан кинолекторий «Закон и подросток», который работает уже три года. Перед ребятами выступают юристы, работники детской комнаты милиции, военкомата. Ни одно занятие не было сорвано. 380 ребят, посещающих кинолекторий, активно обсуждают нормы поведения в обществе, о долге и ответственности, справедливости и человеческом достоинстве. Много внимания на отделении дороги уделяется спортивным мероприятиям. По спорт 'еще не стал массовым. Недостаточно еще у нас хоккейных коробок, волейбольных и баскетбольных площадок. Нет оснащенного стадиона. Назрел вопрос о строительстве тира, открытого плавательного бассейна. Нет порядочного катка, где можно было бы взять коньки напрокат. Нет детских площадок, где в воскресенье можно получить велосипед, детскую машину или другую игрушку напрокат. Решение этого вопроса — элемент немаловажный в деле правильной ориентации подростков. — Среднее образование становится не только всеобщим, но и обязательным, — говорит в своем выступлении директор вечерней средней школы .\» 32 т. Казодаева Р. Д. - Труд образованного рабочего при равных условиях оказывается неизмеримо более эффективным, чем труд рабочего с низким уровнем образования. Но нельзя измерять влияние образования только на производительность труда. Рабочий, имеющий высокое образование, активно участвует в -рационализации производства, во внедрении научной организации смену труда, в совершенствовании культуры производства, в управлении предприятием. Молодые рабочие, не имеющие среднего образования, обязаны учиться. Но у нас пока вовлечение молодежи в школы ведется недостаточно. Слабо осуществляется и контроль за теми, кто учится. Да и не всегда им создают необходимые условия. Есть, например, у нас и хорошие коллективы. В резерве проводников создаются все условия для учебы молодых,поэтому здесь многие и учатся. Однако плохо поставлена эта работа на станции Карасук, пункте технического осмотра и на других предприятиях. Очень хотелось бы, чтобы за- - бота о работающей молодежи, о ее образовании стала одним из критериев при оценке работы любого предприятия города и района. Много внимания уделяется наставничеству в нашем коллективе, — рассказывает рабочая мехлесхоза т. Шкурко Г. Б. — Ежегодно к нам в коллектив приходят молодые люди со школьной скамьи. Впоследствии они становятся хорошими работниками, отличными людьми, и в этом им помогают наставники.' Большая работа ведется со школьниками. В летний период у нас работает более 300 учащихся. Без хороших наставников не могло быть и хорошей работы. Много воспитанию молодежи отдает в своей работе кавалер ордена Трудового Красного Знамени т. Волкова. За 25, лет работы она воспитала не одного лесовода. Г. Ф. Тимофеева . — ее ученица—сейчас лауреат премии Ленинского комсомола. В. II. Эртли в летний период работает со школьниками и пользуется у них заслуженным авторитетом и любовью. В сувенирном цехе отличны- ■ ми наставниками и хорошими учителями являются 0. И, Со- клакова и И. 11. Крекер. Они с большим терпением обучают молодых рабочих трудному творчеству. И результаты налицо — молодые работницы Г. Кудрина, 0. Шестакова, 1!. Харченко не подводят своих учителей, показывают образцы в труде. В прениях выступили секретарь райкома ВЛКСМ т. Тра- хименок С. А., народный судья т. Исупова Е. А., учительница средней школы Лз 49 т. Нова- лёнко Т. М., зам. председателя горисполкома т. Середа М. Я., работник районе т. Рудакова 3. И. По обсуждаемому вопросу было принято решение. Па сессии заслушан отчет о работе комиссии по охране общественного порядка и соблюдении социалистической законности. С докладом выступил председатель комиссии т. Гера- симчук Н. Н. Депутат избирательного округа Л» 14 т. Кравченко Г. Д. сделал сообщение о его депутатской деятельности. На сессии были приняты обязательства трудящихся города на 1978 год. Депутаты определили повестку дня следующей сессии городского Сонета.
elibrary.ngonb.ruRkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2