? Правофланговые ПЯТИЛЕТКЕУДАРНЫМ труд! МАРТЫЩЕНКО Анне Афанасьевне и РУДЕЛЬ Лидии Ивановне из колхоза им. Ленина, получившим за год от каждой коровы своих групп по 3043 килограмма молока каждая; ЗАВОДЕНКО Александре Анисимовне и МАТЮХ Лидии Ивановне из колхоза им. Карла Маркса, в группах которых надой составил соответственно 3030 и 3006 килограммов. Уже не первый раз эти опытнейшие доярки добиваются тридцатицентнерового надоя. И начало десятой пятилетки замечательные труженицы ознаменовали новым достижением заветного рубежа. Сейчас правофланговые районного социалистического соревнования активно включились в борьбу за выполнение высоких обязательств, взятых на второй год пятилетки. В райисполкоме О социалистических обязательствах трудящихся Ирбизинского сельского Совета по достойной встрече 60-летия Великой Октябрьской социалистической революции Коллективы хозяйств, предприятия и организации Ирбизинского сельского Совета, отвечая практическими делами на решения XXV съезда КПСС, успешно выполнили плановые задания первого года десятой пятилетки и принятые социалистические обязательства. Вдохновленные решениями октябрьского Пленума (1976 г.) ЦК КПСС и сессии Верховного Совета СССР девятого созыва, трудящиеся Ирбизинского сельского Совета включились в соревнование за достойную встречу 60-летия Великой Октябрьской социалистической революции, приняли на себя повышенные социалистические обязательства, направленные на досрочное выполнение народнохозяйственных планов и обязательств 1977 года, второго года десятой пятилетки, на повышение общей культуры и благоустройства населенных пунктов, улучшения обслуживания населения. Придавая исключительно важное значение широкому развертыванию социалистического соревнования сельских^ Советов, трудовых коллективов и всей общественности района в борьбе за досрочное выполнение народнохозяйственных планов 1977 года и взятых обязательств, исполнительный комитет Карасукского районного Совета депутатов Редакция газеты „Сельская новь“ присуждает вымпел Трудовой славы за высокие производственные показатели, достигнутые во Всесоюзном соревновании в первом году пятилетки трудящихся одобрил социалистические обязательства, принятые трудящимися Ирбизинского сельского Совета по достойной встрече 60-летия Великого Октября. Предложил исполкомам городского и сельских Советов депутатов трудящихся поддержать инициативу Ирбизинского сельского Совета, широко развернуть соревнование сельских Советов депутатов трудящихся за успешное выполнение планов и заданий второго года десятой пятилетки, за повышение общей культуры и благоустройства населенных пунктов, улучшение культурно-бытового обслуживания населения. Рекомендовал широко обсудить на сходах граждан, собраниях коллективов, на сессиях сельских Советов социалистические обязательства на 1977 год по достойной встрече 60-летия Великой Октябрьской социалистической революции. Предложено исполкомам Советов систематически - вести контроль за выполнением принятых обязательств, усилить организаторскую работу по их осуществлению, регулярно подводить итоги соревнования, придавать им широкую гласность. Редакции газеты «Сельская новь» постоянно освещать ход выполнения социалистических обязательств трудящихся района. ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ! ОРГАН КАРАСУКСКОГО РАЙКОМА КПСС И РАЙОННОГО СОВЕТА ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ_______ аГ.™а6р““°9и‘. | 3 <5329>' । ЧПВЕРГ' 6 1977 Г- | Че"« 2 «»' ХОТЯ И БЫЛИ УСЛОВИЯ По-сибирски суровой выдалась нынешняя зима в степной Ку- лунде. Столбик термометра редко поднимается выше отметки минус двадцать. Снегопады надежно укутали землю толстым, ослепительно сверкающим под скупым солнцем покрывалом. Обилие снега радует душу хлебороба, вселяет надежду в добрый урожай. Но в то же время налагает дополнительную заботу— накопить максимально возможное количество зимних осадков на пашне и сенокосных угодьях. Нынче рано создались благоприятные условия для начала кампании снегозадержания. Поэтому и задание, доведенное хозяйствам на ноябрь-декабрь, было солидным. В целом по району за этот период предусматривалось обработать 129 860 гектаров снежной целины. Как же справились сельчане с поставленной задачей? К сожалению, не везде с одинаковой ответственностью подошли к организации и проведению этой важной работы. Не везде на обработку полей было поставлено достаточное количество тракторов со снегопахами, не во всех хозяйствах техника использовалась с полной отдачей. В итоге лишь трем хозяйствам удалось справиться с заданием — совхозу Студенов- скому, колхозам им. Тельмана и им. Жданова. Особенно отличились инициаторы районного соревнования за комплексную подготовку к очередному полевому ПЕРЕКЛИЧКА ЧАБАНОВ Получим хороший приплод Более 15 лет работаю чабаном в Студеновском совхозе. Во всякой работе успех приходит не сразу. Вот и мне когда-то пришлось испытать горечь неудач и чувство неудовлетворенности результатами своего труда. Но с годами появилась . уверенность в своих силах, любовь к работе, пришел успех и самое главное — опыт. Имея солидный стаж работы, я с уверенностью беру повышенные социалистические обязательства на этот год. В прошлом году мы в своей отаре получали от каждой сотни овцематок по 106 ягнят. Нужно сказать, что тогда положение в совхозе -с кормами было лучше, чем нынче. Сейчас суточный рацион на одну голову включает 700 граммов сена, 1 кг 200 граммов сило- та, 500 граммов фуража, 200 граммов соломы, но, несмотря на это, я поставил перед собой задачу получить в этом году от каждой сотни овцематок по ПО ягнят, настричь не менее 5 кг шерсти с каждого животного. К началу окота мы, чабаны, провели большую работу, ,сезону и получение высокого урожая во втором году пятилетки — благодатцы. При задании 4060 гектаров они обработали 5328 га. Более чем на тысяче гектаров провели повторное снегозадержание и сту- деновцы. Лишь на самую малость не дотянули до запланированной цифры механизаторы совхозов «Октябрь», мясного, колхоза «Вперёд к коммунизму». Активно включились в кампанию накопления зимних осадков труженики Хорошинского совхоза. Однако затем темпы пахоты снизились, и в итоге хо- рошане не сумели обработать и половины запланированных площадей. Крайне неудовлетворительно велась работа в колхозах «Маяк Ильича», им. Мичурина, совхозе Калиновском. Не везде одинаково относятся и к качеству нарезки валов. В отдельных хозяйствах они нарезаются по старинке — через 8—10 метров, что не дозволяет накопиться достаточному колиСВЕДЕНИЯ О ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЯ НА НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ ПО СНЕГОЗАДЕРЖАНИЮ ХОЗЯЙСТВАМИ РАЙОНА (в процентах). Им. Тельмана 131 Студеновский 108 Им. Жданова 101 «Октябрь» 96 Мясной 95 «Вперед к коммунизму» 90 Им. Карла Маркса 86 Им. Дзержинского 61 «Новая семья» 61 Им. Калинина 59 чтобы быть готовыми к этой важной кампании. Кошары в хозяйстве не новые, прохладные, потому пришлось дополнительно утеплить стены, окна затянуть пленкой, основательно отремонтировать крышу. Подготовили достаточное количество щитов. Я был участником районного семинара по овцеводству, на котором чабанами хозяйств высказывались различные мнения о трудностях зимнего содержания овец, о нехватке кормов. Лично я считаю, что честным, добросовестным трудом всех чабанов, сакманщиц Ш в этих трудных условиях можно получить большой приплод ягнят и сохранить их ко времени отбивки. Как старший чабан и как коммунист строго требую от своих помощников добросодестн’ого отношения к своим обязанностям. Лично сам на период окота подбираю надежных, трудолюбивых сакманщиц и организовываю их работу. Я против того, чтобы сакманщица ухаживала и несла ответственность за определенным количеством ягнят. В нашей отаре сакманщицы отвечают честву снега в междурядьях. Так ведут снегозадержание, к примеру, в колхозах им. Карла Маркса, им. Ленина. В других хозяйствах (совхоз мясной, колхоз имени Калинина) валки нарезаются через 3—5 метров. В результате на таких полях, даже на повышенных участках рельефа, уже сейчас толщина снежного покрова достигает 40 сантиметров. Подобным образом работа организована в тех колхозах и совхозах, где пересмотрены норма выработки и оплата труда механизаторов, занятых на этой ответственной работе. Зима достигла своего зенита. С максимальной отдачей использовать технику, время и благоприятные природные условия для полноценного накопления зимних осадков с тем, чтобы сделать хороший запас влаги на сельскохозяйственных угодьях — долг каждого руководителя, специалиста и рядового труженика. Плодово-ягодный 57 Калачинский 54 Им. Куйбышева 49 Им. Ленина 46 Хорошинский 40 «Маяк Ильича» 40 Калиновский 26 Им. Мичурина 25 По району 65 за всех новорожденных, тем самым они в-равной степени заинтересованы в благополучном исходе этой кампании. То же самое относится и к чабанам. В период окота овец неотлучно нахожусь при отаре. Самая напряженная работа предстоит в период массового окота, когда в сутки приходится принимать до 30— 50 ягнят. Правильная организация труда и точно поставленный учет не вызывает сомнения в благополучном исходе и в это напряженное время. Для этого нужно вести, что мы и дела-ем, учет осеменения овец в конце лета. Таким образом, наша бригада почти точно знает: в какой день и какое количество новорожденных появится на свет. Исходя из этого, мы организуем свою работу. Начало окота проходит нормально, -и это настраивает весь наш маленький коллектив на выполнение взятых социалистических обязательств. К. БАУЭР, чабан совхоза Студенов- ' ский, кавалер ордена Трудового Красного Знамени.
2 СЕЛЬСКАЯ НОВЬ 6 января 1977 г., № 3 (5329). Пропагандисты, лекторы—пятилетке НА НОВУЮ СТУПЕНЬ С ХП-й отчетно-выборной конференции районной организации общества „Знание“ Донести идеи съезда до каждого коммуниста, до каждого советского человека — таков почетный долг не только пропагандистов, лекторов, докладчиков, но и всех наших партийных активистов. В эту работу надо вложить все свои знания, все умение убеждать, всю силу души. Во всем этом — одна из предпосылок неуклонного проведения в жизнь решений съезда. Л. И. БРЕЖНЕВ. Состоялась двенадцатая отчетно-выборная районная конференция общества «Знание», на которой с докладом об итогах работы районной организации этого общества выступил ее председатель А. П. Горевой. Докладчик отметил, что в организации лекционной пропаганды общество опиралось на опытные кадры лекторов. За отчетный период ими проведена значительная работа. Главное внимание они уделяли вопросам пропаганды материалов XXIV и XXV съездов КПСС, решениям партии и правительства, тем самым содействовали активности народа, организации социалистического соревнования за выполнение планов и обязательств, с овер ш енствов ан и ю и а уч н о - тех - нического прогресса производства, распространению передового опыта. Увеличилось количество прочитанных лекций труженикам города и села. Так, в прошлый отчетный период было прочитано 10027 лекций, а за последние два года уже 10919. Разнообразней стала их тематика. В прошлом году по истории КПСС, истории СССР и всеобщей истории прочитано 771 лекция, в том числе 417 по материалам XXV съезда. По международному положению прочитано 493 лекции, по вопросам государства и права 770, по научно-атеистической тематике 239, по сельскому хозяйству — 812 лекций. Лекторы района выступают перед населением в клубах, Домах культуры, на производственных участках, в красных уголках животноводческих ферм, на занятиях народных университетов, в школах коммунистического труда и на семинарах. Разнообразные формы лекционной пропаганды используют в своей деятельности первичные организации общества «Знание» Калиновского совхоза (председатель первичной организации Н. А. Блок), колхозов им. Куйбышева (председатель первичной организации В. С. Иванец), «Новая семья» (председатель первичной организации А. С. Самсонова). Здесь регулярно работают родительские лектории, радиожурналы, проводятся читательские конференции, тематические вечера и вечера отдыха, организованно проходит чествование передовиков производства. Многие первичные организации активизировали свою деятельность и активно ведут пропаганду решений XXV съезда КПСС. Так, в первичной организации общества «Знание» совхоза имени Дзержинского (председатель первичной организации Н. И. Данько) прочитано 42 лекции, в локомотивном депо (председатель первичной организации М. М. Федотов) — 66, колхоза имени Мичурина (председатель первичной организации С. И. Кознова) — 34. Заслуживает одобрения труд наших учителей. Они — лекторы-международники, атеисты, агитаторы, политинформаторы, пропагандисты. Но главное, что требуется от учителя — это воспитание идейного, высокосоз- нательного человека. Поэтому лекторы районной организации все больше и больше читают лекций о коммунистической морали и нравственности, все большее внимание уделяют пропаганде революционных, боевых и трудовых традиций партии и народа, имеющих исключительное значение в патриотическом воспитании трудящихся, особенно молодежи. Среди лучших лекторов районной организации очень много учителей. Это А. Г. Перебейнос, Л. И. Буренкова, А. М. Кошман, И. В. Мартыко, В. А. Семи- заров, А. Ф. Тур, В день конференции они были отмечены Почетными грамотами и ценными подарками. Неоднократно- поощрялись за .плодотворную работу в деле, воспитания трудящихся и такие лекторы, как П. И. Ивакин, А. Г. Сыриков, В. Я. Деренок, П. Г. Лобанов, П. 3. Тур. Однако, районная организация общества «Знание» допускает и упущения. Например, все еще слабо поставлен учет лекционной деятельности членов общества в ряде первичных организаций, недостаточен контроль за качеством читаемых лекций, не все члены общества с полной отдачей участвуют в лекционной пропаганде. И об этом говорили делегаты конференции. В прениях по докладу приняли участие П. 3. Тур — член правления общества, секретарь парткома локомотивного депо, А. А. Ахилова — лектор средней школы № 1, Л. И. Буренкова — член бюро первичной организации Калиновского совхоза, учитель, Г. Т. Варвямская — лектор, преподаватель педучилища, М. Д. Трунова — лектор, 'инструктор по санпросвещению райбольницы, Н. И. Данько — лектор, гл. зоотехник совхоза им. Дзержинского, Д. П. Макашов — зав. отделом пропаганды и агитации РК КПСС, Р. И. Мокшанцев — лектор обкома партии. Все выступающие положительно охарактеризовали работу районной. организации общества «Знание», особо остановились на задачах, стоящих перед лекторами по непрерывному совершенствованию "л екцио нн о й пропаганды, поднятию ее на новую ступень, разъяснению важнейших теоретических проблем, разработанных XXV съездом КПСС и решений октябрьского (1976 г.) Пленума ЦК КПСС, на экономическом образовании трудящихся, на улучшении пропаганды достижений науки и техники, передового опыта в промышленном и сельскохозяйственном производстве, воспитании народа в духе беззаветной преданности коммунистическим идеалам, высоких принципов коммунистической морали, советского патриотизма и пролетарского интернационализма. Все это нашло свое отражение в принятом конференцией постановлении. Конференция избрала правление районной организации общества «Знание» в количестве 33 человек и президиум в составе А. П. Горевого (председатель), П. И. И.вахина, Л. С. Гармаш, В. М. Чернышова, В. Я. Деренок, Л. В. Бельского, В. С. Шу- ляка, Н. М. Павличенко (ответственный секретарь), И. С. Корнеева, Н. ,А. Холявко, М. Д. Труновой и делегатов на областную конференцию общества. Н. МИХАЙЛОВА. СИЛО и В нашей первичной организации общества «Знание» — двадцать человек. Это руководители и специалисты колхоза, учителя. Коммунисты и комсомольцы. Все они первостепенной своей задачей считают силой слова оказывать действенную помощь партийной организации во всех, ее делах, в разъяснении задач и планов партии, в коммунистическом воспитании колхозного крестьянства. Большинство наших лекторов одновременно являются и пропагандистами школ политического и экономического образования, выступают в качестве агитаторов и политинформаторов. Руководит школой коммунистического труда и ведет в ней занятия главный зоотехник колхоза Е. П. Конисар. С механизаторами занимается главный инженер В. К. Гар- нагин и другие специалисты. По субботам проходят заня. тия в школе экономических знаний при председателе колхоза, по вторникам — в начальной политшколе, которой Иван Николаевич Супрун — секретарь парткома совхоза «Октябрь». Он всегда с людьми. Двадцать лет был пропагандистом, сейчас же — просто лектор. Выступает перед механизаторами и животноводами с докладами по материалам XXV съезда партии, октябрьского (1976 г.) Пленума ЦК КПСС. Выступает Иван Николаевич перед односельчанами и по международно м у положению, рассказывает о достижениях страны, области, лучших хозяйств района. На снимке: И. Н. СУПРУН. СЛОВА руководит директор Кучугур- | ской школы В. Ф. Березин, по | курсу «Актуальные вопросы | политики КПСС». § Для родителей школь- ? ников у нас организован ради- г олектврий «Нравственное во- г спитание детей в семье». На | медицинские темы часто перед г населением выступает заведу- г ющая медицинским пунктом г села, лектор С. А. Лагута. г В эти дни на всех участках г ■колхоатцого производства), в г школах читаются лекции и г проводятся беседы по матери- ? алам XXV съезда партии, ок- | тябрьского (1976 г.) Пленума < ЦК КПСС, по постановлению ? ЦК КПСС, Совета Министров в СССР и ВЦСПС о повышении оплаты труда работникам не- | производственной сферы. Од- | посельчане с йнтересом слу- | шают и изучают эти матери- | алы и в ответ на заботу пар- $ тии и правительства намечают ь и берут новые рубежи в .сель- £ скохозяйственном производстве. | В. КОНИСАР, I председатель первичной о,р- $ гаииз.ации общества «Зна- г ние» колхоза им. Жданова. г Учитель на селе уже по самой своей сути идеологический боец партии. Не проходит ни одного >праздника или политического события, где бы он не принимал участия. И учит он не только детей, но и взрослых. Именно к таким людям и относится директор Александровской восьмилетней школы Я. Т. Сутула, являющийся пропагандистом с 1959 года. В ШКОЛАХ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ТРУДА Знания — ключ к умению Среди разных форм организационно-партийной, массово- политической работы, различных методов и средств воспитания трудовых коллективов в совхозе имени Дзержинского особое место отводится школам коммунистического труда. В этом хозяйстве все делается для того, чтобы каждое занятие служило главной цели — углублению знаний, формированию убеждений, повышению рабочей квалификации слушателей. Плодотворным, насыщенным по содержанию был истекший учебный год. В школах коммунистического труда многие механизаторы и животноводы повысили свою квалификацию. Лучше, чем у других, регулярно проходят занятия в текущем учебном году на второй, третьей и четвертой фермах. В совхозе стало системой ход учебы обсуждать на заседаниях парткома, рабочкома, при директоре. Отрадно отметить, что хороший пример личного участия в воспитании людей, в работе школ коммунистического труда, в пропаганде идей марксизма- ленинизма, политики партии и правительства подают директор совхоза И. Г. Глазунов, секретарь парткома И. А. Христенко |И многие специалисты. Каждый четверг (кроме последнего в конце месяца) они .выезжают на фермы, встречаются с рабочими, интересуются их нуждами, .запросами, а в определенные часы проводят занятия в школах коммунистического труда. Как правило, большинство бесед тесно увязывается с конкретными задачами и требованиями дня. Если, например, речь на занятии идет о повышении производства продукции и ее качества, то пропагандист, в данном случае специалист животноводства, обязательно коснется и кормов, их приготовления и рационального расходования. Изучается и передовой опыт ведущих доярок района. При этом используются данные и «районки», где рассказывается о них. Слушатели — работники- ферм—ревностно следят за достижениями доярок Н. П. Оноприенко из колхоза имени Куйбышева, которая первая надоила по 35 ц молока от каждой фуражной коровы своей группы, М. И. Махметовой из колхоза имени Мичурина, М. Л. Мирошниченко из колхоза имени Ленина и других. И не только следят, но и расспрашивают подробно, как они смогли достигнуть таких высоких рубежей. И стремятся перенять их опыт. Коллектив животноводов второй фермы еще десятого декабря справился с годовым планом производства и сдачи молока государству. Больше других получили продукции от закрепленных групп животных Е. II. Миткаленко и И. В. Петченко. Они по праву названы победителями соревнования. Конечно, этому помогли и знания, полученные в школе коммунистического труда. Ведь они — первый помощник любому делу, ключ к умению. Г. КИБЕНКО, инструктор райкома КПСС.
6 января 1977 г„ Ns 3 (5329). СЕЛЬСКАЯ НОВЬ 3 ВОСПИТЫВАТЬ ГРАЖДАНИНА, ТРУЖЕНИКА (Из опыта, работы школ области) С 21 по 23 декабря 1976 г. в Карасуке состоялось межрайонное совещание заведующих районе, посвященное практической деятельности аппаратов отделов народного образования, школ, внешкольных учреждений и общественных организаций по выполнению постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 2 июля 1976 года «О мерах по дальнейшему улучшению условий работы сельской общеобразовательной школы». В семинаре приняли участие заведующие районе Барабинского, Усть-Таркского, Чановского, Татарского, Колыванского, Венгеровского, Тогучинского и Новосибирского сельского районов. Публикуем в изложении некоторые выступления. кабинетная система обучения (Из выступления заведующего Новосибирского сельского районе В. К. МИЛЕВСКОГО). Необходима целенаправленная работа (Из выступления заведующего районе А. Ф. ТКАЧ). Я хочу коснуться вопроса перехода школ на кабинетную систему. Именно она позволяет применять наиболее прогрессивные методы обучения, эффективно использовать технические средства и имеющееся учебное оборудование. Кабинет должен удовлетворять требованиям производственной этики и выглядеть строго, но красиво и удобно. В нем должно быть собрано все только необходимое для правильной организации учебного процесса. Кабинетная система дала школам многое, а главное — максимальную возможность в использовании наглядности. В кабинете ведь все под руками, все сугубо специализировано. Взять, к примеру, кабинет географии 30-й школы. На передней стене смонтировано специальное устройство, дающее возможность работать одновременно с 10-ю картами. В результате учитель может работать длительное время со всеми классами, не убирая карт. Это и сохраняет их, а главное, не отнимает времени на подготовку карт к уроку. Под классной доской сделано хранилище для картин и таблиц, наклеенных на картон, которые расставлены поклассно. На перекрытии карт хранятся объемные пособия (глобусы, 'макеты). Здесь же слева от доски установлен шкаф, в котором хранятся различная литература, атласы, конТруд как рорма воспитания (Из выступления заведующей Колыванского районо Выполняя решения XXIV и XXV съездов партии о более активной и целеустремленной подготовке школьников к общественно-полезному труду, районный отдел народного образования, педагогические коллективы школ под руководством партийных и советских органов усилили работу пр профессиональной ориентации учащихся с учетом их склонностей и потребностей района в квалифицированных кадр'ах. Подготовка учащихся к труду, выбору профессий в школах осуществляется в процессе всей учебно-воспитательной работы, но важное место в такой подготовке принадлежит системе трудового обучения и воспитания: трудовому обучению, как учебному предмету, общественню-полезно- ,му труду, внеклассной и внешкольной работе по техническому творчеству и сельскохозяйственному опытничеству, специальной профориентационной работе, связи школы с производством. В. средних школах нашего района введено производственное обучение. Значительную роль .в подготовке учащихся к жизни, труду играют ученические производственные бригады, которые созданы при каждой средней и восьмилетней школе. В последние четыре года в районе введена очень эффективная форма трудового воспитания школьников летом — лагеря труда и отдыха. турные карты, некоторые приборы. На шкафу — телевизор «Электрон», который. используется для просмотра телеуроков, детских передач группами продленного дня, во виеклаосной работе. На декоративной фанере, закрывающей нерабочие карты, нарисована карта полушарий, по которой учащиеся могут определять географические координаты, показывать материки, острова и другие географические объекты. На северной стене в двух нишах-шкафах под стеклом хранятся кинофрагменты, диафиль. мы, диапозитивы, , изделия и лучшие работы учащихся. Установлены барометр, термометр, гигрометр. Сверху <на северной и восточной стенах вывешены портреты русских и советских путешественников с краткой биографической справкой каждого из них. Между портретами слова М. В. Ломоносова: «Колумбы русские, презрев угрюмый рок, меж льдами новый путь отворят на восток». Здесь же вмонтирован в стене киноаппара’/. Достаточно открыть крышку металлического шкафа — и аппарат готов к работе. На потолке укреплен указатель сторон горизонта с указанием градусов. По нему же можно проводить упражнения в определении азимутов. Окна кабинета затемняются автоматически. Вот такой хорошо оборудованный кабинет является важнейшим условием повышения качества урока. Первый лагерь труда и отдыха был создан в 1973 году для школьников средней школы № 1 на базе колхоза имени Кирова. В лагерях организовано самоуправление, действует комсомольская организация. Четыре часа работа — остальное отдых. За лето 180 школьников, наряду с физическим трудом, занимались спортом, художественной самодеятельностью, выпускали стенные газеты, вели дневники, смотрели телевизионные передачи и т. д. Были организованы встречи со специалистами и передовиками колхоза, работниками РК КПСС, РК ВЛКСМ. Жизнь в лагере закалила ребят духовно и физически, привила навыки в обработке почвы, выращивании культур. Лагеря труда и отдыха оказывают неоценимую услугу школе в работе с трудными подростками. Анализ деятельности ученических трудовых коллективов показывает, что в процессе общественно-полезного труда у учащихся _ формируется такой практический опыт, который способствует достижению единства их коммунистического .мировоззрения и поведения, учит школьников воспринимать труд, в том числе труд физический, как одну из главных обязанностей советского человека. Ежегодно в сентябре у нас проводится районный слет ученических бригад, на который съезжаются делегаты школ. В этот день организуется выставка, на которой показывают все, Дальнейшее повышение эффективности учебно-воспитательного процесса, всей деятельности педагогического коллектива находится в прямой зависимости от уровня внутришкольного контроля и руководства со стороны директоров школ, поэтому главное внимание в работе с директорами школ мы уделяем учебе сложному искусству руководства, повышению их ответственности за все, что делается в школе. Периодически заслушиваются их отчеты по отдельным вопросам на совещаниях, на совете районе, президиуме РК профсоюза, на исполкоме районного Совета депутатов трудящихся, на комиссии по делам несовершеннолетних, на бюро и идеологическом отделе райкома партии. Примерно 2 раза в год исполком районного Совета депутатов трудящихся и районе проводят совместные совещания школ и председателей сельских Советов, на которых обсуждаются вопросы, связанные с подготовкой школ к новому учебному году, с улучшением жилищно-бытовых условий сельских учителей, с выполнением закона о всеобуче, улучшением детского питания и т. д. За годы 9-й пятилетки многое сделано по вопросу восьмилетие™ и среднего всеобуча. Значительно сократился отсев учащихся — от 6,3 проц, до 1,87 проц. Многие педагогические коллективы не имеют отсева учащихся, добиваются высоких показателей в осуществлении всеобщего среднего образования. Характерен в этом отношении пример Карасартовской средней школы. Здесь более пяти лет полностью сохраняется контингент учащихся, четыре года школа работает без второгодников, 6 лет все выпускники поступают учиться в учебные заведения, дающие среднее образование. Сейчас в селе все жители в возрасте 30 лет имеют В. А. ЛАПТЕВОЙ). что выращено руками детей. На слете обязательно присутствуют работники управления сельского хозяйства, РК КПСС, райисполкома. Зачастую они видят, что урожайность сельскохозяйственных культур, выращенных руками шкодников, намного превышает урожайность полей колхозов и совхозов. Есть у нас задумка: такие слеты и выставки проводить совместно с управлением сельского хозяйства, чтобы дела рук детей видели отцы и матери, чтобы ребята понимали, что пятая трудовая четверть — это частица труда всего советского народа по выполнению планов и заданий пятилетки. Работа по формированию у школьников готовности к труду >в народном хозяйстве, выбору профессии в процессе трудового обучения, общественно-полезного труда дополняется специальной профориентационной работой. Она проводится в каждой восьмилетней и средней школах района. Некоторые школы выпускают профессиограммы. Хорошая постановка трудового обучения и профориентации учащихся в сельской школе будет только тогда, когда по-настоящему будет организована помощь сельскохозяйственных предприятий, специалистов, передовиков хозяйств. Постоянное общение с ними будет оказывать влияние на воспитание у школьников и высоких гражданских качеств. среднее образование. Более 5 лет полностью сохраняют контингенты учащихся IV — VIII классов педагогические коллективы Калачинской, Астро- дымской и других школ. Все это способствует тому, что в настоящее время в районе практически завершен переход ко всеобщему среднему образованию. В работе с учительскими кадрами главное внимание уделяем повышению их педагогического мастерства, более успешному воплощению в жизнь замыслов новых учебных планов и программ. Естественно, чтобы более правильно организовать работу с учителями, надо прежде всего глубоко проанализировать качественный состав педагогических кадров, хорошо знать трудовые достижения отдельных учителей и целых коллективов, их деловые качества, а также недостатки в организации учебно-воспитательного процесса. Известно, что десятая пятилетка — пятилетка эффективности и качества. Для работников просвещения эти понятия характеризуются прежде всего высоким уровнем знаний, умений и навыков учащихся, степенью их воспитанности и гражданской зрелости. Необходимо в первую очередь поднять ответственность педагогических коллективов и каждого учителя в отдельности за результаты своей работы, повысить уровень их н а у чн о - теор етической, п о лит и. За тесную связь с производством (Из выступления директора средней школы № 2 А. Г. ЗМЕЕВА). Наша школа, как и все другие, имеет свои общие и частные проблемы и некоторые недостаточно четко решенные вопросы. Но администрация, педагогический коллектив школы считают, что если есть проблемы — это уже хорошо. Ибо умение увидеть проблему, нерешенный вопрос свидетельствует о способности педагога наблюдать, сравнивать, анализировать и обобщать, а в итоге решать их или делать все для их решения. На XXV съезде нашей партии четко и определенно было заявлено о комплексном подходе к воспитанию и указано, что в идейно-политическом, нравственном и трудовом воспитании, проводимом в комплексе, кроются большие резервы и возможности. Я бы хотел подчеркнуть, что мы постепенно накапливаем опыт организации трудового воспитания учащихся не только в учебное время, но и в летний период. Второй год при плодово- ягодном совхозе «Карасукский» успешно работает лагерь труда и отдыха «Романтик». Это дало нам возможность охватить организованным трудом и отдыхом учащихся 7-х, 8-х, 9-х классов, а для сбора ягод и учащихся 6-х классов. У нас сложились хорошие, дружеские отношения с нашими шефами — работниками молочноконсервного комбината, Кара- сукских электросетей. Эта дружба и деловые взаимоотношения крепнут день ото дня, при этом апробируются различные формы взаимосвязи и взаимного возческой и методической подготовки. Лучше других поставлена работа с педагогическими кадрами в Рождественской вось- милетней школе. Здесь и директор, и профсоюзный комитет уделяют постоянное внимание росту .научно-теоретической подготовки учителей. Особенно активизировалась работа с педагогическими кадрами в связи с введением периодической аттестации учителей. Большое значение в закреплении педагогических кадров на селе имеют жилищно-бытовые условия. За последние годы при постоянной помощи райкома КПСС и райисполкома на.м в основном удалось решить жилищную проблему в большинстве сельских Советов. Масштабность задач, выдвинутых перед общеобразовательными школами XXV съездом КПСС, требует от нас с вами еще более четкого, конкретного и всестороннего руководства работой педагогических коллективов и в первую очередь работой директоров школ — главных организаторов учебно-воспитательного процесса. Можно с уверенностью сказать, что сегодняшнее коллективное обсуждение задач, выдвинутых перед школой XXV съездом КПСС, поможет нам выработать более четкую программу дальнейшего совершенствования деятельности отделов народного образования. действия коллективов друг на ДРУга. Большую помощь оказывают шефы нашей школе в укреплении материальной базы: это и приобретение школьной мебели, помощь в ремонте, в решении хозяйственных вопросов, приобретение технических средств. Шефы — наши частые гости. Они проводят беседы с учащимися в классах, выступают на школьных линейках, проводят индивидуальные беседы (в школе и дома) с подростками, требующими особого педагогического подхода. На предприятии в целом и в цехах созданы и работают советы содействия семье и школе, которые оказывают воздействие не только на родителей — работников предприятия, но и на их детей, наших учащихся. Многие члены совета содействия являются членами родительского комитета школы, классов. Между цехами комбината и классами проводится социалистическое соревнование. Итоги соревнования периодически подводятся как в школе, так и на предприятии при совместной встрече соревнующихся. Нам удалось добиться систематической и целенаправленной работы родительского лектория. Как известно, измерить эффективность воспитательной работы трудно, ибо критерии для ее определения довольно нечетки и относительны. Мы не беремся утверждать, что она у нас в идеале, но определенный положительный эффект от этой работы налицо.
elibrary.ngonb.ruRkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2