Сельская новь, 1972, № 107

Комбайнер П. И. ЛЕЩЕНКО (Калачинский совхоз) скосил более 1100 га, Н.Т. СВИСТЕЛЬНИКОВ (Калачинский), А. И. МАКЕЕВ (им. Дзержинского), К. К. ШМИДТ („Октябрь“) намолотили более 5000 ц хлеба каждый Слава героям жатвы! Равнение—на передовиков! ЛЕЩЕНКО Петру Ивановичу, ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ! ОРГАН КАРАСУКСКОГО РАЙКОМА КПСС И РАЙОННОГО СОВЕТА ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ Газета выходит с 1930 года. ВТОРНИК, 5 сентября 1972 г. № 107 (4553) Цена 2 коп. Дневник уборки и хлебосдачи на 4 сентября ? Правофланговые * | соревнования | Редакция га- | зеты „Сельская I новь“ присуж-1 дает вымпел | трудовой славы | за высокие про-| изводствеиные | показатели, | дости гнутые! в соревновании в | честь полувека- | во г о юбилея! СССР: омбайнеру Калачинского $ совхоза. | Вот уже на протяжении многих лет Петр Иванович зани- мает ведущее место среди хлеборобов района. Так, в минув- <; | шую страду П. И. Лещенко уложил в валки 1106 га зерно- | | вых, кроме того намолотил 2265 ц хлеба. | | В уборку юбилейного года Петр Иванович вступил уверен* | | но. Он решил скосить не менее 1200 га зерновых. И вот | | уборка только в разгаре, а Петр Иванович уже уложил в | валки более 1100 га хлебов. | Ежедневная выработка у него доходит до 90—100 га. ПЛАН 102607 51024 (обязательство) 740 000 22668 ВЫПОЛНЕНО скошено зерновых 51024 га обмолочено 14739 га сдано хлеба 35317 ц убрано силосных 11209 га СВЕДЕНИЯ 0 ЗАГОТОВКЕ СЕНА И СЕНАЖА НА 4 СЕНТЯБРЯ (в проц. СОВХОЗЫ Плодопитомнический 132,2 Им. Дзержинского 123,6 «Октябрь» 122,5 Откормочный 103,8 Хорошинский 93,5 Калиновский 82,1 Калачинский 68,3 Студеновский 60,7 ПО СОВХОЗАМ 88,5 КОЛХОЗЫ Им. Ленина 134,1 к плану) Им. Тельмана 120,2 «Новая семья» 120,0 Им. Куйбышева 112,6 «Вп. в коммунизму» 95,2 Им. Карла Маркса 91,4 «Маяк Ильича» 77,2 Им. Калинина 71,8 Им. Мичурина 60,3 Им. Жданова 55,8 ПО КОЛХОЗАМ 94,6 ПО РАЙОНУ 91,0 При плане сена и сенажа в 604420 ц на 4 сентября заготовлено 550225 ц. То есть недовыполнение составляет лишь 54195 ц. В силах ли хозяйства выполнить полностью план? Не только выполнить, но и пере, крыть его имеются все возможности. Во всех хозяйствах есть еще немалые сенокосные угодья, где не были пока сенокосильные агрегаты. Хорошо поставлено кармодо. бывание в совхозе «Октябрь». Здесь значительно перекрыты планы. Так, сена вместо 18 тыс. ц заготовлено 20360 ц, а сенажа вместо 15700 ц заложено более 21 тысячи. Но и на таких хороших показателях не остановились октябрьцы. У них одно правило: взять все с лугов до последней травинки, что дало нынче благоприятное лето. Неизвестно, каким оно будет в 1973 году. И труженики совхоза продолжают заготавливать сено прозапас силами специального механизированного эвена. В первую очередь нужно продолжать заготовку сена колхозам им. Мичурина, им. Калинина, им. Карла Маркса, им. Жданова, «Вперед к коммунизму», «Маяк Ильича», совхозам Сту- деновскому, Калачинскому, Калиновскому и Хорошинскому, где планы еще не выполнены. Выполнить планы по накоплению кормов — долг каждого хозяйства. Погожие дни дают все воз. можности высокопроизводительно использовать технику. И подавляющее большинство хозяйств в полную меру их использует. Заметно усилились темпы жатвы. Так, только за воскресенье по району было- ско. шено около 6000 га зерновых и обмолочено чуть больше 2500 Это неплохо. Но не надо забывать, что нынешние темпы убор- 'ни заметно отстают от темпов прошлого года. Задача всех хозяйств — ширить фронт работ как на косевице хлебов, так и на их обмолоте. Оба звена очень важны в общем комплексе уборки. Хороший ритм держат механизаторы Калачинского совхоза^ где скошено почти 70 проц, зерновых. Продолжая вести свал, калачинцы все больше ставят комбайнов на обмолот. За воскресенье, например, они подобрали валки с площади 804 га. Всего же они обмолотили 2609 га.. Наращивают темпы обмолота, одновременно ведя косовицу, в совхозах Студеновском, им. Дзержинского. В последние дни заметно подтянулись механиза. торы колхозов им. Тельмана, где скошено 1206 га зерновых, им. Мичурина — 797. Низки пока темпы косовицы в колхозе им. Калинина — 243 га. В эти дни важно полностью использовать технику, обратив особое внимание на звено: комбайн — машина—ток—элеватор. Обмолот ширится, поток хлеба увеличивается. И только четкое взаимодействие этих четырех «горячих» мест принесет успех. Правильно поступают те хо. зяйства, которые хлеб от комбайнов незамедлительно перераЗа строкой обязательств Есть годовой по молоку! ЮГ ПОМОГАЕТ СИБИРИ ПОЧЕРК СТАВРОПОЛЬЦЕВ Десятки комбайнеров, прибывших с юга страны, трудятся сейчас на обширных хлебных нивах нашего района. Пять , специалистов из Ставропольского края работают в совхозе имени Дзержинского. С первого дня ставропольцы снискали уважение сибиряков своим трудолюбием, ударной работой, На Астродымской ферме трудятся три Ивана — Луценко, Дружинин, Синько, К подбору валков приступили недавно, но каждый из них уже имеет неплохие показатели. Например, И. Луценко выдал из бункера комбайна около 2000 центнеров хлеба. Хорошо трудятся ставропольцы Н. Гладков и И. Коваленко. И. ГЛАЗУНОВ, директор совхоза. Соревнуясь за достойную встречу 50-летия образования СССР, животноводы колхоза им. Карла Маркса добились замечательного трудового успеха — 2 сентября выполнили годовой план с дополнительным заданием продажи молока. Государству отправлено 12050 ц этой продукции. Высокая организация труда, слаженная работа доярок позволили в среднем по хозяйству увеличить надой молока от коровы против прошлого года на 110 кг. В первой бригаде, удерживающей первенство, за восемь месяцев получено от каждой коровы по 2169 кг молока, а по колхозу —2065 кг. Наибольший вклад в выполнение обязательств хозяйства внесли доярки В. Тур, получившая за восемь месяцев 2399 кг молока, В. Ященко—2343, А. Заводен- ко, М. Баган, Н. Чумак. Продолжая соревнование в честь славного юбилея, животноводы решили сверх плана отправить Родине не менее 3,5 тысячи центнеров молока. Это будет их весомый вклад в счет выполнения пятилетки за 4,5 года. РАЙКОМ КПСС И РАЙИСПОЛКОМ ПОЗДРАВЛЯЮТ ЖИВОТНОВОДОВ КОЛХОЗА ИМ. КАРЛА МАРКСА С ТРУДОВЫМ УСПЕХОМ И ЖЕЛАЮТ ТРУЖЕНИКАМ ХОЗЯЙСТВА ВЫПОЛНИТЬ ГОДОВЫЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО ВСЕМ ПОКАЗАТЕЛЯМ, ХОРОШО ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЗИМОВКЕ СКОТА. батывают на токах, на ЗАВ-20, и отвозят его в надежные хранилища государства — на элеватор. -Так делают в Калачинском совхозе, откуда за день по. ступает на хлебоприемный пункт до 3000 центнеров зерна. Хорошинский совхоз в день отвозит государству до 4,000 центнеров. На утро 4 сентября эти хозяйства соответственно сдали 7300 и 10920 ц зерна. А совхоз им. Дзержинского отправил почти 105.00 ц хлеба. Среди колхозов сдачу хлеба неплохо начал «Маяк Ильича» —1700 ц. Первые дни хлебосдачи показывают, что только специаль. ные автоотряды могут обеспечить организованную доставку зерна на элеватор. Им — повседневное внимание и помощь. Золотая погода также должна быть максимально использована для заготовки семян под уро. жай 1973 года. Засыпать их сполна сухими — первейший долг агрономов. Первый ночной заморозок с новой силой напомнил сельским труженикам, что силосные надо убрать как можно быстрее. В этом отношении механизаторы колхозов «Новая семья», им. Карла Маркса, им. Тельмана на высоте. Здесь закладка силоса завершается буквально на днях. Следует намного улучшить организацию труда, использование силосных комбайнов и машин, разгрузку автомобилей на месте буртования совхозам им. Дзержинского, Студеновско му, Хорошинскому, колхозам им. Жданова, «Маяк Ильича», им. Ленина и некоторым другим. В- напряженную осеннюю пору пришла еще одна важная работа — уборка картофеля. Копку ее надо уже начинать сегодня. Мало погожих дней отпущено сибирской осенью. Потому каждый сухой час погоды, каждую минуту надо всецело ставить на службу урожаю.

2 СЕЛЬСКАЯ НОВЬ 5 сентября 1972 г. № 107 (4553) Воспитывать борцов 29 августа в Доме культуры железнодорожников проходило традиционное августовское совещание учителей района. С докладом «О задачах учительства района по достойной встрече 50-летия образования СССР» выступил второй секретарь РК КПСС С. П. МЕДВЕДКО. Заведующий районе. А. Ф. ТКАЧ выступил перед собравшимися с докладом «Об организации выполнения Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы». В прениях выступили: А. Д. ДОНОВСКАЯ, учительница начальных классов средней школы № 2, заслуженная учительница школ РСФСР, В. Е. БАБЕНКО, директор Бе-' ленской средней школы, Е. А. КУШНИР, учительница средней школы № 2, Т. В. СЕМИЗАРОВА, учительница средней школы № 1, Н. Д. МАРТЫКО, учительница Сту- деновской средней школы, С. В. ВОЛОДЮШКИН, директор педагогического училища, В. М. КОРЧУН, организатор по внеклассной и внешкольной работе Октябрьской средней школы, Г. А. ЩЕГОЛЕВА, завуч средней школы № 49, Н. И. КИЧЕНКО, зам. военного комиссара района, Д. Г. СУББОТА, заведующий Красносельской начальной школой, Л. Н. ЖУНЕНКО, второй секретарь РК ВЛКСМ, Г. А. ПЕРЕБЕИНОС, директор Морозовской средней школы, А. Я. ТАРАСОВА, председатель родительского комитета средней школы № 1, Д. М. К АЙДАРОВ, учитель Карасартовской средней школы, В. В. ОМЕЛЬЧЕНКО, молодой специалист. На совещании часть учителей района была награждена значком «Отличник народного просвещения». Посвящено юбилею (Из выступления организатора по внеклассной и внешкольной работе Октябрьской средней школы В. М. КОРЧУН) В школе проделана значительная работа по интернаци- ональному .воспитанию учащих, ся. Основное направление маршрута «Мое Отечество —СССР» — подготовка к 50-летию об. разования Союза Советских Социалистических Республик. В школе есть краеведческий уголок, организатором которого являются учителя географии и биологии В. Н. Цыганенко и Л. М. Старокожева. М. Д. Бендер организовала уголок интернациональной дружбы. В нем представлены 15 союзных республик из 30 кукол в национальных костюмах (мальчики и девочки всех национальностей); здесь хранятся письма, альбомы, книги по истории, культуре и хозяйству союзных республик, сувениры, присланные друзьями из союзных республик. Много материалов получили учащиеся 10 класса из союзных республик Армении и Грузии. В течение учебного года они обменялись несколькими посылками со Школьниками этих республик. А туда учащиеся нашей школы собрали и послали мйо- го интересного материала о Сибири, Новосибирске. В декабре 1971 года в школе была проведена неделя дружбы народов СССР, а 5 декабря все 15 союзных республик 661 ли представлены на школьном фестивале дружбы народов СССР. Каждый класс, представляющий одну из 15 союзных республик, выступает с флагом, гербом и эмблемой союзной республики, а также должен представить три номера художественной самодеятельности национальной культуры данной республики. В новом учебном году учащиеся будут продолжать работу по В настоящее время для успешного преподавания математики по новым программам учитель должен владеть не только определенными навыками, но и глубоко понимать, знать новые программы, объяснительную записку к ним, хорошо изучить новые методические пособия, владеть методикой преподавания по новому учебнику. Новая программа по математике для средней школы пред. ставляет учителю широкие возможности для выбора различных методических путей и приемов в изложении конкретного материала, способствующих пробуждению интереса и повышению активности, познавательной деятельности учащихся, созна- расширению и углублению представлений о союзных республиках, будут пополнять альбомы о каждой республике, продолжать переписку с друзьями — пионерами и комсомольцами братских союзных республик. В период с 25 по 30 декабря 1972 года в школе будет цроведен фестиваль дружбы народов СССР, посвященный 50-летию образования Союза Советских Социалистических Республик. В планах классных руководителей намечаются мероприятия по достойной встрече 50-летия образования СССР. Каждый класс ставит задачу добиться стопроцентной успеваемости учащихся, а также ряд мероприятий по трудовому воспитанию. В прошлом году учащиеся на. шей школы собрали около 20 тонн металлолома на автобус для совхоза, 20 килограммов сухого подорожника в фонд помощи детям Вьетнама. Производственная бригада учащихся старшеклассников изготовила 500 тыся? штук кирпича, школьным лесничеством об.рабо. тано 796 га лесных полос. В течение учебного года в свободное от уроков время пионеры и комсомольцы нашей школы продолжали оказывать посильную помощь совхозу в уборке уро: жая и в зимнее время в очистке кошар от снега. Активное участие приняли наши комсомольцы и пионеры во Всесоюзном коммунистическом субботнике на строительстве новой школы. 50-летие образования СССР мы будем встречать в новом прекрасном школьном здании. И все это они посвящают славному юбилею. И успех придет (Из выступления учительницы математики средней школы № 1 Т. В. СЕМИЗАРОВОИ). тельному усвоению ими математических знаний. Чтобы достичь лучших результатов, необходимо из богатого арсенала методов и способов обучения выбрать наиболее рациональный и эффективный. Проблемный характер обучения — Это один из важных приемов в обученшГ математике, а также другим предметам. И этот прием особенно важен сейчас в работе по новым программам. Важным моментом при решении проблемной ситуации явНедавно ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли ряд документов, направленных на более успешное завершение перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшее совершенствование работы общеобразовательной школы. Все эти документы содержат конкретную программу дальнейшего совершенствования и развития советской системы народного просвещения. В нашем районе за последние годы проделана определенная работа по расширению среднего образования, по повышению качества обучения и воспитания школьников, по приобщению их к общественно полезному труду. С каждым годом сокращается число второгодников. По итогам весеннего перевода неуопеваю- ИЗ ДОКЛАДА ЗАВЕДУЮЩЕГО щие ученики составили в этом году 3,2 проц, против 4,1 проц, в прошлом году. Заметно' повысилась успеваемость в средней школе № 2, Карасартовской средней школе, Астродымской, Калачинской, Троицкой, Дзержинской, Беленской школах и др. В этих школах успеваемость учащихся состваляет 98 проц, и выше. В 25 начальных школах из 36 нет ни одного неуспевающего ученика. Сегодня нельзя не отметить тот факт, что в 1—3 классах успеваемость повышается из года в год. Это говорит о том, что учителя начальных классов хорошо усвоили ¿одержание и замысел новых программ и успешно используют их преимущества для повышения успеваемости и качества знаний учащихся. Сократилось число неуспевающих учащихся и в 4-х классах, 7-х и 8-х классах. Возрастает число учителей, успешно преодолевающих проблему второгодничества. В прошлом году более 200 учителей обеспечили перевод всех обучаемых ими учащихся. Только в средней школе № 1 29 учителей закончили учебный год без второгодников. ' Учителю нужно учиться (Из выступления учительницы Студеновской средней школы Н. Д. МАРТЫКО). Для повышения педагогического мастерства в нашей школе все прошлые годы работала секция учителей начальных классов. В ее работе принимали участие учителя как нашей школы, так и учителя началь* ных школ нашего куста. В ходе работы мы смотрели уроки, обсуждали их, готовили и читали доклады на те темы, которые нас больше всего волновали. Работу проводили по плану, который составляли вместе с руководителем секции. В этом учебном году нашу школу определили как школу передового опыта. ляется индивидуальный подход в обучении школьников. Например, при организации самостоятельной работы на уроке сильным и средним ученикам я даю только общие указания о цели, порядке и способах выполнения задания, в то время как слабым нужно объяснить задание почти каждому отдельно. Большую помощь в работе в 4 классах оказывает дидактический материал, а также наглядные пособия. Если проблемность обучения — путь к самостоятельности и творчеству учеНесколько усилилось в школах внимание к трудовому обучению и воспитанию учащихся. Во всех средних школах учащиеся изучали трактор или автомобиль. Во многих восьмилетних школах ребята изучали трактор на факультативных занятиях. 91 выпускник 10 класса получил права тракториста 3 класса и 73 ученика — свидетельство о прохождении курсов трактористов. Лучше других была поставлена эта работа в Благодатюкой, Ирби- зинсной средних школах и некоторых других. Из года в год сокращается в районе отсев учащихся из 5—8 и 9—10 классов. Есл^ 5 лет назад из школ района ежегодно выбывало, как правило, 100 и более учащихся, не получивших восьмилетнего образования, то теперь это число уменьшилось более чем в 3 раза, а такие школы, как Калачинская, Троицкая, Дзержинская, Ж ан а - Д уньинск ая, Карас ар тов - ская, Богословская, Шилово- курьинская и некоторые другие уже несколько лет не допускают ни одного случая отсева учащихся. Ежегодно улучшается качественный состав педагогических и руководящих кадров, что является также необходимым условием для более успешного перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи. Многое сделано и делается для улучшения условий обучения и воспитания учащихся, для укрепления учебно-материальной базы школ, интернатов, детских садов, для. расширения и улучшения жилищного фонда для учителей, особенно сельских. В текущем году перейдут в новые типовые здания Хоро- шинская, Морозовская и Октябрьская школы, детские сады в Благодатном и Калиновке. Сделано и делается немало, однако впереди много нерешенных проблем. Так, недостатки в организации учебно-воспитательного проМне в июне месяце удалось, как руководителю школы передового опыта, побывать на семинаре в г. Новосибирске, который проводился при институте усовершенствования учителей. На нем присутствовали руководители школ передового опыта — лучшие учителя нашей области, мастера своего дела. В нашей школе, как школе передового опыта, работа только начата. В конце прошлого учебного года мы провели организационное занятие, на нем посмотрели открытый урок по математике, обсудили его, позников, то наглядность — средство активного обучения. Большое внимание всеми нашими учителями математики уделяется, как говорилось, индивидуальной работе со слабыми учащимися. Но и сильные не остаются без внимания. Для них кружки, факультативы, олимпиады. Как итог внеклассной работы — математический вечер. Обычно его проводим в марте. На вечер приглашаются не только сильные, но и средние и даже слабые по знаниям учащиеся. Обычно на вечер не берем сложных задач, а берем задачи занимательные, интересные, не требующие громоздкого решения. Поэтому даже слабые учащиеся заинтересованы в его проведении. цесса, ошибки и упущения со стороны руководителей шк<УЦ и отдела народного образования не позволяют полностью преодолеть второгодничество и избавиться от неизменного его спутника — отсева учащихся из школ. Во многих из них все еще значительная часть учащихся остается на второй год, особенно в таких, как Черно- курьинская средняя, школа совхоза «Октябрь», в Кучугурской и Рассказовской, в которых неуспевающие ученики составляют от 5 до 6 проц, (в целом в районе не успевает 3,1 процента учащихся). Нельзя не отметить тот факт, что успеваемость в 5 — 6 классах по-прежнему остается крайне низкой, она даже снизилась в сравнении с предыдущим учебным годом. А ведь нельзя не учитывать и то обстоятельство, что. школьники, которые останутся в этом Тоду на повторный курс в 6-м классе, окажутся в труднейшем положении, т. к. процесс внедрения новых программ их практически не коснулся, все годы они учились, в основном, по старым программам. Наиболее массовый отсев учащихся допущен был в истекшем году в Хррошинской средней школе (председатель сель- исполкома т. Кононенко А. Н., директор школы тов. Благора- зумов Ю. В.), в Чернокурьин- ской, Ирбизинской и некоторых других. . Немаловажную роль в выполнении восьмилетнего всеобуча играют и условия жизни и содержание учебно-воспитательной работы в школьных интернатах. В 16 интернатах района проживает почти 900 учащихся, что составляет около 10 проц, от их общего числа. Неплохо организована учебно-воспитательная работа в Шилово- курьинском и Кучугурском интернатах, здесь все или почти все учащиеся успевают, положительно решены вопросы питания детей. Значительную часть расходов на питание бе- накомились с планом работы школы на 1972-73 учебный год. Большое значение уделяем составлению поурочных планов. Есть у нас и методические разработки по всем предметам. Они очень помогают в работе, но поурочный план необходим, никакие разработки его не заменят. Методические указания хороши и приносят пользу, если их использовать творчески, учитывая особенности своих учащихся. Но, как всегда, самым главным является урок. , Основные качества урока — 'ВЫСОКАЯ КУЛЬТУРА ПРОВЕДЕНИЯ, ПАРТИЙНОСТЬ, НАУЧНОСТЬ. Об этом шла речь на совещании руководителей школ передового опыта. Учить проведению урока мы должны и молодых учителей. Есть в работе отдельных педагогов ошибки: в погоне за быстротой чтения упустили мы качество чтения. Нам указали на это. Уже в прошлом учебном году мы начали поправлять свои ошибки. Много у нас учителей, которые добросовестно трудятся, учат детей грамоте, работают творчески, готовят много наглядных пособий, карточек. Но вот беда в том, что многие (в частности, учителя нашей школы) не умеют это собирать, хранить. Всему этому нужно учиться. I

5 сентября 1972 г. № 107 (4553) 3 СЕЛЬСКАЯ ЙОКЬ за дело коммунизма рут на себя колхозы. Вместе с тем, во многих интернатах низкая организация учебной и воспитательной работы, поэтому многие школьники, проживающие в интернатах, не успевают, остаются на второй год, выбывают из школы, не получив восьмилетнего образования. В некоторых интернатах питание учащихся дорогое (Михайловский, Карасартовский и другие). Имеются серьезные недостатки в организации подвоза детей. Особенно много жалоб поступает из школ Троицкого, Октябрьского, Ирбизинсмого сельсоветов. Кроме того,-необходимо принять меры к охвату обучением каждого выпускника 8-то класса. Вопросы перехода ко всеоб- щемч среднему .образованию должны постоянно находиться РАЙОНО А. в центре внимания педагогических коллективов, исполкомов сельских Советов, родителей и общественности. Особенно многое предстоит сделать для усиления связи средних школ с восьмилетними. В Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР большое значение придается вопросам дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса. Успешно^ выполнение этой задачи во многом зависит от организационной и практической работы по внедрению в жизнь новых программ. В наступающем учебном году вводятся новые программы по математике и русскому языку в 6-х классах, завершается переход на новые программы по физике, полностью завершен этот переход в начальных классах. Успеваемость в 1—3 классах не только не снизилась, а напротив, заметно возросла. Теперь уже не отдельные учителя, а целые педагогические коллективы решили или близки к решению проблемы второгодничества. Это большое достижение учителей начальных классов. В истекшем учебном году бригада областного института Творческий поиск (Из Минувший учебный год для большинства педагогов нашей школы был подом творческих поисков в учебно-воспитательной работе, годом напряженного труда, результаты которого налицо. Значительно улучшились успеваемость и культура поведения учащихся. Успеваемость в нашей школе за 1971-1972 учебный год составила 97,4 проц. Это значительно выше успеваемости за 1970—1971 уч. год. Многие учителя, применяя наиболее эффективные методы обучения, добивались по своему предмету глубоких и прочных знаний. Благодаря кропотливой работе учителей начальных классов, дети успешно овладели новыми программами по русскому языку и математике. Методической работе и самообразованию в школе придается первостепенное значение. Интересными бы- лд*>методические совещания на темы: «Требования к современному уроку», «Формирование творческой активности учащихся и проблемное обучение». усовершенствования учителей изучала состояние учебно-воспитательной работы в начальных классах средней школы № 1. Члены бригады дали положительную оценку коллективу учителей начальных классов этой школы. Велики и ответственны задачи, поставленные XXIV съездом' по дальнейшему совершенствованию народного образования. И нет 'сомнения в том, что успех решения этих задач во многом зависит от того, какую помощь органам народного образования, педагогическим коллективам будут оказывать родители, общественные организации, трудовые коллективы колхозов, совхозов, предприятий и учреждений. Неоценимую помощь учителю, школе оказывают родительские Ф. ТКАЧА комитеты и советы содействия семье и школе. Многие председатели родительских комитетов и советов содействия проявили себя как самые близкие и активные помощники педагогического коллектива при решении всех задач, стоящих перед школой. Серьезные недостатки имеются в пропаганде педагогических знаний среди родителей и общественности. В нашей стране у школы, семьи и общественности одна общая задача — воспитать поколение новых людей, которым ¡предстоит жить и трудиться в коммунистическом обществе. Задача школы, учительского коллектива — оказать всемерное содействие каждому родителю в овладении хотя бы ¡минимумом педагогических знаний. Одним из вопросов, который имеет большое значение для успешного осуществления всеобщего среднего образования, является укрепление учебно-материальной базы школ и других выступления завуча средней школы № 49 Г. А. Вопрос проблемного обучения, создание на уроках по. исковых ситуаций, элементов исследовательского характера интересует многих педагогов. Учителя стараются внедрять этот метод на уроках. Например, учительница Бельская на уроке истории в 6 классе по теме «Культура Китая» использовала знания учащихся, почерпнутые из других источников. Учительница' 3 класса Петухова на уроке математики для подведения учащихся к теме «Умножение на трех- эначное число» удачно использовала таблицу. Результатом изучения новых методических приемов являются удачные открытые уроки и доклады, подготовленные нашими учителями. Новое Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию» обязывает педагогов не только учить лучше, но и учить всех. К усилиям педагогов по завершению перехода ко всеобщему среднему образованию должны добавиться усилия родителей учащихся, учреждений народного образования. Многие школьные здания позволяют создать в них учебные кабинеты по физике, химии и биологии. Однако, кабинетов практически нет нигде. Очень бедны школьные библиотеки, а в мастерских крайне недостаточно столярных и слесарных инструментов. Все это отрицательно сказывается на уровне общеобразовательной и профориентационной подготовке учащихся. Мы стоим на пороге полувекового юбилея Советского Союза. Вся работа по подготовке и проведению 50-летия Союза ССР должна быть направлена на реализацию задач, поставленных перед советской школой решениями XXIV съезда КПСС •• и июньском (1972 г) Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Намеченная партией программа развития народного образования предполагает дальнейшее совершенствование учебно- вое - питательного процесса, улучшение трудового воспитания и профессиональной ориентации, подготовку .молодежи к общественно полезному труду, формирование коммунистического мировоззрения. Поэтому каждый педагогический коллектив должен прежде всего развернуть широкую пропаганду знаний, среднего образования среди молодежи, оказать конкретную помощь каждому молодому человеку в выборе формы своей учебы, создать все необходимые условия для своевременного получения ими среднего образования, повысить ответственность каждого молодого человека за свою общеобразовательную подготовво всем ЩЕГОЛЕВОЙ). Родителям для воспитания детей в семье необходимы педагогические знания. Эти знания родители получали не только в частных беседах с учителями в школе и дома, но и путем прослушивания специальных докладов по ранее запланированной тематике. Для родителей проводили выставку лучших тетрадей и дневников учащихся, выставку детского технического творчества, выставку книг «Родителям о воспитании детей». В нашей школе регулярно проводится «День открытых дверей». Учителя, а не »только классные руководители, в- такие дни сообщают оценки, дают рекомендации родителям, советы ■ по воспитанию - учащихся, в беседе с ними рассказывают, на что необходимо обратить внимание ребенка в подготовке заданий по данному предмету. Тесное общение с родителями способствует улучшению всей учебно-воспитательной работы в школе, сказывается на успеваемости и воспитанности детей. Здравствуй, школа! Фотохроника ТАСС. жшшшмт лашли шиш (Из выступления уч тельницы средней школы № 2 Е. А. КУШНИР). Сейчас, когда наша страна готовится праздновать свое 50-летие, мы ставим своей задачей: ознакомить учащихся с принципами марксистсно-ленинской тео. рии по национальному вопросу, с всемирно-историче. спим значением СССР, а также показать дружбу и братст. во народов Советского Сою. за, вести работу по воспитанию у учащихся глубокого уважения ко всем нациям и народностям. В школе был составлен единый план мероприятий по подготовке к 50-летию образования СССР. Исходя из этого плана, всеми классными руководителями и была спланирована воспитательная работа в каждом классе. Важно воспитать у ребят глубокое уважение ко всем нациям и народностям. Этому помогли мероприятия, проведенные в школе и в 6 «б» классе, где я являюсь классным руководителем, в частности, заочные встречи с художниками и композиторами союзных республик, дружинный сбор «Союз нерушимый республик свободных». Ребята школы готовили к этому сбору материалы по всем союзным республи. кам. Учащиеся моего класса с интересом готовили материалы по союзной республику Украине. С большим интересом изучали ее историю, шили украинские костюмы, разучивали танцы, песни, стихи и рассказы украинских писателей и поэтов, оформляли альбом «Моя Украина». Сшили несколько украинских костюмов для уголка интернациональной дружбы. Все это помогло учащимся лучше узнать жизнь, обычаи народов СССР. Каждая республика вносит свой вклад в приумножение богатств нашего государства. Это дети видели при составлении стендов: «Биография пятилеток», «На просторах Родины чудесной». Увлеченно работали пионеры над композицией «Моя Сибирь», где изобразили озера, горы, железную дорогу. Готовились увлеченно: приносили материал, раскрашивали, лепили, украшали горы сосенками. Композиция заняла первое место на общешкольной выставке. В школе проводились многочисленные конкурсы на лучшего чтеца стихов и рассказов о Ленине, героях Великой Отечественной вой- ны. В классе был проведен сбор «Страницы великой жизни», на котором учащиеся читали стихи, пели песни, прослушивали пластинки с воспоминаниями близких людей о жизни В. И. Ленина, просмотрели фильм об Ильиче. Все это помогло ребятам еще глубже понять образ Ленина, создателя первого в мире социалистического многонационального государства. А конкурсы о героях Великой Отечественной войны воспитывают у учащихся чувство интернационализма, дружбы, верности социали. стической Родине, гордость за героическое прошлое нашей страны. Герои Великой Отечественной войны — люди разных наций, рожденные в разных уголках нашей Родины, в том числе и в Кара- суке. О них, наших земляках, был оформлен стенд «Карасучане в борьбе за Родину в годы Великой Отечественной войны». Наш пионерский отряд собирал материал об украинце К. Н. Сайко, жившем до войны в Карасуке и погибшем на земле Смоленской. Интересной была встреча с М. И. Горбом, участником Великой Отечественной войны и Нюрнбергского процесса. Воспитанию интернационального чувства, ненависти к агрессорам способствовало проведение конкурса на лучшего чтеца стихов на тему «СССР в борьбе за мир и дружбу», который проводился сначала в классе, а затем в школе. Большую помощь оказывает в воспитании учащихся ученическая лекторская группа. Школьники прослушали беседы: «Слава борцам за мир и дружбу между народами», «Ленинская национальная политика — политика дружбы и равенства наррдов» и многие другие. Большие эмоциональные переживания,, ценные в воспитании гражданских чувств, могут вызвать картины и явления родной природы. С этой целью очень важно про. водить экскурсии и походы по (родным местам. Мы проводили несколько походов на природу. Работа по подготовке встречи великого праздника народов Советского Союза- нами будет продолжена и в этом учебном году.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2