До 15 сентября завершим уборку хлебов! Быстрее сокращать разрыв между косовицей и обмолотом, ^усиливать отправку зерна государству! __ ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН. СОЕДИНЯЙТЕСЬ.' В РК КПСС, райисполкоме, РК профсоюза ОРГАН КАРАСУКСКОГО РАЙКОМА КПСС И РАЙОННОГО СОВЕТА ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ Газета выходит с 1930 года ЧЕТВЕРГ, 2 сентября, 1971 г. № 106 (4496) Цена 2 коп. Дневник уборки урожая на 1 сентября ПЛНН ВЫПОЛНЕНО 98762 скошено зерновых 74871 га 74871 обмолочено 21005 га Об итогах социалистического соревнования на уборке урожая и продаже зерна государству на 1 сентября 1971 г. Бюро райкома КПСС, исполком районного Совета депутатов трудящихся и президиум райкома профсоюза рабочих и служащих сельского хозяйства и заготовок подвели итоги социалистического соревнования колхозов и совхозов уборке урожая и продаже зерна государству на 1 сентября 1971 года. Первое место с вручением переходящего Красного знамени района на райкома КПСС и райисполкома присуждено колхозу им. Тельмана (председатель т. Стрельцов Н. И., секретарь парторганизации т. Степаненко А. В., председатель профкома т. Ковалев И. К.). Колхоз скосил зерновых 88,3 проц., обмолотил 50,1 проц, к скошенному, выполнил план продажи зерна государству с учетом задания на 19 процентов. Среди совхозов первое место с вручением переходящего Красного знамени райкома КПСС и райисполкома присуждено совхозу им. Дзержинского (директор т. Пахомов В. М., секретарь парткома т. Христенко И. А.). Совхоз скосил зерновых 84 проц., обмолотил 32,2 проц, к скошенному, выполнил план продажи зерна государству с учетом задания на 9,3 процента. Отмечена хорошая работа на уборке урожая и продаже зерна государству колхозов им. Ленина, «Вперед к коммунизму» и «Маяк Ильича». (план с заданием) 560000 сдано хлеба 37339 ц 23315 убрано силосных 7335 га Установившаяся хорошая погода позволяет хлеборобам района набрать высокие темпы на уборке урожая. Особое внимание должно быть обращено на подборку валков, на быстрейшее сокращение разрыва между косовицей и обмолотом, на интенсивную сдачу хлеба государству, на засыпку добротных семян. Большинство хозяйств, правильно понимая задачу дня, центр тяжести работ переносят на обмолот. Но его темпы пока слабы. Так, за 31 августа по району обмолочено лишь 3371 га зерновых. Правда, прошедшие дожди некоторым хозяйствам не дали возможности в полную меру использовать световой день на обмолоте. Но кое- где была допущена и неорганизованность, запоздалый ввод подборщиков в работу. Хорошо использовали технику 31 августа механизаторы Осенью крестьянин по-особенному ощущает бег времени. Много у него забот в страдную пору. Здесь и хлебная жатва, и уборка кормовых культур, и вспашка зяби... Потому так остро и чувствуешь цену не то что часу, а минуте. Хлеоный фронт — основной для нас, механизаторов. Сейчас уборка вступила в наиболее ответственный период— идет обмолот пшеницы. Как важно рачительно использовать каждый погожий час, напомнили нам минувшие ненастные дни. В дождь бессилен хлебороб что- либо предпринять. А вот в хорошие дни, как говорится, ему все карты в руки. Работай, не ленись, встань пораньше, да уйди с полосы попозже — и труд твой воплотится в сотнях центнеров золотистого зерна. В нашем колхозе много делается, чтобы в срок управиться с жатвой. Зерновые скошены почти на 2900 га из общей площади 3287 га. Это хорошо. Но впереди самая ответственная и трудоемкая работа — обмолот. И объем его большой. Валки подобраны только на 750 гектарах. Потому основной центр работ сейчас перенесен сюда. Прошедшие дожди было сбили темпы жатвы, но не колхоза «Вперед к коммунизму». В среднем каждый комбайнер подобрал по 31 гектару пшеницы, что равно полутора нормам. Почти 42 проц. всех зерновых убрано механизаторами колхоза :м. Тельмана. Неплохими темпами ведут обмолот совхозы Калачинский, им. Дзержинского. Большой разрыв между косовицей и обмолотом допущен в колхозах им. Калинина, им. Карла Маркса, им. Жданова. Здесь особенно важна четкая организация труда на подборке валков, ускорение темпов обмолота. В связи с массовым обмолотом поднимается роль водителей. Они должны не только обеспечить бесперебойную работу подборщиков, но и отвозку хлеба с токов на элеватор. В колхозе им. Тельмана шоферы проявляют ценную инициативу, Письма с фронта уборки Не пожалеем сил смогли ослабить боевого духа механизаторов. На следующий день, после осмотра полей, была найдена специалистами хлебная полоса, пригодная к обмолоту. и хотя время шло к вечеру, по несколько часов мы все же успели потрудиться. А это значит, что сотни центнеров хлеба попали под надежную крышу. С утра следующего дня обмолот вели полным ходом шесть комбайнов. Разумеется, на качество уборки обращается особое внимание. У меня комбайн «Сибиряк». Отличная это машина. Даже относительно влажный валок вымолачивается полностью. Но и при таком положении стремлюсь скорость комбайна соразмерять с конкретными условиями поля, состоянием валков. Вообще все узлы машины тщательно отрегулировал. Шоферы отмечают, что от «Сибиряка» зерно идет чище, почти без сорняка. Самоходка надежно загерметизирована. Утечек зерна нет. На подборку валков встал недавно. До этого жаткой «ЖВН-6» скосил более 300 с истинно хозяйской заботой подходят к быстрейшей отправке зерна государству. Когда комбайны заканчивают молотить, они загружают машины хлебом и везут его на элеватор. Конечно, приходится нелегко водителям. Но этого напряжения требует хлеб. Возрастают требования и к работникам элеватора. Они должны обеспечить беспростойную приемку и разгрузку машин. Но факты говорят о том, что еще случаются простои транспорта на хлебоприемном пункте. Погожие дни благоприятствуют уборке урожая. Нужно их использовать с максимальной отдачей, вести обмолот высокими темпами с тем, чтобы обеспечить ежесуточную отправку зерна государству в количестве не менее 20 тысяч центнеров. Эта задача по плечу труженикам района. га зерновых. Из бункера своего комбайна выдаю уже вторую тысячу центнеров хлеба. Хорошо трудятся на комбайнах Павел Байгаринов, Сергей Калачиков, Виктор Гуев- ский. На обмолоте особо важно четкое взаимодействие комбайнеров с водителями. С ними мы, что иголка с ниткой. Ведь вовремя не подойди автомобиль к бункеру— и простой неминуем. Но пока на шоферов мы не в обиде. Думаю, что и дальше они будут обслуживать хорошо комбайны. Доброй славой пользуются в хозяйстве шоферы Н. Попов, которому вручен переходящий вымпел, и Н. Пшичко. И все же, несмотря на в общем-то неплохую работу на уборке, есть у нас и досадные промахи, а порой и безответственность- Подборку валков ведем групповым методом в общей полосе. Следовательно, и ответственность коллективная за всю работу. Некоторые этого не понимают, норовят выбиБольшая группа комбайнеров, шоферов на уборке зерновых и силосных культур, добившихся высоких показателей в работе, занесена на районную Доску почета. Бюро РК КИСС, исполком райсовета и президиум райкома профсоюза обязали руководителей совхозов и колхозов, секретарей партийных организаций и председателей рабочих комитетов и профкомов шире развернуть соревнование на уборке урожая, усилить темпы на обмолоте зерновых и продаже зерна государству, работу организовать так, чтобы к 15 сентября закончить уборку урожая. СВЕДЕНИЯ ОБ УБОРКЕ (в проц, к плану). Скош. Обмолоч. СОВХОЗЫ к плану к плану Калачинский 89 41 Им- Дзержинского 84 32 «Октябрь» 85 25 Студеновский 70 24 Плодопитомнический 71 23 Калиновский 67 17 Хорошинский 56 17 Откормочный 55 12 По совхозам 74 22 рать валки что получше, толще, а похуже — оставляют товарищам. А то и оставят в борозде пучок колосьев, который приходится . подбирать другим. А это уже брак. Был откровенный разговор с одним комбайнером, который допустил подобный брак. Кажется, понял. В хорошие дни да когда нет обильной росы, можно на обмолот выехать и раньше. Но машину, которая с центральной бригады доставляет комбайнеров к месту работы, приходится порой ждать. В результате начинаем подборку валков в 9 часов утра. Несвоевременно подвозят обеды, с опозданием на 1,5—2 часа, а то и позже. Это непорядок. Правлению колхоза надо здесь проявить больше требовательности, организованности. Механизаторы наши решили не уходить с полосы, не дав полторы-две нормы. При таких темпах думаем уборку полностью завершить к 12 сентября. И мы не пожалеем сил и времени, чтобы вовремя закончить страду и выполнить план-заказ продажи хлеба государству, П, БУЗМАКОВ, комбайнер колхоза «Вперед к коммунизму». ЗЕРНОВЫХ НА 1 СЕНТЯБРЯ Скош. Обмолоч- ' к плану к плану КОЛХОЗЫ Им. Тельмана 88 42 «Маяк Ильича» 89 26 Им. Ленина 87 25 «Вп. к коммунизму» 84 21 «Новая семья» 93 18 Им. Куйбышева 97 16 Им. Мичурина 49 15 Им- Жданова 70 13 Им. Карла Маркса 57 10 Им. Калинина 78 8 По колхозам 79 19 ПО РАЙОНУ 76 21 СВЕДЕНИЯ О СДАЧЕ ХЛЕБА ГОСУДАРСТВУ НА 31 АВГУСТА £в проц, к плану с заданием) СОВХОЗЫ Им- Дзержинского 9,3 Студеновский 5,0 «Октябрь» 4,4 Калиновский 3,9 Плодопитом. 2,7 Калачинский 1,8 Хорошинский 1,5 По совхозам 3,8 КОЛХОЗЫ Им. Тельмана 19,0 «Вп. к коммунизму» 18,9 Им. Ленина 18,5 «Маяк Ильича» 17,9 «Новая семья» 9,5 Им. Карла Маркса 6,6 Им- Мичурина 4,8 Им. Куйбышева 3,0 Им. Калинина — Им. Жданова — По колхозам 10,3 ПО РАЙОНУ 6,6
СЕЛЬСКАЯ НОВЬ 2 сентября 1971 г., .У» 106 (4496) С АВГУСТОВСКОГО УЧИТЕЛЬСКОГО СОВЕЩАНИЯ Успешно обеспечить переход 26 августа в железнодорожном Доме культуры проходило традиционное августовское учительское совещание. С докладом ~ чах трудящихся района в свете XXIV съезда КПСС» выступил тарь РК КПСС С. 11. МЕДВЕДКО. Заведующий районо А. Ф. ТКАЧ сделал доклад «О состоянии и мерах улучшения работы школ в свете решений XXIV съезда КПСС». В прениях по обсуждаемым вопросам выступили: директор педучилища С. В. Володюш- кин, секретарь парторганизации Хорошинской средней школы А. И. Кагадей, преподаватель Новосибирского пединститута, кандидат йеда- «О за да- решений секрегогических наук Ю. А. Водянников и другие. С приветственным словом к молодым учителям, прибывшим на работу в наш район, обратилась учительница средней школы № 1 А. А. Мельникова. Высокие правительственные вручены работникам народного Н Д. Мартыко, Л. М. Ткаченко, II Д. Овдиенко. Учительское совещание тепло ли юные пионеры. Ниже мы публикуем отдельные материалы прошедшего совещания. награды были просвещения А. Ф. Ткачу, приветствоваИз доклада заведующего районо т. Ткача А. Ф. XXIV съезд КПСС ознаменовал собой новый этап в разви тин народного образования. В резолюции съезда по отчетному докладу ЦК КПСС записано: «Съезд считает важной задачей дальнейшее совершенствование всей системы образования в соответствии с потребностями развития экономики, науки и культуры, научно-технической революции. В новом пятилетии обеспечить полный переход ко всеобщему среднему образованию молодежи, принять меры к дальнейшему укреплению материальной базы общеобразовательной школы, поднять качество обучения школьников, активнее и целеустремленнее готовить их к общественно полезному труду». За прошедшую пятилетку учительский коллектив района под руководством партийных и советских органов многое сделал для совершенствования учебно-воспитательного процесса и перехода ко всеобщему среднему образованию. Изменилась сеть школ. Дополнительно открыто 4 средних и 2 восьмилетних школы, 10 малокомплектных начальных школ закрыто. В районе осуществляется планомерный вывод учащихся 4-х классов из начальных школ в восьмилетние и средние. За 5 лет заметно повысилась успеваемость, возросло качество знаний учащихся. С каждым годом все больше и больше учителей успешно решают проблему второгодничества или близки к этому. Среди них Овчинникова А. И. из восьмилетией школы Кв 3, Музыченко Л. Н. из Кучу- гурской, Некрасова Л. И. из То- каревской, Гребенник Т. П. и Прошина В. А. из Калиновской школы и многие, многие другие учителя. Всего в истекший учебный год закончили с полной успеваемостью более 200 учителей или почти каждый третий. В школах усилилось внимание к трудовому обучению и воспитанию учащихся. В 9 средних школах (из 10) учащиеся 9—10 классов изучали автомобиль или трактор и другие сельхозмашины. 142 выпускника вместе с аттестатом о среднем образовании получили и удостоверение тракториста-машиниста 3-го класса или свидетельство. За годы восьмой пятилетки значительно возросло число учащихся, получающих среднее образование. Если в 1966 году в 9-х классах училось всего лишь 44,5 проц, выпускников 8-х классов, то в 1970 году этот процент возрос до 66. Одновременно возросло число учащихся, получающих среднее образование в техникумах, вечерних и заочных школах. Всего продолжают образование около 80 проц, учащихся. А такие школы, как Карасартовская, Ирбизинская, Благодатская, Жана-Дуньинская и ряд других обеспечили охват всех или почти всех выпускников 8-х классов обучением в учебных заведениях, дающих среднее образование. Первой и наиболее трудной задачей, поставленной XXIV съездом КПСС на девятую пя ти летку, является завершение перехода ко всеобщему среднему образованию. Для выполнения этого наказа партии необходимо прежде всего обеспечить неукоснительно выполнение Закона об обязательном восьмилетием всеобуче. Следует отметить, что за последние годы отсев учащихся из 5—8 классов заметно сократился. Если в 1968 учебном году из школ выбыло 130 учащихся, не получивших восьмилетнего образования, то в 1971 году число таких учащихся сократилось более чем в два раза. Одновременно уменьшился отсев учащихся из 9 — 10 классов. В ряде школ успеваемость повышается из года в год. Это средние школы № 1 и № 2, То- каревская, Шиловокурьинская, Михайловская, Дзержинская, Карасартовская и др. Однако в ряде школ по-прежнему значительное число учащихся остается на второй год. В Карасук- ских восьмилетних школах № 1 и № 3 по итогам весеннего перевода неудовлетворительные оценки имеют соответственно 7 и 6 проц, учащихся в то время, когда в целом в районе неуспевающие ученики составляют 4 проц. Ниже своих возможностей по-прежнему работают педагогические коллективы Черноку- рьннской, Ирбизинской, Благодатской средних, Рассказовской, Рождественской и Кукаринской восьмилетних школ. Плохо закончили учебный год Аниси- мовская, Крыловская, Ново-Бу- говская и некоторые другие начальные школы. Из года в год не выполняют Закон об обязательном восьмилетием всеобуче Студеновская, Октябрьская, Хорошинская, Калиновская и средняя школа совхоза «Октябрь». Чтобы обеспечить безусловное выполнение восьмилетнего всеобуча, надо повысить личную ответственность директоров и каждого учителя за это дело, в школах завести строгий учет успеваемости учащихся-второгодников и тех, кто когда-либо оставался на повторный курс, улучшить работу с трудными подростками. Немаловажную роль в выполнении всеобуча играют условия жизни и содержание учебно-воспитательной работы в школьных интернатах. В 16 интернатах района проживает около 900 человек, что составляет 10 проц, от общего числа учащихся. Это большой детский коллектив и он требует к себе постоянного и внимательного отношения. Что необходимо сделать, чтобы обеспечить переход ко всеобщему среднему образованию? Во-первых, увеличить прием учащихся в девятые классы массовых школ с 59 проц, в 1970 году до 63 проц, в 1975 году. Добиться направления в средние учебные заведения не менее 15 проц, учащихся от числа окончивших 8'классов. Обеспечить направление учеников 8-х классов в профессионально-технические училища с 9,5 проц, в 1970 году до 21 —22 проц, в 1975 году, в т. ч. в ПТУ, дающие среднее образование, с 1 проц, до 8 проц. Расширить прием в 9—10 классы вечерних и заочных школ тех лиц, которые поступят учиться в ПТУ и другие краткосрочные курсы и вернуться на работу в район. Добиться охвата группами продленного дня не менее 30 процентов от общего числа учащихся 1—8 классов. За счет строительства новых и расширения существующих зданий интернатов обеспечить жильем всех нуждающихся учащихся. С целью создания условий для осуществления перехода ко всеобщему среднему образованию построить за пятилетие за счет всех источников финансирования 13 школьных зданий на 2400 ученических мест, 3 интерната на 250 ученических мест. Для сельских учителей построить не менее 30 квартир. Для лучшего обслуживания населения предполагается дополнительно открыть в районе 2—3 средних школы, одну начальную школу (на центральной усадьбе откорм- совхоза) реорганизовать в восьмилетнюю. В связи с переходом ко всеобщему среднему образованию неизмеримо повышаются требования к работе вечерних и заочных школ. Через школы рабочей и сельской молодежи, а также учебно-консультационные пункты будет получать, среднее образование значительная часть выпускников 8-х классов. Руководителям школ, колхозов, совхозов, предприятий и организаций надо повысить личную ответственность за состояние вечернего и заочного, обучения работающей молодежи. Пожалуй, самым главным условием успешного перехода ко всеобщему среднему образованию является повышение качества обучения и воспитания учащихся. В значительной степени этому способствует введение новых программ и учебников. Отрадно отметить, что хотя освоение новых учебников и программ сопряжено со многими трудностями, качество знаний учащихся повышается. Работа над содержанием принятых XXIV съездом решений, изучение документов съезда должны осуществляться прежде всего в процессе прохождения программного материала. Большое значение должно быть уделено разъяснению этих документов во внеклассной и внешкольной работе с учащимися. В новом учебном году работа ученических комсомольских организаций будет сосредоточена вокруг Ленинского зачета «Решения XXIV съезда КПСС — в жизнь». Пионерские организации продолжат работу по маршрутам всесоюзного марша «Всегда готов!». Особое внимание будет уделено подготовке достойной встречи 50-летия Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина и 50-летия образования СССР. Вся работа по ознакомлению учащихся с решениями XXIV съезда КПСС должна способствовать дальнейшему улучшению учебно-воспитательного процесса, формированию у выпускников школы стремления принять непосредственно самое активное участие в труде миллионов советских людей, отдающих все свои силы на выполнение великих предначертаний Коммунистической партии Советского Союза. Комсомол школьный (Из выступления Л. Жуненко, секретаря РК ВЛКСМ)- Оценка роли Ленинского комсомола в общественно-политической жизни страны, данная XXII съездом КПСС, всех нас глубоко взволновала. Все положительные качества, которые проявляет молодежь, закладываются в школе, в комсомольской группе. Комсомольские организации школ района включились в смотр «Тебе, партия, тебе, Советская Родина, наши знания и труд». Условия смотра были обсуждены на заседаниях комитетов и доведены до сведения всех комсомольцев по радио, на школьных линейках, в стенной печати. Участвуя в смотре, комсомольцы взяли конкретные обязательства, отвечающие основным задачам школьного комсомолаПодлинной школой воспитания общественной активности стал Всесоюзный Ленинский зачет «Мы делу Ленина и партии верны». Широкое распространение в комсомольских организациях получили такие формы работы, как конференция по работам В. И. Ленина, Левинские чтения, встречи со старыми коммунистами. Так, в средней школе № 1 в 1970— 1971 гг. проведено несколько конференций по работам В- И. Ленина: в 10-х классах — по работе «Три источника, три составные части марксизма)!, в 9-х — «Великий почин», в 8-х —«Задачи союзов молодежи». По нашему району в сдаче Ленинского зачета приняли участие 1524 комсомольца, успешно выполнили свои личные обязательства 1518 учащихся. В школах около 840 комсомольцев приняло участие в смотре-конкурсе сочинений «Партия — ум, честь и совесть нашей эпохи». Немалую роль в воспитании трудолюбия у учащихся играют субботники, воскресники, проведенные вместе с шефами. Стало доброй традицией многих школ проведение вечеров, посвященных рабочим профессиям. Около 900 учащихся 9 10 классов средних школ овладели механизаторскими профессиямиЗадача школьных комсомольских организаций — заботиться о своих младших товарищах, пионерах: проводится работа по подготовке ребят в комсомол, учеба пионерского актива, работа по проведению военно-спортивной игры «Зарница», помощь на пионерском марше «Всегда готов!». Но главным в деятельности школьных комсомольских организаций должна стать продуманная, целенаправленная работа по достойной встрече 50-летия Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Лепина. С 3 по 10 мая в районе прошло Всесоюзное комсомольское собрание по итогам работы XXIV съезда КПСС. В наших сердцах он нашел самый горячий отклик- Горячо поддержала комсомолия постановление ЦК ВЛКСМ о ежегодном проведении Всесоюзного Ленинского зачета, главными задачами которого являются: усиление воспитания молодежи в духе коммунистической идейности, преданности Родине, интернационализма, усиление комсомольской помощи школе и ряд других важных задач. Счастливого начала! (Из приветственного слова к молодым специалистам А. А- Мельниковой, учительницы средней школы № 1). Дорогие товарищи! Вам доверила Родина самое главное—формирование человека. коммунистического общества. Советский учитель всегда находится на переднем крае идеологического фронта. Чтобы воспитать убежденных, сознательных строителей коммунизма, нужно держать наготове идеологическое оружие. У молодого учителя много дел вокруг, особенно у сельского- Мы уверены, что ваш приход в школу увлечет ребят на интересные дела, дети будут «табуном» ходить за вами, ловить каждое ваше слово. Вы научите ребят не проходить мимо лжи и несправедливости. Вы станете ярким примером для своих питомцев. Молодым бывает и трудно: не хватает опыта, умения, а то и знаний. В век удивительных открытий, колоссальных мыслительных темпов как много надо знать, как много и упорно учиться, чтобы успеть за быстро бегущим днем! Каким бы весомым ни был ваш вузовский багаж, он нуждается в постоянном пополнении. Вам нужна и политическая зрелость, и педагогическая чуткость, и методическое мастерствоБудущее наших детей, нашего народа — в ваших руках, в вашем сердце. Да и не только будущее, по и настоящее, потому что каждый день открываются двери школ, и детские пытливые умы ждут от вас открытий, ответов на свои бесчисленные вопросы, детские сердца настраиваются на волну ваших добрых чувств и высоких помыслов. От вас во многом зависит успех дела, за которое почти 54 года назад вышли на борьбу лучшие сыны и дочери -России. Вам нести эстафету революции. Разрешите от имени старой гвардии учителей и всей педагогической общественности поздравить вас, дорогие товарищи, с началом нового, первого в вашей жизни трудового учебного года! Желаю вам требовательных, но справедливых директоров, чутких и внимательных завучей, заботливых и отзывчивых товарищей по работе. Горькие минуты на педагогическом поприще забываются, а радость нашего труда придаст вам силы, желание творить, придумывать, работать еще больше-
2 сентября 1971 г., М 106(4496) СЕЛЬСКАЯ НОВЬ ко всеобщему среднему образованию • Изучаем материалы съезда ЖШТШЖ) ТВД]Ш (Из выступления У. Я. Каменской, организатора внеклассной работы средней школы № 2)- В. И. Ленин учит: «Школа дол- (Из выступления М. А. Мыльниковой, завуча Шиловокурьинской жна давать молодежи основы знания, умение вырабатывать самим коммунистические взгляды»- Л. И. Брежнев па XXIV съезде КПСС «формирование у широчайших масс трудящихся коммунистического мировоззрения» назвал сердцевиной всей идейно-воспитательной работы в школе. В школьном плане имеется несколько разделов, конкретизирующих изучение XXIV съезда КПСС: тематика бесед, экскурсий для 1—4, 5—7, 8—9 и 10 классов, составленная 41а основе методических указаний Министерства Н ¡освещения СССР; бесед, кото- яе проводятся только на уроках; бесед лекторской группы; тематика занятий в кружках, факультативах и других внеклассных мероприятий. Даже на семинарах классных руководителей многие вопросы их деятельности будут рассматриваться в свете решений XXIV съезда. Второе условие успешной пропаганды материалов съезда —это духовное богатство лектора, его энтузиазм и культура. Примером может служить выступление Ко- логривова Д. А- перед учащимися пашей школы о выполнении решений съезда партии тружениками нашего района в области сельского хозяйства. Третье условие заключается в искусстве учителя приурачивать решения съезда к содержанию учебных программ. По этому вопросу дана хорошая информация в «Учительской газете» от 17 апреля 1971 года. В четвертых, успешная пропаганда документов съезда зависит и от литературы, имеющейся в школьных библиотеках; и от характера методов изучения их во внеклассной работе: Ленинский зачет, политинформации, митинги, линейки, конференции, заслушивание и обсуждение докладов и учителей, и учащихся, их выступления перед родителями, общественностью, оформление стендов, альбомов и др. По успех дела прежде всего решают учительские кадры- В нашей школе большинство учителей —своего дела мастера: Н. С. Нарожная, Л. Г. Тамбовская, 3. П Деревнина, Т. В. Снаркова, 3- В. Медведко, Е. II. Кушпир, Л. Д Алексеенко, А. И. Попова, II. Н. Николаева, С. Е. Рикунова, А. Г Вылегжанина и учителя начальных классов. Однако всю кропотливую работу восьмилетней школы)- По новым программам (Из выступления Р. П. Спесивцевой, учительницы ср. школы № 1). Советская школа глубокими корнями связана с творчеством. Вникая в суть новых программ, я поняла, что изменилось не только и не столько их содержание, сколько изменился подход к подаче программного материала. Перед учителями начальной школы поставлены новые педагогические задачи, рассчитанные, самое главное, на всемерное развитие интеллектуальных возможностей младших школьников. В основу новых программ положена идея развивающего обучения. Задача состоит в том, чтобы больше развивать мышление учеников. Отсюда возникает необходи- 1 мость всегда ставить перед детьми вопросы, заставляющие думать. Но половина рабочего времени учителя должна уходить на пополнение своих знаний, на самообразование. Каждый день надо учиться самому, чтобы иметь право учить других. Успешное обучение по новой программе зависит от хорошей теоретической подготовки, методического, творческого мастерства и серьезного, вдумчивого отношения к своему делу. Известно: урок — творение учителя. И от личности творца зависит, даст ли урок напряженную работу уму, разбудит ли душу навстречу хорошему, или так и оставит ее дремлющей в равнодушии. Знания детей должны быть осмысленными, а ответы их доказательными. ДеТи любят быть первооткрывателями, это приносит им большое удовлетворение. А это, я считаю, является основой прочного усвоения материала. Каждое занятие нужно строить так, чтобы ученик ежеминутно решал какую-то учебную задачу, способствующую выработке у него умственных умений и навыков. Я убедилась, что знания, полученные на ос- г нове активного мышления, усваиваются детьми значительно быстрее и легче, сохраняются дольше и увереннее используются, чем при простом запоминании со слов учителя. На уроке надо давать не однотипные, а разнообразные виды работ, тщательно отбирать материал, много работать над отработкой приемов и методов, которые дали бы большой познавательный эффект детям разных способностей. К урокам я готовлюсь только после проверки тетрадей, которая помогает выяснить, кем и как усвоен ранее изученный материал. Потом детям со слабыми и сильными способностями даю карточки для восполнения пробелов. От ученика требую не только выполнить работу, но и уметь объяснить, что делал, как делал и почему именно так. Это помогает предупреждать неуспеваемость. Надо не забывать, что не все может быть занимательным в учении, есть и скучное. Значит, надо систематически учить ребенка делать не только то, что его занимает, но и то, что не вызывает непосредственного интереса. Большую роль в мобилизации внимания играет темп работы на уроке и организация детей на работу — первые минуты занятий дают настрой на сосредоточенность в течение всего урока. Успех дела решает не один удачный педагогический прием, а система работы учителя, комплекс приемов и методов, тесно связанных между собой. Одним из главных методов, которому отводится важнейшее место в настоящее время, является метод проблемного обучения. Пора развивать в системе познавательные и творческие способности школьников. Ведь им тво- рить и творить, открывать все новое и новое. Это нужно уметь, этому нужно учить. В заключение хочется напомнить слова В. И. Ленина: «Нам не нужно зубрежки, но нам нужно развить и усовершенствовать память каждого обучающегося знанием основных фактов». с учителями, которые станут хорошими специалистами, наше районе возложило на плечи школьных коллективов. Учителя нашего района не знают, что такое поощрение, способствующее совершенствованию их трудовых умений и созданию индивидуальной творческой лаборатории. Этим я хочу сказать о целенаправленном отдыхе учителей- Этот творческий отдых учителей распространен по всему Союзу. Почему бы и нам не перенять замечательный опыт других районов и выдавать самым лучшим учителям 20—30 бесплатных путевок с целью творческого отдыха. Таким учителям, как Чаус А. Г., В. И. Таушкано- ва, А. И. Овчинникова, Е Т. Ба- галей, В. С. Блавацкая, В. А Трошина и другие будут во время отдыха собирать материал для воспитательной работы на самые различные темы: эстетические, патриотические, идейно-политические, о ф о р мление стендов и пропаганда документов партии. При этом условии педагогический коллектив быстрее становится творческим содружеством единомышленников, где каждый, обогащаясь духовно, обогащает и других. Правда, в этом году перед нами самый богатый материал — документы партийного съезда- Изучая и пропагандируя их, мы будем идти верным курсом к вершинам мастерства, доведем до сознания молодого поколения решения XXIV съезда и докажем преимущества нашего строя, нашей идеологии. Заверяем наш отдел народного образования, что с задачами, поставленными перед школой, мы справимся. Буквально с момента своего рождения советская школа выступает как школа трудового воспитания. В труде детей и подростков II. К. Крупская видела главное условие коммунистического воспитания. Решения XXIII и XXIV съездов КПСС о воспитании подрастающего поколения указали, что в период развернутого строительства коммунизма неизмеримо возрастет роль труда в воспитании их. Одной из форм коммунистического воспитания есть воспитание в труде. Прививается уважение к людям труда на примере своего родного колхоза. Дети в нашей школе и интернате приучены к самообслуживанию. Вся территория школы, интерната и двора разбита на участки, которые закреплены за классами. Учащиеся привлекаются и к ремонту, посильному для детей. Активное участие принимают ребята в посадке и выращивании деревьев на территории школыНа пришкольном участке проводят опыты, ведут дневники наблюдений, выращивают овощи, цветы. При выполнении любой работы у детей воспитывается любовь к прекрасному. Летом колхозу нужна добавочная рабочая сила. Большую помощь ему оказывают учащиеся. Они организованы в бригады и звенья. Старшие принимают участие в заготовке сенажа, сена, силоса- Создано звено по выращиванию цыплят, звено по уходу за свеклой и картофелем. Три года работает овощеводческая производственная бригада старшеклассников, 8 человек выращивают капусту, огурцы, лук, помидоры. Сами готовят рассаду. В начале мая заложили парники для капустной рассады. За ней ухаживает звено, где бригадиром ученик 7 класса. Работу на участке ребята проводят под руководством агронома колхоза В И. Бережного. Большую помощь оказали учащиеся нашей школы лесхозу в прополке лесозащитных полос. Ежедневно 30—35 человек выезжали на прополку, ехали с большим желанием, работали там и отдыхали. В лесхозе заработано ими 900 рублей. А вообще в колхозе за лето ребята заработали более 2000 рублей. В этом большом деле велика роль всего педагогического коллектива школы. Они на работе с учащимися, ведут в звеньях большую воспитательную работу- Особенно много работали летом М. Е. Горбунова, Г. В. Новак, М. Г- Попова, В. А. Ларькина и другие. К новому учебному году наши ребята пришли сильными, закаленными в труде- А значит и учиться будут лучше. За лето у них возникло и стало осознанным чувство любви к родному колхозу, к земле, на которой они живут. Трудовое воспитание в школе дает свои плоды. За последние пять лет после окончания 10 классов остались работать в колхозе 11 человек, после окончания 8 классов — 19. Коллектив учителей нашей школы уверен, что ученические производственные бригады и звенья способствуют обеспечению профессиональной подготовки учащихся для работы в различных отраслях сельского хозяйства. Ко всеобщему среднему {Из выступления Б. Л. Кабулова, директора Карасартовской Разрабатывая конкретные мероприятия для реализации решений XXIV съезда КПСС о школе, коллектив Карасартовской средней школы обратил внимание на осуществление всеобщего среднего образованияЧеловеку 15 лет, и он кончает 8 класс. Перед ним возникает вопрос: куда идти? Вряд ли можно предположить, что пятнадцатилетний человек может сделать выбор вполне самостоятельно. Нужна помощь, совет старших. И, конечно, прежде всего, педагогов. Для основной массы выпускников 8-х классов —- прямой путь в девятый. Это обусловлено переходом ко всеобщему среднему образованию. Для решения этого вопроса мы отводим должное внимание учащимся 8—9 классов, поддерживаем связь с их родителями, с общественностью. В основном паши родители сами заинтересованы в том, чтобы у них дети получили обязательно среднее образование. Большая заслуга Карасартовской средней школы, существующей с 1955 года, в том, что. со дня открытия ее отсева учащихся почти не былоОбязательное восьмилетнее образование осуществлено давно. Не будет преувеличением, если скажу, что переход ко всеобщему среднему образованию начался осуществляться у нас до Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Особенно в последние годы из учащихся 8—9 классов никто не бросал школу, не было отсева детей школьного возраста или не получившего восьмилетнего или среднего образования. В 1970 году из числа детей, принятых в первый класс десять лет назад, 95 процентов получили полное среднее образование. Большое значение в осуществлении всеобщего среднего образования имеет пришкольный интернат с хорошо налаженным питанием. В нем ежегодно проживает 30—35 ребят Питание, правда, еще очень дорогое. Местное хозяйство пока мало оказывает помощи по удешевлению питания для интернатовцев. 0 подвозе ребят местные Советы заботятся. В нашу школу приезжают из поселков Джесталап, Жана-Курлыс, откормочного совхоза и из Нижней Баяновки. Но бывают случаи, когда привозят или отвозят ребят на необорудосредней школы)- ванных машинах или на тележках, на которых строго запрещается перевозка людей. Иногда нижне- баяновцы по нескольку дней пропускают занятия- Поэтому председателям исполкомов Чернокурь- инского и Михайловского сельсоветов надо уделить внимание этому вопросу. Все еще недостаточно укреплена материально-техническая база школы, не полностью укомплектован коллектив кадрами. Нет математика, физика, преподавателя машиноведения. Несколько слов о пристройке к зданию школы. Мы говорим спасибо райкому и райисполкому за оказанную помощь. Также благодарим некоторые строительные организации города: мехлесхоз, ПМК-95, РСУ и другие- А вот такая организация, как РСУ быт- обслуживапия (начальник т. Тимошенко), не может выполнить наши заказы ио столярным работам, чем задерживает сдачу здания в эксплуатацию. В заключение разрешите выразить уверенность, что коллектив Карасартовской школы сделает все для выполнения решений съезда партии по народному образованию.
elibrary.ngonb.ruRkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2