Скоро экзамены 25 мая заканчивается учебный год в 5—7 классах. Прозвенит последний звонок и для выпускников 8 и 10 классов, для них начнется страдная пора—экзамены. Школьники 1—4 классов будут учиться до 29 мая. После окончания учебных занятий в школах, где есть для этого необходимые условия, проводится практика. Много важных вопросов, требующих вдумчивого подхода и решения, встает перед педагогическими коллективами в этот ответственный период—на исходе учебного года. Главное— организованно его завершить. Объективно, с глубоким анализом оценить труд каждого ученика за год, решить вопрос перевода в следующий класс. Для ребят, которые имеют пробелы в знаниях, необходимо организовать после окончания учебного года двухнедельные занятия. Следует конкретно определить, какой учитель будет заниматься со слабоуспевающими, в какое время, в каких классных комнатах будут проходить эти занятия. В связи с тем, что в будущем учебном году в пятых классах вводится новая программа по математике, такие занятия должны быть организованы и для учащихся пятых классов, оставленных на второй год. Ведь для них возникнут дополнительные трудности, вызванные различием старой и новой программ. Экзамены—ответственный этап в работе школ. Они требуют также большой организаторской работы. Здесь нужна деловая распорядительность школьной администрации, чтобы создать все условия для плодотворной работы педагогов и учащихся, четкое расписание, подготовленность экзаменационных помещений, бинтов, практической части к ним, подбор необходимых пособий, фигур, схем и т. д. И, разумеется, необходимо глубоко изучить инструкцию Министерства просвещения РСФСР о проведении выпускных экзаменов за курс восьмилетней и средней школы с тем, чтобы требования ее ни в коем случае не были нарушены. В отличие от прошлых лет нынче ' учащимся восьмых классов на экзамене по русскому языку письменно будут даны свободные темы для сочинения. В 10 классах внесены изменения в экзаменационные билеты по истории. В школах, где было организовано производственное обучение, должны сдать экзамен по устройству и вождению трактора и других сельхозмашин. Особенно важно установить в ходе экзаменов, насколько знания выпускников соответствуют современным научным представлениям. Экзаменационные работы и ответы школьников покажут степень самостоятельности их мышления, умение верно оценивать факты и явления, доказывать и обосновывать свою точку зрения, анализировать и обобщать. Не менее важна и другая сторона — умение практически пользоваться усвоенными знаниями. Чтобы проверить ее, требуется продуманный подбор практических заданий для экзаменуемых. И, конечно, в первую очередь вся ответственность за хорошие результаты экзаменов лежит на самих экзаменующихся. Серьезная, вдумчивая подготовка к ним, рациональное распределение учебного труда и отдыха—вот основная задача школьников 8 и 10 классов. Много сил и умственного напряжения требуют экзамены; и понятны те волнения, с которыми школьники будут готовиться к испытаниям и к тому торжественному часу, когда наступит расставание с родной школой. Успехов вам, юные друзья! ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙ«ЕСЬ! ОРГАН КАРАСУКСКОГО РАЙКОМА КПСС И РАЙОННОГО СОВЕТА ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ В ПОМОЩЬ ХЛЕБОРОБАМ Вопросы весенне-полевых работ находятся под постоянным вниманием Чернокурьинского сельского Совета. Разработан специальный план оказания помощи колхозам, в соответствии с которым и проводятся все мероприятия. По просьбе колхозов «Новая семья», имени Куйбышева, например, были направлены на полевые работы сеяльщиком работник кооперации Николай Дудко и трактористом слесарь объединения «Сельхозтехника» Александр Бур- СЯНИ11. Ведут профилактическую рабоОбновляются пойменные земли Барнаул. (ТАСС). На больших площадях развернули работы по коренному улучшению малопродуктивных лугов и пастбищ мелиораторы Алтая. Они рассчитывают в этом году раскорчевать, осушить и засеять травами и кормовыми культурами 24 тысячи гектаров так называемых бросовых земель. А за годы пятилетки эта цифра превысит 200 тысяч гектаров. Живительную влагу для орошения получат новые поля засушливых Кулундинской и Рубцовской степей. ту медики Чернокурьинской больницы. Перед началом полевых работ посмотрели вагончики, проверяют меню полевых столовых, помогают обзавестись аптечками. Координирует сельский Совет и бытовые услуги, торговлю. Недавно прибывшая в колхоз «Новая семья» машина Карасукской фабрики бытового обслуживания побывала в селе Новониколаевке ь(третья бригада колхоза). Автолавка была направлена в Нижне- Баяновку и другие поселки. Н. КОСТИНА. Газета выходит с 1930 года Первые на весеннем севе Колхоз им- Жданова. Хорошо на севе зерновых трудятся многие механизаторы хозяйства. Среди них отличается тракторист П. Шевченко. Он управляет трактором ДТ-54 с сеялкой «СЗС-9». Передовой механизатор перевыполняет сменные задания, доводя выработку до двух норм. С огоньком работают на посеве трактористы Н. Беленко, Г. Пискарев и другие. Засыпка семян в сеялки производится автозагрузчиками- Своевременно обеспечивают сеятельные агрегаты семенами шоферы комсомолец В. Кравченко, И. Воронов, А. Недобор и А. Миллер. П. КОВАЛЕВ, агроном колхоза. ¥ * * Студеновский совхоз. Частые дожди сбивают темпы сева зерновых. Но как только' устанавливается погода, поля вновь оглашаются рокотом тракторов. Механизаторы умело используют технику, дорожат каждым часом. И если выдается хороший день, то перекрывают намеченные задания. Так, по рабочему плану в день КЛУБ ПОЛЕВОДОВ „ЗЕМЛЯ И УРОЖЯЙ“ РАБОТАТЬ НА СОВЕСТЬ-ГЛАВНОЕ ; | Село живет " сейчас напря- я женной и ответственной порой 1 —весенними полевыми работа- £ ми. В поле решается судьба уро- | жая. И решают ее люди, каж- | дый из нас. Конечно, больше и сил и средств отвлекается на сев I основной культуры—пшеницы. Я Это понятно, ведь хлеб, как го- ? ворят в народе, всему голова, К Но есть и другое такое же мет- | кое выражение: корма—хлеб £ животноводства. И об этом все X чаще задумываемся мы, кукурузоводы. Сейчас и для нас пришло ответственное время—сев этой основной пропашной культуры. Тружусь я кукурузоводом I пятый год и на этой работе ви- I жу, насколько заметно зависят | от нашей профессии, нашего 11 умения выращивать кормовую 11 культуру дела в животноводсг- I ве. Получили плохой урожай— ! всю зиму страдает животноводство от нехватки силоса, падаI ет продуктивность коров, ! снижается заработок доярок, ' скотников, чабанов. Вот и вы- ! ходит, что фигура кукурузовода в животноводстве — одна । из основных. Что главное в нашей работе? Это, конечно, отношение к делу, ответственность и мастерство. Не секрет, что даже при неблагоприятных условиях моСУББОТА, 22 мая 1971 г. № 62 (4451) Цена 2 коп. они должны засевать 870 га зерновых, а фактически сеют до 1100 гектаров. Подавляющая часть площадей засевается сеялками «СЗС-9». Высокими темпами ведет сев пшеницы первое отделение. Здесь тракторист Анатолий Ковтун доводит выработку до полутора и более норм- Не отстает от него и Михаил Жерноклев, который при норме 17 га делает по 40 и более. Умело водит агрегат Михаил Кротов. В. ИЛЮШИН, гл. агроном совхоза. * * * Хорошинский совхоз. Заканчивают сев основной продовольственной культуры—пшеницы — хлеборобы Токаревского отделения (управляющий В. Д. Омельченко)- Из всей площади пшеницы 740 гектаров здесь уже посеяно около 600 гектаров. Кроме того 200 га занято подсолнечником и несколько сотен гектаров травами. На севе пшеницы отличаются агрегаты трактористов Я. Сапровского и А. Логвинова, доводящие выработку до двух и более норм. Так, за один день они вместе зажно выращивать неплохие урожаи «королевы полей». Лет пять—шесть назад урожай в 200 центнеров с гектара считался редким, делом трудным. За последние годы в нашем хозяйстве многие кукурузоводы перешагнули этот рубеж, в том числе и я. В первом году пятилетки думаю получить не менее 200 центнеров зеленой^массы с гектара. Такого же твердого намерения и мой напарник ВаСлово- кужурузов оду силий Пирогов. Участок кукурузы в 285 гектаров у нас на двоих. Это вся плантация центральной бригады нашего колхоза. Значит,мы вдвоем должны сполна обеспечить силосом все животноводство бригады. Большую часть кукурузы будем сеять по зяби, что хорошо скажется на урожае. Вовремя здесь была прибита влага, произведено прикатывание почвы. Перед севом особенно тщательно нужно проводить лущение почвы, чтобы уничтожить сорняк. Глубина заделки семян, конечно, зависит от погодных уссеяли 164 гектара при норме 34 га каждому. Основательно токаревцы готовятся к севу кукурузы. Для его проведения им достаточно будет 6 дней. Г- СМЕТАНИН, гл. агроном совхоза. * * * Колхоз им. Тельмана. Проходящие дожди сдерживают темпы сева. Полеводам приходится использовать погожее время для посева зерновых с полной нагрузкой сеятельных агрегатов. В колхозе под зерновыми уже занято около половины всей йлощади. Многие механизаторы на севе показывают образцы высокопроизводитель н о г о труда. Например, агрегат тракториста А- Гофмана за сутки сеялкой «СЗС-9» засевает по 50 гектаров при норме 36. Не отстает от передо* вого механизатора хозяйства М. Милов. Перевыполняет сменные задания А. Кошелев. Земледельцы колхоза полны решимости завершить сев в оптимальные сроки. В. ОБУХОВ, бухгалтер-оперативник. ловий. Но из опыта' прошлых лет она лучше в пределах 5— 8 см. Важно, чтобы семена ложились во влажную почву. Норму высева мы устанавливаем в 26—30 кг на гектар. Сейчас мы приступили к севу кукурузы. Высеваем два сорта—«стерлинг» и «сибирскую». Это улучшит качество силоса. «Сибирская» созревает раньше и к моменту уборки дает початки молочновосковой спелости. «Стерлинг» дает хорошую массу, но без початков. Посеянные через ряд, каждый сорт смешается во время уборки, улучшая тем самым качество силоса. В повышении урожайности большую роль играет обработка кукурузы, содержание ее в чистоте. Этой весной, видимо, придется делать не только по- всходовое боронование, но и довсходовое. Сорняк из-за холодной погоды прорастает плохо. Культивацию будем проводить дважды. На соревнование вызываю кукурузовода первой бригады Ивана Дмитриевича Пирогова. Это поможет нам лучше трудиться, добиваться более высоких урожаев. Ю. ШИШОВ, кукурузовод колхоза «Вперед к коммунизму».
2 СЕЛЬСКАЯ НОВЬ 22 мая 1971 г., № 62 (4451) Увязывая теорию с практикой В '¿еминаре по научному коммунизму в нашей школе занимается более 40 товарищей. Из них 16 коммунистов и комсомольцев. Все имеют высшее и среднее образование. Учителя активно участвуют в работе семинара, тщательно гото- •вятся к занятиям. Особенно часто выступают на занятиях коммунисты А. А. Мельников, А. В. Буди- хина, Н. И. Федорова, беспартийные А. В. Огнивенко, Р. П. Спесивцева, С. И. Бровченко, А. В. Анциферова н др. В конце занятия я отвечаю на вопросы слушателей, обобщаю их ответы И выступления и делаю выводы об использовании определенных материалов в учебно-воспитательной работе (на уроке, во внеклассной работе). В заключение останавливаюсь на основных вопросах жизни советского народа и международного положения, на которые должны обратить внимание классные руководители на классных часах при проведении политинформаций. Вот, например, как было проведено семинарское занятие по теме «Возникновение и развитие научного коммунизма». За две недели до него был вывешен план, список литературы; учителя конспектировали одно из рекомендованных произведений (большинство работу Ф. Энгельса «Развитие социализма от утопии к науке»). На занятии первым выступил директор школы Я. А. Гейн. Он охарактеризовал исторические условия возникновения марксизма, указал три источника и три составные части марксизма, отметил, что возникновение научного коммунизма было исторической необходимостью, подготовленной длительной историей человечества. Выступившая учительница А. В. Никитенко отметила огромную заслугу К. Маркса как создателя исторического материализма, в результате чего история предстала перед людьми как закономерный процесс, стала наукой об обществе. Коммунист А. П. Спесивцев, говоря о социалистической революции, охарактеризовал рабочий класс, как класс, который уничтожает эксплуатацию человека человеком и возглавляет строительство коммунистического общества. Великая Октябрьская социалистическая революция и строительство, социализма и коммунизма в СССР, а также развитие мировой социалистической системы доказало правоту учения Маркса—Энгельса, Учительница А. В. Огнивенко рассказала о борьбе К. Маркса и Ф. Энгельса за научный коммунизм. Она подчеркнула, что именно эта принципиальная борьба обеспечила победу марксизма в международном рабочем движении. В последние годы жизни Маркс и Энгельс много времени и сил уделили борьбе против оппортунизма. Опыт этой борьбы, отмечает в конце выступления А. В. Огнивенко, имеет актуальное значение и сегодня: он помогает КПСС и другим марксистско-ленинским партиям бороться со всеми врагами рабочего класса и мирового коммунистического движения. В С. Трошина заострила внимание на работе К. Маркса и Ф. Энгельса по обобщению опыта революционной борьбы XIX века. Особенно подробно она остановилась на выводах, которые Маркс, а затем и В. И. Ленин сделали из опыта Парижской Коммуны. Заслуженная учительница РСФСР Р. П. Спесивцева охарактеризовала этап в развитии научного коммунизма, указала, какой огромный вклад внес В. И. Ленин в эту величайшую науку. «Столетие со дня рождения В. И. Ленина,—говорит она,—явилось праздником всего трудящегося человечества, триумфом марксистско-ленинского учения». По всем этим вопросам о дополнениями выступило еще несколько человек. Получилось интересное и глубокое обсуждение темы. Я подвел итог и сделал дополнения, а затем остановился на некоторых вопросах международного положения (¡развитие событии на Ближнем Востоке, анализ событии в Польше, предвыборная борьиа в Индии, обстановка в Чили). Было решено провести ряд мероприятий к столетию Парижской Коммуны (организовать выставку литературы о коммунизме, подготовить монтаж картин, провести конференцию среди учащихся 9—10 классов, а во всех классах—ряд бесед по определенной тематике с использованием лекторской группы старшеклассников, а также провести 18 марта торжественную общешкольную линейку, которую закончить пением «Интернационала»). Из опыта работы Надо сказать, что (Намеченные мероприятия были проведены ■ и имели важное воспитательное значение. Интересным и полезным для работы было занятие по .материалам июльского (1970 г.) Пленума ЦК КПСС. После него во всех классах классные руководители провели беседы с учащимися об успехах и путях дальнейшего подъема сельского хозяйства нашей страны. В этих беседах учителя использовали материалы политзанятия, в том числе местный материал, Аналогичная работа «была проведена и при изучении проекта ЦК КПСС «Директивы XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства на 1971 — 1975 годы». Таким образом материал, изучаемый на политзанятиях, связывается с местным материалом и используется в учебно-воспитательной работе, способствует ее -улучшению. В более широком плане эта работа начала проводиться в связи с изучением материалов XXIV' съезда КПСС, особенно «Отчетного доклада ЦК КПСС XXIV съезду КПСС», с которым выступил Л. И. Брежнев. 5 апреля было проведено собеседование по первому разделу этого доклада «Международное положение СССР. Внешнеполитическая деятельность КПСС». Собеседование прошло очень активно. Выступило 18 учителей. Все товарищи горячо одобрили внешнюю политику КПСС и Советского правительства, раскрыли ее содержание и успехи; показали ее ленинскую целеустремленность, принципиальность. На четвертую учебную четверть учителя И классные руководители существенно дополнили свои учебные планы материалами XXIV съезда КПСС. Учителя, лекторы и агитаторы готовят определенные лекции и беседы, с которыми идут к избирателям, общественности. 12 апреля очень активно прошло семинарское занятие по материалам XXIV съезда КПСС на тему «OcHOBiHbie вопросы экономической политики партии на современном этапе». Выступило 17 товарищей. Они говорили об итогах восьмой пятилетки, раскрыли величественные задачи новой пятилетки, показали заботу Коммунистической партии и Советского правительства о непрерывном росте материального и культурного уровня нашего народа, говорили о задачах учителей по использованию решений XXIV съезда КПСС в своей работе, пропаганде этих решений среди школьников и общественности (об усилении трудового воспитания в школе, об использовании материалов съезда на уроках истории, географии, литературы, физики, химии, биологии и других предметов, о подготовке бесед и лекций и т. д.). Политзанятия в школе с учителями веду с 1951 года, т. е. в течение уже 20 лет. Ежегодно занимались по программам, рекомендованным РК КПСС. На протяжении этих лет учителя знакомились с тремя составными частями марксизма-ленинизма, организовывали двухлетний семинар по основам коммунистического воспитания, семинар «В. И. Ленин о коммунистическом воспитании», семинар «А. С. Макаренко о воспитании», семинар по вопросам внешней политики СССР и другие. Состав слушателей в основном стабильный, т. к. более 80 процентов товарищей не менее 10 лет работают в данной школе. Это позволяет судить о том, что политзанятия расширяют идейно-политический кругозор, пополняют знания учителей, способствую! росту их активности. Заметно возросла активность слушателей за последние 5—7 лет, особенно в связи с подготовкой к 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции, а затем к 100- летию со дня рождения В. И. Ленина. Большая активность слушателей, можно сказать, не бывалая ранее, проявляемая в связи с изучением материалов XXIV съезда КПСС, свидетельствует о громадном интересе учителей к съезду, О понимании ими его исторического значения, Каждый учитель имеет личный план самообразования. В него включено изучение отдельных произведений К. Маркса, Ф, Энгельса, В. И. Ленина. На совещании при директоре заслушиваются отдельные товарищи о работе по самообразованию. Политзанятия оказывают положительное влияние на работу коллектива. По итогам третьей четверти этого учебного года из 41 учителя 37 имеют полную или высокую успеваемость; хороших результатов добились учителя первых классов А. 1|. Огнивенко и Р. П. Спесивцева, учителя вторых классов А. А. Мельникова, 3. К. Коленке и другие товарищи. Из года в год растет успеваемость в школе. Так, в 1966-67 учебном году она составляла 95,5 проц., в 1967-68—96,2 проц., в 1968-69— 96,5 проц., в 1969-70 году — 97,8 проц. В результате роста политической активности учителей повысилась и ответственность в выполнении общественных поручений. Из 41 слушателя семинара 23 являются лекторами общества «Знание», читают лекции для родителей, населения. В этом учебном году учителями прочитано более 60 лекций. В школе шесть лет работает лекторская группа старшеклассников, которая под руководством учителей истории организует лекции и беседы среди школьников различных классов, для родителей и шефов. В прошлом учебном году членами этой группы было проведено 87 лекций и бесед. В этом году—79. В настоящее время в этой группе -35 учащихся старших классов. 27 учителей из слушателей являются классными руководителями. Они используют материалы политзанятий для организации политинформаций в классах, для идейно-политического воспитания учащихся. Мы считаем семинарские занятия, сочетаемые с соответствующей самостоятельной работой слушателей над литературой, первоисточниками и документами, наиболее целесообразной формой политзанятий для учителей. Тематика семинарских занятий, должна удовлетворять следующим условиям: включать в себя изучение отдельных вопросов марксистско- ленинской теории и основных документов КПСС; эти материалы должны быть органически связаны с нашей практической работой (с. вопросами педагогики, психологии, коммунистического вос- ■питания). Хорошо, если бы тематика занятий была рассчитана на ряд лет и в необходимом количестве издавались соответствующие пособия и программы. Система политпро-, свещения для учителей в школах должна быть по возможности единой, и следует повысить ответственность школьных парторганизаций за организацию политпросвещения. В СЕМИЗАРОВ, пропагандист парторганизации Карасукской средней школы № 1. Многотысячный отряд сельских агитаторов Кустанайской области участвует в предвыборной кампании. Агитаторы разъясняют избирателям материалы XXIV съезда КПСС, рассказывают о задачах, которые стоят в новой пятилетке перед хозяйствами области, перед каждым тружеником. НА СНИМКЕ: группа агитаторов Мичуринского совхоза направляется к избирателям. Фото В. Давыдова. Фотохроника ТАСС ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ, ДОКЛАДОВ И БЕСЕД по материалам XXIV съезда КПСС XXIV съезд КПСС—историческая веха на пути советского народа к коммунизму. XXIV съезд КПСС о международном положении СССР и ■ внешнеполитической деятельности ‘КПСС. Борьба Советского Союза за мир и безопасность народов, против политики империалистической агрессии. Всемирно-историческое значение завоеваний мировой системы социализма. Современный этап общего кризиса капитализма и мировой революционный процесс. Антиимпериалистическая борьба на современном этапе. Международный империализм—враг народов, общественного прогресса. Роль и место современного национально-освободительного движения в антиимпериалистической борьбе. Борьба КПСС за укрепление единства и сплоченности мирового коммунистического и рабочего движения. Борьба против антикоммунизма и антисоветизма—актуальная задача мирового революционного движения на современном этапе. XXIV съезд КПСС о необходимости усиления борьбы против ревизионизма и национализма. Борьба КПСС против антисоветского, раскольнического курса китайского руководства. Программа борьбы за мир и международное сотрудничество, выдвинутая XXIV съездом КПСС. Строительство коммунизма в СССР — великая интернациональная задача советского народа. Основные итоги развития советского общества в период между XXIII и XXIV съездами КПСС. Особенности современного этапа экономического развития страны и задачи девятого пятилетнего плана. XXIV съезд КПСС о главной задаче девятого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР. Рост благосостояния советского народа—высшая цель экономической политики партии. Тяжелая индустрия—фундамент экономического могущества страны, дальнейшего роста благосостояния народа. XXIV съезд КПСС о дальнейшем развитии сельского хозяйства. XXIV съезд КПСС о задачах роста производства товаров народного потребления. Повышение эффективности общественного производства— коренной вопрос экономического развития страны. • Ускорение роста производительности труда—важнейшая задача девятой пятилетки. Улучшение использования резервов производства и усиление режима экономии—важная общенародная задача. XXIV съезд КПСС о расширении участия трудящихся в управлении производством. XXIV съезд КПСС о развитии социалистического соревнования и творческой активности трудящихся. Основные итоги социально-политического развития советского общества и очередные задачи партии. XXIV съезд КПСС о советском народе, как новой исторической общности людей. Единство партии и народа—источник несокрушимой силы советского общества. XXIV съезд КПСС о путях дальнейшего развития социалистической демократии. XXIV съезд КПСС о повышении роли Советов депутатов трудящихся в коммунистическом строительстве. XXIV съезд КПСС о месте комсомола в общественно-политической жизни страны. Профсоюзы—одно из важнейших звеньев в системе социалистической демократии. Забота КПСС об укреплении обороноспособности страны. Формирование нового человека—одна из. главных задач партии в коммунистическом строительстве. XXIV съезд КПСС о задачах идеологической работы партии. Воспитание идейной убежденности трудящихся масс — основное направление идеологической работы партии. Воспитание коммунистического отношения к труду и общественной собственности — важнейшая составная часть идейнополитической работы. XXIV съезд КПСС о роли трудового коллектива в общественно-политической жизни, в коммунистическом воспитании трудящихся. XXIV съезд КПСС о единстве хозяйственно-организационной‘и идейно-воспитательной работы. Развитие теории научного коммунизма XXIV съездом КПСС. Развитие ленинского учения о партии XXIV съездом КПСС. Возрастание руководящей роли КПСС в коммунистическом строительстве. Международное значение XXIV съезда КПСС.
22 мая 1971 г., № 62 (4451) СЕЛЬСКАЯ НОВЬ Чтобы сказали спасибо Готовьтесь показать Постоянная всесторонняя забота о создании хороших бытовых условий для сельских тружеников в определенной степени поможет им работать плодотворнее, избавить от отдельных домашних хлопот. Одна из этих важных забот о сельчанах—организация общественного питания. На всех центральных усадьбах совхозов и некоторых колхозов организованы и работают столовые на протяжении всего года. В них питаются многие жители села, школьники, приезжие. Заслуживает внимания работа столовой в селе Студеном. В минувшем году коллектив ее успешно справился с выполнением товарооборота, плац которого был перекрыт на 3 тысячи рублей. За перевыполнение заданий работникам столовой администрацией совхоза ежемесячно выплачиваются премии. Небольшой коллектив столовой дружный, старается, чтобы блюда были разнообразнее и хорошего качества. Поэтому сельчане охотно идут питаться в свою столовую, она пользуется у них хорошей репутацией. Нужно отдать должное заведующей Л. Г. Кончуков- ской. Она прилагает много старания, добивается, чтобы столовая регулярно снабжалась различными продуктами. С началом весенне-полевых работ в Студеновском совхозе открыты сезонные столовые на всех отделениях. Продуктами они снабжаются. из центральной. Прибавилось, естественно, хлопот и Лидии Григорьевне. Сейчас она часто выезжает на отделения контролировать работу столовых, помогать советом и делом людям, поставленным их обслуживать. Нужно' сказать, что совхозным механизаторам горячая пища доставляется в поле своевременно. О работе столовой проявляет заботу администрация совхоза. Приобретается необходимое обоНаши консультации О продаже автомототранспорта на комиссионных началах В редакцию обращаются труженики города и села с просьбой рассказать о правилах продажи автомототранспорта на комиссионных началах. Редакция попросила выступить по этому вопросу директора кооппромторга Н. КОЛЕНО, статью которой мы и предлагаем вниманию читателей. Комиссионная продажа транспорта, принадлежащего гражданам по праву личной собственности, осуществляется через отдел культтоваров кооппромторга. Комиссия работает по вторникам с 2-х часов дня. Место стоянки продаваемого автотранспорта определено у конторы райпо. Автотранспорт для продажи на комиссионных началах доставляется в магазины средствами их владельца. Если же автомобиль или мотоцикл невозможно доставить в магазин, то комиссия производит осмотр на дому. При сдаче транспорта на комиссию его владелец передает магазину технический паспорт с отметкой ГАИ о снятии с учета в связи с продажей через комиссионный магазин. При приемке автомототранспорта на комиссию составляется акт технического осмотра и по согласованию с лицом, сдающим его, определяется продажная цена, исходя из установленной розничной цены на новый транспорт соответствующей марки. Стоимость транспорта, определенная комиссией, вносится в марудование. Сейчас на кухне установлены картофелечистка, электроплита, электромясорубка, и другое, имеется полный комплект кухонной посуды. Для хранения продуктов есть холодильные шкафы, погреба, на летний период заготовлен лед. Это позволяет хранить продукты, не прибегая к их засолке. В совхозе имеется свой огород, где выращиваются для столовой капуста, лук, огурцы и другие овощи. Так что круглый год приготавливаются овощные блюда, разнообразится меню. К тому же снижается себестоимость обедов. Неплохо поставлена работа столовых в совхозах Калачинском, Хорошинском, в колхозах им. Ленина, «Вперед к коммунизму». Здесь своевременно доставляют механизаторам в поле обеды, заботятся о качестве блюд. Но, к сожалению, не во всех хозяйствах руководством продляется достаточное внимание к организации общественного питания. Например, в колхозе им. Куйбышева заведует столовой Р. И. Гидион. Женщина старательная, добросовестная. Но ей мало, оказывают помощи, особенно транспортом. Иногда ей на себе приходится доставлять продукты в столовую. А сейчас нередки случаи, когда механизаторам обеды в поле привозятся с опозданием. В' колхозе «Маяк Ильича» нуж-' на столовая, но о строительстве ее здесь не думают. Нужно сказать, что хозяйство это не из маленьких и не из бедных. Затягивают со строительством столовой в колхозе им. Карла Маркса. Без овощей невозможно разнообразить меню, без них нарушается технология приготовления пищи. Ежегодно свои , овощи выращивают в совхозах Студеновском, им. Дзержинского, Калачинском, Хорошинском. Сейчас руководителям хозяйств необходимо позаботиться о выращивании овогазин. Комиссионное вознаграждение в пользу магазина устанавливается в размере 7 процентов с продажнюй цены транспорта. Выплата денег лицу, сдавшему автомобиль или. мотоцикл на комиссию, производится на третий день после его продажи. Срок реализации принятого на комиссию автомототранспорта устанавливается в 30 дней. Если же он не реализуется в установленный срок, то подлежит переоценке или возврату владельцу. Транспорт, купленный в комиссионном магазине, обратно от покупателя не принимается ,и не обменивается, гарантии на его качество магазин не выдает. Магазин выдает покупателю технический паспорт и справку-счет. Принятый на комиссию автомототранспорт продается в порядке, установленном для продажи новых автомобилей и мотоциклов, то есть в порядке очередности. Прием и продажа транспорта производится только от жителей своего района и только жителям своего района. щей для столовых, чтобы круглый год они в них не нуждались. В колхозе же им. Тельмана от общественного огорода категорически отказываются. Беда сельских столовых заключается еще в том, что они работают не в контакте с торговыми объединениями. Продукты они получают по доверенности, по безналичному расчету. Работникам прилавка это в план не засчитывается. Поэтому продавцы дефицитные продукты • стараются продать в магазинах сами. Из-за этого передки перебои с жирами, мукой, рисом и другим. В этом отношении нужно соответствующим организациям наладить дело как можно быстрее. Есть претензии к районному объединению «Сельхозтехника». Оно должно ремонтировать кухонное оборудование, снабжать запасными частями. Но не всегда выполняет свои обязанности. Сейчас, например, в Хорошинском совхозе половина оборудования бездействует, специалиста в хозяйстве нет. И дело стоит на месте. Общественному питанию в селах руководство хозяйств и торговые организации должны уделять больше внимания. Чтобы люди могли сказать спасибо за культурное обслуживание и за вкусно приготовленные разнообразные блюда, Н. ВЕЖНЕВЕЦ, инженер-технолог общественного питания управления сельского хозяйства райисполкома. Нести людям прекрасное В Карасукской музыкальной школе—пора экзаменов. Трудно передать словами ту атмосферу озабоченности, деловитости, собранности, а вместе с тем й какой-то приподнятости, праздничности, которая царит сейчас здесь. В.ремя экзаменов одинаково волнующе и для учащихся, и для преподавателей. Сменяются выпуски, но из года в год остаются непреходящими эти волнения и заботы. А нынче для группы выпускников они особенны. И недаром. Карасукская музыкальная шко- ла-»-базовая и у нее больше, чем у других, прав и возможностей пробовать, экспериментировать, внедрять в учебный процесс что- то новое. Нынче этим новым стала для ряда выпускников необычная форма сдачи экзамена по музыкальной литературе. Как известно, раньше он строился в форме ответа на определенный вопрос. А в нынешнем году, как рассказал директор школы Вилен Иванович Устинов, учащимся был Предложен ряд тем бесед о творчестве выдающихся русских и советских композиторов. С пими- то и должны были выступать ребята, но не перед экзаменационной комиссией, как обычно, а перед определенной аудиторией слушателей. Нужно сказать прямо: охотников на это нашлось не много. Да это и понятно—новое всегда пугает, приживается с трудом. Первыми рискнули девять учащихся, в основном, девочки, взяв для подготовки ту из тем, которая своё мастерство Машинное доение коров в районе распространено по всем хозяйствам. Оно повышает производительность, облегчает труд доярок. Молоко, при соблюдении правил пользования аппаратом, получается высокого качества. В то же время доение животных машинами требует от доярок достаточных знаний по устройству установок, правильному обращению с ними. Необходимо также знать физиологию образования молока и строго соблюдать технологию его получения. Выявлению знания животноводами своего дела, повышению их мастерства должны способствовать организация и проведение конкурсов по машинному доению. В минувшем году в мае был проведен первый районный конкурс мастеров машинного доения. В нем приняли активное участие животноводы совхозов Калачинского, им. Дзержинского, колхозов им. Ленина, «Новая семья» и некоторых других хозяйств. Лучше других к конкурсу были подготовлены калачинцы, они заняли все три призовые места. Это соответственно Н. Самохвалова, Т. Голенкова, А. Шеин. К сожалению, из-за неудовлетворительной подготовки в соревновании не приняли участия более половины хозяйств, их представители на конкурсе были сторонними наблюдателями. А из колхозов им. Карла Маркса, им. Мичурина, «Вперед к коммунизму», им. Жданова не прибыл пи больше пришлась по душе. А темы, кстати сказать, были далеко не простыми. Достаточно назвать лишь некоторые: «Оперное творчество П. И. Чайковского», «Мусоргский—певец народа», «Кантата С. Прокофьева «Александр Невский», «Симфонии Д. Шостаковича»... И выпускнику за 30— 40 минут, в течение которых идет Культура и жизнь беседа, необходимо было дать представление слушателям о рассматриваемом предмете, хоть на немного приблизить их к великим творениям великих соотечественников... Задача, как видите, не из легких. И все же ребята в большинстве своем успешно справились с нею. Очень интересными были, например, выступления Вали Хоменко, Наташи Штумф, Нины Сосуновой, Тани Сюткиной. Девочки свободно ведут свой рассказ, хорошо владея аудиторией,> иллюстрируя свою беседу проигрыванием на фортепиано или радиоле отдельных музыкальных моментов, основных тем произведений. Причем многие из них, что на мой взгляд весьма существенно, высказывают собственные мнения о любимых произведениях. Так, Таня Лепетюха, рассказывая об опере Чайковского «Евгений Онегин», коснулась достоинств и недостатков недавно вышедшего на один специалист, ни одна доярка. В нынешнем году 4 июня будет проводиться второй районный конкурс мастеров машинного доения. До начала районного соревнования должны быть проведены конкурсы среди доярок на фермах и отделениях совхозов, в бригадах колхозов. После этого между животноводами хозяйства в целом. Доярки, занявшие классные места, будут участвовать в районном конкурсе. Участники соревнования должны в совершенстве знать оборудование доильных установок, технологию машинного доения, зоотехнические и ветеринарные правила по уходу и содержанию коров и другое. Для победителей конкурса мастеров машинного доения установлены три классных места, им будут вручены премии. Победители районного конкурса примут участие в областном. Сейчас еще достаточно времени хорошо подготовиться к соревнованию всем хозяйствам, чтобы нынче оно прошло более организованно, .. чем в минувшем году. Поэтому специалистам колхозов и совхозов, где еще не приступили к подготовке, следует немедленно организовать учебу животноводов, провести внутри хозяйств соревнования. ’ Проведение районного конкурса покажет культуру ведения животноводства, мастерство его работников. С. ПОЛТОРА«, зоотехник управления сельского хозяйства райисполкома. экраны кинофильма «Чайковский», рассказала, почему опера «Евгений Онегин» для нее—любимое произведение. Ну неосновной вопрос этого начинания—что же дает подобная форма экзаменации учащихся? Выступление ребят перед аудиторией позволяет не только проверить знания учащихся, но и их умение держаться перед слушателями, раскрыть для них красоту серьезной музыки. Ведь цель школы—воспитать ребят не просто музыкантами, умеющими владеть инструментом, любящими и понимающими замечательные творения классиков, но и пропагандистами, могущими рассказать окружающим об этом прекрасном, заставить полюбить его так же трепетно и горячо, как любят они сами. Думается, что преподавательский коллектив школы добьется своей цели. Порукой тому—пусть пока первые, но уже удачные выступления выпускников с беседами перед учащимися общеобразовательных школ, культпросветработниками, сотрудниками районного отдела милиции, партийными и комсомольскими работниками. И, вероятно, в скором времени мы будем свидетелями того, что учащиеся музыкальной школы будут с успехом проводить музыкальные классные часы в школах района и города, в селах, на предприятиях и учреждениях. У большого дела—широкие крылья. Е. ЧЕХ.
elibrary.ngonb.ruRkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2