Сельская новь, 1969, № 106

| ЗА ВЫСОКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ В СОЦИАЛИСТИЧЕСКОМ 8 8 СОРЕВНОВАНИИ НА УБОРКЕ УРОЖАЯ В ПОСЛЕДНЕЙ § 8 ДЕКАДЕ АВГУСТА НА РАЙОННУЮ ДОСКУ ПОЧЕТА 8 ЗАНОСЯТСЯ: 8 ТРОШИН Ф. Т., комбайнер Студеновского совхоза, подобрав- 8 | ший зерновые на 357 га. 8 КУДИНОВ В. И., кукурузовод колхоза им. Жданова, ско- § § сивший кукурузу на 73 га и получивший силосной массы по § у по 298 ц. с гектара. 8 ВОРОНОВ В., ЗАХАРЕНКОВА И,, рабочие из г. Новосибир. § ска> работающие в колхозе им. Жданова. Самоотверженно § трудятся на закладке силоса, они забуртовали 28350 ц. силосной 8 8 массы. “ ГРИНЧЕНКО А. П„ комбайнер Калачинского совхоза, по- § 8 добравший валки на 329 га и намолотивший 1800 ц. зерна. А 8 8 всего он убрал 447 га. 8 | НОСКОВ В. Ф., КИНДЕР А. В., БАХАРЕВ А. И., СОЛН- 8 о ЦЕВА В. Е., рабочие из г. Новосибирска, работающие в Кала- 8 8 пинском совхозе. На раскладке силоса они ежедневно перезы- § . о полняют нормы в два-три раза. 8 § ° ^ооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооаооооооооорооооооооооооооооооооооооооо^ ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ! ОРГАН КАРАСУКСКОГО РАЙКОМА КПСС И РАЙОННОГО СОВЕТА ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ ГЛАВНОЕ НА УБОРКЕ— ТЕМПЫ И КАЧЕСТВО Сейчас для тружеников района нет более важной и более срочной задачи, чем уборка урожая. Быстро и качественно провести ее — значит, сохранить зерно, не допустить потерь. С первых дней жатвы организованно и высокими темпами ведут уборку хлебов колхозы им. Тельмана, им. Ленина, совхоз им. Дзержинского и некоторые другие хозяйства. Они умело сочетают косовицу и обмолот хлебов, одновременно засыпают семена и ведут сдачу зерна государству. Однако в целом по району уборка зерновых вызывает серьезную тревогу. Если по состоянию на 1 сентября скошено 67225 гектар, что составляет 57 процентов к плану, то обмолочено всего лишь 27647 гектаров. Образовался большой разрыв между косовицей и обмолотом. В валках лежит 39000 гектаров. Особенно большое отставание на обмолоте допустили колхозы «Маяк Ильича», им. Куйбышева, им. Карла Маркса и Хорошинский совхоз. А в таких хозяйствах, как совхозы «Октябрь», Калиновский, колхозы «Сибирь» и им. Мичурина уборка зерновых ведется вообще низкими темпами. Чтобы ликвидировать разрыв между косовицей и обмолотом, а также усилить темпы на уборке, необходимо большую часть комбайнов переключить на подборку валков, довести выработку на комбайн до 35—40 гектаров в смену. У нас есть большая армия комбайнеров, которые добиваются ежедневно более высокой выработки. Опыт их работы должен найти -..широкое распространение среди ■Остальных хлеборобов. Ждать хорошей погоды в эту пору не приходится. Каждый час промедления на подборке грозит невосполнимыми потерями. Опыт мастеров жатвы, организаторский талант и личный пример коммунистов, маневрирование техникой >— все должно быть приведено в действие. Район располагает возможностями ежедневно обмолачивать по 6—7 тысяч гектаров. На это и должно быть направлено главное внимание. Одновременно нужно улучшить работу агрегатов и на косовице. Надо, чтобы каждый комбайнер выполнял дневное задание и не допускать простоя техники. При этом важно определить способы и технологию, бенно на уборке низкорослых и изреженных хлебов, вести расчет на применение широкозахватной , техники, сдваивание валков, пря- 14ое комбайнирование. Нынче не совсем благоприятные условия на уборке: часто идут дожди, хлеба во многих хозяйствах низкорослые. Это создает дополнительные трудности. В сложившейся обстановке некоторые агрономы, руководители бригад, отделений, отдельные комбайнеры не проявляют большой озабоченности за качество уборки: косовицу низкорослых хлебов ведут на высоком срезе, подбирают валки на больших скоростях, что ведет к браку и потерям зерна. В первой бригаде колхоза «Новая семья» комбайнер Кайгоро- дов 1, Н. на косовице пшеницы допустил брак на площади 20 гектаров. На пятом отделении Студеновского совхоза народный контроль обнаружил брак на уборке. Комбайнеры Карпов и Родер- мель подборку валков овса вели на большой скорости,, в результате площадь 30 гектаров убрана некачественно. Руководители хозяйства наказали виновных. Допущен был брак на косовице в колхозе им. Карла Маркса. Слабо осуществляется контроль за работой комбайнеров со стороны специалистов колхоза «Маяк Ильича», имела место некачественная уборка в совхозе «Октябрь»., - Эти тревожные факты вызывают серьезное беспокойство за судьбу урожая, за сохранность зерна. Хлеб — наше богатство, его надо убрать и сохранить до единого колоска. Никто нам не простит тех потерь зерна на полосе, которые допускают некоторые комбайнеры. Вокруг бракоделов и безответственных людей нужно создать нетерпимую обстановку. Лица, допустившие потери зерна, должны нести суровое наказание. Партийные организации призваны активизировать на уоорке урожая работу народных контролеров, широко вовлекать для проверки качества уборки членов правления и ревизионной комиссии. Руководители хозяйств, бригадиры, управляющие и агрономы обязаны лично ежедневно проводить проверку и прием убранных участков. В сжатые сроки и без потерь провести уборку урожая — значит обеспечить хозяйства добротными семенами, выпблнить план- заказ продажи зерна государству. Этой задаче сейчас должна быть подчинена вся работа партийных, профсоюзных, комсомольских организаций, сельских Советов, руководителей и специалистов хозяйств. Газета выходит с 1930 года. СВЕДЕНИЯ 0 ПРОДАЖЕ ЗЕРНА ГОСУДАРСТВУ (в проц, н плану) НА 1 СЕНТЯБРЯ СОВХОЗЫ Им. Дзержинского 22,9 «Октябрь» 7,3 Студеновский 6,3 Калиновский 3,3 Калачинский 0,4 п п Хорошинский 0,2 По совхозам 4,6 КОЛХОЗЫ Им. Ленина 33,9 «Вперед к коммунизму» 27,1 Им. Тельмана 21,4 Им. Карла Маркса 15,1 «Сибирь» 11,9 Им. Мичурина 11,6 Им. Калинина 11,5 «Новая семья» 10,8 Им. Жданова 8,5 Им. Куйбышева 3,8 «Маяк Ильича» 2,9 По колхозам 13,6 ПО РАЙОНУ 8,4 СВЕДЕНИЯ О КОСОВИЦЕ ХЛЕБОВ (в проц, к плану), ПОДБОРКЕ ВАЛКОВ (в проц, к скошенному), УБОРКИ КУКУРУЗЫ (в проц, к плану) И ВСПАШКЕ ЗЯБИ (в проц, к плану) Косо- Обмо- куку- Зябь Косо- Обмо- Куку. Зябь вица лот руза вица лот руза СОВХОЗЫ " Им. Жданова 71,2 26,8 27,7 0,7 Им. Дзержинского 88,9 37,8 55,4 1,4 Им. Куйбышева 682 33 0 58,1 4,0 Студеновский 68,9 42,4 50,5 0,2 Им. Ленина • 61,99 57 9 57,6 7,2 Калачинский 54,3 40,2 60,2 2,3 -Вперед к коммунизму» 61 3 57 5 $7 0 1,0 «Октябрь» 44,1 45,8 27,7 1,8 Им. Калинина . 59 1 38 4 38 6 - Хорошинский 43,1 29,8 49,5 0,3 «Новая семья». 52 9 43,1 43,4 6,9 Калиновский 37,2 54,9 43,8 1,1 «Маяк Ильича» 50,0 35,1 47,0 4,8 Им. 'Мичурина 43,6 43,0 64,6 — ПО СОВХОЗАМ ~ 55,7 40,8 49,6 1,3 «Сибирь» 39,0 62,0 51,6 0,4 КОЛХОЗЫ по КОЛх03АМ 58,9 41,4 51,8 3,8 Им. Карла Маркса 77,5 28,1 72,1 1,9 Им. Тельмана 74,1 52,1 42,1 11,8 ПО РАЙОНУ 57,0 * 41,1 50,5 2,3 JB райкоме КПСС О фактах брака на уборке урожая в колхозе „Новак семья“ 30 августа бюро райкома КПСС заслушало информацию председателя районного комитета народного контроля т. Кадатко о фактах брака в колхозе «Новая семья». В первой бригаде колхоза комбайнер Кайгородов Г. Н. на косовице низкорослого хлеба допустил брак на площади 20 гектаров. Как выяснилось, брак был допущен в результате бесконтрольности за ходом уборки со стороны руководителей хозяйства. Ни бригадир т. Бутко, ни агроном ^колхоза т. Кривенко, ни учетчик т. Красносельский предварительно хорошо не ознакомились с состоянием полосы и направили комбайнера Кайгородова косить пшеницу на свал, хотя хлеб был низкорослый и пбле весной обработано плохо, остались большие борозды. Кайгородов, чувствуя бесконтрольность со стороны руководителей, недобросовестно отнесся к косовице. Он на неотрегулированной жатке, <без формирующего валика сел свал пшеницы. Валки не образовы- I вались, срез производил на высоте 25—30 сантиметров. В результате ! колосья разбрасывались по полосе и проваливались к земле. Этот № 106 (4182) ВТОРНИК, 2 сентября 1969 г. Цена 2 коп. Каждый день—производительно Доброй трудовой славой пользуются у хлеборобов Калиновского совхоза комбайнеры Е- Схоменко, В. Навощик, Н- Николенко. Используя благоприятную погоду, они ежедневно на жатве хлебов добиваются высокой выработки при хорошем качестве работы- Например, Е. Схоменко в отдельные дни при норме 18 гектаров укладывает в валки до 50 гектаров зерновых- Не на много отстают от него Используют каждый погожий час Неблагоприятная погода мешает хлеборобам трудиться ежедневно производительно. Но это не стра шит механизаторов колхоза им. Жданова А. Миллера. И. Соло- вицкого и И. Лозу. Работая про грессивным групповым методом, опытные комбайнеры используют каждый, погожий час производифакт руководителями хозяйства остался незамеченным. Сельхозартель уже порядочное время ведет уборку, но до сих пор здесь не была отработана система контроля за качеством уборки и сохранностью зерна. Ежедневная приемка полос никем не производилась. Комбайнеры при подборке этой же полосы также небрежно отнеслись к обмолоту. В результате чего были допущены большие потери зерна. Комитет народного контроля на своем выездном заседании рассмотрел факт брака в хозяйстве. За бесконтрольность за качеством уборки и допущенный брак на косовице и подборке на агронома колхоза т. Кривенко, механика т. Кругликова и бригадира первой бригады т. Бутко комитет произвел денежный начет в размере одной третвей части месячной зарплаты, учетчику т. Красносельскому объявили выговор. Правление колхоза наказало комбайнера т. Кайгородова. Оно не оплатило ему за работу на поле, на котором он допустил брак, лишило премиальных, предусмотренных постановлением правительсти его товарищи по труду. Комсомолец Н- Николенко считается лучшим среди молодых комбайнеров. На счету у каждого из этих передовиков почти по 600 гектаров скошенных хлебовНа обмолоте замечательно работает В. Омельченко, перевыполняющий сменные задания- Своим СК-4 он подобрал валки более чем на 300 гектарах. В- БОРБЛИК. директор совхозательно, перекрывая сменные зада ния. Эти передовые хлеборобы, яв ляясь маяками в нашем хозяйстве в битве за хлеб, обмолотили более чем по 300 гектаров каждый. П. КОВАЛЕВ, агроном’ колхоза. ва. Переделка брака будет произведена за счет -виновного. Наказаны и комбайнеры, которые вели подборку на этой полосе. Бюро райкома КПСС заслушало объяснение председателя колхоза т. Баранникова и секретаря партбюро т. Уколова о фактах брака на уборке. За бесконтрольность в проведении уборки урожая, за допущенный брак и отсутствие контроля за качеством уборочных работ на тт. Баранникова и Уколова наложены партийные взыскания. Бюро РК КПСС потребовало от руководителей хозяйства устранить допущенный брак, провести повторную уборку полосы, усилить контроль за качеством уборки урожая. Ежедневно производить приемку убираемых полос от комбайнеров как на косовице, так и на обмолоте. Привлечь для участия в контроле за качеством уборки и сохранностью зерна широкий круг общественности: народных контролеров, членов правления, ревизионной комиссии. Обязало руководителей хозяйства принять меры к недопущению подобных фактов впредь.

2 СЕЛ ЬСКАЯ НОВЬ 2 сентября 1969 г., № 106 (4182) ВоспитЬватЬ учащихся С/ЧАЛЛААЛЛЛАЛЛАЛ/Ч/ЧЛЛ Ж Ж 5 В железнодорожном Доме культуры состоялось тради- < ? ционное августовское совещание учителей района, кото- < > рое обсудило доклад 2-го секретаря РК КПСС Медведко ? С С. П. «Об итогах июньского (1969 г.) Пленума ПК КПСС 5 5 и задачи учителей в 1969—1970 учебном году». С анали- 5 5 зом работы педагогических коллективов по выполнению 5 > постановления ЦК КПСС о подготовке к 100-летию со 5 > дня рождения В. И. Ленина и путях улучшения учеб- < > но-воспитательной работы с детьми выступил заведующий < > района Ткач А. Ф. < > В прениях приняли участие Голенкрва 3. Т.—учитель- 5 > ница базовой школы, Шаповал В. С.—директор Токарев- < > ской восьмилетней школы, Разноцветова В. В.-—учитель- 5 I ница Шиловокурьинской восьмилетней школы, Бендер 5 > В. Ф.—заместитель директора Октябрьской средней шко- < • лы, Шмидт В. А.—учитель физкультуры Хорошинской щко- < I лы, Ковальчук А. В.—заведующий методическим кабине- 5 , том района, Добряк В. Ф.—председатель родительского < ' комитета Калачинской восьмилетней школы и другие. 5 Старейшая учительница Лысенко. Е. П. приветствовала 5 молодых специалистов, прибывших в наш район. От име- $ ни всех выпускников с ответным словом выступила вы- 2 пускница Воронежского университета Азарных Г. Д. < Sa,языке Ленина, ТЛЕ У КЕНОВА А. С.,- учительница Карасартовской средней школы В 1964 году в нашей школе начался переход к обучению на русском языке. Надо сказать, что школьники охотно изучают его, любят. Дети стали грамот нее писать диктанты, сочинения и изложения, чище стала их речь. Однако, у нас есть еще много трудностей. Дело в том, что в нашем селе живут только казахи и поэтому их дети до прихода в школу общаются только на родном языке. В се ле нет никаких других детских учреждений, в школе нет спе циального приготовительного класса. В нашей школе проводится немалая работа, связанная с изучением актуальных проблем методики преподавания по но вым программам. С этой целью у нас систематически проводят ся различные семинары. В свя зи с переходом на новые учеб ники и программы в методике обучения детей появилось много нового, учителя нашей школы стали шире использо вать приемы и методы, которые требуют от учащихся активной мыслительной деятельности. Много приходится работать и самим учителям, чтобы пригото_ вить к обучению по новым про граммам. ЗА СОВМЕСТНУЮ РАБОТУ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ ДОБРЯК В. Ф„ председатель родительского комитета Калачинской восьмилетней школы. Наш родительский комитет работает по плану, который составляем совместно с адми нистрацией школы и учителями. На заседаниях комитета всегда рассматриваем вопросы, содей ствующие улучшению воспита ния ребят. Многие члены коми тета шефствуют над неуспеваю щими и трудными школьника ми, регулярно посещают их квартиры, постоянно держат связь с их родителями. В ре зультате такие ученики, как Кнаус С., Бирюков В., Голен ков Г. изменились в положи тельную сторону, лучше стали учиться. • Члены родительского комитета совместно с классными руВоспитание учащихся на ле нинском примере как на уроке, так и во внеурочное время— центральное звено в деятель ности любого учителя. У нас созданы ленинские уголки, про водятся ленинские чтения, бе седы и лекции, пионерские сбо ры с ленинской тематикой. Вбе мероприятия проводятся 'на.рус- ском языке. На любом уроке сейчас, как никогда, надо умело, с учетом возрастных особенностей зна комить детей со страничками биографии вождя, с его идея ми. А это возможно лишь в том случае, если мы, сами учителя, будем постоянно совершенство вать свои познания в лениниз ме, учиться у Ильича мудрости, глубокому пониманию явлений действительности, в любую ми нуту мысленно обращаться к нему за советом. Минувший учебный год наш коллектив завершил неплохими результатами. Выполнен Закон о всеобуче, большинство вось миклассников продолжает обучаться в 9 классе. Учителя нашей школы принимают ак тивное участие в общественной жизни села. Все они являются агитаторами, участвуют в худо жественной самодеятельности. ководителями проводят собра ния в классах. Часто практику ем совместные собрания уча щихся и родителей. Посещаем квартиры семей, члены коми тета изучают семейно-бытовые условия, в которых живут уче ники, организуют материальную помощь. В тех случаях, когда содействия родительского коми тета не дают определенных ре зультатов воспитания, обраща емся в местком, партбюро, в производственный коллектив, где работают родители. Особую заботу проявляет наш комитет о духовном росте школьника: интересуемся, под писались ли на газеты и журна лы, есть ли дома библиотечка, как выполняется режим дня, Всего восемь месяцев отделяют нас от того дня, когда советский народ, все прогрессивное человечество торжественно будет отмечать 100-летие со дня рождения В. И. Ленина—великого мыслителя и революционера, вождя советского народа и трудящихся всего мира. В обстановке огромного всенародного патриотического подъема проходит в нашей стране подготовка к ленинскому юбилею. Вместе со всем народом этот патриотический подъем переживает и советская школа, ее учащиеся и учителя, все работники народного образования. Воспитание школьников на примере жизни и деятельности В. И. Ленина, формирование их высоких нравственных качеств, глубоких коммунистических убеждений, основанных на бессмертных идеях ленинизма, всегда находились и находятся в центре внимания нашего учительства. Отмечая драгоценные черты немеркнущего образа нашего вождя и учителя, ЦК КПСС в своем постановлении «О подготовке к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина» подчеркивает, что нет ничего более возвышенного и благородного, чем следовать Ленину, самоотверженно бороться за дело, которому он посвятил всю свою жизнь. В постановлении говорится, что лучший способ отметить этот праздник—-сосредоточить внимание на осуществление грандиозных задач хозяйственного и культурного строительства, на нерешенных вопросах,. Для советского учительства это значит направить все свои усилия, знания, умение, опыт на дальнейшее совершенствование обучения и воспитания подрастающего поколения, на его идейную ракалку. Как известно, основные задачи, которые предстоит решить нашей партии, советскому народу на пути строительства коммунистического общества—это создание материально-технической базы коммунизма, формирование общественных отношений и воспитание нового человека. Воспитывать советских людей и в первую очередь молодежь в духе верности ленинским заветам, непримиримости к чуждой идеологии, интернационалистами и патриотами, верными партии и народу—таков святой долг каждого работника народного образования. Готовим надры учителей ВОЛО ДЮШ КП H С. В.,директор Карасукского педучилища. В педагогическим училище достигнуты некоторые успехи в подготовке учителей общеобра зовательных школ и воспитате лей детских садов. За пять лет выпущено около 400 учителей начальной школы, подготовлено более 150 воспитателей. Более какие условия созданы для за нятий дома и т. д. Весной на заседание пригла сили мальчиков-подростков вместе с родителями. Совмест но обсудили, чем будем зани маться летом, где будет рабо тать каждый из них. Все лето ребята трудились в совхозе, ни одного грубого нарушения за лето не было. Член родительского комитета Перепелица 3. Ф. имеющая трех детей, ведет в школе тан цевальный кружок. Совместная работа родителей и педагогов имеет свои положительные ре зультаты. Большинство детей хорошо учится, постоянно повы шается,уровень их воспитанно сти. I Из доклада Учительские коллективы школ района, используя на уроках, в беседах, на сборах, в различных внеклассных мероприятиях материалы о жизни и деятельности В. И. Ленина, добиваются положительных успехов в улучшении содержания учебно-воспитательного процесса, повышают идейную направленность. В этом отношении уже накоплен определенный опыт во многих наших школах. В школах администрация, партийная организация и местный комитет разработали примерную тематику лекций и бесед для учащихся каждого класса, начиная с первого и кончая десятым. Например, в Карасукской средней школе № 1 для учащихся 9—10 классов работает постоянный лекторий. Членами лектория—учителями—разработано 10 тем, связанных с жизнью и деятельностью Ленина и его соратников. В этой и многих других шкалах работают лекторские группы из учащихся старшеклассников. Ребята выступают с беседами в пионерских отрядах, перед родителями, на шефствующих предприятиях. Н. К. Крупская в свое время советовала, что детям нужно читать и рассказывать о Ленине все: и о его детских и юношеских годах, об отце и матери Ильича, о том, как великий вождь использовал свое пребывание в тюрьме для учебы, о его деятельности в годы реакции в эмиграции, в дни великого Октября и в годы гражданской войны: «Надо, — советовала Н. К. Крупская,—говорить лишь о самом существенном, самом важном, самом основном. Поменьше лозунгов, побольше простых, понятных рассказов». И, конечно, главная задача учителя не в том, чтобы воспитывать у школьников пассивное восхищение примером Ленина, его поступками, а в том, чтобы пробуждать у них глубокие раздумья над своим местом в жизни, над своими поступками и поведением, воспитывать у ребят стремление к самовоспитанию, создавать для них такую обстановку, при которой ученики всегда и везде стремились бы «сверять себя по Ильичу». Большая работа по изучению наследия В. И. Ленина проводится педагогическим коллективом средней школы № 1. Кроме проведения бесед, лекций и других 100 учителей —■ наших выпуск ников работают в Карасук- ском районе, большинство из них трудится успешно. В текущем учебном году из 200 выпускников училища 87 проц, получили только отлич- ные и хорошие оценки по педа гогике и частным методикам. Студенты принимают активное участие в общественной жизни города и района. Более 900 сту дентов работали на ленинском субботнике, активно участвуют в художественной самодеятель ности, выступают с концертами в селах, являются постоянными участниками народного театра. Учащиеся всех курсов учатся выступать с лекциями, беседа ми на методические и полити ческие темы, по работам В. И. Ленина. В текущем году принято в училище 270 учащихся, более 100 из, них отличники и хоро шисты. Результаты вступитель ных экзаменов показали, что У школьников улучшилась гра мотность,'значительно сократи лось число ошибок, повысизаведующего мероприятий в подготовке к юбилею Ленина, главное место отводится повышению роли урока, освоению школьниками основ ленинского теоретического наследия. И поэтому не случайно, что 21 учитель этой школы обеспечил успешное усвоение программного материала всеми учащимися, а 12 учителей близки к полному преодолению второгодничества. В Хорошинской, Студеновской и других школах оформлены электрифицированные карты «Имя . Ленина на карте Родины», повсеместно создаются библиотеки из книг о Ленине, а для старшеклассников—из произведений Ленина. Систематически проводятся конкурсы на лучшее исполнение стихов об Ильиче, о Родине, о партии, любимых песен В. И. Ленина, рисунков и сочинений на ленинские темы. Результатом всей этой большой и разносторонней работы явилось создание во всех восьмилетних и средних школах Ленинских уголков и комнат, которые являются центрами работы по идейно-политическому воспитанию учащихся. Подводя итоги прошедшего учебного года, следует сказать, что заметных успехов в воспитании и обучении детей добились педагогические коллективы Морозов- ской, Шиловокурьинской, Дзержинской, Токаревской, Акпановской, Калачинской, Троицкой восьмилетних, Октябрьской средней, Луганской, Демидовской, Озерян- ской, Красносельской, Знаменской начальных и некоторых других школ. Истекший учебный год закончили с полной или почти полной успеваемостью более четвертой части учителей района. Многие учителя начальных классов—тт. Никитенко и Мартыко из Студеновской школы, Кагвдей из Хорошинской, Гребенникова из Ирбизинской, Хадеева и Ткаченко из средней школы № 2, Липинская из Октябрьской школы и многие другие уже давно отказались от догматических методов обучения, они учат ребят самостоятельно мыслить, рассуждать, наблюдать, сопоставлять, делать обобщения и выводы. Качество знаний реоят этих учителей высокие. Успешно решают проблему второгодничества многие учителя лись знания по математике. Однако много еще и недорабо ток и пробелов. В этом году первые классы переходят на новые программы. Конечно, переход этот будет более успешным лишь в том случае, если о б щ е с т- венность и родители будут понимать необходимость обучения по новой программе. Преподаватели училища оказы вают большую помощь учите лям школ в овладении новой системой начального обучения. Только в этом году при педучи лище прослушали курс обуче ния в работе по новым програм мам свыше 140 учителей. Современный этап строитель ства коммунизма предъявляет новые требования к качеству подготовки будущих специалис тов народного образования и особенно к их идейно-полити ческому росту и повышению педагогического мастерства. Коллектив педучилища наме тил конкретные меры по улуч шению учебно-воспитательной работы с учащимися.

2 сентября 1969 г,, № 106 (4182‘ СЕЛЬСКАЯ НОВЬ 3 н а районо Тнача А. Ф. русского языка и литературы. Словесники тт. Деревнина, Пирог, Модина, Бендер, Кравченко, Шаповал, Федорова и многие другие в основу своей работы положили принцип непрерывного совершенствования знаний, умений и навыков. Хорошее знание программы, применение наглядности, исследовательский подход к изучаемому материалу позволяют им обеспечивать высокую успеваемость. Преподаватели математики тт. Новикова, Мысак, Згибнева, Ковтун, Мартыко, Столярова и ряд других много внимания уделяют индивидуальной работе с учащимися, своевременно предупреждают отставание ребят, проводят большую внеклассную работу по своим предметам. В настоящее время особое значение имеет идейно-политическое образование и воспитание учащихся. Следует отметить, что высокую сознательность, творческую инициативу, зрелость суждений школьники приобретают прежде всего на уроке, в процессе изучения основ науки. Поэтому первостепенная задача учителя, какой бы предмет он не вел, добиваться? чтобы учебные занятия стали эффективным средством формирования научно-материалистического мировоззрения школьника. Безусловно, особая роль в этом принадлежит преподавателям истории. И в школах района немало трудится учителей истории, умеющих донести до сознания учащихся историческую науку, глубоко раскрывающих суть исторического развития. Однако было бы ошибкой полагать что работниками народного образования нашего района сделано все возможное, исчерпаны все резервы для повышения успеваемости и улучшения коммунистического воспитания школьника. Достаточно сказать, что за два последних года успеваемость в районе остается на одном и том же уровне, а в ряде школ в истекшем году даже допущено снижение. Например, в Калиновской восьмилетней школе число неуспевающих учащихся увеличилось в четыре раза, почти вдвое увеличилось число неуспевающих в Михайловской восьмилетней, в Ирбизинской средней школах. Неблагополучно в этом отношении в средней школе совхоза «Октябрь», средней школе № 2, В числе важнейших задач коммунистического воспитания детей—-подготовка их к общест венно-полезному труду, к соз нательному выбору профессии с учетом запросов народного хозяйства.. Учащиеся нашей школы каждое лето работают на кирпичном заводе, обслужи вают лесничество, работают на полях и в животноводстве сов хоза. В этом году организовали производственную бригаду. Создание ее началось еще зи мой. После бесед в классах сос тоялось совместное заседание совета дружины, комитета комВ истекшем учебном году особое внимание наш коллектив уделил на формирование пра вильных понятий родителями политических вопросов, вопро сов семейного воспитания. Мы разработали тематику бесед по биографии В. И. Ленина, кото рые ежедневно проводили на животноводческой ферме. Вся кая беседа или лекция по ле нинской тематике всегда увязы валась с событиями сегодняш него дня, с современностью, местным материалом. Лекции лени н с к и х идея Кукаринской и некоторых других школах. С низкими показателями в учебно-воспитательной работе закончили учебный год Анисимовская, Чуманская, Нестеровская, Медяни- хинская и некоторые другие начальные школы. Из года в год ниже своих возможностей работает педагогический коллектив Чер- нокурьинской средней школы. Здесь из 364 учеников по итогам весеннего перевода не успевает 43 ученика, или 12 проц. Такой низкой успеваемости нет ни в одной восьмилетней и средней школах. От 8 до 10 процентов учащихся не успевают в Рассказовской, Кукаринской, Благодатской и некоторых других школах. В юбилейном 1970 учебном году нам предстоит решить ряд коренных вопросов, связанных с дальнейшим развитием народного образования. Прежде всего мы должны в основном осуществить переход к всеобщему среднему образованию. В этом отношении немало., уже сделано. Если в 1966 году в районе было 6 средних школ, то нынче их 10. За последние годы значительно возросло число молодых людей, получивших среднее образование в школах, техникумах и т. д. Лучше других решается переход к всеобщему среднему образованию в Октябрьской, Карасартовской, Ирбизинской, Карасукской № 1 средних, в Рождественской, Жана- Дуньинской восьмилетних школах. Например, в средней школе № 1 из 98 выпускников восьмых классов в 9 класс пойдет учиться 61 ученик, в техникумы 12 человек и остальные 15 поступают на учебу в производственно-технические училища. Не так решается вопрос в восьмилетней школе № 3, где из 51 восьмиклассника изъявили желание учиться в 9 классе только 25 человек или менее 50 проц., в Благодатской школе из 25 человек всего 10, в Кукаринской—только половина. Как видно, многим педагогическим коллективам предстоит сделать еще очень многое, приложить максимум усилий и труда, чтобы выполнить указания ЦК КПСС и Советского правительства о переходе к всеобщему образованию. Прививать любовь БЕНДЕР В. Ф., заместитель директора Октябрьской. сомола и родительского коми тета, на котором решено было создать бригаду. Совместно с дирекцией совхоза обговорили вопросы оплаты, питания, транспорта и т. д. Бригада де лилась на три звена: по выра щиванию капусты, изготовле нию кирпича и работающее в лесхозе. В каждом звене были бригадир, учетчик, физорг, культорг, редактор.' Рабочком совхоза выделил транспорт, Работаем с родителями ШАПОВАЛ В. С., директор Токаревской восьмилетней школы. читались в клубе. Пользуясь присутствием родителей, мы по стоянно информировали их о делах школы. На наш взгляд, беседы и лекции сыграли значительную роль в политическом воспита нии тружеников села, создавали условия для делового контакта педагогов и родителей. Учителя лучше стали знать родителей. Не менее важная задача—не допустить отсева учащихся из 9—10 классов. В прошлом Лду особенно большой отсев допущен в Черно- курьинской, Студеновской, Благодатской и некоторых других средних школах. Известно, что основным условием успешного перехода к всеобщему среднему образованию является безусловное выполнение Закона о восьмилетием всеобуче. Однако в некоторых сельских Советах все еще многие учащиеся выбывают из школ, не получив восьмилетнего образованния. Особую тревогу вызывает положение в Хорошинской, Чернокурьинской, Октябрьской, Калиновской, Карасукской средней № 2 школах. Полностью выполняется восьмилетний всеобуч в Токаревской, Шиловокурьинской, Ирбизинской, Карасартовской, Калачинской и некоторых других школах. Серьезные недостатки имеются в организации факультативов. В некоторых школах они ведутся не по программе. Например, в Троицкой и средней № 2 были введены факультативы по русскому языку, на занятиях которых не углублялись знания учащихся по данному предмету, а просто «натаскивали» ребят писать сочинения. В последнее время в школах заметно улучшилось трудовое воспитание учащихся. Например, в Октябрьской средней школе в течение всего лета работали 3 производственные ученические бригады, одна из которых занималась выращиванием овощей, другая работала на питомнике мехлесхоза и третья—строительная—на совхозном кирпичном заводе. Большая работа по воспитанию трудолюбия у учащихся проводится в Шиловокурьинской и Студеновской школах. Опыт работы ученических бригад показывает, что они способствуют воспитанию у школьников коммунистического отношения к труду и социалистической собственности, развитию активности, инициативы, формированию устойчивых интересов к различным сельскохозяйственным профессиям. Однако в средней школе совхоза «Октябрь», Чернокурьинской, Хорошинской, Ирбизинской и в некоторых других производственные ученические бригады не были созсредства на приобретение спортинвентаря и настольных игр. Бригадой была высажена капуста на площади 3,5 га, об работано 592 га лесонасажде ний, связано 2500 веников, сде лано 330 тыс. штук кирпича. Итоги работы бригады будут подведены осенью. Характерно, что в бригаде хорошо трудились многие так называемые труд ные дети. Учителя системати чески вели в бригаде воспитаМы постоянно занимаемся вопросами воспита ния трудных детей. Конечно, ведя разговор о трудных детях и работе с ними, не забываем, что надо вести разговор прежде всего о высоком мастерстве пе дагога, его духовном облике. Составляя тематику бесед с ро дителями о воспитании детей в семье, стремились сформировать даны вообще. Во многих бригадах и звеньях плохо был организован труд учащихся, слабо поставлено нормирование и учет труда. Большое образовательное и воспитательное воздействие на учащихся оказывает подготовка и проведение игры «Зарница». Ребята с увлечением изучают юнармейские, специальности, разучивают строевые песни, занимаются строевой подготовкой, участвуют в играх на местности. В июне текущего года состоялся районный заключительный этап игры, «Зарница». Первые места заняли батальоны Благодатской, Бо’гословской, Рождественской школ. Наши юнармейцы участвовали в областной игре «Зарница» и среди сельских районов заняли первое место. В июле ГО юнармейцев— учащихся Хорошинской средней школы— участвовала в всесоюзной игре «Зарница» в г. Пскове в составе батальона Новосибирской области и заняли второе место среди областей и краев Сибири и Дальнего Востока. В нынешнем году некоторые классы переходят на новые учебные программы. Чтобы успешно решить этот переход, учителям необходимо систематически совершест- вовать и пополнять свои знания, постоянно изучать опыт своих товарищей. Наступающий учебный год—год ленинского юбилея должен стать годом максимального использования всех резервов и возможностей для дальнейшего развития советской школы как общеобразовательной трудовой, политической, призванной вооружить учащихся прочными знаниями основ наук, формировать их ма- териалистическое мировоззрение и коммунистическую нравственность, готовить школьника к жизни, к сознательному выбору профессии. Приобщать молодежь к ленинскому теоретическому наследию, раскрывать перед учащимися замечательные черты гения революции, борца, патриота, мужественного и принципиального коммуниста, самого человечного человека— задача весьма ответственная и нелегкая, она требует, от каждого воспитателя глубоких политических знаний, партийной страстности и убежденности, широкой эрудиции и педагогического мастерства. к труду средней школы. тельную работу; организовыва ли их досуг. Бригада успешно сочетала учение с производительным трудом в селе. Дети учатся жить и работать по-коммунис тически, овладевать навыками механизированного сельскохо зяйственного производства. Работая в бригаде, ребята про веряют и закрепляют получен ные в школе знания по биоло гии, математике, химии, физи ке. У родителей правильные поня тия в вопросах воспитания. В этом учебном году на всех занятиях с родителями будем проводить беседы, основным содержанием которых будет предупреждение появления от рицательных черт характера у детей. Кроме того, мы постоян но занимаемся вопросами повы шения общеобразовательного уровня населения села. Боль шинство рабочих совхоза посе щавших школу, закончило учебный год успешно. X ИСКАТЬ ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ ПИРОГ Е. П., учительница русского языка и литературы восьмилетней школы № 1 г. Нарасука- Учителя русского языка на шей школы стремятся найти на иболее эффективные формы воспитательной работы на уро ках. За последние годы качест во знаний заметно улучшилось. 40 проц, детей по русскому языку учатся на хорошо и от лично, Индивидуальная работа проводится с каждым слабым учеником, ведется строгий учет их ошибок и регулярная работа по устранению их. Большую помощь в улучшении качества знаний оказывают наши шефы —рабочие мясокомбината. Много места на уроках рус ского языка занимают творчес кие работы, через которые мы стараемся воспитывать у детей любовь к нашей Родине, Ком мунистической партии ’приви вать коммунистическое миро воззрение, умение логически мыслить. Во всех классах на шей школы проходили ленин ские чтения, написано много сочинений о В. И. Ленине и его соратниках. К таким сочи нениям ребята тщательно гото вились, перечитывали много художественной литературы. Темы сочинений различны: «Ле нин и книги», «На родине Ильича». «Ленин в Шушен ском», «За что я так люблю Ленина» и т. д. Творческие работы проводят ся и по картинам с ленинской тематикой. Широко использова лись в воспитательной работе на уроках материалы из нашей Ленинской комнаты, кино, ди афильмы, звукозаписи. Живым примером для ребят служат и наши современники, рядовые труженики, замечательные сво ими делами в прошлом и нас тоящем, хорошие производст венники, члены бригад комму нистического труда. В моем классе шефы—брига да коммунистического труда. Дети знакомились с лучшими людьми, а потом писали сочи нения. Важно то, что дети на чинали видеть хороших людей не только по книгам, а рядом с собой, могли с ними говорить, поучиться у них, что очень важ но в образовательном и воспи тательном значении. Я стараюсь зажечь в учащих ся горячую любовь к художест венной литературе, учу нахо дить и читать книгу, чтобы на ум и сердце ребят воздейство вали образы, чувства и мысли писателя, развивали их умст венно и нравственно, помогли воспитать в них лучшие качест ва советского человека. Каждый словестник должен тщательно изучать партийные документы о литературе и ис кусстве, глубоко продумывать их и руководствоваться ими в образовательной и воспитатель ной работе с учащимися,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2