Сельская новь, 1962, № 92

Пролетарии всех стран, соединяйтесь! СЕШШ НОВЬ Газета Новосибирского обкома КПСС и облисполкома ДЛЯ РАЙОНОВ КАРАСУКСКОГО ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПРО~ ИЗВ0ДСТВЕНН0Г0 КОЛХОЗНО-СОВХОЗНОГО УПРАВЛЕНИЯ. Вторник, 9 октября 1962 г, № 92 2 кол. Вснашка закончена Во второй бригаде колхоза «Новая семья» все механизаторы настроены по-боеОНИ ИДУТ ВПЕРЕДИ Впереди других по вспашке зяби в Полонском совхозе идёт первое отделение, которым руководит Н. И. Шлягов. На 3 октября здесь вспахано 3407 гектаров из плана 3851, что составляет 88,5 процента. В предоктябрьском социалистическом соревнонании первенство держит тракторист Александр Александрович Торатецкий. На тракторе «ДТ-54» он за свои смены вспахал' 206 гектаров, 205 гектаров на «Т-75» вспахал тракторист Василий Васильевич Коваленко. Эти механизаторы ежедневно перекрывают сменные нормы. М. БОГОРОДСКАЯ, ★ - -------------•------ По первому зову Над селом Стекляное опустились сумерки. Трудовой день кончился. Рабочие 2нго отделения откормочного совхоза занимались делами в личных хозяйствах. В это время с центральной базы прибыла автомашина за фуражом. Где грузчики? — спросил шофер, обращаясь к управляющему т. Рудакову. — Через пять минут будут,— ответил тот уверенно. И действительно, вскоре домохозяйки М. В. Кочергина, Н. П. Цыганенко, А. Е. Карюшина, А. Я. Чуева и другие прибыли с ведрами и носилками примерно через полчаса машина, груженная В ПЕ РЕДИ—ВТОРАЯ В колхозе им. Тельмана во второй. бригаде из 2700 гектаров зяби уже вспахано 2100 гектаров. Трактористы Анатолий Карась, Александр Томатов, Иван Полянский ежедневно выполняют норму на 130—150 процентов. Особенно хорошо трудятся Александр Галузец и Леонид Пономарев. Их «ДТ-54» работает круглосуточно. вому, они решили под весь яровой клин заготовить землю в октябре. Слово свое сдержали: на 5 октября вспахано 1640 гектаров при плане 1500. Особенно отличились в работе трактористы Г. Долгополов, Н. Чичканов, Ф. Черепанов, В. Безгубов, И. Суховеев,. М. ТПилюлин, Коммунисты показывают пример Коммуниста Павла Макаровича Янчарина в колхозе им. Свердлова знает каждый. Он добросовестный труженик, работает трактористом. Нынче Павел Макарович вместе со своим напарником Акимом Ефимовичем Святуном в период хлебоуборки буксировали комбайн. Чуть появится свободное время, каждый переключал трактор на вспашку зяби, успе- ----------- ★ овсом и сеном, отправилась в сторону Карасука. -— Надежные у нас помощники,—сказал управляющий, когда женщины пошли по домам.—На днях они закончили копку картофеля на 20 гектарах. По полторы-две нормы выполняли ежедневно М. Н. Кузьмичева, Е. С. Макажанова, Е. П. Рудакова, 3. Н. Бондаренко и эти, которые были на погрузке. Они перебирали и засыпали картофель в овощехранилище. Когда требуется их помощь, всегда являются по первому зову. А. МОДЖЕНОК. Трактористы заранее позаботились об исправности машины, заправляют ее прямо в борозде. За последнюю пятидневку они вспахали 86 гектаров земли, а на счету у каждого свыше 170 гектаров выровненной зяби. Н. БУССЕЛЬ, бухгалтер по механизации. Н. Шарушинский. Эти товарищи постоянно перевыполняли сменные нормы выработки, пахали только с хорошим качеством. В бригаде заканчиваются скирдование соломы, копка картофеля. И. ЧЕРЕПЕНЬКО, учетчик. вая за сутки выполнить норму и на косовице хлебов, и на пахоте. Сейчас на счету у коммуниста Янчарина вспахано 220 гектаров зяби, у напарника тоже более двухсот гектаров. И. КАРНИТ. СКАЗКА Вихрастый озорной вйучонок притаился у дедовых колен. Ой, какую интересную сказку знает дед. Азнобай неторопливо и задумчиво ведет рассказ. Это было давным-давно. Тогда дети не ходили в школу, они не знали букварей с красивыми разноцветными картинками. У них не было дома и улицы, родной улицы, по которой ты бегаешь, малыш. Они жили в рваных кибитках на колесах. И ездили, ездили, ездили... Но дети и тогда любили играть. Очень любил играть и курчавый мальчишка, такой же шалун, как и ты.А ему кричали: «Опять недоглядел, опять овцы разбрелись!»... и били, очень больно, жестоко. Мальчишка стал подрастать. Он и тогда пас овец и думал: — Почему так все устроено? Одни лежат на дорогих коврах в богатых шалашах, а другие работают день и ночь, мокнут под дождями и за всю жизнь не могут досыта поесть. Так думал парень, и невольно сжимались кулаки. Потом пришли добрые рыцари, сказали, что все богатства и скот для тех, кто трудится, и солнце для них, и радость. Разогнали богачей, построили новую. жизнь. Светлую и прекрасную. Не понравилось это нечистой силе. Посадила она своих служителей на самолеты, дала им ружья и послала войной на Советский Союз. Парень первым из села пошел драться за Родину. Кровавая это была бойня. Но народ выстоял, отвоевал. Ясные, чуть удивленные мальI Пребывание Н. С. Хрущева в Узбекистане АЛМАЛЫК, 6 октября. (ТАСС). Находящийся в Узбекистане Первый секретарь ПК КПСС, Председатель Совета Министров СССР товарищ Н. С. Хрущев сегодня совершил поездку по Ангрен—Алмалыкскому промышленнигу району, познакомился с работой ряда его предприятий. В Алмалыке — центре цветной металлургии республики — состоялся многотысячный митинг, посвященный пуску меднообогатительной фабрики Алтын-Топканского комбината. Товарищ Н. С. Хрущев выступил на митинге с речью, в которой тепло поздравил строителей и рабочих с большими трудовыми побе- бами. 7 октября товарищ Н. С. Хрущев посетил Ташкентский машиностроительный завод и ознакомился с его работой. Вместе с товарищем Н. С. Хрущевым на предприятие прибыли кандидат в члены Президиума ЦК КПСС, первый секретарь ЦК li.II Узбекистана 111. Р. Рашидов, председатель Совета Министров Узбекской ССР Р. Курбанов, руководители совнархоза, областной и городской партийных организаций. Коллектив предприятия сердечно приветствовал товарища Н. С. Хрущева. Во время осмотра предприятия руководители и инженерно-технические работники завода подробио рассказали о борьбе коллектива за технический прогресс, повышение производительности труда, об организации социалистического соревнования за выполнение заданий семилетнего плана. Товарищ Н. С. Хрущев в беседах с машиностроителями интересовался вопросами организации производства, внедрением новой техники, дал высокую оценку производственным достижениям дружного коллектива и пожелал ему новых успехов. КАЛИНИНАБАД (ТАДЖИКСКАЯ ССР), 7 октября (Корр. ТАСС). Сегодня в три часа по местному времени мощный взрыв обрушил в реку Вахш тысячи кубометров скальной породы, бетонных глыб. Так было завершено перекрытие древнего русла Вахша, у берега которого сооружена самая мощная в Средней Азии ГЭС. Вахту на перекрытии реки несли лучшие люди стройки. По случаю перекрытая Вахша состоялся многолюдный митинг. СТАРОГО АЗНОБАЯ чишеские глаза смотрят на деда: — А что потом? Где теперь этот дядя? Азнобай улыбается: — Пасет колхозное стадо. Вон его пастушеский кнут,— старик показывает на противоположную стену,—а вот его ватная куртка. — Дедушка,. дедушка, а... — Все, сказке конец. Давным-давно это было. Закончилась сказка. Маленький ча- баненок стал уважаемым в колхозе пастухом Азнобаем Сексим- баевичем Сексимбаевым. Люди уважают его за труд, за веселый нрав, за то, что всегда поможет, если попросишь помощи. Правление ценит его за честность, за добросовестное отношение к работе. Например, весной не знали,, что делать с телками, которые должны пополнить дойное стадо, такими они были,тощими. Не один отказался выгонять их на выпаса, но если и соглашались, то нехотя, скрепя сердце. А если с неохотой берешься, то дело не пойдет на лад. Сексимбаев пришел в правление. Думали, что этим летом не станет работать, на отдых ему пора, а он пришел и сам попросился в пастухи. Предложили пасти телок. Не отказался. Сказал только: — Все сделаю, чтобы поднять их на ноги. Пас с утра до ночи. Маленькие и скудные луга в колхозе, но Азнобай выбирал самые лучшие участки, пас скот у водоемов, чтобы животные всегда могли напиться чистой воды. День ото дня веселели, стали прибавлять в весе. За июнь каждая телка поправилась на 26-27 килограммов. — Сейчас они упитанные, хорошо. подрасли. Теперь им не страшен стой ловый период. Хорошее пополнение будет дойному гурту. Только вот пятерых из 188 мне так и не. удалось подтянуть до веса остальных. Плохие из них коровы получатся,— сетует пастух,— их бы лучше на мясо сдать. Чуть занимается заря, Азнобай Сексимбаев со своим стадом уже в степи. Он кормит, и поит, и холит телок, чтобы быстрее они стали настоящими коровами, чтобы побольше дали молока. А вечерами он снова расскажет внучатам свою сказку-быль, чтобы ценили, любили они и солнце, и школу, и счастье, которые дали им их деды. Н. СЕРЕБРЯКОВА. На снимке: пастух третьей бригады колхоза «Вперед к коммунизму» А. Сексимбаев и его стадо.

2 СЕЛЬСКАЯ НОВЬ 9 октября 1962 года, № 92 В помощь школам механизаторского всеобуча ЖИВЕШЬ В СЕЛЕ □ □ Овладеть специальностью механизатора—nori четная обязанность каждого сельского жителя. □ Учеба животноводов, работников контор, поле- □ водов—это борьба за повышение производитель- □ ности труда, т. е. за увеличение производства □ продукции сельского хозяйства и снижение ее а себестоимости. По решению Бюро ЦК КПСС по □ РСФСР школы механизаторского всеобуча нын- □ че должны быть созданы и действовать во всех □ колхозах и совхозах. □ Сейчас полевые работы в основном заверше- □ ны или завершаются, скот переведен на зим- □ нее стойловое содержание. Жизнь в селах вошла ° в размерный ритм. И правильно поступают те □ руководители, партийные и общественные орга- □ низации хозяйств, которые не откладывают на- □ чало всеобуча, а уже организовали занятия. □ □□□□□□□□□□□а ства и заготовок сельхозпродуктов, объединения «Сельхозтехника», учеными и преподавателями Новосибирского сельхозинститута. Эта программа будет хорошим пособием и руководством, пока не придут программы из Министерства сельского хозяйства. □□□□ □□□□□□□□□□□□ □□□□□□□□ □□□□□□□□□□□□ □□aanaaDDaaaDDnn0DDaDDDaac:3l:lanDaDaaac' оопоопппоаоаооо НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ КУРСАНТЫ-ТРАКТОРИСТЫ УЧАТСЯ ВЫПОЛНЯТЬ РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ Массовое обучение сельских жителей профессиям тракториста и комбайнера должно быть проверено в' осенне-йимний период 1962—63 годов. В каждом хозяйстве необходимо выявить и уточнить состав обучающихся и распределить их по специальностям (трактористы, комбайнеры, шоферы). Запятая должны быть организованы на. отделениях и центральных усадьбах совхозов^ при районных отделениях «Сельхозтехники», в колхозных бригадах и в училищах механизации сельского хозяйства. В хозяйствах назначаются заведующие курсами или руководители всеобуча и выделяются преподаватели из числа квалифицированных инж ен е рн о - т е х н и ч еюних работников, механиков и агрономов. Для занятий должны быть отведены и подготовлены помещения. Нужно позаботиться об учебных и наглядных пособиях,, выделить машины и инвентарь. Для обучения специальности тракториста должно быть не менее двух комплектных тракторов —гусеничный («ДТ-54 А», «ДТ- 75» или «Т-75») и колесный («МТЗ-5 ЛС»,«МТЗ-5 МС» или «МТЗ-50»), Кроме того, нужны отдельные детали и агрегаты тракторов, плакаты. Для обучения специальности комбайнера должны быть, по крайней мере, 1—2 комбайна («СК-4» или «СК-3»), жатки («ЖВН-6», «ЖБА-3,5», «ЖРБ- 4,9 М», «ЖБ-4,6»), комплект инструмента, плакаты. Учебные планы включают несколько дисциплин. На подготовУ Ч Е Курсанты изучают следующие предметы: политзанятия—10 часов (уроки); основы агрономии—20 часов (уроки); слесарно-ремонтная подготовка—4 часа (уроки) и 20 У Ч Е Политзанятия—10 часов (уроки); Основы агрономии—10 часов (уроки); Слесарная подготовка-4 часа (уроки), 20 часов * !□□□□□□□□□□□□□□□□□□□□□□€ □ Первые занятия прошли в Барлакском совхозе □ Новосибирского района, организованы школы в □ ряде совхозов Искитимского и Тогучинского рай- о онов. Похвальный пример! Правда, еще не пришли официальные програм- □ мы школ. Но не беда! Сегодня на этой странице ° публикуется в помощь школам механизаторского ° всеобуча примерная программа подготовки трак- g тористов и комбайнеров, которая разработана ° специалистами областного управления произвол- g УКАЗАНИЯ к!у тракториста или комбайнера отводится 240 часов. Десять часов—на экзамены. Подготовка механизаторов должна быть проведена так, чтобы они овладели необходимыми знаниями, умели управлять машинами, выполняли простейшие слесарные работы и устраняли неполадки. После окончания курсов трактористы и комбайнеры должны уметь работать самостоятельно. Вначале за ними будут наблюдать опытные трактористы-машинисты (стажировка). На курсах применяют следующие виды обучения: теоретические занятия на уроках; практические занятия; обучение вождению машин. Теоретические занятия проводятся в форме урока и включают: объяснения преподавателя, показ узлов и деталей машин, образцов масел и друйтх материалов, инструментов, образцов растений, удобрений, объяснения по плакатам, небольшую разборку и сборку агрегатов, опрос курсантов, задания для повторения пройденного, разъяснение возникающих у курсантов вопросов. На практических занятиях курсанты под руководством преподавателя или инструктора, пользуясь инструментами, самостоятельно выполняют регулировки и операции по техническому обслуживанию машин. Обучение вождению машин должно включать освоение приемов управления в Б Н Ы Й П ПОДГОТОВКИ ТРАКТОРИСТОВ часов практики; тракторы и технический уход за ними—70 часов (уроки), 32 часа практики; вождение тракторов—30 часов практики; сельскохозяйственные машины и уход за ними—16 чаБ Н Ы Й ПЛАН ПОДГОТОВКИ КОМБАЙНЕРОВ Курсанты изучают следующие предметы: практики; Комбайны, жатки и тех- уход за ними — 72 часа (уроки), 86 часов практики; Вождение комбайнов—14 часов практики; о □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ разных условиях, пуск, прогрев и остановку двигателей. Занятия должны проводиться в определенной последовательности с постепенным усложнением заданий. Преподаватель или инструктор должны применять такую методическую последовательность обучения: рассказ, показ, освоение приемов управления машинами. Об ошибках и неточностях курсанта инструктор должен делать замечания, исправлять неточности и указывать на них при подведении итогов занятия. Большое внимание должно быть уделено изучению правил техники безопасности при работе на машинах. Курсанты должны быть подготовлены по основам агрономии, а также организации и технологии выполнения сельскохозяйственных работ. Учебный план предусматривает политзанятия. На них курсантам должны разъяснить материалы XXII съезда КПСС, мартовского Пленума ЦК КПСС (1962 г.), письмо колхозницы-звеньевой Н. Г. Заглады «Дорожите честью хлебороба!». Слесарно-ремонтная подготовка механизаторов предусматривает привитие им навыков и приемов выполнения слесарных и простейших ремонтных работ. Курсанты обязательно должны участвовать IB проведении ремонта тракторов, комбайнов и других сельхозмашин. Это в значительной мере укрепит их знания, навыки в выполнении операций по техническому обслуживанию и поднимет квалификацию. На курсах следует изучать машины новых конструкций. ЛАН сов (уроки), 14 часов практики; организация и технология производства тракторных работ—8 часов (уроки), 8 часов практики; основы техники безопасности и правила движения транспорта— 8 часов (уроки). Организация и технология уборочных работ—16 часов (уроки). Основы техники безопасности и противопожарные мероприятия— 8 часов (уроки). и изучении гусеничного Пр Регулировка клапанов; Установка топливного насоса на двигатель; Заправка топливом. Слив отстоя из топливных баков. Промывка и смена фильтрующих элементов топливных фильтров. Очистка воздухоочистителя; Очистка свечей зажигания и контактов пре рывателя. Регулировка зазоров между контактами прерывателя и электродами свечи. Установка магнето на пусковой двигатель. Проверка технического состояния При изучении Смена масла в системе смазки двигателя с пррмывкой системы и фильтров; Заправка системы охлаждения, слив воды из системы. Порядок удаления накипи. Регулировка натяжения ремней вентилятора. Смазка подшипников водяного насоса и шкива вентилятора; Пуск двигателя. Проверка работы форсунок. Регулировка карбюратора на малые обороты холостого хода; Регулировка рулевого управления и тормозов. СмазТЕМАТИЧЕСКИЙ план ЗАНЯТИЙ КУРСАНТОВ-КОМБАЙНЕРОВ Жатки рядковые — 18 часов. Общее устройство жаток «ЖВН- 6», «ЖВН-10», «ЖРБ-4,9 М», «ЖБ-4,6», «ЖГА-3,5»; Режущий аппарат жатки; Мотовило жатки; Транспортное устройство; Приемы использования жаток на скоростной уборке; Подготовка жаток к хранению. Общее устройство комбайнов «РСМ-6» и «СК-3», управление ими — 6 часов. Технологический процесс работы комбайнов; Жатки комбайнов; Молотилки комбайнов; Соединение жаток с молотилками; Управление комбайнами. Жатки комбайнов «РСМ-6» и «СК-3» — Ю часов. Режущий аппарат; Мотовило; Транспортное устройство; Наклонный транспортер жатки самоходного комбайна; Наклонная часть жатки прицепного комбайна; Подборщики к комбайнам. Молотилки комбайнов — 24 часа. Приемные камеры и молотильные аппараты; Битеры и соломотрясы; Очистка комбайнов; Бункера, шнеки, элеваторы и передачи; Копнители. Ходовые части комбайнов — 14 часов. Вариатор скорости комбайна «СК-3»; Сцепление, коробка перемены передач, дифференциал и бортовые редукторы комбайна «СК-3»; Ходовые колеса комбайна «РСМ-6» и «СК-3»; Мост управляемых . колес комбайна «СК-3»'. Гидравлическая система комбайна «СК-3» —16 часов. Назначение и процесс работы гидросистемы; Насосы и масляный резервуар; Кран управления вариатором ходовой части; Кран- распределите л ь гидросистемы; Гидроусилитель управляемых колес; Гидроцилиндры, трубопроводы и предохранительные клапаны гидросистемы; Эксплуатация гидросистемы. трактора аккумуляторной батареи; Регулировка муфты сцепления и бортовых фрикционов. Омазка привода муфты сцепления и бортовых фрикционов; Смена смазки в заднем мосту и бортовых передачах; Смазка подшипников колес ходовой части. Снятие, одевание и регулировка натяжения гусеницы; Регулировка подшипников бортовых передач и ходовой частц; Переналадка навески гусеничного трактора. колесного трактора ка рулевого управления; Регулировка ширины колеи, сходимости и подшипников колес; Демонтаж и монтаж шин колес трактора; Смена масла в гидросистеме с промывкой фильтра и системы в целом. Обкатка гидронавесной системы трактора. На гусеничном тракторе проводится девять занятий — 18 часов, на колесном 7 занятий — 14 часов. Двигатели комбайнов «РСМ-6» и «СН-3»—46 часов. Основные понятия о двигателях; Рабочий цикл двигателей; К р и в ошип н о-шат у нн ые мех ан из - мы и их детали; Общие сведения о механизме газораспределения; Механизмы газораспределения двигателей; Система питания двигателей; Топливо и горючая смесь; Фильтры системы питания; Регуляторы оборотов; Система зажигания; Охлаждение двигателей; Система смазки двигателей; Муфта сцепления двигателей; Краткие сведения из электротехники; Общие сведения об электрооборудовании комбайнов; Аккумуляторные батареи и их эксплуатация; Генераторы, Реле-регуляторы и стартер. Переоборудование комбайнов — 8 часов. Переоборудование комбайнов для уборки бобовых культур, гречихи, подсолнечника и др. Технический уход за комбайнами и подготовка комбайнов к работе, езда на комбайнах — 36 часов. Технический уход за комбайнами; Приемка и перегон новых комбайнов; Приемка комбайнов из ремонта; Пуск двигателей комбайнов; Обкатка комбайнов; Езда на комбайнах. Организация комбайновой уборки — 20 часов. Значение раздельной уборки; Агротехнические требования к комбайновой уборке; сроки начала раздельной уборки; Высота среза, укладывание и .подбор валков; Подготовка к комбайновой уборке; Групповой способ использования комбайнов и рядковых жаток; Подготовка загонов и способы движения рядковых жаток; Выгрузка зерна на ходу комбайна; Отвозка зерна от комбайна; Производительность уборочных агрегатов; Механизация уборки соломы; Подготовка комбайнов к хранению.

9 октября 1962 года, № 92 СЕЛЬСКАЯ НОВЬ 1 ig..h S ЗНАЙ ТРАКТОР И КОМБАЙН! ТЕМАТИЧЕСКИМ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ „ТРАКТОРЫ И ТЕХНИЧЕСКИЙ УХОД ЗА НИМИ** На уроках по дисциплине тракторов —12 часов; Порядок «Тракторы и технический уход пуска пускового и дизельного за ними» изучаются следующие двигателей;Особенности пуска дви- темы: гателя в зимних условиях—2 чаОбщее устройство тракторов— са! Общее устройство силовой пе- 2 часа; Общее устройство и прин- редачи трактора и муфты сцепле- ципы работы тракторных двига- ния — 4 часа; Коробка перемены телей—4 часа; Блок-картер. Кри- передач. Промежуточные соеди- вошипно-шатуниый механизм—4 нения — 2 часа; Задний мост и часа; Распределительный и де- бортовая передача , гусеничного компрессионный ■ механизмы—2 трактора — 4 часа; Задний мост часа; Система о х л аждения колесного трактора 2 часа; Хо- двигателей — 2 часа; Си- 'Довая часть гусеничного трактора стема смазки двигателей — 4 —2 часа; Ходовая часть ко- часа; Система питания дви- лесного трактора 2 часа; гателей — 8 часов; Система пита- Механизмы управления ко- ния карбюраторного двигателя — лесным трактором — 2 часа; 2 часа; Пусковое устройство дви- Гидравлическая и навесная систе- гателей — 4 часа; Основы элек- Ма и другое рабочее оборудование тротехники и электрооборудования тракторов —6 часов. НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ КУРСАНТЫ-КОМБАЙНЕРЫ УЧАТСЯ ВЫПОЛНЯТЬ РАБОТЫ На жатках рядковых: Разбирать и собирать вариатор Разбирать и собирать режущий скорости комбайна «СК-3»; Раз- аппарат; Регулировать натяжные бирать и собирать сцепление, ко- прутья мотовила; Надевать и они- робку перемены передач, диффе- мать полотна жаток; Навешивать ренциал и бортовые редукторы навесные жатки на ведущие маши- <йСК-$»; Заменять камеру ведуще- ны и снимать их; Соединять при- го колеса комбайна «СК-3»; ЗаТЕМАТИЧЕСКИМ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ ТРАКТОРНЫХ РАБОТ Организация работы трактор- Технология посева сельхозкуль- ной бригады. Состав бригады, тур рядовым способом — 1 час Права и обязанности членов брига- (урок), 1 час практики. ды. Оборудование стана. Органи- Технология посева и посадки зация обслуживания и хранения сельхозкультур квадратно-гнездо- машин. Учет работы и оплата вым способом — 1 час (урок), труда механизаторов—2 часа (уро- 1 час практики. ки). Технология междурядной обраПроизводителыность агрегатов. датки сельхозкультур — 1 час Комплектование агрегатов. Пути (уро.к) ] час практики. повышения производительности Организация и технология труда и снижения себестоимости у5ррки зерновых и бобовых куль- продукции. Технологические кар- Tvp _ 2 часа (уроки), 2 часа ты возделывания сельхозкультур практик’и — 2 часа (уроки). Технология пахоты и пред®)- Технология уборки кукурузы и севной обработки почвы — 1 час сахарной свёклы — 2 часа (уроурока, 1 час практики. ки). МЕТОДИКА ЗАНЯТИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ МЕХАНИЗИРОВАННЫХ РАБОТ Задача дисциплины «Организа- агротехнические требования; ция и технология тракторных ра- правила организации террито- бот» состоит в том, чтобы: рии и работы агрегата в поле, ознакомить слушателей с общей т. е. определение направления организацией работы машинно- движения агрегата, выбор сно- тракторных агрегатов в первич- соба движения, разметка й разной производственной единице бивка поля на загоны, разметка хозяйства (в бригаде, отделении) поворотных полос, провешивание и обязанностями каждого мехами- линий первого прохода агрегата, агрегата, выбор скорости движения, проверку технического состояния машин,, подготовку сцепки к работе, регулировку машин, проверку качества регулировок, присоединение машин к трактору или сцепке, расчет и установку маркеров и следоуказателей; правила и способы проверки качества выполнения процесса, порядок обслуживания агрегата (например, заправка сеялок, транспортировка кукурузы и т. д.); технику безопасности при выполнении рассматриваемого процесса; передовой опыт организации и технологии выполнения рассматриваемого процесса. Занятия подкрепляются практической работой слушателей на действующих агрегатах (если позволяют условия—с движением агрегата, если нет—на стационаре, на выровненной площадке). Слушатели своими руками должны подготовить агрегат к работе, отрегулировать машину для достижения требуемых показателей качества работы. Должны быть изготовлены и показаны на занятиях приспособления к машинам и устройства, обеспечивающие повышение качества работы, повышение производительности агрегата и облегчение труда механизаторов, проверенные передовиками. Слушатели должны в совершенстве овладеть приемами работы на цепные жатки к ведущим машинам и отсоединять их; Переоборудовать жатку для работы на повышенных скоростях; Оборудовать жатку двойным ножом. На жатках комбайнов: Разбирать и собирать транспортирующее устройство жатки комбайна «СК-3»; Разбирать и собирать привод ножа жатки самоходного комбайна; Соединять жатки с молотилками и отсоединять их; Разбирать и собирать подборщики; Устанавливать подборщики на жатки комбайнов и ■снимать их. На молотилках комбайнов «РСМ-6» и «СК-3»: Снимать и устанавливать стол приемной камеры прицепного комбайна; Разбирать и собирать под- барабанье комбайна «РСМ-6»; Балансировать барабаны молотильных аппаратов комбайнов; ■Снимать и устанавливать клавишу соломотряса комбайна «СК- 3»; снимать и устанавливать транспортер вороха комбайна «РСМ-6»; снимать и устанавливать очистки комбайнов «РСМ-6» и «СК-3»; Снимать и устанавливать скребковый зернотранспор- тер на комбайнах; Регулировать молотильные аппараты комбайнов; монтировать цепи и приводные ремни. На ходовых частях комбайнов: менять подшипники переднего колеса комбайна «РСМ-6»; Регулировать натяжные прутья рамы комбайна «РСМ-6»; На гидросистеме комбайна «СК-3»: Разбирать и собирать механизмы гидросистемы. На двигателях и электрооборудовании: Регулировать клапаны; Заправлять систему охлаждения, сливать воду, удалять накипь; Регулировать натяжение ремней вентилятора; сменять масло в двигателях и промывать фильтры; Устанавливать топливный насос на двигатель комбайна «СК-3»; Проверять работу форсунок; Заливать топливо в баки системы питания; Очищать воздухоочиститель; Регулировать карбюратор; Устанавливать магнето на двигатель; Очищать свечи и контакты прерывателя магнето; Регулировать сцепления двигателей; Запускать двигатели. На переоборудовании комбайнов: Устанавливать комбайн «СК- Зя для уборки зернобобовых; оборудовать комбайны «РСМ-6» для уборки гречихи. Технический уход и езда на комбайнах: Подготовить комбайны к работе (отрегулировать, смазать); ездить на комбайнах. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН затора в борьбе за увеличение производства и снижение себестоимости сельхозпродукции; ознакомить слушателей с общими эксплуатационными свойствами тракторов и сельхозмашин, с приемами и правилами их использования, технического обслуживания и хранения; научить слушателей самостоятельно, сознательно выполнять технологические процессы возделывания и уборки сельхозкультур в соответствии с требованиями передовой агротехники и эффективности использования машин. 12 часов занятий проводятся в классе с группой- слушателей в 20—25 человек. Занятия проводятся в форме урока и должны сопровождаться демонстрацией схем, плакатов, таблиц и других наглядных пособий. 6 часов практических занятий проводятся на действующих технически исправных агрегатах в мастерской, гараже или другом помещении, закрытом от ветра и защищенном от мороза. На каждом агрегате должны работать под руководством преподавателя отдельные звенья по 4—5 человек. При изучении технологии пахоты, посева, ухода за сельхозкультурами необходимо изложить: порядок движения агрегата на повышенных скоростях, они долж- загоне и при обработке поворот- ны знать опыт механизаторов тт. ных полос; Светличного, Первицкого, Гиталопорядок и подготовку агрегата ва, Мануковското и других к работе, т. е. комплектование знатных механизаторов страны. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ И ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Требования безопасности при работе на тракторах, сельскохозяйственных и специализированных машинах—2 часа. Требования безопасности при погрузочно-разгрузочных работах —2 часа. Требования безопасности при движении тракторов и самоходных машин по дорогам и населенным пунктам — 2 часа. Требования безопасности при хранении, перевозке и применении этилированного бензина, требования пожарной безопасности— 2 часа. ЗАНЯТИЙ ПО „ОСНОВАМ АГРОНОМИИ** Введение. Пропашная система земледелия и её назначение—2 часа. Основные сведения о жизни растений. Почвы и их плодородие—2 часа. Основы культурной вспашки почвы. Зяблевая обработка почвы—2 часа. Предпосевная обработка почвы под яровые культуры. Внесение удобрений—2 часа. Подготовка семян к посеву. Способы посева и посадки сель- хозрастёний—2 часа. Уход за посевами. Борьба с сорняками, вредителями и болезнями сельхозрастеиий—2 часа. Уборка урожая и ее механизация—2 часа. Заготовка кормов—2 часа. Агротехника возделывания важнейших сельхозкультур (пшеницы, кукурузы, сахарной свеклы и картофеля на основе опыта передовиков)—2 часа.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2