Дорога к храму Знак Божьего присутствия Сегодня в России возродили традицию установления поклонных крестов. Их ставят при въезде в населенные пункты, на месте разрушенных храмов, на возвышенностях, в память о жертвах репрессий. Многие крупные города огорожены с четырех сторон поклонными крестами. Но в чем подлинный смысл поклонного креста? Поклонные кресты издревле устанавливались на Руси на въезде в города, села, деревни с молитвенным прошением у Господа о защите поселения сего силою животворящего Креста Господня. ВЕКОВАЯ ТРАДИЦИЯ Традиция ставить кресты возникла на Руси задолго до ее крещения в 988 году и возводится ко временам апостола Андрея. Согласно «Повести временных лет» святого Нестора Летописца, во время своего пребывания «на Киевских горах» апостол сказал бывшим с ним ученикам: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей». И взойдя на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии будет Киев, и пошел вверх по Днепру». Это был первый поклонный крест на Руси, тогда еще языческой. Святая равноапостольная княгиня Ольга «нача требища и кумиры (идолы) сокрушати и на тех местах нача кресты Христовы поставляти; кресты же Христовы знамения и чудеса творят и до сего дня, идеже святая поставила». Равноапостольный князь Владимир также следовал традиции водружения крестов. Кресты устанавливались на месте закладки города, церкви, монастыря, крепости - это свидетельствовало об освящении места и об испрошении от Господа благословения на начало строительства. По мнению автора популярной статьи о придорожных крестах Ивана Малышевского, в России возникновение крестов возле деревень и городов возможно связано с татарским игом. Якобы наиболее смелые из жителей, укрывшихся в лесах от «хищных гостей», возвращались в разоренные жилища и ставили кресты на возвышенных местах в знак благодарности Богу. Одновременно кресты служили знаком и для остальных «беженцев», что беда миновала. ИСПРОШЕНИЕ ЗАЩИТЫ Православные поклонные кресты чаще всего встречаются деревянные, реже - каменные или литые. Они могут украшаться резьбой и орнаментами. Неизменным остается их православное содержание и ориентация на восток. В подножье Креста обычно укладывали камни так, чтобы получилось небольшое возвышение, которое символизирует гору Голгофу, на которой был распят Иисус Христос. А еще основанием подобного возвышения служили горсти земли, приносимые на место установки креста участниками этой христианской традиции. Надо отметить, что возведение памятных крестов характерно и для всей Восточной Европы - как у православных, так и у католиков. Формы креста различаются, но мотивация одна и та же: испрошение у Господа защиты, благодарность Ему за помощь и призыв к людям еще раз вспомнить о Боге. Кресты ставили не только святые подвижники, но и обычные люди из разных сословий - от царей до крепостных крестьян. Кресты воздвигались, например, для поклонения в тех местах, где не было храмов и часовен. У таких крестов собирались местные жители и молились Богу, такие кресты напоминали о Боге путникам. Часто поклонные кресты устанавливаются на месте уничтоженного или будущего храма. Ставились и охранные кресты - фактически такие кресты были зримым воплощением молитвы к Господу об избавлении от всякого зла. Поставлялись кресты и по личному обету - скажем, в благодарность за исцеление, по случаю избавления от напастей, на месте гибели христиан, за избавление от морового поветрия, за спасение от гибели. Но были и внерелигиозные цели установки крестов - для ориентировки на местности. Например, многометровые (до 10 метров в высоту) приметные кресты, расположенные по берегам Белого моря, были своего рода маяками, навигационными знаками, указывали мореходам путь к спасительной гавани. НАДЕЖДА НА СПАСЕНИЕ Отношение к крестам было благоговейным. Кресты воспринимались как знак Божиего присутствия, как напоминание о вере. Покидает ли человек свое село, проезжает мимо креста, мысленно или вслух произнесет: «Господи, благослови мой путь, спаси и сохрани!». Возвращается домой, опять увидит знакомый крест и радостно воскликнет: «Слава Богу! Благодарю Поклонный крест в с. Утянка. Тебя за помощь! Жив и здоров возвращаюсь!». А если мы внимательно прочитаем слова тропаря (тропарь - краткое молитвенное песнопение) Кресту Господню и задумаемся над ними, то поймем, что Крест Господень - это наша защита и надежда на спасение: «Спаси, Господи, людей Твоих и благослови все, что принадлежит Тебе. Даруй победы над врагами православным христианам, и сохрани силою Креста Твоего тех, среди которых пребываешь Ты». О колоколах и русском православном звоне Колокольный звон во многом сопутствовал жизни нашего народа, это необходимая принадлежность православного храма. Церковный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих к Богослужению, выражать торжество Церкви, возвещать не присутствующим в храме о времени совершения особенно важных частей Богослужений. Издавна колокола созывали народ на вече. Именно звон указывал дорогу заблудившимся в ненастье путникам. Им оповещалась какая-либо опасность или несчастье, например, пожар. В трагические дни для Родины звоном призывали народ на защиту Отечества, а также оповещали народ о победе и приветствовали победное возвращение полков с поля битвы. Колокола развешиваются на особой башне, именуемой колокольнею или звонницею, которая строится над входом в храм или же рядом с храмом. КАК ПОЛЕВЫЕ ЦВЕТЫ В Ветхозаветной церкви, - в Иерусалимском храме, - верующие созывались на Богослужения не колоколами, а звуками труб. Впервые колокола появились в Западной Европе. Есть предание, по которому изобретение колоколов приписывается Святому Павлину, Епископу Ноланскому в конце IV или в начале V века. По одному из преданий он во сне увидел полевые цветы - колокольчики, которые издавали приятные звуки. После этого епископ велел отлить колокола, имевшие форму этих цветов. И только в начале VII века удалось придать колоколам христианское значение. С этого времени колокольный звон стал постепенно употребляться христианами, и в течение VIII и IX веков в Западной Европе колокола прочно вошли в практику христианского Богослужения. В России же они появились почти одновременно с принятием христианства Святым Владимиром в 988 г. Наряду с ними употреблялись также била и клепала, которые существовали до последнего времени в некоторых монастырях. С XV века, когда в России появились собственные заводы по отливке колоколов, их стали отливать больших размеров. ЦАРЬ-КОЛОКОЛ Самым же большим колоколом в мире в настоящее время является «Царь-Колокол», стоящий теперь на каменном постаменте у подножия колокольни Ивана Великого. Он не имеет себе равного в мире не только по размеру и весу, но и по художественному литью. Он был отлит российскими мастерами Иваном и Михаилом Материными в 1733-1735 гг. Материалом для послужил его предшественник колокол-гигант, поврежденный пожаром. Общий вес Царь- Колокола - 200 тонн, диаметр - 6 метров 60 см. Это удивительное произведение литейного искусства не успели поднять на колокольню, т. к. колокол жестоко пострадал от страшного и опустошительного пожара в 1737 году. Он тогда еще находился в литейной яме, окруженный деревянными лесами (конструкциями). Когда они загорелись, их стали заливать водою. Раскаленный колокол от резкой перемены температуры дал много больших и малых долевых трещин, и от него отвалился большой кусок, весом в 11 500 килограммов. После пожара Царь-Колокол пролежал в яме целое столетие. В 1836 году колокол был поднят и установлен на каменный постамент, на котором он стоит и теперь. Внизу к постаменту прислонен отпавший край колокола. Такова судьба величайшего в мире Царя-Колокола, который никогда не звонил. Теперь, находящийся в Москве на колокольне Ивана Великого, колокол «Успенский», являетПервый раз колокольный звон жители Доволенского района смогли услышать 14 апреля 2019 года, во время освещения Храма. Теперь он радует нас по воскресным службам и главным церковным праздникам. ся самым большим в мире (4 000 пуд.). Ударом в него давалось начало торжественному звону всех московских храмов в Великую, Светлую, Пасхальную ночь. ЦЕЛЕБНЫЙ ЗВОН Языком называется ударная часть колокола, помещающаяся внутри его. Русский колокол от западноевропейского в первую очередь и отличается тем, что сам колокол укрепляется неподвижно, а язык подвешивается внутри свободнокачающимся, ударом которого и производится звук. Характерно, что русский народ, назвав ударную часть колокола языком, уподобил этим звон живому голосу. Учеными доказано, что перезвоны обладают целительной силой не только при очищении пространства от нечисти, но и при оздоровлении людей. Удивительное открытие, сделанное исследователями, показывает, что церковные звуки распространяются в пространстве волнами в виде креста, оказывая положительное влияние на физическое, душевное и духовное состояние человека. Материалы подготовила Елена КОЛЧЕНКО, с. Довольное
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2