Сельская правда, 2020 г., № 24

! ► Своими глазами Лестница за горизонт «Сопровождаемое проживание» - это навсегда. Кто и как в Новосибирске учит будущему «иных» людей? Топ, топ... Бетонная лестница, ведущая к входу в «Интеграцию», как крутая горка. Идти по ней сложно в любое время года. Это при условии, что ты крепко стоишь на здоровых ногах. Но такие в «Интеграцию» приходят редко. Межрегиональная общественная организация инвалидов три десятилетия назад появилась в Новосибирске в помощь слабовидящим и слепым. Скоро жизнь показала, что помимо тех, для кого мир лишён солнца, в интеграции нуждается и огромное количество других людей. Дети, подростки, молодёжь - с рождения слепоглухие, в раз- ф ^ о й степени скованные ДЦП. Обладатели ментальных нарушений психики - аутизм, болезнь Дауна, шизофрения... Сегодня и каждый день таких ребят можно встретить в Новосибирске, на Есенина, 14. В настоящее время,программу реабилитации в центре проходит 43 человека. Есть длинный «лист ожидания». Родители встают в очередь за месяцы и даже годы вперёд. И это - только мегаполис. В области, в маленьких городках и деревнях - просто не знают, куда идти, если растёт такой ребёнок. Чем его занять? Как развить, уберечь от проблем, одиночества, беспомощности, страха? Для их необычных сыновей и дочек «Интеграция» часто един- | ственная возможность надежды на нормальное будущее. Дети, личности которых навсегда заточены в подобные диагнозы, в обычной жизни крайне редко общаются с обычными людьми. Они зачастую абсолютно лишены даже зачатков самостоятельности и полностью зависят от родительской опеки. Почти всегда мальчики и девочки с особенностями развития растут в неполных семьях. Отцы не выдерживают ежедневного испытания, уходят. Но даже папы с мамами, увы, тоже болеют, стареют, умирают... Что дальше? Психоневрологический дом-интернат для инвалидов? Как свидетельствуют наблюдения, направленные туда судьбою люди с ментальной инвалидностью из благоприятной среды чаще всего не живут больше двух лет. Казённые стены, пусть по-своему и уютного, обустроенного социального заведения, быстро высасывают силы из привыкшего к стенам своей квартиры, возможности уединения и всякой надежды вновь когда-то попасть в знакомый мир. Жизнь в изолированной среде без какой-либо перспективы и надежды на изменения оборачивается, как правило, минимум деградацией личности. Масштабы проблемы ощущают в обществе. Его не могли не оценить в межрегиональной общественной организации «Интеграция». В 2018-м запустили проект под сложным названием «Развитие альтернативных услуг для детей и молодёжи с психофизическими нарушениями (сопровождаемое проживание)». Такой инновационный опыт социальной занятости существует во Владимирской, Иркутской, Ленинградской, Псковской и нескольких других областях России, Москве и Санкт-Петербурге. В Новосибирской области новое дело реализует не только социально-ориентированная некоммерческая организация. Помогают Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, Министерство труда и социального развития. Подход принципиально отличается от традиционного оказания социальных услуг в нашей стране: при сопровождении специалистов в проекте ребята учатся жить самостоятельно. Утром они приезжают в «Интеграцию». Самые опытные - сами! Это необыкновенное достижение, чтобы абсолютно далёкий от реального мира человек передвигался по огромному российскому городу самостоятельно. В окружающем пространстве почти ничего для этого не приспособлено. Среда враждебна. Им доехать до улицы Есенина Новосибирска, то же самое, что любому из нас двигаться на чужой, обитаемой и недоброй планете. Как купить билет на автобус или верно воспользоваться социальной картой? Попасть на свой маршрут, не проехать нужную остановку? Такие и десятки похожих вещей, которые мы совершаем между делом, не задумываясь, для этих людей - победа. Правда, у «Интеграции» есть собственный транспорт. Но единственный скромный автомобиль в силах утром доставить в центр максимум четверых воспитанников. Его помощь предоставляют для тех, кто сталкивается просто с непобедимыми проблемами здоровья. Например, как одна девушка удивительной внешней красоты. Она замирает на время и перестаёт реагировать на любые внешние раздражители. Это припадок. Но увидеть его в силах только специалисты. Остальные думают - блажь, а то и - наглость... В центре день каждого расписан - работа в мастерских, занятия с психологом или логопедом, компьютерный класс, обед. Склеивая полиэтиленовые пакеты для хранения керамики, можно заработать свои деньги. Маленькие. Но их выдадут в настоящей бухгалтерии по реальной ведомости. Принесённую с собою еду нужно взять в холодильнике, своими руками разогреть. Тогда, ровно в два часа пополудни, приходит время кушать... Но, без сомнения, самым интересным и важным этапом «Сопровождаемого проживания» стали «командировки» в квартиру. В обычной, аккуратной «трёшке», которая расположена в 20 минутах езды от «Интеграции», ребята с инвалидностями разного рода живут самостоятельно. Готовят кушать, стирают, гладят, пылесосят и т. д. Всё - под руководством помощника. «Командировки» в реальность длятся от нескольких часов, до нескольких суток. Они становятся открытием веры в свои силы. Каждый уголок учебной квартиры обустроен не просто безопасно. Психологию бытовой часть жизни здесь можно постичь в короткие сроки. Рассказывает руководитель учебного отделения Елена Мо- кроусова: - Сопровождаемое проживание - один из способов адаптации ребят с особенностями здоровья к реальным условиям жизни. Несколько месяцев они учатся жить самостоятельно и поддерживать друг друга. Для таких людей каждый из дней - набор жизненно важных инструкций. Возможность организовать своё свободное время, получить новые навыки, научиться общаться со сверстниками, найти новых друзей. Это самостоятельная достойная жизнь. Человек с ментальной инвалидностью не должен находиться дома 24 часа в сутки. Как и большинство взрослых людей, утром он должен уходить на работу, а ближе к вечеру возвращаться домой. Проект «Сопровождаемое проживание» предполагает, что, даже оставшись один, человек, отягощённый подобными проблемами здоровья, имеет шансы жить самостоятельно. Помогать ему станет социальный работник соответствующей службы, опекун. Его ждут полноценные будни. А не растительное, иждивенческое существование. Главное - научить и быть готовым - это навсегда. Лестница, ведущая в «Интеграцию» - очень крутая. Здесь грустно шутят: доберёшься - наш человек! Но никто из ребят с особенностями здоровья не сходит с этой тернистой дороги. Ведь она дарит надежду на будущее. »► Творчество наших читателей ПОБЕДИМ КОРОНАВИРУС Мир заразился пандемией, Страдают страны, города... Такого вируса-злодея Ещё не знали никогда. Была испанка, малярия, Была холера и чума, С коронавирусом впервые Наша встретилась Земля. Унес ты жизней уж немало, И сколь ещё ты унесёшь Испанцев, немцев, итальянцев И мимо русских не пройдёшь. Мы сводки слушаем, как с фронта, Точнее, как с передовой. И сожалеем об ушедших В связи с трагедией такой. Мы привыкаем к новой жизни, К маскам и режиму дня, С коронавирусом, скажу вам, Конечно же, шутить нельзя. На всё ,кон е чно , воля Божья - Здоровым быть иль заболеть, Но главное , друзья, нам надо Всем с оптимизмом вдаль смотреть. ОДА ОДУВАНЧИКУ Одуванчикам мы оду От души всем пропоём, И куда мы ни посмотрим, Одуванчики кругом. Одуванчик в огороде, Одуванчики в саду, Я любуюсь жёлтым полем, По которому иду. Одуванчик, одуванчик, Одуванчик жёлтый цвет. Днём горишь ты, как фонарик, Но, а ночью гасишь свет. Одуванчик, одуванчик, Одуванчик там и тут. И куда ни кинешь взором, Одуванчики растут. Одуванчик наш лечебный, Тебя много в этот год. И настойка из цветочков На лечение идёт. Корень твой лечебный тоже, Он улучшит аппетит, Пищеварение настроит, Так «лечебник» говорит. Под окном цветут ромашки, Незабудки расцвели, И вот жёлтый одуванчик Зажигает огоньки. Одуванчиков семейка Засорила огород, Вот и каждый размышляет, То ль сорняк, то ли цветок? Одуванчик отцветает, Превращается в пушок, Он рассыплется, растает, Когда дунет ветерок. Валентин ПИНЕКЕР, с. Суздалка Работники центра помогают детям стать максимально самостоятельным и - в идеале - найти работу. Здесь раскрывают таланты.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2