Сельская правда, 2020 г., № 7

Смена идет Токарь, сварщик и кузнец... Прошло время пар, лекций. Изучив теорию своей специальности, будущие механизаторы, студенты-третьекурсники Доволенского аграрного колледжа приступили к учебной практике. Вместе с ними в цеха и лаборатории попал и корреспондент газеты «Сельская правда». чения Андрея Шмидта восстанавливает деталь методом классической деформации ковки металла. НЕМНОГО ИЗМЕНЕНИЙ В этом году руководство ДАК практику для студентов решило провести по-новому: их разбили на звенья по 5-6 человек. Ежедневно меняясь, студенты .проходят весь производственный процесс. Причем педагогический состав отмечает, что это гораздо удобнее, потому как объяснить пятерым ребятам проще, чем двадцати, да и контролировать весь процесс легче: каждый из ребят успевает научиться всему, не торопясь. На базе колледжа студенты - будущие механизаторы, будут заниматься пять дней по шесть часов. Эти занятия посвящены ремонту и изготовлению запчастей для сельскохозяйственной техники. ПОД СТУК м оло тков Проходя мимо одного из цехов, мы услышали стук молотка. Это будущие механизаторы ■восстанавливают детали агрегатов слесарно-механическим способом. Следит за порядком и техникой безопасности мастер производственного обучения Владимир Яшуткин. Под его чутким руководством ребята изготавливают и устанавливают детали для косилки, опиливают заклепки, работают с металлом, проводят ремонт тормозных колодок. - Это очень интересно, сначала мы, конечно, прошли теорию этих процессов, а теперь закрепляем на практике. Нам ведь ещё зачет по технологическим процессам ремонтного производства сдавать, - говорит будущий механизатор Виталий Сидоренко. На слесарных столах юноши восстанавливают полотно косилки, наклепывают новые сегменты на косу. Незаменимыми инструментами на этом этапе для них стали: штангенциркуль, зубило, молоток, пила по металлу. Не все так просто в этом цехе, прежде, чем изготовить деталь, ребята должны вычислить все размеры до миллиметра по определенным формулам. - Студенты старательные, все хватают на лету, тем более что свои первые навыки по слесарному делу они получили еще на втором курсе, поэтому сейчас им уже легче, - объясняет мастер. Как только в мастерской начинают стучать сразу три молотка, мы переходим в следующее помещение. КУЗНЕЧНОМУ ДЕЛУ ТОЖЕ УЧАТ Судя по горну с углями и разложенным на столе инструментам, ребята осваивают здесь кузнечное дело, говоря научным языком - пластическая деформация металла с помощью нагрева. Пока разгораются угли, Андрей Шмидт, мастер производственного обучения, рассказывает студентам о технике безопасности при работе с разогретым металлом. Три парня, сидящих напротив, увлеченно слушают его, с такой работой они пока не сталкивались, а попробовать что-то новое всегда интересно. И вот первые зубья бороны в огне, немного ожидания, чтобы разогреть их до нужной температуры, вынуть из огня и - сразу стук кувалды. К этому этапу практики необходимо быть физически подготовленным, работа не из легких. Но, судя по довольным лицам ребят, очень интересная. Одно из студенческих звеньев уже прошло этот этап практики, и мастер показывает обучающимся готовую деталь, изготовленную их сокурсниками исходную необходимо вытянуть на 1-1,5 см. - Я думаю, что мне будут полезны эти навыки и в будущем, ведь очень часто в хозяйстве бывает нужно выковать какую-ли- бо деталь, а это достаточно дорогое удовольствие, - говорит один из третьекурсников. Для ребят приготовили специальную форму, чтобы не испортить свою повседневную одежду, и обязательные при такой работе защитные очки. Здесь же установлена специальная вытяжка угарного газа из помещения. При бороновании на больших территориях зубья у борон с т а ч и ва ю т с я очень быстро, обработка земли с такими будет уже некач е с т в е н н о й , - рассказывает Андрей Юрьевич. - Сейчас во время практических занятий каждое звено должно успеть за 6 часов подготовить по одной бороне, это фактическая подготовка к весенне-полевым работам. За сегодняшний день, помимо реставрации зуба бороны, ребята научатся восстанавливать резьбовое соединение, выправлять шинки агрегата. ВЫСЧИТАТЬ, ВЫТОЧИТЬ, ВЫСВЕРЛИТЬ «Научившись» работать с разогретым металлом, мы идем в соседний - токарный цех. Возле окна большую часть в помещении занимает токарный станок. Там столько деталей и рычагов, что мне не сразу удалось понять, где же начало этого станка. На нем установлена лампа для того, чтобы видеть каждый нюанс детали. - Ребята учатся вытачивать и растачивать, обрабатывать и сверлить, получают навыки работы с резьбовыми соединениями разных деталей, - говорит Сергей Кукушкин, руководитель практики в этом цеху. Очень громко работает станок. Хочется заметить, что детали, изготовленные студентами за один день, ничем не отличаются от заводских. Работа эта опасная, и перед началом мастер около получаса уделяет технике безопасности при работе со станком. И ВАРИТЬ НАУЧАТ... Пока мы идем до сварочного цеха, Галина Медведева, заместитель директора, рассказывает нам о практических занятиях. - Используя базу колледжа, мы воспроизвели рабочие места, с которыми ребята могут столкнуться в будущем у себя на производстве. Они должны научиться самостоятельно работать как с техникой, так и с её запчастями, устранять поломки, заменять детали, ведь в конце этого курса они уже получат права тракториста и будут проходить практику не в учхозе колледжа, а в хозяйствах. Пара минут, и мы на месте, где нас встретил Алексей Зуев, старший мастер, который рассказал студентам о реставрации деталей методом сварки. На ребятах специальные костюмы и маски, они держатся на расстоянии от аппарата, надевают шлем для защиты глаз. Упражнения по сварочным работам со студентами проводит Андрей Суздаль- цев, сварщик колледжа. На столе в цехе лежат грабли - комплексная работа второго курса по слесарному делу. На них ребята прошли все процессы: отпиливание, резка, сверление, а теперь третьекурсникам, для того чтобы уже окончательно пустить их в эксплуатацию, осталось только усилить - закрепить точечной сваркой. Таким же образом ребята делали совки, крючки, петельки и вешалки, цепи - всё для собственных нужд. - Студентам очень интересно заниматься в цехах, даже иногда на перемены их приходится выгонять. До этого занятия ребята никогда не пользовались сваркой в домашних условиях, со стороны, конечно, наблюдали, но в руки не брали, - говорит Алексей Егорович. - Шести часов практики в каждом цехе им вполне хватает, ведь из них готовят не профессиональных токарей, слесарей или сварщиков, а механизаторов, которые должны иметь общее представление о проводимых технологических процессах ремонтного производства. И РЕЗИНУ ЗАМЕНЯТ... Последним этапом в нашей «экскурсии» стало восстановление деталей с использованием полимеров и клея. Здесь всем процессом руководит Николай Рисованый, мастер производственного обучения. Он не отходит от ребят, наблюдает за тем, как и куда направлены инструменты в руках студентов, чтобы не травмировать себя или соседа. Осторожность с молотками и монтажками превыше всего. - Ребята накачивают компрессором камеру, находят порез или прокол, и уже после этого учатся устранять неполадки, - говорит Николай Геннадьевич. - Они уже реставрировали покрышки жгутом, ремонтировали диски и камеры. Готовые колеса используют для сельскохозяйственной техники на полевых работах. Вот такой работой занимаются ребята во время практики. Теперь в конце учебного года в руках студентов появятся долгожданные права категорий: С, Е и Р, и как бонус, особо старательным студентам - права категории О, на вождение «Кировца». Ребята на практике под руководством Николая Рисованого готовят колеса для сельхозмашин, на которых им придется работать на полях.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2