ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ! ОРГАН ДОВОЛЕНСКОГО РАЙКОМА КПСС И РАЙОННОГО СОВЕТА НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ НОВОСИБЙРСКОИ ОБЛАСТИ Газета выходит с 1934 года. № 37 (6.258)_____ ВТОРНИК, 26 МАРТА 1985 ГОДА. Поздравление С глубоким удовлетворением восприняли трудящиеся нашего района Указ Президиума Верховного Совета СССР о том, что за достижение выдающихся успехов в повышении производительности труда , большой личный в к л а д в увеличение производства зерна и проявленный трудовой героизм комбайнеру совхоза «Центральный» Василию Петровичу КОНДРАТЕНКО присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ему ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Райком КПСС, райисполком горячо и сердечно поздравляют Вас, дорогой Василий Петрович, с присвоением высокого звания Героя Социалистического Труда . Жела ем дальнейших успехов в труде, доброго здоровья, счастья Вам и Вашей семье. Выражаем уверенность, что Вы и впредь будете идти в авангарде социалистического соревнования, показывать образцы героического труда на благо нашей любимой Родины. € наградой Родины! С большой радостью и гордостью восприняли труженики совхоза «Центральный» Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении звания Героя Социалистического Труда нашему прославленному комбайнеру, кавалеру двух орденов Ленина, коммунисту Василию Петровичу Кондратенко. Этой высокой награды Родины он удостоен за выдающиеся успехи в труде, большой личный вклад в увеличение производства зерна и проявленный трудовой героизм. С молодых лет В. И. Кондратенко связал свою жизнь с землей, хлебом, ежегодно добиваясь высоких показате* лей в соревновании. Его знают в коллективе как скромного, отзывчивого и чуткого человека, наставника молодежи, трудолюбивого работника хорошего и надежного товарища. За это его ценят и уважают у нас в совхозе и райо- неч Дирекция, партийный, профсоюзный комитеты, исполком сельского Совета от имени всех тружеников хозяйства горячо и сердечно поздравляют Василия Петровича Кондратенко с присвоением звания Героя Социалистического Труда, желают дальнейших успехов в труде, доброго здоровья, счастья ему и его семЬе. Честь по труду Коллектив нашей бригады с большим удовлетворением воспринял Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении звания Героя Социалистического Труда комбайнеру Центрального совхоза ьасилию Петровичу Кондратенко. Жизнь каждого человека украшает труд, жизнь хлеборооа труд красит вдвойне, потому что нет на земле более благородного дела, чем выращивать хлеб. Успехи Василия Петровича общеизвестны: ежегодно он находится в первых рядах битвы за хлеб. Награда, которой он удостоен, еще раз подтверждает, какую заботу проявляют партия и правительство о сельских тружениках. Мы горячо и сердечно поздравляем Вас, Василий Петрович, с заслуженной наградой и надеемся, что Ваш трудовой героизм послужит примером для всех земледельцев района. А. АЗАРОВ, бригадир-полевод Комарьевского совхоза. Одержана крупная победа Дню Победы и предстоящему XXVII съезду КПСС труженики р(айона подготовили свои трудовые подарки — досрочно справились с планом первого квартала производства и продажи 47500 центнеров молока государству. Весомый вклад в трудовую победу внесли труженики Комарьевского, Ильинского, Красногриве н е к о г о , Утянского, Баклушевско- го, Волчанского, Согорн- ского совхозов. Успех достигнут за счет более полного обеспечения животных кормами, рационального их использования, правильной организации раздоя коров. Но главное условие — в высоком трудовом подъеме всех работников животноводства, разработанных мер морального и материального поощрения передовиков в выполнении принятых социалистических обязательств. В оставшиеся до конца квартала дни животноводы дополнительно отгрузят не менее 5 тысяч центнеров молока„ В настоящее время среди работников молочнотоварных ферм развернулось социалистическое соревнование за успешное проведение стойлового содержания скота, его сохранности и получение высокой продуктивности с тем, чтобы ударным трудом ознаменовать международный праздник — Первое Мая. П р о в о д ы русской зимы Ближе к полудню промчались по улицам райцентра нарядно украшенные тройки, весело звеня бубенчиками: «Все на проводы зимы!» — приглашали скоморохи и зазывалы. А вот и сама она — зимушка-зима. Белая, важная въехала на тройке на стадион. Да только что важничать? Позади твое господство, зима. Оттрещали морозы, отшумели метели. Юная красавица — весна сегодня хозяйка. Радостно, с выдумкой, юмором проходит в Довольном праздник проводов русской зимы. На стадионе сегодня и стар, и мал. Здесь и песни поют, и танцуют, силу и ловкость показывают. И на каждом шагу—чудеса. Несколько часов продолжалось массовое гуляние, а закончилось оно тоже традиционно — скачками. Премьера спектакля В прошедшее воскресенье в районном Доме культуры состоялась премьера спектакля по пьесе Н. А. Семеновой «Печка на колесе», в которой поднимается проблема малых деревень. В спектакле были заняты самодеятельные артисты: библиотекарь Т. Шестакова, шофер Ю. Бельц, монтер узла связи О. Подзолкин, работники районного Дома культуры А. Рейш, Н. Лысикова, Л. Бельц. Главный режиссер народного театра и исполнитель главной роли деда Степочки — В. Овсянников. Зрители дали высокую оценку исполнительскому мастерству местных артистов. На снимке: Герой Социалистического Труда, комбайнер Центрального совхоза В. П. КОНДРАТЕНКО. Соревнование совхозов по надоям молока (в килограммах от коровы) Совхозы Годы 1985 1984 Отделения и фермы 1 2 3 Идут впереди У к а з ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР О ПРИСВОЕНИИ ЗВАНИЯ ГЕРОЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА КОМБАЙНЕРУ СОВХОЗА «ЦЕНТРАЛЬНЫЙ» ДОВОЛЕНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ ТОВ. КОНДРАТЕНКО В. П. З а достижение выдающихся успехов в повышении производительности труда, большой личный вклад в увеличение производства зерна и проявленный трудовой героизм, присвоить комбайнеру совхоза «Центральный» Доволенского района Новосибирской области тов. КОНДРАТЕНКО Василию Петровичу звание Героя Социалистического Труда с вручением ему ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Первый заместитель Председателя Президиума Верховного Совета СССР В. КУЗНЕЦОВ. Секретарь Президиума Верховного Совета СССР т МЕНТЕШАШВИЛИ. Комарьевский 7,6 7,1 7,0 7,6 7,0 9,2 Красногривенский 6,8 6,4 6,4 7,8 6,0 Утянский 6 1 5,8 6,4 6.7 5,3 Травнинский 6,1 5,9 6,4 5,6 6,0 -- . Волчанский 6 ,0 4,3 4,2 -- 8,7 _„ Ильинский 6,0 5,9 7,1 6,2 4.3 -- Центральный 5,9 6,0 5,7 6,0 6.4 4,7 Отстают Суздальский 5,8 7,0 7,2 3,5 6.4 6.0 Баклушевский 5.6 5,0 5,5 5,2 7.4 — Сибирский 4,9 5,0 4,8 5,0 — — Согорнский 4,7 4,3 4.3 4,6 5,3 4,5 По району 5,9 5,7 Животноводы района за ности ‘дойного стада достигли прошедшие две недели подря- труженики четвертого отделе- ли среднесуточный надой на ния Комарьевского совхоза, 800 граммов, а по сравнению которые надаивают по 9,2 ки- с тем же периодом прошлого лограмма, животноводы третье- года увеличили продуктивность го отделения Волчанского сов- дойного стада на 200 грам- хоза — по 8,7 килограмма, мов. Наибольшую прибавку Несмотря на то, что согорн- дали Волчанский совхоз (1,7 чане справились с кварталь- килограмма), Комарьевский, ным планом сдачи молока, но Баклушевский — на 500—600 надои пока еще низки, ниже граммов. Хорошо работают районных на 1,2 килограмма, м о л о ч н о товарные фермы Сибирский совхоз за две не- Красногривенского совхоза, дели увеличил надои только второе отделение этого хозяй- на 300 граммов, надои здесь ства в настоящее время полу- ниже уровня прошлого года, чает на фуражную корову по Меньше получают продукции 7,8 килограмма. фермы Суздальского, Центрам ой высокой продуктов- гального совхозов.
É 4 At t * à кA V i ТттТтт?T ? f T f f Ттттт?T ? f ? T T f f T f f f Д » » Ш К О Л А - Ц Е Н Т Р В О С П И Т А Т Е Л Ь Н О Й Р А Б О Т Ы | | | Один иа самых любимы* ребятами кружков Дома пионеров — кружок технического творчества. Руками мальчишек здесь создаются действующие модели автомобилей, сельскохозяйственных машин. Не раз воспитанники С. Д. Палея, который ведет этот кружок, занимали призовые места в районном и областном конкурсах. На снимке: во время занятий. Фото В. БУТРИНА. Эффективное с р е д с т в о Немаловажную роль в деле дальнейшего совершенствования системы народного образования играют школы и группы продленного дня. Их организация позволяет успешно решать важные социально-экономические и педагогические задачи. Эти группы являются действенным средством помощи родителям в воспитании де тей, способствуют предупреждению безнадзорности и правонарушении детей и подростков, обеспечивают в целом бояее высокий уровень постановки коммунистического воспитания в школе, позволяют повышать эффективность идейно-нравственного, трудового и эстетического воспитания. В Основных направлениях реформы оощеобразователь- нои школы указано на необходимость коренным образом перестроить содержание воспитательной работы с детьми после уроков, широко используя в этих целях группы продленного дня. Ь нашей школе о групп продленного дня. Стараемся строить их работу таким образом, чтобы дети постоянно чувствовали атмосферу заботливого отношения к ним, их здоровью, интересам и склонностям. ¡Среди тех, кто посещает группы продленного дня, есть дети из неблагополучных семей, поэтому мы ищем интересные подходы, методы и формы работы с детьми, исдользуя местные возможности, а главное — учитывая запросы детей и их возрастные особенности. Так, в первом полугодии проведен цикл бесед «За строкой Конституц ии » ; «Флаг СССР», «Союз нерушимый республик свободных», «Право в твоей жизни», «Люоовь к труду у всех на виду». Во втором полугодии проведены оеседы и диспуты «Кого можно назвать настоящим человеком», «Как не надо вести себя дома и в семейном кругу», а также конкурсы «Ума палата», «Если хочешь быть здоров». Большой интерес вызывают у ребят игры — занятия по правилам поведения, например, «Мы в гостях, у нас гости». Учащиеся часто встречаются с передовыми работниками на производстве, с ветеранами воины, с теми, кто награжден орденами и медалями за доолестный ТРУДМногие учащиеся с удовольствием посещают кружки «Родное слово», «смелые руки», «Юный натуралист», занимаются в музыкальной щколе и спортивных секциях. Приближаются две знаменательные даты: 1 1 0 -я годовщина со дня рождения .ь. п. Ленина и 40-летие тшоеды в Ьеликой Отечественной воине. Сейчас в группах проводятся ленинские чтения и беседы о жизни и деятельности вождя, оформляем ленинский уголок, разучиваем революционные песни, любимые В. И. Лениным. Заканчиваем сбор мпе - риалов (рисунки, открытки, стихи, докумен т а л ь н ы е материалы) для оформления альоома, посвященного 40- летию Победы. Читаем и обсуждаем книги о делах пионеров в годы войны. Одним словом, какое бы мероприятие ни проводилось в группе, оно способствует формированию гармонически развитой, физически и нравственно здоровой ЛИЧНОСТ!» Т. ПОЯРКОВА, воспит&тель группы продленного дня Утянской средней школы. « 2 ОСНОВНЫХ направ- ■“ * лениях реформы общеобразовательной и про|- фессиональной школы,, Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании общего среднего образования молодежи и улучшении условий работы общеобразовательной школы» перед органами народного образования поставлена задача превращения каждой школы в центр активной воспитательной работы с учащимися. В связи с этим перед школами встаегг вопрос о серьезной перестройке воспитательной работы с учащимися после уроков: полный охват их разнообразными формами внеурочной воспитательной работы, обеспечение в школах и группах продленного дня систематических занятий детей техническим и художественным творчеством, сельскохозяйственным опытничеством, спортом,, туризмом и другими занятиями по интересам. Для выполнения этих задач каждой школе, внешкольному учреждению с участием всех заинтересованных организаций, ведомств, учреждений выявить воспитательные, материальные возможности, создать в каждой школе условия для организации широкой сети кружков, клубов, секций, объединений технического, художественного, физкулыгурно-спор- тивного направлений для учащихся всех возрастных групп, включение их в общественно полезный труд. В этом учебном году до- г;о£ш)и1 омрьпь; филиалы кружков Дома пионеров на базе Болчанской, Суздальской, Ильинской, Согорнской средних, Индер- скои, Брянской восьмилетних школ. В школе искусств занимаются 276 учащихся, что составляет 7,8 процента всего количества учащихся. При районном Доме пионеров для учащихся 8—10 классов работает клуб «Ровесник», для учащихся 4—7 классов «Искатель», У нас в районе в течение нескольких лет работает 43 группы продленного дн я , охватывающие 1520 детей. Б текущем учебном году это составляет 43,1 процента от всех учащихся района. В группах продленного дня наряду с оказанием педагогической помощи в выполнении домашних заданий важно организовать занятия по интересам, создать атмосферу заботливого отношения к детям, приближенную к домашним условиям. Как же эти задачи реализуются у нас в районе? Все наши школы мало приспособлены для работы групп продленного дня. Но в каждом сешколах работакгг кружки технического творчества, а в Доволенской № 2, Согорн- ской, Утянской, Травнинской Волчанской средних и Друж- ненск>ой восьмилетней — кружки «Умелые руки». Недостаточное коли ч е с т в о кружков в Суздальской, Яр- ковскои, Красногривенской средних и Даниловской вось- милетней школах. Проводится определенная работа по военно-патриотишколу (директор Г. Я. Балашов). Девушки 9 —10 классов работают на фермах, подменяют доярок, юноши — в РТМ, на сыр- заводе. Все это позволяет выработать у учащихся морально-психологическую го: товность к труду в народном хозяйстве, чувство общественного долга, трудолюбие. Однако в вопросе организации производительного труда еще очень много нестов ГТО добились Доволен- ская средняя школа № 1 (А. К. Шишов), Красногриг венская средняя школа (А. А. Максимов), Травнин- ская средняя школа (Н. В. Богданов), Баганская восьмилетняя школа (А. В. Дьл- чук), Кротовская восьмилет- няя школа (С. А. Иванов). Регулярно принимают участие в районных соревнованиях Доволенские средние № 1 и № 2, КрасногривенНа. уровень новых задач ле есть Дом культуры, клуб, библиотека, в Довольном — шкала искусств, Дом пионеров, которые в определенной степени могут использовать воспитатели групп продленного дня. Б группах Доволемской восьмилеггней, Суздальской, Утянской, Волчанской, Баклушевской, Доволенских № 1 и №| 2 средних школ учащиеся ремонтируют книги, изготовляют различные сувениры, елочные игрушки. Во многих группах проводятся смотры-конкурсы на лучший рисунок, либо лучшие поделки. В группе 1—3 классов Доволенской восьмилетней школы работает фабрика «Октябренок», где учащиеся готовят игрушки дли детского сада. Воспитатели проводят с учащимися различные экскурсии на природу, на производство, устраивают встречи с передовиками производства, участниками Великой Отечественной войны, посещают музеи при школах, проводят обсуждение прочитанных книг, просмотренных фильмов, организовывают спортивные игры в спортзалах. Учащиеся доволенских школ шефствуют над детскими садами, воспитанники всех школ принимают участие* в благоустройстве, озеленении улиц и пришкольных участков, в ремонте мебели, сборе металлолома, макулатуры и почек. В Доволенской № 1 и № 2, Баклушевской, Ильинской, ^омарьевской, Волчанской средних/ Брянской, Даниловской, Кротовокой и Покровской восьмилетних П. Л. Медведев, ческому воспи танй ^ 'уча - щихся, подготовке их к службе в Вооруженных Силах страны- Проводятся встречи с участниками войны, воинами Советской армии и курсантами военных училищ, военизированньа^игры на местности, смотрйТчлроя и песни, вечера, посвященные Дню Советской Армии, Дню Победы, и другие мероприятия. В школах оформлены уголки боевой славы. За последнее время несколько улучшилось снабжение школ учебным военным имуществом. По линии РК ДОСААФ школы ¿-^района приобрели 12 кШплектов плакатов, для оформления военных кабинетов, 20 пневматических винтовок, в тире ДОСААФ организуется етрельоа из малокалиберной винтовки. Райвоенкомат и РК ДОСААФ ок а зь ^Л ч помощь в проведени^Ч?айонных- игр «Орленок» и «Зарница», а также в проведении упражнений по стрельбе из автомата и малокалиберной винтовки на ежегодных военно-полевых. сборах юношей Ю-х классов школ района. Хороших результатов в деле военно - патриотического воспитания учащихся добиваются военные руководители В. И. Гончар (Согорн- ская средняя школа), В. А. Пюняев (ДСШ № 2), П. М. Михиенко (Баклушевская средняя школа). Проводится определенная работа по трудовому обучению и профориентации учащихся. Примером хорошей организации производительного труда учащихся можно назвать Согорнскую среднюю заведующий райопо Ш н ы х проблем. Так, в школьных мастерских, хотя и созданы рабочие места, производительный труд организован нерегулярно из-за отсутствия надлежащих материалов. щ # районе работают одиннадцать ученических производственных бригад и одно школьь.е лесничество. В 1984 году членами ученических производственных бригад . произведено продукции на сумму 352150 руо- лей. Хорошо организована работа бригады в Комарьев- ской средней школе: произведено продукции на 83290 р/Ц/ей, заработано на спец- счет школы 7200 рублей. Неплохо организована работа в ДСШ № 2, Утянской средней школе, несколько хуже — в Баклушевской и Ильинской средних школах. ^ШСоциилистическое обще- Шго кровно заинтересовано в том, чтобы молодое поколение росло физически развитым, здоровым, жизнерадостным, готовым к труду и защите Родины», — сказано в Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной шко- —лы . Для выполнения поставленных задач в школах райо на, кроме уроков физкультуры, проводятся различные внеклассные спортивные мероприятия. Проводятся вну- тришкольные соревнования «Старты надежд», гимнастика до учебных занятий, подвижные игры — на переменах, ежедневные занятия по физкультуре в течение одного часа. Выше районных показателей по подготовке значкиская, Утянская средние, Ин- дерская, Баганская восьмилетние школы, и, как результат, эти школы чаще других занимают призовые .места. Однако в ряде школ еще низка учебно - материальная база. Нет спортзалов в восьмилетних школах. Низкий процент значкистов П О в Волчанской, ДСШ № 2, Покровской, Брянской 8-летних. Низок процент разрядников в Ильинской, Волчанской, Баклушевской средних школах. Важную роль в объединении усилии педагогического коллектива и родителей в воспитании учащихся играют родительские комитеты школ. Члены родительского комитета оывают в школах, участвуют в проведении совместных заседании по вопросам учебы и дисциплины учащихся, трудового обучения и физического воспитания. 1ак родительские комитеты ДСШ № 2, Согорнской, Брянской на своих заседаниях рассматривают персональные дела учащихся, вопросы отношении родителей к воспитанию своих детей. Родительский комитет Утянской средней школы практикует проведение своих заседании в рабочих коллективах, на фермах. Особое внимание члены родительских комитетов уделяют детям, склонным ” к правонарушениям. Все они, как правило, являются шефами таких ребят, проводят оеседы с учащимися и их родителями, посещают квартиры, присутствуют на уроках. Родители помогают оформить кабинеты школ. Есть и очень хорошие примеры, когда родители ведут в школах кружки во внеурочное время. Так, в Доволенской косьмилетней школе В. А. Ядрина — заведующая мё- теоотанцией, в Травнинской —| Л. А. Заковряшина — воспитатель детского сада, в Согорнской — Т. М. Кравец и Н. Н. Оксенгердт — ведут кружки вязания. Кру- : жок кройки и шйтья в Трав- нинской школе ведет заведующая КПП В. П. Науменко, токарный — ведет токарь совхоза «Травнинский» И. Д. Вертей, технического творчества — заведующий РТМ Травнинского совхоза М. И. Заковряшин, художественной самодеятельности в Кротовскои восьмилетней школе — баянист Н. И. Войнов. Развитие творческих и трудовых начал, наряду с учебными дисциплинами, осуществляется через сеть кружков школ и Дома пионеров. Всего в школах и Доме пионеров работает 186 различных кружков, в которых занимаются 2523 учащихся. Большую работу по развитию сети кружков провел Дом пионеров. В настоящее время в Доме пионеров 40 кружков, в которых занимаются более 600 учащихся. В этом году проведена большая работа по расширению сети филиалоз Дома пионеров. Настоящими организаторами детского творчества можно назвать с. Д. Палеи, который более семи лет раоотает в Доме пионеров, н. В- Бутрина, и. и. лееновского, а . И. Лашманова, В. В. Нустов- ского, П. м , Ильиных, которые, не считаясь со временем. занимаются с детьми. Большое место в работе Дома пионеров занимает воспитание общественной активности и методическая учеоа школьного актива и старших пионерских вожатых. Б школах района и в Доме пионеров работают 18 оощественно - политических клубов, 7 музеев, 12 ленинских комнат. Большое внимание Дом пионеров уделяет организации раооты учащихся в летний период. Нередко в нашей учительской, да и в учительских других школ можно наблюдать такую сцену. Приходит мать в школу узнать об успехах сына или дочери. А вместо этого выслушивает нарек а н и я: «А-а-а?1 Мишина мама?! Наконец-то! Примите срочные меры, иначе ваш сын будет неуспевающим в четверти по русскому я !ыку», «Он ничего не делаем на уроках математики», «На биологии сегодня дрался». Звенит звонок. Все расходятся по классам, а мать остается в растерянности. Бывает, правда, реакция матери и другой: «Мы одева- . ем, обуваем, кормим, а ваше дело—учить и воспитывать», «Вы за это деньги получаете!». Над подобными взаимоотношениями между учителями и родителями мы в коллективе очень много говорили, спорили. И приходим к единому мнению — такие взаимоотношения абсолютно неприемлемы, даже вредны. Учителя и воспитатели наВ органическом единстве шей школы твердо себе уяснили, что формирование всесторонне развитой личности — насущная задача школы, семьи и общественности. И что школа должна быть главным инициатором во всех начинаниях. И только в органическом единстве и взаимоотношении этих сторон залог эффективности воспитательной работы. В настоящее время взаимопонимание как и взаимодействие мы основываем на своевременной и полной информации и школы, и семьи. Совместно проводим воспитательные мероприятия и периодически обсуждаем результаты работы. Взаимная инфо р м а ц и я между .школой, общественными организациями и трудовыми коллективами, так же, как и разумная связь с родителями, приносит нужные для воспитания детей результаты. В конце первой четверти классные руководители направили письма в общественные организации, рабочие коллективы с просьбой: обратить внимание на неправильное отношение отдельных работников к воспитанию своих детей. Эти письма были рассмотрены без промедления, и школа получила на них ответы о рассмотрении этих писем и .не только ответы, но и ' конкретные действия. Часть таких родителей стала внимательнее относиться к воспитанию, некоторые из них пришли в школу, чтобы подробнее разобраться в причинах слабой успеваемости и плохого поведения их тей и, соответственно, наметить меры по их устранению. По окончании второй четверти все классные руководители направили благодарственные письма родителям, дети которых успешно закончили первое полугодие, отличились в общественной работе и трудовых делах. Эти письма направлены не по месту жительства, а в трудовые коллективы, где они работают. Руководителей этих коллективов попросили огласить их публично. И такое мероприятие, на наш взгляд, имеет неплохой воспитательный заряд, который действует не только на учащихся, но и на родителей. В школу уверенно вошел и все больше входит наш соратник в воспитании — об-' щественно полезный, производительный труд. С самого начала учебного года учащиеся школы занимаются производительным трудом. В сентябре в сырцехе было создано 5 рабочих мест, где учащиеся непосредственно производят продукцию вместе, на равных, с рабочими сырцеха, Они прекрасно справляются с порученным делом и видят результаты своего труда. За выполненную работу они полу-чают деньги и узнают их цену. В ремонтно - тракторной мастерской создано три ра- оочих места. Сложнее было организовать рабочие места на животноводческих фермах. Но и этот вопрос был решен. Совместными усилиями учителей, руководителей и специалистов совхоза создали пять рабочих мест на ферме первого отделения совхоза. Каждую пятницу девушки 9 класса полностью оослуживают одну группу коров. Доярка в этот день получает выходной. В субботу девушки 10 класса обслуживают четыре группы коров, соответственно 4 доярки в этот день отдыхают. Учащиеся начальных классов на уроках труда занимаются изготовлением игруБольшое внимание уделяется военно-патриотическому воспитанию учащихся в Доволенской средней школе № 1. Пионеры акшвно работают в зонах пиоиербкого действия, часто встречаются с ветеранами Великой Отечественной войны, офицерами, демобилизованными воинами. На снимке: преподаватель НВП Н. А. Нюняев ведет занятия по изучению материальной?! части оружия. Фото В. БУТРИНА. У к р е п л я е м деловые контакты Заканчивается первый год реализации школьной реформы. Вскоре после апрельского (1984 г.) Пленума ЦК КПСС было проведено . общесовхозное партийное собрание, а в августе — сессия сельского Совета народных депутатов. На них . утверждены мероприятия по совершенствованию сицтемы воспитания и профориентации школьников, ^закреплению молодежи на селе. Этими вопросами совхоз и школа занимались]! ранее, поэтому есть определенные успехи. Например, сейчас в совхозе 57 процентов рабочих в возрасте до 35 лет, только в комсомольской ортани^ацпи 130 человек. В полеводческой бригаде № 1 всего 30 механизаторов, из них 21 человек в возрасте до 30 лет. В и. Хромовском и в полеводстве, и в животноводстве 80 процентов работающих — молодежь. Хромовск совсем было попал в разряд неперспективных. Сейчас мы строим в нем ежегодно четыре квартпшек, которые передают в Детский сад. Здесь также у младших школьников проявляются ростки сознания того, что их труд кому-то нужен, полезен. Отрадно отметить, что уже сейчас заметен сдвиг в психологическом перевооружении отношения к трудовому воспитанию школьников у педагогических работников, родителей и руководителей оазового предприятия’ совхоза. А это сегодня, пожалуй, самое главное во, всей этой большой и важной работе, которую предусматривает школьная реформа. Бее эти начинания солижа- ют школу с производством, с трудовыми коллективами, где учащиеся получают трудовую закалку. Рабочая пе- дагошка все больше сближается со школьной. Школьная реформа с первых шагов взяла хороший темп, и ужо сейчас ощущаются ее, пусть самые первоначальные, успехи. Требовательнее стали педагоги к себе и к ученикам, вместе с тем и ближе к ребятам. Больше доверяют детскому коллективу, предоставляют больше самостоятельности в решении многих вопросов, в организации школьной жизни. Было бы ошибочным думать о том, что все вопросы у нас решаются гладко. Мы сталкиваемся с равнодушием подростков, слабой способностью к состраданию, нежеланием трудиться и др. Точнее, у нас очень много еще не сделано из того, что надо было бь! сделать уже на первом этапе реформы. В период развернутой подготовки к XXVII съезду партии от каждого из нас требуется максимум усилий заинтересованного, творческого отношения к делу, которому мы служим. Для учителеи такое дело —■ школьная реформа. И хотя эта задача всенародная, успех прежде всего зависит от нас, от того, как мы учим, воспитываем, приобщаем к труду детей, доверенных нам народом. Г. БАДАШОВ, директор Согорнской средней школы. ры, построили клуб. Назрел вопрос о строительстве в этом поселке начальной школы. Безусловно, практическая и морально-психологическая подготовка к самостоятельно!, жизни и работе, формирование потреоности в труде на земле —' главное. На апрельском Пленуме была высказана мыдль: чем теснее мы сблизим школу и производство, тем полновеснее будет отдача от реформы. Исходя из этого, мы укрепляем прежде всего деловые контакты со школой, базовым предприятием которой является совхоз. В распоряжение учащихся выделен колесный грактрр «т-4», сейчас закупили картофелекопалку и сажалку, культиватор для междурядной оораоотки. На площади в три гектара, что закреплена за учащимися, в 1984 году со- орано более 500 центнеров картофеля. 315 центнеров сдали в совхоз, обеспечили школьную столовую и сдали государству на 2500 рублей. Деньги пошли на нужды школы. Совхоз построил для ребят прекрасный лагерь труда и отдыха. В зимнее время с учащимися старших классов специалисты хозяйства проводят занятия по изучению технологии машинного доения, юноши изучают сельхозмашины. Со второго полугодия ребята работают один раз в неделю на ферме. В летнее время Наташа Гельд, Свма Горппюва, Ира Давыденко, Наташа Капаева, Ганя Анохина, Люба Загорулько подменяли доярок на время их отпусков. Активно поработали учащиеся в строительстве, на заготовке кормов, стрижке овец. Ученики и учителя — частые гости на ферме. Ребята знакомятся с трудом животноводов, выступают с концертами, . учителя читают лекции. к в школу часто приходят передовики производства, специалисты совхоза. Одним словом, контакты между педагогическим коллективом и рабочими совхоза налажен. А. БИРЮКОВ, секретарь парткома Сибирского совхоза.
elibrary.ngonb.ruRkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2