Чановские Вести, 2011, № 106-108

Р а з г о в о р н а ч и с т о т у МОДЕРНИЗАЦИЯ НАЧИНАЕТСЯ С СОЗНАНИЯ ПЕДАГОГОВ <1 о Социальная сфера всегда з а ­ нимала особое место в вопросах управления. При этом эффективность деятельности системы образования играет чрезвычайно важную роль. М о д е р н и з а ц и я с и с т е м ы о б щ е ­ г о о б р а з о в а н и я . И т о г и р а б о т ы з а 2 0 1 0 - 2 0 1 1 у ч е б н ы й г о д . Президент РФ Д.А.Медведев на совещании в Майкопе отметил: «Профессия педагога, труд педагога - это не просто профессия, не просто специальность, это призвание. Это стратегическая миссия для любого государства по подготовке новых поколений. Поэтому современный, квалифицированный, хорошо подготовленный учитель - это одна из центральных фигур развития, модернизации страны». Система образования в меняющемся мире - насколько она отвечает требованиям современности? Насколько будет адекватна запро ­ сам завтрашнего дня? Как должны строиться и регулироваться отношения между основными участниками образовательного процесса, включая родителей и детей? Ответы на эти и другие вопросы закладываются сегодня в Законе РФ «Об образовании». Проект нового закона об образовании с момента его первой публикации стал объектом серьёзной критики и поводом для д и с к у с ­ сий. Причём-не только в среде пр о ­ фессионального сообщества. Как и чему учить подрастающее поколе ­ ние - тема, которая волнует каждого и касается всех. В Новосибирской области з а ­ пускается программа модернизации системы общего образования. Реализация этого комплекса мер рассчитана на три года - с 2011 -г о по 2013-й. Но перемены с и ­ стему школьного образования ждут, начиная с 1 сентября. Предполагается, что большую поддержку во всех начинаниях окажет федеральный центр. Как заявил председатель правительства РФ В.В.Путин, удалось найти дополнительные ресурсы, чтобы продолжить мероприятия по модернизации образования в стране. Объем средств, к ото ­ рые могут быть направлены на эти цели, уже озвучен. В нынешнем году - 20 миллиардов, в следующем - 60 миллиардов, и в 2013-м - около 40 миллиардов рублей. Одно из направлений модерниза ­ ции системы образования - обновление материально-технической базы. Второе, не менее, важное - это совершенствование самой технологии образовательного процесса. И здесь ставка делается на развитие в школе информационнокоммуникационных технологий. В этой области у нас уже накоплен определенный опыт и создана инфраструктура: есть межшкольный и н ф о р м а ц и о н н о - м е т о д и ч е с к и й центр, который работает со школами, осуществляет повышение квалификации педагогов, сопровождение программных продуктов. Созданы и работают команды по информатизации. В прошлом году в области разработали проект, который назвали «Моя школа - весь мир». Речь идет о том, чтобы, обеспечив доступ в Интернет, дать возможность участ» С е г о д н я м ы н а ч и н а е м с е р и ю в ы с т у п л е н и й в е д у щ и х р у ­ к о в о д и т е л е й , к у р и р у ю щ и х о с н о в н ы е с ф е р ы ж и з н и Ч а н о в - с к о г о р а й о н а . П е р в ы м с л о в о н а с т р а н и ц а х н а ш е й г а з е т ы в з я л з а м е с т и т е л ь г л а в ы р а й о н а - н а ч а л ь н и к у п р а в л е н и я о б ­ р а з о в а н и я В А Л Е Р И Й А Л Е К С Е Е В И Ч Г О В О Р У Н О В . никам образовательного процесса взаимодействовать между собой, выходя, за стены своей школы. С одной стороны, чтобы педагоги могли общаться в сети , заимствуя передовой опыт, обмениваясь инновационными решениями, получая консультации у коллег при подготовке к занятиям. С другой сторо ­ ны, чтобы и у школьников появился доступ к различным образовательным ресурсам, что в конечном итоге должно повысить качество знаний. В этом году на проект «Моя школа - весь мир» выделено 30 миллионов рублей. Общий объем средств оценивается примерно в полмиллиарда рублей. И, наконец, еще один важный момент, касающийся проекта «Моя школа - весь мир» - это компьютеризация образовательных учреждений, особенно начальной ступени. Чтобы на уроке каждый ученик мог работать на своем персональном компьютере. В условиях проекта комплекса мер по модернизации общего образования, который реализуется с о ­ вместно с Министерством образо ­ вания и науки РФ, заложено обязательным пунктом повышение квалификации педагогов. Формы подготовки могут быть самые разнообразные - и дистанционные, и очные. Необходимо, чтобы учитель работал над собой непрерывно. Объявленное увеличение зарплаты учителям будет учитывать и качество их работы. Лучшие учителя должны больше зарабатывать, и лучшие о б ­ разовательные учреждения должны лучше оплачивать свои педагогические коллективы. Фонд оплаты тр уда позволит средний уровень начисленной заработной платы учителей довести до средних показателей по эко номике в регионе. Кроме того, образовательным учреждениям предложено поучаствовать в некоторых областных проектах, направленных на Гг-выше- ние качества школьного образования. И именно от этого участия будет зависеть, в том числе рост оплаты труда педагогических коллективов. Один из них - «Внедрение мо ­ дели управления качеством образования в общеобразовательном учреждении». Качеством, как и дру ­ гими показателями, можно управлять. Причем сам процесс управления - это хорошо выстраиваемая, технологически описываемая процедура. Это может распространяться, в том числе на деятельность о бразовательных учреждений. Участие в этом проекте требует дополнительных усилий от педагогических коллективов. В проекте в качестве пилотной площадки участвует МОУ Чановская СОШ № 1. В идеале каждая школа должна работать по этой модели. Второй проект связан с реализацией идеи «Сетевой школы». Педагоги этого базового учреждения могут не только проводить уроки в классе, но и работать на удалении - например, в формате интернет- конференций. При этом базовая школа должна обеспечить и другие потребно ­ сти учеников. Например, ребятишек можно с некоторой периодичностью возить в базовое учреждение на уроки физкультуры, на со ­ ревнования, на занятия в спортивные секции . Документы на участие в проекте направлены МОУ Чановская СОШ № 2. В ходе традиционной августовской педагогической конференции учителя района обсудили и дру ­ гие важнейшие направления, проекты современного развития школы. Особое внимание было уделено задаче освоения Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС) в начальном звене обучения. Были рассмотрены основные итоги минувшего учебного года. На начало 2010-2011 учебного года в общеобразовательных учреждениях Чановского района обучалось 3246 учащихся (в 2009-2010 учебном году - 3305 учащихся). К концу учебного года количество обучающихся сократилось на 37 человек и составило 3209 чел. Переведено 3170 чел., в том числе переведено условно 13 чел. (в 2010 году - 3 чел.), на повторный год обучения оставлено 39 обучающихся, это на 10 чел. меньше, чем в 2010 году. Общая успеваемость по району составила 98,8 % (с учётом второгодников, не допущенных к государственной (итоговой) аттестации и получивших справки об окончании общеобразовательного учреждения), что на 1 % выше, чем в прошлом учебном году, качество зн аний - 36 %, это на 3% выше уровня 2010 года, из них 6% обучающихся окончили учебный год на «5» (в 2010 году - 5%). К о л и ч е с т в о в ы п у с к н и к о в на к о ­ н е ц у ч е б н о г о г о д а : - 9 к л а с с - 304 чел.; - 1 1 ( 1 2 ) к л а с с - 208 чел. П о з а в е р ш е н и ю г о с у д а р с т в е н ­ н о й ( и т о г о в о й ) а т т е с т а ц и и п о л у ­ ч и л и д о к у м е н т о б о б р а з о в а н и и : - 3 0 1 в ы п у с к н и к 9 - х к л а с с о в (100% допущенных к ГИА), из них 6 - с отличием, это 3 выпускника МОУ Чановской СОШ № 1 (директор Е. В. Фукс ) , по одному выпускнику МОУ Межгривненской ООШ (директор Е. В. Давыдов), МОУ Щеглов- ской СОШ имени Н.А. Макаша (директор С. А. Хохлова), МОУ Новофе- клинской ООШ (директор Н. И. Ца- пенко). 16 выпускников получили свидетельства об окончании специального (коррекционного ) класса. - 1 9 8 в ы п у с к н и к о в 1 1 ( 1 2 ) к л а с ­ с о в ( 9 7 , 5 % , в 2 0 1 0 г о д у - 9 5 % ) получили аттестат об окончании среднего (полного) общего образо ­ вания, из них 8 выпускников получили аттестат с золотым тиснением и золотую медаль «За особые успехи в учении» (Екатерина Бооль, Татьяна Бубнова, Кристина Гладких, Наталья Глебова- МОУ Чановская СОШ № 1, директор школы Е. В. Ф у кс , Екатерина Лебедь - МОУ Чановская СОШ № 2, директор школы Л. А. Уткина, Алия Картабаева - МОУ Озеро- Карачинская СОШ, директор школы А.Д. Грибенщиков, Дарья Николаева, Валентина Штейнберг - МОУ Землянозаимская СОШ, директор школы В. А. Вагнер. 5 выпускников получили аттестат с серебряным тиснением и се р е ­ бряную медаль «За особые успехи в учении» (Екатерина Десятова, Эдуард Кисс, Рустам Чикиров - МОУ Чановская СОШ № 2, Алёна Шмид- ко, Екатерина Симбирцева - МОУ Озеро-Карачинская СОШ). К сожалению, 5 выпускников 2010-2011 учебный год окончили обучение со справкой: - 1 выпускник МОУ Осинцевской СОШ; - 4 выпускника МОУ Чановской вечерней (сменной) ОШ. Всего в 2010 году окончили школу со справкой 11 выпускников. Четыре года наш район участвует в апробации новой формы го сударственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов общеобразо ­ вательных учреждений. Для организованного проведения ГИА выпускников 9-х классов в но ­ вой форме в районе было определено 18 организованных пунктов проведения экзаменов (ОППЭ), назна ­ чены руководители ОППЭ, утверждены списки членов предметных к о ­ миссий, уполномоченных ТЭК, о р га ­ низаторов, общественных наблюдателей. 88% выпускников 9-х классов в 2011 году приняли участие в апро ­ бации государственной (итоговой) аттестации в новой форме по 9-ти общеобразовательным предметам: русский язык, математика, геогр афия, обществознание, биология, история, химия, физика, литература (в 2010 году только по 3-м предметам). Русский язык сдавали 264 выпускника, качество знаний со ставило 54%, не справились с предложенной экзаменационной работой 1% выпускников (в 2010 году - с о ­ ответственно: 51%, 2%). Четыре выпускника получили за экзамен по русскому языку максимальное к о ­ личество б аллов(это две выпуск ницы МОУ Чановской СОШ № 1 Алина Попова и Анастасия Шахова, учитель Любовь Дмитриевна Коробова, выпускница МОУ Кабаклинской ООШ Ксения Бочарова, учитель Галина Александровна Бауман и выпускница МОУ Осинцевской СОШ Елена Степанова, учитель Ольга Пантелеевна Жерякова. Математика: на 10,3% по сравнению с прошлым годом увеличилось количество выпускников, получивших за экзамен отметки «5» и «4», что составило 47,3%. Не спра ­ вились с экзаменационной работой 3,8% выпускников, это на 1% выше уровня прошлого года. По географии, обществознанию, биологии, истории, химии, физике, литературе с экзаменационными работами справились 100% выпускников, получили отметки «5» и «4» от 53 до 8 7% . Педагоги МОУ Чановской СОШ № 2 Людмила Николаевна Чурсина, МОУ Тармакульской СОШ Д а ­ ния Талгатовна Халикова, МОУ Аул- тебисской ООШ Хайния Фатретди- новна Кадырова, МОУ Старокарачинской СОШ Тамара Ивановна Ивлева, МОУ Щегловской СОШ имени Н.А. Макаша Лариса Владимировна Огородник, МОУ Межгривненской ООШ Надежда Анатольевна Чер- цова подготовили выпускников, к о ­ торые по результатам новой формы государственной (и тоговой) а т ­ тестации набрали количество баллов-, отличающегося от максимального на 1-2 балла. Р е з у л ь т а т ы ЕГЭ н а ш и х м е д а ­ л и с т о в в 2 0 1 1 г о д у : - средний балл з о л о т ы х м е д а л и ­ с т о в Чановского района по обязательным предметам выше среднего балла по области: п о р у с с к о м у я з ы к у составил 8 1 , 1 (в 2010 году - 73 балла), п о о б л а с т и с р е д н и й б а л л 7 8 , 6 ; п о м а т е м а т и к е - 6 7 , 1 б а л л а (65,3 балла- в 2010 году), п о о б л а ­ с т и - 6 6 , 4 б а л л а ; - средний балл с е р е б р я н ы х м е ­ д а л и с т о в п о р у с с к о м у я з ы к у с о ­ ставил 7 0 , 2 (в 2010 году - 65,6); п о м а т е м а т и к е - 5 1 , 4 (в 2010 году - 56,1 балла), итоги по области не подведены. Сегодня все наши медалисты являются студентами различных вузов Российской Федерации . Выше областного и по Российской Феде рации средний балл у выпускников МОУ Тебисской СОШ (65 баллов) учитель Оксана Анатольевна Самойлова, МОУ Чановской СОШ № 1 (64 балла) учитель Марина Геннадьевна Зимнякова, (58 баллов) учитель Елена Вальтеровна Жери- кова, МОУ Погорельской СОШ (63,5 балла) учитель Любовь Александровна Домникова, МОУ Земляно- за имской СОШ (59 баллов) учитель Светлана Ивановна Вагнер, МОУ Блюдчанской СОШ (58,6 балла) учитель Людмила Лаврентьевна Радченко. Выше областного средний балл у выпускников МОУ Озеро- Карачинской СОШ, учитель Елена Геннадьевна Зонова, МОУ Старокарачинской СОШ, учитель Ольга Дмитриевна Вульф. Таким образом, у образователь ­ ной системы Чановского района д о ­ статочный потенциал для реализации проектов модернизации общего образования и задач, стоящих перед учреждениями. Учитель - главное действующее лицо образовательного процесса. Какие бы высокие технологии мы ни применяли, какое бы оборудование ни использовали, всё равно в конечном итоге один на один с ребёнком остаётся педагог. Следовательно, учителю необходимо продолжать самосовершенствоваться. Никакая модернизация образования не возможна, если сам учитель не будет в этом заинтересован. Ф о т о и н ф о р м а ц и я ---------------------------------- А в г у с т о в с к а я к о нф е р е н ц и я у ч и т е л е й Н а к а н у н е 1 с е н т я б р я в р а й о н е с о с т о я л а с ь е ж е г о д н а я п е д а г о г и ч е с к а я к о н ф е р е н ц и я . В э т о м г о д у е е т е м а з в у ч а л а т а к : « М о д е р н и з а ­ ц и я с и с т е м ы о б щ е г о о б р а з о в а н и я . И т о г и р а ­ б о т ы о б р а з о в а т е л ь н ы х у ч р е ж д е н и й з а 2 0 1 0 - 2 0 1 1 у ч е б н ы й г о д » . Открыл конференцию заместитель главы райо ­ на начальник УО В. А. Говорунов. Валерий Алексеевич зачитал поздравительную телеграмму, адресованную депутатом Государственной Думы Л. В. Пепеляевой педагогам района. Конференция п ро ­ должилась докладом, выступлениями в прениях и награждением. Почетные грамоты главы Чановского района получили директор МОУ Покровская СОШ Т. Б. Усольцева, директор МОУ ДОД «Чановская ДЮСШ» О. В. Лаврентьев, заместитель д и ­ ректора МОУ ДОД ДЮЦ «Гармония» В. М. Алеева и заместитель директора по УВР МОУ Погорельская СОШ О. М. Музина. Грамотой управления образования награждена директор МОУ Кабакпинская СОШ Т. Ф . Пащенко. На с н и м к е : на базе Чановской общеобразовательной школы N9 1 была проведена секция учителей русского языка и литературы. Ф о т о А н т о н а Б О Я Р К Е Е В А .

RkJQdWJsaXNoZXIy