Из истории комсомольской организации Бердска_1

Из истории комсомольской организации Бердска Великая Отечественная война (1941—1945 годы) Сурово» время, горячее время Пришло для Отчизны родной. Вставай, подымайся, советское племя, На подвиг, на труд боевой. Так пели советские люди в пе­ риод Великой Отечественной вой­ ны. И действительно, подвигом я боевым трудом была жизнь совет­ ского народа, вместе с ним и со- ' ветской молодежи, в то время. Все — и труд, и учеба, и любое ме­ роприятие в общественной жизни — проводилось под лозунгом «Все для фронта, все для победы!» В 1941 году, в начале войны, в поселке Бердске было несколько1 комсомольских организаций. По первой мобилизации и доброволь­ но на фронт ушли многие комсо­ мольцы. Только что окончили школу ¡N5 2 Юрий Арзамасом, Олег Годалов, Денисов, Дмитрий Сера- готский, Шкарупелов, а школу № 6 — 1Виталий Лыков, М. Ми- ненко, А. Киселев, М. Токарев, Все они ушли на фронт. Это были активисты, спортсме­ ны, участники художественной самодеятельности, пытливые, лю­ бознательные юноши, они мечта­ ли трудиться, творить, откры­ вать неизведанное. Об этом поко­ лении советской молодежи сказал Павел Антокольский в поэме «Сын», посвящая ее своему по­ гибшему сыну: «Его мечты хва,- тило б жизни на три, и на три века,— так он ждал труда». Арзамасе®, шахматист и лыж­ ник, организовал ’в школе группу ребят с целью изучения окрест­ ностей Бердска. Исследуя берега Оби, они открыли древнюю сто­ янку людей, сведения о ней .со­ общили в Новосибирский крае­ ведческий музей, и когда оттуда приехали археологи, то устано­ вили, что это" было действительно так. Все комсомольцы — участ­ ники туристской группы — бы­ ли награждены почетной грамо­ той... Олег Годалов увлекался поэзи­ ей, писал прекрасные стихи, ко­ торые помещались в стенгазетах школы, их читали ребята на школьных вечерах, а потом на фронте его песни пели товарищи однополчане. Виталий Лыков был лыжником, увлекался фотографией, любил литературу; учился на «отлично» и «хорошо», был гордостью шко­ лы Л: 6. Пн погиб при выполне­ нии боевого задания и был на­ гражден посмертно орденом Ле­ нина. Шкарупелов на фронте был летчиком. Михаил Токарев — смуглый юноша с черными, вьющимися волосами и чистыми, голубыми Н. Г. ТОНАРЕВА, \ Я. Ф. БУРДОВИЦЫН. N * * * глазами. Как он вдохновенно чи­ тал стихи Маяковского и отрыв­ ки из романа Н. Островского «Как закалялась сталь»! На выпуск­ ном вечере в июне 1941 года он читал о том, как Павка Корчагин освободил Жухрая. Сколько дерзости и смелости в этом по­ ступке любимого героя! И ту же смелость в сердцах слушате­ лей рождало его чтение.. Он, Ми­ хаил, тоже погиб. М%ть, узнав страшную весть о сыне, не смогла перенести горя, потеряла рассудок. Да разве мало горя было по всей стране? Почти в каждой семье кто-нибудь был на фронте. Комсомольцев и молодежь игкол Бердска не надо было убеждать хорошо учиться, почти все учи­ лись на «хорошо» и «отлично». «Каждая пятерка — удар по вра­ гу», — часто повторяли школь­ ники. В то время почти не было второгодников. В то время комсомольцы и мо­ лодежь изучали в кружках санитарное дело, подготовку .к противохимической и противовоз­ душной обороне, сдавали нормы на значки ГТО и БГТО, ГСО и ПВХО. Всю эту большую работу проводили комсомольцы 8 — 10 классов — инструктора ГТО, ГСО, ПВХО. Школа держала крепкую связь с советскими воинами, курсанта­ ми Сталинградского авиаучилшца. Ребята наряду с учебой много ра- % в ботали по оказанию практической помощи школе. В 1943 году учащиеся сами заготовили для школы дрова— 345 кубометров, а когда зимой 1944 года не хва­ тило дров, ребята пошли после занятий в лес и там валили со­ сны, распиливали их, кололи и, впрягшись в сани, возили дрова к школе. Ежегодно летом учащиеся ра­ ботали н колхозах. За лето 1942 года ими было выработано 12,5 тысячи трудодней. Посильную по­ мощь школа оказывала фронту: неоднократно собирали деньги на строительство самолетов и тан­ ковых колонн, в 1943 году было собрано 7 тысяч рублей. Комсомольцы организовали ти­ муровские команды и взяли шеф­ ство над семьями учителей-фрон- товиков. Теплотой и заботой они окружили семьи М. Д. Осмининой, Крыловой. Учительская комсомольская ор,- ганизация Бердска была немного­ численна. Учителями комсомолъ- цами-активистами были Петр Ана­ тольевич Дараган, Мария Михай­ ловна Перепечина, Нина Алек­ сандровна Баранова, Нина Про­ копьевна Сизикова и другие. П. А. Дараган был прекрасным педаго- гом-литератором, умевшим при­ вить любовь к литературе у де­ тей. Сразу, как началась война, он ушел на фронт и, выполняя боевое задание, погиб. Н. А. Баранова и II. П. Сизи­ кова проводили большую агита­ ционно-массовую работу средц: учащихся и среди населения гор. Бердска. Баранова читала лекцию о патриотизме советских людей, с этой лекцией она вы­ ступала не только в Вердеке, но и в окрестных деревнях, в Ев- сино. Учителя-комсомольцы провели общегородскую читательскую кон­ ференцию по книге Н. Островского «Как, закалялась сталь». 11а кон­ ференции выступали фронтовики- солдаты, представители' -племени корчагинцев. В конце1941 года к Бердск бы­ ло эвакуировано два завода: Бердянский и Харьковский име­ ни Дзержинского'. Они разме­ стились на территории элеватора. Вместе с заводами прибыло ре­ месленное училище, где обуча­ лось 500 учащихся. Оно готови­ ло рабочих: токарей, слесарей, электриков и рабочих других спе­ циальностей. В переоборудованных складах элеватора сразу же были пущены механические цехи. Нелегко было работать в те дни. Со временем не считались. Работали без выходных, без от­ пусков, иногда несколько суток подряд не покидая цехов. А кто работал? Женщины, молодежь и подростки лет 13—14. Чтобы придти на работу вовремя, вста­ вали ® шесть часов и шли в осен. нюю слякоть и зимние лютые хо­ лода 7 километров до завода, а потом, отстояв 12— 16 часов у станка, полуголодные и уставшие ¡возвращались домой. Одежда и обувь были плохие. Но тогда ни­ кто не думал о себе, о своем здо­ ровье. Не ныли, не отлынивали от работы, не сетовали на свою судьбу... Рабочим самим приходилось до­ страивать и оборудовать свои це­ хи. Все оставались после смены, возили в тачках песок, глину, стройматериалы, настилали пол, укладывали паркет, устанавлива­ ли ванны в гальваническом цехе. Цехи обогревались печами, од­ нако всюду было холодно. Но, не­ смотря на все трудности, заводы Бердска выполняли и перевыпол­ няли план и давали продукцию отличного качества. (Окончание в следующем номере)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2