За большевистские колхозы, 1948, № 68

П р о л е т а р и и в с е х с т р а н , с о е д иняйтесь! Э Д БОЛЬШЕВИСТСКИЕ Школхозы « « Орган Мошковского р а й о н н о г о комитета ВКП(б) и р а й о н н о г о С о в е т а д е п у т а т о в тр у д ящ и х с я , Н о в о с и б и р с к о й о б л а сти . №68(1341 ) I П о н е д е л ь н и к , 23 а в г у с т а 1948 г. I ц е н а 15 коп. Изо дня в день повышать темпы уборки у р о ж а я и сдачи хлеба государству! Колхозники и колхозницы, комбайнеры и трактористы! Страна ждет от вас образцового выполнения обязательств на уборке ур ож ая и хлебосдаче! € Накануне нового учебного года В 1947-48 учебном году в лашем районе работало 77 школ, из них 63 начальных, 12 семилетних и 2 средних. В них обучалось 6428 человек. Закон о пятилетием плане ^ восстановления и развития народного хозяйства СССР предусматривает : «довести количество начальных, семнлетних и средних школ в 1950 году до 193000 и количество учащихся в них до 31,8 миллиона человек, обеспечив всеобщее обязательное обучение детей с семилетнего возроста как в городе, так и в деревне». • V Для полного п точного вы- <' Уподнения этого закона есть все условия. Государство отпускает огромные средства на ремонт существующих школ и строительство новых зданий. В этом году на ремонт школ нашему району отпущено 100 тысяч рублей. Кроме того большую помощь оказали школам колхозы. Сейчас необходимо взять на. учет всех детей, подлежащих k обучению, и привлечь их в школы. » К первому сентября ни одного ребенка вне школы — таково требование советского закона. Надо предотвратить и отсев из школ, устраняя в каждом отдельном случае причины, мешаюшие ребенку учиться. Следует позаботиться об обеспечении особо нуждающихся одеждой и обувью, учебниками и пособиями. Там, где необходимо, надо создать при школах интернаты и общежития для далеко живущих. Особое внимание должно быть обращено на переростков. Для обучения сельской молодежи мы должны в этом году открыть три школы: в Мошкове, Вознесенке и ири совхозе «Большевик». Нужно вовлечь в школы не только всех детей, но и так поставить обучение, чтобы все ученики бесперебойно учились и успешно переходили из класса в класс. Нельзя мириться со второгодничеством. Второгодничество является следствием плохой организации учебно-воспитательной работы в школе. Опыт лучших учителей, у которых ни один из учеников не остается на второй год и дети отличаются высоким уровнем знаний, воспитанностью,— должен быть широко распространен. Услех нового учебного года во-многом зависит от того, насколько будут подготовлены школы к занятиям. К началу учеб- него года надо привести в порядок школьные помещения и мебель, доставить учебники и пособия на места. К сожалению у нас с этим делом не все благополучно. Не которые школы затянули с ре монтом. В успешной работе школ кровно заинтересован весь советский народ. Школа дает учащимся прочные знания, воспитывает их пламенными советскими патриотами. Окружить школу всенародной заботой — важнейшая задача партийных, советских и общественных организаций. ШШШШЬС&А почЁт! З а в ы с о к и е п о к а з а т е л и в с о р е в н о в а н и и н а у б о р к е у р о ж а я и х л е б о з а г о т о в к а х з а н о с я т с я н а р а й о н н у ю д о с к у п о ч е т а 7. Колхоз „Большевик*, Старо-Поросского сельсовета, (председатель тов. Б о т я н ) , выполнивший план хлеб о за го то ­ вок на 82 процента. 8. Мотковский кормосовхоз (директор тов. К р а с н ощ е к о в ) , выполнивший годовой план хлебозаготовок на 102 процента и сдающий хлеб сверх плана. 9. Подсобное хозяйство завода имени Чкалова (директор тов. В о р о п а е в ) , выполнивший годовой план хлебозаготовок на 104 процента. 10. Комбайнер Мотковской М Т С тов. Викат , убравший в колхозе „Эдази* 78 гектаров ржи. 11. Вязальщицы колхоза „17 партсъезд* Н. К узьмина , T. Т р и зн о в а , А. Д е н и с е н к о , вывязывающие по 900 снопов в день при норме 500. 12. Транспортная бригада колхоза „Знамя тр у д а * (бригадир тов. С в а н д а р ь ) , вывезшая на лошадях на расстояние 10 километров 254 центнера хлеба. 13. Жницы колхоза „Пролетарский у д а р * В. Шилкина и И. В а л у е в а , сжинающие в день по. 50 соток ржи. С оревн овани е с е л ь с о в е т о в по выполнению плана у б о р к и и с е в а о з и м ы х на 20 а в г у с т а Выполнение плана в процентах Наименование сельсоветов уборка хлеба занимаемое место X 335 ссио ксо <-> о t занимаемое место Дубровинский 42 1 5,6 20 Старо-Поросский 37,8 2 31,2 13 Карпысакский 37 3 55,3 3 Буготакский 34,8 4 32,2 12 Вознесенский 34,3 5 26,3 17 Томиловский 34 6 38,0 9 Репьевский 33,8 7 61,5 1 Усть-Каменский 33,6 8 28,6 15 Жеребцовский 33 9 49,3 6 Мошнинский 31,4 10 40,4 7 Плотниковский 30,6 11 40,0 8 Орский 30,3 12 51,9 5 Мотковский 29,5 13 53,2 4 Пермский 28,8 14 35,5 10 Сокурский 28,4 15 21,2 19 Локтинский 26,2 16 27,7 16 Ново-Поросский 25 17 57,1 2 Мошковский 24 18 32,6 11 Верх-Балтинский 20,7 19 31,0 14 Барлакский 20,6 20 21,8 18 С о в х о з з а в о д а им. Чкалова выполнил план х л е б о за г о т о в о к Коллектив п о д с о б н о г о х о з я й с т в а з а в о д а имени Чкалова брал о б я з а т е л ь с т в о в 1948 г о д у план х л е б о ­ п остав ок выполнить к 1 с ен т я б р я . В р е зу л ь т а т е с а м о о т в е р ж е н н о г о т р у д а р а б о ч и х и служ ащ и х э т о о б я з а т е л ь с т в о выполнено д о с р о ч н о . К 20 а в г у с т а с о в х о з рассчитался с го с у д а р с т в о м по х л е б о п о ст а в к ам . План выполнен на 104 п р оц ента . Сейчас х л е б с д а е м с в е р х плана. Директор—Воропгев. __________________________________________ Парторг—Р еу то в . Работают дружно Руководство Мошковского свиносовхоза приняло все меры, чтобы ликвидировать отставание в выполнении графика хлебопоставок и поставил важнейшей политической задачей вывозку зерна государству. С комбайновыми агрегатами бы/о проведено совещание, где были намечены конкретные задания перед каждым комбайнером, и они со всей энергией взялись за работу. Комбайнер И. Мусухранов за пять дней убрал 38 га ржи. Неплохо работают также комбайнеры тт. Меньчиков, Костенко и Ярославцев. , Успешно организовали подработку зерна на току бригадир полевой бригады № 3 т. Коурдаков и кладовщик т. По- ротников. Работа но очистке зерна производится здесь круглосуточно,в две смены. Для освещения тока ночью установлена передвижная электростанция. Шофера тт. Колпаков и Дубровский вывозят зерно даже ночью. В результате такой организации труда план хлебосдачи государству совхозом выполнен на 20 августа полностью. Кроме того сдано 6QQ центнеров хлеба в уплату за государственную ссуду. В ответ на обращение Новосибирского обкома ВКП(б) коллектив совхоза принял на себа социалистические обязательства: к 1-му августа полностью вывезти зерно в уплату за государственную ссуду, закончить посев озимой ржи к 23 августа, а к 15 сентября убрать с полей весь хлеб и засыпать полностью семенные фонды. Махнев, парторг совхоза. Н а ж а т в е О т д е л с е л ь с к о г о хозяй ства Широко раскинулись хлеба колхоза «Пролетарский удар». Залитые полуденным солнцем, как море, колышутся они под легкими порывами ветра. Вдвое больше, чем в прошлом году, посеяно нынче колосовых сельхозартелью: 200 гектаров пшеницы, 100 га ржи и 100—овса. В течение года много потрудились колхозники над выращиванием обильного урожая. Были произведены все агротехнические мероприятия— своевременная подборонка и подкормка всходов, прополка и искусственное опыление ржи Теперь, когда хлеба созрели, надо еще много работать, чтобы убрать все до зернышка, обмолотить, во-время рассчитаться с государством, выдать хлеб на трудодни колхозникам. Это хорошо понимают члены сельхозартели. Ежедневно на косовицу выходят более 50 человек. С первых дней жатвы между женщииамц-жницами развернулось социалистическое соревнование. Инициаторами его явились Варвара Григорьевна Шилкина и Ирина Федосеевна Валуева, которые за первый день сжали по 0,40 гектара. Производительность труда они повышали с каждым днем и вскоре стали сжинать по 0,51 га. Такой успех вработе В. Шилкиной и И. Валуевой вызвал среди остальных колхозниц небывалый трудовой подъем. Многие из них тоже добились отличных показателей в труде. Евдокия Левченко, Мария Прокопенко, Марфа Суменкова, Мария Савоськина и другие ежедневно сжинают по 38 — 42 сотки. Оживленно и весело на колхозном поле. Всюду кипит дружная работа. Сегодня заканчивается уборка ржи на последних из 100 гектаров. Варвара Григорьевна Шилкина идет первой в ряду жниц. Серп сверкает в ее проворных руках. Вот три быстрых взмаха — и сноп готов. Остальные жницы не хотят отставать от Варвары Григорьевны. Быстро и ловко работая серпами, они оставляют за собою ряды тяжелых снопов. Варвара Григорьевна выпрямляется, и кивнув в сторону жниц, говорит: — Вот так и жнем, не останавливаясь, пока не стемнеет. Выходим в поле на рассвете и уходим темно. Обедаем на ходу. Да что тут говорить! Кто любит трудиться, у того всякая работа кипит! Женщины наши как огнем жгут рожь! Вот уже какой косогор сжали, а еще только обед. К вечеру кончим все. Чувство советского патриотизма руководит колхозными женщинами в дни уборки хлебов. Все их мысли устремлены к одному— добиться изобилия хлеба и продуктов в стране. А . Лютикова.

2 За б о л ь ш е в и с т с к и е к о л х о з ы 2 3 а в г у с т а 1948 г № 68 (1341) Д е л о чести советских учителей — добиться в 1948-49 учебном год у новых успехов в учебно-воспитательной работе * * Перед новым учебным годом Пр иближа ется начало нового у че бно г о года. В школы Со ве т ­ ского Союза придет свыше 33 миллионов шк о ль н ик о в . Только в РСФСР два с половиной миллиона д етей впервые сядут за парты. Не д о лжно быть ни одного ре ­ бенка школьного в о з р а с т а , который оста лся бы вне школы. З а к о н о всеобщем обязательном обучении должен быть выполнен п о вс еме с т но и б е з ус лов но . О д ­ новременно надо с е р ь е з но п о з а ­ ботиться о том, чтобы дети, получившие начальное о б р а з о в а ­ ние, не бросали бы з анятий, а переходили в семилетнюю школу; с л е д у е т т а к же добиваться увеличения числа учащихся в ст а рших клас сах . Ц наше й стране любая с пециальнос ть, любая профессия т ре б у е т высоких знаний. И наша' молодежь , выбирая свой жиз ненный путь, должна п р е ж ­ де всег о иметь достаточную подг отовку. Главными задачами нашейдико- . лы я в л я е т с я повыше ние ка че с т ва идейно-политического воспитания школьников, улучшение препода ва ния . Наша школа готовит строит е ле й коммунистического о бще с т в а . Годы, прове де нные в школе , в значите льной мере опр е д е л яют культурный и политиче с кий ур о в е нь к аждого ч е л о в е ­ ка , формируют его вз г ляды и х а р а к т е р , иначе г оворя—-определяют б у дуще е наше г о народа, наше й социалистической Родины. Понятно поэтому, что работой школы и нт е р е с у е т с я весь народ, она о кр уже н а непрестанным вниманием и от е ч е с ко й заботой наше й партии и_ правите льс тва , лично товарища Сталина. Школа призвана пр ивива ть молодому поколению коммунистич е с к у ю идеологию, советский ' п а т р и о т и з м и советс кую на ц ио ­ нальную гордость. Новые поколения гражда н советс кой страны должны быть достойными п р о ­ до лжа т е л я ми дела своих отцов, сов е ршивших Великую Ок т я б р ь ­ скую с оциалистичес кую революцию, построивших социализм, ра з г ромивших з л е йше г о врага ч е л о в е ч е с т в а—неме цкий фашизм. Любовь к социалистической Р е д и н е , понимание неизмеримого п р е в о с х о д с т в а наше й идеологии, морали и культуры, н а ше ­ го о б ще с т в е нн о г о строя над к а ­ пита лис тическим миром—эти б л а ­ городные к а че с т в а н аша шк о ла п р из в а на воспитать у каждого школьника. Наши дети должны выра сти высокоидейными, принципиальными советскими людьми, полными чувства с оветс кого на циона ль ного достоинс тва . До лг у ч и т е л я—вос питыва т ь у своих питомце в пр авдйвссть и ч е с т н о с т ь , соз на т е льную дис ­ циплину в учебных з а н я т и я х и в обще с т ве нн о й ра бот е . Надо не- * # # (Беседа с министром просвещения PCQCP А . А. ВОЗНЕСЕНСКИМ) # # з * устанно бороться с такими пере житками капитализма в среде школьников как индивидуализм эгоизм, противопоставление лич ного общественному, религиоз ­ ные предрасс удки и т. д. Пе р е ­ житком прошлого, наследием буржуазной школы являе тся так же стремление обмануть учителя, воспользоват! ся шпаргалкой или подсказкой. Это неправильнее, ошибочное понятие о товарище ­ с т в е . Каждый педагог, какой бы предмет он ни преподавал, долже н вооружать школьников о с ­ новами научно- материалистиче ского понимания з аконов раз вития природы, обще с т ва , ч е лове ­ ческого мышления. Идейно-политичоское воспитание и высокий на учно- теоретический уровень преподавания это две стороны одной и той же задачи. Именно в процессе пре подавания осуще с т вляе т с я правильное воспитание. Знания, сообщаемые учащимся даже в начальной школе , д олжны быть научно-достоверными, с оот в е т с т в ова т ь последним достижениям науки. Все учебные предметы должны из лаг ать ся не формально, а на сснове ма териалистической диалектики. Это о з н а ч а е т , что прежде всего сам учите ль должен в совершенстве з на т ь свой предмет и его ме т одологию, быть выс окообраз ованным человеком, следящиьк. за н а ­ укой. Итоги минувшего учебного г о ­ да показали, что больше всего неуспевающих было по русскому я з ык у . Зна чит , надо решительно улучшить преподавание я з ык а , повысить грамотность шк о ль н и ­ ков. Б е з хорошего знания р ус ­ ского я з ы к а , без умения г рамотно изложить свои мысли нельз я овла де т ь никакими другими д ис ­ циплинами. Важно т а к же улучшить п р е п о ­ давание математики, физики, химии. Миллионы юношей и д е в у ­ ше к , заканчивающих среднюю школу, должны быть готовы о в ­ ла де т ь той совершенной т е х н и ­ кой, которой оснащено наше с о ­ циа лис тическое народное х о з я й ­ ство. Понятно, что это не в о з ­ можно без прочных знаний в обла с т и математики и е с т е а венных на у к . В минувшем году во многих шк ола х второгодничество носило массовый ха р а к т е р . Для того, чтобы обеспечить высокую у с п е ­ ваемость школьников, надо вести пр епода ва ние на высоком иде йно- политическом уровне, п р а ­ вильно орг анизовать пе дагогиче ­ ский процесс, учитывать индивидуальные особенности учащихся , постепенно приучать их к самостоятельной работе . Навыки са мостоятельной работы нужны будут молодым людям и при д а л ь ­ нейшем обучении в высшем учеб ном заведении и для их будущей практической деяте льности. Весьма с е рье з ной заботы требует наша начальная школа; качество е е работы нельзя приз ­ нать удовлетворительным. Учителям однокомплектных и д в у х ­ комплектных школ надо о б е с п е ­ чить квалифицированную методическую помощь, необходимые у с ­ ловия к повышению квалифика ­ ции. Во многих школах улучшилась организация внеклассной и в н е ­ школьной работы, которая помогает лучше усвоить приобрета е ­ мые знания, расширить кругозор учащихся , улучшить э с т е т и ч е с ­ кое и физ ичес кое воспитание. З д е с ь—неограниченное поле д е ­ ятельности для комсомольских и пионерских организаций, для всей нашей общес тве нности. Внешкольная и внеклассная ра ­ бота формирует вкусы и т р е б о ­ вания школьников, на пра вля е т их в нужное русло, являе тся н а ­ дежным средством борьбы с б е з ­ надзорностью. Очень важно о р ­ г анизовать педагогический н а д ­ зор за школьниками младшего в оз раста , особенно за теми, родители которых з аняты на рабо т е . При школа х должны быть группы с продленным днем, а в к лубах, красных уголках, д в о р ­ цах культуры, домоуправлениях —комнаты школьников. В о с т а вшие ся до начала заня- ний дни надо быс трее за ве ршит ь ремонт школ, там, где он еще не з акончен, а т а к же подготовку к началу з анятий новых шк о л ь ­ ных зданий. Чтобы ос уще с т в и т ь закон о всеобщем обязате льном обучении и не допустить отсе ва из школ, надо увеличить число школьных инте рна тов, о б е с п е ­ чить хорошие материально- бытовые условия учащимся , живущим в интернатах. В каждой школе необходимо соз дать фонд вс е обуча. Нуждающиеся дети должны получать ма териальную помощь, быть обеспечены обувью и о д е ж ­ дой. Минувший учебный год п о к а ­ з ал , что в работе наших школ ес ть еще ряд крупных н е д о с т а т ­ ков. Проходящие сейчас а в г у с ­ товские учите льские совещания должны сделат ь из этого п р а ­ вильные принципиальные выводы. Бо л ь ше в и с т с к а я самокритика поможет школе з начительно лучше работать в наступающем году. На ше государство не жа ле е т сил и сре дс тв на народное прос ­ в еще ние . Уч и т е л ь с т в о— самый многочисленный отряд советс кой интеллигенции — плодотворным трудом ответит на эту з аботу. * *■ Повседневно в о с п и т ы в а т ь детей С 1934 года работаю я учителем в Р еп ь евск ой семилетке. В 1941 г о д у был призван в ряды Советской Армии. После окончания Великой Отечественной войны с радостью вернулся я в р о д н у ю школу и взялся за любимое д е л о . В школе у нас св оя парторганизация. Все помыслы учителей она направляет на то, чтобы п ов с едн ев н о прививать детям чувства патриотизма и гордости сов етск о г о гражданина, н е ­ разрывно с учебой воспитывать наше м о л о д о е п ок о ­ ление в д у х е коммунистичес к о г о общ ества . П р е п о д а в а ­ т е л и - к о м м у н и с т ы Зинаида А ле к сеевн а Койкова и Лидия Михайловна Пешехонова доби л и сь х о р ош и х р е з у л ь ­ татов в р аботе . Ребята любят их предметы:историю, конституцию и е ст еств о зн а ­ ние. У них почти никогда не бывает отстающих у ч е н и ­ ков. В новом уч е бн ом г о д у начнут работать молодые учителя Ф. Г. Шинтяпин и А. С. Устюжанцева , которые пришли в сем и л ет к у , только что окончив педучилище. Кропотливо готовятся они к наступающему уч е б н ом у г о д у , с нетерпением ожидая 1-го сентября. Всего в этом г о д у в с ем и ­ летке б у д е т обучаться 3 20 д е т е й . - В новом уч е бн ом г о д у мы ещ е л у ч ш е поставим о б у ч е ­ ние и и д е й н о —воспитательную р а б о т у с детьми. С. А л ф и м о в и ч , парторг школы. - Г З Э З В Ш - Школа отр ем о н ти р о в а н а В начале сентября прошлого года я приехала р а б о ­ тать в Викмаковскую начальную школу з а в е д у ю ­ щей. Ш к о лу застала в очень плохом сост оянии. Т р е б о ­ вался капитальный ремонт: ст упенек у крыльца не было с о в с ем , и д е т и спрыгивали кое-как;крыша во многих м ест ах текла, полы были поломаны, печи дымили, совсем ветхим был потолок . С большими трудност ями провели мы прошлый у ч е б ­ ный го д , а с наступлением весны энергично взялись за ремонт. Т е п е р ь школа выглядит совсем п о -д р у г о м у . В т е ­ чение лета з д е с ь п е р е л о ж е ­ ны печи, сделана зан ов о крыша, отремонтированы пол и потолок . В школе теперь н о в о е к р еп к о е крыльц о . Чисто выбелены классы, покрашены полы. Р а д о с т н о становится на с е р д ц е , когда п р о х о диш ь по классам. В этом уч е б н ом г о д у наши дети б у д у т заниматься в б л а г о у с т р о е н н о й , чистой и т еп л о й школе. М. Пчелно , з а в е дующа я школой. С Н О В А Ш Н О Л А 16 л е т я р аботаю учите- с в о и х преподавателей в н о ­ лем в начальных классах вом уч е бн ом г о д у ! с ел ь ск о й школы. Н емало д е т е й за э т о время научил я читать, писать, считать, разбираться в вопро сах прои с х о д я щ и х событий. Многие мои ученики д а в ­ но стали самостоятельными людьми , специалистами с в о ­ е г о д е л а . 1-го сентября гостеприимно откроются д в ер и нашей школы для кол хо зн ой д е т ­ воры. Снова встретят р ебя т чистые светлые классы. А сколько н ов о г о и инт е р е с н о г о узнают д ет и о т В летние каникулы у ч е ­ ники х о р о ш о помогли к о л ­ х о з а м „Завет Ильича” и „ Н о в о с т р о й к а ”. Они р а б о ­ тали на в с ех участках: б о : роновали , пололи, труди ­ лись на с е н о к о с е . З а лето ими выработано о к о л о 380 т р у д о д н е й . П о инициативе пионер ­ ской дружины на пришкольном уча стк е было посеяно —0 , 5 0 гектара картофеля. П о р еш ению п ед с о в ет а и роди тел ьск о го комитета карт о ф е л ь б у д е т продан. На вырученные деньги б у д у т куплены горн и барабан, пополнится школьная б и б ­ лиотека , организованная учителями и дет ьм и . Учительский со став школы полностью ук ом п л ек то ­ ван. У с п еш н о с дал и г о с эк - замены у ч и т е л я —студенты Н ов о сибир ско го заочного п ед у ч и л ищ а . Теперь все наши учителя имеют законченное п е д а г о г и ч е с к о е о б ­ разование. Они горят ж е ­ ланием приступить к работе в новом у ч е б н о м г о д у . С. Мезенцев, з аведующий ^ Пл о т н и - ковской начальной школой. Почетное дело Ha-днях меня вызвала на крыльцо наша старая учи ­ тельница Татьяна Павловка Парфенова . —Л ю бовь Федоровна , вас какой-то мужчина вызывает. —Кто бы это мог быть?— думаю . В ы х о ж у на крыльцо. Н е ­ знакомый м о л од ой м уж ч и ­ на шагнул навстречу. — Лю бовь Федоровна! Н е у ж е л и не у з н а е т е ? Припомните. Ваш у ч е н и к Михаил Ткаченко. Миша. П ом ­ ните с 1 -го по 4-й класс учили? В памяти всплыли д е т ­ ские, чт о -то напоминающие черты. ? [ — П о с т о й , постой, н е у ж е ­ ли Миша? Ну-ка пойдем в д о м , рассказывай. Прежний ученик приехал меня навестить. Д а в н о ли бегал босиком , играл в л а п т у , притихшим и строгим выходил к д о с ­ к е , был Мишей.. . А сей ч а с Михаил Тк ач ен к о—преподаватель с высшим о б р а з о ­ ванием, с 5-летним п е д а г о ­ гическим стаж ем . За вос емнадцать л ет моей работы в школе многие из м оих учеников стали специалистами с в о е г о дела : инженерам и , техниками, врачами, офицерами Совет ­ ской Армии и р у к о в о д и т е ­ лями к о л х о з о в . И с каждым г о д о м все б о л ьш е люблю я с в о е п о ­ ч е т н о е д е л о —д е л о воспитания сов етск и х граж д ан , б у ­ д у щ и х строителей к оммунизма. Х оч етс я , чтобы, прих о д я в ш к о л у , д е т и учились в просторных, чистых и теплых классах . Этим л етом наши учи т еля не пожалели с в о е г о о т ­ пуска и со б ст в ен н о р у чн о произв ели р емонт в школе. Татьяна Ло г и н овн а К о ж е ­ мякина, Татьяна Павловна П арфенова и Галина Ивановна Кондратьева работали вс е л е т о , н е ж алея сил. Сейчас школа готова к началу у ч е б н ы х занятий. С н етерп ен и ем ож и д а е м мы начала у ч е б н о г о года в школе, чтобы снова взяться за любимую р а б о т у . А . Ф . С е к р е тар ева , учительница Мошнинской семиле тки. МН02896 О т в е т с т в е н н ы й р е д а к т о р В. И . НИКОНЕНКО С ел о Мошково . Тип. газ. „За большевистские колхозы" Тираж 1500 эк з .

RkJQdWJsaXNoZXIy