За большевистские колхозы, 1941, № 15

Пролетарии всех стран , с о един яй тесь ! 3 1 БОЛЬШЕВИСТСКИЕ Ш Х О З Ы 21 февраля 1941 года ПЯТНИЦА Газета Мошковского Районного Комитета ВКП(б) и Районного Совета депутатов трудящихся, Новосибирской области Л1е 15 (698) г о д издания 9-й X V I I I Всесоюзная конференция ВКП(б) О задачах партийных организаций в области промышленности и транспорта I . Успехи и недостатки в области * промышленности и транспорта • Товарищи! На обс уждение конференции поставлен вопрос о з адачах партийных орг аниз а ­ ций в области промышленности и транспорта . В своем докладе по этому вопросу я буду говорить, главным образом, о недостатках работы промышленности и транспорта , о недос т а тк ах работы партийных организаций и наркоматов в области промышленности и тра нспорт а , о причинах э т их недостатков и о мерах их устранения. Это отнюдь, товарищи, не оз начает , что мы не имеем успе хов в работе промышленности и транспорта. Наоборот , за два года, ист екшие после XVIII с ъе з д а партии, продолжался неуклонный рост промышленности и транспорта . Если в 1938 году объем валовой продукции промышленности составил 106.334 млн. рублей, то в 1939 г. он достиг 123 915 млн. рублей, а в 1940' “ -«составил 137.500 млн. рублей. чШе д о вате л ь но , из года в год мы имеем ромный прирост валовой продукции промыш нности. Улучшилась зз истекшие два года и работа нашего транспорта. В 1940 г. по сравнению с 1938 г. г р у з ооборот уве личилс я : по ж е л е з н о д о ­ рожному транспорту на 10,3 проц , по речному уфшспорту на 12,8 проц. и по морскому т р а н ­ спорт у в малом к а г о т а ж е на 15,1 проц. В истекшем году проиы дленност ь и т р а н ­ спорт Советского Союза значительно продвину* лись вперед в де ле выполнения т р е т ь е г о пяти- лет не го плана, увеличили объем произ водс тв а и г р у з ооборот а , обеспечили да ль нейший рост народного хо з яйс т ва и укрепление оборонной мощи СССР. Успехи освоения новой техники и рост оборонной промышленности позволили з н а ч и т е л ь ­ но повысить т ехническую оснащенность Красной Армии и Военно-Морского Флота новейшими ва дами и типами современного вооружения. - —На XVIII с ъ е з д е партии т о в а р ищ Сталин го- й ВЯл, ч то для того, чтобы пе р е г н а т ь главные к апиталистические страны в экономическом отношении, т р е б у е т с я пр ежд е Есего с е рь е з ное и не укротимое же лание итти в п е р е д и готовность ■пойти на жертвы, пойти на с е рь е з ные капит а ль ­ ные вложения для всемерного расширения нашей социалистической промышленности. З а ист екшие два года мы вложили огром ные средства в промышленность и транспорт и пустили в ход много новых предприятий Капит а ловложения в промышленность и транспорт за 1938 год составили 22.341 млн. ; * б л е й , за 1939 г о д - 25.037 мли. рублей, за 1940 г о д —27 728 млн. рублей. Наша партия неуклонно проводит в жизнь учения товарища Сталина о с оциалистической индустриализ ации. Индустриализация СССР я в и ­ лась законом социалистического раз вития нашей страны. Надо все иметь в своих р ук а х , чтобы не с тат ь придатком к апит а лис тиче с кого х о з яй с т ва — у чит товарищ Сталин. Р у к ов о д с т в у я с ь этим у к а ­ занием, наша партия обеспечила с ам о с т о я т е л ь ­ ность народного хоз яйст ва СССР. Надо развивать промышленность, развивать хозяйство в инт ересах побед с оциа лиз ма , в инт е рес а х строительства социализма —у ч и т това рищ Сталин. Рук ов одс т в уя с ь этим ука занием, наша партия добила с ь того, что в нашей стране з а к ­ рыты все клапаны для возникновения к а пи т а ­ лизма. СССР у же т е п е р ь являе т ся могучей индустриальной социалистической д е ржа в о й . Однако, товарищи, наряду с этими успехами в работе промышленности и транспорта имеются #(%упные недостатки. Наша промышленность в целом хотя и у в е ­ личила выпуск продукции в 1940 г о д у на 11 проц. Д о к л а д т о в. М а л е н к о в а * сравнительно с 1939 годом, однако ряд о тра слей промышленности, в особенности паоовозо-и в а ­ гоностроение, электропромышленность, лесная, бумажная , рыбная и промышленность с троймат е риалов отстают и не выполняют пр о и з в о д с т в ен ­ ных планов. Не кот орые из наркоматов, выполнив план по валовой продукции в целом, не выполнили в то же время плана по ряду важных видов п р о д у к ­ ции. Так поступили Наркомат текстильной про мышл' енности, На ркомат пищевой промышленности и Наркомат лег кой промышленности. Это, конечно, серьезный минус в работе упомя нутых наркоматов. Д л я наркомата выполнить план—это значит выполнить е го по всем б е з исключения видам продукции, а не только по тем, которые ле г че даются. Есть и т акие наркоматы, которые не т о л ь ­ ко не выполнили план 1940 года, но в с р а в н е ­ нии с 1939 годом д а ж е несколько уменьшили выпуск валовой продукции. К их числу относятся На ркомат рыбной промышленности, Наркомат промышленности строймат ериа лов , На ркома т лесной промышленности. Надо прямо сказать, что эти наркоматы р а ­ ботали х уже других наркоматов. Серьезным недостатком в работе ряда о т р а ­ слей промышленности я в л я е т с я не с вое временный в вод в д е йс т в ие новых производственных мощностей. В ряде отраслей промышленности из з а допущенных п е р е р а с х о юв сырья, ма т е р иа л о в , топлива, электроэнергии, больших пот е рь от брака и др у г и х бесхоз яйственных ра сходов невы полнен план по снижению с е бе с тоимости промышленной продукции. Ос обенно пл о х о обстоит дело с выполнением плана снижения с е б е с т о и ­ мости в нефтяной, лесной, бумажной промыш леннос ти и промышленности с т роймат ериа лов . Электрост анции, роль которых ис ключи т е ль ­ но важна, добились улучшения своей работы в 1940 году, но на электростанциях и особенно в эле ктрос ет я х имеет место все еще большое ко л иче ст во аварий вс ле дс твие расхлябанности т е х ­ нического персонала и несоблюдения правил т е х ­ нической эксплоатации. Новая техника в элек трохоз яйстке —переход на высокое да вление и высокую т емпературу пара, автоматизация управ лення а грегат ами, применения современной, быст родейст вующей э л е к т р о з а щи т ы—внедряется медленно и в недостаточных размерах. В работе же ле з нодорожног о транспорта крупным недостатком являе т ся невыполнение по ряду же ле з ных дорог плана перевозок в а ж н е й ­ ших грузов, плана по обо р о т у вагонов груз ового па рк а и плена средне суточной погруз ки. На же ле з ных дорогах большое число грузовых п о е з ­ дов с ле д о в а ло не по расписанию, не организо вано как следует пассажирское движение и не ликвидировано опоздание по е з д о з . По морскому и речному транспорту не вы полняются планы перевозок, особенно по таким важным видам продукции, к а к руда, нефть, хлеб, соль, лес, уголь , цемент. Большие простои тоннажа и подвижного состава, з а д е рж к а груз ов в пункт а х перевалки имеют место из-за того, что в ра бот е же ле з нодорожных станций, п орт ов и пристаней нет е ще необходимой увяз ки. Таковы ус пе хи и недостатки в р а б о т е промышленности и транспорта. И. Причины недостатков в работе наркоматов и парторганизаций в области промышлен* ности и транспорта Какие же , товарищи, причины н е у д о в л е т в о ­ рительной работы ряда отраслей промышленности и транспорта? Мы обязаны вскрыть э т и причины со всей больше вист ской прямотой. Ч е м честнее мы вскроем наши недостатки, т ем с к о р е е от них о с в о бо димся. Этому повседневно у чит нас т о в а р ищ Сталин. Люди, замазыв ающие н е д о с т а т к и , ок а зыв ают плохую услугу партии. Причины н е у д о в л е т в о р и т е л ь н о й работы промышленности и т ра н с п о р т а з аключаются в н е д о ­ статках руководств а со с т о р о ны н а р к ома т о в и в том, ч то обкомы и г орк омы парт ии ос ла били свою работу в области промышленности и т р а н ­ спорта. О наркоматах надо с к а з а т ь , п р е жд е в с е г о , что они в е ду т свою ра бот у во многом б юр о к р а т и ч е ­ ски, не добирают ся еще д о к а жд о г о о т д е л ь н о ­ го п р е д пр ия т ия , „ р у к о в о д я т 1 своими п р е д п р и я т и я ­ ми не по с ущ е с т в у , а форма ль но , путем б у м а ж ­ ной переписки. Наркоматы плохо з нают р у к о в о д ящи е кадры предприятий, не з нают п о л оже н и я де л на пре дприя ­ тиях и не принимают опе ра т ивных мер_ по и с п р а в ­ лению недостатков в р а б о т е предприятий. Р у к о ­ водящие работники наркома тов р е д к о бывают на з а в о д а х , лично не помогают з а водам нала дит ь дело, предпочит ают , видимо, р у к о в о д и т ь по к а н ­ целярс ки, т о л ь к о ч е р е з б ума г у . Крупнейшим недос т а тком в р а б о т е н а р к о ­ матов является то, что они не пр о в е р я ют исполнение своих решений д и р е к т о р а ми п р е д п р и я ­ тий. Наркоматы ограничивают , т а к им образом, рамки своей р у к о в о д яще й работы з а с е д а н и я ми коллегий и принятием решений , не понимая, что р е ше н и е—это т о л ь к о е щ е начало д е л а и что решения принимаются не д л я самих решений, а для их исполнения, не понимая, что главную часть р уков одяще й работы д о л жн а с ос т а вля т ь не засе дат ельс ка я работа и не принят ие решений, а повседневная п ров е рк а исполнения э т их р е ш е ­ ний. Многие дирек тивы о с т аю т с я невыполнены- ми только потому, ч т о вме с т о сис т ема тиче ской проверки исполнения д и р е к т и в н а р к ома ты о быч ­ но с у д я т о положении д е л на предприятиях по реляциям д и р е к т о р о в фа бр ик , з а в о д о в и н а ч а л ь ­ ников же ле з ных дорог. Д и р е к т о р же п р е д п р и я ­ тия, начальник дороги из у з ков едомс т в енных соображений часто з а ма з ыв а е т недостатки и приукрашив а е т д е йс т в и т е ль но е положение на предприятиях. В наркомате обычно никто не отв е ча е т за выполнение конкретных решений. Вот несколько фактов , х а р а к т е р и з ующи х к а н ­ целярско- бюрократические ме т оды руководства наркоматов. Возьмем На ркома т м о р с к о г о флот а . Поста- стансвлением Экономс ов ет а о т 7 марта 1940 года тов. Ду к е л ь с к и й об я з а н был в месячный срок представить в Экономс ов ет план ликвидации з а ­ пущенности Каспийского флота. Эг о по ст ановле ­ ние в срок выполнено не было. На рком возбудил хода т айс тво об о т с р о ч к е . Экономс ов е т отсрочил предс т а вленье плана д о 1 мая 1940 года . Опя т ь тов. Ду к е л ь с к и й не представил плана. 11 о к т я б ­ ря 1910 года из Эк о н омс о в е т а пост упило п р е д ­ ложе н и е наркому т ов . Ду к е л ь с к ом у ускорить предс т а вление плана о ликвидации з апущенности Каспийского флот а . На письме из Экономс ов ет а тов. Д у к е л ь с к и й на ложил к р а т к ую резолюцию: „тт. Ле с о в и к о в у (это зам. наркома) и Воронову (это начальник планового о т д е л а ) - г д е проект п л а н а ?“ Этот вопрос наркома более д ву х месяцев висел в в о з ду х е . Л и шь 31 д е ка бря работник планового о т д е л а тов. Гин з бу р г сдал проект пла ­ на тов. Ле с о ви к о в у . Вт орог о января у же 1941 года тов. Ле с о в и к о в пере да л этот ма т е риа л на ч а ль ­ нику от д е л а т е хнич е с кой э к сплоат ации тов. Ч е ­ ховскому. который д е р ж а л этот проек т до 16 я н ­ варя 1941 года, а з атем в н о в ь передал е го тощг же т. Гинз бургу. 25 я н в а р я 1941 года, т. е . 1 0 д ме с я це в с пу с т я после решения Эк о н омс о в е т а • ( П р о д о л ж е н и е с м . на 2 с т р .)

■ Р Ч 2 За большевистские колхозы № 15 (698) X V I I I Всесоюзная конференция ВКП (б ) Продолжение доклада тов. Маленкова на XVIII Вес оюзнйо конференции ВКП(б) т . ДукСльский предст авил , наконец, в Экономсо- в е т план по ликвидации з апущенности Каспийског о флот а . Поз волит е льно спросить т. Д у к е л ь с к о г о , Сколько же времени д у м а е т п о т р а т и т ь На ркомат морс ког о фло т а на ликвидацию самой з ап уще н ­ ности Каспийского флота, если план ликвидации этой з апущенност и с ос т а в л я л с я в течение 10,5 ме с я це в ? Да неи з в е стно еще , что это за план! Вот ф а к т из деятельности Наркомат а э л е к ­ тропромышленности, 29 о к т я б р я 1940 г. На ркома ­ том электропромышленности было получено ука зание о пост авке оборудования На ркома т у судо строительной промышленности к 10 ноября 1940 года с Харьковского эле к т роме ханич е с ког о заво да . На рком т. Бог а тыре в на поступившем к нему I документ е наложил с ле д ующую резолюцию: „К) на ч а ль нику военного о т де ла т. Кравцову—подпо тов и т ь срочно ра споряжение 30 ок т я бр я по э т о ­ му решению". Р а с по р я жен и е готовилось 5 дней и лишь 6 ноября оно попало в Главэлектромаш- пром этого же Наркомата. Главный инженер э т о ­ го Главка т. Р у б о только 10 ноября посылает это с рочное р а споряже ние нача ль нику производ ственного отде ла своего Главка т. Артемову с ре з олюцией: „ Да т ь ра споряжение *. Тов. Артемов, в свою о ч е р е д ь , пишет ди с п е ч е р у Главка тов. Кра вчуку : „На р а споряже ние " , а тов. Кравчук в этот же день , 10 ноября, т. е. когда оборудов а ­ ние у же д о л жн о было бы прибыть на заводы, которые е г о ж д у т , наложил резолюцию: . . Вд е л о * , т. е. в архив. Та к было сорвано выполнение важ ного задания. Р а з в е все эти —„подготовить распоряжения*, „ дат ь распоряжение " , „на распоряжение* и, наконец, „в дело* —не являются свидетельством чиновнич е ског о , бюрократического отношения к жив ому д е л у со стороны работников Наркомата электропромышленности. Ра з в е возможны были бы подобные факты при наличии в Наркомате элемент арной проверки исполнения? Или вот о На ркомат е речного флота. Коллег ия э т о г о Наркомата в 1940 году заседала 62 раза, з а с л уша л а 102 вопроса, а решения на самой Коллегии были приняты т оль к о по 7 вопросам. Подг от овк а решений по остальным вопросам пор уч ала сь комиссиям. Большинство вопросов к о ­ миссиями р е дак тируе т ся в продолжение не с к о л ь ­ ких месяцев, т а к как никто в Наркомате не пров е р я е т порученных заданий. А, например, р е ш е ­ ние по вопросу „Об итогах выполнения показат е лей по т р у д у и финансам* комиссией под предс е д а т е л ь с т в о м наркома т. Шашкова редактирует ся целых полгода, с 20 августа и по сей день. При т а ких порядках в работе можно загу бить любое жи в о е дело. Неудивит е льны поэтому и плохие результаты работы На ркомат а речного флота по перевозкам грузов. Два слова о Наркомат е боеприпасов. В этом Наркомате имели место такие, напримео. факты, На рком т. С е р г е е в в своем приказе № 203 п р е д ­ л ож и л д ир е к т о р у завода № 176 „Построить фос- фа т иров очное отделение цеха № 4, смонтировать ванны и с д а т ь в эксплоатанию. Срок исполнения - 8 июня 1940 года*. Прика з был подписан 5 июня, сдан д л я рассылки 7 июня, а срок исполне ния указанной в приказе работы, как видите , был о пр е д е л ен 8 июня. Или вот другой приказ № 189. Этим прик а з ом з а вод № 144 обязывался! ..не поз днее 1 июня 1940 года разработать график работы ц е х о в на июнь месяц с учетом по-! к рыт и я недоде лок за а пр е л ь—май месяцы". Этот водства предприятиями и чтобы вместо всей этой канцелярщины в с е р ь е з з анялись де лом проверки исполнения решений, делом контроля за работой своих предприятий. Таковы недостатки в руководств е наркома ­ тов. Тепе рь о недостатках работы парторганиза ­ ций в области промышленности и транспорта. Главное тут з а ключа е т ся в т ом, что парторганизации не помогают наркоматам, предприятиям своей области, города , района. Парторганизации ослабили свою ра боту как в промышленности, так и на транспорте, непра ­ вильно полагая, что они не несут отве т ст венности за работу промышленности и транспорта. Местные партийные организации так же, как и хозяйственные организации, не понимают смысла и значения проверки исполнения и не помогают ввиду этого наркоматам и главкам н а ­ ладить повседневную проверку исполнения р е ­ шений наркоматов директорами подчиненных им предприятий. Многие обкомы партии, занимаясь сельским хозяйством, делами з а г о т о в о к с ельс кохо з яйст венных продуктов, забросили работу в промышленности и на транспорте, забыли о своей ответст венности за р а б о т у заводов, фабрик, шахт, р у д ­ ников, железных дорог своей области, города, района, а горкомы партии, которые обязаны главное свое внимание уде ля т ь промышленности и транспорту, не занимаются этим делом и не принимают мер к улучшению работы отстающих предприятий и же ле з ных дорог. Горкомы и о б ­ комы партии вместо того, чтобы влезать в дела фабрик, заводов, желез ных дорог , нере дко стоят в стороне от промышленности и транспорт а , не контролируют ра боту предприятий, не проверяют, как работают р уков одящие люди на фабриках, заводах и же ле з ных д орог а х , не вскрывают не достатков в их работе и тем самым попус тит е ль ­ ствуют этим недостаткам. Горкомы и обкомы партии свыклись с тем положением, что ряд предприятий у них д л и т е л ь ­ ное время находится в глубоком прорыве, и не принимают действенных мер к тому, чтобы покончить с этим позорным явлением. Возьмем Туль скую область. У вас, тов а ри ­ щи туляки, та кие з аводы, ка к Новотульс кий м е ­ т а ллургический завод, Сталиногорский комбинат и некоторые друг ие крупные предприятия выпол ­ няли производственный план последние четыре года не свыше чем на 6 0 —80 проп. В Челябинской области такие з аводы, как Челябинский тракторный з а в о д и Челябинский цинковый з а во д на протяжении последних ч е тырех л е г систематически недовыполняют произ водственной программы на 15—20 проц. Или вот возьмем Орлов скую область. Такое крупнейшее предприятие области, так „Кра ный Профинтерн' в 1938 году выполнило план на 66 проц. , в 1939 г о д у—ьа 63 проц. и в 1940 году —на 75 проц. В Архангельской области Соломбальский целлюлозный завод, Лаль. ская бумажная фабрика и ряд крупных лес оз а водов области выполняли за последние три года план всего лишь в п р е д е ­ лах от 40 до 80 проц. В Башкирской АССР Белорецкий мет аллурги ческнй завод в 1938 году выполнил план на 77 п р о ц , в 1939 году — на 71 проц. и в 1940 году — на 86 проц. Таких ф а к т о в систематического отставания приказ был подписан 31 мая и естественно, ч т о ' заводов можно привесги м н о г о й по всем другим прибыл на завод уже после истечения срока, установленного д л я исполнения з адания. Вот тре тий факт . Прика з ом № 151 отмечается плохое состояние техники безопасности на заводах. Пунктом восьмым исполнители о б я з уют с я представить т. Се рг е е в у на ут в е рждение 29 апреля план р а ­ бот, а сам прика з подписан 4 мая. 1?азве это серьез ное отношение к д е л у ? На ­ до же вдумыват ься в задания, которые даются подчинен*ям. А приказы, приведенные выше, способны т о л ь к о подорв ат ь дисциплину. Примеров бюрокра тизма , канцелярской в о ­ локиты, о т с у т с т в ия проверки исполнения можно привести много, они есть, к сожалению, в к а ж ­ дом наркомате, а сколько- нибудь с ерьез ного е ж е д н е вн о г о контроля за работой предприятий нет . М е ж д у тем серьезный еже дне вный контроль за работой з а в о д о в яв л я е т с я важнейшей о б я з а н ­ ностью наркоматов. Необходимо, чтобы наркоматы покончили с канцелярско- бюрократическими методами руко областям, краям и республикам. А ведь всеми этими заводами занимаются или, точнее, должны заниматься обкомы и г о р к о ­ мы партии. Рез ультаты же , как видите, та кие , что эти и подобные им заводы у же ряд лет сидят на шее государства. Особенно плохо горкомы и обкомы партии занимаются предприятиями и промышленными стройками, подчиненными союзным наркоматам, ошибочно полагая, что за состояние де л на этих предприятиях и стройках отв е чают исключительно наркоматы. Р я д облас т ей своей плохой работой решающим образом повлиял на срыв выполнения о б ­ щего плана по некоторым важным видам п р о д у к ­ ции. По выплавке чугуна особенно плохо ра бот а ­ ли предприятия Сталинской, За порожс кой и Свердловской областей. Предприятия угольной промышленности Ворошиловоградской, Челябинской, Свердловской и Молотовской областей тянули назад угольную промышленность. По добыче нефти особенно плохо работали предприятия Грознефти Чечено Ингушской АССР, Майкопнефти Краснодарского края, предприятия Башкирской АССР и Хабаровского края. Отставание производства паровоз ов явилось рез ультатом плохой работы с о о тв ет с твующих предприятий города Ха рькова , Орджоникидз ег ра - да , Улан-Удэ. Пл о х о т а к ж е работали Ворошиловоградский и Коломенский заводы. Решающую роль в недовыполнении плана по хлопчато бумажным тканям сыграла плохая работа предприятий областей Ивановской, К а л ^ пинской и ос обенно Ярославской. f W Ряд промышленных городов, в который с о с р е до т о ч ены крупные предприятия, не выполн я е т производственного плана. Вот, например, гор. Горький в 1940 году выполнил план по выпуску валовой продукции на 93,6 проц , Днепр о ­ п е т р о в с к—на 95,8 проц. , С т а л и н г р а д—95,8 проц. , К а л и н ин - 9 3 , 7 проц. , Че ля бинс к—90,2 проц. , Ту ­ л а —85,1 проц , Я р о с л а в л ь —79,9 проц. , Сталино — 90,3 проц. А ведь первейшей обязанностью горкомов партии в этих г орода х является обе спе че ние у с ­ пешной работы промышленности. Крупным недостатком в работе горкомов и обкомов партии яв ля е т с я то, что они не вникают в существо работы пре дприя т ия , не изучают э к ономик у предприятий и, вместо этого, о т д е л ы ­ ваются часто поверхностными обследованиями и верхоглядскими решениями. ^ Ведь факт, товарищи, что многие н*ЦрГ о б ­ комы и горкомы партии свои обязанности в о т ­ ношении промышленности и транспорта с в о ^ г к заслушиванию докладов д ире к т оров предприятий на з аседаниях бюро обкомов партии. По этим д окла да м обычно выносятся малоконкретные и ма лополе з ные д л я заводов решения. Да и эти решения , как правило, совершенно не пров еря ­ ют с я . ' Сле дуе т о тме т и т ь и другое обстоятельство. Заниматься отдельным предприятиям обком или горком партии начина е т лишь в случа е , если это предприятие у же находится в явном прорыве. За бла г овре ме нно же никто и не дума ет помочь з а во д у или же ле з ной дорог е . Необходимо покончить с таким поверхностным подходом к предприятиям промышленности I и транспорта. Городские и областные комитеты партии обязаны наряду с наркоматами нести отв е т с т ве н ­ ность за работу всех промышленных и транспортных предприятий города, области. Именно, т р о- комы и обкомы партии имеют в о зможност ь - н е ­ посредственно на месте, нз иболее объективно, не счит а яс ь с узковедомственными интересами, раз об р а т ь с я в положении д е л на предприятии, опр е д е л и т ь в чем к р оют с я недостатки в его работ е и помочь руководящим работникам предприя ­ тий и наркоматов ус транить их. Таковы, товарищи, причины неудовле творит е л ь н о й работы ряда отраслей промышленности, т а ковы причины не д о с т а т к о в в ра бот е промышленности и транспорта. HI. Хозяйственно-политические задачи парторганизаций в области промышленности и транспорта Ч т о же т ре буе т с я о т партийных организаций д л я того, чтобы ликвидировать недостатки в р а ­ б о т е промышленности и транспорта? Для этого надо пр ежд е всего, безусловно, ликвидиров ат ь бе з уч а с т ное отношение партийных организаций к состоянию промышленности и транспорта и решит е ль но повернуть внимание п артор ганизаций в с т о р о н у максимальной з а ­ боты о нужд ах и интересах промышленности и транспорта. Партийные организации обязаны сист ематичес ки влез а т ь в де ла промышленных предприя ­ т и й и же ле з ных дорог , выяснять их нужды и з апросы и помогать хозяйственным организациям в их повседневной работе по р у к о в о д с т в у промышленностью и транспортом. Партийные организ ации до сих пор главное внимание уделяли руководству с е л ь с к им х о з я й ­ с т в ом . И это было правильно, пока зерновая проблема не была еще разрешена. Но тепёД' ' , к о г д а в основном у же решены з е рнов а я пробле- (П родолж ени е см. на 3 стр.)

№ 1 5 (698) З а б ол ьш е ви ст ски е к о л х о зы X V I I I В сесою зная конференция ВКПСб) Продолжение доклада тов. Маленкова на XVII Всесоюзной конференци ВКП(б) ма и з адача е же г о д но г о получения уро жа я зерна в 7 —8 миллиардов пудо в , — н е о б х о д и м о п о в е р ­ ну т ь п а р т и й н ые о р г а н и з а ц и и в с т о р о н у п р о ­ мышл е н н о с т и и т р а н с п о р т а . Это не значит, что надо ос ла бит ь внимание к с е л ь с к о му х о з я йс т в у . Но это значит, что партийные организации нас толь ко выросли, что они мог ут з анятьс я в р а в ­ ной ме ре и промышленнос т ью и с е ль с ким х о з я й ­ с твом. Важне йше й, не от ложной з адачей в с е х партийных организаций является ликвидация н е д о ­ с татков в их работе в обла с т и промышленнос ти и транспорта. Партийные организации обяз аны помочь Наркоматам и предприятиям навести порядок на Фабриках, з а в од а х , шахт ах, же л е з ных дорог ах, в портах и на пристанях. При э т ом надо з анят ь ­ ся конкретно каждым предприятием в от де ль нос ти. Партийные организации обязаны проявлять максимум инициативы в д е л е выявления новых в оз можнос т ей улучшения и развития промышленности и транспорта. Да л е е необходимо, чтобы партийные орг а ­ низации помогали наркоматам и главкам пров е ­ рят ь работу директоров предприятий, п р о в е р я т ь ис по лне ние решений н а р к о м а т о в пре дприя ­ тиями. Партийные руководит ели обяз аны понять нас т оят е льную не обходимос т ь коренного у л у ч ­ шения работы партийных организаций но провер ке выполнения решений в области промышленности и тран порта. Партийные организации дол- жнь' т^Ч' Снить с е бе , что одни лишь наркоматы не в с Ш янии контролировать работу предприятий, « п о в е р я т ь исполнение решений наркоматов . По J F o My партийные ор! аниз ации д о лжны помочь наркоматам в деле проверки исполнения д ире к ­ тив наркоматов предприятиями, т е. в деле кон тролирования работы дире кт оро в предприятий. Толь ко при этих ус ловиях можно буде т ареспеЧить с ис т ема т иче с к ое выполнение г о с у ­ дарс твенных планов каждым предприятием, к а ж ­ дой же ле з ной дорогой и т е м самым двинуть вперед раз витие промышленности и транспорта. Какие же меры дале е нужно принять пар тийным оргачиз ациям, чтобы ликвидировать не достатки в работе промышленности и транспорта? Об у ч е т е о б о р у д о в а н и я , в с я к о г о р о д а и му ще с т п а и м а т е р и а л о в на пре дприя т ия х . Начать надо с этого вопроса потому, что кно г ие з а быв ают , что без правильного учета обо ­ рудования, имущества, материалов нельзя управ лять предприятием. Директор предприятия, если п р о ч е т по- нас тоящему д е р жа т ь в руках пред- I.1’, РДтие и работать не вс лепую, це на авос ь, д )л жен х орошо з на т ь все хо з я йс т в о з а вода , должен знать, где и с коль ко имеется на з а в о д е обору дования, инструмента, сырья, материалов. Ме ж д у т ем, как это показ ыв ают многие факты, на предприятиях учет оборудования, учет материалов, сырья и д а ж е готовой про дук ­ ции поставлен совершенно не удовле т ворит ельно Руководит ели пред! р тятий допу с к ают с уще с т ­ вование р а з б у хше г о штата и многих из лишеств в уче т е , а элементарными с ведениями о ресурсах предприятия не располагают. * Вот типичный факт. Дир е к т о ру Кольчугин- ског о з а вода На ркомцв е т че т а т »в. Пе т ров у по ­ т ре бов а лос ь узнать, с ко л ь к о имелось на 7 янвзря 1941 года не з ав ершенног о произ водства в ц е х е № 2. Бух г алт ерия з авода с ообщил а е м у —81 , 6 тонны, плановый отдел наз вал цифру" в 4 7 , 7 тон ны, по книгам в цехе з начилос ь 51 , 5 тонны, а при проверке фактически о к а з а л о с ь 11 тонн. ( Ожи в л е ни е в з а л е ) . Подумайте сами, тов арищи, как мо же т работать д ир е к т о р е таким учетом. При т еперешнем состоянии учета немудрено, что имеют ме с т о такие, например, факты. Су да Касптанкера за 9 ме с яце в 1940 года перера с ходовали 12, 5 тысяч тонн топлива, а Наркома т начислил Кас пт анкеру 2 млн. рублей экономии по топливу. Во т какие порядки в Наркомат е морского флота. Можно и топливо пе р е же чь и прослыть экономным хоз яйс т венником. ( О ж и в л е ­ ние в з а л е ) . В р е з у л ь т а т е з апущенности у ч е т а на! п р е д ­ приятиях об ра з уют с я излишние з апасы ма т е риа ­ лов, з а г о т о в ля е т с я излишний и, ка к правило, не гфмплектный з а д е л , ув еличив а е т с я нез авершенное произ водство и омертвляются ог ромные г о с у д а р ­ ственные с редс тва . промышленных наркоматов на 1 де кабря 1940 г. I с ос т а вляе т в с е г о лишь 41 проц. произ в одс т в е нной! з апасы товарно материальных ценностей пре в ышали установленные нормы хранения материалы ных ценностей на 2 . 6 1 0 млн. рублей. Плохой у ч е т приводит к тому, что на пре дприятиях, с тройках, на же л е з ных дорог ах не использ уютс я ценнейшие станки, машины и моторы. Очень часто бывает так, что при получении новых заданий директор пре дъявляе т требование на дополнительное количество материалов, с т анков , оборудования, в том числе и импортного, в то время, как на предприятиях все это имеется в дос таточном количестве . Наркоматы же , не зная дейс твительног о положения д ел на предприятиях, вместо тог о, чтобы проверять з аявки и т ре б о в а ­ ния предприятий, обычно шт ампуют их. Работа предприятий, г де о т с у т с т в у е т с коль ко- нибудь нормальный учет, чре в а т а неожидан ностями. На таких предприятиях, неиз бежны сры вы произ водства вс ледс т вие неожиданной для ру ­ ководителя не хв а тки тог о или иного сырья, ма ­ териалов, полуфабрикатов, инструментов. При этом нехватка всегда обнаруживает с я в тот мо мент, когда возникает потребность в этих м а т е ­ риалах и когда необходимо у ж е с дават ь г отовую продукцию. V Задача состоит в том, чтобы покончить с за . пущенно тыо учета на наших предприятиях и же лезных дорогах. Не обходимо, чтобы промышленные предприятия и желе з ные доооги имели п р а в и л ь н о по с т е л е нный у ч е т о б о р у д о в а н и я , в с я к о г о р о д а и м у ще с т в а и м а т е р и а л о в Об и с п о л ь з о в а н и и о б о р у д о в а н и я , и н с т р у ­ ме нт а с ы р ь я , ма т е р и а л о в . Ясно, товарищи, что правильное использ ование оборудования, инстру мента, материала, сырья и топлива решает производственный ус пех предприятия. Ме ж д у тем произ водственная мощнос т ь о б о ­ рудования наших промышленных предприятий ис поль з уе т с я да ле ко не полностью, инс трументаль ное хоз яйс тво на многих предприятиях з апущено , плохо и неэкономно ' рас ходуют с я материалы, сы рье и топливо. Немало с танков и друг ог о о б о р у ­ дования простаивает на предприятиях, а иногда и просто ле жит на складах э тих предприятий, в то время, когда на друг их предприятиях ощуща е т с я острая нужда в э том оборудовании. По данным ЦУНХУ, на 1 ноября 1919 года по 8- ми промышленным наркоматам, — а эти дан ные д а ле ко не полные, — 33 тысячи ме г аллоре жущих с т а нк о в , имеющихс я на предприятиях, не были ус т ановлены и, с ледов а т ельно, не работали. Кроме тог о, на предприятиях этих же 8 ми нар кома т ов 6 тысяч единиц куз нечно- пре с с овог о обо ­ рудования т а к же не были ус т ановлены и, с ле до в а ! е л ь н о , бе з дейс т вов али По тем же данным Ц У Н Х У , на 7 . 6 2 9 предприятиях страны имелось 170 тысяч не ус тановлен ных э ле к т ромот оров с общей мощнос т ью в 2 миллиона киловатт и 4 52 2 не ус т ановленных электрогенератора с обшей мощно с т ью 3 1 0 тысяч киловатт. Р а з в е можно, товарищи, дальше т ерпет ь та к у ю вопиющую бе с хо з яйс т в еннос т ь ? Нас колько недопустимо ис поль з уют с я произ водственные мощности на наших предприятиях можно пока з а т ь е ще на примерах цементной и лесной промышленности. Произ водс твенная мощность цементной про мышленнс сти из го ia в год повыша е т с я . В 1936 году произ водственная мощнос ть в . е х цементных з а водов с ос т а вляла 6. 701 тыс ячу тонн, в 1937 год\ — 7. 024 тысячи тонн, в 1938 г . — 7 604 тысячи тонн, в 1939 году — 7. 976 тыс я ч тонн и в 1940 году — 8 206 тысяч тонн. Ме жд у тем использ о ванне этих мощностей з а эти годы с ис т ема т иче ски уме ньшалос ь . Так, если произ водственная мощность цементных з а водов в 1936 г. была ис ­ польз ована на 88 проц , чт о очень плохо, то в 1937 году эта мощность была использ ована е ще х у же , т ол ь к о на 77 проц. , в 1938 г — на 75 проц. в 1939 г . — на 65 проц. , а в 1940 г, — в с е г о лишь на 64 проц. А в е дь цемент, товарищи, к а ж е т с я , не по с леднюю роль играет в нашем капитальном с т роит е ль с т в е . Или вот лесная промышленность. На 1 янва ря 1939 года Наркомле с СССР располагал л е с о ­ пильными рамами общей произ водственной мощнос т ью по выпус ку пиломатериалов на 31 , 5 млн. кубоме т ров , фактически ж е выработано в 1940 г. По данным ЦУНХУ, на предприятиях 12 только 13 млн. кубометров пиломатериалов , что мощности лесной промышленнос ти по вынуску| пиломатериалов. А ведь л е с т а к ж е оче нь и очень нужен нашей| промышленности и транспорту. Быв а е т часто и так, ч т о дефицитное квзли-| фицированное оборудов ание , с л о жные производ- | с т в е нные агрегаты, крупные станки ис поль з уют с я не по назначению или с неполной наг руз кой. На| т аком дефицитном квалифицированном о б о ру д о ­ вании выполняют про с т ые операции или обраба- | тыв ают мелкие д е т а л и , которые ра з умне е было бы д е л а т ь на боле е прос том и ме лком оборудов а - вании. Нередко б ыв а е т так, что на ог ромном ка рус ельном станке о б ра б а т ыв а е т с я д е т а л ь с чай-1 ное блюдце величиной. Т а к о г о рода не ра с че т лив ое ис поль з ов ание оборудования с нижа е т факт иче с кие п роиз в о д с т в е нные воз можнос ти наших предприятий и наносит огромный ущерб в с е му народному хоз яйс т ву . С использ ованием инс трумента обс т оит де л о т а к же очень плохо. На предприятиях инструмент ис- п о л ь з у е т с я неправильно. До рог ос т оящий инс т ру ­ мент употребляе т с я не по назначению. Ча с т о с даетс я в лом бывший в употреблении и н с т р у ­ мент, ме жд у т ем, как он м о ж е т быт ь в о с с т а но в ­ лен и вновь использ ован. Что же кас ае т с я ма т ериалов , с ырь я и т о п ­ лива, то т у г у нас прямо- т а ки пре с тупное р а с т о ­ чительство. Вс ле дс т в ие излишних припус к ов л и ­ тья и поковок много ме т алла у х о дит в с т р у жк у . В с в ою оче ре дь с т р у ж к а , в том чис ле и с т р у жк а редких металлов , ис по л ь з у е т с я неполнос т ью. Мног о материалов пропадае т из - з а не пра в ил ь но ­ го и неэкономного раскроя и з а г от овки. Прок а т произ водится в недостаточно широком с о рт а ме нт е , в с л е дс т в ие че г о ме т алл р а с х о д у е т с я излишне. На наших предприятиях и дорог а х д о с их пор велики пе ре жог и топлива и пе р е р а с х о д э л е к ­ троэнергии. Ра с т очит е ль но р а с х о д у е т с я жи д к о е топливо там, где оно м о ж е т быть с у с пе х о м з а ­ менено т в е рдым топливом. Задача з а к люча е т с я в том, чтобы покончить с б е с х о з я йс т в е нно с т ь ю в использ овании о б о р у д о ­ вания, с ра с т о чит е ль с т в ом в ра с ходов ании инструмента, сырья, материалов , топлива и э л е к т р о ­ энергии, п жо а ч и т ь с таким положе нием, когда в нашей промышленности и на транспорте неполнос тью ис по л ь з у ют с я произ водс т в е нные мощности. Не обходимо, чтобы на наших промышленных предприятиях и же л е з ных дорог а х полнос т ью и п р а в и л ь н о и с п о л ь з о в а л о с ь о б о р у д о в а н и е и х о ­ з я й с т в е н н о р а с х о д о в а л и с ь и н с т р у м е н т , с ы р ь е , м а т е р и а л ы , т о п л и в о , э л е к т р о э н е р г и я . О с о х р а н н о с т и на п р е д п р и я т и я х г о с у д а р ­ с т в е н н о г о и м у ще с т в а . За бо т а о с охраннос ти г о ­ с ударс т в енног о имуще с т в а— с ооружений, зданий, оборудования, инструмента и в с е х ма т ериальных ценностей, дов е ре нных предприятиям, —являе т с я первейшим долг ом руков одит е ле й, инженеров , рабочих и с лужащих наших фабрик, з а в одов ] же л е з ных дорог и в одно г о транспорта. Эт ог о не понимают многие работники предприятий и про ­ являют на к а к д о м шагу нерадивое и н е х о з я й ­ с кое отношение к народному добру. На многих предприятиях о б орудов а ние , сырье , материалы, инс трумент , в к о т о р ых ос т ро ну ж д а е п я наша промышленнос т ь , в а ля я с ь г де попало, портятся, р ж а в е ют , приходят в нег однос ть . Факты на э т о т с ч е т вы мо же т е , товарищи, найти на предприятиях с в ое й облас ти и города! Тов а рища м из Во р о не жс к о й области могу помочь в этом деле . На з а в оде № 61 в г. Липе цк е 14 января 1941 года в снегу, под открытым небом, среди хлама было с лучайно об на руже но 70 г одных станков. А в едь на этом з а в од е е г т ь дире ктор, е с т ь партийная орг аниз ация, наконец, в Липецке’ есть и горком партии. З а ч е м же они с м о т р я т ? Где же тут з а бот а о сохранности о б орудов а ния ? Р а з в е это не пре с т упное отношение к г о с у ­ дарс т в енному д о б р у ? Нече г о у же и г ов орит ь о т ом, что на наших предприятиях широко распространено не брежное и неряшливое отношение к с в о е му с т а нк у , к с вое му инструменту. А в е дь с ов е ршенно о че в ид ­ но, что плохой у х о д з а станками и инс трументом, не с вое време нный и недоброкачес твенный ремонт оборудов ания, зданий пре жд е в ре ме нно ра з руша е т и выводит их из с троя. ( Пр о д о л ж е н и е с м . на 4 с т р . )

RkJQdWJsaXNoZXIy