Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2016 год

164 ЗАПАДНО-СИБИРСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА 120 лет Вопрос о постройке Сибирской железной дороги впервые был поднят в конце 50-х го- дов XIX века. К 1884 году три железнодо- рожные линии подошли к западным грани- цам Сибири и закончились в Тюмени, Уфе и Оренбурге. В феврале 1891 г. на особом совещании Кабинета министров принято окончательное решение о строительстве Ве- ликого Сибирского пути. Общая стоимость работ определялась примерно в 350 милли- онов рублей. В марте 1891 г. Александр III подписал высочайший рескрипт, повелевавший наслед- нику престола цесаревичу Николаю по воз- вращении из путешествия по странам Востока объявить о строительстве Транссиба и совер- шить закладку Уссурийского участка. Стро- ительство было начато одновременно с двух сторон 1 (от Челябинска и Владивостока), уда- лённых друг от друга более чем на семь тысяч километров. Сибирская линия была разделена на шесть участков: Западно-Сибирский, Средне-Сибирский, Кругобайкальский, За- байкальский, Амурский и Уссурийский. Рабо- ты велись в трудных условиях, так как трасса проходила в малонаселённых местах с боло- тистыми, либо, напротив, твёрдыми и камени- стыми грунтами. Остро ощущался недостаток рабочей силы. Материалы верхнего строения пути (рельсы и шпалы, костыли, стыковоч- ные соединения, стрелочные переводы и др.) поставлялись с уральских заводов. Земля- ные работы обошлись в треть всей стоимости 1 Так было заведено в России с 1842 года, со времени про- кладки первого крупного железнодорожного пути – между Санкт-Петербургом и Москвой. строительства. Огромных трудов стоило про- резать длинную цепь горных массивов, пе- ребросить мосты через большое количество рек, лощин и оврагов. Всего на дороге возвели 274 искусственных сооружения – мостов, дере- вянных и каменных труб для пропуска речек, дождевых и весенних вод. 20 июля 1894 года началось строитель- ство Обского моста по проекту инженера путей сообщения Белелюбского Николая Аполлоновича (1845–1922). Это был один из первых в России мостов, пролёты которого перекрывались металлическими конструк- циями консольно-балочного типа. Для мо- стового перехода через Обь выбрали место у старого сибирского села Кривощёково (ныне здесь станция Новосибирск-Западный, быв- шая – примерно до 1950–1960 гг. – Криво- щёково). Работы продолжались до 1897 года. Приёмная комиссия провела испытания про- гиба моста, и 31 марта 1897 г. он был при- нят в эксплуатацию 2 . Сошлись два огромных участка строительства – Западно-Сибирский и Средне-Сибирский. Западно-Сибирская линия, маршру- том Челябинск – Курган – Петропавловск – Омск – река Обь, составила 1 328 вёрст (1 417 км). Начальником строительства был 2 Несмотря на то, что мост спроектирован по нормам XIX века, прослужил он почти сто лет. Со временем ресурсы по грузоподъёмности пролётных строений были исчерпаны, однопутный мост перестал обеспечивать всё возрастающий объём грузовых и пассажирских перевозок. Для сохранения памяти о первостроителях одна из сня- тых ферм моста установлена на набережной Оби как памятник. На основе разобранных ледорезов опор моста Н.А. Белелюбского 1 октября 1973 г. начато строительство однопутного моста через реку Обь. Пуск в постоянную экс- плуатацию состоялся 23 октября 1985 г. 15 октября 1896

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2