Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2016 год

132 НОВОСИБИРСКИЕ «ОКНА ТАСС» 75 лет со дня открытия первой выставки 23 июня 1941 года, уже на второй день Ве- ликой Отечественной, новосибирские писатели, объединив свои усилия с местными художни- ками, организовали, по примеру окон РосТА времён Гражданской войны, выпуск «Окон ТАСС» – агитационно-патриотических плака- тов Телеграфного агентства Советского Союза. На следующий день, 24 июня, в центре города была выставлена первая серия из че- тырёх плакатов. Интересно, что в Ленинграде, в витрине Елисеевского магазина на Невском проспекте, первый плакат военных «Окон» тоже появился 24 июня, а в Москве на Кузнец- ком мосту – только 27 июня 1941 года. «Окна ТАСС» появлялись не только в ви- тринах на улицах города. Плакаты и полити- ческие карикатуры печатались в газете «Со- ветская Сибирь», были представлены на ху- дожественных выставках. «Окна» выходили со звучными лозунгами и призывами, стиха- ми, песнями, частушками, злой сатирой, кари- катурами на врага и были весьма популярны у новосибирцев. Плакаты информировали, агитировали, высмеивали врага, производя на зрителя необычайное воздействие. Совре- менники говорили, что «эти плакаты разили, как снаряды». Основными темами работ были единство фронта и тыла, солдатский долг, бережливость и экономия ресурсов в столь тяжёлый для страны период, отклик на особо важные собы- тия войны. Типичный лозунг – «Каждый со- бранный колос, каждое зерно – удар по врагу». В тяжелейших условиях военной эконо- мики, когда страна нуждалась в продоволь- ствии и оружии, искусство часто рассмат- ривалось как инструмент патриотической агитации и антигитлеровской пропаганды. Но далеко не все были согласны с таким положением вещей. Советский поэт и перевод- чик Николай Иванович Глазков (1919–1979), которому Евгений Евтушенко дал меткую ха- рактеристику «скоморох и богатырь», оставил жёсткий и однозначный поэтический отзыв по поводу агитационно-патриотического на- строя «Окон ТАСС»: «Мне говорят, что „Окна ТАСС” / Моих стихов полезнее. / Полезен так- же унитаз, / Но это не поэзия». Совершенно иной позиции придержи- вался, например, Михаил Иванович Кали- нин (1875–1946), известный государственный и партийный деятель советской эпохи. Инте- ресно его мнение, высказанное на встрече с ху- дожниками «Окон ТАСС» в Кремле 19 декабря 1942 года. «Вопрос о том – искусство плакат или не искусство, по-моему, праздный. И сама постановка этого вопроса принципиально не- правильная. Среди плакатов наших худож- ников есть и мазня, но есть и шедевры […] Делая одно и то же дело, его можно делать и ремесленно и как образец искусства. Так и плакат можно дать как хорошее искусство. Ремесленная работа – это работа по трафа- рету. Так в старину работали богомазы – они писали иконы по трафарету. Но даже среди этих людей были художники, поднимавшиеся до вершин искусства. […] Плакат – это тоже живопись, но живопись, имеющая свои осо- бенности: рисунок должен бросаться в глаза, приковывать к себе внимание. Если позволи- тельно такое сравнение, то я бы сказал, что картина – это пропаганда, а плакат – агита- ция. Но ведь агитация не менее важна, чем пропаганда, особенно в военное время». В первой половине 1940-х «высокое» ис- кусство часто оказывалось не у дел. Об этом красноречиво свидетельствует, например, Го- довой отчёт Новосибирского кооперативного 24 июня 1941

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2