Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2016 год

122 ВСЕОБЩЕЕ НАЧАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В СИБИРИ 90 лет Среди вопросов, вставших перед совет- ским государством после окончания граждан- ской войны, одним из основных был вопрос о ликвидации безграмотности. Особенно не- утешительная ситуация сложилась в сибир- ском образовании. Статистические данные за 1920 год говорят сами за себя: 77,9 % жи- телей Сибири в этот период оставались без- грамотными. При этом положение продол- жало ухудшаться. Особенно тяжёлым стал 1921/1922 учебный год, когда система широ- кого натурального государственного снабже- ния прекратилась, а страна вступила на путь новой экономической политики. При отсут- ствии местного бюджета значительная доля материальных ресурсов, отпускаемых на на- родное образование, была обращена на со- держание беспризорных детей, число которых колоссально возросло в связи с голодом в По- волжье. Встал вопрос о спасении сети просве- тительных учреждений. В 1923–1924 годах ситуация начала ме- няться к лучшему. Местный бюджет оформил- ся и окреп. Народное образование и, в частно- сти, начальное обучение значительно укрепи- лось. Однако к середине 1920-х годов школьная сеть всё ещё не могла удовлетворить спрос государства на начальную подготовку бу- дущих грамотных специалистов. Несмотря на рост числа школ, степень охвата ими де- тей от 8 до 11 лет в 1923–1924 годах составила 22,8 %, в 1925–1926 – 31,5 %. 31 августа 1925 г. вышло постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О введении в РСФСР всеобщего начального обучения и о построе- нии школьной сети». В нём был установлен предельный срок введения всеобщего обя- зательного обучения на территории РСФСР в 1933/1934 учебном году. Постановление требовало от партийных и советских органов принять меры к тому, чтобы к десятилетию Октябрьской революции обеспечить общедо- ступность школ первой ступени при условии добровольности посещения, а в последую- щие годы осуществить всеобщее начальное обучение. Школа первой ступени для детей от 8 до 11 лет должна была стать общедоступ- ной и бесплатной. В декабре 1925 г. состоялся I Сибирский краевой съезд Советов. На нём с докладом о со- стоянии образования выступил заведующий крайОНО А.Я. Голышев. В докладе, в частно- сти, были обозначены проблемы введения все- общего обучения. Ожидалось, что для культур- но отсталой, неграмотной, с консервативной системой хозяйства Сибири оно станет фактом колоссального хозяйственного и политическо- го значения. В заключительном слове к до- кладу Голышев сказал: «Меня спрашивают когда будет обучение обязательно. Обязатель- ное обучение будет тогда, когда оно будет об- щим […], когда мы сможем охватить всех ребят от 8 до 11 лет […]. До создания условий, при которых можно охватить всех ребят, говорить об обязательности обучения […] невозможно». По итогам доклада съезд отметил необ- ходимость работы по введению всеобщего обу- чения в Сибири и принял резолюцию. В ней, в частности, было указано: «Учитывая огром- ную тягу к знанию и недостаточный охват массовой школой детей школьного возраста, особенно в деревне, съезд предлагает Край- исполкому с целью постепенного охвата шко- лой детей в возрасте от 8 до 11 лет, начиная с будущего учебного года, немедленно при- ступить к составлению плана всеобщего обуче- 18 мая 1926

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2