Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2016 год

119 ГЕРБ КОЛЫВАНИ 170 лет В сибирской истории Колывань зани- мает особое место. Основание её относится к 1713 году. Именно тогда томский дворянин Дмитрий Лаврентьев заложил в устье реки Чаус острог для обороны южной границы Российского государства в Западной Сибири от набегов кочевников. Впоследствии за остро- гом выросла слобода, военные же функции поселение с годами утратило. В 1822 году Ча- усский острог получил статус города Томской губернии и новое название – Колывань. Ещё в конце XVIII века через острог прошёл Великий Сибирский тракт, который на протяжении двух столетий был главной дорогой Зауралья. Благодаря этому Колывань долгое время играла важную роль в освое- нии российским государством огромных про- странств Сибири. Здесь формировался особый уклад жизни, особые отношения, в которых больше всего ценились деловая хватка, тру- долюбие и умение строить жизнь с расчётом на собственные силы. Проект герба – первого и единственно- го в истории Колывани – был разработан в Томске. 8 мая 1846 года император Нико- лай I утвердил его. «Щит разделён на две части, в верхней, меньшей, в зелёном поле губернский герб, а в нижней, пространной, в серебряном поле соединённые вершина- ми два снопа на ржаной ниве. Подле лежа- щий серп». Изображённая в верхней части серебряная лошадь в зелёном поле – с герба Томска – означала, что «лошади сего округа почитаются лучшими, и что у близ живущих Татар находятся конские заводы». Снопы и серп отражали развитое хлебопашество. Указанием конкретной зерновой культуры в описании герба подчёркивался тот факт, что именно рожь в XVIII–XIX веках была ос- новной среди культур, высеваемых сибирски- ми крестьянами. В 1857 г. начинается новый этап в исто- рии российского герботворчества, связанный с именем Б.В. Кёне, управляющего Гербо- вым отделением Департамента Герольдии Правительствующего Сената, который раз- работал кодекс территориальной геральдики. В проекте герба Колывани, к этому времени ставшей заштатным городом, Кёне поместил крест из железных шапочек, сопровождае- мый двумя снопами, «…имея в виду развитие в сем крае горного промысла и хлебопаше- ства». В окончательном виде герб выглядел следующим образом: «Лазуревый щит, раз- делённый Андреевским крестом из золотых и червлёных железных шапочек, сопрово- ждаемый сверху и снизу золотыми снопами, а с боков серебряными серпами». Щит герба венчала трёхзубцовая червлёная башенная корона, и обрамляли серебряные кирки, пере- витые красной Александровской лентой. Од- нако данный проект Кёне не был утверждён императором. К концу XIX столетия Колывань дости- гает пика своего развития, население её со- ставляет уже 15 тысяч человек. Но бурный экономический подъём резко обрывается. Сибирский тракт потерял своё былое значе- ние, а Сибирская железная дорога – великий «тракт» XX века – обошла старинное поселе- ние стороной. Колыванцы повально начали переезжать в молодой Новониколаевск. В са- мой Колывани к 1923 году осталось лишь чуть более семи тысяч жителей. Купеческий город после ряда административных преобразова- ний стал рабочим посёлком. 8 мая 1846

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2