Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2011 год

И Ю Н Ь 101 100 лет со дня рождения дирижера, заслуженного деятеля искусств РСФСР Гуляева Ивана Матвеевича (1911, Омск – 1978, Новосибирск), главного дирижера оркестра народных инструментов Новосибирского областного радиокомитета (ныне – оркестр ГТРК « Новосибирск » ) в 1966–1975 гг. 15 Иван Матвеевич Гуляев – крупный дирижер и музыкальный деятель, страстный любитель на- родного искусства, талантливый музыкант и блес- тящий организатор – родился 15 июня 1911 г. в г. Омске, в семье железнодорожника. Первая осмысленная встреча с музыкой про- изошла у Гуляева в далеком 20-м году XX века. Он бежал по пыльным жарким улицам старого Омска и вдруг – как споткнулся: услышал из от- крытого окна музыку – в райкоме комсомола ре- петировал самодеятельный кружок народных ин- струментов. Ваня долго стоял под окном, зачаро- ванно глядя на музыкантов. Второе яркое воспоминание связано тоже с летними днями. ВОмске в те же годы работал ду- ховой оркестр, которым дирижировал капельмей- стер Алчебаев. Ваня Гуляев был непременным по- сетителем всех концертов в городском саду, а при- ходя домой, запускал огромный старинный граммофон, ставил пластинку с записью симфо- нии Чайковского « 1812 год » и начинал дирижиро- вать. Иван начал играть в самодеятельномшколь- ном оркестре, самоучкой выучился играть на дом- ре и балалайке. Должно быть, уже в ту пору проявилась в нем не только природная музыкаль- ность и абсолютный слух, но и дирижерская воля. Он стал руководителем школьного оркестра, про- бовал сам писать партитуры, выступал даже со своим оркестром на радио. Решающим для Гуляева стало знакомство с Г. Е. Авксентьевым, создавшим в Омске первый Великорусский оркестр, так тогда назывался ор- кестр народных инструментов. И в этот коллектив попал Ваня Гуляев. Школа, оркестр, кроме этого приходилось помогать семье, подрабатывать в ка- честве чертежника. После окончания школы (курсы для взрос- лых повышенного типа) Гуляев работал в службе пути Омской железной дороги и в Первом Омском Великорусском оркестре, где освоил балалайку, домры – приму и альтовую. Затем родители послали его в Москву учить- ся на инженера. Он и учился. Официально – в ин- ституте, по профилю металлических конструкций. А неофициально, для души… параллельно зани- мался музыкой. Сначала в оркестре Г. Любимова при Московской консерватории, позже в оркестре Всесоюзного радио под управлением П. Алексее- ва. Отыграв свою партию, он все остальное время мог наблюдать за музыкантами и дирижером. Не- уемная, восторженная жадность, с которой он впи- тывал тогда в себя музыкальные впечатления, чувствовалась всегда. Годы, проведенные на радио, стали для И. М. Гуляева подлинным университетом. Здесь, на радио, были сосредоточены лучшие музыкаль- ные силы страны. За дирижерским пультом сто- яли крупнейшие музыканты – такие как А. Гаук, А. Мелик-Пашаев, Н. Голованов, профессор А. Орлов. Вместе с оркестром выступали блиста- тельные певцы – Н. Нежданова и А. Пирогов. То было поистине время расцвета советского му- зыкального искусства. Пожалуй, вот эта неофи- циальная « академия » Гуляева, пройденная им в Москве, и оказалась настоящей его учебой. По окончании вуза молодой выпускник вер- нулся в Омск, а в 1935 г. переехал в Новосибирск, где сначала работал по технической специально- сти. Даже цементный завод для Искитима про- ектировал. Но музыка тянула неодолимо. Лишь только в инженерских буднях обнаруживалась пауза, он сразу же садился за инструментовку ка- кой-нибудь классической пьесы для существо- вавшего уже в то время Новосибирского оркест- ра народных инструментов. Иван Матвеевич начал работу в оркестре народных инструментов радиокомитета в качестве 1-го домриста, затем мандолиниста (брал уроки у основателя оркест- ра В. А. Гирмана), а также руководил самодея- тельным оркестром в клубе Сталина. Конечно, долго эта « двойная » жизнь продолжаться не мог- ла. Искусство требует всего человека: все его

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2