Table of Contents Table of Contents
Previous Page  169 / 214 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 169 / 214 Next Page
Page Background

148

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

СЕМЕНОВА С. «Нас дарит кладами былое

время…» // Горница. – 1996. – № 1. – С. 78 –

81: ил.

Об истории часовни.

ЖБАНОВА В. В. Часовенка // Жбанова В. В.

Поцелуй солнца: Лирика. – Новосибирск,

2001. – С. 58, ил. на с. 59.

Стихи о Никольской часовне.

ЧАСОВНЯ во имя Святителя и Чудотворца

Николая // Новосибирск: Энцикл. – Ново-

сибирск, 2003. – С. 951 – 952: ил.

80 лет со дня выхода на экраны Новониколаевска

первого сибирского (новониколаевского) художественного фильма

«Красный газ» (1924)

В декабре 1924 г. в Новониколаевске, тогда

столице Сибири, намечалось празднование 5-й го-

довщины освобождения края от Колчака. Одним

из событий этого праздника должна была стать

премьера нового советского фильма соответствую-

щей тематики. В соответствии с принятым реше-

нием, руководители СибОНО и Сибкино (Венгеров

и Кравков) в мае 1924 г. обратились к автору ро-

мана «Два мира» Владимиру Зазубрину с просьбой

написать сценарий к фильму по его произведению.

Тогда же они предприняли усилия по привлечению

столичных студий для производства съемок, так как

все то немногое из кинопроизводства, что имелось

в России, находилось в Москве.

Кадрами столица обещала помочь, но не бо-

лее того. Тогда было принято беспрецедентное ре-

шение: снимать самим! Это необычное решение

организаторов создания фильма явилось своеобраз-

ным протестом не только по поводу сложившейся

ситуации в российской кинематографии 20-х го-

дов, но и вызовом столичной интеллигенции.

Новизна и трудность поставленной задачи

увлекли многих, и они стали незаменимыми по-

мощниками в осуществлении столь необычного

для Сибири дела. Всю тяжесть организационной,

технической и художественной работы, как отме-

чал писатель В. Зазубрин, легла на заведующего

Сибкино М. А. Кравкова. Партийный глава Си-

бирского края С. В. Косиор «выбил» пленку и вы-

требовал из Москвы опытного оператора М. В. На-

летного, все время находился в курсе работы

съемочной группы, их нужд. Ответственные ра-

ботники отделов культуры и народного просвеще-

ния разных уровней оказывали посильную по-

мощь в создании фильма, предоставляя костюмы,

оружие и другие необходимые для съемок вещи.

Так, заведующий Сибархивом В. Д. Вегман счи-

тался «главным поставщиком» бутафории. Однаж-

ды он даже предоставил в распоряжение съемщи-

ков настоящие царские ордена и галунный пояс,

снятый им с одного из ответственных работников.

Тем не менее, даже при достаточно широкой под-

держке, многоговсе-таки не хватало. Прежде всего,

отсутствие декораций, искусственного освещения

и достаточного количества пленки ограничивало

творческие возможности создателей фильма. По-

мимо этого, не было ни опытных актеров, ни гри-

меров, ни художников, не было на местах съемок

и приспособленного помещения для жизни рабо-

чей группы фильма.

О чем же рассказывал этот первый немой

сибирский фильм? Кем были его непосредствен-

ные создатели?

«Сценарий картины рисует недавнее рево-

люционное прошлое Сибири: эпоху колчаковщи-

ны и партизанской войны. Главной задачей по-

становки является выявление идеологической

сущности сценария и стремление избежать вред-

ного увлечения американским трюкизмом […]

Занимательность картины будет достигаться не

трюками, а реализмом постановки в соединении

с быстрым чередованием отдельных моментов

съемки […]», – писал В. Д. Вегман. Действитель-

но, стремление уйти от «американизма» и бед-

12