Филатов, А. Это было замечетельное, боевое время_Сов. Сибирь. - 2013. - № 199

время, вот такие формулы со­ здавал комсомол. Я помню, бы­ ли такие заголовки в «Совет­ ской Сибири» про студенческие строительные отряды: «Мы строили мост, а мост строил нас». Это правда, это так и было. О единственной настоящей любви — Александр Павлович, комсомол часто упрекали, что он регулировал не только общественную, но и личную жизнь. Вы испытали это на себе? — Любое общество всегда бу­ дет регулировать семейную жизнь. До сих пор в самом демо­ кратическом строе есть культ семьи, а недостойное поведение в личной жизни осуждается. Абсолютное большинство лю­ дей мечтает о единственной на­ стоящей любви, хочет встретить родного человека. Мне повезло, все так и сбылось. Но, наверное, мы к этому были готовы. Были какие-то неписаные правила, по которым развивалась душа. Я думаю, что и сейчас все это остается в силе. Но из-за неуве­ ренности в себе, недостаточного чувства ответственности, боязни ошибиться молодые вступают в пробные браки, что ведет только к разочарованиям и пережива­ ниям. Мне пришлось с моей будущей женой Зинаидой Денисовной не раз добираться до дому на лоша­ дях из Новосибирска, где мы учились в НИИЖТе, до города Камня-на-Оби на Алтае. Ехали три дня. Мне этого времени хва­ тило, чтобы понять, какая это девушка. Но мы не торопились, дружили еще несколько лет, прежде чем решили пожениться. За всю жизнь я не встретил жен­ щину лучше, чем моя жена. У нас была дружная, счастливая семья. Валентина МАЛЬЦЕВА, malz@sovsibir.ru Александр Павлович Филатов с женой Зинаидой Денисовной ся» — тянул меня и помогал найти свою дорогу в жизни. И даже когда моя мама, жалея, что я оторван от дома (в нашем селе не было средней школы), угова­ ривала бросить старшие классы, я упрямо выполнял свой план. В комсомоле я состоял в акти­ ве и курировал успеваемость в младших студенческих группах. Чтобы отвечать поставленной задаче, я должен был быть при­ мером в учебе и убеждать дру­ гих в необходимости образова­ ния. Комсомол настроил мою жизнь так, что я всегда, даже в зрелом возрасте, не боялся учиться у тех, кто обладал боль­ шими знаниями или опытом. Вторым комсомольским уни­ верситетом можно считать уме­ ние чувствовать свое время, жить в нем, соответствовать ему. —Я сразу вспоминаю исто­ рию с монументом Славы, когда вам пришлось прини­ мать очень ответственное ре­ шение, которое не только вписалось в свое время, но и стало его «красной стро­ кой»... — Да, я тогда не сразу вос­ принял предложение скульптора Александра Сергеевича Черно- бровцева. Нигде еще не было та­ ких памятников, который он придумал, — с фамилиями по­ гибших. Я колебался потому, что знал: на многие материалы о Великой Отечественной войне, в том числе и о погибших, распро­ странялся гриф секретности. Но наш пример оказался убеди­ тельным, вслед за Новосибир­ ском пилоны с именами погиб­ ших воинов стали размещать на памятниках по всей стране. Это пример обоюдного движе­ ния: время двигает тебя, а ты — ТОЛЬКО ФАКТЫ Ъ1 ■ 28 сентября 1991 года XVII Чрезвычайный съезд ВЛКСМ сделал вывод: считать исчерпанной по­ литическую роль ВЛКСМ. ■ Во время социологиче­ ского опроса компании «Дымшиц и партнеры», проведенного в 2007 го­ ду, 33 % крупных бизнес­ менов и топ-менеджеров признались, что ранее были активистами ВЛКСМ. ■ В рядах комсомола об­ щественно-политическую школу к 80-м годам XX века прошли свыше 200 млн граждан. СПРАВКА Александр Павлович Фи­ латов — первый секретарь Новосибирского обкома КПСС (декабрь 1978 г. — август 1988 г.). Награжден двумя орденами Ленина, двумя орденами «Знак По­ чета», орденами Трудового Красного Знамени, Ок­ тябрьской революции. Де­ путат Верховного Совета СССР 10-го и 11 -го созы­ вов. Удостоен почетного знака «За заслуги перед Новосибирской областью» (в 2003 году). Александр ФИЛАТОВ: «Это было замечательное, боевое время» П редстоящий юбилей ВЛКСМ (Всесоюзного ленинского коммуни­ стического союза молодежи) дает возможность не только еще раз оглянуться на прой­ денный нашей страной путь, на нашу общую историю, на то, чем жила комсомольская юность, но и вспомнить, сравнить, насколько идеалы прошлого приемлемы для на­ шего времени. Сегодня гость редакции — почетный житель Новосибир­ ска Александр Павлович ФИЛАТОВ, 75 лет назад он вступил в комсомол. «Факел» и другие — Александр Павлович, начнем, пожалуй, с такого вопроса: почему большинст­ во комсомольской элиты в начале 90-х быстро переори­ ентировалось и нашло себе место тоже в элите, но уже от бизнеса и политики? — Сначала это даже осужда­ лось, вроде как быстро поменяли взгляды, предали и так далее. Потом началась переоценка. Меня нисколько не удивляет, что лидеры комсомола легче, чем другие, вписались в новую экономическую формацию. Нужно понять, почему так про­ изошло. Молодость сама по себе инициативна, предприимчива, стремится к самостоятельной работе. Так было во все времена и формации. К моменту перестройки уже существовали более 17 тысяч молодежных кооперативов, был богатый опыт студенческих строительных отрядов, действо­ вали молодежные жилищные комплексы, центры научно-тех­ нического творчества молодежи (НТТМ). ЦК КПСС поддерживал пред­ ложения комсомола о создании единой системы НТТМ, и она была создана. Кроме того, при комитетах комсомола организо­ вывали свои молодежные цент­ ры, им разрешалось вести хо­ зяйственную деятельность. Был и у нас такой центр в Академгородке — «Факел», ко­ торый оказывал услуги, вел хоз­ расчетную деятельность, фи­ нансировал яхт-клуб, фехто­ вальный клуб «Виктория», пер­ вый в Новосибирске клуб дайве- ров и знаменитое кафе «Под ин­ тегралом». Уже тогда в официальных до­ кументах ЦК ВЛКСМ использо­ вался термин «комсомольская экономика», которая потом и стала базой формирования биз­ нес-элиты. Так получилось, что комсо­ мольские лидеры в большинстве оказались наиболее подготов­ ленными к жизни в новом госу­ дарстве и обществе. Большинство населения не представляло, как движутся деньги, платежи. Комсомоль­ ские же лидеры прошли школу организации дискотек, тур­ агентств, центров молодежного туризма — это было движение денег. Конечно, там учились не толь­ ко хорошему, как впоследствии выяснилось, многие предприя­ тия только по названию остава­ лись комсомольскими. Некото­ рые молодые люди уже стали жить по своим законам, в том числе и таким, которые проти­ воречили принятым в обществе нормам. Но, думаю, издержки в таком деле неизбежны. Главное, была система — и достаточно эффективная — воспитания мо­ лодого поколения. Там получа­ ли опыт организаторской рабо­ ты, эта система выявляла лиде­ ров, изучала массовые интересы молодежи и способствовала то­ му, чтобы их реализовать. Быть открытыми для всех —Как вы думаете, возмож­ но нынче что-то аналогичное той системе в работе с моло­ дежью? — Нынешняя ситуация в стране, настроения молодежи не способствуют тому, чтобы дей­ ствовала одна-единственная ор­ ганизация, которая могла бы объединить новые поколения людей. Но бесспорно: они нуж­ даются в каких-то формализо­ ванных группах, акциях, в об­ ществе единомышленников. Они есть, но действуют по ка­ ким-то своим правилам и лише­ ны главного достоинства — быть открытыми для всех, как это было в комсомоле. А для мо­ лодого человека, не опытного, не уверенного в себе, только определяющего свои интересы в жизни, очень важна открытость организации, чтобы он мог сразу стать своим. К сожалению, у нас зачастую «пропуском» в моло­ дежную компанию является умение курить и пить пиво. Могу сказать за свое поколе­ ние: нам было жить интересно, мы не нуждались в «веселящих» напитках. Это было замечатель­ ное, боевое время. Мы знали, куда можно пойти, где никогда не оттолкнут, а наоборот, най­ дут чем заняться в свободное время, а если надо, то и помогут. Уверен, что внутренняя полити­ ка государства должна озабо­ титься созданием системы вос­ питания молодежи. «В первом классе я организовал «колхоз» — Вы могли бы назвать са­ мое главное личностное ка­ чество, которое у вас сфор­ мировал комсомол? — Нынешней молодежи пока­ жется смешным, да я и сам сме­ юсь, вспоминая, как в первом классе организовал «колхоз», стал его председателем и тянул его до седьмого класса, органи­ зовывая ребят на всевозможные «прибыльные» дела. Нам дали небольшой участок земли, а как его использовать, мы должны были придумывать сами. Никто нами не занимался и не контро­ лировал, все, что мы выращива­ ли, пополняло сельский «бюд­ жет». Время от времени к нам обращались взрослые с просьбой помочь. В этой школе жизни нам приходилось очень многому учиться. Вот этот двигатель — «учить-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2