Очерки о природе живого вещества и интеллекта на планете земля, 2004

ход эволюции и интеллекта планеты от восходящего к нисходящему? Мы утвер- ждаем, что до тех пор, пока будет существовать рыночный механизм, «рыночный панцирь» всей материальной, интеллектуальной деятельности цивилизации, эт- носов, национальностей, религий и т.д., он будет сдерживать, нейтрализовать все положительное и концентрировать все больше устойчиво болезненные, ката- строфические феномены на планете Земля. Поэтому предположения о том, что человечество попадает в восходящую эволюцию (на что рассчитывали наши кос- мисты и о чем писали А.А. Любищев [1975], Л.С. Берг [1977] и другие крупней- шие исследователи, включая К.Э. Циолковского [1994], В.И. Вернадского [19806], А.Л. Чижевского [1924]) — все это, по-видимому, в XXI в. потребует спе- циального рассмотрения. Мы утверждаем, что человечество на планете Земля в природе своего интеллекта (а мы обозначаем интеллект как космофизический разум) есть самоотражение его эволюции, в котором прослеживаются всевоз- можные интеллектуальные действия через разнообразные физические, матери- ально-природные, полевые и другие структуры на Земле и в ближнем Космосе, при этом интеллект, самоотражая свою эволюцию на планете, постепенно сме- щается на нисходящий путь к самоуничтожению. По-видимому, это связано с тем, что торможение и самоуничтожение существенно определяют развитие и расширение других интеллектуальных эволюционных процессов, которые суще- ствуют в окружающем солнечную систему космическом пространстве. Физика наполняет наши знания, технику, практику все более усовершенст- вованными энергетическими, электромеханическими, механическими и други- ми технологиями. Философия обобщает эти процессы, и между временем фило- софского обобщения и накопленными фактами всегда существует «зазор» реаль- ного временного отставания: философия не может опережать открытия, которых еще нет, она может их или моделировать, или предсказывать. Поэтому антропо- философия, философия эволюции, социально-эволюционных, интеллектуаль- ных процессов в цивилизации действительно существуют, но отстают от реаль- ности. Сегодня начинает вырисовываться парадигма, провозглашающая, что наш мозг — это голограмма, а то, что мы ощущаем и видим, — голографический виртуальный процесс. Понятие виртуального остается пока не расплывчатым, так же как и само понятие голограммы, упрощенно физически трактуемой толь- ко через световые феномены. Важно понять, существует ли пока неизвестная за- кономерность переноса этого феномена, голографического изображения при помощи лазерных систем и смещения их лучей на общефилософское, планетар- но-космическое понимание мира. Если согласиться с К. Прибрамом и с Д. Бо- мом, которые утверждают эти идеи, и прислушаться к работам С. Грофа [1997, 2000], то окажутся объяснимыми многие парапсихологические явления, но воз- никнет вопрос: «Существуем ли мы на планете Земля и не является ли здесь идея полипсихизма (каждый в своей голограмме видит окружающий мир, переживает его физически, психически, эмоционально) реальностью мира планеты?» По- этому мы не можем полностью согласиться с голографической парадигмой ин- теллекта планеты, тем более, что она не может объяснить аксеологические, целе- вые функции восходящей или нисходящей эволюции. Если говорить о реально- сти жизни, то возникает вопрос: «Кто определяет и кто уполномочен определять эту реальность в столь запутанном геокосмическом, геополитическом варианте

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2