Очерки о природе живого вещества и интеллекта на планете земля, 2004

тическими программами. «Соувинг» может быть представлен как вариант фрактала полевой формы, «археологически» наиболее древнего интеллектуаль- ного «пятна». В течение индивидуальной жизни это «пятно» — интеллект управляет не только внешним социальным поведением человека, но и его отношением к своему внутреннему состоянию, органам, клеткам, к смене клеточных генера- ций и, по-видимому, к бактериально-вирусному, эндобиосферному комплексу. С использованием новых методов возможно инструментально приблизиться к измерению напряженности «соувинга», определению его механизмов, выявле- нию не только его количественных, но и его качественных характеристик для возможной профилактики и лечения. Речь идет о перспективах лечения людей с установками девиантного поведения, нарко- и алкогольнозависимых, с пси- хическими заболеваниями и т.д. — это новая страница в психологии и психиат- рии, которая объединяет накопленный опыт изучения психических феноменов с конституциями, характером, вариантами экстра- и интравертности, это но- вые ключи к личности, управлению поведением человека и социальных групп. Это особенно важно для школьного, подросткового возраста: речь идет о новых главах в дошкольной и школьной гигиене, имеющих целью формирование в детях аксеологических, целевых доминант, открытие дарований и талантов. Очерк 8 Об опасности генетического дефолта в эволюции биосферы и человеческого разума Приведем важные высказывания В.И. Вернадского [1975] о научной мысли как «планетной силе»: это «...наличность в нашей видовой стадии организма тех высших форм познания, которыми будет в полной и ясной мере обладать тот вид ( Homo sapiens) или род, который нас заменит. И должно быть это геоло- гически скоро, так как сейчас мы геологически переживаем психозойскую эру. Структура мозга будет изменена по существу и этот организм выйдет за преде- лы планеты» (с. 9). «Увеличивая мир до чрезвычайных размеров, новое научное мировоззрение в то же время низводило человека со всеми его интересами и достижениями — низводило все явления жизни — на положение ничтожной подробности в Космосе» (с. 247). В.И. Вернадский несколько раз возвращается к этой идее, подчеркивая, что человеческий разум, наш интеллект отражает лишь некоторые чувственные или физические естественно-природные свойст- ва, причем в ограниченных формах, и не может признать себя полностью все- могущей, на уровне Бога, системой понимания всех вселенских, планетарных и космофизических процессов. Именно этот принцип в XXI в. становится наибо- лее ответственным, потому что уже очевидно, что физическое преобладание в понимании живого вещества, его генетических программ и, по существу, их низведение до известных сегодня информационных технических устройств (сложных компьютеров) приводит к тому, что, по словам В.И. Вернадского,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2