Очерки о природе живого вещества и интеллекта на планете земля, 2004

В трудах АЛ. Чижевского [1924] есть графики по историометрии, и один из них (рис. 13) мы приводим в очерке. Добавим, что имеются и другие работы, открывающие новые свойства живого вещества, например явление гормезиса, указывающее, что запредельно малые концентрации экологических факторов (включая радиацию, химические воздействия и т.п.) вызывают очень сложный «переток» информационных процессов. Эффект гормезиса, по-видимому, есть феномен, приближающий нас к пониманию той полевой информации, без ко- торой невозможна жизнь белково-нуклеинового вещества в ограниченно из- вестной нам термодинамике. Как ведет себя геном в случаях гормезиса, остает- ся неясным. В наших работах по исследованию межклеточных взаимодействий [Казна- чеев В.П., Михайлова J1.П., 1981, 1985] и дальнейших экспериментах МНИИКА показано, что полевая форма информации может изменять содержание генети- ческого кода клетки и формировать те программы реализации белково-нуклеи- нового метаболизма, которые связаны с полевыми формами (см. очерк 17, разд. 8.4.5). Можно назвать еще целый ряд работ, например Л.Н. Гумилева, ко- торый указывал, что пассионарная стадия развития этноса, когда он становится очень агрессивным (на протяжении, по-видимому, 6 - 7 поколений), а затем как бы успокаивается, приближаясь к равновесной фазе, на что уходит около 1.5-2 тыс. лет, и начинает смещаться в пессимальную фазу, объясняется микромута- циями. Скорее всего, процесс пассионарного взлета этноса — это интеллекту- альный взлет, а не только биологический и генеративный. Пессимальный пе- риод упадка тоже интеллектуальный, но, по-видимому, он объясняется той по- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 15 0 150 100 50 0 1749 1760 1770 1780 1790 1800 1810 1820 1830 1840 I 2 34 5 6 7 8 910 15 10 5 0 150 100 50 0 1840 1850 1860 1870 1880 1890 1900 1910 1920 1930 Рис. 13. Пятнообразовательная деятельность Солнца (нижняя кривая) и всемирно-исто- рическая активность человечества с 1749 по 1930 г. [по A.JI . Чижевскому, 1924].

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2